Научная статья на тему 'ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СВЯТО-ТРОИЦКОГО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ В. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ)'

ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СВЯТО-ТРОИЦКОГО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ В. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЕ ПЕВЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / "ДИВЕЕВСКИЕ РАСПЕВЫ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резниченко Евгения Борисовна, Степанова Полина Васильевна

В статье представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. вплоть до закрытия обители в 1927 г. Контекстом служат, с одной стороны, исторические данные, с другой - материалы, связанные с предысторией сложения в Дивееве собственной певческой культуры. Основной источниковой базой послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря. Мемуарная литература - практически единственное, что позволяет судить о певческой культуре Дивеева дореволюционного периода и первых послереволюционных лет, поскольку в советский период монастырь был разорен, его архив не сохранился, богослужебные книги и ноты утрачены. Дополняют картину данные о богослужебно-певческой составляющей жизни дивеевских сестер после закрытия монастыря, о сохранении монахинями в изгнании клиросных традиций обители. Собрав и систематизировав сохранившуюся информацию, авторы попытались «контурно» (насколько позволяют имеющиеся материалы) воссоздать образ дивеевского пения на рубеже веков и в 1-й четв. ХХ столетия - с характерной для него высокой торжественностью служб, «гармоничностью уставно-монастырской», прекрасным уровнем хорового исполнительства. Представлены и прокомментированы дошедшие до нас единичные сведения о репертуаре, включавшем в этот период и традиционные песнопения, и авторскую духовную музыку. В работе намечена периодизация истории богослужебного пения дивеевской обители. Выдвигается гипотеза о постепенной смене стилевых ориентиров в местном церковном пении. Если, судя по имеющимся данным, в начале XIX в. в Дивееве звучали монодийные напевы, опирающиеся на стилистику древнерусских распевов, то в начале XX столетия здесь сформирована многослойная в стилевом отношении многоголосная певческая культура, включающая и авторскую духовную музыку, и корпус местных песнопений традиционной стилистики («дивеевские распевы»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Резниченко Евгения Борисовна, Степанова Полина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SINGING CULTURE OF THE HOLY TRINITY SERAPHIM-DIVEEVSKY MONASTERY OF THE LATE 19TH - 1ST QUARTER OF THE 20TH CENTURY (ACCORDING TO THE MEMOIRS OF CONTEMPORARIES)

The article presents an attempt at scienti c reconstruction of fragments of the liturgical and singing activities of the Holy Trinity Seraphim-Diveevsky Monastery from the late 1880s until the closure of the monastery in 1927. The context is, on the one hand, historical data and, on the other hand, materials related to the prehistory of the formation of Diveevo own singing culture. The main source base was the memoirs of pilgrims and residents of the monastery. Memoir literature is practically the only source that allows us to evaluate the singing culture of Diveevo of the pre-revolutionary period and of the rst post-revolutionary years, since during the Soviet period the monastery was ruined, its archive was not preserved, liturgical books and sheet music were lost. The picture is complemented by data on the liturgical and singing component of life of Diveevo sisters after the closure of the monastery, on the preservation of the clergy traditions of the monastery by nuns in exile. Having collected and systematised the preserved information, we try to “contour” (as far as the available materials allow us) to recreate the image of Diveevo singing at the turn of the 19th century and in the rst quarter of the twentieth century - with its characteristic high solemnity of services, “harmony of the chartered monastery”, an excellent level of choral performance. The only information that has come down to us about the repertoire, which included both traditional chants and the author’s spiritual music during this period, is presented and commented on. The work outlines the periodisation of the history of liturgical singing of Diveevo monastery. A hypothesis is put forward about the gradual change of stylistic guidelines in local church singing. If, judging by the available data, at the beginning of the 19th century, monody tunes based on the style of Old Russian chants sounded in Diveevo, then at the beginning of the 20th century, a multi-layered, stylistically polyphonic singing culture was formed there, including authored spiritual music and a corpus of local chants of traditional stylistics (дивеевские распевы, “Diveevo chants”).

Текст научной работы на тему «ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СВЯТО-ТРОИЦКОГО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ В. (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 121-141 БОТ: 10.15382Мш^202349Л21-141

зав. кафедрой истории и теории музыки ПСТГУ

Россия, г. Москва

Резниченко Евгения Борисовна,

[email protected]

канд. искусствоведения,

https://orcid.org/0000-0003-3660-8483

Степанова Полина Васильевна, преподаватель Детской школы искусств «Радуга»

Россия, г. Йошкар-Ола [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-2827-5095

Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX — первой четверти ХХ в. (по воспоминаниям современников)

Е. Б. Резниченко, П. В. Степанова

Аннотация: В статье представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. вплоть до закрытия обители в 1927 г. Контекстом служат, с одной стороны, исторические данные, с другой — материалы, связанные с предысторией сложения в Дивееве собственной певческой культуры. Основной источниковой базой послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря. Мемуарная литература — практически единственное, что позволяет судить о певческой культуре Дивеева дореволюционного периода и первых послереволюционных лет, поскольку в советский период монастырь был разорен, его архив не сохранился, богослужебные книги и ноты утрачены. Дополняют картину данные о богослужебно-певческой составляющей жизни дивеев-ских сестер после закрытия монастыря, о сохранении монахинями в изгнании клиросных традиций обители. Собрав и систематизировав сохранившуюся информацию, авторы попытались «контурно» (насколько позволяют имеющиеся материалы) воссоздать образ дивеевского пения на рубеже веков и в 1-й четв. ХХ столетия — с характерной для него высокой торжественностью служб, «гармоничностью уставно-монастырской», прекрасным уровнем хорового исполнительства. Представлены и прокомментированы дошедшие до нас единичные сведения о репертуаре, включавшем в этот период и традиционные песнопения, и авторскую духовную музыку. В работе намечена периодизация истории богослужебного пения дивеевской обители. Выдвигается гипотеза о постепенной смене стилевых ориентиров в местном церковном пении. Если, судя по имеющимся данным, в начале XIX в. в Дивееве звучали монодийные напевы, опирающиеся на стилистику древнерусских распевов, то в начале XX столетия здесь сформирована многослойная в стилевом отношении многоголосная певческая культура, включающая и авторскую духовную музыку, и корпус местных песнопений традиционной стилистики («дивеевские распевы»).

