Научная статья на тему 'Религиоведческий анализ этико-аскетических аспектов паломничества*'

Религиоведческий анализ этико-аскетических аспектов паломничества* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / PILGRIMAGE / RELIGIOUS TOURISM / PREPARATION / CODE OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хренова В. А.

В статье рассматриваются некоторые отличия паломничества от религиозного туризма, стадии паломнической поездки, церковный этикет, советы и рекомендации по подготовке к паломнической поездке, а также правила поведения паломников и туристов. Проводится анализ аскетических и этических составляющих паломничества и религиозного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL ANALYSIS OF ETHICAL AND ASCETIC ASPECTS OF PILGRIMAGE

The article discusses some differences of the pilgrimage and religious tourism, pilgrimage stages, church etiquette, tips and advices on preparation for pilgrimage, as well as the rules of behavior of pilgrims and tourists. The analysis of the ascetic and ethical components of pilgrimage and religious tourism.

Текст научной работы на тему «Религиоведческий анализ этико-аскетических аспектов паломничества*»

В.А. ХРЕНОВА

магистрант кафедры истории и теории культуры Владимирского государственного университета

E-mail: vika.fir@mail.ru

религиоведческий анализ этико-аскетических аспектов паломничества*

В статье рассматриваются некоторые отличия паломничества от религиозного туризма, стадии паломнической поездки, церковный этикет, советы и рекомендации по подготовке к паломнической поездке, а также правила поведения паломников и туристов. Проводится анализ аскетических и этических составляющих паломничества и религиозного туризма.

Ключевые слова: паломничество, религиозный туризм, подготовка, правила поведения.

С изменением политической и экономической ситуации в стране в 90-е гг. и с относительной стабилизацией жизни в последнее десятилетие у россиян появилось больше возможностей для путешествий как внутри страны, так и за ее пределы. Туризм приобрел формы развитой индустрии. Получили широкое распространение не только рекреационные формы туризма, но и академический, эзотерический и религиозный туризм. В настоящее время также можно услышать такие неологизмы, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия». В публикациях представителей церкви по этому поводу можно встретить мнение, что подобные словосочетания появляются от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству.

Паломничество становится важной составляющей религиозной жизни верующего, и порой акцент здесь делается на самом путешествии, духовно меняющем человека. Как отмечает американский ученый, автор книг о путешествиях Ф. Кузино (Phil Cousineau), это означает возможность выйти из автобуса, поезда, подальше ото всех проявлений какой-либо коммерции [7]. Ведь основная задача паломничества - не столько отдых и развлечение, сколько, напротив, уход от всего этого, отказ от повседневной «бездуховной реальности» [8]. Паломничество также подразумевает испытание, действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать материальными ценностями, средствами, временем, комфортом, личными интересами во имя вечных духовных [1]. В самоограничении, отказе и жертве проявляется аскетизм паломника, а это, безусловно, отличает паломничество от религиозного туризма.

Цели, с которыми люди отправляются в паломнические поездки, могут быть разными и чаще всего сопутствуют друг другу. Среди них можно выделить следующие: желание исцелиться от душевных и физических недугов; помолиться за родных и близких; последовать примеру или совету духовного авторитета; что-либо попросить, «вымолить»; исполнить свой долг верующего и проявить преданность вере; замолить грехи; выразить благодарность Богу; обрести смысл жизни [1, 136].

Паломничество как разновидность культовой религиозной деятельности регламентирована, хотя и в меньшей степени, чем, например, богослужение. Важной составляющей в процессе совершения паломничества являются правила и предписания, которые даются паломникам. Они передаются через экскурсоводов, сопровождающих экспертов (священник, монах), их можно найти на сайтах паломнических служб и монастырей, кроме того рядовой паломник может усвоить их через общение с более опытными участниками поездки или на интернет-форуме. Так можно видеть, как в процессе совершения религиозного акта тесно переплетены такие функций религии, как коммуникативная и регулятивная.

При подготовке и совершении паломничества участникам советуют узнать, как себя вести на территории, что можно делать, а чего нельзя, как обращаться к духовникам и монахам, что увезти с собой. Все предписания и советы можно разделить по стадиям, на которые делится и сама паломническая поездка: «подготовка», «поездка», посещение святыни» и «возвращение». Сейчас, благодаря развитию средств получения информации, практически любой желающий может беспрепятственно узнать об устройстве храма или монастыря заблаговременно перед поездкой. Можно прочитать

*Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.2120

© В.А. Хренова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

информацию в Интернете, зайти на сайт монастыря или храма. В настоящее время трудно найти монастырь или даже храм, у которого не было бы своего сайта. Кроме того, верующим рекомендуют посоветоваться со священником той церкви, от которой (или с прихожанами которой) человек отправится в паломничество.

