культуры студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко // Модернизация хозяйственной системы России как условие экономического роста. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2009 год. Март-апрель 2010 г. Общеэкономический факультет : юбилейный сборник докладов / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2010. - С. 300-304.
2. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11 (45). - С. 40-45.
3. Сурков, Е.Н. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - С. 138-139.
4. Таймазов, В. А. Концепция развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования / В.А. Таймазов, С.С. Крючек, В.И. Григорьев // Физическая культура студентов : материалы науч. конференции. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2010. - С. 3-5.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Татьяна Анатольевна Грозная, старший психолог-инспектор, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В данной статье поднята проблема кризисных ситуаций жизни и основной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России. Проанализированы личностные особенности и специфика основной (учебной и служебной) деятельности, способные повлечь за собой развитие кризисной ситуации. Осуществлён подбор методик для изучения кризисных ситуаций курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России. Обоснована необходимость разработки программы обучения курсантов методикам конструктивного преодоления кризисных ситуаций жизни и деятельности.
Ключевые слова: курсанты образовательных учреждений МВД России, кризисные ситуации жизни и деятельности.
PROBLEM OF LIFE AND ACTIVITIES CRISIS SITUATIONS AMONG THE CADETS STUDYING AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
Tat'yana Anatol'evna Groznaya, the seniorpsychologist-inspector, adjunct,
St. Petersburg State University Russian Interior Ministry
Annotation
This article raised the problem of crisis situations in life and basic activities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia. The personality features and specificity of the basic (educational and service) activities that lead to the development of crisis situations are analyzed. The techniques for the study of crisis situations happened with the cadets of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia have been selected. The necessity for the development of training courses for cadets for constructive methods of overcoming the crisis situations has been justified.
Keywords: cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, crises situations in life and activities.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы статьи определяется тем, что в настоящее время, в связи с реформированием системы МВД России, возрастают требования к личностным и про-
фессионально-деловым качествам курсантов образовательных учреждений МВД России. Курсанты же, находящиеся в процессе формирования личности, переживают кризисные ситуации, зачастую являющиеся обратной стороной самого процесса формирования, и не всегда способны конструктивно их преодолевать. Курсантов необходимо обучить «стратегиям выживания» [12], то есть конструктивного преодоления кризисных ситуаций жизнедеятельности, что в дальнейшем послужит оптимизации их личностного и профессионального становления.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие «кризисной ситуации» в современной психологической науке до сих пор является неоднозначным. Избыточность терминологии и множественность определений учёными ситуаций, характеризующихся повышенной напряжённостью выполняемой деятельности, препятствующих успешности этой деятельности и создающих угрозу эмоционально-психологическому состоянию индивида, затрудняют задачу изучения кризисных ситуаций жизни и деятельности представителей определённой социальной группы. Ведь если учёные расходятся в чётких формулировках кризисной ситуации, то испытуемому тем более трудно ответить этот вопрос, сто такое кризисная ситуация, определить степень её неординарности, напряжённости, а также осознать, находится ли он в ней сам.
Существует точка зрения, что «изменение параметров непосредственной социальной ситуации может оказываться важнее индивидуальных различий в личностных чертах и диспозициях, о которых большинство людей думают как о детерминантах социального поведения» [8]. Влияние ситуации на человека нельзя недооценивать, поэтому ситуации, угрожающие физическому и психологическому благополучию личности, многократно анализировались и изучались учёными, называясь при этом как «ситуации психологической угрозы», «трудные», «чрезвычайные», «критические», «кризисные», «аварийные» и др.
Т.М. Титаренко [11] в классификации «угрожающих» ситуаций приводит ситуации критические, характеризующиеся уровнем невозможности обстоятельств, кризисные, стоящие на уровне невозможности прежнего жизненного сценария, зкзистен-циальные, связанные с уровнем невозможности оправдания смысла существования, и терминальные, ставящие личность на уровень невозможности жизни. Если критическими ситуациями в данном случае являются неблагоприятные события жизни, либо ошибочные действия, которые подлежат коррекции самой личностью, то в роли терминальных ситуаций уже выступают стихийные бедствия и форс-мажорные обстоятельства, угрожающие не только эмоционально-психологическому состоянию личности, но и жизни. В данной классификации кризисные ситуации являются вторыми по степени сложности.
