YAK 271.72 ББК 86.373.2
Л.А. АГАДЖАНЯН
L.A. AGADZHANYAN
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ UEPKOBb В Г. САМАРЕ КАК UEHTP РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ САМАРСКИХ АРМЯН
THE ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH IN SAMARA AS THE CENTER OF RELIGIOUS LIFE OF THE SAMARA ARMENIANS
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-13-63005) «Общины выходцев из Кавказа в Самарской области: изучение опыта
социокультурной интеграции (на примере, армян, азербайджанцев, грузин)»
The research has been carried out with financial support from RHSF (project № 16-13-63005) «Communities of peoples from the Caucasus in the Samara region: the study of experience of socio-cultural integration (based on the Armenian people, the Azerbaijan people and the Georgians)»
Статья посвящена актуальной проблеме изучения религиозного фактора в формировании и развитии диаспорной группы на примере армянской общины в г. Самаре. В работе изложена история Армянской Апостольской Церкви на территории Самары, показана ее роль в консолидации армянской общины региона, где она выступает в качестве фактического и символического центра культурной жизни общины, необходимого для этнической группы в условиях диаспоральности. Исследование основано на полевых материалах автора, собранных в 2016 г.
The article is devoted to the actual problem of studying the religious factor in the formation and development of a diaspora group based on the example of the Armenian community of Samara. The work outlines the history of the Armenian Apostolic Church on the territory of the city of Samara, and shows its role in the consolidation of the Armenian community in the region. The AAC acts as an actual and symbolic center of cultural life of the community necessary for an ethnic group in conditions of diasporality. The study is based on the field materials of the author collected in 2016.
Ключевые слова: армяне, армянская община, Армянская Апостольская Церковь, тертер.
Key words: the Armenians, the Armenian community, Armenian Apostolic Church, ter-
ter.
В современном обществе вопросы, касающиеся религии, являются одними из самых актуальных. Конфессиональные характеристики значимы для каждой этнической группы, и армяне не являются исключением. Религиозной жизни армян в различных регионах России посвящен ряд работ. Т.В. Ас-рибекова рассмотрела роль национально-культурных организаций и церкви в адаптации армянской диаспоры [1, с. 95-110]. В трудах Гермогена [2], А.А. Одабашяна [6, с. 10-130], Е. Петросяна [7], Г. Мирзояна [5, с. 120-122] рассматривается значение религиозных календарных праздников в жизни армянской диаспоры.
В освещении религиозной жизни диаспорных групп армян, независимо от того, где они проживают, неизменно возникает вопрос о роли Армянской церкви (далее ААЦ) в жизни членов общины: как часто посещают армяне ААЦ, какое место занимает ААЦ во внутриэтническом общении членов группы, какие конфессии, кроме ААЦ, актуальны в религиозной жизни диаспоры? Эти же вопросы встают при изучении этноконфессиональных характеристик самарских армян.
Самарская религиозная организация Армянская Апостольская Церковь «Сурб Хач» возникла в 2003 году. Она объединяет верующих армян с целью совместного осуществления их права на свободу вероисповедания и распространения религиозного учения. Соответствующие положения, а также организационная структура, формы деятельности и источники средств зафиксированы в уставе организации [4, с. 170].
Как показали данные исследования, церковь является для армян местом культурного и духовного общения, куда люди шли и идут до сих пор, чтобы не только послушать своего духовного пастыря и сообща помолиться, но и встретиться с родными и знакомыми: «В нашей церкви можно встретить знакомых, которых давно не видели, а также познакомиться с хорошими людьми» [информант]. По данным опроса, 35% самарских армян считают для себя важным посещение церкви в праздники, а 5-7% бывают в церкви и в будни [полевые материалы автора (далее ПМА), 2016]. Церковь является тем местом, где армянин имеет возможность приобщиться к своей культуре, языку, почувствовать себя частью народа. Поэтому строительство Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» в городе Самаре стало значимым событием для всех армян, проживающих в Самарской губернии.
В 1998 году религиозной общине был выделен земельный участок в размере 0,42 га в городе (в районе Оврага подпольщиков) для строительства ААЦ «Сурб Хач». В октябре 1999 года главой Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Архиепископом Тираном была освящена земля и заложен первый камень ААЦ. На церемонии закладки камня присутствовала делегация Посольства Республики Армения в Российской Федерации, руководители городов Самарской области. Впервые в истории Самарской области на церемонию прибыли руководители всех религиозных конфессий, находящихся в Самарской губернии, которые благословили строительство нового храма согласно традициям своих вероучений [ПМА, 2016].
Храм был построен за четыре года (1999-2003 гг.) по проекту заслуженного архитектора России, член-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессора Вагана Каркарьяна, проживавшего в Самаре с 1958 года. Общая высота церкви, включая крест, - 26 м. Храм сооружен из красного кирпича в классическом архитектурном стиле национальных армянских храмов, он способен вместить одновременно 250 человек. Проект строительства был реализован при совместном участии городских властей и армянской диаспоры Самары. Муниципалитет предоставил землю и инженерные коммуникации, а финансирование строительства храма взяло на себя армянское сообщество. Областной бюджет, выделивший армянской диаспоре 80 тыс. руб., внес свою лепту в строительство церкви [3, с. 2].
