Сходства и различия основной и контрольной групп
Результаты исследования помогли выявить значительное сходство между выборкой курсантов Университета МВД (психологов) и выборкой студентов-гуманитариев Политехнического университета. Различия составляют:
- возраст (гуманитарии СПбГПУ являются студентами 2 курса, в возрасте 18-22 лет);
- эмоциональная окраска отношения к кризисным ситуациям (70% гуманитариев СПбГПУ дали этому явлению сугубо отрицательную оценку, в их числе - большинство находящихся на данный момент в подобной ситуации);
- отношение к кризисным ситуациям основной деятельности (курсанты воспринимают их более легко, чем “гражданские” студенты;
- низкие оценки студентов СПбГПУ, находящихся в кризисной ситуации, по факторам N и Q2 (зависимость от группы, конформизм, ориентация на социальные решения).
При этом обе выборки обнаружили некоторые различия с выборкой “технарей” СПбГПУ.
Так, “технари” охотнее признают наличие проблемы (кризисной ситуации в данный момент); значительно чаще других демонстрируют негативное отношение к тестированию; демонстрируют меньше негативизма в отношениях с противоположным полом; легче воспринимают кризисные ситуации и недооценивают их последствия. По тесту Кеттелла, они набрали преимущественно низкие баллы по факторам: А (замкнутость, необщительность, холодность, скептицизм); С (эмоциональная неустойчивость, лабильность настроения, невротические симптомы, раздражительность, ипохондрия); Е (подчиненность, зависимость, застенчивость); G; N; Q2; Q3; Q4 (расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность).
Высокие баллы обнаружены по факторам: С (выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, ригидность и нечувствительность); G (высокая нормативность поведения, целенаправленность); Н (социальная смелость, готовность рисковать).
Что касается типичных кризисных ситуаций жизни и основной деятельности, то здесь существенных различий не обнаружено. В вопросе преодоления кризисных ситуаций 70% “технарей” предпочитают самостоятельное преодоление, основными способами которого студенты называют размышления в одиночестве и самоанализ (25%), чтение книг (15%), творчество (10%), прослушивание любимой музыки (15%), употребление пива (5%).
В дальнейшем автором исследования планируется перенести акцент на изучение кризисных ситуаций в жизни курсантов Университета МВД, расширив контрольную выборку до рамок основной за счет обследования еще порядка 90 курсантов, преимущественно юридической специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басейн Ф.В. Значащие переживания и проблема собственно-психической закономерности // Вопросы психологии. - 1972. -№ 3.
2. Басейн Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов сс психотерапии // Руководство по психотерапии. - М., 1974.
3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к, учебному процессу в вузе / Под ред. В.А. Гаврилова. - Кишинев: “Штиинца”, 1990.
4. Загайнов Р.М. Педагогика и психология преодоления кризисных ситуаций в спортивной деятельности: Методические материалы для тренеров. - М., 1990.
5. Обозов Я.Я. Возрастная психология: юность и зрелость. -СПб., 2000.
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Канд. психол. наук, доцент Г.Д. Андрюшин
Орловский юридический институт МВД России
Профессионально значимыми психологическими факторами, позволяющими выдерживать возрастающую напряженность в деятельности сотрудников органов внутренних дел, служат умения и навыки так называемой психологической защиты как специфические механизмы саморегуляции основных психофизиологических функций и снижения на данной основе психотравмирующего воздействии экстремальных факторов. Другими словами, это универсальные способы преодоления основных астенических психических состояний - стресса и посттравматического стрессового расстройства, фрустрации и внутриличностного кризиса. Посредством визуализации обозначим основные приемы психологической защиты.
