07.00.00 - исторические науки и археология
Исянгулов Ш.Н. Институт усыновления у башкир в прошлом...
9. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.
10. Таймасов С. О численности башкир, о старшинах и тарханах в период образования Оренбургской губернии // Ватандаш. 2006. № 10. С. 91-104.
11. Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН). Ф. 116. Оп. 1. Д. 63.
12. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-138. Оп. 2. Д. 145.
13. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. Уфа: Китап, 2005. 272 с.
14. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа: Китап, 2006. 160 с.
15. Башкирское народное творчество. Уфа: Китап, 2004. Т. 7. Письменные киссы и дастаны. 624 с. На башк. яз.
16. Хусаинов Г.Б. Габдрахим Усман // История башкирской литературы в 6 томах. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. Т. 1. С. 468-482. На башк. яз.
17. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1 / Пер. с персидского А.А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А.А. Семенова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 222 с.
18. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа // Кузеев Р.Г. Собрание научных трудов: в 7 т. Уфа: Китап, 2016. Т. 4. С. 9-526.
19. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010. 452 с.
20. Башкирское народное творчество. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1987. Т. 1. Эпос. 544 с.
21. Хусаинов Г. Из шежере суун-кыпчакского рода // Башкирские шежере (Филологические исследования и публикации). Сборник статей. Уфа: БФАН СССР, 1985. С. 74-76. На башк. яз.
22. Хусаинов Г. История башкир // Ватандаш. 2006. № 9. С. 79-99. На башк. яз.
23. Лобачева Н.П. Отражение этногенетической истории в материальной и духовной культуре народов Среднеазиатско-Казахстанского региона (по материалам середины XX в.) // Среднеазиатский этнографический сборник. М.: Наука, 2006. Вып. V. С. 47-94.
24. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. III: Восточные источники. Сост. части I - Т.М. Калинина, И.Г. Коновалова; части II - В.Я. Петрухин. 264 с.
ADOPTION INSTITUTION AMONG BASHKIRS IN THE PAST (BASED ON FOLKLORE AND WRITTEN SOURCES)
© 2017
Isyangulov Shamil Nailevich, candidate of historical sciences, senior researcher of Bashkortostan Contemporary History Department
Institute of History, Language and Literature of Ufa Scientific Centre of Russian Academy of Sciences
(Ufa, Russian Federation)
Abstract. The following paper discusses the institution of adoption among Bashkirs in the past based on folklore and written sources. This topic is not sufficiently studied in historiography. There are not many sources on it. The main sources here are the traditions, legends, genealogical trees of Bashkir. In these sources information about the adoption of young children (Kalmyks, Nogais, Kazakhs, etc.) by Bashkirs has been preserved. All these sources in most respects reflect the realities of the 16th - 18th centuries. In general, they help understand the views of Bashkirs on the adoption of other peoples' children. The analysis of the sources allowed us to conclude that orphans, abandoned, captured, etc. children among Bashkirs were considered as being marked with a divine sign. Adopted children would become full members of the Bashkir community. It is assumed that the institution of adoption was widespread enough before the Bashkirs joined the Russian state. Materials confirm that the adoption was associated with the custom of obtaining the fruit of a noble person. Adoption was one of the ways to incorporate other ethnic groups in the Bashkir people. The historical roots of the institution of adoption needs a further study.
Keywords: Bashkirs; adoption; obtaining fetus; legends; genealogies; sources; young children; orphans; Kalmyks; Nogai; Kazakhs; alien ethnic groups; community; clan; incorporation; A. Inan; R.G. Kuzeev; A.Z. Asfandiyarov; B.A. Aznabayev; touching chest.
УДК 394
Статья поступила в редакцию 18.10.2017
«СОЮЗ АРМЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ» В СТРУКТУРЕ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ САМАРЫ
© 2017
Агаджанян Лиана Алексеевна, кандидат исторических наук, заведующий сектором протокольной части
Дума городского округа Самара (г. Самара, Российская Федерация) Ягафова Екатерина Андреевна, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры
Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье рассмотрены формы и направления деятельности общественной организации «Союз армянской молодежи» (САМ) в социокультурном пространстве г. Самара, показана ее роль в жизни региональной общины армян. САМ возник в 2015 г. как «молодежное крыло» в составе Самарской городской армянской национально-культурной автономии «Наири» и занимается организацией как молодежных мероприятий, так и крупных общественных акций армянской общины. Основными направлениями деятельности
Агаджанян Л.А., Ягафова Е.А.
«Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары_07.00.00 - исторические науки и археология
САМ являются организация национальных (армянских) публичных мероприятий, тематических выставок, фестивалей на территории города Самары и Самарской области; организация работы национальных коллективов, воскресных школ по изучению армянского языка, истории и культуры армянского народа; организация участия членов САМ в совместных мероприятиях других общественных национальных образований на территории Самарской области. Деятельность САМ неотъемлемо связана с общественной жизнью армянской общины Самары и области. Благодаря активности молодежи деятельность армянских общественных организаций заметна в публичном пространстве Самарского региона. На протяжении недолгого периода работы САМ накоплен значительный опыт общественной работы, что способствует продуктивной работе организации. Вместе с тем, в его деятельности существует и ряд проблем во взаимодействии с другими армянскими организациями региона. Оставаясь наиболее активной частью армянской общественности Самары, САМ продолжает динамично развиваться, привлекая новых членов в организацию и совершенствуя формы работы в армянской общине. Исследование основано на анализе полевых материалов, архива организации и интернет-ресурсов.
Ключевые слова: армяне Самары; «Союз армянской молодежи»; САМ; диаспора; молодежь; общественная организация; национально-культурные объединения; Самарская городская армянская национально-культурная автономия «Наири»; «Армянское объединение взаимопомощи»; армянская культура; культурно-просветительская деятельность.
Постановка проблемы Важным фактором общественно-политических и культурных процессов в регионах России являются национально-культурные объединения (НКО) - общественные организации, создаваемые этническими группами и нацеленные на сохранение и развитие их языка, культуры, национальной идентичности. В Самарской области с ее этническим и конфессиональным многообразием зарегистрировано более 70 НКО, в том числе армянские организации: «Союз армян России» по Самарской области (руководитель А.Р. Мартиросян), «Армянское объединение взаимопомощи» (АОВ; с 2007 г., руководитель А.Р. Петросян), Самарская городская армянская национально-культурная автономия «Наири» (с 2012 г., руководитель З.Р. Мирзоян).
В марте 2016 г. в составе «Наири» появилось «молодежное крыло» - «Союз армянской молодежи» (САМ), занимающееся организацией как молодежных мероприятий, так и крупных общественных акций «Наири». На сентябрьском внеочередном собрании САМ было принято решение выйти из состава НКА «Наири» и вести самостоятельную деятельность в качестве молодежной общественной организации, но без юридической регистрации. Оставаясь наиболее активной частью армянской общественности Самары, САМ продолжает динамично развиваться, привлекая новых членов в организацию и совершенствуя формы работы в армянской общине. Именно эта организация стала объектом исследования в данной статье. Предметом исследования является деятельность САМ и молодежной части армянской общины г. Самара.
Изучение опыта работы этой организации ставит ряд проблем, актуальных для исследований диаспор-ных групп, в частности - молодежного движения в них. Какова специфика работы так называемых молодежных крыльев общественных организаций? Какова их структура и характер взаимосвязи с другими национально-культурными объединениями данной этнической общины? Какую роль играют молодежные организации в общественной жизни диаспоры?
История и методология вопроса, цель и задачи исследования Исследование опирается на теоретико-методологические разработки известных зарубежных и отечественных ученых (Р. Брубейкер [1], В.А. Дятлов [2-
4], Н.П. Космарская [5-7], Т.В. Полоскова [8; 9], В. Попов [10], У. Сафран [11], А.А. Степанян [12], В.А. Тишков [13-15] и др.), которыми в контексте диаспоральных исследований рассматривалась проблема институционализации диаспорной группы в принимающем сообществе / государстве, в том числе - функции общественных национально-культурных организаций в воспроизводстве, координации и консолидации этнической группы [8, с. 21]. Изучению роли молодежи и молодежных организаций, несмотря на актуальность этого вопроса в исследовании диаспоры, пока посвящено ограниченное количество работ [16-19]. Настоящая статья может способствовать расширению информационного поля данной проблемы в диаспоральных исследования и выявлению проблемных вопросов в изучении современного молодежного движения в диаспорных группах.
Цель исследования - выявить роль национально -культурных общественных объединений армянской молодежи Самары в жизни региональной общины. Задача исследования - рассмотреть формы и направления деятельности САМ в социокультурном пространстве г. Самара.
