Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КУРСАНТАМИ (По материалам обследования курсантов 4 курса 1 факультета Санкт-Петербургского университета МВД России)'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КУРСАНТАМИ (По материалам обследования курсантов 4 курса 1 факультета Санкт-Петербургского университета МВД России) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ КУРСАНТАМИ (По материалам обследования курсантов 4 курса 1 факультета Санкт-Петербургского университета МВД России)»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

КУРСАНТАМИ

По материалам обследования курсантов 4 курса 1 факультета Санкт-Петербургского уййвёрситета МВД России

• s Т.А. Грозная, ст. психолог-инспектор

Северо-Западное УВДТ, г. Санкт-Петербург

Современный человек в своей жизнедеятельности зачастую сталкивается с необходимостью разрешать сложные и многообразные задачи, которые влекут за собой ситуации, вызывающие затруднения в осуществлении данного рода действий. Напряженность ситуации, в которой происходит деятельность, зависит от субъективной значимости деятельности для исполнителя и меры его ответственности Та результат решения поставленной задачи. Экстремальность условий и требований, предъявляемых при этом к эмоционально-волевой, познавательной, двигательной, моторной сферам человека, определяют высокую вероятность срывов, спадов, кризисов и кризисных ситуаций.

Что такое “кризисная ситуация”, в научной литературе не определено, хотя начиная с советского периода многие специалисты углубленно занимались проблемой, поднятой автором. Исследуя ситуации различной степени сложности, анализируя результат их воздействия на личность и выявляя пути разрешения, ученые, характеризуя их, применяли определения: напряженные, стрессовые, экстремальные, критические, конфликтные, кризисные.

Наиболее углубленно проблемой кризисных ситуаций занимался Р.М. Загайнов. В качестве абсолютной модели, позволяющей выявить, изучить и классифицировать возможные виды кризисных ситуаций, а также найти универсальные способы и методы их преодоления, он выбрал большой спорт как вид деятельности, связанный с величайшей напряженностью и высочайшими достижениями. Загайнов предпринял попытку выделить кризисную ситуацию из разряда других сложных ситуаций. У всех сложных ситуаций есть одна объединяющая характеристика - напряженность, препятствующая человеку управлять своим поведением и эффективно решать стоящие перед ним задачи. Вероятнее всего, предполагает Загайнов, - наиболее целесообразно разделять в содержательном плане все возможные ситуации по степени напряженности, а кризисную определять как характеризующуюся наивысшей степенью напряженности условий выполняемой человеком деятельности, г, Так что же такое кризисная ситуация?

Кризисная ситуация (КС) - это жизненная ситуация, связанная с высокой напряженностью, вызванной изменениями условий жизнедеятельности человека, к которым он морально не подготовлен, или, напротив, отсутствием необходимых ему перемен, которые ему необходимы.

Основная опасность кризисной ситуации в том, что она может перерасти в кризис, из которого выйти уже значительно сложнее. А кризисы, существующие в таких разнообразных формах, как кризисы жизни (Ф.Е. Василюк), здоровья (Р.М. Загайнов), возраста (Эрик Г. Эриксон), деятельности (Р.М. Загайнов), личности, или “душевные кризисы” (“значащие переживания”, по Ф.В. Басейну), в свою очередь, перерастают в серьезные последствия - неврозы и пограничные состояния.

Кризисные ситуации переживаются и преодолеваются, как правило, по двум полярным направлениям:

1. Социально приемлемое преодоление: человек сам, без ущерба для других людей и общества, переживает события, породившие кризис.

2. Социально неприемлемое преодоление - патологические способы разрешения тупиковой ситуации, деструктивное поведение, алкоголизм, невротизация, психопатия, суицид и т.д. (Не готов к преодолению, ослаблен, ситуация представляется неразрешимой).

На сегодняшний день' не существует четко разработанной классификации КС, йет также и определения типичных (стандартных) кризисных ситуаций для конкретных видов человеческой деятельности. В связи с большим многообразием кризисных Ситуаций, для того, чтобы упростить и конкретизировать процедуру проведения исследования, автор предлагает свести все имеющиеся кризисные ситуации в две основные группы:

- кризисные ситуации жизни (“биографические”, т.е. не зависящие от воли и желаний человека: болезни, старение, потери близких и т.д.);

- кризисные ситуации основной деятельности (имеется в виду основная деятельность, выполняемая человеком, чаще всего профессиональная).

У студентов (как, впрочем, и у других категорий индивидов) встречаются кризисные ситуации обеих групп. Автор находит целесообразным сделать акцент на изучении группы “кризисных ситуаций деятельности”, но и “кризисные ситуации жизни” не останутся без внимания, так как, являясь лич-ностно значимыми для студентов, они неизбежно влияют на их основную (учебную) деятельность, да и на всю дальнейшую жизнь.