© Резниченко Е. Б., Степанова П. В., 2023.

121

Ключевые слова: церковное пение, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский

монастырь, монастырские певческие традиции, «дивеевские распевы».

«Пение сестер поражает своей музыкальностью, гармоничностью уставно-мона-стырской, но с особыми, как нам потом сказали, — дивеевскими распевами»1, — так на рубеже XIX—XX вв. описывали паломники клиросное пение в Серафимо-Дивеевском монастыре. Дошедшие до нас воспоминания тех лет позволяют говорить о существовании в обители самобытной певческой традиции, облик которой соответствовал общему высокому строю монастырской жизни четвертого удела Пресвятой Богородицы.

Однако воспоминания дивеевских насельниц и паломников — на сегодняшний день практически единственный источник информации о пении в «старом» Дивееве. В советский период монастырь был разорен, его архив не сохранился, богослужебные книги и ноты утрачены2. Дошедшие до нас материалы сами по себе не дают возможности провести научную реконструкцию местной певческой культуры. Однако их анализ на фоне других данных позволяет «контурно», в общих чертах, воссоздать картину клиросной жизни обители на рубеже веков и в первые послереволюционные годы, вплоть до ее закрытия в 1927 г.

Основной источниковой базой нашего исследования послужили сведения из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сщмч. Серафима (Чичагова)3, а также воспоминания княжны Е. С. Горчаковой4, С. А. Нилуса5, Н. Н. Лендера6, А. Трацевского, прот. С. Н. Ляшевского7, А. Попова8, В. А. Зандер9, З. В. Песто-

1 Зандер В. А. В обители преподобного Серафима // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1983. № 23. С. 14. Воспоминания относятся к 1913 г.

2 В созданном в 2000-е гг. музее обители хранятся старые богослужебные ноты, однако выяснить их происхождение на данный момент не представляется возможным. Монахиня Артемия (Королькова) так объяснила происхождение нотных экспонатов: «Разбирали чердаки старых домов Дивеева, и жители сами приносили все нам». Несомненно, что по крайней мере часть находок не имеет отношения к дивеевскому клиросу. Так, в Доме-музее Паши Саровской хранится певческая рукопись со штампом библиотеки находившегося неподалеку Серафимо-Понетаевского монастыря, написанная в 1889 г. иером. Никифором.

3 Первое издание Летописи вышло в 1896 г. под названием «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей А. С. Мельгуновой и о. Серафима Саровского и подвижниц обители». В данной работе мы ссылаемся на публикацию 2004 г.

4 Горчакова Елена Сергеевна, княжна (1824—1897) — педагог, поэтесса. Посетила Дивеево в 1887 г.

5 Нилус Сергей Александрович (1862—1929) — духовный писатель. Посещал Дивеево в 1901 г.

6 Рейхель Николай Николаевич, псевдоним Лендер (1864 — не раньше 1924) — этнограф, беллетрист. Посетил Дивеево перед прославлением прп. Серафима в 1903 г.

7 Ляшевский Стефан (Степан) Николаевич, прот. (1899—1986) в юности неоднократно посещал Серафимо-Дивеевский монастырь.

8 Попов Анатолий. Скорее всего, автором воспоминаний является Анатолий Александрович Попов (1865 г. р.). Родился он в Вологде, работал там нотариусом. Краткие сведения о нем можно найти в материалах, посвященных его брату — В. А. Попову. См.: Попов Владимир Александрович (генерал). URL: https://stilin.ru/stati/27800-popov-vladimir-aleksandrovich-general.html (дата обращения: 11.09. 2022). А. Попов посещал Дивеево в 1903 и 1905 гг.

9 Зандер Валентина Александровна (1894—1989) — духовная писательница, педагог, религиозный деятель. Посетила Дивеевский монастырь в 1913 г.

вой10, А. П. Тимофиевича11, И. М. Андреевского12 и Н. П. Кусакова13. Важным источником стали рассказы монахини Серафимы (Булгаковой) об уставной и певческой жизни монастыря перед его закрытием14. Все эти материалы охватывают 40-летний период от 1887 г. до 1927 г. Дополнением к ним послужили рассказы первых насельниц возрожденной обители, пришедших в Дивеево в 1990-е гг.15

Рассказы разнятся не только по времени описываемых событий. Одни авторы (монахиня Серафима) знали клиросную жизнь обители изнутри, другие поделились впечатлениями, полученными в ходе короткой поездки. А. Попов написал о посещении Дивеева «по свежим следам», В. А. Зандер и З. В. Песто-ва — много десятилетий спустя. Описание прот. Стефана Ляшевского вторично: это пересказ впечатлений его матери. Наконец, надо различать рассказы о диве-евском пении в рамках обычного ритма жизни обители и свидетельства о певческом сопровождении уникальных событий.

История дивеевского богослужебного пения плотно вписана в общую историю обители. Как известно, поначалу жизнь насельниц Казанской и Мельничной общин определялась попечением о них прп. Серафима. Второй период формирования обители (1833—1861) связан с драматическими событиями «иоасафовой смуты», возникшей из-за грубого вторжения в жизнь дивеевских сестер саровского монаха Иоанна (Толстошеева). Третий период (1862-1917) начинается с отстранения Толстошеева от монастырских дел и возведения обители в ранг монастыря; в это время Дивеево превращается в крупный центр монашеской жизни, привлекающий множество паломников. Это значение монастырь удерживает и в первое послереволюционное десятилетие, составившее новый период его истории16. В это время в Дивееве, несмотря на притеснения властей и трудные бытовые условия, сохранялся уставной ритм богослужений. Дивеевские традиции сестры старались сохранить и после закрытия монастыря

10 Пестова Зоя Вениаминовна (1899—1974) — супруга духовного писателя Н. Е. Пестова. В юности активно участвовала в Русском студенческом христианском движении, была связана с мечевской общиной. Посетила Дивеево в 1915 г.

11 Тимофиевич Анатолий Павлович — духовный писатель, врач. Посетил Дивеево в 1926 г.

12 Андреевский Иван Михайлович (1894—1976) — церковный историк, литературовед, профессор Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. В послереволюционные годы несколько раз был арестован за свою церковную деятельность, с 1928 по 1930 г. находился в ссылке на Соловках. Посетил Дивеево в 1926 г.