В 2017-2018 гг. около церкви планируется построить национальный культурный центр с музеем, библиотекой, армянской школой, организовать экспозицию христианских святынь из фонда Армянской Апостольской Церкви и возвести памятник русско-армянской дружбы.
С 20 сентября по 20 октября 2001 года в городе Самаре был проведен ряд мероприятий, посвященных 1700-летию христианства как государственной религии Армении. В рамках празднования этого события и в честь дружбы Русской Православной и Армянской Апостольской церквями был установлен памятник «Хач Кар» (крест-камень) на территории строящейся ААЦ «Сурб Хач» [4, с. 170].
17 ноября 2003 г. в Самаре на улице Ново-Садовой был освящен храм Армянской Апостольской Церкви, а также памятник жертвам Геноцида армян 1915 года и спитакского землетрясения 1988 года. К этому событию самарские армяне приурочили презентацию художественного альбома и книги А.Р. Мартиросяна «Армения и армяне Самарской губернии» [4, с. 170]. К появлению церкви самарские армяне отнеслись положительно, для них это был еще один этап развития за пределами Родины.
9 мая 2010 года на территории Армянской Апостольской Церкви был открыт памятник, посвященный памяти жертв Арцахской (Карабахской) войны.
В Самаре проживает две крупные группы армян: выходцы из Республики Армения и «бакинские армяне». Желание иметь свою церковь существовало у представителей этих групп с момента их появления в городе в конце 1980-х гг. Отсутствие Армянской Апостольской Церкви повлекло за собой то, что многие представители диаспоры в 1990-х гг. стали посещать Католическую или Русскую Православную Церковь, хотя не принадлежали ни к той, ни к другой конфессии. Так, «бакинские армяне» стали прихожанами РПЦ, а армяне из Республики Армения - католической общины и храма (Польского костела). Таким образом, такие важные события в жизни семьи, как венчание, крестины детей, отпевание усопших проходили в христианском храме, хотя и не в армянской церкви. Часть молодежи ездила креститься на историческую Родину [ПМА, 2016].
С момента своего открытия Армянская Апостольская Церковь стала центром религиозной и праздничной жизни общины, и в первую очередь для армян, недавно переехавших в город. На территории ААЦ «Сурб Хач» проводятся различные религиозные мероприятия: Рождество, Дерендез, Пасха, Вардавар, в которых принимают участие воспитанники воскресной школы при церкви. Дети обучаются хореографическому искусству в ансамбле «Ва-рага», армянскому языку, истории родной страны, литературе, вокальному и хоровому исполнению. На данный момент в школе при церкви обучаются 50 детей разного возраста (примерно с 7 до 19 лет) [1].
ААЦ выступает организатором общинных религиозных праздников. Первым религиозным праздником года является Рождество Христово, которое армяне встречают в ночь с 5 на 6 января. Всю ночь тертер проводит службу и встречает представителей общины. Возраст верующих колеблется от младенческого до 80 лет.
На Дерендез (13 февраля) во дворе церкви разжигается традиционный костер, через него прыгают молодожены, которые поженились именно в этом году, после них - женщины, которые находятся в браке, но не имеют детей, как бы очищаясь от всего плохого, сглаза, порчи. Далее могут прыгать все желающие. Самарские армяне верят в очищающую силу огня на Дерендез: «Данный обычай не столько помогает, сколько дает силы и желание действовать, лечиться» [информант]. Вокруг костра танцуют (кочари) и поют веселые национальные песни.
Следующим крупным религиозным праздником, который отмечают самарские армяне, является Пасха - Затик. По календарю она отмечается с католическим миром в один день (армяне, посещающие православный храм, также празднуют православную Пасху). С утра тертер проводит службу, на которую горожане приходят с дарами: крашеными яйцами, корзинами (хон-ча) со сладостями, фруктами и т.д. После этого во дворе ААЦ звучат несколько религиозных песен на данную тематику.
Праздник Вардавар отмечается в конце июля, в нем принимает участие молодежь от 14 до 27 лет, которая организует танцы, песни, обливание водой во дворе церкви.