Не все учёные согласны с такой трактовкой. Р.М. Загайнов [6,7], выбравший спорт высших достижений как идеальную модель для изучения кризисных ситуаций жизни и деятельности, выделяет именно кризисную ситуацию, как характеризующуюся наибольшей напряжённостью. По мнению Р.М. Загайнова каждую из ситуаций, характеризующихся повышенным уровнем психологического напряжения, затрудняющего управление своим поведением и препятствующего эффективному разрешению стоящих перед человеком задач, можно полагать кризисной, поскольку она неблагоприятна для жизнедеятельности и требуют мобилизации аварийных возможностей организма. А термин кризисная ситуация используется для того, чтобы показать, чем подобная ситуация опасна для личности. В случае отсутствия резервов для самостоятельного преодоления и эффективной помощи извне кризисная ситуация угрожает перерасти в личностный кризис, из которого выйти уже намного сложнее, поскольку он необратимо перечёркивает прошлое и заставляет личность искать выход из тупика в изменившихся условиях и приспосабливаться к ним.
Таким образом, кризисная ситуация и кризис - это не синонимы. Кризис - более
объемное понятие, чем кризисная ситуация. В психологии его характеризуют как «острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности» [10].
Под кризисными ситуациями понимаются «ситуации затруднения выполнения стоящей перед человеком задачи в условиях высокой значимости результата выполняемой им деятельности [12]. Кризисные ситуации «создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей индивида, и при этом ставят перед ним проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами» [13].
Ведущие характеристики кризисной ситуации: психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и психологической поддержке извне. Пытаясь преодолеть кризисную ситуацию самостоятельно, человек приобретает «стихийный опыт», не всегда конструктивный и грамотный, но зачастую «затратный», приводящий к разочарованиям, формированию комплексов, применению защитных техник (уходу в себя, избеганию, агрессии и аутоагрессии), что негативно влияет на процесс развития личности.
Кризисные ситуации затрагивают ряд подструктур личности: особенности психических процессов (повышается уровень тревожности, возникают эмоциональные переживания негативной окраски), подструктура опыта (происходит ломка прежних привычек, умений, навыков, формируются новые), а также, что опаснее всего, направленность личности. Происходит искажение понятий смысла и ценности жизни. Как итог, возникают противоречия в жизненной системе «сознание-бытие».
По мнению Ф.Е. Василюка [3], сознание не может принять бытие в таком виде и теряет способность осмыслять и направлять его. Бытие же, будучи неспособным реализовывать устремленность сознания и не находя в сознании адекватных ему форм, выходит из-под контроля сознания, развивает стихийные связи и зависимости, которые еще больше нарушают смысловое соответствие между ним и сознанием, что может привести к утрате смысла жизни.
В современной науке существуют различные классификации кризисных ситуаций. Для упрощения и конкретизации задачи представляется целесообразным свести все кризисные ситуации, переживаемые курсантами, в две группы:
1) Кризисные ситуации жизни («биографические»).
2) Кризисные ситуации основной (учебной и служебной) деятельности («профессионально обусловленные»).
Как подтверждается исследованиями, кризисные ситуации, связанные с событиями личной жизни, зачастую влекут за собой профессиональные, независимо от того, о какой группе субъектов идёт речь, и наоборот. Поэтому кризисные ситуации жизни и деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России тоже тесно взаимосвязаны, а их специфика определяется как спецификой основной деятельности курсантов, так и возрастными особенностями выборки.
