УДК 930.85
Архитектурный ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря: история формирования и развития территориального зонирования
Симонов Александр Игоревич
Кандидат философских наук, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому и Уральскому федеральным округам, г. Нижний Новгород, РФ.
E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 4722-3694 ORCID: 0000-0001-9505-4703
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы формирования архитектурного ансамбля Серафимо-Дивеевского монастыря. С этой целью ансамбль представлен в качестве совокупности нескольких функциональных подзон (административно-культовой, мемориальной и хозяйственно-бытовой, а также жилой подзоны). С архитектурной точки зрения Серафимо-Дивеевская обитель предстает достаточно органичным, стилистически единым ансамблем, каждый элемент которого дополняет друг друга. Выбранный в связи с этим принцип комплексности анализа архитектурного ансамбля, позволил выявить принципы организации его пространственных характеристик с момента основания в XVIII в. и по настоящее время и понять духовные и административно-хозяйственные причины появления той или иной постройки. Ключевые слова
монастырь, собор, топография, трапезная, колокольня, священное, поклонение.
Architectural ensemble of the Seraphim-Diveevsky Monastery: history of the formation and development of territorial zoning
Alexander I. Simonov
PhD (Philosophy), Department of the Ministry of Culture of the Russian Federation on the Volga and Ural Federal Districts, Nizhny Novgorod, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9505-4703 Abstract
The article discusses the main stages of the formation of the architectural ensemble of the Seraphim-Diveevsky Monastery. For this purpose, the ensemble is considered as a combination of several functional subzones (administrative and religious, memorial and household, as well as residential subzones). From an architectural point of view, the Seraphim-Diveevo monastery appears to be a fairly organic, stylistically unified ensemble, each element of which complements each other. The principle of comprehensive analysis of the architectural ensemble chosen in this regard made it possible to identify the principles of organizing its spatial characteristics since its foundation in the 18th century. and to the present time and understand the spiritual, administrative and economic reasons for the appearance of this or that building. Keywords
Monastery, cathedral, topography, refectory, bell tower, sacred, worship. Введение
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь являет собой не только архитектурный комплекс, совокупность построек, но и представляет целостное духовное и культурное явление, хранящее историческую память России и ее народа. Изучение истории и формирования архитектурного комплекса всякого монастыря, расположенного на территории России, предполагает привлечение широкого спектра мировоззренческих, культурологических и этических вопросов.
Архитектурный ансамбль Дивеевской обители - динамичное явление. Так, исторический ансамбль, сформировавшийся на протяжении XVIII-XIX вв., в настоящее время продолжает развиваться за счет возведения нового собора и монастырских корпусов, а также модифицирования окружающей застройки населенного пункта (с. Дивеево).
Серафимо-Дивеевский монастырь являлся в прошлом и продолжает сохранять до сих пор функцию духовного центра Православия как Нижегородского региона, так и в целом России. В Троицком соборе пребывают мощи преподобного Серафима Саровского, развивается значительный архитектурный комплекс, включающий в себя образцы культовых, административных и хозяйственных построек, относящихся ко второй половине XVIII - началу XX в., ведется хозяйственная и просветительная деятельность.
Основные аспекты топографии православного монастыря
Православный монастырь, как в своем архитектурном воплощении, так и в репрезентируемой христианской идейной доктрине, вписывается в качестве неотъемлемого элемента в контекст исторической памяти России. Образ православного монастыря для отечественной культуры связан с идеями духовности и гражданственности. Монастырь являет собой, одновременно, архитектурный ансамбль, духовную обитель (социальный организм) и хозяйственный комплекс.
Монастырь в своей организации построек, культуре и хозяйственной деятельности оказывается воплощением христианского понимания идеального общественного строя. Многими исследователями архитектурно-строительного канона христианства подмечена его тесная связь непосредственно с концептуальными положениями вероучительной доктрины. 1 Конкретно речь может вестись о двух пространственных образах христианства: образе Небесного Иерусалима и образе райского сада Эдема.
Отвлеченные идеи находят предметное выражение следующим образом. Общий планировочный объем монастырской территории строится с учетом расположения культовых зданий по оси «восток-запад», отражающей ориентацию на исторический Иерусалим, как духовный центр христианского мира [Рябушина 1986, 193-200].
Топографическая схема всякого монастыря в обязательном порядке содержит ряд тематических построек и зон: монастырский собор (прообраз Христа, Евхаристического Агнца) и дорога, ведущая к нему («дорога к духовному
1 Бусева-Давыдова И.Л. Некоторые особенности организации древнерусских монастырей. С. 201; Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.02 / ОАО ЦНИИЭП жилища. М., 2005. С. 201-207.
