Научная статья на тему 'Организация православных паломнических центров: архитектурный аспект'

Организация православных паломнических центров: архитектурный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
472
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ / PILGRIM CENTRE / ORTHODOX PILGRIMAGE / TYPOLOGY OF RELIGIOUS ARCHITECTURE / ORTHODOX RELICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Робежник Л.В.

Исследуется архитектурная типология существующих православных паломнических центров. Выделяются следующие типологические факторы архитектуры паломнических центров: развитость пространственной инфраструктуры, степень компактности архитектурных объектов, функциональная принадлежность объекта, наличие взаимосвязи с центром поклонения, ориентация на различные социальные группы. Акцентируется внимание на особенностях становления и развития паломнических центров и комплексов в России. Подробно описываются значимые паломнические комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ORTHODOX PILGRIM CENTRES: THE ARCHITECTURAL ASPECT

The article investigates the architectural typology of Orthodox pilgrim centres. The article takes into consideration some of typological factors of pilgrim centres architecture such as the maturity of space infrastructure, the compactness factor of architectural objects, the object function, the availability of interconnection with holy relics, the orientation to different social groups. Special attention is paid to peculiarities of the formation and development of pilgrim centres and complexes in Russia. The article describes the main pilgrim complexes.

Текст научной работы на тему «Организация православных паломнических центров: архитектурный аспект»

УДК 72.01 doi:https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.2(20).32

Л.В.Робежник

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ: АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ

Исследуется архитектурная типология существующих православных паломнических центров. Выделяются следующие типологические факторы архитектуры паломнических центров: развитость пространственной инфраструктуры, степень компактности архитектурных объектов, функциональная принадлежность объекта, наличие взаимосвязи с центром поклонения, ориентация на различные социальные группы. Акцентируется внимание на особенностях становления и развития паломнических центров и комплексов в России. Подробно описываются значимые паломнические комплексы.

Ключевые слова: паломнический центр, православное паломничество, типология культовой архитектуры, православная святыня

Православное паломничество является неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Его традиции

уходят далеко в историю. Первыми паломниками на Руси считаются святая равноапостольная княгиня Ольга, посетившая Константинополь в Х веке с целью поклонения его святыням, и преподобный Антоний Печерский, получивший на Афоне благословение на создание Киево-Печерского монастыря.

Православное паломничество в советский период находилось под запретом. Была ликвидирована инфраструктура паломничества, в том числе и архитектурные объекты вблизи православных святынь, обеспечивающие беспроблемное пребывание верующих в местах поклонения.

Существует коренное отличие туристического осмотра православного храма от паломничества. Главным для паломников является поклонение православной святыне, а не знакомство с историческими, художественными, архитектурными особенностями культового сооружения. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам Божиих праведников. Среди верующих существует мнение о том, что желательно, чтобы паломничеством занимались церковные структуры, а не коммерческие турфирмы. Необходимо, чтобы паломническую поездку сопровождали священники и воцерковленные, имеющие на эту деятельность благословение, прихожане. Православные священнослужители рады возрождению веры и не высказывают негативного отношения к туристическим фирмам, берущим на себя ответственность за организацию паломнических поездок. В то же время русская православная церковь способствует развитию паломнических комплексов и поддерживает корректность и определенную культуру туроператоров.

Постепенно паломническая инфраструктура в России восстанавливается. Строятся новые архитектурные объекты, перестраиваются существующие архитектурные здания. Они берут на себя функции, обеспечивающие возрастающую внутреннюю потребность паломничества.

На основе анализа действующих паломнических центров (комплексов), выделены следующие типологические группы архитектурных объектов:

— По развитости пространственной инфраструктуры: отдельное помещение или несколько помещений, отдельное здание, группа зданий, архитектурный комплекс;

— По степени компактности: объекты паломнического центра расположены компактно, на одной территории; объекты территориально удалены друг от друга, рассредоточены, но функционально связаны;

— По функциональной принадлежности различаются следующие объекты, входящие в паломнический центр: информационный или координирующий центр; объекты, обеспечивающие экскурсионное обслуживание; гостиницы для паломников; трапезные для паломников; часовни и храмы; библиотеки; просветительские, лекционные и обучающие центры; музейные, выставочные и экспозиционные объекты; объекты социальной поддержки и помощи малоимущим; мастерские и другие объекты, необходимые для деятельности паломнических комплексов;

— По наличию взаимосвязи с центром поклонения (святыней): паломнический центр связан со святыней (монастырем, храмом) организационно и находится на его территории; паломнический центр связан со святыней (монастырем, храмом) только организационно, но находится за его пределами; паломнический центр не связан с конкретном храмом или монастырем, а обеспечивает паломничество в различные близкие и далекие православные святыни;

— По ориентации на различные социальные группы: объекты для священнослужителей и монахов; объекты для социально обеспеченных паломников; объекты для социально незащищенных паломников и верующих.