Монастыри РПЦ подчинены правящему архиерею. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). Женским монастырем управляет игуменья. В ведении наместника вопросы богослужения, внешнего порядка и нравственного поведения братии монастыря, выполнения требований устава. Именно к нему направляют для размещения паломников, которые приезжают в монастырь. Важная роль в монастыре отводится духовнику, обязанность которого состоит в «совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии» [2]. Обычно из более опытных монахов также выбираются еще некоторые ответственные, имеющие отношение к паломникам: казначей, который отвечает за пожертвования приезжающих; эконом, который отвечает за хозяйственную жизнь монастыря и ведает послушаниями паломников; гостиничный отвечает за размещение и проживание гостей монастыря [3]. Паломникам рекомендуют заранее ознакомиться с существующим разделением должностных полномочий, чтобы иметь представление о людях, занимающихся основными делами в монастыре. Также рекомендуется прочитать о том месте, куда собирается человек, о тех святынях, которые там находятся, что они значат, есть ли на территории целебные источник или мощи.

Люди руководствуются разными мотивами в выборе объекта паломничества. Так, существуют монастыри, которые паломники чаще всего посещают в России, к ним относятся Св.-Троицкая Сергиева лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина пустынь, Валаам, Псково-Печерский монастырь. Кроме того, паломник может руководствоваться сравнительной близостью объекта паломничества к месту своего проживания. Сейчас во многих городах России открыты паломнические службы, организующие паломнические поездки, и начинающим паломникам советуют поехать именно от такой службы, а не самостоятельно. В этом случае можно будет сосредоточиться на поездке и не придется искать дорогу, ночлег. Это возлагается на плечи организаторов паломнической службы. Руководитель группы заботится о пребывании и питании во время поездки, подсказывает, как правильно вести себя в монастыре тем, кто еще не имел опыта подобных путешествий[6].

Подготовка к паломничеству - также немаловажный этап его реализации. Как сообщают авторы «Энциклопедии православного христианина», в прежние времена на Руси к паломничеству готовились заранее: постились и усиленно молились [4]. Конечно, во многом это было обусловлено значительно более сложными условиями путешествия, чем сейчас. Самостоятельное индивидуальное паломничество требует большей подготовки, хотя и дает большую свободу. Человеку следует предварительно узнать подробную дорогу своего путешествия, расписание поездов и автобусов, расположение гостиниц или монастырей, которые могут принять его на ночлег. Надо узнать о правилах приема паломников в том монастыре, куда он собирается, есть ли там возможность переночевать или пожить какое-то время, кормят ли в монастыре паломников, берут ли на работу трудников [6]. Здесь паломничество по своей формально-бытовой составляющей невозможно отличить от туризма. Авторы электронной христианской энциклопедии советуют потенциальным паломникам начинать совершение этого религиозного акта, лишь заручившись одобрением и благословением духовного наставника или священнослужителя. Таким образом, посредством легитимации паломнической поездке придается более высокий статус, и она отделяется от туризма.

Предписания, касающиеся подготовки к паломничеству, имеют и духовную составляющую. Паломническая служба рекомендует своим клиентам взять с собой в поездку иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница), свт. Николая, поскольку они считаются покровителями путешествующих. Кроме того, рекомендуется взять некоторые книги, без которых «не обойтись» паломнику (молитвослов и Псалтирь), а также бутылочки для святой воды и деньги для пожертвований [3].

Во второй стадии паломничества также существуют регламентации. Они касаются коммуникативного поведения, запрещаются шумные разговоры, рекомендуется отвлечься от житейских тем. Всё это может помешать настроиться на «нужный лад», то есть войти в сосредоточенное состояние и осознание целей своей поездки. Напротив, паломникам предписывается дорогой молиться, говорить на духовные темы и помнить о цели своего путешествия [5].

Следующая стадия начинается при приезде на территорию места паломничества. В регламентаци-ях этого этапа не раз подчеркивается, что паломник является гостем в месте, где действуют свои правила жизни и поведения. В этой связи его положение метко выражено словами русской пословицы «в

чужой монастырь со своим уставом не ходят». Долг паломника - четко исполнять эти правила, ведь находится он на территории священного, и то, к чему он привык в своей обыденной мирской жизни, возможно, не принято в том месте, куда он приехал совершить паломнический подвиг. Так, придя в монастырь паломником или трудником, необходимо помнить о том, что в нем на всё спрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Без благословения порой нельзя выходить из монастыря [3]. Запрещается проявление вредных привычек и пристрастий (курение, брань).