спасению», «путь к Богу»); святой источник («река жизни»); монастырский сад («райский сад Эдем»); ограда по периметру («духовная ограда», отделяющая спасающихся внутри монастыря от «тьмы» внешнего мира; живой символ наложения на себя монашеских обетов, созидающих общность, братство монастыря).
Учитывая выявленную идейно-смысловую базу для пространственно-планировочного и градостроительного формирования пространств монастыря, отметим основные аспекты монастырской топографии.
1. Градостроительный аспект. Исторически сложилось два типа монастырей: городские и расположенные в удалении от населенных пунктов [Шумилкин М.С., Шумилкин С.М., Шумилкина Т.В. 2018, 34]. Несмотря на такое деление по географическому принципу, анализ планировочных схем монастырей показывает, что преимущественно здесь довлеет осевая концентрация монастырских построек, имеющая центром храмовую и административную зоны, вокруг которой располагается хозяйственно-жилая застройка, монастырская ограда и хозяйственная усадьба за ней.
В такой планировке территории можно видеть реализацию принципа кругового раскрытия «сферы», геометрической фигуры, с точки зрения христианства совершенной. Внешняя граница монастыря, имея прямоугольную форму, на символическом уровне говорит о проповеди христианства в четырех сторонах света.
2. Структурно-функциональный аспект. Монастырь являет собой многофункциональную институцию. Если изначально он выполнял только духовную роль, то с течением времени спектр его функциональных задач расширялся. Так в разное время он мог выполнять роль военной крепости, хозяйственной артели, образовательного учреждения, миссионерского центра. Расширение функциональной ориентации определило формирование и структурного состава (зонирования) монастырской территории.
Среди базовых зон территории монастыря следует выделить культово-административный центр (собор, колокольня (как символ благой вести) и иные культовые постройки, трапезная, настоятельский корпус, ризница и др.), хозяйственно-жилая периферия (кельи, мастерские, амбары и иные хозяйственные строения), монастырская усадьба, расположенная за стенами обители, где помещались не входящие в ореол монашеского служения службы (конюшни, кузни, каретные мастерские и т. п.), а также монастырские земли и
покосы. Ряд монастырей (в силу своей истории) может иметь зону оборонительных сооружений (крепостные стены, башни, проездные ворота и т. п.) и мемориальную зону (в основном, это кладбище или иные монументы, посвященные историческим событиям, связанным с обителью) [Бридня 2006, 93].
3. Архитектурно-стилистический аспект. Архитектурный комплекс монастыря подчинен ансамблевости. Силуэтность, высотность, сочетаемость построек - все это характеристики монастырской архитектуры. В стилистической программе крупных монастырей можно увидеть и уравновешенность различных (по времени и по объему) масс построек, и подчинение периферии (частного) центральной застройке, и создание целостного образа как совокупности разрозненных архитектурных форм различного функционального назначения, и гармоничное сочетание подобий и контрастов архитектурных форм.2
Таким образом, монастырь показывает себя сложно организованным архитектурным организмом, обладающим собственными правилами существования, обусловленными духовными и идейными принципами, а также нормами градостроительного проектирования и зонирования. Предпринятое выше рассмотрение архитектурно-планировочного, стилистического и функционального аспектов монастырской топографии указывает на наличие типологических закономерностей ее формирования. Среди таких закономерностей: функциональное зонирование территории, ее замкнутость и концентрация по заданной программе (круговая, линейная и т.п.); упорядоченность построек, иерархичность их высотных параметров; целостное композиционное восприятие силуэта ансамбля (открытая/ закрытая композиция).
Краткая история формирования архитектурного комплекса Серафимо-Дивеевского монастыря
Архитектурный ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря формировался на протяжении XIX в. и наиболее полную завершенность получил к концу 1910-х гг.
2 Бусева-Давыдова И.Л. Некоторые особенности организации древнерусских монастырей. С. 201; Ильвицкая С.В. Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов: автореф. дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.02 / ОАО ЦНИИЭП жилища. М., 2005. С. 22.
Серафимо-Дивеевский монастырь начал свое архитектурное и духовное становление во второй половине XVIII в. с основания небольшой общины при Казанской церкви с. Дивеево Агафьей Семеновной Мельгуновой (1720/173010.06.1789; преподобная Александра Дивеевская). Небольшое количество сестер проживало в нескольких деревянных кельях, огороженных забором [Чичагов 2016, 37-38]; духовное руководство общиной осуществляли строитель располагавшегося недалеко от Дивеево Саровского монастыря иеромонах Пахомий (Леонов; ум. 1794) и казначей иеромонах Исаия (Зубков; 1741 -1807). Этим оправдывался тот факт, что община жила по строгому Саровскому монастырскому уставу; сестры, в том числе, занимались рукоделием.