Если говорить о студентах и их психологии, то очень важно учесть следующий момент: студент - это индивидуум, формирующийся в физиологическом, личностном и профессиональном плане.

В рамках каждого возрастного периода есть свои кризисы и критические периоды. Каждый возраст определяется своими социально-психологическими, психологическими, психофизиологическими особенностями и новообразованиями.

Отдельная возрастная группа индивидуумов характеризуется общими особенностями, отделяющими ее от остальных возрастных групп. Это:

а) общие особенности социального статуса;

б) сходные биологические и физиологические особенности;

в) сходные социально-психологические особенности, определяющиеся способами социализации в этом возрасте.

Молодежь - это большая социально-демографическая группа людей в возрасте от 15-16 до 30-35 лет. Юность -переходный этап между детством и взрослостью.

Общими чертами (особенностями) для юношеской возрастной группы являются прежде всего:

а) социально-трудовая незрелость;

б) интенсивное психосексуальное становление;

в) противоречивость и неустойчивость социальных установок и ценностных ориентаций (мировоззрения).

Эти черты зачастую и являются условиями для формирования кризисных ситуаций, типичных для юноши-студента как субъекта социально-психологического исследования.

Кроме того, адаптируясь к учебному процессу в вузе, студент проходит ряд кризисных стадий по мере получения информации о самом учебном процессе и о будущей специальности. Так, по данным психологических исследований, на

1 курсе только 73,3% студентов знают, какие предметы им предстоит изучать; 39,0% их осознают возможности профессионального роста; 14,7% определяют свой выбор профессии как случайный. Поэтому неудивительно, что к началу

2 курса почти 28% студентов оказываются полностью разочарованными, чувствуют, что их надежды не оправдались. Часть из них впоследствии покидают вуз или переходят на другой факультет в рамках данного вуза. А те из них, кто остались доучиваться, усугубляют свою кризисную ситуацию.

В ходе изучения типичных кризисных ситуаций жизни и основной деятельности студентов автором были обследованы:

- 130 студентов Санкт-Петербургского ГПУ 2 и 4 курсов технического (ФТК) и гуманитарного (ГФ) факультетов;

60

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

- 40 курсантов 4 курса факультета юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД, выступавших в качестве контрольной группы.

Группу курсантов составили 15 юношей и 25 девушек в возрасте 20-24 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методики:

- авторская ознакомительная анкета;

- многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла (сокращенный вариант - 105 вопросов);

- авторская модификация методики “незаконченные предложения” Сакса и Леви.

В “незаконченных предложениях” принципиально новыми явились шкалы: отношение к кризисным ситуациям; отношение к учебной деятельности; кризисные ситуации, связанные с учебой; личностные кризисные ситуации; преодоление кризисных ситуаций.

Анализ данных обследования курсантов Университета МВД (будущих психологов в системе МВД, представляющих профессиональный интерес для автора) позволил получить следующую информацию.

По результатам анкетирования, из 40 курсантов 26 были приезжими, 14 из них проживают в общежитии. 25% общей выборки (10 человек) переживают кризисную ситуацию на данный момент, из них 7 - иногородние, живущие в общежитии. Всего 10% от общей выборки указали в ответе на прямой вопрос, что находятся сейчас в кризисной ситуации, остальные вначале отрицали это, но подтвердили в последующих “незаконченных предложениях”.

Ответы на вопрос «что такое “кризисная ситуация”» оценивались экспериментатором в баллах:

-2 балла - 10% испытуемых. Варианты: “когда не хочется жить”; “ситуация тупиковая, безвыходная”; “проблема одиночества: лучше вообще не жить, чем быть одиноким”;

-1 балл -40%. Варианты: “когда много трудноразрешимых проблем”; “ситуация, в которой теряешь самообладание”; “плохое настроение”; “минимум путей выхода из затруднительного положения”; “когда ничего не получается”; “опасная ситуация”;

0 баллов-45%. Варианты: “нежелание жить по-старому и невозможность жить по-новому”; “изменение обстановки”; “переломный момент, когда стоишь перед выбором”; “отсутствие информации для принятия решений”; “когда выход предоставляется только один”;

+ 1 балл - 5%. Варианты: “Момент, пережив который, становишься сильнее и увереннее в себе”; “ситуация, необходимая тебе для личностного роста”.

При этом меньше половины (4 из 10) курсантов, переживающих сейчас кризисную ситуацию, оценили ее как крайне негативную, большинство продемонстрировали нейтральную эмоциональную оценку.

