УДК 39
ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ В г.САМАРА (ВТОР. ПОЛ. XIX - НАЧ. XXI в.)
© 2012 Л.А. Агаджанян
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара
Поступила в редакцию 27.03.2012
В данной статье рассмотрена история появления и развития армянской общины в городе Самара во втор. пол. XIX - нач. XXI в., проведен статистический анализ роста численности армян на территории Самарской области.
Ключевые слова: армянская община, религиозная организация «Сурб Хач», Самарская областная общественная организация «Армянская Община», г.Самара.
Город Самара в этнографическом отношении является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы и множество религий. В их числе и армяне, появившиеся в Самаре в конце XIX века. Принято считать, что достаточно относительно небольшой группе армян обосноваться в какой-либо стране, как через некоторое время они обязательно обзаводятся церковью, открывают армянскую школу, начинают издавать свою газету. История армянской диаспоры свидетельствует, что это расхожее мнение - при явном преувеличении - все же не лишено оснований, поскольку именно церковь, школа и периодическая печать являются действительными факторами сохранения армянского языка, национальной культуры, в конечном счете - этнической самобытности армян диаспоры.
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным Государственного архива Самарской области, жителей армяно-григорианского вероисповедания в г. Самаре на 1887 год было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин), на 1899 год - 79 человек (без разделения по полу)1. В календарях и памятных книжках за период с 1897 по 1907 год армяне упоминаются лишь в 1897 и 1899 годах, однако все эти издания содержат армяно-григорианский календарь. Других сведений о пребывании в городе Самара армян и образовании ими религиозной общины до Октябрьской революции 1917 года практически нет.
В 1917 году армяне Самары добились разрешения у Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на открытие молитвенного дома Армяно-григорианской цер-
Агаджанян Лиана Алексеевна, аспирант кафедры истории и теории мировой культуры. E-mail: [email protected]
кви и учредили свое церковно-приходское попечительство. Однако бурные события Октября 1917 года и начавшаяся Гражданская война помешали армянам официально оформить свою религиозную общину. Но вскоре после освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 года появилась информация о деятельности в городе религиозной общины «Святой Гевонд». 16 ноября 1918 года армянским церковно-при-ходским попечительством в городе Самаре была составлена инвентарная опись Самарского армяно-григорианского молитвенного дома, находившегося на улице Садовой, д.972. В документах Средневолжского областного административного отдела исполкома Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов имеется дело за №40 о передаче на сохранность религиозной общине Армяно-григорианской церкви здания и имущества церкви на улице Садовой, д.973.
19 марта 1919 года Губернская комиссия по отделению церкви от государства предложила собраться комиссии из прихожан в составе 5-6 человек для приема молитвенного дома в свое ведение. 26 марта 1919 года был заключен договор.
«Мы нижеподписавшиеся граждане города Самара Армяно-григорианской церкви, имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящий договор с Самарским Советом рабочих и крестьянских депутатов в лице его уполномоченного представителя, заведующим делами комиссии по отделению церкви от государства Федором Очкуровым в том, что сего 26 числа марта месяца 1919 года Комиссия приняла от представителя Самарского Совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящееся в городе Самаре здание, занимаемое Армяно-григорианской церковью и инвентарь с богослужебными предметами по особой нами заверенной своими подписями описи»4.
В данном договоре говорилось, что армяне обязуются беречь переданное им народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, а также предоставлять эти предметы своим единоверцам для удовлетворения религиозных потребностей и т.д.5 Комиссия обязывалась не проводить в здании политических собраний, продавать литературу, не проводить проповеди, направленные против Советской власти. Данный договор хранился в делах Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, засвидетельствованный 47 подписями.
В феврале 1922 года армянским церковноприходским попечительством совместно с уполномоченным по отделению церкви от государства была проведена проверка имущества, находившегося в пользовании армянской общины, о чем 24 февраля 1922 года был составлен соответствующий акт.
15 марта 1922 года дом на ул. Садовой, 97, был муниципализирован, о чем сохранилась запись в списке муниципализированных домов третьего района города Самара. В то же время у общины были изъяты некоторые ценности в связи с голодом в Поволжье.
Численность армян в Самарской губернии составляла, по данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, 239 чел. (мужчин 135, женщин 104)6. По сравнению с началом XX века она значительно увеличилась, что свидетельствует, вероятно, о благоприятной обстановке в губернии.