Период начала XIX в. для Серафимо-Дивеевского монастыря был временем становления, т.к. тогда духовное руководство общиной осуществлял преподобный Серафим Саровский [Преподобный Серафим Саровский. 2011, 118]. Среди знаковых событий в развитии будущей монастырской территории в годы попечения о Дивеевской общине преподобного Серафима Саровского возведение Рождественских церквей, примыкающих к Казанскому храму, устройство известной «мельницы-питательницы» для нужд общины Святой Богородичной Канавки, представляющей земляной ров и небольшой вал с плоским настом. В это время на благо обители трудились М.В. Мантуров, Н.А. Мотовилов, священник Василий Садовский.
Наравне с этим в конце XVIII - первой половине XIX вв. происходило формирование земельного участка, занимаемого общиной. Расширение территории было связано с передачей земель общине местными помещиками, а также с ее выкупом состоятельными покровителями в пользу общины.
В конце 1820-х гг. произошло разделение Дивеевской общины на Мельничную (девичью) и Казанскую общину [Коваль 2000, 100]. Несмотря на разделение сестры вместе посещали богослужения и имели общую трапезу [Чичагов 2016, 209]. Казанская община, основанная преподобной Александрой (Мельгуновой), занимала территорию площадью в 3300 кв. метров (чуть больше 30 соток) [Букова 2003, 281]; сестры придерживались строгого Саровского монастырского устава; в число сестер принимались как девицы, так и вдовы; руководство общиной осуществляла начальница, избираемая из числа сестер. Вторая община - Серафимо-Дивеевская, или Мельничная (девичья), к указанному времени располагалась на участке в 18 500 кв. метров. В эту общину, по сравнению с Казанской, не принимали никого, кроме девиц и малолетних
детей; она также управлялась начальницей [Женские общины. 1847, 232-233, 281].
В 1842 г. с объединения двух общин начался путь к официальному утверждению Дивеевского монастыря. 3 В 1840-1850-е гг. шел процесс официального закрепления за общиной земель; построена Тихвинская церковь; развивался хозяйственный и жилой комплексы построек. На межевом плане с. Дивеева от 1846 г. территория монастыря уже имела самостоятельное обозначение. 4 По статистическому описанию на 1845 г. в общине: «...общежительниц находится 260, проживание они имеют в деревянных, устроенных вблизи церкви зданиях и в таковых же в расстоянии от оной на 200 саженей им принадлежащих кельях. Земля считается в принадлежности общины - 388 десятин 1162 сажени».5 В 1855 г. построена Преображенская церковь.
В 1861 г. вышел указ Святейшего Синода о преобразовании женской общины в третьеклассный женский монастырь с названием - Серафимо-Дивеевский. Новая обитель имела 3 церкви, 26 деревянных корпусов, гостиные кельи вне монастырской территории; проживало 473 сестры.
С назначения в 1862 г. начальницей монастыря игуменьи Марии (Е.А. Ушаковой) [Серафимо-Дивеевский монастырь. 2018, 232] начинается активное развитие обители [Чичагов 2016, 644-645]. При ее участии был достроен Троицкий собор, вновь возведены: каменное здание колокольни, трапезная с домовым храмом в честь Александра Невского, игуменский корпус, а также значительное количество хозяйственных и жилых построек. По состоянию на 1873 г. в обители было 4 действующие церкви, строился Троицкий собор (к 1875 г. достроен), 32 жилых корпуса; проживало 546 сестер. К 1899 г. количество сестер достигает 888 [Букова 2003, 197].
Знаковым историческим событием для Серафимо-Дивеевского монастыря, произошедшим 19 июля (1 августа) 1903 г., стала канонизация преподобного Серафима Саровского. В ходе торжеств, проходивших в Саровском монастыре, Дивеевскую обитель посетил император Николай II Александрович, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна.
3 Архивные данные: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 557. Д. 4. Л. 299.
4 Архивные данные: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 557. Д. 66. Л. 1-2.
5 Архивные данные: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 557. Д. 109. Л. 7.
