Научная статья на тему 'Паломнический туризм из России в Финляндию: современное состояние и перспективы развития'

Паломнический туризм из России в Финляндию: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
620
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТУРИЗМА / РЫНОК ТУРИЗМА / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / RELIGIOUS TOURISM / ANALYSIS OF SUPPLY IN THE TOURISM MARKET / TOURISM MARKET / OUTBOUND TOURISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балабейкина Ольга Александровна, Мартынов Василий Львович

Цель статьи проследить историю формирования выездного православного паломнического туризма из России в Финляндию, проанализировать предложение данного вида туризма на рынке С.-Петербурга и выявить для него перспективы развития. В результате проведённого исследования с помощью методов интервьюирования, наблюдения, анализа фактологического материала, выявляются основные направления паломнических маршрутов в Финляндию, современные тенденции развития данного направления. Авторы приходят к выводу, что на рынке С.-Петербурга паломнические маршруты в Финляндию пользуются стабильным спросом у разных слоёв населения. Предложение этого типа туристских услуг также разнообразно и постоянно расширяется по содержанию, набору предлагаемых дополнительных услуг, длительности, вариативности маршрутов, стоимости и т. д. Авторы выделяют два кластера паломнического и религиозного туризма в Финляндии Ново-Валаамский (регион Хейнявеси) и Столичный. Оба кластера сформировались исторически, естественным путём, в течение десятилетий. Упомянутые кластеры включают как собственно паломнические и религиозные объекты (храмы, монастыри, часовни, поклонные кресты), так и объекты туристско-рекреационной инфраструктуры (гостиницы, кафе-рестораны, музеи). За пределами упомянутых кластеров в Финляндии есть дестинации паломнического и религиозного туризма это преимущественно города, православные храмы которых являются центрами православных приходов: Иматра, Лаппеенранта, Хамина, Котка, Куопио, Иисалми. В основном эти храмы появились, когда Финляндия входила в состав Российской империи, но некоторые из них были основаны уже в независимой Финляндии. Их строительство было связано с перемещением православного населения с территорий, отошедших к СССР в 1940-1944 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOURISM FROM RUSSIA TO FINLAND: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The article aims to trace the history of Orthodox religious tourism from Russia to Finland, to analyze this type of tourism on the market of St. Petersburg and to identify its prospects. The authors used the methods of interview, observation, analysis of factual material. The article considers the main directions of religious routes to Finland, current trends of their development. The authors conclude that in St. Petersburg religious routes in Finland are in steady demand among different layers of the population. The offer of tourist services of this type is constantly growing. The authors identify two clusters of religious tourism in Finland New Valaam (the Heinävesi region) and the Capital. Both clusters were formed historically, naturally, for decades. These clusters include both the actual pilgrimage and religious objects (churches, monasteries, chapels, worship crosses), and objects of tourist and recreational infrastructure (hotels, cafes, restaurants, museums). The cathedrals and churches of Imatra, Lappeenranta, Hamina, Kotka, Kuopio, Iisalmi are also very popular among Russian tourists. Most of them appeared when Finland was a part of the Russian Empire, but some of them were founded in the independent Finland.

Текст научной работы на тему «Паломнический туризм из России в Финляндию: современное состояние и перспективы развития»

УДК 379.85

О. А. Балабейкина, В. Л. Мартынов

ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ИЗ РОССИИ В ФИНЛЯНДИЮ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Цель статьи — проследить историю формирования выездного православного паломнического туризма из России в Финляндию, проанализировать предложение данного вида туризма на рынке С.-Петербурга и выявить для него перспективы развития. В результате проведённого исследования с помощью методов интервьюирования, наблюдения, анализа фактологического материала, выявляются основные направления паломнических маршрутов в Финляндию, современные тенденции развития данного направления. Авторы приходят к выводу, что на рынке С.-Петербурга паломнические маршруты в Финляндию пользуются стабильным спросом у разных слоёв населения. Предложение этого типа туристских услуг также разнообразно и постоянно расширяется по содержанию, набору предлагаемых дополнительных услуг, длительности, вариативности маршрутов, стоимости и т. д.

