УДК 394
АРМЯНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В г. САМАРА В 1990-х - 2015 г.: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПЫТ ПУБЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2016 Л. А. Агаджанян
Самарский государственный социально-педагогический университет
Статья поступила в редакцию 23.03.2016
В данной статье рассмотрена история формирования армянских общественных организаций в городе Самара с 1990-х гг. до 2015 г. Проведен подробный анализ культурно-просветительской деятельности. Ключевые слова: армянская община, Самарская областная общественная организация «Армянская Община», «Союз Армян России» по Самарской области, общественная организация « Самарская городская Армянская национально-культурная автономия «Наири», «Армянское Общество Взаимопомощи».
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №16-13-63005) «Общины выходцев из Закавказья в Самарской области: изучение опыта социокультурной интеграции на примере армян, азербайджнцев, грузин).»
Изучение диаспорных групп как одного из факторов международной политики в этнологии стало актуальным с 1990-х годов. Это было связано с распадом Советского Союза и образованием независимых республик, которые на тот момент оказались в тяжелых экономических и политических условиях, что вызвало большой поток мигрантов в Российскую Федерацию. Диаспоры становятся одним из составляющих факторов в международных отношениях, начинают играть активную роль не только в культурной и общественной, но и в экономической и политической жизни страны пребывания.
Формирование диаспор, как правило, сопровождается определенными правовыми, экономическими, социокультурными проблемами, в частности необходимостью официальной регистрации, финансированием, выстраиванием диалога с местным сообществом и одновременно с исторической родиной. Эти проблемы порождают ряд исследовательских вопросов, на которые ученые пытаются дать свои ответы. Что такое диаспора? Как происходит формирование диаспорных групп? Уникальна ли каждая из диаспор в отдельности или все они имеют одинаковую систему построения и действий? Но наиболее актуальной в рамках данной статьи является проблема институциона-лизации диаспоры в принимающем сообществе/ государстве, связанная с общественной активностью ее членов, формированием общественных национально-культурных организаций.
Данная проблема, а именно процессы развития в диаспоре внутренних механизмов, работающих на ее воспроизводство, обеспечивающих саморегуляцию, рассматриваются в трудах Т.В. Полосковой1. По мнению исследователя,
Агаджанян Лиана Алексеевна, старший преподаватель кафедры философии, истории, теории мировой культуры. Е-mail: [email protected]
именно объединения членов диаспорной группы выполняют воспроизводящую, координирующую и консолидирующую функцию, и создание «институтов» призвано обеспечить сохранение и развитие диаспоры. Т.В. Полоскова отмечает, что диаспора способна оказать влияние на органы государственной власти и вести активную политическую деятельность, в том числе благодаря тому, что она является официальным представителем страны исхода в регионе своего пребывания2.
Институциональный характер диаспоры подчеркивает и З.В. Канукова3; именно в этом автор видит различие между диаспорой и этнической группой. Диаспора всегда институциирована и несет в себе не только этнокультурное, но и «этнополитическое содержание». По мнению З.В. Кануковой, она выполняет функцию вну-триэтнической консолидации, обеспечивает синергетические механизмы жизнеустройства, благодаря чему складывается особый стиль жизненного поведения ее членов4.
Также вопрос о роли этничности в политической сфере («диаспора - это явление прежде всего политическое»), о диаспорах как транснациональных общностях поднимается в трудах В. А. Тишкова5. Диаспору объединяет и сохраняет нечто большее, чем культурная отличительность. Культура может исчезнуть, а диаспора - сохраниться, ибо последняя как политический проект и жизненная ситуация выполняет особую по сравнению с этничностью миссию. Это политическая миссия служения, сопротивления, борьбы и реванша (конфликт между армянами и азербайджанцами из-за территории). Она может влиять на экономику и политику своей страны, способствует ее развитию. Диаспоры выступают транснациональными передатчиками и пропагандистами соответствующей культуры. Диаспора - это политика и даже геополитика, особенно в современный период6.