В 1904 г. в Серафимо-Дивеевском монастыре произошла смена игуменьи; назначается монахиня Александра (Траковская). К началу XX в. обитель достигает пика своего благополучия в дореволюционное время архитектурный комплекс Дивеевского монастыря включал 7 церквей (Троицкий и Новый (Преображенский) соборы, комплекс Казанской и Рождественских церквей, Тихвинская церковь и домовые церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в честь Александра Невского, в честь Марии Магдалины), 82 жилых корпуса (из них 10 каменных, остальные - деревянные). К 1917 г. число монашествующих в Серафимо-Дивеевском монастыре составляла 1691 сестра (217 монахинь и 1474 послушниц). Территория обители имела административно-культовую, мемориальную и хозяйственно-жилую зону.
В 1919-1927 гг. Серафимо-Дивеевский монастырь преобразован в Промысловое кооперативное общество (трудовую артель). Несмотря на ликвидацию монастыря уклад жизни сестер сохранялся. В 1924-1926 гг. членам Таганрогского молодежного братства даже удается благоустроить Святую Богородичную Канавку. В 1927 г. Дивеевский монастырь закрывается окончательно. После закрытия многие сестры остались в Дивеево, некоторые уехали на бывшие московское и нижегородское подворья. Игуменья Александра (Траковская) в сопровождении нескольких дивеевских сестер переехала в г. Муром (ныне - Владимирская область).
В период с 1927 по 1980-е гг. территория монастыря и бывшие монастырские постройки использовались в хозяйственных нуждах, их занимали государственные и социально-бытовые учреждения [Ляшевский, 77]. С 1980-х гг. архитектурный комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря начинает возрождаться [Затекин 2017, 17]; вновь открывается женский монастырь, действующий поныне.
Функциональное зонирование территории Серафимо-Дивеевского монастыря
В составе ансамбля Серафимо-Дивеевского монастыря нами выделены административно-культовая, мемориальная, хозяйственно-бытовая и жилая подзоны.
Административно-культовая подзона Серафимо-Дивеевского монастыря
Административно-культовый центр Серафимо-Дивеевского монастыря стал плодом трудов настоятельниц, сестер обители и ее благотворителей за период с середины XIX по начало XX вв. В составе этой зоны Троицкий и Преображенский (Новый) соборы, комплекс Казанской и Рождественских церквей, Тихвинская и Преображенская церкви, монастырская колокольня. Особым сооружением данной зоны, имеющим сакральную природу, является Святая Богородичная Канавка.
Первоначально, на рубеже XIX-XX вв., центр обители формировался вокруг Казанской церкви. После образования в Дивеево двух общин, девичьей и женской, культовым центром продолжает оставаться Казанская церковь, являвшаяся приходской для жителей с. Дивеево. Для монастырских нужд в 1820-е гг. к ней пристраивается двухэтажный храм во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1846-1847 гг. строится новая деревянная двухэтажная Тихвинская церковь. 6 Другой культовой постройкой, относящейся к раннему периоду формирования административно-культового центра обители, является Преображенская церковь. Ее строительство осуществляется в 1855 г. Располагалась она в восточной части участка, огороженного Святой Богородичной Канавкой, на территории, занимаемой кладбищем. В основу алтарного помещения данного храма положено здание Дальней пустыньки преподобного Серафима, перенесенное в Дивеево Н.А. Мотовиловым [Серафимо-Дивеевские предания. 2006, 91].
К первоначальному этапу создания административно-культового центра обители (с 40-х по начало 60-х гг. XIX в.) относится временное запустение Святой Богородичной Канавки.
В 1848 г. произведена закладка Троицкого собора, однако строительство было отложено. Причиной стал вопрос передачи земельного участка под будущий собор монастырю [Чичагов 2016, 210]. В активную фазу строительный процесс на монастырском соборе вступает в 1860-е гг.; работы завершаются к 1875 г. Собор возведен по проекту помощника нижегородского губернского архитектора А.Е. Турмышева. Ряд исследователей приписывает проект Троицкого собора архитектору А.И. Резанову, ученику академика К.Д. Тона.
6 Архивные данные: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 557. Д. 109. Л. 1-17.
Троицкий собор выполнен в стилистике эклектики: присутствуют элементы русско-византийского и классического стилей.
В 1870-е гг. восстанавливается Святая Богородичная Канавка. К концу XIX в. вдоль канавки были посажены дренажные тополя в два ряда: один - по внешнему краю; другой - по внутреннему краю вала. В это время в начале Святой Богородичной Канавки был установлен крест, а в конце, где раньше стояла мельница, находилась часовня, где хранились ее жернова.