13 Чурилов Николай Павлович, псевдоним Кусаков (1909—1997) — журналист, эмигрант второй волны. Посетил Дивеево в 1927 г.

14 Монахиня Серафима (София Александровна Булгакова, 1903-1991). В 1924 г. по благословению сщмч. Петра (Зверева) пришла в Серафимо-Дивеевский монастырь. После закрытия монастыря монахиня Серафима с несколькими дивеевскими сестрами проживала в деревне Вертьяново. Пережила несколько арестов и ссылок. Дожила до начала восстановления Серафимо-Дивеевского монастыря.

15 В 2021 г. П. В. Степановой был проведен ряд интервью с первыми регентами и певчими дивеевского клироса. Их основной темой стала клиросная жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря в 1990-е гг. По рассказам сестер, некоторые традиции старого Дивеева они возрождали по воспоминаниям монахини Маргариты (Лахтионовой) и монахини Серафимы (Булгаковой). Авторы сердечно благодарят насельниц монастыря за помощь в работе.

16 Подробней: Павлович. Г., свящ. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. LXII. М., 2021. С. 597-614.

в 1927 г., в той «невидимой обители»17, которая еще долго объединяла их жизнь в советское время.

Каждому из периодов дивеевской истории соответствует свой образ церковного пения. Поначалу оно представляло собой дочернюю ветвь саровского пения, которое, в свою очередь, сохраняло ориентацию на древнерусские монодийные распевы18. Судя по материалам Серафимо-Дивеевской летописи, Саровский монастырь стал образцом для Казанской общины не только в отношении общего строя жизни и богослужебного устава, но и непосредственно в отношении богослужебного пения. Как известно, основательница Казанской общины прп. Александра (Мельгунова, ^1789) находилась в тесном общении с саровскими старцами, во всех вопросах обращаясь к ним за советом. Неудивительно, что для новообразованной общины матушка выбрала устав Саров-ской пустыни: «Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение, по чину Афонской годы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры»19.

Образцом для клиросного пения Мельничной общины, созданной прп. Серафимом в 1826 г., также стало богослужение Сарова: пению сестры учились у тамошних монахов. Примечателен рассказ одной из первых насельниц общины Устиньи Ивановны, записанный в свое время монахиней Еленой (Анненковой): «С моего поступления (говорит Устинья Ивановна) Батюшка благословил мне послушание петь на клиросе и чтобы я твердо знала весь устав церковный и его святыми молитвами я успела в этом. Пению учили нас всех Саровские Иеромонахи о.о. Назарий и Корнилий. Параклисы Божией Матери тоже они учили, и Батюшка приказывал мне, чтобы у нас также как в Сарове пели попеременно оба канона, а обиходной ноте учил нынешний свящ. от. Василий»20.

Однако уже в эти годы саровский послушник Иоанн Толстошеев, вопреки воле прп. Серафима, начинает внедрять в дивеевское пение «партес». Так, по словам насельника Саровской пустыни иером. Авеля, «покойный отец Серафим жаловался на Асафа [Иоасафа], что он от имени его вмешивается в Дивеевскую

17 Так именует жизнь дивеевских сестер в изгнании прот. Павел Хондзинский (Хондзин-ский П., прот. Незримая обитель: Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании. М., 2017).

18 О певческой культуре Сарова см.: Павел (Коротких), иерод. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни. URL: http://dyak-oko.mrezha.ru/article.php?id=sarov (дата обращения: 21.05.2022).

19 Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Н. Новгород, 2004. С. 23.

20 Рассказы об Отце Основателе нашем Старце Священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь. Дивеево, 2009. С. 258. Эта запись монахини Елены (Анненковой), казначеи и благочинной Серафимо-Дивеевского монастыря, вошла в «Тетрадь № 1: рассказы об отце основателе нашем старце священноиеромонахе Серафиме» — одну из тетрадей, которую сщмч. Серафим (Чичагов) использовал при написании «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Упоминание об «обиходной ноте», обучение которой дополняло уроки саровских монахов, может быть трактовано различным образом. Возможно, речь идет об изучении напевов Синодального обихода.

общину, заводит партесное пение, нарушает порядки его»21. Видимо, эта тенденция усилилась после кончины Преподобного, в период смуты.

Длительный период стабильности в жизни Серафимо-Дивеевского монастыря, начавшийся в 1862 г., благоприятствовал развитию богослужебно-певческой культуры. Первые известные нам документальные свидетельства на эту тему относятся к середине данного периода — концу 1880-х гг.

Довольно полное представление о ритме монастырских богослужений в последние десятилетия XIX в. можно получить благодаря записям княжны Е. С. Горчаковой. В Дивееве ежедневно служили две литургии: «Заупокойная, ранняя зимой, все дни недели служится в домовой богадельной церкви, а в воскресные дни поочередно в одной из Рождественских церквей, летом же литургия ранняя в будни совершается на кладбищенской церкви Преображения Господня»22. Регулярно совершалось вечернее богослужение. Суточный богослужебный круг дополнялся многочисленными панихидами: после ранней литургии всегда служили «общую синодничную панихиду», ежедневно совершалось заупокойное поминовение в пустыньках прп. Серафима, прп. Александры и блаженной Пе-лагеи Дивеевской. Кроме того, «второе число каждого месяца, в вечное памятование блаженной кончины старца Серафима, после поздней литургии служится большая панихида о упокоении его души»23.

Из воспоминаний мы узнаем о восстановлении заповеданной прп. Серафимом традиции пения Параклиса Божией Матери: «перед литургией, по заповеди отца Серафима и по изволению Божией Матери, всегда служится весь нараспев Параклис Божией Матери»24. Несколько раз в неделю служились акафисты: по средам — иконе Матери Божией («В среду перед поздней литургией служится молебен с акафистом перед чудотворной иконой "Умиление" Серафимовской и чудотворной же иконой Успения Богоматери Иерусалимской поочередно»25), по пятницам — акафист Страстям Христовым, по воскресным дням после вечерни — акафист Святой Троице.

Насколько можно судить по кратким описаниям Н. Н. Лендера, богослужебный распорядок обители в начале ХХ в. в целом остался прежним26.

