Научная статья на тему 'Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами (по материалам исследования курсантов Санкт-Петербургского университета МВД и студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета)'

Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами (по материалам исследования курсантов Санкт-Петербургского университета МВД и студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / СТУДЕНТЫ И КУРСАНТЫ / СПЕЦИФИКА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Е. К., Грозная Т. А.

В данной статье изложены результаты исследования, которое выявило типичные кризисные ситуации жизни и основной (учебной) деятельности студентов и курсантов. Также проанализированы психолого-педагогические аспекты стихийного и целенаправленного способов преодоления данных ситуаций. Установлено, что компетентная помощь психолога повышает эффективность их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Завьялова Е. К., Грозная Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the results of investigation which uncovers typical crisis situations of the life and basis (educational) activities students and cadets. The spontaneous and purposeful ways of overcoming those situations are analyzed in the psychologic-pedagogical aspects. The investigation shows that qualified help of psychologist reinforces the effectiveness of overcoming.

Текст научной работы на тему «Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами (по материалам исследования курсантов Санкт-Петербургского университета МВД и студентов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета)»

УДК 159.9.07, 159.922.6 Е.К. Завьялова*, Т.А. Грозная*

Специфика преодоления основных кризисных ситуаций ^

курсантами и студентами ^

£

(по материалам исследования курсантов ^

Санкт-Петербургского университета МВД ^

и студентов Санкт-Петербургского ^

государственного политехнического университета) ^

В данной статье изложены результаты исследования, которое выявило типичные кризисные ситуации жизни и основной (учебной) деятельности студентов и курсантов. Также проанализированы психологопедагогические аспекты стихийного и целенаправленного способов преодоления данных ситуаций. Установлено, что компетентная помощь психолога повышает эффективность их преодоления. ^

it

This article describes the results of investigation which uncovers typical crisis situations of the life and basis (educational) activities students and cadets. The spontaneous and purposeful ways of overcoming those situations are ^

analyzed in the psychologic-pedagogical aspects. The investigation shows that qualified help of psychologist reinforces 5

the effectiveness of overcoming. ^

Ключевые слова: кризисные ситуации, студенты и курсанты, специфика юношеского возраста. ^

•5

Ситуации, которые вызывают у человека разного рода затруднения, в литературе анализируются ^ с точки зрения: ^

1) характеристик объективных условий («аварийные», «чрезвычайные», «особые»); S

2) субъективного отношения к возникшей ситуации («трудные», «критические», «проблемные»);

3) состояния, возникающего у человека («гиперстрессовые», «кризисные», «фрустрационные»); §

4) демонстрируемых поведенческих реакций (суицидальные попытки, аффектогенные ситуации);

5) предсказуемости возникновения (нормативные критические события жизни: вступление в брак, рождение ребенка, выход на пенсию - и ненормативные критические, события нетипичные, индивидуальные).

Т.М. Титаренко1 приводит типологию ситуаций, включающую КС. ^

1) Критические ситуации. Уровень невозможности обстоятельств (требует пересмотра 5

некоторых планов, отказа от привычных жизненных стратегий). ^

2) Кризисные ситуации. Уровень невозможности прежнего жизненного сценария, реализации g

собственного «Я». Я

3) Экзистенциальные ситуации. Уровень невозможности оправдания смысла существования ^

(«экзистенциальный вакуум»). 1 ®

4) Терминальные ситуации. Уровень невозможности жизни (знание о собственной ^

обреченности).

Как видим, единое определение для такой ситуации в специальной литературе отсутствует до jCri

сих пор. Проще говоря, если обобщить все возможные ситуации, то выделяются два основных вида ситуаций: «простая» (стандартная) и «трудная», в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы». Анализ научных источников и исследования позволяют определить трудную жизненную ситуацию как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача - личные ^

возможности и (или) мотивы - условия среды», вызывающую психическую напряженность у человека (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999 г.).

К)

* Профессор кафедры управления персоналом Высшей школы менеджмента СПб ГУ, доктор психологических наук.

** Старший психолог-инспектор Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте МВД России.

*!

В действительности же каждую из ситуаций, отраженных в данной типологии, можно полагать кризисной. Возможные признаки кризисного события с точки зрения внешней характеристики отражены при описании ситуаций, которые понимаются как «неблагоприятные для жизнедеятельности», «требующие мобилизации аварийных возможностей организма»2. Они могут характеризоваться «измененной афферентацией и информационной структурой, социально-^ психологическими ограничениями и наличием факторов риска».