Также в 1870-е гг. производился ремонт комплекса Казанской и Рождественских церквей. В 1872 г. перестраивается Казанская церковь; в 1884 г. расширяются алтари ее приделов;7 в 1876 г. по периметру комплекса возведена каменная ограда;8 в 1889 г. внутренние помещения молельного зала и алтарь получают росписи евангельскими сюжетами.
В 1894-1901 гг. возводится каменная монастырская колокольня. Вместе с ней строятся трехэтажные каменные корпуса, примыкающие к ней с северной и южной сторон. Работы ведутся по проекту епархиального архитектора А.К. Никитина. На колокольне также были установлены часы.
В 1907 г. заложен Новый (Преображенский) собор. Автором проекта стал московский архитектор А.Е. Антонов (11.12.1871 - после 1917 года); возведением руководил техник А.А. Румянцев. Строительство велось на средства купца, потомственного почетного гражданина г. Москвы Ф.В. Долгинцева (1839-1916). Пожертвование на будущее строительство собора внес император Николай II во время посещения Дивеева в 1903 г. Преображенский (Новый) собор строился в неорусском стиле. Композиционно и стилистически он похож на образцы владимиро-суздальской архитектуры. В 1916 г. строительство собора было завершено; однако, до революции 1917 г. освящен он не был.
Наравне с культовыми постройками топографический центр Дивеевской обители также образовывал ряд административных зданий, выполнявших, с одной стороны, представительскую функцию, с другой - являющихся местами общего пользования. Среди таких зданий игуменский корпус, трапезная, богадельня, здание Александринского приюта.
Здание богадельни построено в 1861 г.; включало помещения для проживания сестер, домовую церковь в честь иконы Божией Материя «Всех
7 Архивные данные: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 559. Д. 106. Л. 3439
8 Архивные данные: Там же.
скорбящих Радость». К домовой церкви по бокам примыкали жилые деревянные корпуса-пристрои. Долгое время богадельня также выполняла функцию больницы. В 1895 г. для нее построен новый деревянный одноэтажный пристрой с восточной стороны основного здания. В 1898 г. выстроен Новобольничный корпус.
Одно из ключевых мест среди административных зданий занимала каменная трапезная с домовой церковью в честь Александра Невского, построенная в начале 1890-х гг. Северную часть административной зоны монастыря занимал Игуменский корпус; в 1902-1903 гг. к нему пристроена домовая церковь Марии Магдалины. С 1898 г. рядом с корпусом расположился корпус Александринского приюта для девочек, содержавшийся императорским двором.
Мемориальная зона Серафимо-Дивеевского монастыря
Сопряженной с административно-культовой зоной Дивеевской обители выступала мемориальная подзона. Ее формирование связано с преподобным Серафимом Саровским и основательницей общины Александрой (Мельгуновой).
По состоянию на 1887 г., о мемориальной зоне как о комплексе часовен, среди которых:
- часовня-пустынька основателя монастыря священноиеромонаха Серафима, где читается Неусыпаемая Псалтирь;
- часовня-келия первоначальницы обители матушки Александры (Мельгуновой);
- часовня-келия Христа ради юродивой блаженной Пелагии Ивановны, в которой каждодневно служатся панихиды [Дивеевская старина. 2009, 76].
В начале XX в. к этому перечню добавляются кельи блаженных Параскевы Ивановны Серебряковой и Натальи Дмитриевой, часовня на месте «мельницы -питательницы».9 Не отличаясь особой архитектурой, постройки мемориальной зоны были ориентированы на хранение памяти о значимых для обители духовных и светских лицах.
Следует отметить, что в новейшее время именно мемориальная и сакральная составляющие дали импульс возрождению архитектурного комплекса Серафимо-Дивеевского монастыря. Так, в Троицком соборе обители
9 Нижегородские епархиальные ведомости. 1887. № 8. С. 342. URL: http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/periodic/nev-1887-8-no.pdf (дата обращения: 13.12.2023).
разместили мощи преподобного Серафима Саровского; в комплексе Рождественских и Казанской церкви находятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны.
Хозяйственно-бытовая и жилая зоны Серафимо-Дивеевского монастыря
С середины XIX и по начало XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь обладал развитым хозяйством. Занятие хозяйственной деятельностью (несение трудовых послушаний) всегда являлось неотъемлемой частью жизни русского монастыря и Серафимо-Дивеевский монастырь не был исключением. На удовлетворение монастырских нужд в продовольствии, одежде и в обеспечении культовой деятельности были ориентированы хлебное, погребное, огородное, садовое, мельничное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. Все перечисленные трудовые послушания выполнялись самими сестрами обители.
По сведениям на 1925 г., на территории монастыря было расположено 230 строений (за исключением культовых построек) и 156 надворных построек [Букова 2003, 268].