Судя по рассказам монахини Серафимы (Булгаковой), богослужебный ритм последних лет перед разгоном монастыря был сходен с дореволюционным. Ежедневно служились вечерня, утреня, две обедни; сохранялась традиция пения в воскресные дни Параклиса «на распев, по очереди оба канона»27. В воскресенье на утрени (вместо второй кафизмы) служили акафист прп. Серафиму. Ежедневно после литургии служили панихиды по всем пустынькам, а в ближней пустынь-ке преподобного совершался молебен. В 16:30 неопустительно (кроме Светлой

21 Из письма иером. Авеля А. Н. Муравьеву. РГИА. Ф. 797. Оп. 31. Д. 11. Л. 16-17 об.

22 К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823-1927). М., 2015. С. 173.

23 Там же.

24 Там же. Обычай пения по воскресеньям Параклиса, заповеданный сестрам Мельничной общины прп. Серафимом, был прерван в годы иоасафовой смуты.

25 Там же.

26 См.: Там же. С. 242.

27 Там же. С. 11.

седмицы) совершалось правило, данное в свое время прп. Серафимом сестрам Мельничной общины для ежедневного употребления: «12 избранных псалмов, помянник и по 100 поклонов Спасителю, Божией Матери и преподобному, затем маленькое правильце»28.

Рассказы монахини Серафимы (Булгаковой) содержат также сведения о служении малого повечерия и особенностях молитвенного келейного правила, отсутствующие в более ранних описаниях. Малое повечерие служили в будние дни после утрени. Утреннее и вечернее правило вычитывалось по корпусам, после правила совершали правило прп. Серафима: три раза «Богородице Дево», три раза «Отче наш» и «Верую». Полунощница вычиталась вечером на правиле или по келиям. Вечером ходили по Канавке с чтением полутораста раз «Богородице Дево». «На каждый раз читали "Отче наш" и поминали живых и умерших»29.

Обратимся к свидетельствам о богослужебном пении в обители. Самые ранние из них относятся к 1887 г. Их автор — княжна Елена Горчакова — описывает дивеевское пение в рамках обычного ритма богослужебной жизни, отмечая его высочайший уровень: «Хор сестер многочисленный — 60 человек. Пение доведено до высшей степени совершенства и все службы, даже в будничные дни, отправляются благоговейно и торжественно»30.

Остальной материал, относящийся к 1887 г., содержит сведения о пении в дни торжеств, посвященных 25-летию игуменства Марии (Ушаковой). Из этих воспоминаний мы можем почерпнуть сведения о репертуарных предпочтениях, о качестве звучания хора, наличии в нем солистов. Приводим эти свидетельства:

• После прекрасно выполненного на причастном концерта Бортнянского «Да воскреснет Бог» местный иерей Петр Васильевич Яхонтов сказал прочувствованное к чествуемой игумении слово31.

• Под пение солистами певчими «О, Всепетая Мати» и возглашения многолетия Государю Императору <...> преподнесли юбилярше хлеб и соль32.

• Певчие запели: «Тебе Бога хвалим», и затем вся масса тысячного общежития, смотря по старшинству, начиная с монахинь, попарно, каждая с просфорою о добром ее здравии, подходили приветствовать дорогую мать

свою33.

Из этих описаний следует, что авторская духовная музыка — «партесное» пение, появившееся на дивеевском клиросе в период смуты, — закрепилась в певческой практике монастыря. Внутренней связи с деятельностью Толстошее-ва здесь не прослеживается. Причиной укоренения данного репертуара послужило то значение, которое играл в русском церковном пении того времени стиль классицизма. Концерты Д. С. Бортнянского (в том числе упоминаемый здесь

28 Дивеевские предания. М., 1996. С. 12.

29 Там же.

30 К Батюшке Серафиму. С. 172—173.

31 Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч. С. 670.

32 Там же. С. 675.

33 Там же.

концерт № 34 «Да воскреснет Бог») звучали на клиросах повсеместно34. Дивеево следовало общим тенденциям развития русского церковного пения.

В описании торжеств этого дня есть еще одно знаменательное свидетельство: во время обеда «певчие пели на мотив гимна славян Кириллу и Мефодию "Песнь сирот Серафимовых", составленную нарочито для сего торжества монахинею Еленой Анненковою»35. Видимо, здесь имеется в виду гимн, сочиненный П. И. Чайковским в 1885 г. к 1000-летию со дня кончины святого равноап. Ме-фодия. Следовательно, в монастыре были в курсе музыкальных новинок.

Частью «музыкальной жизни» Дивеева в конце XIX в. стало обучение пению детей. В 1870 г. при монастыре было открыто училище для девочек, в 1898 г. его реорганизовали в приют с четырехклассной церковно-приходской школой. Туда принимали с двух-, трехлетнего возраста, преимущественно сирот. Воспитанниц обучали грамоте, рукоделию, пению, наиболее талантливые учились игре на музыкальных инструментах. «При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, и церковно-приходская школа, где детей учил священник, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители»36. Способных ставили на клирос. Обучение заканчивалось по достижении 14-летия.

Следующая группа воспоминаний относится к 1901—1915 гг. Часть из них описывает пение во время торжеств по случаю прославления прп. Серафима Саровского (1903 г.), остальные дают характеристику пения обители в обычные дни. В этих материалах мы находим также краткие сведения о чтении за богослужением.

• Хороша литургия в Сарове, но что-то суровое слышится в Саровских песнопениях: чудится в них возмездие Бога Карающего. В Дивееве чувствуешь милосердие Божие: недаром, по вере сестер обители и по словам отца Серафима, здесь всегда присутствует Святая Игумения — Заступница Усердная рода христианского37 (1901 г.).

• Пение хора монахинь неслось с средних хор стройным и звучным аккордом, а приятный баритон дьякона служил ему как бы фоном. Чуткое, выразительное чтение кафизм позволяло разбирать каждое слово и в тишине хотя и большого, но далеко не заполненного храма — был будний день — легко внималось вдохновенной лире Царя-Пророка38 (1903 г.).

• Во время пребывания Их Величеств в Дивееве <...> сестрами были пропеты тропарь и кондак преподобному Серафиму на чудеснейший дивеевский распев композиции дочери архимандрита Серафима, монахини, управлявшей дивеевским хором из сорока инокинь, который отличался поразитель-

34 Говоря о песнопении «Тебе Бога хвалим», автор, по-видимому, также имеет в виду известный концерт Бортнянского.