Иначе говоря, «любая ситуация, которая заставляет человека искать помощи, является ^ кризисной»3.

«Кризис» - это более объемное понятие, чем «кризисная ситуация». Теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято отсчитывать от статьи Э Линдеманна, посвященной анализу острого горя.

Кризис - это:

ф ( 1) «резкий перелом, переворот, решительная пора переходного состояния. Во врачебной практике

кризис - внезапный переворот в болезни, а лизис - постепенное разрешение»4;

^ 2) особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза,

5 характеризующийся резкими психологическими изменениями»5;

^ 3) «острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной

^ жизнедеятельности человека, как дискретный период развития личности»6.

^ Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей

К*- и перестройки мотивационной сферы личности.

Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием ^ знаменательных событий. В переломные моменты жизни нередко выявляются факторы, приводящие

личность к кризисной ситуации, неизбежной в процессе осознания происходящих изменений, приспособления к ним, принятия необратимости и необходимости изменений.

Поднимая вопрос об актуальности кризисных ситуаций в жизни студентов / курсантов, необходимо учитывать, что студент / курсант - это субъект, формирующийся в физиологическом, ^ личностном и профессиональном плане. Юноша, поступающий в вуз по окончании школы (что чаще ^ всего встречается при очной форме обучения), - это «мягкая глина», из которой, впрочем, не всегда удается слепить то, что «полезно для общества».

^ Чтобы постигнуть психологию студента, обратимся к психологии юношеского возраста.

^ Общие черты юноше ской возрастной группы:

^ 1) социально-трудовая незрелость;

^ 2) интенсивное психосексуальное становление;

^ 3) противоречивость и неустойчивость социальных установок и ценностных ориентаций

^ (мировоззрения).

^ Юношеский возраст характеризуется тем, что является переходным периодом между детством

и взрослостью. Этот возраст приходится на промежуток 17-21 год (для юношей) и 16-20 лет (для девушек). Под поздней юностью обычно подразумевается возрастной период от 18 до 23-25 лет.

На представителя юношеского возраста оказывают существенное влияние следующие факторы.

1. Физиологические изменения.

Продолжается бурный физический рост, который зачастую завершается лишь к 19-20 годам. К окончанию школы завершилось половое созревание. Обучение в вузе совпадает с началом половой жизни.

Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Неуравновешенность, эмоциональная возбудимость, острота восприятия, категоричность и «юношеский максимализм» как следствие нехватки жизненного опыта - вот типичные спутники юношеского периода.

Юноша (девушка) может все еще находиться под действием комплексов, вызванных изменениями

а»

52

^ собственного тела, страдать от сознания своей «непривлекательности» (прыщи, угловатость, неумение ^ себя «преподнести» в кругу более зрелых и раскованных мужчин и женщин). Другие же, наоборот, ^ осознают свою сексуальность, начинают играть новые роли. Некоторые, не успев сформироваться в ^ личностном плане, заводят собственные семьи.

Смещаются ориентиры в жизни, учебная деятельность отходит на второй план.

^ 2. Психологические изменения.

Они тесно связаны с физиологическими.

На рубеже между отрочеством и зрелостью, в юношеском возрасте, человек впервые серьезно «заболевает» вопросом о смысле жизни. Старшие школьники и студенты мучительно исследуют проблематику бытия, погружаются в себя, отдаляются от других.

Увеличивается дистанции между собой и окружающим миром, молодые люди уходят во внутренний мир и самоизолируются, нарушаются их социальные контакты, ослабевают семейные

связи, у них утрачивается способность к пониманию окружающих, нередки проявления неадекватной эмоциональности. Из-за повышенной импульсивности, депрессивности и даже агрессивных проявлений многие психологи и врачи считают юность невротическим периодом развития личности. Эмоциональные реакции, которые были бы для взрослого симптомом болезни, для юноши статистически нормальны.

Одной из основных кризисных ситуаций, переживаемых студентами, мы полагаем ту, в которой юноша стакивается лицом к лицу с необходимостью переосмысления своего бытия для дальнейшего становления и самоактуализации. Ситуацию, с которой начинается поиск смысла жизни. Это подтверждается результатами эмпирического исследования, которое проводилось среди студентов политехнического университета в 2004 г.