Жизнь паломника в монастыре на время приобретает черты аскетической, монашеской. Он призван проявлять такие качества, как смирение, терпение и послушание. Довольствоваться пищей, одеждой и условиями сна, которые предложены в монастыре. Ему запрещается ходить в чужие кельи без разрешения настоятеля [3]. У человека появляются обязанности в трапезной, где соблюдается порядок старшинства. Требованием также является посещение богослужений. Кроме специальных запретов существуют и общепринятые: не включать в храмах мобильные телефоны, не курить и не распивать спиртные напитки на территории храма и монастыря. Одежда - важная составляющая предписаний посещения святых мест. Внешний вид паломника имеет большое значение, так как ассоциируется с его внутренним состоянием [5]. Одежда воспринимается как знак сопричастности определенному (православному) восприятию действительности, и по ней судят об уровне осведомленности человека в православном этикете. Так, нельзя находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчинам следует снять головные уборы, а женщинам покрыть голову платком. Женщины должны быть одеты в одежду с длинными рукавами, не приветствуется яркий макияж. В паломничестве, в целом, повышается потребность в освоении правил церковного этикета, поскольку человек чаще сталкивается с возможностью его применения. Так, появляется необходимость знать, как правильно обращаться к монахам и духовенству. При обращении к духовному лицу существует следующий ритуал. Паломнику, подойдя к священнику, предписывается поклониться в пояс и попросить благословения [3]. Так, на сайте паломнической службы посетителям разъясняется, что если паломнику неизвестно имя

священника, то обращаться следует «батюшка». Если имя известно, то можно назвать, например, «отец Сергий». Посетителей также учат различать иерархическое положение обитателей монастыря: «Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней «мать игуменья», а в обращение к монахиням говорят: «мать Серафима», к послушницам «сестра» [3].

И последняя стадия - отъезд и дорога назад. С древних времен существовала традиция привозить из паломничества в Палестине пальмовую ветвь. Традиция эта сохранилась и до наших дней. Из поездки везут иконки того святого, к которому ездил паломник. Если при монастыре имеются святые источники, привозят воду из этих источников. После молебна из лампады над ракой святого, которому служили, как правило, раздается масло (которое считается целебным). Если в монастыре есть пещеры, паломникам разрешают захватить щепотку песка или камни из пещер. Почти во всех храмах есть церковные лавки, где паломник может приобрести что-то в подарок своим близким - кадильницу, лампадку, календарь, чашку с изображением монастыря или даже такие обычные для туриста сувениры, как магниты на холодильник [6]. Все предметы, которые продаются в такой лавке, считаются освященными.

Таким образом, знание и соблюдение паломником определенных морально-этических принципов имеют огромное значение. Подготовившись должным образом, принимая во внимание материальную сторону, связанную с такими вопросами, как административное устройство храма (монастыря), обращение к священникам (монахам), поведение в дороге и на территории монастыря и многие другие, паломник обязан сосредоточиться на духовной составляющей своей поездки. Все предписания также выполняют образовательную функцию и благодаря тому, что в паломничестве религиозная жизнь человека становится более интенсивной, эффективность этого «образования» может быть выше. Кроме того, паломнические предписания отражают характерное восприятие сакрального пространства как пограничного между Земным и Небесным, о котором говорил М. Элиаде. В этом пространстве верующий человек призывается соблюдать осторожность и внимательность, поскольку оно соединяет его с высшей реальностью.

_- ----------------УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ----------

Библиографический список

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Должностные лица монастыря// Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. URL: http:// www.sanaxar.com/index.php?option=com_content&view=article&id=14&Itemid=29 (дата обращения 30.11.2012) http://www.sanaxar.com/index.php?option= com_content&view=article&id=14&Itemid=29

3. Паломникам// Паломническая служба «Паломник». URL: http://www.palomniktour.ru/palomnikam.htm (дата обращения 1.12.2012)

4. Паломничество // Энциклопедия православного христианина [Электронный ресурс]. М., 2005

5. Советы паломникам Серафимо-Дивеевского монастыря. URL: http://www.diveevo.ru/60/ (дата обращения 3.12.2012)

6. Советы паломникам// Энциклопедия православного христианина [Электронный ресурс]. М., 2005

7. Cousineau Phil. The art of pilgrimage: The seeker's Guide to making travel sacred. Boston, 1998. P. XI

8. O'Reilly Sean, O'Reilly James. Pilgrimage: adventures of the spirit. California, 2000. P. XV (introduction)

V.A. KHRENOVA

theological analysis of ethical and ascetic aspects

of pilgrimage

The article discusses some differences of the pilgrimage and religious tourism, pilgrimage stages, church etiquette, tips and advices on preparation for pilgrimage, as well as the rules of behavior of pilgrims and tourists. The analysis of the ascetic and ethical components ofpilgrimage and religious tourism.

Key words: pilgrimage, religious tourism, preparation, code of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.