Научная статья на тему 'Средства размещения для паломников: история и современность'

Средства размещения для паломников: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
725
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ / ПОСТОЯЛЫЕ ДВОРЫ / СТРАННОПРИИМНЫЕ ДОМА / ДОМА ПРИЗРЕНИЯ / ПРИЮТЫ / БОГАДЕЛЬНИ / МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ / PILGRIMAGE / ACCOMMODATION FOR PILGRIMS / INNS / HOSPITAGES / ALMSHOUSES / CHARITIES / HOSPICES / METOCHIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дусенко С. В., Шунина Е. В.

В статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития средств размещения для паломников, проблемы и тенденции развития данных услуг на гостиничном рынке. На основании проведенного анализа, авторы выделяют типы средств размещения для паломников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дусенко С. В., Шунина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accommodation for Pilgrims: History and Modernity

The article highlights the historic aspects of developing accommodation for pilgrims, problems and trends of developing these services at the hotel market. The analysis carried out lets the authors distinguish the accommodation types for pilgrims.

Текст научной работы на тему «Средства размещения для паломников: история и современность»

В статье рассматриваются исторические аспекты становления и развития средств размещения для паломников, проблемы и тенденции развития данных услуг на гостиничном рынке . На основании проведенного анализа, авторы выделяют типы средств размещения для паломников

Ключевые слова: паломничество, средства размещения для паломников, постоялые дворы, странноприимные дома, дома призрения, приюты, богадельни, монастырские подворья.

The article highlights the historic aspects of developing accommodation for pilgrims, problems and trends of developing these services at the hotel market . The analysis carried out lets the authors distinguish the accommodation types for pilgrims

Key words: pilgrimage, accommodation for pilgrims, inns, hospitages, almshouses, charities, hospices, metochions.

Появление первых средств размещения для паломников относится к эпохе средних веков и связано с хождением верующих к святым местам на поклонение. Истоками своими паломничество уходит к временам святого равноапостольного императора

Средства размещения для паломников: история и современность

Дусенко С.В.,

к.с.н, доцент ИТиГ(филиал РГУТиС)

svd337@list.ru

Шунина Е.В.,

к.п.н, доцент ИТиГ (филиал РГУТиС) KSKS-7@yandex.ru

Константина Великого и его матери царицы Елены. Став массовым, это явление породило необходимость возникновения средств размещения для паломников.

К первым векам христианства относится появление странноприимных домов (ксенодо-хий) как домов для призрения странствующих пилигримов. В подобных приютах странникам, находящимся в пути, давали не только ночлег, но и оказывали врачебную помощь. Позднее странноприимными домами стали называть и богоугодные заведения, совмещающие богадельню и больницу. В 1113 г., когда на святую землю, отвоеванную крестоносцами у неверных, хлынул поток паломников, для оказания им помощи французские рыцари организовали в Иерусалиме странноприимный дом. Объединив в себе функции приюта и больницы, это убежище для пилигримов стало настоящим дворцом милосердия на Востоке.

Примечательно, что Иерусалимский странноприимный дом положил начало не только Ордену госпитальеров (Орден Св. Иоанна Иерусалимского, позднее, с XVI в., — Мальтийский орден Святого Иоанна Иерусалимского), но и возникновению своеобразной «сети» подобных приютов в других городах. Изначально странноприимный дом существовал на подаяния, которые приносили сборщики милостыни, специально разо-

Гостиница для паломников в Троице-Сергиевой лавре

сланные по всему христианскому миру. В том же, 1113 г., специальной буллой Папы Пасхалия II о создании Ордена Св. Иоанна Иерусалимского существование странноприимного дома для паломников было закреплено официально и предписано, в частности, «что десятина от всего, что было добыто или собрано под вашим попечением или вашими собственными трудами, будет принадлежать вашему странноприимному дому». Этот же документ определял и иные основания дальнейшего существования данного странноприимного дома, а также «сети» ему подобных: «никто не должен нарочито тревожить указанный странноприимный дом или отчуждать его имущество, или удерживать отторгнутое, или убеждать сделать это, или домогаться его (имущества) досаждающим образом. Но да останется его имущество неразделенным и да будет использовано в целости и сохранности теми, кому оно доверено на сохранение. Более того, мы постановляем, что странноприимные дома и богадельни на западе в городе Св. Жилля, Астри, Пизе, Бари, Отранто, Таренто и Мессине, созданные от имени и по образу Иерусалимского странноприимного дома, находящиеся под

вашим управлением, останутся в вашем управлении и распоряжении и в распоряжении ваших приемников» [1].

