Научная статья на тему 'Диагностика уровней сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников'

Диагностика уровней сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2418
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / ФГОС НОО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова А. В.,

В данной работе рассматривается диагностика коммуникативно-речевых умений в разных формах работы: индивидуальной, парной и групповой. Приводится процентное соотношение уровней сформированности данных умений у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

УДК 373.31

А.В. Сотникова

студент 2 курса ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

г. Липецк, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Е.В. Филиппова канд. пед. наук, доцент ЛГПУ г. Липецк, РФ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ

УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной работе рассматривается диагностика коммуникативно-речевых умений в разных формах работы: индивидуальной, парной и групповой. Приводится процентное соотношение уровней сформированности данных умений у учащихся.

Ключевые слова: Коммуникативно-речевые умения, диагностика, ФГОС НОО

В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека -экономической, политической, образовательной. Успехом пользуются те личности, которые умеют находить общий язык со всеми, умеют найти компромиссы и выйти из сложной ситуации, то есть обладают высокоразвитыми коммуникативными качествами. Коммуникативно-речевые умения занимают важную нишу в современном образовании и подчеркиваются в ФГОС НОО, как важнейшие умения при воспитании и обучении ребенка [1, с. 4]. Проблемой коммуникативно-речевых умений занимались такие ученые, как Я.А. Каменский, Т.А. Ладыженская, М.В. Ломоносов, М.Р. Львов, М.Р. Львов, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Все они подчеркивали, что прежде чем развивать коммуникативные умения, необходимо выявить их уровень и спрогнозировать дальнейшую деятельность.

На базе одной из школ г. Липецка нами была проведена диагностика уровней сформированности коммуникативно-речевых умений у учащихся 2 «Б» и 2 «Д» классов, обучающихся по традиционной программе «Школа России». Исследование указанных умений осуществлялось в трех направлениях: развитие связной речи, организация сотрудничества, умение работать в группе.

Диагностика исследования уровня развития связной речи учащихся Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной использовалась с целью выявления умения ребенка по серии сюжетных картинок понимать тему и выстраивать грамматические конструкции с адекватным использованием вербальных средств [2, C. 514]. В процессе диагностики мы проверяем коммуникативные универсальные учебные действия, такие как:

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

После проведенной работы выявили, что большая доля учащихся приходится на средний уровень -10 и 14 (учеников 43 и 57% соответственно). Они правильно и самостоятельно разложили картинки, составили рассказ, однако в рассказе присутствовали морфолого-синтаксические ошибки. Доля учащихся низкого и высокого уровня примерно одинакова (36 и 29% и 21 и 14% соответственно в каждом классе). Учащиеся с низким уровнем сформированности коммуникативно-речевых умений не могли справиться с заданием без наводящих вопросов и помощи учителя. Учащиеся с высоким уровнем знаний проявили самостоятельность при выполнении заданий, верно передали смысл происходящего на картинках. Также

75

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

некоторые из учащихся проявили творческие способности. Они не только создали интересный рассказ, соблюдали языковые нормы, отличились словарным запасом, но и продолжили рассказ, не ссылаясь на картинки.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман направлена на выявление уровней сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [26, С. 316]. Формой работы является парная работе учащихся в классе.

Детям, сидящим парами, дают изображения левой и правой рукавички и просят украсить их узорами. Важно, чтобы эти рукавички составили пару, т.е. были одинаковыми. Дети могут выбрать любой узор, но вначале они должны договориться между собой, какой узор будут рисовать.

Диагностика показала, что большинство учащихся обладают низким и средним уровнями сформированности коммуникативно-речевых умений (43 и 29% и 36 и 50% соответственно в каждом классе). Учащиеся с низким уровнем коммуникативно-речевых умений не смогли договориться со своим партнером, негативно относились ко всем комментариям партнера. В результате у данных учащихся рукавички отличались от друга и по узору и по цвету.

Учащиеся со средним уровнем спокойно друг с другом общались, однако нейтрально относились к работе своего партнера, не исправляя его, если видели ошибку. В результате выполненная работа немного отличалась по узорам.

Учащиеся с высоким уровнем сформированности коммуникативно-речевых умений (21% в двух классах) с любопытством и интересом занимались работой, поправляли друг друга и старались сделать все одинаково. В результате выполненная работа была аккуратной, интересной и красивой, а главное доставила большое удовольствие младшим школьникам.

Методика дополнения И.А. Гальперина, Я.А. Микк и др. [2, С. 525]. В последнее время в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения большое значение отводится групповой работе, которая помогает сплотить коллектив и успешно помогает формированию коммуникативных умений [1, С. 5]. Именно поэтому целесообразно провести диагностику групповой работы учащихся с помощью данной методики.

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося - встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

В результате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом.

Полученные результаты позволяют заключить, что уровень сформированности коммуникативно-речевых умений при групповой работе низкий (50 и 64% в каждой из групп). Это связано, прежде всего, с тем, что младшему школьнику тяжело договориться в группе, высказать свое мнение и научиться слушать других детей. Также причиной может быть и наличие в группе лидера, который не умеет и не хочет работать с другими детьми. Он выполняет всю работу самостоятельно, не давая другим высказаться. Учащиеся со средним уровнем сформированности коммуникативно-речевых умений (36 и 29%) пытались работать над текстом, однако после нескольких ошибок и понимания того, что стихотворение получается нескладным, эти учащиеся потеряли энтузиазм. Школьники с высоким уровнем развития сформированности коммуникативно-речевых умений (14 и 7%) отнеслись с любопытством к данному заданию, при его выполнении были заинтересованы в конечном успешном результате.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативно-речевых умений младших школьников находится на среднем уровне, а при групповой работе достигает низшей точки. Для того чтобы повысить коммуникативные умения детей необходимо совершенствовать работу в направлении формирования парной и групповой работы, путем поиска эффективных методов и приемов.

Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден

-( 'б )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. вузов / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под ред. С.П. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 450 с.

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др.; под редакцией М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1997 - 383 с.

© Сотникова А.В., 2019

УДК 373

Султангужина Д.И.

студент БФ БГУ г. Бирск, РФ Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]

ОСВОЕНИЕ НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрена дидактическая часть освоения на теоретических и практических занятиях учащимися старших классов средней общеобразовательной школы основ математической статистики.

Ключевые слова

Статистическое моделирование действительности, правила и приемы статистики.

Возникшая в восемнадцатом веке как средство свертки информации и оценки достоверности и надежности теоретических и практических выводов математическая статистика в настоящее время со своим обширным набором приемов и методов в настоящее время выступает в качестве способа научного познания объекта исследования и инструмента анализа данных [1].

В этой связи приобретает актуальность в современной средней общеобразовательной школе дидактическая задача освоения старшеклассниками начал математической статистики [2].

Исходя из обязательных знаний по математике и элементарных знаний учащихся средних общеобразовательных школ по теории вероятностей [3] нами предлагается учителям математики, физики, химии и биологии проектировать и реализовывать нижеследующий факультативный курс начал математической статистики для старшеклассников.

1. Классификация шкал измерений: именная шкала измерений; порядковая шкала измерений; интервальная шкала измерений; шкала отношений.

2. Математические понятия об испытаниях, событиях и величинах.

3. Дискретность объектов исследования и особенности элементов опробования.

4. Методика и техника измерений случайной величины.

5. Статистическая совокупность и объем этой совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.