Подробный анализ становления, развития и особенностей жизнедеятельности армянской общины в различных странах мира дается в работе В. Дятлова и Э.Л. Мелконяна7. Авторы поясняют, что процесс эмиграции с родины для армян стал неизбежным, пути и причины ее были разными (экономические, добровольные, насильственные)8. Участие в диаспоре является результатом добровольного выбора, но при этом человек по факту этнической врожденности приписывается к группе, которая несет за него коллективную ответственность. Группа имеет зафиксированные юридические права и обязанности перед государством9. Предполагается, что любой армянин на территории России является членом диаспоры, которая состоит из землячеств, общин10. Именно они принимают активное участие в процессе адаптации мигрантов в новом обществе. Изначально общественные организации должны были за счет административной поддержки проводить национальные праздники, демонстрировать ситуацию национального согласия. В их состав входили энтузиасты, которые хотели сохранить национальную культуру или язык. Но со временем общественные организации были оформлены юридически, что им позволило контактировать с властью, приобретать самостоятельность. Именно эти два показателя позволили им играть главную роль в формировании диаспоры. Также основной деятельностью общественных организаций является изучение языка, проведение национальных праздников, открытие воскресных школ, а также укрепление связей с исторической родиной. Организации выступают инструментом взаимопомощи в сложных ситуациях. Их лидерами являются богатые, влиятельные люди, которые имеют прямой контакт с государствами исхода. Также они создают определенную репутацию для своего этноса. Таким образом, общественные организации выступают частью «новых диаспор»11. Особое значение в функционировании диаспоры имеют армянские церкви, политические партии, культурные, молодежные, благотворительные, земляческие союзы и ассоциации12. На первое место выходит деятельность Армянской Апостольской Церкви, что обусловлено ее специфическими характеристиками. Она является консолидирующей силой, единственным средством самоорганизации народа, а следовательно, символом национального самосознания13. Следующими по значимости для армянской диаспоры выступают армянские политические партии, которые играют роль носителей и хранителей национально-политических идеалов14. Также значима для диаспоры деятельность благотворительных союзов и фондов, которые считают своей главной целью помощь проживающим на родине людям (строительство жилых домов, открытие школ, летних лагерей и т.д.)15. Фонды включают программы преимущественно в
культурно-образовательной сфере (компьютеризация школ, предоставление стипендий студентам и т.д.)16. Молодежные союзы или ассоциации занимаются патриотическим воспитанием, созданием профессиональных спортивных команд и т.д.17 Благодаря деятельности общественных организаций появляются армянские культурные центры, в составе которых действуют театры, танцевальные ансамбли, музыкальные и художественные школы18. Армянские земляческие союзы своей основной целью считают оказание помощи родине (родному городу или селу), содержание школ, библиотек, церквей19. Е.Ю. Фирсов и В.Ю. Кривушина20 считают, что общественные организации принимают участие в формировании государственной культурной политики страны пребывания. А.А. Степанян21 пишет о функциях общественных организаций, то есть о формировании самоуправления и повышении социальной, политической активности ее членов. Т.А. Титова22 считает, что общественные объединения являются существенным каналом этноинтеграции, а их потенциал по формированию толерантных установок в обществе в настоящее время еще не до конца оценен и использован. Также их действия в реализации этнокультурных потребностей находятся в ведении государственных органов. Но при этом у общественных организаций должны быть права, которые заключаются в свободном выборе культуры, языка и т.д. В статье К. Мокина23 подчеркивается, что государство само регулирует деятельность общественных организаций, определяя, кто является этническим меньшинством, а кто просто меньшинством; в соответствии с этим определением и выстраивается деятельность организаций.