Одним из самых крупных и инфраструктурно развитых является паломнический центр (комплекс) при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Он расположен в селе Дивеево Нижегородской области.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь почитается поместными православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой

Богородицы». До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий).

Обитель была основана во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей помещицей Агафьей Мельгуновой по повелению самой Божией Матери. Позднее попечение о монастыре взял на себя преподобный Серафим Саровский. По указанию Божией Матери он поручил сестрам вырыть святую Канавку вдоль тропы, по которой прошла Царица Небесная, взяв обитель в свой удел. О Святой Канавке преподобный Серафим Саровский говорил, что «она до небес высока», это «стопочки Божией Матери». Сюда едут паломники со всего мира, чтобы помолиться, окунуться в святых источниках, пройти с молитвой по святой Канавке и поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

Паломнический центр (как информационно-организационная часть комплекса для паломников), который расположен у входа в обитель, принимает приезжающих в монастырь паломников, расселяет их, выдает талоны на бесплатное питание, проводит экскурсии по монастырю, организует паломнические поездки к святым источникам, в скиты монастыря и по святым местам Нижегородской и соседних епархий. Примерно половина паломников проживает в монастырских гостиницах бесплатно. Для этого необходимо приезжающему получить благословение матушки игуменьи или благочинной. Экскурсии по монастырю для священнослужителей, монашествующих, военнослужащих, инвалидов, воспитанников детских домов и православных приютов, учащихся православных учебных заведений проводятся бесплатно. Инвалидам предоставляются бесплатные поездки на источники [1].

В состав паломнического комплекса входит благотворительная трапезная. Паломники, прибывающие в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, получают в Паломническом центре талоны на бесплатное питание. Так обеспечивается обед и ужин в паломнической трапезной или обед, чай и ужин — в гостевой и в рабочей трапезных. В летний период только в паломнической трапезной питается до 6000 человек в день. Трапезная выделяет питание для задержанных, находящихся в Дивеевском РОВД. Малоимущим паломникам и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, выдается продуктовая помощь.

При монастыре действуют 17 паломнических корпусов (гостиниц), которые предлагают паломникам номера разного уровня комфорта. Размещение в паломнических корпусах осуществляется за фиксированное пожертвование. Паломнический центр бронирует гостиницы только для организованных групп более 10 человек. Каждая гостиница имеет свои особенности.

Гостиница «Северная» расположена на северной окраине села Дивеево. Проживание в ней бесплатное. Гостиница предназначена для организованных автобусных групп паломников и для трудников, желающих поработать в монастыре. Туалет находится на улице. Жилые комнаты имеют вместимость до 25 человек, в них стоят двухэтажные кровати.

Гостиница «Мухтоловский дом» размещается напротив гостиницы «Северная». Душ и туалеты в гостинице расположены в коридоре. Комнаты для приема паломников вмещают от двух до двенадцати человек. Проживание в гостинице платное.

Гостиница «Дом паломника» — современная гостиница со всеми удобствами в номерах. Здесь имеются номера различного уровня комфорта и вместимости: от двухместных VIP номеров до восьмиместных комнат. Два номера специально оборудованы для инвалидов. В «Доме паломника» на этаже работают бары (так заявлено на официальном сайте), в цокольном этаже устроено платное кафе. Гостиница находится на территории монастыря, в западном конце, недалеко от Казанского собора. При гостинице оборудована автомобильная стоянка.

Гостиница на Пантурова, дом 6 — современная гостиница с трех- и четырехместными номерами. Однако блок из четырех номеров имеет общий душ и туалет. Гостиница организована на бывшей монастырской территории, через три дома от восточного конца Канавки. Рядом с гостиницей существует парковка, ограда которой закрывается на ночь.