На развитие предприятий гостеприимства в средние века большое влияние оказали религиозные традиции. В этот период резко увеличилось количество людей, совершавших паломнические поездки к святым местам. Церковь обязывала монастыри оказывать гостеприимство паломникам, организовывать для них ночлег, предоставлять питание. В VIII в. франкийский король, а впоследствии император Карл Великий, покровительствуя церкви, учредил специальные дома для отдыха паломников. Один из таких домов, при аббатстве в Ронсевальском ущелье, предоставлял странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника, сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства, два госпиталя с постелью для больных и даже освященное место для погребения усопших.

В связи с тем, что в средневековой Европе большинство путешествующих были священниками или пилигримами, идущими к святым местам, постоялые дво-

ры, в которых люди могли остановиться на ночлег, строились ближе к храмам и монастырям. Условия проживания в постоялых домах оставались довольно примитивными, управлялись они рабами, находящимися в услужении у священников и настоятелей храмов.

Многие средневековые монастыри возводились как крепостные сооружения, в связи с чем подобные приюты могли предоставить путникам не только кров, скромную еду, помощь больным и ослабленным, но и защиту.

Монастырская пища была простой, но более высокого качества, чем где-либо. Обычно монахи на своих угодьях сами выращивали овощи, разводили скот. На кухне было больше чистоты и порядка, чем в частных домах. Кроме того, монахи вели жесткую систему учета продуктов, что сказывалось на стоимости пищи. Некоторые услуги монастырского гостеприимства были бесплатными: вода, хлеб, пара лаптей.

Начиная с X в. (с хождения в 954 г. княгини Ольги в Константинополь), встречаются первые упоминания о русских паломниках, «каликах перехожих» — странниках, отправлявшихся в Иерусалим, на Афон, по киевским святыням. Еще до появления на Руси специальных гостиниц возникает традиция приюта путешествующих в домах. Обусловлено это тем, что подобное паломничество к Святым местам для православного человека не было обязательным, не предписывалось церковью, но воспринималось как внутренний долг каждого христианина: хотя бы раз в жизни прикоснуться к великим источникам духовности. Паломников любили и оказывали им почтение, в любом доме считалось долгом приветить, накормить, предложить ночлег страннику.

На Руси странноприимству всегда уделялось особое внимание. Так, со времен Преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиева лавра устраивала и принимала на свое содержание богадельни, странноприимные дома (или странноприимицы) и дома призрения. Один из таких примеров —

Александро-Мариинский дом призрения, устроенный в 1840—1841 гг., национализированный после революции и возвращенный Троице-Сергиевой Лавре в 1993 г. (сегодня это Странноприимный дом для приезжих паломников).

От Странноприимного дома, основанного в благотворительных целях графом Н.П. Шереметевым в 1803 г. и официально открытого в 1810 г., берет начало история научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. В XIX в. дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов» и приюта на 25 девочек-сирот. Это было одно из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднейшим слоям населения. Во время Отечественной войны 1812 г. в здании Странноприимного дома размещался госпиталь — сначала французской, затем русской армии, а позже — в 1877—1878 гг. — госпиталь для раненых в русско-турецкую войну. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой мировой войн. В 1923 г. на базе Шереметевской больницы (бывший Странноприимный дом) был организован Институт неотложной помощи, носящий с 1929 г. имя Н.В. Склифосов-ского и широко известный как медицинское учреждение, оказывающее высококвалифицированную помощь любому пациенту.

