ПСИХоЛоГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/
напряженности и конфликтология
УДК 159
I СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КУРСАНТОВ I В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева, Д. А. Ануфриева, С. Н. Старостин
На основании практического исследования в статье освещены проблемы социальной тревожности как фактора эмоциональной нестабильности в процессе обучения курсантов. Показано, что тревога является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому она не может рассматриваться однозначно как негативное состояние. Курсанты эмоционально переживают стрессовые ситуации, стремятся избежать тревоги, заменяя решение субъективно сложных задач на более простые и доступные в данный момент. Отмечено, что в качестве психологических защит курсанты выбирают регрессию, вытеснение и проекцию.
Ключевые слова:тревога, тревожность, социальная тревожность, механизмы защиты, стратегии совладания, копинг-ресурсы, копинг-поведение.
Среди актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Последняя выступает как фактор эмоциональной нестабильности, что препятствует развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований.
В различных психологических исследованиях рассматриваются причины и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации, преодоления тревоги и тревожности 1 . Широко исследуются особенности переживания тревоги в разных возрастных категориях, но редки исследования, рассматривающие социальную тревожность в контексте психологических защит.
Тревога — состояние, хорошо знакомое каждому человеку. Любое изменение равновесия системы «человек — внешняя среда», ведущее к сбою в удовлетворении актуальной потребности или к ломке самой системы потребностей, порождает состояние тревожности 2.
Тревожность всегда «опредмечена», за ней всегда стоит определенное содержание, но мы не всегда знаем степень вероятности, величину и время реализации наших опасений 3.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что до настоящего времени еще не определена граница, за которой нормальная тревожность становит-
ся патологической. Более того, господствующей точкой зрения является положение об исключительно невротическом характере тревоги.
При рассмотрении социальной тревожности в указанном контексте необходимо учитывать, что первоначально представления о психологической защите сформировались в рамках психоанализа. Термин «защитные механизмы» подразумевает определенные функции Я, которые используются для достижения компромисса между инстинктивными желаниями и требованиями Сверх-Я. Функциональное действие защитных механизмов представляет собой снятие (либо компенсирование) тревоги, связанной с какими-либо объектами, что является бессознательным способом ликвидации тревоги и направлено на обеспечение сохранности адаптивности личности 4.
Механизмы защиты неразрывно связаны со стратегиями совладания. Психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями.
При этом следует учитывать психологические особенности, присущие возрастному периоду. Социальная ситуация развития в молодости отлична тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы.
Кроме того, характерен дуализм: с одной стороны, юноши и девушки эгоистичны и эгоцентричны, с другой — способны на преданность и самопожертвование. Настроения данной возрастной группы крайне нестабильны, идут колебания между энтузиазмом и апатией, оптимизмом и пессимизмом 5.
Кризис развития может как привести к росту личности и ее большей психологической зрелости, так и оказаться патологичным для дальнейшего развития, что в значительной степени зависит от социальной поддержки и взаимодействия с родителями, педагогами и значимыми людьми. Кризис может быть одновременно угрозой для личности и возможностью для роста 6. Сам по себе он подразумевает перестройку личности в новых условиях и требованиях. Эмоциональный дискомфорт, который испытывают юноши и девушки, может быть урегулирован, если имеются развитые буферные ресурсы (копинг-ресурсы).
Таблица 1. Выраженность способов совладания у курсантов, балл
Группы Конфронтационный копинг Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
1 группа 12,3 5,1 14,3 4,9 13,5 12,8 13,6 6,8
2 группа 12,2 4,8 13,8 4,3 13,7 13,2 14,2 6,6
Учитывая специфику деятельности органов внутренних дел, полагаем, что одной из ведущих проблем выступает стрессоустойчивость 7. Актуальным подходом к ее решению может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. У курсантов должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее не только бороться со стрессом ежедневно, вне зависимости от силы стрессора, но и адекватно реагировать на стрессовое раздражение, в том числе и тревожность. В реальной жизни этот процесс проходит стихийно, часто неосознаваемо для самой личности.