Гостиница на Жирякова, дом 16, представляет собой переоборудованный многоквартирный жилой дом. Паломники получают ключ от квартиры, в которой, как правило, две комнаты на 4 и 3 человека. В квартире есть туалет, ванная комната и кухня. Гостиница находится на бывшей монастырской территории, через три дома от восточного конца Канавки.

В гостинице на Жирякова, дом 17, номера рассчитаны на 4, 5 и 7 человек. Есть один двухместный номер. Мужчины и женщины здесь размещаются отдельно. Туалет и душ расположены в общем коридоре. Гостиница также находится на бывшей монастырской территории, через два дома от восточного конца Канавки.

Гостиница на Советской улице, дом 9, расположена рядом с Троицким собором. Она занимает половину одноэтажного дома. В двух комнатах на 4 и 5 человек останавливаются только женщины. В доме есть все удобства.

Гостиница на Российской улице, дом 11, представляет собой двухэтажный особняк с комнатами на 2, 3, 4, 5 человек. В гостинице есть все удобства. Дом находится почти на пересечении улиц Арзамасской и Российской, в новом районе, который граничит с бывшей монастырской территорией. Машину можно поставить во двор дома.

Гостиница на улице Строителей, дом 30, — это двухэтажный особняк с двумя комнатами (каждая на 2 человека, комнаты смежные) и двумя комнатами на 4 человека. Гостиница небольшая и очень уютная,

находится в новом районе. В ней есть все удобства. В этот район удобнее добираться на машине (машину можно поставить во дворе дома).

Гостиница на улице Восточной, дом 2 — одноэтажный особняк, рассчитанный на небольшое количество паломников (две смежные двухместные, трехместная и семиместная) со всеми удобствами. Есть гараж на две машины, также машины можно оставить и во дворе. Гостиница находится почти на окраине села, в конце улицы Арзамасской.

Монастырский паломнический корпус повышенной комфортности на улице Арзамасская, дом 12, расположен сразу за оградой обители в 3—5 минутах ходьбы от входа в монастырь. Корпус представляет собой современный 2-х этажный деревянный сруб, где умело сочетается домашняя уютная обстановка с красивым интерьером. В корпусе имеются пять люкс номеров, рассчитанных на размещение от 1 до 4 человек. Для организации питания имеется просторная трапезная с кухней для самостоятельного приготовления пищи. Паломникам предоставляется необходимая бытовая техника и посуда. Возможно индивидуальное бронирование гостиницы.

Вознесенский скит находится в живописном месте в 40 километрах от Дивеевского монастыря. Скит может предложить паломникам одноместные и двухместные номера, а также двухкомнатные номера на 2—4 человека. Все номера с удобствами.

Таким образом, в паломническом центре как комплексе при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре достаточно развита жилая инфраструктура, способная обеспечивать нужды и потребности паломников и верующих разных социальных групп. Объекты данного центра тяготеют к монастырю, в то же время имеются отдельные здания, достаточно удаленные от святыни. Типология жилых пространств для верующих весьма разнообразна.

Паломнический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры также является одним из крупных комплексов. Он обеспечивает следующие функции:

— удовлетворение нужд паломников, посещающих обитель, в духовном окормлении, пропитании и крове, исполняя тем самым заповедь Преподобного Сергия Радонежского «Страннолюбия не забывайте»;

— оказание помощи малоимущим и нуждающимся;

— организацию знакомства гостей Лавры с её историей, богатейшим духовным и художественным наследием (Паломнический центр вместе со Службой порядка следит за тем, чтобы посещение монастыря организованными группами осуществлялось только в сопровождении сотрудников Паломнического центра);

— ведение душепопечительской и миссионерской работы в детских приютах, больницах, следственном изоляторе Сергиева Посада и других местах лишения свободы;

— эксплуатацию и, в случае необходимости, ремонт лаврских гостиниц и странноприимных домов, а также других зданий и сооружений, переданных в пользование Паломническому центру для осуществления уставной деятельности (ремонтные работы должны быть согласованы с Патриаршим Архитектурным центром и экономской службой Лавры);

— поддержание на должном уровне и развитие в монастыре современной инфраструктуры гостеприимства;

— создание возможности знакомства с монастырем, его местом в истории и культуре России посредством современных средств связи, включая интернет;

— удовлетворение потребностей паломников и гостей обители в лаврских аудио- и видеозаписях;

— подготовка совместно с Патриаршим Издательско-полиграфическим центром книг и брошюр по лаврской тематике.

