Научная статья на тему 'Арт-педагогика в формировании культуры правонарушителей'

Арт-педагогика в формировании культуры правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-педагогика в формировании культуры правонарушителей»

эпизодов из жизни и практической деятельности территориальных органов внутренних дел, когда “правда глаза колет” именно тому, кто оказался способен на открытую нелицеприятную критику. И нередко лишь “деперсонализация” и “ложь в словах” в поддержку начальника уберегает добросовестного сотрудника от (стресса) наказания - выговора или понижения денежного довольствия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов С.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых сотрудниками милиции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2000.

2. Концепция совершенствования подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 1.3) // Приказ МВД РФ. - 2003. - № 829.

3. Платон. Соч.: В 3-х т. - М., 1968, - Т. 1. - С. 417.

4. Проханов Ю. Дешевая милиция дорого стоит государству // Щит и меч. - 2001. - № 47 (815). - С. 2.

5. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2000. - С. 10.

6. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. - 1972. - № 10. - С. 57.

АРТ-ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Канд. пед. наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Э.В. Зауторова Вологодский институт права и экономики Минюста России

"Эстетическое чувство есть основа

' доброты, основа нравственности ".

В.Г. Белинский

В современных условиях развития нашего общества, перестройки всей системы образования и культуры особое значение приобретают гуманизация и демократизация системы обучения и воспитания, что предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей личности, ее позитивную самореализацию. Проблемы правонарушений и преступлений в обществе являются предметом повышенного интереса мировой психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Поэтому особую значимость и ответственность приобретает деятельность пенитенциарной системы по исправлению осужденных.

Проявления гуманизации в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России предусматривают не только улучшение условий материально-бытового обеспечения осужденных, но и внедрение в воспитательный процесс новых гуманистических технологий.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в числе первоочередных выделены меры по обеспечению социально-правовой и социально-психологической защищенности, созданию условий для поддержания их физического и психического здоровья, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проводимой воспитательной работы (2, 5).

Позитивные тенденции исправительной политики наталкиваются на медленный темп реформирования устаревших методов и технологий в практике воспитательного процесса в учреждениях исполнения наказания. В поиске эффективных средств воспитания современная педагогика все больше ориен-

тируется на использование искусства, в том числе и в исправительном процессе. На современном этапе поиск находится в основном пока на уровне теоретических изысканий, пожеланий, а не реальности, но их изучение важно для перспективы.

Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. По точному выражению известного психолога Л.С. Выготского, “...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа” (1,239).

В работе с осужденными искусство может стать способом профилактики и коррекции поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления в коллективе, дать ценный опыт позитивных изменений. Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании общей и художественной культуры человека.

Замечательным и уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов “правильного” поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни и поиску самостоятельной дороги свободного развития. Погружение осужденного в мир искусства, творчество в разных видах искусства готовит его к осознанию собственного “Я”, к духовно-нравственному преобразованию себя и окружающего мира.

Условия содержания в местах лишения свободы часто приводят к накоплению отрицательных эмоций у осужденных, негативным проявлениям. При этом создаются психологические защитные барьеры, препятствующие восприятию проводимой с осужденными воспитательной работы, тем самым снижающие ее эффективность.

Активное использование методов арт-педагогики и соответствующей коррекции в деятельности исправительных учреждений может способствовать успешности преодоления педагогической невосприимчивости осужденных и формированию положительного отношения к воспитательным воздействиям, помочь осужденным осознать, сформулировать, уточнить свои цели, желания, трудности и проблемы.

Арт-педагогика является синтезом двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики специально организованного коррекционно-педагогического процесса художественного развития личности с целью формирования основ художественно-эстетической культуры через искусство и творческую деятельность.

В связи с этим нами разрабатывается программа художественно-эстетического и общекультурного развития осужденных в условиях исправительного учреждения. Целью программы “В мире гармонии” является формирование духовного мира осужденного, его нравственности, повышение уровня художественно-эстетической культуры, эстетической восприимчивости через приобщение к различным видам искусства в целях обеспечения более полной самореализации личности и ее социальной адаптации.

Программа решает также следующие педагогические задачи:

1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения осужденного определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками, оказание помощи в личностном развитии в особо сложный период жизни человека, для собственного поиска им путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей среды.

2, Расширение общего и художественно-эстетического кругозора осужденных, повышение художественно-эстетичес-

Пенхопедагогнка в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)

65

кой культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности.

3. Силой воздействия комплекса искусств и соответственно организованной творческой практикой развитие художественных способностей осужденных. .

4. Актуализация внутреннего потенциала, развитие психического здоровья, повышение уровня творческого рабочего самочувствия.

5. Осуществление психолого-педагогической поддержки осужденных, расширение их социального опыта, подготовки к жизненной самореализации.