Монастырские певчие проживали в двух корпусах: правоклиросном и левоклиросном, расположенных на территории, ограниченной Святой Богородичной Канавкой. Хозяйственные корпуса занимали в основном восточную, южную и северную части территории Дивеевской обители. Так, например, обитель имела рукодельную, живописную, литографическую, стекольную, красильно-малярную и иные мастерские, в которых работали сестры. В обители существовал ряд зданий, связанных со швейным делом и рукоделием (швейный, вязальный, мантийный корпуса).
Продовольственный комплекс зданий располагался в восточной части территории обители. Здесь во второй половине XIX в. был построен Хлебный корпус, включавший хлебопекарню, квасное производство и др. Монастырская мельница находилась у восточной стены. Возле нее располагалось две житницы для хранения зерна, молотильный корпус. В 1890-е гг. на участке внутри Святой Богородичной Канавки отстроена водокачка [Карпушов 1998, 221]. Юго-восточная сторона монастырской территории завершалась коровниками и парниками со специальной водокачкой для их полива. Дополнением к описанной
застройке к южной монастырской стене с внешней стороны примыкали здания бани и погребов.
Наравне с жилыми постройками, в которых проживали сестры, на монастырской территории находились дома благотворителей, среди которых корпуса Долгинцевых, Пятибратовой и др.
Территория Серафимо-Дивеевского монастыря со второй половины XIX в. получила каменную ограду. Исключение составляла юго-западная часть, где ограда отсутствовала (имелся деревянный забор) [Четвертый удел Богородицы, 87].
За пределами монастырских стен в 1880-е гг. было осуществлено строительство гостиничных корпусов. По состоянию на 1926 г. в гостиничный комплекс входило 18 различных сооружений, как каменных, так и деревянных [Серафимо-Дивеевские предания 2006, 157].
Таким образом, выделенные нами в структуре архитектурного комплекса Дивеевского монастыря структурные подзоны отражают основные траектории его развития на протяжении с XVIII по начало XX вв.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что наибольшей завершенности архитектурный комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря достигает к 1920-м гг. К этому времени он обладал историко-культурной и эстетической ценностью, а также продолжал использоваться по своему прямому назначению. Дивеевская обитель отражала изложенные нами выше принципы организации пространства православного монастыря. В пространственно-планировочном отношении это выглядело следующим образом (по состоянию на 1920-е гг.).
Дивеевская обитель имела двое главных ворот: северо-восточные, Казанские соответственно, рядом с ансамблем Казанской и Рождественских церквей, и Саровские, находившиеся с южной стороны, по оси дороги в Саров, и считавшиеся главными.
В центральной части монастыря здания располагались так. По оси Троицкого собора находилась пятиярусная проездная арка; с северной стороны - игуменский корпус с домовой церковью в честь Марии Магдалины и ризный корпус; за корпусом находился пчельник. С юга территорию вокруг Троицкого собора ограничивала трапезная с церковью в честь Александра Невского, а с юго-востока располагался Преображенский собор. Северо-восточный и
северный участки центральной части монастырской территории занимали два жилых корпуса, Александринский приют для девочек и Пустынька блаженной Натальи Дмитриевны.
Административно-культовый центр обители с востока примыкал к территории, ограниченной Святой Богородичной Канавкой. Обширный участок внутри нее был застроен преимущественно деревянными зданиями на каменном фундаменте высотой в один-два этажа, использовавшимися под жилье. Северозападная часть территории внутри Святой Богородичной Канавки застроена плотнее и имеет регулярный характер, по сравнению с противоположной стороной, где располагались монастырское кладбище, Преображенская церковь с жилым корпусом церковниц, часовня на могиле Н. Чичаговой.
В юго-восточной части территории Святой Богородичной Канавки находились перенесенная Н.А. Мотовиловым из саровского леса ближняя пустынька преподобного Серафима Саровского, корпус княжны Енгалычевой, корпус Мотовилова, каменная рига и казначейский корпус. В северо -западной части рассматриваемой территории была организована небольшая площадь, на которой по продольной оси, по отношению к Троицкому собору, находилась Тихвинская деревянная двухэтажная церковь. В непосредственной близости от нее располагалась каменная водокачка.
Тихвинская церковь и сопряженная с ней площадь выступали в роли планировочного центра территории внутри Святой Богородичной Канавки, несмотря на то что значительно уступала по своим габаритам расположенному недалеко Троицкому собору. Площадь организовывали преимущественно хозяйственные корпуса, в которых сестры обители несли монастырские послушания, среди которых северо-восточной стороны - стряпушечий, вязальный и левохорный корпуса, с юго-восточной стороны - зубоврачебный и правохорный корпуса, старая трапезная.