Основным источником для данной статьи стали собственные полевые материалы автора, собранные в г.Самара в 2010 г., 2014-2015 гг., в том числе изучение опыта деятельности армянских общественных организаций г. Самары и Самарской области: первой армянской общественной организации, Самарской областной общественной организации «Армянская Община», «Союза Армян России» по Самарской области, общественной организации «Самарская городская Армянская национально-культурная автономия «Наири», а также «Армянского Общества Взаимопомощи» (АОВ). Автором были использованы материалы работы А.Р. Мартиросяна24 «Армения и армяне Самарской губернии», излагающие события истории появления и деятельности первых армянских организаций в г.Самара и Самарской области. Таким образом, специального исследования, посвященного деятельности армянских общественных организаций, не проводилось. Целью данной статьи является выявление роли этих объединений в формировании и развитии армянской диаспоры в г.Самара.
Первая армянская общественная организация не была официально зарегистрирована, не
имела устава, соответственно, не имела конкретного названия. Она начала свою деятельность в 1988 г., что связано с большим притоком армян в г.Куйбышев вследствие двух значимых событий: крупного землетрясения в Армянской ССР (г.Ленинакан, г.Кировакан) (7 декабря 1988 г.) и армяно-азербайджанского конфликта в г.Сумгаит, г.Баку (28 февраля 1988 г.) Покинувшие свою родину армяне нашли политическую, экономическую и социальную поддержку на территории Российской Федерации, в том числе и в Самаре.
Армянское общество оказало помощь вновь переселившимся семьям, потерявшим все (родных, жилье, работу) из-за землетрясения, совместно с городскими властями выдав им квартиры. Но деятельность общества была прервана, так как в 1992 г., согласно Указу Президента Российской Федерации, все общественные организации должны были пройти перерегистрацию. Самарская городская армянская община её не прошла, поэтому прекратила свою деятельность25.
Летом 1995 г. по инициативе предпринимателя, активиста А.Р. Мартиросяна был организован оргкомитет по восстановлению армянской общественной организации. В состав оргкомитета вошли руководители бывшей организации и активисты из числа армян. После обсуждения вопроса о необходимости организации такого общества было принято решение о создании Самарской областной общественной организации «Армянская Община» и Самарской религиозной организации Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач», которые в сентябре 1995 г. были зарегистрированы Управлением юстиции по Самарской области. Руководителем Самарской областной общественной организации «Армянская Община» был избран Артур Рафикович Мартиросян26.
Главной целью вышеупомянутой общественной организации является, в соответствии с Уставом, сохранение целостности армянского народа на территории г.Самара, национальной идентичности, развитие национального самосознания в сочетании с общечеловеческими ценностями, культуры и языка27. С этой целью в Самаре на базе трех общеобразовательных школ (МБОУ СОШ №144, №177, №183) с 1998-го по 2001 г. были открыты армянские национальные классы. Дети получили возможность изучать свой родной язык и литературу, историю Армении, историю религии и национальную культуру28. Для регистрации Самарской областной общественной организации «Армянская Община»» был создан устав, который содержит общие положения, предмет, цель и т.д.29
В 1998 г. состоялась встреча делегации Республики Армения во главе с Чрезвычайным и полномочным послом РА господином Г. Шахбазяном с заместителем губернатора Самарской области А. Жабиным. На данной встрече обсуждались во-
просы, касающиеся подписания соглашения между Республикой Армения и Самарской областью, которое предполагало развитие взаимовыгодных отношений как в сфере экономики, так и в сфере социально-культурных контактов30. Таким образом, эта встреча показала, что самарская армянская диаспора экономически значима для города. Также предприниматели получили официальную возможность реализовать поставки продуктов (напитки, консервированные помидоры, баклажаны и т.д., фрукты, сухофрукты) из Армении в Самару. Встреча послужила толчком не только для развития экономических отношений между РА и г.Самара, но и вывела самарскую армянскую общину на новую ступень развития в духовной сфере. Так, в 1998 г. было начато строительство Армянской Апостольской Церкви на земле, которую выделил муниципалитет, а также община получила финансовую поддержку из областного бюджета в размере 80 тыс. рублей31.
Деятельность общественной организации армян в Самаре в начале 1990-х гг. развивалась в следующих направлениях: помощь соотечественникам, пропаганда родного языка, литературы и истории Армении в «новой» диаспоре.