Схема
ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ВЫТЕСНЕНИЕ / ЗАМЕЩЕНИЕ ИЗОЛЯЦИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КОМПЕНСАЦИЯ ПРОЕКЦИЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ САМОДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕНА УСТАНОВОК ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ЛОЖЬ
____________I_____________J
Приемы психологической защиты как неосознаваемые защитные механизмы психики впервые были обозначены терминологически в начале XX в. Зигмундом и Анной Фрейд, позднее были дополнены и развиты целым поколением зарубежных “неофрейдистов” и видными отечественными психологами -Д.Н. Узнадзе, А.А. Налчаджян, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.; в контексте криминальной психологии - А.Р. Ратинов и Ю.М. Антонян. Абстрагируясь от научных и методологических дискуссий о степени осознанности механизмов психологической защиты, с позиции юридической психологии авторское предпочтение отдается имеющему прикладную направленность термину “приемы психологической защиты” как “вполне осознаваемые аффективно окрашенные психологические установки” (Д.Н. Узнадзе) в рамках нормальной, адекватно понимаемой “психологической защиты сознания”: “Так, например, если сформировавшуюся эмоционально насыщенную установку не удается почему-либо реализовать, то нейтрализовать ее неблагоприятное воздействие можно, создав другую, более широкую в смысловом отношении, в рамках которой противоречие между первоначальным стремлением и препятствием устраняется. Входя в систему этой более широкой установки, первоначальное стремление преобразуется как мотив и поэтому обезвреживается” (Ф.В. Бассин) (5, 10).
Анализ системы приемов психологической защиты представляется автору необходимым. Как показывает многолетний опыт преподавания и профессионального общения, многие сотрудники органов внутренних дел применяют лишь так
62
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
называемые традиционные средства “снятия стресса” -транквилизаторы, табак и алкоголь, что существенно снижает эффективность их служебной деятельности.
Элементарные приемы вытеснения и замещения представляют собой простейший психологический механизм намеренного исключения из сферы активного осознания источника психической напряженности и замены его более приятной эмоцией или мыслью. Как бы ни было тяжело в данный момент, подобной произвольной манипуляцией сознания возможно искусственно отсрочить (на небольшой промежуток времени), таким образом ослабив, нарастающий дистресс. Необходимо условно “потеснить” дурные мысли и тяжелые чувства. Психотерапевтический эффект имеет следующий алгоритм размышления: “Сейчас плохо, а ведь недавно было хорошо (вспоминаю это хорошее). Наверняка скоро опять будет хорошо, потому что жизнь - зебра: светлая полоса -темная полоса-светлая полоса”.
Изоляция имеет в своей основе присущее любому человеку свойство рассматривать конкретное явление, выделяя его из совокупности окружающих предметов или фактов. В контексте приемов психологической защиты каждый сотрудник должен научиться “изолировать” тревожащий его фактор или обстоятельство, анализировать и разрешать его здесь и сейчас, вычленяя его отдельно от других проблем. Условно говоря, всегда присутствует лишь одна актуальная проблема и решается именно она. Психотерапевтический эффект имеет следующий алгоритм размышления: “Данная проблема сложная, но все остальное не так уж и плохо. Все силы бросаю на решение одной проблемы!”.
Приемы нейтрализации и компенсации заключаются в осмысленной попытке снять или преуменьшить роль психотравмирующего негативного явления, находя “противовесы” в форме позитивного фактора. Данные приемы основываются на рационализации (в российской научной литературе, прежде всего в отечественной конфликтологии, этому понятию предпочитают термин “интеллектуализация”), когда человек при рассмотрении эмоционально-тревожного обстоятельства исключает эмоцию, включает мыслительный аппарат и путем анализа, сравнения, структурирования, иерархи-зации, систематизации пространственных, временных или причинно-следственных связей синтезирует искомое решение проблемы, в совокупности негативных обстоятельств отыскивает позитивный момент. Психотерапевтический эффект имеют следующие рассуждения: “Обязательно имеется выход из данной ситуации - необходимо найти ослабляющий проблему внутренний стимул,или внешний фактор (возможно - третье лицо),., В этом я промахнулся (виноват), зато в другом я на уровне... В конечном счете, в любой бочке дегтя есть ложка меда”.
