Научная статья на тему 'Интегрирующая школьные дисциплины система математического проектирования MathCAD'

Интегрирующая школьные дисциплины система математического проектирования MathCAD Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ MATHCAD / ФИЗИКА / МАТЕМАТИКА / ХИМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценёв Е. Д., Каримов М. Ф.

Выделена дидактическая составляющая изучения старшеклассниками интегрирующей школьные естественно-математические дисциплины компьютерной системы математического проектирования MathCAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрирующая школьные дисциплины система математического проектирования MathCAD»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

УДК 373 Ценёв Е. Д. студент БФ БГУ

г. Бирск, РФ Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СИСТЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ MathCAD

Аннотация

Выделена дидактическая составляющая изучения старшеклассниками интегрирующей школьные естественно-математические дисциплины компьютерной системы математического проектирования MathCAD.

Ключевые слова

Система математического проектирования MathCAD, физика, математика, химия.

Систематическая и регулярная постановка и решение учебных задач по математике, физике и химии старшеклассниками является одной из основных дидактических задач учителей современных средних общеобразовательных школ [1].

Основным методом постановки и решения учебных задач средней общеобразовательной школы нами выбирается метод информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Этап постановки учебных задач по физике, математике и химии нами с учащимися старших классов средних общеобразовательных школ выполняется традиционным способом у аудиторной доски или на писчей бумаге с авторучкой посредством выделения известных и искомых величин с соответствующими размерностями, задавая себе и отвечая индивидуально или коллективно ответы на эвристические вопросы

[3].

Для построения модели решения учебной задачи по физике, математике или химии используются знания учащихся по соответствующим разделам естественно-математических дисциплин.

Разработка и исполнение алгоритмов решения учебных задач по физике, математике или химии производится учащимися старших классов под руководством учителей с помощью компьютерной системы математического проектирования MathCAD.

Для успешного выполнения данного этапа решения учебных задач старшеклассники организованно или самостоятельно изучают нижеследующие темы по новой информационной технологии.

1. Операторы численного и символьного вывода информации в системе математического проектирования MathCAD.

2. Типы чисел, математические выражения и встроенные функции системы MathCAD.

3. Ввод, редактирование и программирование формул в среде системы математического проектирования MathCAD.

4. Типы графиков и их создание с помощью системы MathCAD.

5. Арифметические операторы системы MathCAD и их использование при производстве простых вычислений.

6. Вычислительные операторы и их использование в системе математического проектирования MathCAD.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

7. Логические операторы системы проектирования МаШСАБ и приемы их использования.

8. Элементарные и вспомогательные функции системы МаШСАБ и их использование в математическом моделировании действительности.

9. Способы символьных вычислений системы математического проектирования МаШСАБ.

10. Разложение и упрощение выражений в среде системы проектирования МаШСАБ.

11. Вычисление рядов и произведений с помощью возможностей системы МаШСАБ.

12. Аналитическое и численное дифференцирование функций в среде системы проектирования МаШСАБ.

13. Вычисление определенных интегралов с помощью возможностей системы МаШСАБ.

14. Символьное интегрирование в среде системы математического проектирования МаШСАБ.

15. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений с помощью функциональных возможностей системы проектирования МаШСАБ.

Дидактический опыт постановки и компьютерного решения учебных задач по физике, математике и химии учащимися старших классов средних общеобразовательных школ четко выделяет интегрирующую роль системы математического проектирования МаШСАБ при изучении учащейся молодежью естественно-математических дисциплин.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация использования системы математического проектирования МаШСАБ при решении старшеклассниками учебных задач физики, математики и химии приводит к усилению междисциплинарных связей в современной средней общеобразовательной школе. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Ценёв Е.Д., Каримов М.Ф., 2019

{ 'О }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.