При изучении темы авторами использованы общенаучные (анализ, синтез) и конкретно-научные (историко-сравнительный, биографический) методы, методы этнологического (полевого) исследования: включенное наблюдение, полуформализованное интервью. Полевые исследования проводились с декабря 2015 г. по ноябрь 2017 г.: велось наблюдение за поведением членов общины во время мероприятий, фотофиксация, аудиозаписи интервью. Было проведено 38 полуформализованных интервью с представителями армянской молодежи Самары; возрастной состав участников от 18 до 3 5 лет. Большинство информантов (около 37%) имеет высшее образование, остальные респонденты являются студентами вузов города Самары. По роду занятий это работники банковской сферы, заводов, муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, органов внутренних дел (ГУФСИН, УФМС и т.д.) [20]. Был изучен архив САМ (протоколы собраний, заседаний Совета, отчетов о проведении мероприятий и т.д.) [21]. Источниками для исследования послужили также интернет-ресурсы, а именно страница «Союза армянской молодежи» Самарской области ВКонтакте (https://vk.com/idsam_samara), а также официальный сайт САМ (http://sam63.info) [22; 23].
Агаджанян Л.А., Ягафова Е.А. «Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары
07.00.00 - исторические науки и археология Анализ данных
«Молодежное крыло» в составе Самарской городской армянской национально-культурной автономии «Наири»» впервые заявило о себе в декабре 2015 г., когда наиболее активная часть армянской молодежи г. Самары собралась в Доме дружбы народов (ДДН) для обсуждения концепция развития молодежного направления работы в «Наири». Председатель организации З.Р. Мирзоян предложил молодежи провести концерт 7 апреля 2016 г., посвященный Дню красоты и материнства. Концерт прошел в ДК им. Литвинова, удивив присутствующих - в большинстве самарских армян - совершенно новым подходом к составлению сценария праздника и его содержательному наполнению. Со сцены были награждены 26 представительниц женского пола, работающих в учреждениях и организациях Самарской области, в различных сферах деятельности: в области медицины, прикладного искусства, образования, бизнеса и т.д. Впервые была выдвинута номинация «Друг армянского народа на территории Самарской области», которой удостаиваются женщины неармянской национальности. Новации были положительно восприняты зрителями, а инициатива молодежи по организации публичных мероприятий получили одобрение у взрослого поколения [20].
Позитивный опыт общественной деятельности подтолкнул молодежных активистов к тому, чтобы создать свою организацию в составе «Наири». 1 2 марта 2016 г. в социальной сети ВКонтакте была создана страница «Союза армянской молодежи» (САМ) Самарской области [22], а инициативная группа начала разрабатывать устав организации, который был публично представлен в ДДН в августе 2016 г.
Следует отметить, что молодежное движение в армянской диаспоре России - явление достаточно широко распространенное. Молодежные объединения имеются в Саратове (входят в состав автономии), Москве (в составе «Союза армян России»), Санкт-Петербурге (действуют отдельно от автономии, но не зарегистрированы юридически). Все они активно работают в традиционных для НКО направлениях деятельности по сохранению и развитию языка и культуры среди армянской молодежи своего региона.
Несмотря на наличие устава, САМ официально не зарегистрирована в качестве юридического лица. Однако ее деятельность определяется заложенными в Уставе принципами. Организацию возглавляет председатель Совета учредителей, который избирается простым большинством голосов общего собрания учредителей раз в три года из числа членов Совета учредителей. Он вправе занимать пост не более чем три срока по три года. Председатель представляет организацию во всех инстанциях и на мероприятиях. Все решения председателя организации вступают в силу после получения одобрения простого большинства Совета. Председатель Совета учредителей предлагает кандидатуру своего заместителя из числа членов организации сроком на 1 год. Совет учредителей (до 9 человек) избирается общим собранием членов организации раз в пять лет из состава учредителей. Членами организации являются армяне - граждане Российской Федерации, достигшие возраста 1 4 лет, готовые признать устав организации и содействовать деятельности организации, однако Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21)
правом голоса на общих собраниях обладают только члены организации, достигшие 18-летнего возраста. Прием в организацию и выход из нее осуществляется на добровольной основе (по заявлению) или по решению правления. Также «Союз» не запрещает своим участника вступать в другие организации, деятельность которых не противоречит уставу САМ и действующему законодательству Российской Федерации [21].