Начиная с 1929 года богослужения в молитвенном доме Армяно-григорианской церкви в Самаре практически не проводилась. Имущество и ценная утварь общины находились на хранении у члена религиозной общины (старосты) Тадево-са Мирзоянца на его квартире на улице Садовой, д.47. В июле 1929 года армянская религиозная община в Самаре прекратила свое существование. Материальные ценности и имущество бывшего молитвенного дома Армяно-григорианской церкви были изъяты и переданы в административный отдел Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов7.
Проследим динамику роста численности армянской общины в Самарской губернии по Всесоюзным переписям. В 1939 году в Куйбышевской области проживало 816 человек армянской национальности8, в 1970 г. - 1629 человек9, а в 1979 г. - 2216 человек10. Увеличение численности армянского этноса обусловлено тем, что многие проходили военную службу в г.Куйбышеве и по истечении срока остались в городе. Также армяне приезжали в Куйбышев, чтобы получить высшее образование и найти работу11.
Основная же масса приехала к концу 80-х-началу 90-х годов XX века. Это было связано с
вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе, с событиями в Сумгаите и Баку, а также с трагическим землетрясением 1988 года в Армении.
Армянская община появилась после катастрофического землетрясения в Армении 1988 года, войны в Нагорном Карабахе, резни в Баку и Сумгаите. В Самаре была создана городская армянская община, руководителем которой стал В.А. Осипян. По Всесоюзной переписи 1989 года, в Куйбышевской области армян проживало 4162 человека. Первостепенной целью организации стало оказание помощи вынужденным переселенцам из зоны землетрясения и беженцам из Нагорного Карабаха, Баку и Сумгаита. Беженцам и переселенцам была оказана материальная поддержка и организационная помощь в расселении и получении жилья. Более 45 семей, пострадавших от трагического землетрясения, были обеспечены жильем в городе Куйбышев, в котором проживают по настоящее время. Собранная гуманитарная помощь была направлена в зону землетрясения12.
К 2002 году за счет миграционного прироста численность армян Самарской области увеличилась в 5,2 раза, что составило 21566 человек; в самом городе Самара проживает 6906 человек13. Рост численности армян объясняется тяжелой экономической ситуацией и нестабильной геополитической обстановкой в Армении. Часть самарских армян - выходцы из других государств бывшего СССР (Грузии) и регионов юга России (Чечня, Ростовская область)14.
Остановимся подробнее на переписи 2002 года, в частности, рассмотрим численность армянского этноса в девяти районах г.Самары. Самое большое количество армян проживает в Промышленном (1395 чел.), и Кировском (1135 чел.) районах. Многочисленные группы армян проживают также в Железнодорожном (748 чел.), Куйбышевском (649 чел.), Октябрьском (568 чел.), Самарском (451 чел.), Красноглинском (415 чел.) районах; меньше всего армян в Ленинском районе - 322 человека. Но данные статистики не всегда дают объективную оценку численности самарских армян, так как многие из них не являются гражданами России и не участвовали в переписи населения. По неофициальным данным, армян в городе Самара проживает намного больше, примерно 35 тыс. человек15. Большинство самарских армян занимаются строительными работами, имеют автосервисы, но некоторые все-таки работают по специальности.
По Всероссийской переписи 2010 года, численность армян в Самарской области достигла 22,9 тыс. человек, что составляет 0,71% от всего населения области. Но и как в предыдущий период, неофициальная статистика оценивает чис-
ленность армян в 3 раза больше16. В перепись не вошли нелегально проживающие в Самаре армяне, а также трудовые мигранты.
После закрытия в 1929 г. церкви в течение многих десятилетий у самарских армян не существовало своего молитвенного храма, и поэтому строительство Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» в 1998 году было воспринято как великое и значимое событие для всех армян, проживающих в Самарской губернии. Ведь вдали от родины церковь - зачастую единственное пристанище, где армянин имеет возможность приобщиться к своей культуре, языку, почувствовать себя частицей нации. Религиозная организация «Сурб Хач» объединяет верующих армян с целью совместного осуществления их права на свободу вероисповедания и распространения учения Армянской Апостольской Церкви17.
В 1998 году религиозной общине был выделен земельный участок в размере 0,42 га в городе Самара (район Оврага Подпольщиков) для строительства ААЦ «Сурб Хач». В октябре 1999 года главой Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископом Тираном была освящена земля и заложен первый камень ААЦ. На церемонии закладки камня присутствовали делегация Посольства Республики Армения в Российской Федерации, руководители городов Самарской области. Впервые в истории Самарской области на церемонии присутствовали руководители всех религиозных конфессий, находящихся в Самарской губернии, которые благословили строительство нового храма согласно своим вероучениям18.