Курсанты образовательных учреждений МВД России - это субъекты, основная, учебная и служебная, деятельность которых связана с высоким уровнем напряжённости. Отдельные периоды в учебной жизни курсантов (поступление в вуз, сессии, защита дипломной работы) можно сравнить с периодами деятельности студентов гражданских вузов, и кризисные ситуации, которые связаны с данной деятельностью, являются общими для них. Однако специфика службы курсантов придаёт их деятельности повышенную, по сравнению со студентами, напряжённость. К курсантам предъявляются более высокие требования в плане организации личности, развития волевых и моральных качеств, их подвергают жёсткому контролю, в периоды, как обучения, так и досуга.
Для многих курсантов подобные требования уже сами по себе служат базой для развития кризисной ситуации, а личные проблемы, возникающие в кризисные перио-
ды учебной деятельности, только усугубляют ситуацию.
Исследования И.Ф. Солдатовой [9] в образовательных учреждениях МВД России показали, что всего 9,4% абитуриентам присуща мотивация к службе в органах внутренних дел, а 58,9% поступают на 1 курс с целью получить высшее юридическое образование, освоить определённый набор профессиональных знаний и умений. Их адаптация протекает тяжелее, чем адаптация абитуриентов, которые изначально готовили себя к служебной деятельности, и они в меньшей степени способны противостоять кризисным ситуациям учебной и служебной деятельности, чем курсанты, которые сознательно надели форму.
Поступление курсанта в образовательное учреждение МВД России приводит к значительным изменениям межличностных контактов, социального статуса, жизненных стереотипов, сложившейся системы взаимоотношений с окружающими, требует пересмотра ролей, установок, чтобы они были адекватными вновь сложившимся условиям. А условия эти характеризуются зачастую повышенным уровнем напряжённости. Присутствие в структуре органов внутренних дел жёсткой субординации, господство субъект-объектных отношений в учебно-воспитательном процессе затрудняет адаптацию курсантов к вузу, по сравнению со студентами. [9].
О. С. Васильева и Я.Б. Радишевская [2] выделили следующие специфические особенности деятельности курсантов:
- жёсткий регламент распорядка дня;
- совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей;
- подчинение и субординация;
- преобладание групповых видов деятельности.
Помимо этих объективных факторов, юность - возрастной этап, на котором находится курсант - это средоточие многих потенциальных возможностей человека, период для экзистенциального выбора, определяющего всю дальнейшую жизнь [1]. В этом периоде онтогенеза человек, как никогда, подвержен воздействию кризисных ситуаций, способных перерасти в духовные (личностные) кризисы.
Курсанты образовательных учреждений МВД России, в силу своих среднестатистических личностных особенностей, на внешнем уровне способны легче справляться с кризисными ситуациями, нежели студенты гражданских вузов, не столько за счёт глубины внутренней проработки переживаний, сколько за счёт общей практичности, конкретности мышления и эмоционально-психологической устойчивости. Жёсткий профессиональный отбор, проводимый в образовательных учреждениях МВД России и в ведомственных Центрах психодиагностики, имеет целью выявление на стадии поступления индивидов, не соответствующих требованиям учебной и служебной деятельности. Однако психодиагностические исследования, в том числе с использованием проективных методик, проводимые сотрудниками психологического отдела СПб университета МВД России, показывают, какую тревогу и беспокойство испытывают многие курсанты, как они неуверенны в завтрашнем дне, в своей профессиональной самореализации, в своих силах. Внешняя «кризисоустойчивость», вызванная необходимостью следовать позитивному имиджу сотрудника милиции, зачастую дорого обходится курсантам. Неразряженная тревога накапливается, что может в напряжённый период послужить пусковым механизмом для развития кризисной ситуации.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Для всестороннего изучения проблемы кризисных ситуаций жизни и деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России было спланировано экспериментальное исследование, которое предполагается реализовать на базе Санкт-Петербургского Университета МВД России. В ходе исследования будут изучены личностные характеристики курсантов и их отношение к кризисным ситуациям, специфика кризисных ситуаций, типичных для данной выборки, а также стратегии их само-
стоятельного преодоления. Для выявления специфики типичных кризисных ситуаций курсантов в программу обследования также будут включены студенты гражданского вуза. Общая численность выборки составит 300-500 человек. Возрастной разброс испытуемых от 19 до 23 лет.