Рядовые члены организации, наиболее активно участвующие в ее деятельности, - более 50 человек молодых людей. Однако, благодаря социальным сетям в работу САМ так или иначе вовлечены более 800 человек. В группу САМ ВКонтакте вошли представители и других этнических групп, интересующиеся деятельностью «Союза». Информацию о САМ они получают, как правило, в социальных сетях или через знакомых - членов организации [22]. Из интервью с Э.Б. (23 г.): «О деятельности САМ я узнал от своего брата, который является одним из учредителей «Союза», а также играет в футбольной команде САМ. Мне интересна работа армянской молодежи, так как я лично занимаюсь брейк-дансом. «Союз армянской молодежи» предложил открыть мне на их базе детский кружок. Я согласился, но пока что армянские дети активно не записываются на танцы» [20]. Члены организации включаются в ее работу в соответствии со своими интересами и возможностями, участвуя в организации праздников и других мероприятий.
Деятельность «Союза армянской молодежи» представлена по следующим направлениям:
- организация и проведение национальных культурно-массовых, спортивных и зрелищных мероприятий, тематических выставок, фестивалей и экспозиций исторического и культурного наследия Республики Армения на территории города Самары и Самарской области;
- организация работы национальных ансамблей песни, танца, драматических кружков, театральных коллективов, воскресных школ по изучению армянского языка, истории и культуры, обычаев, традиций, прикладного искусства и ремесел армянского народа;
- организация участия членов САМ в совместных мероприятиях других общественных национальных образований на территории Самарской области [21].
Значительное внимание организация уделяет проведению культурно-просветительских акций, которые проходят как в тесном кругу армянской общественности, так и на площадках культурных и образовательных учреждений г. Самара. Они нацелены на пропаганду истории, языка и культуры армян и основаны на принципах уважительного отношения к культурам других народов, проживающих на территории Самарской области. Так, в феврале 2017 г. армянский праздник «Терендез» состоялся в Самарском государственном социально-педагогическом университете, и в нем приняли участие также студенты и преподаватели вуза. Регулярно проводится День родного языка (в 2017 г. - 21 февраля). 20 мая 2017 г. состоялся творческий вечер скульптора Карэ-на Саркисова и презентация книги Ольги Саркисо-вой «Джим». Игра «Что? Где? Когда?» проводится с участием команд армянской молодежи.
Кульминацией общественной активности армянской диаспоры Самары является День красоты и ма-
Агаджанян Л.А., Ягафова Е.А.
«Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары
теринства, ежегодно проводимый в апреле в ДК им. Литвинова. В мероприятии принимают участие практически все члены САМ в качестве авторов сценария, исполнителей народных песен, танцев, музыки, стихов; часть членов организации задействована волонтерами.
Проведение музыкально-литературных вечером, круглых столов, развлекательных и интеллектуально-познавательных игр с участием армянской молодежи способствует наряду с решением конкретных задач (познавательных и т.д.) консолидации общины, ее молодежной части, формированию и укреплению этнического самосознания. Из интервью с Наринэ А. (25 лет): «Мероприятия, которые проводит «Союз», помогают армянской молодежи взаимодействовать, находить время для встреч и передавать друг другу накопленный опыт и знания о родной культуре» [20].
Особое место в ряду этих мероприятий занимает День памяти (24 апреля), учрежденный в память о трагических событиях 1915 г. Члены САМ принимают участие в мероприятиях Армянской апостольской церкви Самары и организовывают вечер памяти, на котором читают стихи армянских поэтов, погибших 24 апреля 2015 года.
В своей работе САМ охватывает не только г. Самару, но и районы Самарской области, устраивая в Домах культуры этнические концерты. Так, 4 марта 2017 г. в п. Яблоневый Овраг Волжского района состоялся «Вечер армянской культуры». Подобные акции имеют огромное значение для той части армянского населения региона, которая по разным причинам не может посещать армянские концерты в Самаре.
Тесные контакты армянская молодежь г. Самары поддерживает с тольяттинской общиной. В 2017 г. делегация самарчан принимала участие в открытии Армянской апостольской церкви в г. Тольятти и в концерте «Возрождение армянского духа» (6 мая). В течение 2017 года члены САМ выезжали также с целью установления контактов с армянской молодежью в гг. Сызрань, Кинель Самарской области.
За октябрь - декабрь 2017 года САМ провел 10 мероприятий в библиотеках г. Самары и в Доме дружбы народов, посвященных «Дням культуры Республики Армения» в Российской Федерации.
