СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
УДК 373 Ценёв Е. Д. студент БФ БГУ
г. Бирск, РФ Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СИСТЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ MathCAD
Аннотация
Выделена дидактическая составляющая изучения старшеклассниками интегрирующей школьные естественно-математические дисциплины компьютерной системы математического проектирования MathCAD.
Ключевые слова
Система математического проектирования MathCAD, физика, математика, химия.
Систематическая и регулярная постановка и решение учебных задач по математике, физике и химии старшеклассниками является одной из основных дидактических задач учителей современных средних общеобразовательных школ [1].
Основным методом постановки и решения учебных задач средней общеобразовательной школы нами выбирается метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Этап постановки учебных задач по физике, математике и химии нами с учащимися старших классов средних общеобразовательных школ выполняется традиционным способом у аудиторной доски или на писчей бумаге с авторучкой посредством выделения известных и искомых величин с соответствующими размерностями, задавая себе и отвечая индивидуально или коллективно ответы на эвристические вопросы
[3].
Для построения модели решения учебной задачи по физике, математике или химии используются знания учащихся по соответствующим разделам естественно-математических дисциплин.
Разработка и исполнение алгоритмов решения учебных задач по физике, математике или химии производится учащимися старших классов под руководством учителей с помощью компьютерной системы математического проектирования MathCAD.
Для успешного выполнения данного этапа решения учебных задач старшеклассники организованно или самостоятельно изучают нижеследующие темы по новой информационной технологии.
1. Операторы численного и символьного вывода информации в системе математического проектирования MathCAD.
2. Типы чисел, математические выражения и встроенные функции системы MathCAD.
3. Ввод, редактирование и программирование формул в среде системы математического проектирования MathCAD.
4. Типы графиков и их создание с помощью системы MathCAD.
5. Арифметические операторы системы MathCAD и их использование при производстве простых вычислений.
6. Вычислительные операторы и их использование в системе математического проектирования MathCAD.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
7. Логические операторы системы проектирования МаШСАБ и приемы их использования.
8. Элементарные и вспомогательные функции системы МаШСАБ и их использование в математическом моделировании действительности.
9. Способы символьных вычислений системы математического проектирования МаШСАБ.
10. Разложение и упрощение выражений в среде системы проектирования МаШСАБ.
11. Вычисление рядов и произведений с помощью возможностей системы МаШСАБ.
12. Аналитическое и численное дифференцирование функций в среде системы проектирования МаШСАБ.
13. Вычисление определенных интегралов с помощью возможностей системы МаШСАБ.
14. Символьное интегрирование в среде системы математического проектирования МаШСАБ.
15. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений с помощью функциональных возможностей системы проектирования МаШСАБ.
Дидактический опыт постановки и компьютерного решения учебных задач по физике, математике и химии учащимися старших классов средних общеобразовательных школ четко выделяет интегрирующую роль системы математического проектирования МаШСАБ при изучении учащейся молодежью естественно-математических дисциплин.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация использования системы математического проектирования МаШСАБ при решении старшеклассниками учебных задач физики, математики и химии приводит к усилению междисциплинарных связей в современной средней общеобразовательной школе. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Ценёв Е.Д., Каримов М.Ф., 2019
{ 'О }