На базе Самарской Областной Армянской Общины в 1997-1999 гг. действовал спортивный комплекс «Звартноц», где не только дети (от 7 до 10 человек), но и взрослые (5-6 чел.) занимались различными видами спорта: футболом, боксом и т.д. На базе ДК им. Литвинова в 1996-1999 гг. работал национальный армянский танцевальный кружок, ансамбль «Арарат». В состав ансамбля входили дети (8 девочек, 5 мальчиков) в возрасте 10-14 лет. Ансамбль выступал на различных армянских праздниках и мероприятиях32.
Из вышесказанного видно, что все эти коллективы оказались недолговечными, за исключением футбольного клуба, который был основан 15 августа 2011 г. и получил название «Урарту», в составе 17 человек. На данный момент спонсором является ООО «ГрантРаф» («Солнечный Рай»). За эти годы клуб завоевал множество наград (лучший нападающий, лучший вратарь), призовые места в региональном турнире по мини-футболу. Участники остальных коллективов подросли, нового потока подрастающего поколения не было, так как появились новые танцевальные кружки (при Армянской Апостольской Церкви, позже в «Наири» и «АОВ»).
На протяжении трех лет, с 1997-го по 2000 г., на самарской радиостанции « Радио-7» выходили в эфир программы на армянском языке, автором и ведущей этих программ была Асмик Марту-новна Хачатрян. В течение 2001 г. издавалась областная армянская газета «Бари Луйс», в которой печатались статьи об известных армянах, проживающих в г.Самара (Е.Н. Аннаев, В. Каркарьян и т.д.), об армянских общинах других стран, например США, о деятельности диаспор в крупных
российских городах, например, о деятельности армянской общины в г.Москве. Освещались вопросы выборов в городскую Думу г.Краснодар, что свидетельствует о том, что региональным общинам интересна не только жизнь внутри своей организации, но и то, как происходит развитие армянских диаспор в других городах России. В статьях рассматривались спортивные достижения армян, вопрос о строительстве церквей и т.д. Чаще всего авторами статей являлись представители не армянской национальности, например, Алина Назаренко, Татьяна Логина, Сергей Купер33.
Из вышесказанного следует, что печатная деятельность продолжалась не так долго. Она прекратила свое существование из-за отсутствия энтузиазма людей, которые работали на ее благо. Община не смогла найти редактора, и прекратилось финансирование газеты.
В 1990-х гг. Самарская областная армянская община вела активную культурно-просветительскую деятельность, привлекая внимание все большего количества людей. Во дворце культуры им.Литвинова на площади им.Кирова проходили праздничные концерты «День красоты и материнства», народные праздники «Терендез», «Вардавар», выступление армянского молодежного ансамбля «Арарат», а также День скорби 24 апреля. Программу мероприятия, как правило, открывало вступительное слово руководителя организации А.Р. Мартиросяна, затем проходило награждение благодарственными письмами активных членов общины, но основную часть занимали традиционные танцы и исполнение национальных песен. Если мероприятия проходили в будни, то зал был заполнен не полностью (200350 человек), а в выходные дни - до 500 человек34. Но в настоящие дни мы можем говорить о динамике роста посещаемости мероприятий в будни (300-450 человек), в выходные - до 800 человек; зал бывает переполнен, некоторым приходится стоять в дверях весь концерт35.
Самарская армянская община поддерживала связи с армянской диаспорой других государств и с исторической родиной по программам: «Диаспора - диаспора», «Диаспора Армении». Учредителем этих программ, которые действовали до 2002 г., являлся А.Р. Мартиросян. Целью программ являлась помощь РА в экономической и социальной деятельности. Проходила благотворительная миссия в оказании компьютеризации сельских школ РА, ремонт детских садов. Также совершались поездки в Украину, где находится одна из крупных армянских диаспор постсоветского пространства36.