К востоку от Святой Богородичной Канавки сформировался больничный комплекс, включавший в себя богадельню, старое здание больницы с домовой церковью и новобольничный корпус, по периметру образующие площадь.
Южную часть территории Дивеевской обители занимали хозяйственные и жилые корпуса: пустынька блаженной Пелагеи Ивановны (Паши Саровской), вратницкий корпус, бакалейная лавка, иконная лавка, живописный и литографический корпуса, пристрой к литографическому корпусу, портной корпус и жилой корпус.
Вдоль северной стены ограды Дивеевского монастыря также находился сектор хозяйственных корпусов: свечной корпус, хлебный корпус, корпус Пятибратовой и другие подсобные постройки. В данной части обители перечисленные здания имели небольшие хозяйственные пристройки. Обширные восточная и западная части Дивеевской обители организовывали хозяйственные и бытовые постройки, а также значительную часть занимали сады и огороды.
Также архитектурный комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря имел ряд хозяйственных и административных построек за пределами монастырской ограды. Так, восточнее дороги в Саров имелся целый хозяйственный двор, включавший в себя конюшни с кузницами и мастерскими, а также жилой корпус и дом. Здесь же находился корпус Ярцевой, погреба и баня, примыкавшая к монастырской ограде.
К началу XX в., по причине большого количества паломников, с западной стороны от дороги, ведущей в Саров, образовался гостиный двор, включавший несколько зданий гостиниц и два дома священников.
Таким образом, топография Серафимо-Дивеевского монастыря, сложившаяся к началу XX в., имеет базовые признаки, характерные для организации аналогичных священных пространств монастырей в контексте русской духовной культуры и архитектурно-строительной практики. В его планировке присутствует деление на административно-культовый центр, хозяйственно-жилую периферию, монастырскую усадьбу (слободу). Изначально, не выполняя роли оборонительного сооружения, монастырь в Дивеево нес багаж мемориальной информации о преподобном Серафиме Саровском, занимающей значительное место в общероссийской и региональной истории и культуре. На уровне раскрытия христианских идей устройство сакрального пространства Дивеевского монастыря было ориентировано на репрезентацию образа Четвертого удела Божией Матери. Данная идея реализовалась в имеющийся шедевр отечественного церковного зодчества - ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря.
Список литературы
1. Бридня Н.В. Геокультурный ландшафт православных монастырей Вологодской епархии во второй половине XIX - первой трети XX века: теоретический аспект // Вестник Поморского университета. 2006. № 4. С. 93.
2. Букова О. Женские обители Преподобного Серафима Саровского: История десяти нижегород. жен. монастырей: 100 лет со дня канонизации преподоб. Серафима Саровского, 1903-2003. Н. Новгород: Книги, 2003.
3. Дивеевская старина: очерки краеведов / сост.: В.И. Карпушов, А.С. Кудряшова, В.Ю. Овчаров. Дивеево; Саров: СГТ, 2009.
4. Женские общины в Нижегородской губернии// Журнал Министерства внутренних дел. 1847. Ч. 19. С. 232-233, 281.
5. Карпушов В.И. Пять веков Дивеевской земли: XVI-XX столетия: из истории населенных пунктов Дивеевского района. Н. Новгород: «Штрих», 1998.
6. Коваль В.В. История создания и развития Свято-Троицкого СерафимоДивеевского монастыря // Уваровские чтения - III. Муром, 17-19 апреля 1996 г. Муром, 2000.
7. Ляшевский, С., прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч. 2: 1903-1927 гг. [Б. м.]: Изд. гр. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, [Б. г.].
8. Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий (Павлович). М.: Отчий дом, 2011.
9. Рябушина И.А. К вопросу о композиции древнерусских монастырей XV-XVII вв. // Архитектурное наследство. 1986. № 34. С. 193-200.
10. Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря / архим. Серафим (Чичагов). Кишинев: Камно; М.: Синтагма, 2016.
11. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова): С приложением архивных документов, писем и воспоминаний / авт.-сост.: свящ. Георгий (Павлович), И. Г. Менькова. М.: Православ. Свято-Тихон. гуманитар. ун-т, 2018.
12. Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества / сост. А.Н. Стрижева. М.: Паломникъ, 2006.
13. Тихон (Затекин), архим. История возрождения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Н. Новгород: Изд. отд. Нижегород. епархии. Вознесенский Печерский монастырь, 2017.