Нами был проведен эксперимент, сформированы две группы: первая — из курсантов первого курса, вторая — четвертого и пятого курсов для мониторинга изменения психологических защит и социальной тревожности.
Первоначально был предложен опросник Лазаруса, результаты представлены в табл. 1.
Большинство из первой группы выбрали проблемное совладающее поведение. У половины ребят наблюдаются высокие баллы по конфронтационному копин-гу, у такого же количества — средние. Низких баллов по этой шкале не встречается. Это показывает, что курсанты настроены агрессивно и враждебно по отношению к не устраивающей их ситуации. Они готовы идти на риск и прилагать много усилий к ее изменению.
Низкие показатели по шкале «дистанционирование» только подтверждают мысль: молодые люди не стремятся отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, напротив, они все силы отдают изменению ситуации.
Высокие баллы по шкале «самоконтроль» говорят о том, что респонденты способны контролировать свои чувства, действуют не под влиянием эмоций, а просчитывают изменения ситуации.
Низкие баллы по шкале «поиск социальной поддержки» свидетельствуют, что респонденты привыкли полагаться только на себя и не ждут помощи со стороны.
У большинства опрошенных высокие показатели по шкале «принятие ответственности», что дает основания утверждать: курсанты рассчитывают только на себя, осознают свою роль в решении возникшей проблемы, ищут пути ее решения.
Почти у половины испытуемых высокие показатели по шкале «бегство-избегание». Это может быть и показателем того, что участники исследования прикладывают усилия по изменению ситуаций, не устраивающих их, не бегут от проблем, их тяготит сложившееся положение вещей.
Высокие показатели по копингу «планирование решения проблемы» говорят, что молодые люди продумывают свои действия по решению возникшей проблемы и анализируют подходы к ее решению, а не действуют импульсивно под влиянием эмоций.
Низкие и средние баллы по шкале «положительная переоценка» указывают, что курсанты решают возникшие проблемы по мере их поступления, не задумываясь о пользе для себя в плане личностного роста.
Результаты курсантов-старшекурсников во многом сходны. Сравнительная характеристика данных, полученных в исследованных группах, отражена на рис. 1.
В обеих группах доминируют высокие уровни напряженности по следующим шкалам.
Шкала «конфронтация» выступает как неадаптивная, отмечается высокая степень напряженности по этой непродуктивной стратегии.
Шкала дистанцирования, также имеющая двойственный оттенок, характеризуется преобладанием низкого уровня значимости, что свидетельствует о ее редком использовании молодыми людьми в качестве преодолевающей стратегии.
Самоконтроль достигает высокого уровня напряженности у большинства курсантов в обеих группах, т. е. они подавляют негативные эмоции и переживания.
Шкала «поиск социальной поддержки» оценивается в меньшей степени. Молодые люди успели уяснить, что ждать помощи от окружающих не приходится, рассчитывать они могут только на себя.
Шкала «принятие ответственности» находится на высоком уровне в обеих группах, что подтверждает результаты, полученные по предыдущим графам.
Высокие показатели по шкале «бегство-избегание» могло бы характеризовать наличие у молодых людей реагирования по типу уклонения и отрицания проблем, инфантилизма, однако, учитывая показатели по другим категориям, можно предположить, что молодые люди тяготятся тем, что поставлены в условия, когда полагаться можно только на собственные силы и некому помочь в решении их проблемы.
Шкала «планирование решения проблемы» представлена высокими баллами у большинства молодых людей в обеих группах, что показывает умение планировать и анализировать свои поступки, не действовать импульсивно (соотносится с показателями по шкале самоконтроля: курсанты умеют контролировать свои эмоции и действовать трезво).
□ 1 группа ^ 2 группа
Рис. 1. Сравнение выбора копинг-стратегий курсантами Таблица 2. Результаты по методике Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля», балл
V н V V я « и Я й « и Я л н и
Группы X V ¡3 V н ы Ю Н и и V р и V Он Я V я V т Я Н р н О Проекци Я й и Я е п 53 £ я е с о к р е п й п и и й X о и Я й Он Общая напряженно
1 группа 8 13 7 5 9 4 3 3 52
2 группа 8 15 8 5 8 5 2 3 54
Таблица 3. Результаты по опроснику многомерного измерения совладающего поведения Т. Крюковой, балл
Группы Решение задачи Эмоции Избегание Отвлечение Социальное отвлечение
1 группа 49 64 26 16 11
2 группа 50 64 27 17 12
Шкала «положительная переоценка» характеризуется средними и низкими показателями. Курсанты не видят возможности для личностного роста при решении проблем.