В старой России паломники, прибывавшие в столицу на богомолья и церковные праздники, размещались обычно на монастырских подворьях. К середине XIX в. относится организация русских паломнических гостиниц (подворий) и за рубежом. Наиболее известное — Русское подворье в Иерусалиме с храмом, больницей, гостиницами. В 1841 г. обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов в докладе императору Николаю I писал «о затруднениях, с какими сопряжено пребывание в Иерусалиме соотечественников наших, не имеющих там никакого постоянного пристанища» [2]. В феврале 1847 г. на русской территории, приобретенной в Иерусалиме (нынешнее Александровское подворье), разместилась Русская духовная миссия. Со временем здесь

возникли подворья для паломников: Елизаветинское (для мужчин) и Мариинское (для женщин), позже еще и Николаевское.

В 1882 г. был утвержден устав Православного Палестинского общества, одна из функций которого — организация и обустройство русских паломников в Палестине (из высочайшего рескрипта 1907 г. императора Николая II следует, что «ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников») [3].

Силами Императорского Православного Палестинского общества и на собранные по всей России народные деньги в начале ХХ в. в Бари (Италия) был возведен православный храм со странноприимным комплексом. По замыслу архитектора паломнической гостиницы А.В. Щусева, «здание странноприим-ницы заключает следующие помещения: в первом (нижнем) этаже — гостиную, приемную, 3 общие палаты III класса на 26 человек и квартиры священника и смотрителя; во втором (верхнем) этаже — 3 комнаты I класса на 8 человек, 14 комнат II класса на 18 человек и общую столовую; в подвальном этаже, выходящем по главному фасаду, в южной части его — народную трапезную и несколько кладовых для вещей приезжающих паломников; в южном флигеле расположены: кухня с несколькими очагами и водогрейными кубами, умывальные, ванная, бельевая, буфетная, кладовые для провизии, помещения для повара и прислуг, а также одна большая запасная комната для больных паломников». 1 марта 2009 г. комплекс зданий подворья был передан России [4].

Сегодня паломнические поездки становятся все более популярными, развивается и паломническая инфраструктура. В 1999 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата образовал на базе гостиницы «Университетская» Паломнический центр. Задачами центра стали содействие возрождению и развитию православных паломнических традиций, объединение и координация усилий церковных паломнических

структур, а также создание церковной гостиничной сети.

В Москве крупнейшими гостиницами, принимающими паломников, являются «Даниловская» и «Университетская». Гостиница «Даниловская» расположена на территории Свято-Данилова монастыря; построенная в 1991 г., она выполняет представительские функции, являясь одним из важнейших центров религиозной и культурной жизни Москвы. Гостиница принимает гостей, предоставляя условия для проведения конференций, пресс-клубов; сюда приезжают участники Соборов Российской православной церкви, различные делегации, в том числе и международные. Номера оборудованы удобной мебелью, телефоном, телевизором, мини-баром. Кроме одно- и двухместных стандартных номеров, имеются 20 номеров категории «полулюкс» и 3 номера «люкс-апартаменты». Гостиница не является паломнической, стоимость проживания в 2008 г. составляла от 5500 до 12 800 рублей.

Гостиница «Университетская» относится к категории эконом-класса; имеет номера дифференцированного уровня комфортности, что позволяет размещать гостей с любыми материальными возможностями (цены от 14 00 до 12 000 рублей на 2008 г.). По словам генерального директора Паломнического Центра С. Житенева, в гостинице «останавливаются представители разных религий: католики, протестанты и мусульмане. Отрадно, что представители других конфессий никогда не жаловались, что у нас иконы в номерах и что у нас в каждом номере лежит Евангелие. В этом отношении конфликтов никогда не было. Основная часть проживающих — это гости Москвы, паломники, туристы, командировочные и т.д. Поскольку в гостинице достаточно демократические цены, это устраивает многих» [5].

Если данные средства размещения ориентированы на различные группы туристов, то в действующих в епархиях, приходах, монастырях Русской православной церкви гостиницах паломнического класса и странноприимных домах существуют

определенные условия при размещении. По мнению С. Житенева, «паломничество в отличие от туризма всегда имеет, как правило, одну основную цель — поклонение святыне, что связано с большой напряженной духовной работой, с молитвами и богослужениями. Если же человек приходит только ради любопытства или чтобы познать новое, это религиозный туризм» [6].