Отдельное направление деятельности - организация консультативной помощи членам общины по вопросам, связанным с получением гражданства, оформлением виз.
Несмотря на то, что большинство направлений деятельности САМ ориентированы на внутриэтниче-ское общение, армянская молодежь Самары стремится к формированию дружеских контактов с другими этническими объединениями. Этому способствует участие в межэтнических спортивных состязаниях, в культурно-массовых мероприятиях, общественно-политических акциях. Так, футбольная команда САМ играет в «Любительской футбольной лиге», в 2017 г. заняла 3-е место. В течение 2017 года САМ принимал участие в спортивном фестивале «Дружба народов - 2017» (19 марта), в общественной акции «За мирное и созидательное развитие общества! Вместе против экстремизма и терроризма!» (8 апреля), в возложении цветов в честь 72-ой годовщины Победы на площади Славы (8 мая) и ше-196
07.00.00 - исторические науки и археология ствии «Бессмертный полк» (9 мая), в концерте в честь Дня Победы (1 1 мая), в параде дружбы народов (12 июня) [23].
Как молодежная организация САМ представлена в региональном молодежном общественном движении. Например, в 2017 г. активисты САМ представили 5 проектов в молодежном форуме Приволжского федерального округа «Иволга - 2017».
Будучи молодежным крылом «Наири» (до сентября 2017 г.), САМ принимал активное участие в мероприятиях, проходящих под эгидой этой организации. Партнером САМ в проведении мероприятий и реализации проектов, в том числе с оказанием финансовой поддержки, выступает «Армянское объединение взаимопомощи» (АОВ). Так, АОВ были выделены средства на приобретение спортивной формы для футбольной и волейбольной команд самарских армян. Вместе с тем, финансовая, в частности, спонсорская и грантовая поддержка деятельности САМ недостаточна, как считают члены организации, для реализации запланированных проектов, включая создание команды КВН, поддержку одаренных детей, проведение культурно-просветительских акций и развлекательных мероприятий для молодежи (например, армянской дискотеки). Последние помогли бы привлечь новых членов из числа молодых армян Самары и региона. Члены организации заинтересованы в создании молодежного армянского центра с офисом и штатом сотрудников, который станет организующим началом в жизни армянской молодежи региона.
К проблемным вопросам в текущей деятельности САМ относится отсутствие постоянных контактов с другими аналогичными молодежными структурами в других регионах России, хотя работа в этом направлении ведется. Так, осенью 2016 года члены Совета учредителей САМ установили контакты с одной из молодежных армянских организаций г. Санкт-Петербург, а весной 2017 года произошла встреча с руководителем саратовской армянской молодежной организации З. Амбарцумян. Взаимодействие с молодежными армянскими организациями в России и зарубежья, изучение опыта их самоорганизации, проведения мероприятий, культурно-просветительской деятельности могло бы плодотворно сказаться на работе «Союза армянской молодежи» Самары [20].
Заключение
Таким образом, деятельность «Союза армянской молодежи» неотъемлемо связана с общественной жизнью армянской общины не только города, но и области. Она направлена на консолидацию армянской молодежи, общины в целом, формирование и укрепление этнического самосознания ее членов, формирование позитивного образа этнической общины в поликультурном пространстве г. Самары и области. Представителей организации можно встретить на мероприятиях, проводимых на городских и областных площадках. Именно члены САМ выступают в качестве инициаторов и организаторов наиболее значимых мероприятий и проектов общины, обеспечивая высокий художественный и идейный уровень их проведения. Благодаря активности молодежи деятельность армянских общественных организаций заметна в публичном пространстве Самарского региона. На протяжении недолгого периода Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21)
Агаджанян Л.А., Ягафова Е.А.
07.00.00 - исторические науки и археология_«Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары
работы САМ наладил связи не только в молодежной этнической среде, но и с другими этническими организациями Самарской области, а также муниципальными организациями и учреждениями Самары и области, что способствует продуктивной работе организации по выполнению ее уставных задач. Устойчивое взаимодействие с армянскими национально-культурными объединениями Самарской области и молодежными армянскими организациями других регионов России и зарубежья, изучение опыта последних могло бы плодотворно сказаться на работе «Союза армянской молодежи» Самары.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брубейкер Р. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской Германии и постсоветской России) // Диаспоры. 2000. № 3. С. 6-32.