35 Павлович. Г., свящ., Менькова И. Г. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игуменья Мария (Ушакова). М., 2018. С. 302.

36 Там же. С. 310.

37 Нилус С. А. Полное собрание сочинений. Т. I: Великое в малом. URL: https://azbyka.ru/ fiction/polnoe-sobrame-sochinenij-tom-1-vehkoe-v-malom-sergej-nilus/4/#ch_0_4_16 (дата обращения: 12.10.2021).

38 Трацевский А. В Дивееве. URL: https://religion.wikireading.ru/23049 (дата обращения: 01.11.2021).

ной гармоничностью и в котором совершенно не было слышно отдельных голосов. Моя матушка, будучи сама церковным композитором, восхищалась этими распевами больше, чем всеми другими: киевским, знаменным и др. Она подходила к самому хору, который на некоторые песнопения выходил к самому амвону, и пыталась услышать отдельные голоса, и не могла, потому что их не было слышно39 (1903 г.).

• Особенно умилительно было слышать стройное пение акафиста преподобному Серафиму, который был пропет весь в крестном ходу; исполнялось это так: выйдя из церкви, пропели 1-й кондак акафиста преподобному Серафиму, а затем священник начал читать 1-й икос до слова «радуйся», а остальное все пропевалось, потом читался 2-й кондак и 2-й икос до слова «радуйся», а остальное затем пропевалось, и так до конца акафиста40 (1905 г.).

• Пение сестер поражает своей музыкальностью, гармоничностью, уставно-монастырской, но с особыми, как нам потом сказали, «дивеевскими» рас-певами41 (1913 г.).

• Утром пошли к обедне, было воскресенье и пел «большой хор». Было торжественное пение42 (1915 г.).

Как мы видим, все авторы единодушно свидетельствуют о высоком профессионализме хора дивеевских сестер, стройном гармоничном пении в будни и в праздники, идеальном ансамблевом звучании. Несомненно, речь идет о пении многоголосном — неслучайно А. Трацевский пишет, что пение «неслось с средних хор стройным и звучным аккордом». Интересны в этой связи впечатления С. А. Нилуса, который сопоставляет и даже противопоставляет «суровость» саровских песнопений и дивеевское пение, в котором «чувствуешь милосердие Божие». Возможно, эта оценка обусловлена не только исполнительскими особенностями двух монашеских хоров, мужского и женского, но и отличиями в их репертуаре.

Именно в воспоминаниях этой предреволюционной поры мы впервые встречаем упоминания об особых «дивеевских распевах». Что стоит за данным термином? Сведения о круге этих «дивеевских» напевов43 в доступных нам источниках отсутствуют, за одним исключением. Прот. Ляшевский упоминает тропарь и кондак прп. Серафиму «на чудеснейший дивеевский распев композиции дочери архимандрита Серафима (Чичагова)»44. Ноты тропаря и предваряющее

39 Ляшевский С., прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря: Ч. 2: 1903—1927 гг. Дивеево, 1997. С. 16-17.

40 К Батюшке Серафиму. С. 473. Из воспоминаний А. Попова.

41 Зандер В. А. Указ. соч. С. 14.

42 Дивеевские предания. С. 347. Из воспоминаний З. В. Пестовой.

43 Оставляя в цитатах термин «дивеевский распев», мы используем термин «дивеевский напев», учитывая принятую в современной науке и восходящую к И. А. Гарднеру традицию употребления терминов «распев» (роспев) и «напев».

44 Чичагова Вера Леонидовна (1880-1962), дочь сщмч. Серафима. Поступила в Дивеевский монастырь в возрасте 16 лет. Была назначена главным регентом правого хора Подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Петергофе. Была пострижена в рясофор, однако вышла замуж за офицера Григория Ковригу, который впоследствии погиб на войне 1914 г. Незадолго до смерти ей был разрешен постриг, который был совершен в Муроме (см.: Игумения Сера-

его «Бог Господь» сохранились, рукописный экземпляр хранится в Музее истории Дивеевского монастыря XX в. Как показывает анализ, перед нами — авторское переложение греческого распева45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1

Тропарь прп. Серафиму. Переложение греческого распева В. Л. Чичаговой46

Видимо, к этому времени в обители сформировался свой круг традиционных напевов, представляющих собой, в том числе (или по преимуществу?), многоголосные варианты распевов XVII в. (см. ниже пример: фрагмент ирмоса «Воду прошед»). Можно предположить, что «дивеевские напевы» стали основой репертуара изменяемых песнопений. Пение сестер «особым дивеевским распевом» неоднократно упоминается и в воспоминаниях послереволюционных лет.

В первое послереволюционное десятилетие клиросное пение в Серафимо-Дивеевском монастыре по-прежнему находилось на высоком уровне, было «безукоризненным и с музыкальной, и с церковно-богослужебной точки зрения». Паломники вспоминают:

• Хорошо было после знойного летнего дня войти под его своды, веявшие легкой прохладой. Народу было немного и легко было выбрать укромный уголок, чтобы без помехи помолиться. Тихое монашеское пение особого, дивеевского, распева, проникновенное служение священника и аромат святыни уносили душу куда-то далеко-далеко от жуткой современной действительности47 (1926 г.).

• Богослужение было дивное. Прекрасный хор, совершенно особенные «дивеевские» мотивы и манера петь48 (1926 г.).

фима (Варвара Черная), Новодевичий монастырь. URL: https://forum.vgd.ru/post/1516/61564/ p1792206.htm?ysclid=l7ymo5bgzw991976554 (дата обращения 05.06.2022)).

45 Данный напев четвертого гласа греческого распева использовали в качестве основы для переложений различные церковные композиторы (ср. «Богородице Дево» А. В. Касторского, С. М. Ляпунова). С текстом тропаря «Благодарни суще...» он помещен в Синодальном обиходе 1786 г.: Обиход церковный нотнаго пения. М., 1786. Л. 324 об. URL: https://lib-fond.ru/ lib-rgb/mk-rgb/obikhod-tserkovnyy-notnago-peniya/#image-335 (дата обращения: 03.07.2021).

46 Фотокопия рукописи и ее расшифровка приведены в конце статьи.

