СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
3. Максимальная абсолютная ошибка частного величин равна сумме произведений абсолютной ошибки числителя на знаменатель и абсолютной ошибки знаменателя на числитель, деленной на квадрат знаменателя.
Компьютерные вычисления абсолютных и относительных погрешностей измерений величин на лабораторных занятиях по физике и химии учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ производят с помощью лабораторных или домашних персональных компьютеров, оснащенных языками программирования высокого уровня, системами электронных таблиц или системами математического проектирования.
Дидактический опыт проектирования и реализации компьютерных вычислений погрешностей измерений величин на лабораторных занятиях по физике и химии имеет следующие положительные следствия.
1. Осуществляется сильная междисциплинарная связь между, физикой, химией, математикой и информатикой, составляющих естественно - математическое ядро современного общего среднего образования учащейся молодежи.
2. Происходит на уровне теории и практики освоение основ теории погрешностей измерений физических и химических величин учащимися старших классов средних общеобразовательных школ.
3. Эмпирический уровень учебного познания физической и химической действительности старшеклассниками приобретает элементы его теоретического сопровождения в среде новых компьютерных технологий.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что включение и осуществление в учебном процессе средней общеобразовательной школы компьютерного вычисления старшеклассниками погрешностей измерений на лабораторных занятиях по физике и химии приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
3. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - №2. - С. 99 - 100.
© Каримов М.Ф., Иргубаева Е.В., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Исакаева Н.А. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ОСНОВ ТЕОРИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ И ХИМИИ
Аннотация
Выделена дидактическая часть изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
школ основ теории погрешностей измерений значений величин на занятиях по естественно-математическим дисциплинам.
Ключевые слова
Вероятностное моделирование реальности, теория погрешностей измерений.
При реализации лабораторных работ по физике и химии старшеклассники средних общеобразовательных школ встречаются с явлениями, которые при неоднократном воспроизведении одного и того же опыта в неизменных условиях протекают каждый раз несколько по-иному.
В этой связи нами проектируются и реализуются на теоретических, практических и лабораторных занятиях по физике, химии и математике седьмых, восьмых - одиннадцатых классов [1] нижеследующие темы по теории погрешностей измерений значений величин.
1. Классификация случайных событий.
2. Сумма и произведение случайных событий.
3. Частота случайного события и её свойства.
4. Классическое, геометрическое и аксиоматическое определения вероятности случайного события.
5. Теоремы сложения и умножения вероятностей случайных событий.
6. Теорема сложения вероятностей для совместных случайных событий.
7. Формула полной вероятности.
8. Повторение испытаний со случайными событиями и формула Бернулли.
9. Случайная величина и её связь со случайными событиями.
10. Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины.
11. Плотность вероятности и функция распределения непрерывной случайной величины.
12.Числовые характеристики дискретной и непрерывной случайных величин.
13. Биномиальное распределение вероятностей.
14. Равномерное распределение вероятностей.
15. Распределение Пуассона для вероятностей.
16. Нормальное распределение вероятностей непрерывной случайной величины.
17. Измерение как познавательный процесс, заключающийся в сравнении измеряемой физической, химической или геометрической величины с некоторым её значением, принятым за единицу [2].
18. Прямые и косвенные измерения физических и химических величин.
19. Результат измерения, несколько отличающийся от истинного значения измеряемой величины из-за несовершенства измерительных приборов, из-за несовершенства человеческих органов чувств и статистического характера изучаемых процессов и явлений.
20. Промахи или грубые ошибки измерений, связанные с недостаточной внимательностью экспериментатора.
21.Систематические ошибки, связанные со сдвигом измеренного значения величины относительно истинного.
22. Случайные ошибки, проявляющиеся в разбросе отсчетов при повторных измерениях, проведенных в одних и тех же условиях.
23. Среднее арифметическое из п измерений и его свойства.
24. Выборочная дисперсия измерений и её свойства.
25. Несмещенная оценка дисперсии измерений и её свойства.
26. Среднеквадратическое отклонение выборочной средней измерений.
27. Оценка среднеквадратического отклонения средней величины измерений.
28. Абсолютная случайная погрешность измерений.
29. Относительная погрешность измерений.
30. Компьютерные вычисления абсолютной и относительной погрешностей измерений величин [3].
Дидактический опыт изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ
основ теории погрешностей измерений величин на лекционных, практических и лабораторных занятиях по
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
физике, математике и химии показывает его положительное влияние на качество образования учащейся молодежи [4].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация аудиторных и внеаудиторных занятий старшеклассников по основам теории погрешностей измерений величин является необходимой составляющей дидактики современной средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14.
- № 2. - С. 59- 63.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.
- С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф., Афанасьева Д.С. Изучение старшеклассниками элементов аналитической химии // Инновационное развитие. - 2018. - №2. - С. 97 - 99.
© Каримов М.Ф., Исакаева Н.А., 2019
УДК-37
Киселева М.В.
Россия, Ростовская область, г. Батайск МБОУ «Гимназия № 7»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В последние годы активно обсуждаются проблемы полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обеспечения условий доступности во все сферы нашей жизни. Актуальным становится этот вопрос в том числе в связи с увеличением количества детей с ОВЗ. Проблема социализации таких детей всегда была актуальной, но особенно остро встала в настоящее время, так как является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей [1]. В ситуации серьезных социально-экономических перемен такие дети становятся более уязвимы.
Социализация детей с ОВЗ представляется как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт [2]. Необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.
Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:
- недостаток психического и физического здоровья;
- ограниченность социального опыта.
В свете реализации ФГОС школа является основным звеном системы обучения и воспитания детей, где они должны получать необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
1. Свободин В. «Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны» [Электронный ресурс] / и. Свободин. - Режим доступа: http://www/disHfe.m/flow/theme/9364/ [дата обращения: 25.04.2013 г.]