Научная статья на тему 'Освоение начал математической статистики старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Освоение начал математической статистики старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ СТАТИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султангужина Д.И., Каримов М.Ф.

Рассмотрена дидактическая часть освоения на теоретических и практических занятиях учащимися старших классов средней общеобразовательной школы основ математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение начал математической статистики старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. вузов / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под ред. С.П. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 450 с.

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др.; под редакцией М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1997 - 383 с.

© Сотникова А.В., 2019

УДК 373

Султангужина Д.И.

студент БФ БГУ г. Бирск, РФ Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

ОСВОЕНИЕ НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрена дидактическая часть освоения на теоретических и практических занятиях учащимися старших классов средней общеобразовательной школы основ математической статистики.

Ключевые слова

Статистическое моделирование действительности, правила и приемы статистики.

Возникшая в восемнадцатом веке как средство свертки информации и оценки достоверности и надежности теоретических и практических выводов математическая статистика в настоящее время со своим обширным набором приемов и методов в настоящее время выступает в качестве способа научного познания объекта исследования и инструмента анализа данных [1].

В этой связи приобретает актуальность в современной средней общеобразовательной школе дидактическая задача освоения старшеклассниками начал математической статистики [2].

Исходя из обязательных знаний по математике и элементарных знаний учащихся средних общеобразовательных школ по теории вероятностей [3] нами предлагается учителям математики, физики, химии и биологии проектировать и реализовывать нижеследующий факультативный курс начал математической статистики для старшеклассников.

1. Классификация шкал измерений: именная шкала измерений; порядковая шкала измерений; интервальная шкала измерений; шкала отношений.

2. Математические понятия об испытаниях, событиях и величинах.

3. Дискретность объектов исследования и особенности элементов опробования.

4. Методика и техника измерений случайной величины.

5. Статистическая совокупность и объем этой совокупности.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

6. Математическое ожидание случайной величины.

7. Выборочная и генеральная совокупности.

8.Таблица случайных чисел и её использование.

9. Группировка признаков классов наименований.

10. Классы количественных признаков.

11. Графическое представление статистических распределений.

12. Гистограмма и методика её построения.

13. Мода, медиана, среднее арифметическое и дисперсия случайной величины.

14. Среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

15. Законы распределения случайных величин: биномиальное распределение, распределение Пуассона, нормальное распределение.

16. Статистическая оценка моды, медианы, среднего арифметического, дисперсии среднего квадратического отклонения.

17. Ошибки функций от случайных величин.

18. Представление результатов статистического анализа экспериментальных данных.

19. Нулевая и альтернативная статистическая гипотезы.

20. Распределение Стьюдента для проверки статистических гипотез.

21. Распределение хи-квадрат для проверки статистических гипотез.

22. Доверительный интервал среднего арифметического.

23. Доверительный интервал дисперсии.

24. Представление о принципах дисперсионного анализа данных.

25. Общее представление о корреляционном анализе данных.

Дидактический опыт освоения учащимися старших классов начал математической статистики на теоретических и практических занятиях по математике, физике, химии и биологии показывает нижеследующие его особенности.

1. Необходимость факультативного изучения начал математической статистики, прежде всего осознают творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные старшеклассники средних общеобразовательных школ, ориентированные на поступление в естественно-математические и инженерные факультеты высших учебных заведений.

2. Междисциплинарный учебный предмет по математической статистике позволяет учителям математики, физики, химии и биологии повысить уровень познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ к собственным учебным дисциплинам.

3. Единственная научная и учебная дисциплина, имеющая на уровне государства Комитет, отделы и службы статистики, для старшеклассников средних общеобразовательных школ приобретает не только образовательное, но и государственное значение.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что освоение начал математической статистики является необходимым элементом дидактики современной общеобразовательной школы.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи. // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

© Султангужина Д.И., Каримов М.Ф., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.