47 К Батюшке Серафиму. С. 375. Из воспоминаний А. Тимофеевича.

48 Там же. С. 408. Из воспоминаний И. М. Андриевского.

• Это пение было безукоризненным и с музыкальной, и с церковно-бого-служебной точки зрения. Просто, строго, нерастянуто, неторопливо... Уж очень располагало к молитве дивеевское богослужение, я вам доложу. Вспоминаю и ныне с волнением, а ведь времени прошло сколько. А посмотрели бы вы на строгие фигуры монахинь, когда они с обоих клиросов сходились, по положению устава, в один общий хор во время Канона Святой Евхаристии на Литургии и на утрене по окончании каждой песни канона. Необыкновенно торжественная была картина. Она еще более осмысливала богослужение49 (1927 г.).

Уникальны сведения о дивеевском пении тех лет, содержащиеся в рассказах монахини Серафимы (Булгаковой), которая была насельницей монастыря и сама участвовала в богослужении. С ее слов мы узнаем, что на клиросное послушание ставили только девиц. Существовало четкое разделение послушаний между клиросами: один клирос начинал череду служб на неделе, а другой заканчивал. Певчие делились по клиросам и во время богослужений, и вне его, поскольку селились по разным корпусам. Когда пели на два клироса, соблюдалась уставная традиция сходов на особо значимые песнопения. Монахиня Серафима говорит о высоком исполнительском мастерстве дивеевских певчих, которого регенты добивались за счет большого количества проводимых спевок.

• Певчих сестер было отдельно два хора: правый и левый. Каждый хор занимал особый корпус. Правый хор всегда пел позднюю обедню, а левый — раннюю. Вечерню и заутреню пели оба хора (так же всенощную) на два клироса. На сход соединялись оба хора. В будние дни каждый хор делился еще на две череды. Одна половина начинала неделю, другая кончала, по три дня. Служба всегда была с канонархом. Читали и канонаршили альты. Басы читали только Апостол и шестопсалмие. Дисконта вовсе не читали. Катавасию за всенощной сходились петь на амвоне. Читали оба хора по очереди, по неделям. На клиросное и церковное послушание ставили только девушек50 (1924-1927 гг.).

• Служба в монастыре совершалась прекрасная. Особенно хорошо было поставлено пение. Спевок и не сосчитать сколько; более способных учили еще играть на скрипке и фисгармонии. Дивеевские регентши славились. И было их много, ведь и в обители, и на подворьях требовалось много певчих. Летом при большом стечении богомольцев обедни и всенощные служились в нескольких церквах, а пели всегда на два хора. Певчие же читали по усопшим сестрам, пели молебны и панихиды по пустынькам, так что в мастерских им мало приходилось работать. Служба справлялась полностью по уставу. Великим постом и в воскресенья выпевались все молитвословия ветхозаветные. <...> Бедные певчие, бывало, к концу Пасхальной седмицы лишались голоса от постоянного пения. Ведь на Пасху вся служба заменялась пением, а вместо монастырского правила после вечерни пели весь Пасхальный канон. Когда я поступила в монастырь, меня больше всего по-

49 К Батюшке Серафиму. С. 600. Из воспоминаний Н. Кусакова.

50 Дивеевские предания. С. 12-13.

разило, как в монастыре проводили Великий пост и как особенно радостно справляли праздники51 (1924-1927 гг.).

Дополнением к рассказам мон. Серафимы служат воспоминания схим. Маргариты (Лахтионовой)52, которые до нас дошли в пересказе ее келейной сестры мон. Ангелины (Лаврик): «Она (схим. Маргарита) очень любила петь Параклис и учила нас, как петь Параклис. Мы пели на 8 глас, в принципе и сейчас поем на 8 глас. Она говорила: "Нет. У нас в Дивеево не так пели. У нас пели по нотам". И вот низким голосом она начинала нам говорить [мать Ангелина поет «Воду про-шед яко сушу», см. пример 2]»53. Это единственная и бесценная «зацепка» — свидетельство того, как исполнялся Параклис Матери Божией до разгона обители.

Пример 2

Фрагмент ирмоса «Воду прошед»

Г

tj ~л ~9 ~9 ~9 ~9 ~9 ТУ ^

Во- ду про - шед я - ко су - шу

Обобщая воспоминания о богослужебно-певческой жизни монастыря той поры, прот. Павел Хондзинский пишет: «Но в Дивеево по-прежнему все делалось по послушанию, совершалось уставное богослужение и неуклонно вычи-тывалось келейное правило. В нижнем храме Рождества Богородицы, в Ближней пустыньке преподобного Серафима и еще нескольких местах читалась неусы-паемая псалтырь. Службы не сокращались. По-прежнему канонаршили стихиры, на катавасию сходились на амвоне, ходили крестным ходом по Канавке»54. И далее: «По-прежнему к службам готовились тщательно и благоговейно. Обязательно устраивали спевки. Певчие перед службой попарно подходили за благословением к игумении. Правый хор пел позднюю обедню, левый — раннюю. Всенощную пели двумя клиросами, на катавасию сходясь на амвоне. В праздник иконы "Умиления", на память преподобного Серафима и в день основания обители после поздней литургии крестным ходом шли по Канавке с пением па-раклиса. После каждой службы читали богородичное правило, а вечером тоже обходили Канавку»55.

Этот относительно благополучный период закончился осенью 1927 года разгоном обители. Матушка Серафима вспоминает скорбное настроение, царившее в те дни. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы «певчие запели стихиру "Днесь, иже на разумных престолех почиваяй Бог." и не смогли дальше

51 Дивеевские предания. С. 23.

52 Маргарита (Лахтионова), схимонахиня (1899-1997).

53 Цветы для матушки Маргариты. URL: https://ratube.ru/video/38d6d1597f168190812c337b 4d47ad70/ (дата обращения: 15. 03. 2022). Данный фрагмент практически совпадает с началом этого ирмоса по напеву Троице-Сергиевой лавры.

54 Хондзинский П., прот. Указ. соч. С. 30.

55 Там же. С. 34.

петь. Все заплакали, и вся церковь плакала»56. Прот. Павел Хондзинский пишет: «Но в монастыре богослужения продолжались еще неделю — до Воздвиженья. Последнюю литургию отслужили в храме "Всех скорбящих радосте". После от-пуста, как перед Великим постом, запели "Адамов плач", и стали прощаться»57.