Так, на вопрос: «Когда вы поняли, что оказались в кризисной ситуации?» - некоторые студенты отвечали: «Когда жизнь потеряла для меня всякий смысл», «Когда все вокруг показалось таким бессмысленным», «Когда я понял, что не смог бы ответить на вопрос, зачем я вообще существую». А фразу «Больше всего мне бы хотелось в жизни...» из методики «Незаконченные предложения» 6 из 42 студентов гуманитарного факультета СПб ГПУ дописали так: «.найти ее смысл!» (для студентов технической специализации, как и для курсантов, тематика смысла жизни не столь актуальна).

Детское убеждение «Я бессмертен» у юноши сменяется осознанием собственной смертности. Анализ научных источников и исследования показали, что самыми сильными кризисными ситуациями являются те, которые связаны с осознанием своей смертности или столкновением со смертью другого (близкого) человека. Принятие смерти выступает вероятным элементом личностного роста в кризисной ситуации7.

3. Промежуточность периода.

Изучая юность, ученые говорят об уникальности этого периода развития, и в то же время о неопределенности и размытости статуса, ориентиров. Так, Курт Левин подчеркивает маргинальность, промежуточность положения юноши. Э. Шпрангер говорит о кризисе освобождения и оторванности (кризис «вырывания корней»).

4. Противоречивость периода.

Юность - возраст противоречий. Человек в своем развитии движется от незрелости - к зрелости, от детства - к взрослости. Но зрелости - физическая, умственная, сексуальная, гражданская, трудовая

- зачастую не совпадают. В то же время возрастают потребности и притязания, юноша доказывает себе и окружающему миру, что он - взрослый, самостоятельный человек со всеми соответствующими правами, зачастую демонстрируя неприятие чужого опыта и опираясь на собственные принципы и умозаключения, приобретая свой собственный опыт, порой горький и болезненный.

Юноши и девушки могут выглядеть вполне сформировавшимися мужчинами и женщинами и при этом жить на иждивении у родителей. Они стремятся самостоятельно зарабатывать на жизнь, параллельно обучаясь в вузе, и испытывают переутомление, с которым раньше не сталкивались. Порой юноши и девушки вступают в брак, не имея никакого опыта построения партнерских взаимоотношений, ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми.

Разочарование, неуверенность в своих силах и в будущем, уход в глубокий личностный кризис зачастую становятся ценой стихийных и неумелых попыток самостоятельного преодоления кризисной ситуации юношей (девушкой).

Психологам необходимо учитывать все эти факторы, чтобы оказать эффективную и своевременную помощь формирующейся личности по выходу из кризиса.

Юность - это тот период, когда происходит профессиональное самоопределение личности, усвоение норм отношений между людьми. Это средоточие многих потенциальных возможностей человека, период для экзистенциального выбора, определяющего всю дальнейшую жизнь8.

Специфика юношеского возраста, на который приходится студенческий период, заключается в обращении юношей и девушек к экзистенциальным проблемам, переосмыслении своей жизни. Для дальнейшего развития и становления, для выживания, им необходимо умение эффективно и конструктивно справляться с кризисными ситуациями.

По данным современных психологических исследований, проводимых в России, на 1-м курсе только 73,3% студентов знают, какие предметы им предстоит изучать; всего 39% осознают возможности своего профессионального роста; 14,7% определяют свой выбор профессии как «случайный». Поэтому не удивительно, что к началу 2-го курса почти 28% студентов оказываются полностью разочарованными в вузе и выбранной специальности.

По данным Л.С. Кравченко9, которая проанализировала итоги работы психологической службы в двух государственных университетах города Минска, типичные жалобы клиентов-студентов носят следующий характер (ранжировано):

1) жалобы невротического характера;

2) низкая самооценка и неуверенность в себе;

3) сложные отношения с любимым человеком;

4) самопознание, самосовершенствование.

Для получения собственных эмпирических данных нами были обследованы 223 человека: 133 студента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и 90 курсантов Санкт-^ Петербургского университета МВД России в возрасте от 19 до 24 лет.

В модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» вошли следующие

шкалы:

4^1 1) отношение к себе;

2) отношение к своему прошлому;

3) отношение к кризисным ситуациям;

^ , 4) отношение к учебе;

^ 5) отношение к родительской семье;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 6) нереализованные возможности;

5 7)страхи и опасения;

^ 8) отношения с противоположным полом;

Л 9) кризисные ситуации, связанные с учебой;

^ 10) отношение к будущему;

К*- 11) личностные кризисные ситуации;

12) отношение к будущей профессии;

^ 13) отношения с друзьями;

14) чувство вины;

15) преодоление кризисных ситуаций.

В ходе исследования были выявлены следующие кризисные ситуации жизни и основной (учебной) деятельности, актуальные для студентов / курсантов10:

^ КС жизни:

^ - осознание студентом / курсантом того, что он меняется в худшую сторону (становится черствым,

^ эгоистичным, агрессивным и т.д.);

^ - взросление;

^ - старение;

^ - постоянная физическая и моральная усталость;

^ - неуверенность во взаимоотношениях с близким человеком;

^ - отсутствие (или недостаточность) половой жизни;

^ - потеря физической формы (чаще - полнота);

^ - тоска по дому (кризисная ситуация оторванности от дома, родителей, близких характерна для

иногородних учащихся, живущих в общежитии или на съемной квартире - 36% от общей выборки, среди курсантов - 55% отдельной выборки);

- материальные проблемы.

КС основной (учебной) деятельности:

- неподготовленность к сессии;

- приближение последнего учебного курса и сроков защиты диплома (мысли о дипломе вызывают тревогу у 75% четверокурсников);

- нежелание заканчивать вуз;

- борьба с собственной ленью;

^ - нехватка времени на усвоение учебного материала;

^ - конфликты с однокурсниками;

- конфликты с преподавателями;

^ - охлаждение к получаемому образованию (не менее 15% выборки курсантов);

5 - осознание отсутствия достойных перспектив в дальнейшей профессиональной деятельности

после получения образования.

^ Исследуемые выборки были поделены на 10 групп:

1) студенты гуманитарного факультета СПб ГПУ, сборная (малая) группа (4-й курс), для которых проблема кризисной ситуации не являлась актуальной на момент исследования (ГФ СГ без КС);

2) студенты ГФ СПб ГПУ, сборная группа (4-й курс), подтвердившие, что на момент проведения исследования переживают кризисную ситуацию (ГФ СГ КС);

3) студенты гуманитарного факультета СПб ГПУ, основная группа (2-й курс), не находившиеся в кризисной ситуации (ГФ без КС);

4) студенты ГФ СПб ГПУ, основная группа (2-й курс), находившиеся в кризисной ситуации (ГФ КС);

5) курсанты СПб университета МВД факультета № 1 (психологи), 4-й курс, без кризисной ситуации (МВД психологи без КС);

6) курсанты СПб университета МВД факультета № 1 (психологи), 4-й курс, переживавшие кризисную ситуацию (МВД психологи КС);

7) студенты факультета технической кибернетики СПб ГПУ (4-й курс) без кризисной ситуации

(ФТК без КС); г?

8) студенты факультета технической кибернетики СПб ГПУ (4-й курс), переживавшие кризисную ситуацию (ФТК КС);

9) курсанты СПб университета МВД факультета юридической специализации11 без КС (МВД юристы без КС);

10) курсанты СПб университета МВД факультета юридической специализации, переживавшие ^ КС (МВД юристы КС).

В ходе исследования между выборками испытуемых были выявлены существенные различия в ^

отношении к кризисным ситуациям, способам и успешности их преодоления.

Представители самой многочисленной выборки - студенты факультета технической кибернетики (91 человек) - наиболее прагматичны в своих требованиях к жизни и к окружающим. Именно в их «Незаконченных предложениях» встречаются следующие ответы на вопрос: «Моим скрытым желанием в жизни (является)»:

- побольше денег (25% выборки); ^

- купить машину;

- музыку в машину; ^

- чтобы мой парень выполнял все мои желания; ^

- быть президентом;

- быть богатым; ^

- быть крутым. ф

В процессе ответа на вопросы анкеты, методики они явно старались произвести впечатление ^

зрелых, твердо стоящих на ногах личностей.