В декабре 2004 г. в Самаре прошла международная конференция на тему «Межрегиональное российско-армянское сотрудничество: состояние и перспективы». Самарский форум имел важное значение для развития регионального сотрудничества и налаживания прямых связей
между Российской Федерацией и Республикой Армения. Председатель парламента Артур Багда-сарян подчеркнул, что Россия является крупным торгово-экономическим партнером Армении, в подтверждение чего было подписано 160 межгосударственных и межправительственных соглашений. Данный форум помог претворить в жизнь заключенные между двумя странами соглашения в этой сфере, заключать новые соглашения, которые способствовали бы вовлечению в сотрудничество все новых территорий, обеспечил законодательное поле для деятельности правительства двух стран. Таким образом, данная конференция подчеркнула связь между диаспорой и Родиной, а также показала, что Армению и армян стали воспринимать как полноценных торговых партнеров, которые способны участвовать не только в культурной, но и в экономической жизни Самарского региона.
В 2005 г. Самарской областной общественной организации «Армянская Община» исполнилось десять лет. На праздничном мероприятии присутствовали представители администрации области. По случаю торжества многим из присутствующих гостей председатель армянской общины А. Мартиросян вручал юбилейные медали «За заслуги перед общиной»37.
Председатель общественной организации «Армянская Община» предпринял попытку участия в политической жизни г.Самара. Так, в 2007 г. он возглавил партию «Патриоты России». На протяжении предвыборной кампании активность партии была очень низкой, а сама деятельность - малоэффективной. По городу было развешано несколько оригинальных баннеров и состоялись выступления в СМИ. Их программа была схожа с идеями СР и КПРФ, но она выглядела не столь убедительно, следовательно, на выборах за партию проголосовало 1,37% избирателей38.
В настоящее время на территории города действует несколько национальных организаций. «Союз Армян России» по Самарской области возглавляет А.Р. Мартиросян39. 16 апреля 2012 г. образовалась общественная организация «Самарская городская Армянская национально-культурная автономия «Наири», возглавляемая Мирзояном З.Р.40, а также «Армянское Общество Взаимопомощи», которое представляет с 2007 г. А.Р. Петросян41.
Каждая из представленных выше организаций ставит определенные задачи. «Союз Армян России» одним из главных своих направлений считает оказание материальной поддержки своей исторической родине, а также поддержку армянской нации в Самарской области. Помощь родине заключается в реализации продукции РА на территории области, помощи школам (ремонт, закупка компьютеров), домам престарелых (ремонт, закупка кроватей, лекарств) и детским домам (закупка игрушек) в Армении42.
Армянская община г.Самары принимает активное участие в мероприятиях, организованных другими армянскими диаспорами на территории России (г.Тольятти, г.Саратов), а также не теряет культурной связи с исторической родиной. Так, хореографический ансамбль «Наири» принимал участие в традиционном празднике, который проходит каждый год в начале августа в Армении. На это мероприятие приезжают представители крупных диаспор мира (России, США, Франции и т.д.), что говорит о том, что их связь с родиной не потеряна.
Нельзя не отметить Армянскую Апостольскую Церковь, которая сосуществует и развивается вместе с общинами. Роль церкви велика и важна: она оказывает помощь в предоставлении крова и пищи армянам, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Общественная организация «Самарская городская Армянская национально-культурная автономия «Наири», находящаяся при ГУСО ДДН (по адресу: ул.Воронежская, 9), в октябре 2014 г. продлила свое свидетельство43. Деятельность НКА «Наири» направлена на пропаганду и развитие армянской культуры на территории города, сохранение самобытности народа и армянских традиций, обычаев, ценностей в среде армянской молодежи Самары44.
На базе организации НКА «Наири» с 2015 г. действует футбольный клуб с одноименным названием «Наири», который проводит свои тренировки в спортивном зале МБПОУ «Самарский многопрофильный техникум». Возрастной состав спортсменов-любителей колеблется от 6 до 18 лет. Также организованы и успешно выступают на многих городских и областных площадках хореографический (руководитель Маргарита Назаретов-на Кечян) и вокальный (Роза Сергеевна Цпнецян) коллективы «Наири»45. Таким образом, коллективы насчитывают около 50 человек. Общее количество членов общины - более 200 человек, участвующих в деятельности НКА «Наири» - более 150 человек, но состав участников постоянно пополняется.