Среди различных способов преодоления кризисных ситуаций 60% респондентов допускают возможность самостоятельного преодоления, что включает: самоанализ (ведение дневника), спорт и физические нагрузки, поход в клуб или на вечеринку, поиск новых, интересных знакомств, творчество, аутотренинг, покупку вещей или одежды; 60% их готовы обсудить возникшую проблему с близким человеком, 15% -прибегнуть к коррекционной помощи психолога-специалис-та, 25% - принять участие в тренинге личностного роста.

Менее 8% курсантов признали, что при выходе из кризисной ситуации они используют такие способы снятия нервного напряжения, как алкоголь, наркотики, беспорядочный секс.

В трудную минуту курсанты находят себе психологическую поддержку в лице друзей, родителей, любимых, крайне редко - преподавателей или психолога. Только 9% их указали, что им приходилось обращаться к преподавателям со своими личными проблемами, остальные отрицают такую воз-

можность. В общей сложности 60% курсантов хотят получить от преподавателей, помимо знаний и новой информации, еще и межличностные взаимоотношения: “взаимопонимание, совет”; “личное участие и хорошее отношение”; “напутствия и оправданную критику”; “кроме знаний, поддержку и понимание, хотя это и не обязательно”.

По результатам интерпретации данных методики Кеттелла, курсанты, находящиеся в кризисной ситуации, продемонстрировали низкие оценки по факторам;

-N (прямолинейность, наивность, непосредственность поведения);

- Q3 (низкий самоконтроль, недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о самом себе);

- G (подверженность чувствам, непостоянство, беспринципность, неорганизованность, свобода от установленных норм).

И, напротив, набрали высокие баллы по фактору А (открытость, общительность, непринужденность, коммуникабельность, эмоциональность).

По данным “незаконченных предложений”, в качестве основных кризисных ситуаций жизни были выделены:

- изменение характера в худшую сторону: проявления черствости, агрессивности, ірубости, жадности (40%);

- взросление (30%);

- “старение” (20%, в основном - девушки);

- физическая и моральная усталость (20%);

- неуверенность в личных взаимоотношениях (15%);

- потеря физической формы, полнота (15%);

- тоска по дому (10%);

- материальные проблемы: “я голодный”, “не могу достать денег” (10%);

- влюбленность (9%).

Кризисные ситуации основной деятельности:

- неподготовленность к сессии (60%);

- приближение срока сдачи дипломных и курсовых работ (40%);

- нежелание заканчивать вуз (15%);

- борьба с собственной ленью (15%);

- недостаточность физической подготовки (15%);

- нехватка времени на усвоение учебного материала (15%);

- конфликты с однокурсниками (10%);

- несправедливость преподавателей (10%);

- нежелание идти завтра на учебу (10%);

- осознание недостаточной перспективности своей будущей профессии (10%);

- охлаждение к получаемому образованию (10%);

- непонимание со стороны преподавателей (9%);

- осознание своего профессионального “потолка” на данный момент обучения (9%).

При этом практически все испытуемые (за исключением двух) продемонстрировали позитивное отношение к своей будущей специальности психолога в системе МВД.

По результатам тестирования курсанты также показали достаточно высокую способность к успешному преодолению кризисных ситуаций:

- 60% их всегда тщательно взвешивают все “за” и “против” при выборе решения;

- 50% респондентов уверены, что они могут справиться с любой кризисной ситуацией;

-40% опрошенных уверены в своевременной поддержке родных и друзей;

- 30% их полагают, что обладают всем необходимым для успешного самостоятельного преодоления кризисной ситуации.

Только 1 курсант (находящийся в тяжелой кризисной ситуации и прибегающий к деструктивным способам снятия напряжения) продемонстрировал неуверенность в своих силах (“когда пытаюсь преодолеть кризисную ситуацию, я делаю еще хуже”).

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Nei(23)

61

Сходства и различия основной и контрольной групп

Результаты исследования помогли выявить значительное сходство между выборкой курсантов Университета МВД (психологов) и выборкой студентов-гуманитариев Политехнического университета. Различия составляют:

- возраст (гуманитарии СПбГПУ являются студентами 2 курса, в возрасте 18-22 лет);

- эмоциональная окраска отношения к кризисным ситуациям (70% гуманитариев СПбГПУ дали этому явлению сугубо отрицательную оценку, в их числе - большинство находящихся на данный момент в подобной ситуации);

- отношение к кризисным ситуациям основной деятельности (курсанты воспринимают их более легко, чем “гражданские” студенты;

- низкие оценки студентов СПбГПУ, находящихся в кризисной ситуации, по факторам N и Q2 (зависимость от группы, конформизм, ориентация на социальные решения).