Прием проекции в его первоначальном виде представлял собой попытку переноса собственных эмоционально негативных установок и мыслей на оппонента или иное лицо, например, в случае с преступником, который, ослабляя угрызения совести по поводу убийства, пытается приписать собственные агрессивные намерения жертве. В целом данный механизм находит свое развитие в достаточно эффективном приеме переноса накопившегося раздражения на другого человека (сослуживца, друга, жену) либо на боксерскую “грушу” в тренажерном спортзале. Как правило (по аналогии с фрейдистской “сублимацией”), на практике встречается “проекция психической энергии” в иную сферу деятельности, предпочтительно с однообразным и монотонным характером действий - мелкий ремонт вещей, мебели или автомобиля, уборка помещения или территории, физические упражнения, чтение. Психотерапевтический эффект имеет следующий алгоритм размышления: “Я устал - необходимо отвлечься... Надо поработать физически, сходить на природу или пообщаться с другом... Потом настроюсь и легко разрешу проблему”.
Децентрация - один из самых действенных механизмов снятия психического напряжения на основе “компенсации” -в противовес “изоляции”, когда посредством анализа ситуации человек перестает оценивать окружающее только с эгоцентрической позиции “Я” - собственного горя или неудачи, начинает отмечать, что вокруг живут и другие люди, которым, возможно, еще хуже, еще больнее в этот момент - одинокие, бездомные, больные и немощные, в подобной ситуации человек в большей мере задумывается о своих близких и родных. Психотерапевтический эффект имеет следующий алгоритм размышления: “Мне плохо, но могло быть хуже. Столько вокруг людей, которым еще тяжелее, у которых нет даже того элементарного, что есть у меня”.
Основой психического механизма десенсибилизации (снижения чувствительности) служит так называемое притупление чувств, прежде всего, боли, брезгливости и отвращения, ослабление переживаний сочувствия и сострадания. С опытом негативных эпизодов жизни или несения службы, например, “выезда на трупы” или посещения морга, сотрудник милиции более спокойно и благоразумно (без аффекта) относится к эпизодам унижения и оскорбления и даже к смерти, болезни, крови, изувеченным людям и обезображенным трупам.
В данной связи психологический прием самодесенсиби-лизации ориентирован на то, чтобы стресс и связанные с ним нарушения спокойного хода мыслей и действий либо вообще не имели места, либо их действие оказывалось смягченным. Сущностью данного приема (он хорошо отрабатывается в системе профессионального обучения немецких полицейских) является осознанная подготовка себя к экстремальным воздействиям путем мысленного представления - моделирования любой из вероятных экстремальных ситуаций, анализа ее причин и последствий, самоанализа своих возможностей и, на данной основе, физического и психического расслабления (релаксации). В аналогичной реальной ситуации человек будет ориентироваться более адекватно и вести себя сдержанно и спокойно. В идеале можно мысленно “обыграть” возможные “наихудшие” ситуации в жизни (службе), разработав “выигрышные” или не самые “проигрышные” алгоритмы - конкретные действия и даже типичные фразы. Например, когда вас справедливо отчитывают за незначительное нарушение, поистине универсален “дурашливый” коммуникативный прием бравого Швейка: “Виноват - болван - исправлюсь”.
Перемена установок есть сознательная и целенаправленная замена новыми таких установок поведения, как необоснованное предубеждение по отношению к конкретному человеку, неадекватное отношение к конкретной ситуации и собственной личности, преодоление в себе комплекса неполноценности и чувства вины, комплекса превосходства или состояния эйфории, ложных ожиданий, суеверий и предрассудков. Так, если человеку не удается достичь желаемого высокого результата, например, назначения на вышестоящую должность, необходимо изменить собственную установку поведения, предпринять новую попытку добиться большего в другой сфере, возможно, с переводом в смежную службу (например, повысить профессиональный уровень посредством учебы в ведомственном образовательном учреждении). В данном контексте полезно помнить старую добрую поговорку: “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Вместе с тем психотерапевтический эффект имеет следующий алгоритм размышления: “Если не можете иметь то, что нравится, полюбите то, что имеете”.