Программа решает и такие актуальные вопросы, как организация занятости осужденных в свободное время, удовлетворение образовательных интересов личности.

Для решения данных задач планируется использование разнообразных видов деятельности, таких как творческий труд, коллективная работа, познавательная деятельность, развитие художественного вкуса, организация полезного досуга в целях формирования общей культуры.

Значимость программы состоит в том, что ее реализация должна помочь осужденным самим нести ответственность за свою повседневную жизнь, за результаты собственной деятельности на базе эстетизации и гуманизации воспитательного процесса исправительного учреждения, а также способствовать продолжению самообразования.

Данная программа имеет пропедевтический характер вхождения в искусство, в культуру и несет в себе попытку осмысления своего отношения к ним и возможности собственного продвижения. Поэтому одной из ее задач является также научить осужденного доверять своему внутреннему чувству при общении с искусством.

При отборе содержания программы мы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов, следование которым обеспечивало гибкость ее применения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей осужденных:

1. Принцип гуманности и демократии. Сотрудники должны быть искренне заинтересованы в судьбе осужденного и глубоко верить в успех формирования новой личности. Осужденный принимает активное участие в жизнедеятельности коллектива (“воспитание в коллективе и через коллектив”):

- обсуждение и выбор совместной деятельности;

- свободный выбор осужденным той или иной деятельности, заинтересовавшей его;

-добровольная ориентация на получение знаний относительно конкретно выбранной деятельности. /

Подлинной сутью воспитания является сам процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

2. Принцип салюстоятельности и автономности осужденного в принятии решений относительно своего развития. Правовые, психолого-педагогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

3. Принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, на стремление к целостности, гармоничности, художественной оформлен но сти, образности и эмоциональности содержания и способов его конструировния и трансляции.

4. Принцип рефлексивной креативности подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение осужденного в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем эффективности.

5. Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации, через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях исправительного учреждения через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

6. Культурологический принцип позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей эпохи и развития разных видов искусства.

Соблюдение указанных принципов способствует нахождению осужденным личностного смысла в изучении произведений художественно-эстетической культуры, формированию нравственных и эстетических взглядов, новых ценностных ориентаций.

Участниками программы являются группы осужденных и отдельные осужденные, сотрудники, воспитатели, организаторы, арт-педагоги, а также специалисты в разных областях искусства.

Освоение программы предполагает гуманистическое взаимодействие ее участников, создающее условия для личного понимания сообщаемой информации. Признаками эффективности совместной деятельности можно считать отражение со-творческой позиции субъектов, создание условий свободного выбора сфер приобщения к художественно-эстетическим ценностям, выявление зон неопределенности в развитии жизнедеятельности осужденных, поддержание всевозможных форм его творческой активности.

Программа предусматривает определенные этапы ее освоения:

1 .Диагностический этап, выявляющий характер интересов, потребностей осужденных, предпочтительную направленность их деятельности.

2. Стартово-мотивационный этап, предполагающий пробное включение осужденных в художественно-эстетическую деятельность. Здесь обязательно должны выполняться условия добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с осужденными.

3. Содержательно-деятельностный этап, обеспечивающий возможности для самореализации осужденных. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области художественной культуры и художественно-творческой деятельности.

4. Рефлексивный этап ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Осужденный становится “сотворцом” данной программы, может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки.

Программа “В мире гармонии” предполагает определенную вариативность, она может реализоваться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Она предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждая тема состоит из тематического блока, включающего в себя теоретическую - небольшой информационный материал -и практическую части.

Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки - это определенный ориентир организаторам воспитательной работы пенитенциарных учреждений для поиска и осуществления нравственно-эстетического направления в исправлении осужденных, реализация которого осуществляется с учетом

66

Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

особенностей и традиций в коллективе. При этом работа должна проводиться систематически, с учетом возникающих ситуаций и сложностей, конкретных обстоятельств исправительного учреждения.

В системе методов приобщения осужденных можно выделить пять основных: эвристический (метой поиска, смысл которого заключается в нахождении средств и решений задач на основе постоянного поиска - основной метод развития творчества), объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний), наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный метод используется, чтобы усилить впечатление осужденных от произведений культуры и искусства), репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений, что ведет к усвоению умений и навыков), эмпирический (метод подражания,

помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.). Все методы воспитания тесно связаны между собой.

Ожидаемый результат программы с применением методов и форм арт-педагогики - повышение общей и художественно-эстетической культуры осужденных, появление эмоциональной устойчивости, готовности участников к самореализации в новых видах деятельности и построению гибких отношений с окружающими, увеличение темпов личностного развития, а также коррекция отклонений в поведении.

ЛИТЕРАТУРА ~

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.

2. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. - М., 2000.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, N91(23)

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.