Сбор первичных данных выборок будет осуществлён с помощью авторский анкеты «Методика изучения стратегий выхода из кризисной ситуации». Анкета, помимо статистических сведений об испытуемых, выявит способы и стратегии стихийного преодоления кризисных ситуаций курсантами, их отношение к учебе в вузе и к преподавателям. Также в анкете каждый даст собственное определение кризисной ситуации, раскроет своё личностное отношение к ней, и только после этого ответит вопрос, актуальна ли для него данная проблема в настоящее время.
Личностные характеристики выборок будут изучены с помощью 16-факторного вопросника Кеттелла, упрощённая форма «С», состоящая из 105 вопросов. Она позволит выявить общие признаки, черты личности, свойственные курсантам и студентам, и установить, обусловлены ли неудачи стихийного преодоления кризисных ситуаций индивидуально-психологическими особенностями личности.
В исследовании будут применены проективные методики: модифицированный вопросник «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, позволяющий оценить многообразие взаимоотношений, жизненных выборов профессии, классифицировать кризисные ситуации, переживаемые курсантами, выделить основные способы их стихийного преодоления, и методика «Дерево», для того, чтобы подчеркнуть те или иные выделенные признаки, выявить скрытые негативные тенденции, замаскированные шаблонными ответами.
Для изучения поведенческих стратегий преодоления кризисных ситуаций курсантами в данном исследовании будет применён вопросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла, содержащий 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипуля-тивные (непрямые) действия, асоциальные и агрессивные действия. Он поможет выявить группу «успешных», «кризисоустойчивых» курсантов, чьи модели преодолевающего поведения характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью, и «неуспешных» курсантов, в большей степени рискующих быть вовлечёнными в глубокий личностный кризис.
Диагностика жизненного стиля курсантов на основе выявления механизмов психологической защиты будет осуществлена с помощью вопросника психологических защит (LSI индекс жизненного стиля), разработанного R. Plutchik и адаптированная Л.Р. Гребенниковым. Проявления тех или иных психологических защит, выявленные данной методикой у курсантов, могут являться косвенными признаками риска развития стрессовых расстройств.
Для изучения ценностно-мотивационной сферы курсантов в исследовании будет использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. Эта методика позволит получить информацию о направленности личности, о её мировоззрении, выявит ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни" каждого курсанта, переживающего кризисную ситуацию.
Математическая обработка данных с помощью факторного анализа позволит выявить типичные кризисные ситуации курсантов и их основные признаки, совокупные факторы, способствовавшие их развитию, стихийные стратегии преодоления курсантами кризисных ситуаций, а также значимые различия в преодолении кризисных ситуаций курсантами образовательных учреждений МВД России и студентами гражданских вузов.
После получения теоретических данных будет разработана и апробирована на выборке курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России целевая программа обучения курсантов методикам самостоятельного конструктивного преодоле-
ния кризисных ситуаций жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные анализа теоретических источников подтверждают необходимость и актуальность психопрофилактической и психокоррекционной работы с курсантами по обучению их методам конструктивного преодоления кризисных ситуаций. Однако сбор первичной информации и анализ состояния данного направления работы психологов в образовательных учреждениях МВД России со всей очевидностью продемонстрировал недостаточность организации деятельности психологических служб по оказанию помощи курсантам в преодолении кризисных ситуаций жизни и деятельности. Проведение психодиагностического исследования специфики кризисных ситуаций жизни и деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России, а также способов их стихийного преодоления, представляется необходимым для обогащения психологической науки новыми теоретическими и практическими данными. Эти данные послужат базой для последующей разработки целевой программы обучения курсантов методикам самостоятельного конструктивного преодоления кризисных ситуаций жизни и основной (учебной и служебной) деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканова, А. А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития : сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. - СПб., 2002. - С. 82-84.