Авторы выделяют два кластера паломнического и религиозного туризма в Финляндии — Ново-Валаамский (регионХейнявеси) и Столичный. Оба кластера сформировались исторически, естественным путём, в течение десятилетий. Упомянутые кластеры включают как собственно паломнические и религиозные объекты (храмы, монастыри, часовни, поклонные кресты), так и объекты туристско-рекреационной инфраструктуры (гостиницы, кафе-рестораны, музеи). За пределами упомянутых кластеров в Финляндии есть дестинации паломнического и религиозного туризма — это преимущественно города, православные храмы которых являются центрами православных приходов: Иматра, Лаппеенранта, Хамина, Котка, Куопио, Иисалми. В основном эти храмы появились, когда Финляндия входила в состав Российской империи, но некоторые из них были основаны уже в независимой Финляндии. Их строительство было связано с перемещением православного населения с территорий, отошедших к СССР в 1940-1944 гг.

Ключевые слова: паломнический туризм, анализ предложения на рынке туризма, рынок туризма, выездной туризм.

Введение. На российском рынке туристской продукции паломнический и религиозный туризм — сравнительно новые направления, насчитывающие около 20 лет, хотя история паломничества в России (внутреннего и зарубежного) насчитывает несколько веков. Причина тому проста — безбожное советское прошлое, в принципе исключавшее организацию паломнических маршрутов. Собственно, объектов культовой инфраструктуры в России и СССР было совсем немного, а говорить о паломничестве в зарубежные страны в то время вообще не приходится. На данный момент религиозный и паломнический туризм довольно популярен в России и востребован не только верующими. Именно возросший в последние два десятка лет интерес к религиозному туризму в России превращает его в актуальную область исследования.

Состояние изученности проблемы. Отечественные работы по проблемам религиозного туризма носят единичный характер. Теоретические проблемы данного

направления отражены в работах А. В. Бабкина [4] и Т. Т. Христова [7], Вопросов стратегии развития данного направления в России касается В. Н. Якунин [8]. Проблемам географии религий Финляндии были посвящены относительно недавние исследования авторов данной статьи [2; 3].

Совсем фрагментарный характер в виде небольших статей и тезисов носят работы, посвящённые популярному на сегодняшний день, благодаря приграничному положению и историческому прошлому, религиозному туризму в направлении Россия — Финляндия [2; 6]. Тем не менее, по разнообразию предлагаемых маршрутов и частоте поездок данное направление на рынке зарубежного религиозного и паломнического туризма С.-Петербурга и Ленинградской области уступает, пожалуй, только поездкам в Святую Землю.

Обращаясь к теоретическим вопросам географии туризма, специалисты выделяют самые разнообразные туристские кластеры, но паломническим и религиозным кластерам в отечественной литературе уделяется крайне мало внимания. Можно сказать, что они практически не упоминаются.

Изложение основного материала. Самое востребованное на данный момент направление религиозного туризма в Финляндии — экскурсионно-познавательное, но оно не единственное. Оба монастыря Финляндской Православной церкви (Спа-со-Преображенский Ново-Валаамский и Свято-Троицкий Ново-Линтульский) предлагают туристам, в т. ч. российским, при соблюдении некоторых условий (например, элементарное знание английского или финского языка) и чисто паломнические туры. Паломничество предполагает, что на определённое время человек становится трудником в монастыре (на Новом Валааме срок первого трудничества обычно 1-2 недели) — т. е. бесплатно работает на благо монастыря и получает за это ночлег, обеспечивается питанием, имеет возможность посещать богослужения. Чтобы попасть на Новый Валаам трудником, нужно предварительно связаться с монастырём, заполнить предложенную анкету, в которой излагается информация о возрасте, образовании, навыках и т. п. потенциального трудника. Получив положительный ответ из монастыря, можно отправляться туда. Выполнять различные работы — сбор ягод, уборка гостиничных номеров, помощь в трапезной и т. д., надо с раннего утра до 17.00. Труднику полагается один выходной в неделю.

На внутреннем туристском рынке С.-Петербурга и Ленинградской области предложение трудничества ограничено. Такие туры организуются, в основном, на о. Ко-невец, в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь и на о. Валаам, в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Условия трудничества там несколько отличаются от тех, которые предлагаются в Финляндии, в т. ч. тем, что предполагают оплату за паломнический тур.