Тем не менее среди них наиболее высок процент студентов (42%), переживающих кризисную

Ьв

ситуацию на момент проведения исследования, а именно 3 8 человек из 91 студента данной выборки. Л}

«Технари» более вдумчиво, образно обрисовывали кризисную ситуацию, внесли наибольший ^

вклад в обобщенную картину видения студентами кризисной ситуации. Среди их определений кризисной Я

ситуации встречается наибольшее число «пессимистичных» ответов, выражающих крайне негативное отношение к кризисной ситуации. Их определения («ситуация тяжелого психологического стресса, шока», ^

«ситуация, когда решения нет, а промедление смерти подобно», «ситуация, в которой я бессилен», «когда кто-то умер, есть проблемы в личной жизни или выгнали из вуза», «когда все запущено до предела, я не сплю ночами и не могу найти решение») были оценены экспертной группой психологов из 15 человек как крайне негативно эмоционально окрашенные, т.е. на «-» 2 балла (рис. 1). I хЬэ

Гуманитарии (наиболее «молодые» среди испытуемых - второй курс) показали максимальную эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Именно они отвечали на вопрос о скрытом желании в жизни, что хотят найти ее смысл. Их ответы более откровенны, носят в какой-то степени ^

исповедальный характер. Из 30 студентов 12 (49 %) переживали кризисную ситуацию на момент ^

проведения исследования.

Эта группа характеризуется отсутствием позитивных оценок кризисной ситуации (рис. 1). В их определениях заложена экзистенциальная безысходность: «когда мне очень плохо и одиноко», «когда я .

не вижу выхода (решения проблемы)», «безвыходное положение, аврал», «когда любое решение может плохо на меня повлиять», «когда человек в смятении, зашел в тупик». Этой группой также дано ^ наибольшее количество «незрелых» формулировок (начинающихся с фразы «это когда.»). На наш взгляд, причиной может быть личностная незрелость (среди выборки «гуманитариев» - 33 ^

второкурсника и только 9 человек - студенты четвертого курса).

Курсанты-психологи (в кризисной ситуации находились 10 человек из 40 испытуемых, т.е. 25 ^

%) отличаются достаточно высокой самооценкой. Их рисунки «Дерева» имеют общую характерную особенность - большой размер, расположение по центру листа. На всю выборку - всего 4 дерева ^ маленького размера, с чахлым стволом. На вопрос «Есть ли потребность в консультации психолога?»

5 курсантов ответили: «Нет, я сам(а) психолог».

В то же время эмоциональная окраска их ответов созвучна группе гуманитариев гражданского вуза: «кризисная ситуация - это когда не хочется жить», «это одиночество, худшее для человека. Лучше вообще не жить, чем быть одиноким», «переломный момент, который не хочется совершать» и т.д.

Тем не менее этой группе принадлежит самое позитивное определение кризисной ситуации: «Ситуация, пережив которую, становишься сильнее и увереннее в себе» («+2»). Адекватное понимание психологами тех изменений, которые даны человеку для личностного роста.

Наибольшей устойчивостью в противостоянии кризисной ситуации отличаются курсанты Университета МВД (факультет юридической специализации). Из 50 испытуемых всего 7 (14 %) признали присутствие в их жизни кризисной ситуации на момент проведения исследования. Их ответы на вопросы «Незаконченных предложений» были формальны, односложны, обезличены. Только 2-3 человека ответили искренне, показали свою индивидуальность, продолжали предложение развернутой фразой, а не 1-2 словами.

Шаблонностью и формальностью отличаются их ответы на вопрос, что такое кризисная ситуация. Так, 12 % написали, что это «плохая ситуация». Зато этой же выборкой было дано максимальное количество определений, оцененных экспертной группой как положительные («+1»): «ситуация, в которой человек мобилизует все свои силы», «ситуация, когда ты можешь найти выход», «ситуация, когда к тебе приходит быстрое и правильное решение».

Обследование показало личностную «закрытость» данной выборки, настороженность, нежелание участвовать в исследовании.

§

&

£

а.

£

а*

£

6

Отношение к кризисным ситуациям по группам

0

Значения по _о,5 шкале "Отнош. _1 к КС" _1,5

1234567891

Группы

Рис. 1. Отношение к кризисным ситуациям по группам.

Более 50 % (26) в ответ на вопрос о чувствах, которые у них вызывает данная анкета, показали безразличие к исследованию, 14 % - негативизм («отрицательные», «отвращение», «полная ерунда», «потеря времени»), и только 11 человек (22 %) дали положительную оценку. Они отметили, что само исследование вызывает у них интерес, вдохновение, надежду на то, что кому-то это окажется полезным.