Два раза в год общественная организация «Самарская городская Армянская национально-культурная автономия «Наири» организовывает праздничные концерты. Первое мероприятие проходит в ноябре под названием «Дни армянской культуры», участие в котором принимают все воспитанники организации, а также представители армянских культурных центров из областных городов (Тольятти, Сызрань). Второй праздничный концерт проходит в начале апреля и посвящен Дню красоты и материнства. На данном мероприятии широко представлены хореографические номера, а также выступления профессиональных музыкантов и любителей46.
В ежегодный план работы НКА «Наири» входят мероприятия, которые проходят на базе ГУСО ДДН. Это «День памяти Комитаса», «Литературно-поэтические вечера», а также «круглые столы» на актуальные темы: например, «Вос-
питание армянской девушки в иноэтничной среде». Общественная организация проводит традиционные праздники (Терендез, Вардавар), участвует в городских мероприятиях («День России», «9 мая»). Свой отчет о проделанной работе «Наири» демонстрирует на ежегодных концертах, проходимых 7 апреля.
Председатель НКА «Наири» З.Р. Мирзоян входит в Общественный совет по национальным вопросам г.о.Самара, который является постоянно действующим совещательным органом, также является членом общественной организации «Союз народов Самарской области».
«Армянское Общество Взаимопомощи» (АОВ) юридически зарегистрировано по адресу: г.Самара, ул. Полевая, 71. Соучредителями общества являются 7 человек, но общий состав участников колеблется от 50 до 80 человек. Организация имеет свои Устав, Положения. Но в апреле 2015 г. «Армянское Общество Взаимопомощи» официально вошло в состав «Самарской городской Армянской национально-культурной автономии «Наири», при этом не растеряв своих соучредителей и участников. В сентябре 2015 г. был переписан Устав в части, которая отвечает за срок пребывания в статусе руководителя организации: в этом качестве теперь можно избираться на 3 года не более двух раз либо двух раз подряд47.
Целью «Армянского Общества Взаимопомощи» является пропаганда и сохранение армянской культуры, самобытности в среде молодежи города Самара. На базе данного общества действуют два хореографических центра: для взрослых - «Аревик» и для детей - «Киликия» (руководитель Розанна Арутюнян), которые действуют с 2011 г. Работает воскресная национальная школа по изучению армянского языка (учитель Кнарик Акоповна Дандурджян) и спортивный клуб (тренер по каратэ Аветик Врежович Хачатрян).
«Армянское Общество Взаимопомощи» ставит перед собой задачи и решает их. Это оказание помощи малоимущим армянским семьям, беженцам в Армении, выдача льготных кредитов своим соотечественникам под 15% годовых для развития бизнеса при наличии бизнес-плана и одного доверительного лица48. Таким образом, в отличие от «Наири», интересы АОВ напрямую связаны с институционализацией армянской общины как экономической структуры.
Таким образом, армянская община в г.Самара развивается по модели «новой» диаспоры, частично участвуя в политической (выборы в депутаты А.Р. Мартиросяна, нахождение З.Р. Мир-зояна в общественных советах), экономической деятельности (реализация армянских продуктов) и благотворительной (финансовая поддержка беженцам в Армении, малоимущим армянским семьям в Самаре). Таким образом, оказывается помощь не только по отношению к стране проживания, но и к стране исхода, но при этом
диаспора является внетерриториальным образованием, хотя мыслит и действует в отношении двух государств. Все армянские общественные организации занимаются активной культурно-просветительской деятельностью. На территории города развиты хореографические, музыкальные коллективы, частично спортивные команды.
