Научная статья на тему 'Арифметическая составляющая учебного математического моделирования действительности учащимися начальных классов'

Арифметическая составляющая учебного математического моделирования действительности учащимися начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АРИФМЕТИКА / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллина С.М., Каримов М.Ф.

Рассмотрены особенности учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности на материале арифметики учащимися начальных классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арифметическая составляющая учебного математического моделирования действительности учащимися начальных классов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2019

Ягофаров // Право и образование. - М., 2006. - № 4. - С. 13-31.

© Толстов Н. С., 2019.

УДК 373

Халиуллина С.М.

учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

АРИФМЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО

МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Рассмотрены особенности учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности на материале арифметики учащимися начальных классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Арифметика, математика, информационное моделирование действительности.

Первая в ряду научных дисциплин, развитие которых определяет дальнейшие перспективы научно-технического и социально-экономического прогресса нашей страны - математика имеет арифметические основы, подлежащие прочному усвоению учащимися начальных классов средних общеобразовательных школ Российской Федерации.

Древнейшая и одна из основных математических наук - арифметика (от греческого arithmos - число), возникшая из практических потребностей человека в счете и вычислениях, связанных с задачами ведения хозяйства и элементарного познания реальности [1], изучает числа (натуральные, целые, рациональные, действительные и комплексные), их отношения и свойства.

Рассматриваемые в арифметике вычислительные операции (сложение, вычитание, умножение, деление), приемы вычислений и измерения выделяют эту дисциплину среди основных в осуществлении учебного математического моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Постановка учебных арифметических задач перед учащимися требует особого внимания учителя при выделении цели, преследуемой данной задачей, рассмотрении реальной обстановки, в которой понадобится школьникам решать подобные задачи, определении познавательного интереса детей к содержанию и способу решения задачи с данными известными и искомыми величинами.

Построение модели решения арифметических задач под руководством учителя после выяснения учащимися о чем эта задача требует от них установления связи между известными и искомыми данными. На этом этапе решения учебной арифметической задачи можно школьникам под руководством учителя последовательно использовать материальные модели (предметы и их заменители), графические (рисунки и схемы) и математические (числовые выражения) модели фрагментов действительности [3].

Разработка и исполнение алгоритма или порядка решения учебной арифметической задачи основывается на хорошем знании и умении учащихся начальной школы выполнения основных алгоритмов

СИМВОЛ НАУКИ 2410-700X № 6 / 2019

арифметики в виде таблицы умножения, порядка сложения, вычитания и умножения чисел «в столбик» и деления чисел «уголком».

Одна из основных учебных моделей и алгоритмов арифметики - таблица умножения натуральных чисел до десяти друг на друга, представленная на обратной стороне большинства ученических тетрадок, служит показателем академической успеваемости учащегося начальных классов средней общеобразовательной школы.

Дидактический опыт показывает, что достоверное освоение младшими школьниками этих основных алгоритмов арифметики позволяет им быстро и эффективно получать правильный вычислительный результат решения учебной математической задачи [4].

Анализ результатов решения учебной арифметической задачи и формулировка соответствующих выводов обязательна по следующим причинам.

1. Уровень выполнения функции контроля над собственными интеллектуальными действиями у учащихся младших классов средней общеобразовательной школы недостаточно высокий.

2. Проверка и исправление учебных действий над предметами решения арифметической задачи позволяет устанавливать и развивать междисциплинарные связи в начальной школе.

3. Сравнение значения полученного ответа решения учебной арифметической задачи с реальными данными направлено на повышения уровня научности обучения учащихся младшего школьного возраста.

Дидактический опыт системного выделения арифметической составляющей учебного математического моделирования действительности учащимися начальных классов средней общеобразовательной школы показывает его необходимость для формирования прочного фундамента общего образования подрастающего поколения страны.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что системно-структурно-функциональное проектирование и реализация арифметической составляющей учебного математического моделирования реальности детьми необходимо для успешного продолжения их учебы в средней общеобразовательной школе.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значения для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Халиуллина С.М., Каримов М.Ф., 2019

1 55

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.