Обращает на себя внимание то, что рисунки большинства испытуемых данной выборки (38 человек, что составляет 76 %) отличались одной характерной особенностью: «Деревья» были деформированы, искорежены, мало похожи на деревья. Создается впечатление о наличие существенной дистанции и психологических барьеров у курсантов данной выборки. С одной стороны, это говорит о их профессиональной пригодности: специфика дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников МВД предполагает высокий уровень морально-психологической устойчивости, личностного самоконтроля. С другой стороны, именно этим курсантам может оказаться необходимой компетентная психологическая помощь по выходу из кризисных ситуаций, моральнопсихологическая поддержка, обучение способам и методам релаксации, особенно в современных условиях, когда число самоубийств сотрудников правоохранительных органов составляет угрожающе высокий процент.

Рис. 2. Шкала “Преодоление кризисных ситуаций

Вывод подтвержден результатами тестирования - курсанты данной группы, переживающие кризисную ситуацию, хоть и составляют малый процент от отдельной выработки, набрали наименьший балл по шкале «Преодоление кризисных ситуаций»: 0,1 балла из возможных 2 баллов.

Самый высокий балл по шкале «Преодоление кризисных ситуаций» (0,8) набрали также курсанты-юристы, но из другой группы, т.е. не находившиеся в кризисной ситуации на момент исследования (рис. 2).

Однако формальность, шаблонность и «закрытость» их ответов уже были отмечены нами.

Также высокий балл (0,7) набрали студенты 4-го курса сборной группы гуманитарного факультета СПб ГПУ, не находившиеся в кризисной ситуации на момент исследования. Далее следуют основная группа (33 человека) «гуманитариев», не находящихся в кризисной ситуации (0,65). Затем - основная группа гуманитарного факультета («кризисная» выборка») и курсанты-психологи, переживающие кризисную ситуацию (0,6). Что характерно, курсанты психологического факультета, признававшие, что находятся в кризисной ситуации, набрали более высокий балл, чем курсанты из той же группы, не переживавшие кризисную ситуацию (0,5). Это может быть свидетельством того, что они обладают способностью мобилизоваться в трудных жизненных условиях, задействовать в полном объеме внутренние ресурсы и конструктивно преодолеть кризисную ситуацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не случайно процент лиц, прибегающих к «деструктивным» способам самостоятельного преодоления кризисной ситуации (например, алкоголь) среди курсантов оказался несущественен.

КС жизни и учебной деятельности (по группам)

Значение по шкалам "Личные КС" и "Учебные КС"

0,5

0

-0,5

-1

-1,5

-2

-2,5

-3

□ Личные

□ Учебные

НуМерайдия групп 9

Рис. 3. КС жизни и учебной деятельности (по группам)

Выявлено преобладание кризисных ситуаций основной (учебной) деятельности по сравнению с кризисными ситуациями личной жизни у следующих групп: студенты ГФ (основная группа) без КС, курсанты МВД (психологи) без КС, студенты ФТК без КС, курсанты МВД (юристы) без КС (рис. 3).

Таким образом, мы можем предположить, что именно те студенты (курсанты), которые отрицают присутствие в своей жизни кризисной ситуации в данный момент, в большей степени придают значение своей личной жизни - семье, любимому человеку, друзьям, нежели учебе.

^ В то же время у представителей остальных групп, к которым относятся все студенты и курсанты,

признавшие присутствие кризисных ситуаций в своей жизни, проблемы, связанные с учебной деятельностью, встают обостренно.

^ Если сравнивать личностные показатели, то курсанты-юристы обеих групп набрали низкие по

сравнению с общей выборкой баллы по шкалам методики Кэттелла: Е (подчиненность, зависимость), Б (сдержанность, благоразумие), Н (робость), Ь (доверчивость, терпимость, уживчивость), 01 ^ (консерватизм, традиционность), 02 (конформизм, тяга соблюдению групповых норм), 04 ^ (спокойствие, расслабленность, низкая мотивация, невозмутимость). Эти данные говорят в пользу ^ адекватного выбора профессии.

^ Курсанты-психологи показали наибольшую личностную адаптивность, «усредненность» оценок.

^ Только по фактору В они набрали наиболее низкие баллы, что говорит о конкретности и ригидности ^ мышления. Зато этой выборке свойственно отстаивать собственное мнение, им присуща моральнопсихологическая устойчивость.