2. Дятлов В.А. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1. С. 8-23.
3. Дятлов В.И. Диаспора: экспансия термина в общественную практику // V Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 364.
4. Дятлов В., Мелконян Э. Что такое диаспора? // Армянская диаспора: очерки социокультурной типологии. Ереван: Институт Кавказа, 2009. С. 24.
5. Космарская Н.П. «Русские диаспоры»: политические мифологии и реалии массового сознания // Диаспоры. 2002. № 2. С. 121-122.
6. Космарская Н. «Русские диаспоры» - научный дискурс и низовые восприятия // Диаспоры. 2003. № 4. С. 142-204.
7. Космарская Н. Русскоязычные ближнего зарубежья: «диаспорный» проект против автохтонного // Диаспоры. 2004. № 1. С. 151-187.
8. Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с.
9. Полоскова Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. М., 1999. 252 с.
10. Попков В. «Классические диаспоры»: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. № 1. С. 6-22.
11. Сафран У. Сравнительный анализ диаспор. Размышления о книге Робина Коэна «Мировые диаспоры» // Диаспоры. 2004. № 4. С. 140-164.
12. Степанян А.А. Этнообщина как продукт диас-поральных процессов (по материалам исследования армянской общины города Москвы). М., 2008. 96 с.
13. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 43-63.
14. Тишков В. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) // Диаспоры. 2003. № 2. С. 160-183.
15. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: «Наука», 2003. 544 с.
16. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2004. 27 с.
17. Писаревская Д.Б. Еврейская молодежь России: жизненный стиль // Диаспоры. 2011. № 2. С. 99116.
18. Тучина О.Р. Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской молодежи Кубани) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9 (29). С. 92.
19. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред. В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2014. 344 с.
20. Полевые материалы авторов: 2015-2017 гг. г. Самара (информанты: Мирзоян З.Р., 1970 г.р., урож. г. Ереван; Мартиросян А.Р., 1960 г. р., урож. с. Дзоракап; Петросян А.Р., 1965 г.р., урож. г. Ереван; Арутюнова Д.А., 1983 г.р., урож. г. Баку; Агад-жанян К.Р., 1990 г.р., урож. г. Самара; Аветисян Н.У., 1992 г.р., урож. г. Богдановка Республика Грузия; Бекназарян Э.Г., 1995 г.р., урож. г. Кинель).
21. Архив Союза армянской молодежи (20152017 гг.). Т. 1.
22. Союз Армянской Молодежи [Электронный ресурс] // https://vk.com/idsam_samara.
23. Союз Армянской Молодежи (Самарская область) [Электронный ресурс] // http://sam63.info.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ/РФФИ (проект № 16-13-63005 «Общины выходцев из Закавказья в Самарской области: изучение опыта социокультурной интеграции (на примере армян, азербайджанцев, грузин)»).
THE «UNION OF ARMENIAN YOUTH» IN THE STRUCTURE OF THE ARMENIAN DIASPORA OF SAMARA
© 2017
Aghajanyan Liana Alekseevna, candidate of historical sciences, head of Sector of Protocol Part
Duma of Samara Urban Okrug (Samara, Russian Federation) Iagafova Ekaterina Andreevna, doctor of historical sciences, associate professor, head of Philosophy, History and Theory of World Culture Department
Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russian Federation)
Abstract. The paper considers the forms and directions of the activity of the public organization - the Union of Armenian Youth (UAY) in the socio-cultural environment of Samara, and shows its role in the life of the regional community of Armenians. The UAY appeared in 2015 as a «youth wing» in Samara Armenian national-cultural autonomy «Nairi». Currently it is engaged in organizing both youth events and large public events in the Armenian community. The main activities of the UAY are organization of national (Armenian) public events, thematic exhibitions, festivals in Samara and in the Samara Region; organization of work of national collectives; Sunday schools of the Armenian language, history and culture of the Armenian people; organization of participation of the UAY members in joint activities of other national public institutions on the territory of the Samara Region. The activities of the UAY are connected with the social life of the Armenian community of Samara and the region. Due to the activity of
Агаджанян Л.А., Ягафова Е.А.
«Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары_07.00.00 - исторические науки и археология
young people, the activities of Armenian public organizations are visible in the public space of the Samara Region. During a short period of time, the UAY has accumulated considerable experience of public activity, which contributes to the productive work of the organization. At the same time, there are some problems in its activity in cooperation with other Armenian organizations of the region. Being the most active part of the Armenian community of Samara, the UAY continues to develop dynamically, attracting new members to the organization and improving the forms of work in the Armenian community. The research is based on the analysis of field materials, the organization's archive and Internet resources.