Объектами показа на экскурсионных маршрутах религиозной направленности, помимо двух уже упоминавшихся монастырей Спасо-Преображенского Ново-Валаамского мужского и Свято-Троицкого Ново-Линтульского женского служат православные храмы приходов Финляндской Православной Церкви, а также несколько храмов Русской Православной Церкви.

Среди основных выделенных А. А. Бабкиным [4] разновидностей религиозных объектов показа — культовых сооружений (храмы, монастыри, часовни и т. д.), природных объектов культа (святые источники, рощи, озера и т. д.) и объектов малых форм культа (поклонные кресты, капища), в Финляндии явно преобладают первые.

Помимо монастырей Спасо-Преображенского Ново-Валаамского мужского и Свято-Троицкого Ново-Линтульского женского, к культовым объектам относятся храмы и часовни 24 приходов Финляндской Православной Церкви, а также несколько храмов Русской Православной Церкви. Совсем недавно недалеко от Хельсинки на территории одноимённого прихода появился ещё один монастырь, вернее, Покровский скит несуществующего монастыря. Именно в таком статусе он приписан летом 2014 г. к приходу Хельсинки.

Многие из православных храмов Финляндии можно смело назвать культовыми центрами, благодаря представленным в них святыням (чудотворные иконы, мощи и личные вещи святых). В стране имеются также религиозные центры, которые, помимо культового объекта, включают образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций [4]. Параметрам религиозного центра отвечают Спасо-Преображенский Ново-Валаамский мужской монастрыть, музей церковного искусства «Риза» в г. Куопио, центр культуры православных карел «Артос» в г. Иисалми.

Православные объекты малых форм культа в Финляндии представлены почти единично. Примером может служить поклонный крест на берегу оз. Юоярви в 4,5 км пешего хода от Ново-Валаамского монастыря. К поклонному кресту можно пройти по специально оборудованной молитвенной тропе или в сезон отправиться в небольшой круиз на теплоходе «Сергий».

Природных объектов культа (источники и т. п.) для привлечения православных паломников, нам неизвестно.

Спасо-Преображенский Ново-Валаамский мужской и Свято-Троицкий Ново-Линтульский женский монастыри являются на сегодняшний день наиболее популярными паломническими центрами православной Финляндии. Монастыри разделяет расстояние в 15 км, что делает включение их обоих в маршрут экскурсионной поездки очень удобным. Подавляющее большинство паломнических фирм в программах поездок предлагает посещение обоих монастырей. Для паломников, пребывающих в монастыре несколько дней, есть специально оборудованные пешие тропы, соединяющие монастыри, протяженностью 18 км.

В обителях находятся древние чтимые святыни Православной Церкви — чудотворные иконы Коневской и Валаамской Божией Матери, вывезенные после окончания Зимней войны с о. Валаам, редкие книги и старинные иконы Валаамского монастыря, а также предметы церковного обихода, некогда принадлежавшие монастырям и храмам Выборгской епархии. Именно возможность увидеть уникальные объекты православной культуры привлекает немалое количество паломников.

Примерно 160 тыс. чел. в год посещают Ново-Валаамский монастырь [9]. Паломников там принимают в любой сезон года. В центре обслуживания располагается информационный центр и служба приема гостей, а также сувенирный магазин. На территории монастыря есть три вида проживания для гостей: монастырская гостиница на 54 места (соответствует уровню «три звезды»), общежитие для учащихся Народного университета на 54 места, а также гостевые дома на 112 мест. В домах для гостей несколько более скромное размещение, чем в гостинице, однако этот вариант экономнее.

Центральной постройкой на территории монастыря является церковь Преображения Господня, где хранятся главные святыни ФПЦ: Коневская икона и Божьей

матери Валаамской, которые были эвакуированы во время Зимней войны по льду Ладоги вместе с другими ценностями и самими насельниками этих монастырей. Есть также старая церковь, построенная в 1940 г. В настоящее время в ней проводятся летние богослужения. Культурный центр Нового Валаама включает в себя экспозиции, посвящённые православной вере; конференц-зал, оборудованный для проведения встреч, совещаний и конференций международного уровня (на 300 мест); реставрационные мастерские, а также библиотеку, открытую для посетителей. На территории монастыря находится старый и новый братские корпуса на 16 монашеских келий, а трудники проживают в береговой избе. Трапезная рассчитана на 200 посадочных мест и предлагает щедрый шведский стол.