Деперсонализация. Именно этот механизм, как автоматизированный конформизм, является спасительным решением для большинства нормальных людей в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вме-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
63
сте с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи ца свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного “я” и превратившись в робота, подобного милли-! онам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности. Достаточно распространена точка зрения, что “нормальный” способ преодоления одиночества в нашем обществе состоит в превращении в автомат. Но такая позиция противоречит одному из представлений о человеке нашей культуры как о личности, способной думать, чувствовать и действовать свободно, по своей собственной воле. Каждый человек искренне убежден, что он - это “он”, что его мысли, чувства и желания на самом деле принадлежат ему. И хотя среди нас встречаются самобытные индивидуальности, в большинстве случаев подобное убеждение является иллюзией, и притом иллюзией опасной, ибо она формирует комплекс “завышенной самооценки”, что в конечном счете подрывает традиции коллективизма и так называемой корпоративной солидарности. В советское время говорили: “Жить в обществе и быть свободным от общества - нельзя”.
Ложь. В ряду наименее изученных приемов психологической защиты от стрессоров и фрустраторов - на стыке с “рационализацией” и “деперсонализацией” - особое место занимает ложь, которая при субъективно-ориентированном анализе зачастую неотделима от обмана и самообмана.
Оставляя вне рассмотрения ложь как манипуляцию -в русле коммуникативных и поведенческих конструкций
Э. Берна, Д. Карнеги, Э. Шострома, П. Экмана, В.В. Знакова и др., - а также самообман в форме заблуждения - ложной мысли, ошибочно принимаемой субъектом за истину, назовем лишь три основных вида лог ических ошибок: в посылках (в основаниях доказательства), в тезисе (в доказываемой мысли), в аргументации (в форме рассуждения). В контексте обозначенной проблемы эти наиболее распространенные ошибки, при их умелом переводе в плоскость общения, вполне можно назвать важными логическими приемами манипу-лятивной лжи.
Общеизвестно, что Платон различал “ложь в уме” - как бшибку и “ложь в словах” - как обман. “Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет” (3,417).
Показателен пример “лжи в словах” от Сократа:
- если больше учишь, значит больше знаешь;
- если больше знаешь, значит больше забываешь;
- если больше забываешь, значит меньше знаешь;
- таким образом, больше учишь - меньше знаешь?!
‘Ложь - явление многоаспектное. За рамки статьи, к сожалению, выходит и философско-методологический аспект лжи: объективность и субъективность истины. Вместе с тем нельзя не подвергнуть анализу “ложь” как социальную категорию -в историческом и транскультурном аспектах этики, политики и права. В данном контексте, бесспорен тезис известного российского академика Н.П. Дубинина: «Очевидно, что основные социальные черты человека, его “человечность”... понимание добра и зла, правды и лжи, чувство красоты..все это социально развивалось, было разным для разных исторических эпох, передаваясь при помощи социального (а не генетического) наследования» (6,57).
В культурно-историческом аспекте социального феномена самообмана как “лжи в умах”, можно напомнить, что вера русского народа во всесилие царя (барина, хозяина) в дореволюционной России или принцип коллективизма, признаваемый приоритетом “Морального кодекса строителя коммунизма” в СССР, оставили в современном российском менталитете психологически уродливое наследие чинопочитания, соглашательства, конформизма, приспособленчества и угодничества, а соответственно - ложь в речах и делах. Так, согласно статистическим данным (репрезентативное анонимное
исследование и анализ проводились в 2002 г. на государственном уровне в 40 регионах России) каждый второй россиянин хотя бы раз в жизни “давал взятку”, при этом в некоторых краях и областях “взяткодателей” - три четверти населения. (Взятка - наиболее показательный пример в контексте проблемы лжи: как известно, взятку один дает - другой берет. По УК РФ, каждый из двоих - преступник, естественно, они вынуждены, как минимум, “молчаливо лгать”). Сколько же “молчаливо лгущих” взяткополучателей в государственных, в том числе правоохранительных и судебных органах России? Для информации: в 2001 г. около 2700 сотрудников органов внутренних дел были привлечены к ответственности за преступления, связанные с коррумпированностью (4, 2).