Паломнический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры [2] располагается в бывших Новых торговых рядах в Сергиевом Посаде, построенные в 1902—1903 гг. архитектором А.А.Латковым в псевдорусском стиле. Как и в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре это только организационная часть комплекса для паломников. Новые торговые ряды в дальнейшем именовались Верхними, Красногорскими и, наконец, Красными торговыми рядами. Последнее название получило наибольшую известность. Ряды изначально сдавались Лаврой в аренду местным торговцам. В первые годы советской власти в здании разместились административные учреждения уезда и района. В более поздние годы здесь была районная библиотека, книжный магазин, а также магазин «Берёзка» для интуристов, приезжавших посетить Лавру. 1 августа 1920 г. Красные ряды сгорели, равно как и располагавшиеся рядом Белые. После пожара упрощенно восстановили верхние этажи и крышу, что значительно сказалось на внешнем облике здания. С 2010 г. по июнь 2014 г. здесь велись реставрационные работы с целью возвращения зданию первоначального облика.

Всю работу паломнического центра организует его директор, кандидатуру которого по представлению наместника Лавры утверждает Святейший Патриарх. Директор Паломнического центра распоряжается всеми поступлениями от приёма гостей и посетителей Лавры, направляя их на уставную деятельность центра, а, учитывая то, что доходы несопоставимы с необходимыми расходами, обязан привлекать помощь благотворителей и, в случае необходимости, инвесторов (все инвестиционные проекты обязаны пройти экспертизу казначейской службы и получить благословение наместника). Директор паломнического центра подотчётен наместнику Лавры во всех вопросах деятельности центра, а казначею Лавры в том, как расходуются денежные средства и материальные ресурсы центра.

В своей деятельности директор паломнического центра постоянно тесно взаимодействует с благочиннической, келарской и комендантской службами. Для выполнения возложенных на него обязанностей директор Паломнического центра имеет в подчинении следующие подразделения и организационные отделы, действующие в соответствии с утвержденными для них положениями:

— паломнические трапезные;

— странноприимные дома и гостиницы;

— штат экскурсоводов;

— миссионерский отдел;

— отдел по благотворительности;

— лаврскую аудиостудию «Троицкий глас»;

— лаврскую киностудию «Обитель»;

— официальный лаврский интернет-сайт «Дом Живоначальной Троицы»;

— транспортное подразделение.

Благодаря созданной инфраструктуре паломники принимают участие в монастырских богослужениях, в Таинствах исповеди, соборования и причастия, заказывают необходимые церковные поминовения в храмах Лавры о живых и усопших, знакомятся с историей монастыря, его святынями и бесценными художественными сокровищами.

На территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится паломнический справочный центр, который расположен рядом с входом в Надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В центре выдают талоны на бесплатное питание в паломнической трапезной. В Лавре организованно питание групп паломников, одиночных паломников и социально незащищенных групп населения. В справочном центре имеется информация о гостиницах и местах размещения в частном секторе.

Гостиница для паломников при храме Архангела Михаила, входящая в состав паломнического центра, располагается на переулке Березовый, дом 21, далековато от Лавры. Туалеты в гостинице расположены на каждом этаже, душ есть только на первом этаже за отдельную плату. Номера не убирают. В состав гостиницы входит столовая.

Старая монастырская гостиница расположена на проспекте Красной Армии, дом 133. Паломникам предоставляются комфортные номера со всеми удобствами, одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные).

Вознесенская гостиница расположена на улице Вознесенской, дом 3. Она имеет в своем составе четырех-, шести- и восьмиместные номера с двухъярусными кроватями. Душ и туалет в гостинице располагаются на этаже. Мужчины и женщины размещаются отдельно.

Таким образом, существует развитый комплекс, обеспечивающий паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Кроме крупных паломнических инфраструктур, большое распространение получили паломнические центры, основная функция которых — информационное и организационное сопровождение паломнических поездок. Такие центры существуют у многих епархий. Они достаточно компактны, иногда даже размещаются в одном выделенном помещении (офисе) и не имеют отдельного здания. Довольно часто такие православные центры не связаны с православной святыней, а располагаются в структуре города.