Летом от причала монастыря ходит судно «Сергий», которое рассчитано на 86 пассажиров и совершает за определённую плату круизы между Новым Валаамом и Линтулой. У причала находится часовня святителя Николая Чудотворца и причал, куда пристают суда с паломниками, прибывающими по воде оз. Юоярви.

Новый Валаам по праву называется культовым центром — туда можно приехать с образовательной целью, или чтобы воспользоваться фондами библиотеки, доступной для всех. Валаамский Народный университет открыт круглый год для всех желающих и предлагает разнообразные курсы (православная вера и обычаи, иконопись и церковное искусство и т. д.), которые длятся от 3 до 16 дней. Пакет услуг включает в себя обучение, проживание в гостинице, питание. Обучение проводится на финском и русском языках.

Одними из важных религиозных объектов являются святыни Ново-Линтульско-го монастыря — там хранится единственная вывезенная из российской Линтулы икона Иерусалимской Божией Матери, а также епитрахиль св. Иоанна Кронштадтского. На территории Ново-Линтульского монастыря располагается и небольшой свечной завод, который поставляет свечи во все православные церкви Финляндии. Для паломников служат кафе с монастырской выпечкой и сувенирный киоск, действующие на территории монастыря. Также есть гостиница на 25 чел. и домик для волонтеров, которые могут приезжать в монастырь на летние работы на ферме. На сегодняшний день Ново-Линтульский монастырь ежегодно посещают около 25 тыс. паломников и туристов. Условий для размещения на ночлег паломнических групп в Линтульском монастыре нет.

Приходские православные храмы, расположенные в городах Финляндии, также являются важными объектами паломнического туризма. Чаще всего паломническими фирмами предлагаются туры, охватывающие православные храмы Хельсинки, Хамины, Котки, реже Порвоо. Самым дальним и самым северным из маршрутов этого типа является С.-Петербург — Оулу (центр одноименной православной епархии, где находится Свято-Троицкий собор). Для этого довольно длинного, а потому продолжительного 4-х дневного маршрута сборная паломническая группа набирается обычно раз в два года из-за сравнительно высокой стоимости тура.

Особое внимание следует уделить наиболее популярному не культовому объекту паломнического православного туризма — Музею православной культуры «Риза» в г. Куопио, который является крупнейшим православным музеем в Европе, с 2015 г. после продолжительного ремонта вновь принимающего экскурсантов. В музее находятся экспонаты, представляющие общекультурную ценность и вызывающие интерес у туристов — серебряная рака мощей св. Арсения Коневского, рака мощей

Сергия и Германа Валаамских, выполненная при Александре I, также лампада в виде шлема, выполненная в мастерской Фаберже по заказу князя Д. К. Романова для храма Конно-Гвардейского полка в С.-Петербурге. Одним из уникальных экспонатов музея является самое большое в мире Евангелие.

Большой интерес представляет Успенский собор в Хельсинки, построенный в 60-е гг. XIX в. и представляющий собой ныне самый крупный православный собор зарубежной Европы. В конце XIX — начале XX вв. гавань Хельсинки (Гельсингфорса) являлась местом размещения кораблей российского военно-морского флота, и здесь находились казармы, штабы, жилые дома офицеров и т. д. Сам собор построен в т. н. псевдовизантийском стиле, и примыкающие к нему территории были застроены зданиями в том же стиле, образуя единый архитектурный ансамбль. К сожалению, непродуманная застройка послевоенных десятилетий разрушила это архитектурное единство. Считается, что строительный материал (кирпич) для строительства собора доставлялся из разрушенной во время Крымской войны русской крепости Бомарзунд на Аландских островах. В настоящее время этот собор принадлежит Финляндской Православной церкви, и богослужения в нём проходят на финском языке. Православная служба на финском языке звучит очень красиво, но продолжается очень долго — примерно в полтора раза дольше, чем на церковнославянском. Успенский собор, находящийся в самом центре Хельсинки недалеко от основных паромных терминалов, посещается большим количеством туристов из разных стран мира.