Все вышесказанное показывает, что самарские армяне сплочены вокруг церкви, посещают мероприятия. К этому следует добавить обычай приглашать священнослужителя, тертера, домой для совершения определенных обрядов. Однако, как уже отмечалось выше, самарские армяне посещают не только ААЦ, но и православный и католический храмы. Примерно 20% самарских отдают предпочтение католическому храму и пастору, а 50% - Русской Православной Церкви и лишь 30% - Армянской Апостольской Церкви. Большинство постоянных посетителей ААЦ - выходцы из Республики Армения. На вопрос, с чем же связаны такие предпочтения, респонденты отвечали в большинстве случаев (около 80%), что им не нравится отношение тер-
тера к своим прихожанам, ведение им службы. Для некоторых представителей этнической группы не существует разницы, какой храм посещать. Они считают для себя главным посещение святого места - христианского храма: «Когда я оказываюсь в РПЦ, то первое, что произношу в диалоге с самой собой на армянском языке, - это слова, обращенные к Деве Марии, а не Иисусу, но, ставя свечку, задуманное уже говорю на русском. Также для меня нет разницы, как я крещусь - слева направо или наоборот, главное, что я в святом, намоленном месте. Это не означает, что я отказалась от своей религии, ААЦ тоже иногда посещаю, но по очень значимым датам и событиям, так, 24 апреля каждого года я бываю на службе в родной церкви» [информант].
Постоянные посетители ААЦ с радостью высказываются в пользу именно армянского храма: «Церковь для нас - это Божий дом, где мы чувствуем себя легко, свободно и т.д.» [информант]. Следует отметить, что прихожан располагают к его посещению некоторые особенности в убранстве храма. Так, в церкви нет большого количества икон и свечей, в центре алтаря располагается образ Девы Марии, прихожане могут как сидеть, так и стоять во время службы. В отличие от традиционного храма в Армении, в самарской армянской церкви свечи ставят только в песок без воды (вода, песок и огонь ассоциируются с тремя стихиями). С апреля 2016 г. началась реставрация Армянской Апостольской Церкви, в рамках которой стены будут окрашены в светлый цвет; до 100-летия геноцида (24.04.2015 г.) здание сохраняло темный (кирпичный) цвет в знак скорби [ПМА, 2016].
28 мая 2017 года в Самарской области (г. Тольятти) открылась еще одна ААЦ. На данный момент в Самарской и Тольяттинской церкви один тер-тер. Поскольку в Самарском храме проходит ремонт, то все службы проходят в Тольятти.
С сентября 2017 года на территории церкви ведет прием граждан консул армянского посольства, который помогает гражданам Армении в смене паспортов, выдаче различных справок и т.д.
Официально настоятелем храма (тертером) и верующих армян в Самарской области с 2004 года является Киракос Агосян. По его мнению, «каждый год количество прихожан растет, люди заранее через смс-рассылку, группу ВКонтакте и Фейсбуке узнают, во сколько и когда будет проходить служба, какое религиозное мероприятие; каждый армянин старается посещать религиозный храм, так как церковь несет объединяющую, воспитательную функцию» [1].
Таким образом, церковь выступает объединяющим фактором для армян г. Самары, в том числе относящих себя к другим конфессиям. ААЦ выступает в качестве фактического и символического центра культурной жизни общины, необходимого для этнической группы в условиях диаспоральности. Однако ААЦ не является единственной конфессией для самарских армян, каждый член общины имеет возможность выбирать, когда и какой храм ему посещать, то есть имеют большую свободу в религиозной жизни.
Информанты
1. Арутюнова Д.А., 1983 г.р., урож. г. Баку
2. Авагимов В.Р., 1986 г.р., урож. г. Баку
3. Авагимов Р.Р., 1982 г.р., урож. г. Баку
4. Арчунц А.А., 1989 г.р., урож. г. Самара
5. Бабаян Л.Р., 1981 г.р., урож. г. Баку
6. Авдалян В.Б., 1967 г.р., урож. г. Сисиан
7. Акопджанян Ж.Р., 1975 г.р., урож. г. Баку
Литература
1. Асрибекова, Т.В. Армяне Ставропольского края России: история и современность [Текст] / Т.В. Асрибекова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8, История. -2011. - № 2. - С. 95-110.
2. Гермоген (Добронравии). Краткий очерк истории Армянской Церкви : Вероучение Армянской Церкви [Текст] / Епископ Гермоген (Добронравин). -М. : Filoian, 2000. - 45 с.
3. Краснова, И. В Самаре открыта Армянская церковь [Текст] / И.В. Краснова // Самарская газета. - 2003. - № 219 (2770). - 19 нояб. - С. 2.
4. Мартиросян, А.Р. Армения и армяне Самарской губернии [Текст] / А.Р. Мартиросян. - Самара : Linia!, 2003. - 175 с.
5. Мирзоян, Г. Хранители верности [Текст] / Г. Мирзоян // Ереван. - 2007. -№ 9 (26). - С. 120-122.
6. Одабашян, А.А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов Х^Х1Х вв.) [Текст] / А.А. Одабашян // Кавказ. этнограф. сб. -Т. 6. - М. : Наука, 1976. - С. 10-130.
7. Петросян, Е. Армянская Апостольская Святая Церковь [Текст] / Е. Петро-сян. - Краснодар : Епархия Юга России Армянской Апостольской церкви, 1998. - 316 с.
8. Саранина, Л. Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач» [Электронный ресурс] // Большая Деревня : сайт о Самаре. - Режим доступа: https://bigvill.ru/city/13550-tserkovnyj-rejd-armyanskaya-apostolskaya-tserkov-surb-hach (дата обращения: 22.05.2017).