Этим подходом, а также тем, что паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники, во многом и определяется специфика функционирования современных гостиниц для паломников. Условия проживания в них довольно скромные: комнаты, или кельи, рассчитаны от 4 до 20 человек; в комнатах — только самое необходимое: кровати, нередко двухъярусные; стол; стулья; вешалка; санузел и душ, как правило, в коридоре. Нередко и постельное белье просят привозить с собой. Во многих подобных гостиницах время пребывания ограничено тремя-четырьмя днями (в течение этого времени можно подготовиться к принятию Таинства Крещения, Исповеди и Причастия) и продлевается только по благословению. Строгие требования предъявляются к внешнему виду и поведению постояльцев. Так, в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре определено, что в паломнической гостинице «поселяются православные священнослужители, монашествующие и паломники по благословению священноначалия монастыря. Паломники поклоняются Лаврским святыням и посещают монастырские богослужения», «не поселяются: особы, пребывающие в монастыре не с целью паломничества; имеющие внешний вид, который не подобает православному христианину». При этом запрещено, в частности, «находиться в гостинице во время Богослужения без уважительной причины», «пользоваться в келье компьютерами, телевизорами, аудио- и видеоплеерами, а также прочими дополнительными электроприборами без благословения» [7].

Питание паломников организуется в зависимости от возможностей прихода: в монастырских трапезных предлагают пищу с соблюдением постов, нередко на территории функционирует кафе или столовая, где путешествующие могут питаться за деньги.

Открытие гостиницы «Сийский паломник» при Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре в Архангельской области тоже продиктовано временем. Все больше людей осознают свое стремление посетить уникальный уголок духовной культуры России, чтобы приобщиться к святыням, помолиться в старинных храмах, приложиться к мощам преподобного Антония Сийского. Для всех желающих теперь появилась возможность совершить поездку на выходные или на несколько дней, остановиться на ночлег в комфортабельной гостинице, поучаствовать в трапезе, для которой используются продукты с монастырской пекарни, фермы и огородов, насельники обители предлагают всем желающим экскурсии по монастырю [8].

С 1960-х гг. развивается паломнический туризм в Суздале, в этот период реставрировались монастырские постройки, открылись музейные экспозиции. В 1980-е гг. на месте обветшавших изб-келий монастыря были построены домики для туристов в туристско-гостиничном комплексе с рестораном и баром [9].

Странноприимные дома и гостиницы для паломников состоят на балансе храмов, монастырей, приходов, при которых они организованы. Услуги, предоставляемые в них, бесплатны, однако в некоторых определен размер пожертвования, которое должен оставить гость за пребывание (от 50 до 500 руб.). Средства, как правило, направляются на поддержание благотворительной деятельности. Нередко паломники помогают церковным служителям и монахам в хозяйственных работах.

В некоторых регионах России вместе с развитием средств размещения для паломников развивается и паломническая инфраструк-

тура. Например, Комитет по экономической политике и налогам парламента Карелии принял решение поддержать законопроект о передаче Валаамскому мужскому монастырю здания гостиницы «Зимней». Местными властями рассматриваются вопросы о создании на Валаамском архипелаге современных систем электроснабжения, обеспечения пожарной безопасности, проектирования и строительства объектов социальной сферы, приведения в порядок дорог, поддержания природоохранного режима, охраны общественного порядка.

Здание гостиницы «Зимней» расположено в центральной усадьбе поселка Валаам, в непосредственной близости от Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. К двухэтажной гостинице в 1874 г. пристроили два флигеля, а в конце XIX в. — третий этаж, где позднее размещалась школа Академии художеств. Здание гостиницы представляет собой замкнутый четырехугольник с внутренним двориком. Функциональное назначение здания с момента постройки — гостиница для приема гостей монастыря и туристов. В настоящее время в здании располагаются: жилой фонд, гостиница, Валаамская средняя школа, магазин, складские и прочие служебные помещения. Здание является памятником культуры Республиканского значения и находится на учете в Центре охраны памятников Республики Карелия [10].

Эта постройка является на Валааме последним объектом, который по федеральному законодательству должен быть возвращен республиканскими властями Русской православной церкви за 16 лет возрождения обители.