Наряду с соборами и церквями, принадлежащими Финляндской православной церкви, в Финляндии есть несколько храмов, относящихся к Русской православной церкви Московского Патриархата. Это т. н. «Патриаршии приходы в Финляндии». В отличие от храмов Финляндской Православной церкви, церкви Патриаршиих приходов Финляндии проводят богослужения как на финском, так и на церковнославянском языках, и живут по «старому стилю» (юлианскому календарю, так же, как и остальные храмы Московского Патриархата).

Своеобразные объекты религиозного и паломнического туризма в Финляндии — бывшие православные церкви, которые после 1917 г. не используются по прямому назначению. Так, гарнизонный собор св. Александра Невского в крепости Свеаборг (Суоменлинна) был переделан в лютеранскую кирху с дополнительной утилитарной функцией маяка [5]. Православный гарнизонный собор в городе Вильманстранд, более известным под его финским названием Лаппеенранта, стал гарнизонным же, но лютеранским собором для частей финской армии. Та же участь — передача лютеранскому приходу, постигла в 1938 г. гарнизонную церковь св. Захария и Елизаветы в Савонлинне. Интересно, что в 2012 г., в связи с увеличением численности лиц православного вероисповедания в регионе Савонлинна, который является приграничным с Россией, здание этого храма было продано Финляндской Православной Церкви и сейчас ведутся работы по его внутреннему переоборудованию. То есть, количество объектов показа на православных маршрутах увеличивается ещё и путём восстановления «исторической справедливости».

Помимо вышеперечисленного, объектами показа в ходе православного тематического маршрута могут быть лютеранские храмы. Например, уникальная церковь, расположенная прямо в скале недалеко от центра г. Хельсинки, а также построенный в готическом стиле кафедральный собор г. Миккели.

Размещение паломников и организация тематических экскурсий возможна также в Православном центре культуры православных карел «Артос» в г. Ийсалми. Свя-то-Ильинский храм в Ийсалми, построенный в 1950 гг., находится рядом с «Артосом», и вместе они составляют комплекс многообразного православного церковного искусства. Тут проводится множество временных выставок, постоянно экспонируется выставка «Православные церкви Карелии», проводятся и другие культурные мероприятия. Очень популярен трёхдневный экскурсионный православный маршрут Ийсалми — Новый Валаам с одной ночевкой в гостинице «Артоса» и второй — на Новом Валааме [10].

Последние несколько лет стали традиционными поездки на православные конференции — Покровские чтения и Сретенские чтения, которые проходят в Хельсинки два раза в год.

Стоит обратить внимание на тот факт, что некоторые паломнические фирмы С.-Петербурга организуют православные туры не только в Финляндию, но и по религиозным объектам Эстонии. Наиболее популярным местом посещения паломниками является Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Куремяэ. А также не часто, примерно раз в год, организуются поездки по религиозным местам Финляндии и Швеции. Помимо сборных групп, спрос на паломнические маршруты предъявляют приходы православных храмов С.-Петербурга и Ленинградской области, а также коллективы фирм и предприятий. В последнем случае заказывается так называемый корпоративный тур, т. е. паломнические поездки в Финляндию осуществляются гораздо чаще, чем это заявлено в программах паломнических фирм С.-Петербурга, что подтверждает востребованность данного направления туризма.

Выводы. В целом можно говорить о том, что в Финляндии на данный момент существуют два основных кластера паломнического и религиозного туризма — Ново-Валаамский (регион Хейнявеси) и Столичный (г. Хельсинки и его ближайшие окрестности). Оба кластера сформировались естественным путём в процессе исторического развития на протяжении десятилетий. Они включают в свой состав как собственно паломнические и религиозные объекты, так и объекты туристско-рекре-ационной инфраструктуры. Например, Ново-Валаамский кластер включает, помимо комплексов двух монастырей — Спасо-Преображенского Ново-Валаамского мужского и Свято-Троицкого Ново-Линтульского, культовых объектов, расположенных по берегам оз. Юоярви, ещё и гостиницы, пункты общественного питания и экскурсионные объекты города Йоэнсоу, расположенного в 60 км от Нового Валаама. Йо-энсоу — ближайший к монастырю крупный город, в гостиницах которого большая часть фирм, не заключивших договор о возможности размещения туристских групп в гостевых домах Нового Валаама, предлагает расселиться своим туристам.