Архитектором Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» является заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор Ваган Каркарьян. Общая высота церкви, включая крест, - 26 метров, она выполнена из красного кирпича в классическом архитектурном стиле национальных армянских храмов и способна вместить одновременно 250 человек. Этот проект был реализован при совместном участии городских властей и армянской диаспоры Самары. Муниципалитет предоставил землю и инженерные коммуникации, а финансирование строительства храма взяло на себя армянское сообщество. Областной бюджет, выделивший армянской диаспоре 80 тыс. руб., внес свою лепту в строительство церкви19.
17 ноября 2003 г. в Самаре на улице НовоСадовой был освящен храм Армянской Апостольской Церкви, а также памятник жертвам геноцида армян 1915 года и спитакского землетрясения 1988 года, 9 мая 2010 года на территории Армянской Апостольской Церкви был открыт
памятник, посвященный памяти жертв Арцахс-кой (Карабахской) войны.
В 1992 году, согласно указу Президента Российской Федерации, все общественные организации должны были пройти перерегистрацию в соответствии с законом. Самарская городская армянская община не прошла перерегистрацию и прекратила свою деятельность.
Летом 1995 года по инициативе А.Р. Мартиросяна был организован оргкомитет по восстановлению армянской общины. В состав оргкомитета вошли руководители бывшей организации и активисты из числа армян. После обсуждения было принято решение о создании Самарской областной армянской организации и Самарской религиозной организации Армянской Апостольской Церкви, которые в сентябре 1995 года были зарегистрированы Управлением юстиции по Самарской области. Руководителем организации был избран Мартиросян Артур Ра-фикович. Главной целью общественной организации является сохранение целостности армянского народа, национальной идентичности, развитие национального самосознания в сочетании с общечеловеческими ценностями, культуры и языка. Существует устав Самарской областной общественной организации «Армянская Община», который содержит в себе цели и виды деятельности общины, права и обязанности членов общины и т.д20.
История армян в Самаре насчитывает полтора столетия, но наибольший активный период миграции начинается с конца XX века, что связано с социально-политическими катаклизмами постсоветского пространства. В настоящее время наблюдаются тенденции роста численности самарских армян, вызванного как миграцией, так и естественным движением в репродуктивном поведении этноса.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1898 г. Самара, 1897. С.75.
2 ЦГАСО. Р.828. Оп.3. Д.40. Л.1.
3 Там же. Л.1.
4 Там же. Л.2.
5 Там же. Л.2.
6 Всесоюзная перепись населения 1926 г. XIX. М.: ЦСУ СССР, 1929. С.203.
7 ЦГАСО. Р.828. Оп.3. Д.40. Л.3.
8 Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф.1562. Оп.336. Д.966-1001.
9 РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.3998-4185.
10 РГАЭ. Ф.1562. Оп.336. Д.6174-6238.
11 П.М.А.; 2012.
12 Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара, 2003. С.93.
13 Национальный состав населения Самарской области
(по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. Самара, 2004.
14 Полевые материала автора (далее - ПМА), 2012.
15 ПМА, 2012.
16 ПМА, 2012.
17 Архив Самарской религиозной организации Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач». Оп.2. Д.3.
18 Самарские армяне построили церковь // Коммерсант. 2003. 18 ноября. №210 (2813).С.16.
19 Краснова И. В Самаре открыта Армянская церковь // Самарская газета. 2003. №219 (2770). С.2.
20 Архив Самарской религиозной организации Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач». Оп.2. Д.3. С.21.
THE HISTORY OF ARMENIAN COMMUNITY IN SAMARA FROM THE MIDDLE OF THE 19th CENTURY TO THE BEGINNING OF THE 21th CENTURY
© 2012 L.A. Agadzanyan
Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara
The article is concerned with the history of the occurrence and development of the Armenian community in Samara at the second half of the 19th century and the beginning of the 20th century. The author made the statistical analysis of the increase in the number of the Armenian people in the Samara region. Key words: Armenian community, religious community "Surb Khach", Samara regional public organization "The Armenian Community", Samara
Liana Agadganyan, Graduate Student, Department of History and Theory of the World Culture. E-mail: [email protected]