При этом обе выборки обнаружили некоторые различия с выборкой “технарей” СПбГПУ.

Так, “технари” охотнее признают наличие проблемы (кризисной ситуации в данный момент); значительно чаще других демонстрируют негативное отношение к тестированию; демонстрируют меньше негативизма в отношениях с противоположным полом; легче воспринимают кризисные ситуации и недооценивают их последствия. По тесту Кеттелла, они набрали преимущественно низкие баллы по факторам: А (замкнутость, необщительность, холодность, скептицизм); С (эмоциональная неустойчивость, лабильность настроения, невротические симптомы, раздражительность, ипохондрия); Е (подчиненность, зависимость, застенчивость); G; N; Q2; Q3; Q4 (расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие баллы обнаружены по факторам: С (выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, ригидность и нечувствительность); G (высокая нормативность поведения, целенаправленность); Н (социальная смелость, готовность рисковать).

Что касается типичных кризисных ситуаций жизни и основной деятельности, то здесь существенных различий не обнаружено. В вопросе преодоления кризисных ситуаций 70% “технарей” предпочитают самостоятельное преодоление, основными способами которого студенты называют размышления в одиночестве и самоанализ (25%), чтение книг (15%), творчество (10%), прослушивание любимой музыки (15%), употребление пива (5%).

В дальнейшем автором исследования планируется перенести акцент на изучение кризисных ситуаций в жизни курсантов Университета МВД, расширив контрольную выборку до рамок основной за счет обследования еще порядка 90 курсантов, преимущественно юридической специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басейн Ф.В. Значащие переживания и проблема собственно-психической закономерности // Вопросы психологии. - 1972. -№ 3.

2. Басейн Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов сс психотерапии // Руководство по психотерапии. - М., 1974.

3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к, учебному процессу в вузе / Под ред. В.А. Гаврилова. - Кишинев: “Штиинца”, 1990.

4. Загайнов Р.М. Педагогика и психология преодоления кризисных ситуаций в спортивной деятельности: Методические материалы для тренеров. - М., 1990.

5. Обозов Я.Я. Возрастная психология: юность и зрелость. -СПб., 2000.

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Канд. психол. наук, доцент Г.Д. Андрюшин

Орловский юридический институт МВД России

Профессионально значимыми психологическими факторами, позволяющими выдерживать возрастающую напряженность в деятельности сотрудников органов внутренних дел, служат умения и навыки так называемой психологической защиты как специфические механизмы саморегуляции основных психофизиологических функций и снижения на данной основе психотравмирующего воздействии экстремальных факторов. Другими словами, это универсальные способы преодоления основных астенических психических состояний - стресса и посттравматического стрессового расстройства, фрустрации и внутриличностного кризиса. Посредством визуализации обозначим основные приемы психологической защиты.

Схема

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ВЫТЕСНЕНИЕ / ЗАМЕЩЕНИЕ ИЗОЛЯЦИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КОМПЕНСАЦИЯ ПРОЕКЦИЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ САМОДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕНА УСТАНОВОК ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ЛОЖЬ

____________I_____________J

Приемы психологической защиты как неосознаваемые защитные механизмы психики впервые были обозначены терминологически в начале XX в. Зигмундом и Анной Фрейд, позднее были дополнены и развиты целым поколением зарубежных “неофрейдистов” и видными отечественными психологами -Д.Н. Узнадзе, А.А. Налчаджян, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.; в контексте криминальной психологии - А.Р. Ратинов и Ю.М. Антонян. Абстрагируясь от научных и методологических дискуссий о степени осознанности механизмов психологической защиты, с позиции юридической психологии авторское предпочтение отдается имеющему прикладную направленность термину “приемы психологической защиты” как “вполне осознаваемые аффективно окрашенные психологические установки” (Д.Н. Узнадзе) в рамках нормальной, адекватно понимаемой “психологической защиты сознания”: “Так, например, если сформировавшуюся эмоционально насыщенную установку не удается почему-либо реализовать, то нейтрализовать ее неблагоприятное воздействие можно, создав другую, более широкую в смысловом отношении, в рамках которой противоречие между первоначальным стремлением и препятствием устраняется. Входя в систему этой более широкой установки, первоначальное стремление преобразуется как мотив и поэтому обезвреживается” (Ф.В. Бассин) (5, 10).

Анализ системы приемов психологической защиты представляется автору необходимым. Как показывает многолетний опыт преподавания и профессионального общения, многие сотрудники органов внутренних дел применяют лишь так

62

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.