В этическом аспекте психологического феномена лжи, как и в нравственном облике человека, во все времена и у всех народов одобрялись честность, правдивость и откровенность. Поучительна русская поговорка: “Лучше плохая правда, чем хорошая ложь”. Вместе с тем хитрость, изворотливость, способность к актерскому перевоплощению, умения и навыки говорить, то, что нужно по ситуации, а не в соответствии с личной точкой зрения - всегда высоко ценились не только в народных сказках, но и как профессионально значимые качества, например, разведчиков или оперативных сотрудников, внедренных во враждебную (криминальную) среду.
Соответственно, в курсе “Психология в деятельности сотрудников ОВД” в любом учебном заведении МВД РФ изучаются общие закономерности, конкретные “сценарии” и “правила” общения, например, рекомендации чаще улыбаться или завышать самооценку оппонента или партнера по общению (из наследия Д. Карнеги), традиционно трактуемые как мелкая лесть, а субъективно - “ложь в устах”. В рамках оперативно-розыскной психологии подробно отрабатывается “Методика контактного взаимодействия” (по Л.Б. Филонову), в которой используется несколько приемов “вхождения в доверие”, а фактически умелой лжи во имя предотвращения или раскрытия преступления.
Таким образом, с этических позиций не каждая ложь общественно порицаема. Если ложь приносит пользу обществу, ее не следует рассматривать как порок. Здесь определяющим является мотив, которым руководствуется человек: если он выполняет пагриотический долг или преследует гуманные цели, его “ложь в словах” должна оцениваться как высоконравственный поступок. А если в демократическом обществе личность гражданина, его жизнь, здоровье, достоинство, права и свободы признаются высшими ценностями, значит, то, что делается во благо конкретного человека, - благо и для общества. Итак, именно ложь, обман, включая самообман, являются теми универсальными психологическими механизмами, которые позволяют уберечься от возможного стресса в преддверии или после угрозы, упрека, наказания.
В системе МВД России большинство сотрудников органов внутренних дел (примерно 53,4%) считают основным критерием служебного роста добросовестное выполнение своих обязанностей, и это внушает оптимизм в контексте Концепции совершенствования подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, в п. 1.3 которой говорится о том, что Она имеет своей целью “повышение социального статуса сотрудников ОВД” (2). Вместе с тем на рубеже веков примерно 92% сотрудников не чувствовали себя социально защищенными, 73,0% полагали, что материальная нужда и ниіййе доходы способствуют совершению преступлений, около' 12,0% называли основным фактором служебного роста с+Шёнь преданности начальству, при этом каждый четвертый полагал, что только оказание услуг материального (16,3%) и ийого характера (8,7%) способс.твует продвижению по службе (1). Соответственно, в служебном коллективе, где преобладают вышеуказанные оценки, честному и принципиальному сотруднику очень трудно говорить “горькую правду” своим сослуживцам и особенно руководителю коллектива. Можно привести множество
64
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
эпизодов из жизни и практической деятельности территориальных органов внутренних дел, когда “правда глаза колет” именно тому, кто оказался способен на открытую нелицеприятную критику. И нередко лишь “деперсонализация” и “ложь в словах” в поддержку начальника уберегает добросовестного сотрудника от (стресса) наказания - выговора или понижения денежного довольствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов С.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых сотрудниками милиции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2000.