Прослеживается динамическое развитие армянской диаспоры на территории г.Самара. Так руководители общественных организаций стремятся сохранить и передать последующим поколениям культурные, традиционные ценности. Благодаря такой деятельности увеличилось число участников в составах этих организаций, а также зрителей, посещающих концерты, праздники и т.д. Диаспора работает на формирование позитивного восприятия «родного государства», ведет активную деятельность в межкультурной жизни города, т.е. является одной из составляющих частей национальной политики в полиэтнической среде.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с.
2 Там же. С. 21.
3 Канукова З.В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства в современном состоянии. Владикавказ: ИПО СОИГСПИ, 2009. 236 с.
4 Там же. С.7-8.
5 Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социокультурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
6 Там же. С .480.
7 Дятлов В., Мелконян Э.Л. Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии. - Ереван: Институт Кавказа, 2009. 207 с.
8 Там же. С.7.
9 Там же. С.12.
10 Там же. С.13.
11 Там же. С.29-31.
12 Там же. С.132.
13 Там же. С.133.
14 Там же. С.138.
15 Там же. С.144.
16 Там же. С.149.
17 Там же. С.151.
18 Там же. С.152.
19 Там же. С.153.
20 Фирсов Е.Ю., Кривушина В.Ю. К изучению коммуникационной среды российской армянской диаспоры // Диаспоры, 2004. №1. С.6-45.
21 Степанян А.А. Социокультурные особенности армянской общины Москвы // Диаспоры, 2004. №1. С.46-63.
22 Титова Т.А. Армяне в городах Татарстана - штрихи к портрету // Диаспоры, 2004. №1. С.64-80.
23 Мокин К. Диаспорная идентичность в динамике: конвергенция и энтропия (изучая армян Саратовской области) // Журнал «Диаспора». М., 2006, №4. С.150-168.
24 Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара, 2003. 175 с.
25 Там же. С.155.
26 Архив Самарской религиозной организации Армянской Апостольской Церкви « Сурб Хач». Оп.2. Д.3. С.21.
27 Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара, 2003. С.153.
28 Полевой материал автора (далее - ПМА), г.Самара, 2010. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
29 Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара, 2003. С.154.
30 Там же. С.121.
31 Мангилева Е. Самарские армяне построили церковь // Коммерсант, №210 (2813) от 18 ноября 2003 г. С.2.
32 ПМА, Самара, 2010. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
33 ПМА, Самара, 2010.
34 ПМА, Самара, 2010. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
35 ПМА, Самара, 2014. Информант: Мирзоян З.Р., 1970 г.р.
36 ПМА, Самара, 2010. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
37 Там же.
38 Поздникова Ю. Финишировали последними // Самарское обозрение, №18 (634) от 15 марта 2007 г. С.7а.
39 ПМА, Самара, 2015. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
40 ПМА, Самара, 2015. Информант: Мирзоян З.Р., 1970 г.р.
41 ПМА, Самара, 2015. Информант: Петросян А.Р., 1965 г.р.
42 ПМА, Самара, 2014. Информант: Мартиросян А.Р., 1960 г.р.
43 ПМА, Самара, 2014.
44 Устав общественной организации «Самарская городская армянская национально-культурная автономия «Наири».
45 ПМА, Самара, 2015. Информант: Мирзоян З.Р., 1970 г.р.
46 Там же.
47 ПМА, Самара, 2015. Информант: Петросян А.Р., 1965 г.р.
48 Там же.
ARMENIAN PUBLIC ORGANIZATIONS IN SAMARA FROM THE 1990s TO 2015: THE HISTORY OF FORMATION AND PUBLIC ACTIVITY
© 2016 L.A. Agadzanyan
Samara State Social Pedagogical University
The article is devoted to the history of Armenian public organizations in Samara city from the 1990s to 2015; it contains the detailed analysis of their cultural and enlightening activities. Keywords: Armenian community, Samara regional publicorganization «Armenian Community», «Union of Armenians of Russia» on the Samara area, public organization is the «Samara municipal Armenian national and cultural autonomy of «Nairi», «Armenian Beneficiary Association».
Liana Agadzanyan, Senior Teacher of Department of Philosophy, History, Theory of World Culture. Е-mail: [email protected]