Далее мы использовали методику Плутчика-Кел-лермана-Конте «Индекс жизненного стиля», результаты которой представлены в табл. 2.
В первой группе курсантов доминируют высокие уровни напряженности по следующим шкалам: «регрессия» — 13; «вытеснение» — 8 и «проекция» — 9. Это показывает, что респонденты стремятся избежать тревоги, заменяя решение субъективно сложных задач на более простые и доступные в настоящей ситуации, переложить ответственность за неприятное стечение обстоятельств на кого-либо, вытеснить в бессознательное мысли и чувства, вызывающие тревогу.
Результаты двух групп идентичны. В обеих доминируют высокие уровни напряженности по следующим
шкалам: «регрессия» — 13 и 15; «замещение» — 7 и 8; «вытеснение» — 8 и «проекция» 9 и 8 (рис. 2).
Как мы видим, нет значимо выраженных различий в системе психологических защит первокурсников и старшекурсников.
Результаты по опроснику многомерного измерения со-владающего поведения Т. Крюковой представлены в табл. 3.
Наибольшее значение имеют данные по шкале «эмоции», что показывает эмоциональную реакцию в виде погружения в собственные переживания.
Достаточно высокие баллы по шкале «решение задачи» характеризуют курсантов как готовых к решительным действиям в преодолении неблагоприятной ситуации.
По шкале «избегание» средний балл очень низкий: молодые люди не избегают проблем, а решают их.
Характерны низкие показатели и по шкале социального отвлечения, что согласуется с результатами, полу-
Рис. 2. Сравнительная характеристика выраженности защитных механизмов курантов
ченными по другим методикам: молодые люди рассчитывают только на себя и не рассматривают вариант обращения за поддержкой к окружающим. Для наглядности изобразим это графически (рис. 3).
Наглядно видно отсутствие значительных различий в выборе социального поведения первокурсников и учащихся последних курсов.
Таким образом, тревога является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. При понимании тревожности как свойства личности при признании природной предрасположенности решающая роль отводится социальным и личностным факторам.
Исследование показало, что курсанты эмоционально переживают стрессовые ситуации: стремятся избежать тревоги, заменяя решение субъективно сложных
70 60 50 40 30 20 10 0
50
49
64 64
26
27
16 17
12
11
□ 1 группа
% 2 группа
Рис. 3. Сравнительная гистограмма совладающего поведения курсантов
задач на более простые и доступные в данный момент, переложить ответственность за неприятное стечение обстоятельств на кого-то другого, вытеснить в бессознательное мысли и чувства, вызывающие тревогу. Если ситуация, вызывающая тревожность, уже возникла, курсанты не избегают ее, а разрешают, причем в преодолении этих обстоятельств они достаточно решительны.
В качестве психологических защит курсанты выбирают регрессию, вытеснение и проекцию. У старшекурсников особенности совладающего поведения практически идентичны результатам первокурсников, весьма характерно эмоциональное реагирование на ситуацию, а также готовность преодолевать ситуацию, не устраивающую их.
1 Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2011. 464 с. ; Мак-шанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 9-13 ; Мэй Р. Смысл тревоги / пер. с англ. М. И. Завалова и А. И. Сибуриной. М., 2001. 384 с. ; Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. 304 с. ; Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. М., 2005. 168 с. ; Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. М., 2009. 480 с. ; Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. М., 1993. 480 с.
2 Ласая Е. В. Тревога в пространстве отношений // Журнал практического психолога. 2008. № 3. С. 95-101.
3 Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997. С. 76.
4 Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 2003. С. 54.
5 Там же.
6 Там же.
7 Бабурин С. В., Зауторова Э. В. К вопросу о влиянии стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 47-49.