14. Четвертый удел Богородицы. [Б. м.]: Изд. гр. Свято-Троице-Серафимо-Дивеев. монастыря, [Б. г.].
15. Шумилкин М.С., Шумилкин С.М., Шумилкина Т.В. Нижегородское монастырское зодчество: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018.
References
1. Bridnya N.V. (2006) Geokul'turnyj landshaft pravoslavnyh monastyrej Vologodskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - pervoj treti XX veka: teoreticheskij aspekt [Geocultural landscape of Orthodox monasteries of the Vologda diocese in the second half of the 19th - first third of the 20th centuries: theoretical aspect]. Bulletin of Pomor University. No. 4. P. 93.
2. Bukova O. (2003) ZHenskie obiteli Prepodobnogo Serafima Sarovskogo: Istoriya desyati nizhegorod. zhen. monastyrej: 100 let so dnya kanonizacii prepodob. Serafima Sarovskogo, 1903-2003 [Women's monasteries of St. Seraphim of Sarov: History of ten Nizhny Novgorod. wives monasteries: 100 years since the canonization of Rev. Seraphim of Sarov, 1903-2003]. N. Novgorod: Books.
3. Karpushov V.I., Kudryashova A.S. (2009) Diveyevskaya starina: ocherki krayevedov [Diveyevo antiquity: essays by local historians]. Diveevo, Sarov: SGT.
4. Zhenskiye obshchiny v Nizhegorodskoy gubernii [Women's communities in Nizhny Novgorod province]. Journal of the Ministry of Internal Affairs. Sh. 19 (1847). P. 232-233, 281.
5. Karpushov V.I. (1998) Pyat' vekov Diveyevskoy zemli: XVI-XX stoletiya: iz istorii naselennykh punktov Diveyevskogo rayona [Five centuries of Diveyevo land: XVI-XX centuries: from the history of settlements in the Diveyevo region]. N. Novgorod. «Shtrikh».
6. Koval V.V. (2000) Istoriya sozdaniya i razvitiya Svyato-Troitskogo Serafimo-Diveyevskogo monastyrya [History of the creation and development of the Holy Trinity Seraphim-Diveevo Monastery]. Uvarov readings - III.
7. Lyashevsky S. Chronicle of the Seraphim-Diveevsky Monastery. Part 2: 1903-1927 [Chronicle of the Seraphim-Diveevsky Monastery. Part 2: 1903-1927].
8. Georgy Pavlovich (2011) Prepodobnyy Serafim Sarovskiy i Diveyevskaya obitel' [Venerable Seraphim of Sarov and the Diveyevo Monastery]. Moscow: Father's house.
9. Ryabushina I.A. (1986) K voprosu o kompozitsii drevnerusskikh monastyrey KhV-KhVII vv. [On the question of the composition of ancient Russian monasteries of the 15th-17th centuries]. Architectural heritage. No. 34. P. 193-200.
10. Seraphim Chichagov (2016) Letopis' Serafimo-Diveyevskogo monastyrya [Chronicle of the Seraphim-Diveevo Monastery]. Chisinau: Kamno; Moscow: Syntagma.
11. Georgy (Pavlovich), I. G. Menkova (2018) Serafimo-Diveyevskiy monastyr' i ego pervaya igumeniya Mariya (Ushakova) [Seraphim-Diveevo Monastery and its first abbess Maria (Ushakova)]. Moscow: Pravoslav. Svyato-Tikhon. gumanitar. un-t.
12. Strizheva A.N. (2006) Serafimo-Diveyevskiye predaniya: Zhitiye. Vospominaniya. Pis'ma. Tserkovnyye torzhestva [Seraphim-Diveevo legends: Life. Memories. Letters. Church celebrations]. Moscow: Palomnik.
13. Tikhon (Zatekin) (2017) Istoriya vozrozhdeniya Svyato-Troitskogo Serafimo-Diveyevskogo zhenskogo monastyrya [The history of the revival of the Holy Trinity Seraphim-Diveevo Convent]. N. Novgorod: Publishing department of the Nizhny Novgorod diocese. Ascension Pechersky Monastery.
14. Chetvertyy udel Bogoroditsy [The Fourth Destiny of the Virgin Mary]. Publishing house of the Holy Trinity-Seraphim-Diveevsky Monastery.
15. Shumilkin M.S., Shumilkin S.M., Shumilkina T.V. (2018) Nizhegorodskoye monastyrskoye zodchestvo: monografiya [Nizhny Novgorod monastery architecture: monograph]. N. Novgorod: NNGASU.