2. Васильева, О. С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально-психологической адаптации / О. С. Васильева, Я.Б. Радишевская // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 29-37.
3. Василюк, Ф. Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В. - Минск : Харвест, 1999. - С.39-59.
4. Грозная, Т. А. Роль психологической службы вуза в организованном преодолении курсантами СПб университета МВД кризисных ситуаций жизни и деятельности // Современные проблемы психологии развития и образования человека : сборник материалов международной конференции. Санкт-Петербург, ЛГУ им. Пушкина. -СПб., 2010. - Т. 2. - С. 182-185.
5. Завьялова, Е.К. Специфика преодоления основных кризисных ситуаций курсантами и студентами / Е.К. Завьялова, Т.А. Грозная // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 3 (35). - С. 151-160.
6. Загайнов, Р. М. К поиску практических путей преодоления кризисных ситуаций // Психология с человеческим лицом : гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. - М. : Смысл, 1997. - С. 274283.
7. Загайнов, Р. М. Проклятие профессии : бытие и сознание практического психолога / Р.М. Загайнов. - М. : Смысл, 2001. - 571 с.
8. Росс, Л. Человек и ситуация : уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
9. Солдатова, И. Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога : дис. ... канд. психол. наук / Солдатова И.Ф. - СПб., 2007. - 229 с.
10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.
: Питер-Юг, 2006. - 944 с.
11. Титаренко, Т. М. Нужна ли психологическая помощь личности в кризисных жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. - 1999. - № 1. - С. 103-112.
12. Туманова, Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей : дис. ... канд. психол. наук / Туманова Е.Н. - 19.00.05 : СПб., 2001 188 c. РГБ ОД, 61:02-19/298-X.
13. Yacobson, G. Programs and techniques of crises intervention / G. Yacobson // American handbook of psychiatry. - N.Y., 1974. - 825 p.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.56
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ -ОРИЕНТИРОВЩИКОВ (9-12 ЛЕТ) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВОГО
МЕТОДА
Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, старший преподаватель, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Яна Вадимовна Сираковская, аспирант, мастер спорта по спортивному ориентированию,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область
Аннотация
В статье рассматривается формирование стратегий восприятия и переработки информации и индивидуального профиля функциональной асимметрии в связи с особенностями исследуемого возрастного периода (9-12 лет) и использованием игрового метода в подготовке юных спортсменов - ориентировщиков.
Ключевые слова: когнитивные стили, игровой метод, индивидуальный профиль асимметрии, поленезависимость/полезависимость, импульсивность/рефлективность, спортивное ориентирование.
INDIVIDUAL PROFILE OF THE FUNCTIONAL ASYMMETRY AND FORMATION OF THE COGNITIVE STYLE AMONG THE YOUNG ORIENTEER RUNNERS (9-12 YEARS) WITH APPLICATION OF THE GAME METHOD Olga Vladimirovna Ilyichova, the candidate of biological sciences, senior teacher,
The mathematical and natural-science disciplines department chairman,
The Voronezh State Institute of Physical Training,
Jana Vadimovna Sirakovskaja, the post-graduate student,
Master of sports on sports orientation,
The Moscow State Academy of Physical Training, settlementMalakhovka, Moscow Region
Annotation
The article analyses the formation of perception strategies, information processing and individual profile of functional asymmetry in connection with the investigated age period (9-12 years) features and application of game method at preparation of young orienteer runners.
Keywords: cognitive style, game method, individual profile of functional asymmetry, field dependency/independency, impulsivity / reflectivity, game method, sport orienteering.
При разработке системы подготовки юных спортсменов - ориентировщиков необходимо делать упор на максимальное развитие таких качеств как свобода ума, высокая скорость обработки информации, понимание ситуации, развитие способности и навыки рефлексивного управления, верный расчет и принятие решения в короткие сроки. Кроме того, важно использовать методы, соответствующие возрастным особенностям и психофизическим возможностям детей. Одним из таких методов является игровой, как наиболее естественный для формирования физических и психических