Кроме того, за пределами упомянутых кластеров, в Финляндии есть дестинации паломнического и религиозного туризма — в основном, это города, православные храмы которых являются центрами православных приходов: Иматра, Лаппеенранта, Хамина, Котка, Куопио, Иисалми. Паломнический туризм в Финляндии является популярным направлением и возможно, что в ходе его дальнейшего развития появятся новые кластеры паломнического и религиозного туризма как на основе существующих объектов, так и возникновения новых.

Псковский регионологический журнал № 3 (27)/2016 Литература

1. Балабейкина О. А. Россия-Финляндия: сочетание экологического и паломнического туризма // Геоэкологические проблемы современности: Доклады 2-й Международной конференции. Владимир: ВГГУ, 2008. С. 48.

2. Балабейкина О. А. Традиционные христианские конфессии Финляндии: территориальный аспект // Известия Русского географического общества, 2014, Т. 146, вып. 5. С. 56-62.

3. Балабейкина О. А., Мартынов В. Л. Лютеранство в Финляндии: историческая география и современность // Балтийский регион, 2015. № 4. С. 150-160.

4. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. Ростов н/Д.: Советский спорт», 2008. 208 с.

5. Мартынов В. Л. Хельсинки // География, 2005. № 10.

6. Пегашова Л. Е. Православная Финляндия, или Новый Валаам // Мир Экскурсий. 2009. № 7-8. С. 70-71.

7. Христов Т. Т. Религиозный туризм: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.

8. Якунин В. Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки ТГУ № 1 (23), 2013. С. 282-283.

9. Электронные ресурсы.

10. Религиозный туризм и православное паломничество. Предложения фирмы «Акро-трэвел». [Электронный ресурс]: URL: http://www.akro-travel.ru/ (дата обращения: 15. 08.15).

11. Официальный сайт Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря — паломнику. [Электронный ресурс]: URL: http://www.valamo.fi/ru/_(дата обращения: 23.09.2015).

Об авторах

Балабейкина Ольга Александровна — кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия. E-mail: olga8011@yandex.ru

Мартынов Василий Львович — доктор географических наук, профессор кафедры экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, С.-Петербург, Россия. E-mail: martin-vas@yandex.ru

O. Balabeykina, V. Martynov

RELIGIOUS TOURISM FROM RUSSIA TO FINLAND: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The article aims to trace the history of Orthodox religious tourism from Russia to Finland, to analyze this type of tourism on the market of St. Petersburg and to identify its prospects. The authors used the methods of interview, observation, analysis offactual material. The article considers the main directions of religious routes to Finland, current trends of their development. The authors conclude that in St. Petersburg religious routes in Finland are in steady demand among different layers of the population. The offer of tourist services of this type is constantly growing.

The authors identify two clusters of religious tourism in Finland — New Valaam (the Heinavesi region) and the Capital. Both clusters were formed historically, naturally,

for decades. These clusters include both the actual pilgrimage and religious objects (churches, monasteries, chapels, worship crosses), and objects of tourist and recreational infrastructure (hotels, cafes, restaurants, museums).

The cathedrals and churches of Imatra, Lappeenranta, Hamina, Kotka, Kuopio, Iisalmi are also very popular among Russian tourists. Most of them appeared when Finland was a part of the Russian Empire, but some of them were founded in the independent Finland.

Key words: religious tourism, analysis of supply in the tourism market, tourism market, outbound tourism.

About the authors

Dr Olga Balabeykina, Associate Professor, Department of Regional Economics and Environmental Management, St. Petersburg State University of Economics, Russia.

E-mail: olga8011@yandex.ru

Prof. Vasilii Martynov, Department of Economic Geography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.

E-mail: martin-vas@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.