По словам дивеевских стариц, покидая в те дни монастырь, сестры пели стихиру из службы прп. Серафиму. Монахиня Екатерина (Васильева), одна из первых регентов возрожденной Серафимо-Дивеевской обители, вспоминает: «Помню, говорили, как они, уходя из обители, пели стихиру батюшке Серафиму "Приидите инок множества"»58.

Пример 3

«Приидите инок множества»5

По словам монахини Екатерины, отличительной «дивеевской» деталью является пение этого напева «с верхушечкой» (с восходящим квартовым скачком в сопрано на слове «ангелы»): «И обязательно "с верхушечкой". Считалось, что это по-дивеевски».

Пример 4а

Фрагмент стихиры «Приидите инок множества», «по-дивеевски»

56 Дивеевские предания. С. 46. «Днесь, иже на разумных престолех» — 1-я стихира на «Господи воззвах» из службы Рождества Пресвятой Богородицы.

57 Хондзинский П., прот. Указ. соч. С. 37.

58 Сообщено монахиней Екатериной (Васильевой).

59 Стихира на литии, глас 1 из службы Преподобному и Богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу (2/15 января).

Е. Б. Резниченко, П. В. Степанова. Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского...

Для сравнения приводим иной вариант распевания данного фрагмента: Пример 4б

Особую группу образуют воспоминания о продолжении богослужебно-певческой жизни дивеевских сестер после закрытия монастыря. Из них следует, что богослужебная жизнь еще 10 лет продолжала существовать в стенах Казанской церкви: «После разгона монастыря монашенки, жившие еще в пределах обители, ежедневно ходили в Казанскую церковь. Певчие пели и читали на клиросе. В церкви был свой большой слаженный хор. По просьбе прихожан и по благословению игумении в последние годы перед разгоном и впоследствии до закрытия храма в 1937 году хором управляла наша монашенка, бывшая петергофская регентша Агафья Романовна Уварова»60.

Для игумении Александры (Траковской) и других сестер после разгона монастыря пристанищем стал город Муром. Первые годы службы совершались в комнате, где жила игумения. Сестры не оставляли своего молитвенного правила, заведенного еще в стенах Дивеевского монастыря. Благодаря ходатайствам игумении Марии, был открыт Благовещенский собор. В соборе сестры продолжали неукоснительно соблюдать церковный устав, сохраняя по возможности дивеев-ские богослужебные традиции. По словам прот. Павла Хондзинского, и в военные, и в послевоенные годы «монахини в соборе следили за уставом, читали, пели на клиросе, <...> По-прежнему устраивали спевки, пели на два клироса [в Благовещенском соборе Мурома] особым дивеевским распевом, канонаршили стихиры, следили, чтобы устав неукоснительно исполнялся во всех мелочах»61.

Молитва и церковные песнопения утешали дивеевских сестер, арестованных за свою веру. Схимонахиня Маргарита (Лахтионова) вспоминала: «Какой праздник, мы на нарах сидим и чувствуем — Благовещение! Господи, помилуй, а теснота везде! Внизу — шпаны! Они там царствуют. А мы наверху. Нам еще лучше! Бог с ними! Были среди нас и певчие. Вот так, соберемся наверху и тихонько запоем — "Архангельский глас". Были такие, что и на память знали всё — и службу, и акафисты. Книги нам держать не пропускали»62. Пение сопровождало дивеевских сестер и в поездах, во время пересылок из одной тюрьмы в другую: «А мы пели "Благослови, душе моя, Господа". Или там — обедню»63.

60 Дивеевские предания. С. 48. Из воспоминаний мон. Серафимы (Булгаковой).

61 Хондзинский П., прот. Указ. соч. С. 90.

62 Тихон (Шевкунов), митр. Несвятые святые и другие рассказы. URL: https://azbyka.ru/ fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/26/ (дата обращения: 11.09. 2022).

63 Там же.

* * *

Богослужебно-певческая жизнь «старой» Серафимо-Дивеевской обители (до ее закрытия в 1927 г.) на настоящий момент может быть реконструирована лишь фрагментарно, на основании немногочисленных воспоминаний и косвенных свидетельств. Некоторые из них чрезвычайно кратки, отражают лишь самые общие впечатления паломника, присутствовавшего на одном или двух богослужениях. Другие воспоминания более информативны, однако и в них почти нет упоминаний о конкретном репертуаре и стилистике исполняемых песнопений. На многие вопросы сейчас невозможно дать ответ. Опираясь на имеющиеся сведения, в самом общем виде характер и тенденции в жизни дивеевского пения можно представить следующим образом.

На раннем этапе существования обители, еще при жизни прп. Серафима Саровского, дивеевское пение представляло собой дочернюю ветвь по отношению к певческой культуре Сарова, которая была ориентирована на монодию, древнерусские распевы. Однако уже в эти годы возникает и другая тенденция — саровский послушник Иоанн Толстошеев начинает внедрять в дивеевское пение «партес», многоголосные авторские песнопения.

Данные о том, как именно происходила смена стилевых ориентиров в местном пении, отсутствуют. Воспоминания последнего десятилетия XIX в. фиксируют закрепление в певческой практике обители зрелого «партесного» (классицистического) репертуара, типичного для той эпохи. Однако в монастыре постепенно складывается и своя традиционная певческая культура, появляются свои напевы. К началу XX столетия здесь сформирована многослойная в стилевом отношении многоголосная певческая культура, включающая и авторскую духовную музыку, и местные песнопения традиционной стилистики («дивеевские распевы»). Воспоминания паломников первых десятилетий ХХ в. рисуют нам совершенный образ монастырского богослужения: высокая торжественность служб, внушительный клиросный состав, прекрасное качество хорового пения. Очевидно, к этому времени здесь сложился и собственный исполнительский стиль; говоря о музыкальности пения сестер, все подчеркивают его «уставно-монастырский» характер.

В начале 1990-х гг. начался новый период в истории Серафимо-Дивеевского монастыря. Преемство с богослужебным строем «старого» Дивеева передалось, в том числе, через монахиню Серафиму (Булгакову), схимонахиню Маргариту (Лахтионову). Благодаря их преданиям сестры отчасти смогли возродить уставные дивеевские традиции.