«Технари» набрали наиболее низкие баллы по фактору А (скептицизм, замкнутость, холодность), ^ С (эмоциональная неустойчивость, лабильность настроения, раздражительность), Е (подчиненность, зависимость), 02, 04.

Студенты-«гуманитарии» по личностным показателям схожи с курсантами-психологами и находятся на среднем уровне по основным показателям - уравновешены, сбалансированы, гармоничны. Только малая группа «гуманитариев» 4-го курса (9 человек) набрала максимально высокие 5 баллы по факторам О (осознанное соблюдение норм), Н (смелость), Б (экспрессивность), I ^ (чувствительность), О (тревожность), 01 (радикализм, восприимчивость нового). Не случайно именно эти студенты отличались творческим складом личности, их рисунки были интересны и разнообразны, ^ суждения - смелы и неординарны, они всерьез задавались вопросом о смысле жизни.

5 Из выборки студентов ФТК 7 человек обращались к психологу, 13 испытывают потребность в

такой консультации.

Среди курсантов-психологов обращались к психологу 8 человек, 6 хотели бы пройти

£

консультацию специалиста.

§

^ Сборная группа ГФ: к психологу не обращался ни один студент, испытывают потребность в

N

^ консультации психолога трое.

Основная группа ГФ: обращались - 4, испытывают потребность - 8 студентов.

^ Вызывает тревогу тот факт, что, по данным анкетирования, из всей выборки курсантов-юристов

ни один в своей жизни не обращался к психологу; только один курсант считает, что консультация

психолога помогла бы ему выйти из кризисной ситуации.

Опыт профессиональной деятельности психологов ОВД показывает, что сотрудники правоохранительных органов в большинстве своем до сих пор проявляют неосведомленность в отношении возможностей психологов для оказания им психологической помощи в кризисный момент, снятия нервно-психического напряжения, переутомления, состояния стрессового расстройства. Среди них бытует убеждение, что обращаются к психологу «только слабаки», что «настоящий мужчина должен О решать свои проблемы сам». Тем не менее, как отмечают сторонники переоценочной психологии X.

■£ Джекинса, «у мужчин тоже существуют слёзные каналы - к чему бы это?» Невозможность обращения

^ за помощью зачастую приводит человека из кризисной ситуации в глубокий личностный кризис,

откуда выходить уже значительно сложнее.

^ Закрытость курсантов, следование определенному образу «сильного мужчины», офицера

^ милиции, нежелание делиться с кем-либо своими проблемами и обращаться за помощью,

обезоруживают их перед лицом кризисной ситуации, которую им приходится решать в одиночестве и стихийно. Это может повлиять на успеваемость, профессиональный рост, здоровье сотрудника (будущего сотрудника) самым негативным образом. Включение в учебную программу расширенного курса по психологии, применение тренингов личностного роста в учебной практике помогли бы решить эту проблему.

Данное исследование помогло выявить типичные кризисные ситуации у студентов и курсантов, подтвердило важность своевременного и конструктивного разрешения этих ситуаций, влияние своевременного преодоления на успеваемость и успешное освоение профессии.

В структуре МВД поднятая проблема тем актуальнее, что требования, предъявляемые к личности сотрудника правоохранительных органов, очень высоки, и наш долг педагогов и психологов - внести свой вклад в трудоемкий процесс формирования позитивного образа специалиста, профессионала, I Ьв офицера. ^

а._ I

1. Андреева Г.М. Методологические проблемы социально-психологического исследования // ^

Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 46-57. ^

2. Аралова М.П., Мясникова М.Н. О положительных ресурсах жизненных кризисов // Психологический вестник РГУ. - 1999. - № 4. - С. 367-370.

3. Ассаджоли Р. Самореализация и психические потрясения // Духовный кризис / Ред. Ст. Гроф.

- М., 1995. - С. 40-61.

4. Бабурин С.В., Баканова А.А. Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях // §

Научно-методическая конференция, посвященная 190-летию СПГУВК: Тезисы докладов. - СПб, 1999.

- С. 262-264. ^

5. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2000.

б. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском ^

возрасте // Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: Проблемы становления и ^

перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт- ^

Петербург, 19-20 ноября 2002 г. - СПб., 2002. - С. 82-84.

7. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе //

Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сборник статей §5 / Отв. ред. В.А. Гаврилов. - Кишинев: Штиинца, 1990. ^

8. Васильева С.В., Посохова С.Т. Особенности адаптации курсантов на начальном этапе ^

обучения в Военно-Медицинской академии // Сборник Межвузовской конференции ко Дню защитника .

Отечества. - СПб., 1996. - С. 92-94.

9. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // ^

Психологический журнал - 1995.- Т.16. - № 3. - С. 90-101.

10. Грозная Т.А. Проблемы преодоления типичных кризисных ситуаций курсантами // Психопедагогика в правоохранительных органах (Омск). - 2005. - № 1 (23). - С. 60-62.

11. Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе // Духовный кризис: Статьи и исследования. ^

М.: МТМ, 1995. - 256 с. ^

12. Загайнов Р.М. Педагогика и психология преодоления кризисных ситуаций в спортивной

деятельности: Опыт построения концепции. - Тбилиси, 1987. - 24 с. ^

13. Загайнов Р.М. Как осознанный долг. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 355 с. ^

14. Загайнов Р.М. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой .

деятельностью в спорте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1972. .

15. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: Термины, законы, концепции, ^ методы. - М., 1992.

16. Косякова О.О. Возрастные кризисы. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2007. - 224 с. Оо

17. Кравченко Л.С. Психологические проблемы студентов (данные индивидуального

консультирования) // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18-20 ^

мая, 1999 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. - С. 212-214.

18. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование // Работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М., Смысл, 2005.

19. Нгуен Н.К. Формирование у студентов самооценки как системообразующего компонента их ^

готовности к самовоспитанию. - Киев, 1990.

20. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. - СПб, 2000.

21. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. - М, 1984.

К)

22. Приемы психологической саморегуляции как средство оптимизации психического состояния студентов в процессе учебной деятельности (методические рекомендации) / Сост. А.В. Малкова. - Пермь, 1985.

23. Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания учащихся и студентов / Ред. Р.И. Искандарова. - Душанбе: Дониш, 1973.

24. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.

25. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.

- М., 1994. - 320 с.

26. Титаренко Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности в кризисных жизненных ситуациях? // Журнал практического психолога. - 1999. - № 1. - С. 103-112.

27. Школа выживания: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996.

1 См.: Титаренко Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности в кризисных жизненных ситуациях? // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 103-112.

2 См.: Школа выживания: Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Ростов-н/Д., 1996.

3 См.: Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование // Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005.

4 См.: Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 2. СПб., 1911. С. 498.

5 См.: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: Термины, законы, концепции, методы. М., 1992.

6 См.: Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 См.: Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: Автореф. ... дис. канд. психол. наук. СПб., 2000.

8 См.: Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. СПб., 2002. С. 82-84.

9 См.: Кравченко Л.С. Психологические проблемы студентов (данные индивидуального консультирования) // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18-20 мая, 1999 г. СПб., 1999. С. 212-214.

10 См.: Грозная Т. А. Проблемы преодоления типичных кризисных ситуаций курсантами // Психопедагогика в правоохранительных органах (Омск). 2005. № 1 (23). С. 60-62.

11 По договоренности с руководством курса, полная информация о данном факультете не подлежит разглашению.

Л.В. Кипнес*

Сочинение как средство и показатель качества литературного образования (исторический опыт и современное состояние)

В начале XXI в. традиционно остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения и, в частности, воспитания патриотизма и гражданственности, поскольку именно граждане своего Отечества обеспечивают ему будущее.

Видимо, и с этим связано установление с 4 ноября 2005 г. нового государственного праздника

- Дня народного единства - и введение в школах России урока патриотизма.

При определении понятия «гражданин» важна как юридическая сторона, так и психологическая

- интерес к государственным делам, способность установления связи между личным и общественным благом, т.е. установление внутренней, психологической связи между гражданином, государством и Родиной. Только на этой почве возникает особый, гражданский патриотизм, который основан на осознании человеком того, что его родина - самая лучшая. Другой духовной предпосылкой понятия «гражданин» является широкая образованность лица и его способность рационально мыслить, что предполагает известную умственную свободу.

Известно, что ничто так сильно не влияет на человека, на его развитие, как литература. Ни с чем не сравнимое влияние оказывает она на становление человека как личности, на его характер, на формирование его жизненной позиции. Это самое могучее средство, которым обладало и обладает человечество для своего умственного и нравственного развития.

* Доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.