Паломнический центр Нижегородской епархии [3] находится в Нижнем Новгороде. Основная функция паломнического центра Нижегородской епархии (паломнического центра «Глагол») — организация паломнических поездок для православных верующих и просто любознательных людей всех возрастов. Поездки организуются по Нижнему Новгороду и области, а также по России, ближнему и дальнему зарубежью. Паломнический центр размещен не в отдельном здании, а в офисном помещении.

Паломнический центр в Барнауле располагается на втором этаже Иверского храма. Основная функция центра — организация паломнических поездок.

Паломнический центр Вертоград [4] находится под патронажем псковской епархии. Он находится в псковском кремле, соседствует с Церковной библиотекой. Центр организует паломнические поездки.

Паломнический центр при мужском монастыре, который именуют Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью [5] находится в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь в Курской области. Освящение Коренной пустыни после восстановления совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. В 2004 году принято решение о возобновлении действия мужского монастыря. На территории монастыря находятся гостиница для служителей церкви и монахов (гостиница № 1 «Белая»), а также гостиница для туристов и паломников (гостиница № 2 «Красная»).

Таким образом, архитектурные особенности и инфраструктура паломнических центров России весьма разнообразна. Известные православные святыни постепенно развивают паломнические центры, обеспечивающие комфортное пребывание паломников на их территории и необходимые условия для поклонения святыни, а также просветительскую, культурную, религиозную деятельность. Некоторые объекты, входящие в состав паломнических центров, носят достаточно светский характер. Где-то организация паломничества близка к организации познавательных туристических поездок. Такой подход может быть оправдан задачей расширения православного просвещения. Но тонкая грань, дающая понимание паломничества как части духовной, а не светской жизни, должна при этом сохраняться и оберегаться.

1. Паломнический центр. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь [Электр. ресурс]. URL: https://diveevo-palomnik.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).

2. Паломнический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры [Электр. ресурс]. URL: http://www.stsl.ru/monastery/all/o-palomnicheskom-tsentre/ (дата обращения: 25.05.2018).

3. Паломнический центр Нижегородской епархии [Электр. ресурс]. URL: http://palomnik.nne.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).

4. Паломнический центр Вертоград [Электр. ресурс]. URL: http://pskov-palomnik.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).

5. Паломнический центр «Коренная Пустынь», Курская область, Золотухинский район [Электр. ресурс]. URL: https://101mesto.com/svyatye-mesta/korennaya-pustyn-v-kurskoj-oblasti.html (дата обращения: 17.09.2018).

References

1. Palomnicheskiy centr. Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveevskiy zhenskiy monastyr' [Pilgrimage Centre. Holy Trinity St. Seraphim-Diveevo Convent]. Available at: https://diveevo-palomnik.ru/ (accessed: 25.05.2018).

2. Palomnicheskiy centr Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry [The Holy Trinity St. Sergius Lavra Pilgrimage Centre]. Available at: http://www.stsl.ru/monastery/all/o-palomnicheskom-tsentre/ (accessed: 25.05.2018).

3. Palomnicheskiy centr Nizhegorodskoy eparhii [Nizhny Novgorod diocesan Pilgrimage Centre]. Available at: http://palomnik.nne.ru/ (accessed: 25.05.2018).

4. Palomnicheskiy centr Vertograd [Vertograd Pilgrimage Centre]. Available at: http://pskov-palomnik.ru/ (accessed: 25.05.2018).

5. Palomnicheskiy centr "Korennaya pustyn'", Kurskaya oblast', Zolotuhinskiy rayon [Korennaya Pustyn Pilgrimage Centre]. Available at: https://101mesto.com/svyatye-mesta/korennaya-pustyn-v-kurskoj-oblasti.html (accessed: 17.09.2018).

Robezhnik L.V. The organization of Orthodox pilgrim centres: The architectural aspect. The article investigates the architectural typology of Orthodox pilgrim centres. The article takes into consideration some of typological factors of pilgrim centres architecture such as the maturity of space infrastructure, the compactness factor of architectural objects, the object function, the availability of interconnection with holy relics, the orientation to different social groups. Special attention is paid to peculiarities of the formation and development of pilgrim centres and complexes in Russia. The article describes the main pilgrim complexes.

Keywords: pilgrim centre, Orthodox pilgrimage, typology of religious architecture, Orthodox relics.

Сведения об авторе. Любовь Викторовна Робежник — канд. архитектуры, доцент каф. «Дизайн» ИПТ НовГУ им. Ярослава Мудрого, Lyubov.Robezhnik@novsu.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.