2. Концепция совершенствования подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 1.3) // Приказ МВД РФ. - 2003. - № 829.
3. Платон. Соч.: В 3-х т. - М., 1968, - Т. 1. - С. 417.
4. Проханов Ю. Дешевая милиция дорого стоит государству // Щит и меч. - 2001. - № 47 (815). - С. 2.
5. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2000. - С. 10.
6. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. - 1972. - № 10. - С. 57.
АРТ-ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Канд. пед. наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Э.В. Зауторова Вологодский институт права и экономики Минюста России
"Эстетическое чувство есть основа
' доброты, основа нравственности ".
В.Г. Белинский
В современных условиях развития нашего общества, перестройки всей системы образования и культуры особое значение приобретают гуманизация и демократизация системы обучения и воспитания, что предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей личности, ее позитивную самореализацию. Проблемы правонарушений и преступлений в обществе являются предметом повышенного интереса мировой психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Поэтому особую значимость и ответственность приобретает деятельность пенитенциарной системы по исправлению осужденных.
Проявления гуманизации в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России предусматривают не только улучшение условий материально-бытового обеспечения осужденных, но и внедрение в воспитательный процесс новых гуманистических технологий.
В Концепции воспитательной работы с осужденными в числе первоочередных выделены меры по обеспечению социально-правовой и социально-психологической защищенности, созданию условий для поддержания их физического и психического здоровья, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проводимой воспитательной работы (2, 5).
Позитивные тенденции исправительной политики наталкиваются на медленный темп реформирования устаревших методов и технологий в практике воспитательного процесса в учреждениях исполнения наказания. В поиске эффективных средств воспитания современная педагогика все больше ориен-
тируется на использование искусства, в том числе и в исправительном процессе. На современном этапе поиск находится в основном пока на уровне теоретических изысканий, пожеланий, а не реальности, но их изучение важно для перспективы.
Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. По точному выражению известного психолога Л.С. Выготского, “...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа” (1,239).
В работе с осужденными искусство может стать способом профилактики и коррекции поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления в коллективе, дать ценный опыт позитивных изменений. Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании общей и художественной культуры человека.
Замечательным и уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов “правильного” поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни и поиску самостоятельной дороги свободного развития. Погружение осужденного в мир искусства, творчество в разных видах искусства готовит его к осознанию собственного “Я”, к духовно-нравственному преобразованию себя и окружающего мира.
Условия содержания в местах лишения свободы часто приводят к накоплению отрицательных эмоций у осужденных, негативным проявлениям. При этом создаются психологические защитные барьеры, препятствующие восприятию проводимой с осужденными воспитательной работы, тем самым снижающие ее эффективность.
Активное использование методов арт-педагогики и соответствующей коррекции в деятельности исправительных учреждений может способствовать успешности преодоления педагогической невосприимчивости осужденных и формированию положительного отношения к воспитательным воздействиям, помочь осужденным осознать, сформулировать, уточнить свои цели, желания, трудности и проблемы.
Арт-педагогика является синтезом двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики специально организованного коррекционно-педагогического процесса художественного развития личности с целью формирования основ художественно-эстетической культуры через искусство и творческую деятельность.
В связи с этим нами разрабатывается программа художественно-эстетического и общекультурного развития осужденных в условиях исправительного учреждения. Целью программы “В мире гармонии” является формирование духовного мира осужденного, его нравственности, повышение уровня художественно-эстетической культуры, эстетической восприимчивости через приобщение к различным видам искусства в целях обеспечения более полной самореализации личности и ее социальной адаптации.
Программа решает также следующие педагогические задачи:
1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения осужденного определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками, оказание помощи в личностном развитии в особо сложный период жизни человека, для собственного поиска им путей преодоления неблагоприятных воздействий окружающей среды.
2, Расширение общего и художественно-эстетического кругозора осужденных, повышение художественно-эстетичес-
Пенхопедагогнка в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)
65