Е. Б. Резниченко, П. В. Степанова. Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского...

Приложение

Бог Господь и тропарь прп. Серафиму

Переложение греческого распева В. Л. Чичаговой

Фотокопия

-г.

Расшифровка

Список литературы

Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году // Православный путь. Нью-Йорк, 1953. № 14. С. 6-9.

Дивеевские предания / сост. А. Н. Стрижев. М., 1996.

Зандер В. А. В обители преподобного Серафима // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1983. № 23. С. 7-43.

Игумения Серафима (Варвара Черная). Новодевичий монастырь. URL: https://forum. vgd.ru/post/1516/61564/p1792206.htm?ysclid=l7ymo5bgzw991976554 (дата обращения: 05.06.2022).

К батюшке Серафиму: Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823-1927). М., 2015.

Ляшевский С., прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря: Ч. 2: 1903-1927 гг. Дивеево, 1997.

Нилус С. А. Полное собрание сочинений. Т. I: Великое в малом. URL: https://azbyka.ru/fic-tion/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-1-velikoe-v-malom-sergej-nilus/4/#ch_0_4_16 (дата обращения: 12.10.2021).

Обиход церковный нотнаго пения. М., 1786. Л. 324 об. URL: https://lib-fond.ru/lib-rgb/ mk-rgb/obikhod-tserkovnyy-notnago-peniya/#image-335 (дата обращения: 03.07. 2021).

Павел (Коротких), иерод. Музыкально-певческое наследие Саровской пустыни. URL: http://dyak-oko.mrezha.ru/article.php?id=sarov (дата обращения: 21.05.2022).

Павлович. Г., свящ. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. LXII. М., 2021. С. 597-614.

Павлович. Г., свящ., Менькова И. Г. Серафимо-Дивеевский монастырь и его первая игумения Мария (Ушакова). М., 2018.

Попов Владимир Александрович (генерал). URL: https://stilin.ru/stati/27800-popov-vladimir-aleksandrovich-general.html (дата обращения: 11.09.2022).

Попов А. Воспоминания о Сарове. М., 1903.

Рассказы об Отце Основателе нашем Старце Священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь. Дивеево, 2009.

Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Н. Новгород, 2004.

Тихон (Шевкунов), митр. Несвятые святые и другие рассказы. URL: https://azbyka.ru/ fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/ (дата обращения: 11.09. 2022).

Трацевский А. В Дивееве. URL: https://religion.wikireading.ru/23049 (дата обращения: 01.11.2021).

Хондзинский П., прот. Незримая обитель: Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании. М., 2017.

Цветы для матушки Маргариты. URL: https://rutube.ru/video/38d/ (дата обращения: 15.03.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Evgeniya Reznichenko, Candidate of Sciences in Art Criticism, Head of the Department of Music History and Theory, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3660-8483

2023. Vol. 49. P. 121-141

DOI: 10.15382/sturV202349.121-141

Polina Stepanova, School Teacher Yoshkar-Ola, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2827-5095

The Singing Culture of the Holy Trinity Seraphim-Diveevsky Monastery of the Late 19th — 1st Quarter of the 20th Century (according to the memoirs of contemporaries)

Abstract: The article presents an attempt at scientific reconstruction of fragments of the liturgical and singing activities of the Holy Trinity Seraphim-Diveevsky Monastery from the late 1880s until the closure of the monastery in 1927. The context is, on the one hand, historical data and, on the other hand, materials related to the prehistory of the formation of Diveevo own singing culture. The main source base was the memoirs of pilgrims and residents of the monastery. Memoir literature is practically the only source that allows us to evaluate the singing culture of Diveevo of the pre-revolution-ary period and of the first post-revolutionary years, since during the Soviet period the monastery was ruined, its archive was not preserved, liturgical books and sheet music were lost. The picture is complemented by data on the liturgical and singing component of life of Diveevo sisters after the closure of the monastery, on the preservation of the clergy traditions of the monastery by nuns in exile. Having collected and systematised the preserved information, we try to "contour" (as far as the available materials allow us) to recreate the image of Diveevo singing at the turn of the 19th century and in the first quarter of the twentieth century — with its characteristic high solemnity of services, "harmony of the chartered monastery", an excellent level of choral performance. The only information that has come down to us about the repertoire, which included both traditional chants and the author's spiritual music during this period, is presented and commented on. The work outlines the periodisation of the history of liturgical singing of Diveevo monastery. A hypothesis is put forward about the gradual change of stylistic guidelines in local church singing. If, judging by the available data, at the beginning of the 19th century, monody tunes based on the style of Old Russian chants sounded in Diveevo, then at the beginning of the 20th century, a multi-layered, stylistically polyphonic singing culture was formed there, including authored spiritual music and a corpus of local chants of traditional stylistics (дивеевскиераспевы, "Diveevo chants").

E. Reznichenko, P. Stepanova

Keywords: church singing, Holy Trinity Seraphim-Diveevsky monastery, monastic singing traditions, "Diveevo chants".

References

Andreevskii I. (1953) "Puteshestvie v Sarov i Diveevo v 1926 godu". Pravoslavnyi put', 1953, vol. 14, New York, pp. 6-9 (in Russian).

Khondzinskii P. (archpriest) (2017) Nezrimaia obitel': Kratkaia povest' o zhizni diveevskikh monakhin'vmuromskom izgnanii. Moscow (in Russian).

Pavlovich G. (priest) (2021) "Serafimov Diveevskii vo imia Sviatoi Troitsy zhenskii monastyr", in Pravoslavnaia entsiklopediia, vol. LXII, Moscow, pp. 597—614 (in Russian).

Pavlovich G. (priest), Men'kova I. (2018) Serafimo-Diveevskii monastyr' i ego pervaia igumeniia Mariia (Ushakova). Moscow (in Russian).

Serafim (Chichagov, metropolitan) (2004) Letopis'Serafimo-Diveevskogo monastyria Nizhegorod-skoigubernii Ardatovskogo uezda. Nizhny Novgorod (in Russian).

Strizhev A. (priest) (1996) Diveevskiepredaniia. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zander V. (1983) "V obiteli prepodobnogo Serafima". Russkoe vozrozhdenie, 1983, vol. 23, New York, pp. 7-43 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 12.01.2023

The article was submitted 12.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.