Keywords: Armenians of Samara; Union of Armenian Youth; UAY; diaspora; youth; public organization; national-cultural associations; Samara city Armenian national-cultural autonomy «Nairi»; Armenian Mutual Aid Association; Armenian culture; cultural and educational activities.
УДК 325.1
Статья поступила в редакцию 09.06.2017
«КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН ЗАКАВКАЗЬЯ
© 2017
Мухаметшина Наталья Семеновна, доктор политических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук
Самарский государственный технический университет (г. Самара, Российская Федерация)
Аннотация. В статье рассматриваются результаты стандартизированных и глубинных интервью с представителями кавказских народов (азербайджанцев, армян, грузин), проживающих в настоящее время на территории Самары и Самарской области. Интервью выполнены в 2016-2017 гг. в рамках проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Рассмотрены основные направления изучения социокультурных проблем миграции в российской науке. Результаты опроса зафиксировали сохранение и функциональность в новой среде обитания таких маркеров культурной границы, как этнический стиль в интерьере дома (ковры, посуда, национальный флаг, картины и другое), использование блюд национальной кухни, музыкальные предпочтения. Каждый второй респондент отметил, что продолжает читать периодику на родном языке, но в основном редко. Рассмотрены такие индикаторы культурного потенциала диаспорных общин, как общение с представителями других народов и установки в брачно-семейном поведении. Представители кавказских диаспорных общин демонстрируют дифференцированное по группам анализа общение с соседями и коллегами. Наиболее тесно общаются с соседями и коллегами по работе армяне. На тесное общение с друзьями, среди которых представители разных национальностей, указали практически все респонденты. Подавляющее большинство респондентов позитивно относится к межнациональным бракам. Тесное общение и дружба с представителями принимающего сообщества, позитивные установки в брачно -семейном поведении рассматриваются нами как индивидуальная интеграционная стратегия, способствующая интеграции инокультурных мигрантов из государств Закавказья в принимающее сообщество.
Ключевые слова: атрибуты этнической культуры; государства Закавказья; брачно-семейное поведение; диаспорные общины; кавказские общины; маркеры культурной границы; культурно отличимые мигранты; мигранты; Самарская область; социальная адаптация; индивидуальные и групповые стратегии интеграции; принимающее сообщество; этническая культура.
Одним из последствий распада СССР стала миграция населения, темпы и объемы которой оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское общество. Примерно с середины 1990-х гг. наблюдается рост внешней миграции на территорию большинства субъектов Приволжского федерального округа. Самарская область оказалась одним из наиболее миграционно привлекательных регионов [1, с. 4-5]. В последнее десятилетие среди внешних мигрантов, в том числе и временных трудовых мигрантов, преобладают представители народов Кавказа (из Армении и Азербайджана) и Центральной Азии (из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана) [2, с. 97-98].
Результаты исследований этнокультурной и конфессиональной сферы региона, межэтнических отношений, проблем взаимодействия принимающего населения и инокультурных мигрантов, адаптационно-интеграционных стратегий и практик позволяют сделать вывод о заметном и амбивалентном влиянии «привнесенной этничности» на жизнедеятельность
региональных и локальных сообществ [3; 4]. Очевидно, что новая ситуация оказывает влияние не только на характер взаимодействия, но влечет за собой подвижки в «культуре повседневности» и принимающего населения, и инокультурных мигрантов. Этнические маркеры «культуры повседневности» -чуткий индикатор адаптационно-интеграционных процессов, их результатов и направленности.
Феномен миграции изучается представителями демографии, истории, этнологии, социологии, социальной психологии и других наук. В последние десятилетия теоретические и прикладные аспекты социальных проблем миграции активно изучаются российскими исследователями. Так, социально-психологические проблемы адаптации и интеграции мигрантов исследуются Н.М. Лебедевой [5; 6, с. 10-63], А.Н. Татарко [7, с. 180-182; 8, с. 235-256], Н.Р. Ма-ликовой [9, с. 101-109; 10, с. 463-471]. Влияние миграционных процессов на межэтнические отношения отражены в работах М.А. Аствацатуровой [11], К.С. Мокина и Н.А. Барышной [12, с. 4-8]. Пробле-