В настоящее время в гостинице «Зимней» живут 148 человек, в том числе 60 детей, которые учатся в школе, расположенной в этом же здании. «Никто из этих людей не собирается уезжать с острова. Наша жизнь связана с Валаамом. Но мы превращены в крепостных крестьян, когда за каждым разрешением нужно ходить к руководству монастыря», — заявил представитель светского населения острова [11].

Гостиница «Зимняя» имеет 22 номера разной категории. В номерах современные кровати, столики и стулья из натурального дерева, зеркало, вешалка для одежды. Туалетные комнаты, как в номерах, так и общие на этаже, оборудованы душевыми кабинами. Стоимость проживания в 2008 г. составила 2400— 2900 рублей (с завтраком). Детям предоставляются скидки (до 7 лет без предоставления места 100%, до 12 лет с предоставлением места — 50%). При монастыре открыты несколько подворий: в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале.

Интересен, на наш взгляд, опыт функционирования средств размещения для паломников за рубежом. В настоящее время православные монастыри на Румынском побережье Черного моря конкурируют с гостиницам эконом-класса. Владельцы гостиниц жалуются, что главным методом в этой конкурентной борьбе у монахов стали явно заниженные цены на проживание. Отдых в монастыре — очень популярный способ в Румынии проводить праздники. Особым спросом пользуются обители, расположенные в туристских регионах на Черноморском побережье. За две недели до Пасхи все места в гостиницах при монастырях забронированы и оплачены. Стоимость проживания в удобной отапливаемой келье примерно 20 долларов с человека, причем в нее входят питание и праздничный ужин. А проживание в гостинице среднего уровня обойдется в пять раз дороже. Владельцы гостиниц утверждают, что священнослужители специально снижают цены, чтобы переманить к себе туристов. Однако представители церкви разъясняют, что привлекают гостей совсем не для прибыли [12].

Многие православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам, начинают создаваться православные паломнические службы. В течение последнего десятилетия этот процесс развивался и принимал все более организованные и разносторонние формы, что заметно по развитию современных средств

размещения для паломников. Открываются не только новые гостиницы для паломников, но и реконструируются старые.

После реставрации открылся гостиничный комплекс, расположенный на территории мужского монастыря в Коренной пустыни. «Теперь в этой возрожденной к жизни старинной монастырской гостинице мы можем принять Святейшего Патриарха Русской православной церкви, других высоких гостей и всех, кто пожелает приехать и помолиться в Коренную пустынь», — сообщил владыка Герман [13]. Гостиница знаменательна тем, что в ней во время посещения знаменитой Курской Коренской ярмарки останавливались П. Чайковский, Л. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет. В современной гостинице одноместные и двухместные номера, трапезная, конференц-зал. В каждом номере есть свой «красный угол» с иконой Пресвятой Богородицы — иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. На стенах размещены фотографии древней и современной Коренной пустыни.

В Троице-Сергиевой лавре после столетнего перерыва открылась гостиница для паломников. Она не работала почти 100 лет. Зданию придали первоначальный облик, и теперь оно выглядит, как усадьба XIX в. А в комнатах установлено современное оборудование, паломники могут питаться в трапезной. Пища готовится в традициях монастырской братской кухни с соблюдением церковного устава [14].

В Раифском Богородицком мужском монастыре заканчивается строительство гостиницы «Дом паломника» — первый дом такого рода для приезжающих помолиться на территории Казанской епархии. Дело в том, что некоторое время назад в Раифе сгорела небольшая гостиница, на месте которой построили современную гостиницу на 24 кельи: одноместные, двух- и четырехместные номера. На каждом этаже душ и туалет. В каждой комнате — иконы, на столиках — Священное Писание. В гостинице есть небольшая кухня, где можно попить чай, хотя палом-

ники, как это принято в обителях, питаются в монастырской трапезной в особо отведенное время.

По монастырскому уставу каждый паломник может прожить в гостинице три дня, если захочет задержаться — нужно благословение наместника. Проживание составляет 180 рублей в сутки, включая питание в монастырской трапезной [15].

На российском гостиничном рынке можно определить и перспективы развития средств размещения для данного сегмента туристов. Например, запланировано строительство гостиницы недалеко от Оптиной Пустыни в Козельске (Калужская область), где могли бы останавливаться паломники. «Пока мы вынуждены размещать туристов и паломников в Калуге, которая расположена в 70 км от Козельска», — сообщила директор Козельского бюро путешествий Е. Губарева. Она отметила, что в самом Козельске нет ни одной гостиницы, кроме общежития «Витязь», турбазы «Березовая роща», а также Дома паломников на территории Оптиной Пустыни, которые не отвечают современным требованиям туристов. Благодаря открытию гостиницы, поток туристов в Козельск удастся увеличить [16].

Тобольско-Тюменской епархией представлен Проект православной гостиницы на 60 мест на заседании городского инвестиционного совета.

Секретарь епархиального совета отец Алексий Петров отметил, что она создается по подобию гостиницы для паломников в Троице-Сергиевой лавре или гостиницы в Свято-Даниловом монастыре и будет располагаться в исторической зоне Тобольского кремля. Члены городского инвестиционного совета единогласно одобрили представленный проект [17].

Обобщая опыт становления и развития средств размещения для паломников в историческом контексте, по мнению авторов, можно выделить следующие типы средств размещения для данной категории туристов:

— постоялые дворы, расположенные вблизи храмов и монастырей, странноприимные дома, предлагающие не только ночлег, питание, помощь больным, но и защиту;

— дома призрения, приюты, богадельни, ориентированные, в первую очередь, на старых, больных, убогих и предлагающие постояльцам ночлег, питание, врачебную помощь;

— паломнические гостиницы, предоставляющие скромные условия проживания и питания, ограниченный набор услуг на благотворительной основе или за пожертвование;

— приюты путешествующих в частных домах, особенно актуальные в периоды крестных ходов в святых местах России;

— монастырские подворья — странноприимные комплексы с храмами, больницами, гостиницами;

— комфортабельные гостиницы и гостиницы эконом-класса, выполняющие своеобразные представительские функции и действующие как светские заведения.

В заключение следует отметить: обзор

истории становления и развития средств

Источники

1. http://botinok.co.il/node/56287/2009/04/07

2. http://botinok.co.il/node/15914/2006/10/16.

3. http://www.pravoslavie.ru/news/22666.htm/-2007/06/14 http://www.bogoslov.ru/text/299049/ index.htm l/2009/10/09.

4. http://www.ippo.ru/novosti-2009-g7klyuchi-ot-russkogo-podvorjya-v-bari-postroennogo-imperatorskim-pravoslavnym-palestinskim-obschestvom-budut-vrucheny-prezidentu-rossii-1-marta.html/2009/02/26.

5. http://universitetskaya.ru.

6. http://www.pravoslavie.ru/news/26242. htm/2008/03/31.

7. http://www.patriarchia.ru/db/text/441331.html.

8. http://www.pravoslavie.ru/news/1 1782. htm/2004/11/10.

размещения для паломников подтверждает, что начиная со средних веков и до наших дней решительных изменений данные средства размещения не претерпели. Однако, по нашему мнению, некоторые эволюционные процессы заметны, а именно:

— расширение клиентской базы, следствием чего стало появление средств размещения с разным уровнем обслуживания;

— формирование паломнической инфраструктуры.

И еще немаловажный факт — наметилась тенденция к увеличению количества гостиниц для паломников в регионах России, что объясняется потребностью в данных средствах размещения с простыми условиями для проживания и по приемлемой цене. Возможно, на наш взгляд, в системе классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации в скором времени будет представлена отдельная группа средств размещения для паломников. Или более того, будет решена одна из задач Паломнического центра — создание церковной гостиничной сети.

9. http://suzdal.org.ru/Arhitect/pokrov. htm/2009/08/09.

10. http://www.super-tours.ru/index. php?action=sp&u_cid=6&post_id=437.

11. http://www.domotdyha.com/catalog?id=132.

12. http://www.travel.ru/news/2007/03/23/107859. html/2007/03/23

13. http://www.pravoslavie.ru/news/22471. htm/2007/06/05

14. http://www.aif.ru/realty/news/26164/2008/09/2

15. http://www.prootel.ru/obschaya/gostinitsa-dlya-palomnikov.html/2007/09/17

16. http://www.travelnn.ru/?id=37900/2008/11/01

17. http://www.patriarchia.ru/db/text/293442. html/2007/09/11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.