УДК 271.2 - 27-522
DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10109
Чернышев Сергей Николаевич,
доктор геолого-минералогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации, г. Кострома, преподаватель Костромской духовной семинарии,
E-mail: 9581148@list.ru
ИСТОРИЯ ВОССОЗДАНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКИ В XIX ВЕКЕ ПРИ ИГУМЕНИИ МАРИИ (УШАКОВОЙ)
Святая Канавка строилась в течение 175 лет в три этапа. В статье рассмотрен второй этап строительства. На этом этапе не удалось выполнить благословение преподобного Серафима, создать ров глубиной 3 аршиа. В статье названы погрешности, допущенные при реконструкции Святой Канавки на втором этапе её строительства.
Ключевые слова: Святая Богородичная Канавка, преподобный Серафим Саровский, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Богородица, монастырский пруд, профиль Святой Канавки. Цитирование: Чернышев С.Н. История воссоздания Святой Богородичной Канавки в XIX веке при игумении Марии (Ушаковой) // Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. - С. 103-114.
Почти 170 лет отделяют день блаженной кончины преподобного Серафима от момента второго обретения его мощей и перенесения их в Дивеево 1991 году. За эти десятилетия женские дивеевские общины пережили гонение, расцвет после создания первого монастыря, снова жесточайшее гонение и воссоздание монастыря в конце 1991 года под именем Свято-Троицкий Се-рафимо-Дивеевский женский монастырь1. Все эти события отражались на состоянии Святой Канавки.
Сразу после блаженной кончины преподобного Серафима на дела обители стал все более влиять саровский послушник живописец Иван Тихонович Толстышев. Согласно официальному описанию монастыря тех лет: «Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф) всем, чем было возможно, теснил и преследовал Серафимовских [сестер - С.Ч.], постепенно стараясь под возможно благовидными предлогами, уничтожить все Сера-фимовское, святым Старцем, по приказанию Матери Божией заведенное, за-
меняя то лично своим, новым. Так, Мельницу-Питательницу перенес он почти на версту в поле, с прежнего ей батюшкой Серафимом определенного места; затем упросил епархиальные начальство запереть и запечатать обе Рождественские церкви, вместо строго заповеданного чтения неугасимой Псалтыри, заставил читать Евангелие в Тихвинской новой отстроенной им церкви. После этого снес все по приказанию батюшки Серафима поставленные корпуса-келии, поставив свои новые и все задним фасадом к Святой, заповеданной Царицею Небесною Канавке с твердо выраженным намерением постепенно засыпать ее всяким сором и впоследствии совершенно заровнять»1. Скрытию Святой Канавки способствовали и природные процессы: оползания, обвалы и отложения водных наносов во рву2. В результате, за почти 30 лет, к 1862 году, когда влияние Иосафа с началом управления игумении Марии (Ушаковой) было устранено, Святая Канавка в значительной мере была утрачена. По свидетельству Летописи3, её переезжали в экипажах. Дороги были проложены через засыпанный ров, как это было впоследствии в ХХ веке, а вал был срыт.
Однако что-то полезное было сделано в это время. Уже после блаженной кончины преподобного выяснилось, что при сильных ливнях или дружном снеготаянии с северо-востока, от современной Садовой улицы, к территории бывшей Мельничной обители по пологой лощине проходит мощный поток ливневых или талых вод. Случается это далеко не каждый год. Вероятно, по милости Божией в немногие годы устроения преподобным Серафимом Мельничной обители стихийного бедствия не было. После кончины преподобного поток входил в ров Святой Канавки и заиливал его, заполнял наносами, разливался по огражденному рвом участку. В какие-то годы, после 1833, эта неприятность случалась. Для борьбы с ней в лощине за Святой Канавкой была насыпана подковообразная дамба, которая улавливала поток дождевых и вешних вод. Дамба эта сохранилась полностью до сегодняшнего дня. Она находится к востоку или справа от пятого прямого участка Святой Канавки, между известной Царской лиственницей и монастырской богадельней. Позже за дамбой образовался монастырский пруд. Сегодня в нём нет воды, но понижение за дамбой по-старому именуется Монастырским прудом. Первоначально за дамбой вода долго не задерживалась. Объясняется это тем, что на этом участке, как и везде в пределах Мельничной обители, по поверхности земли залегает сухой песок, прикрытый сверху небольшим слоем глины. Уровень подземных вод находится на большой глубине. Дождевые и талые воды, медленно пройдя глину, быстро стекают по песку в грунтовый водоносный горизонт. Иван Тихонов, которому Летопись приписывает создание дамбы, естественно, распорядился насыпать дамбу из глины, зале-
1 См.: Житие святой блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, изд. Св.-Троицкого Сера-фимо- Дивеевского монастыря, 2001 г. - 36 с.
2 Чернышев С.Н. Святая Богородичная канавка. -Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеев-ский монастырь, 2018 г. - С. 218-239.
3 См.: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - 640 с.
гающей на поверхности. В пространстве, ограждённом дамбой, слой глины от этого сильно уменьшился. К тому же эта глина необычная. Она в природном залегании неплохо попускает воду, но, уложенная в дамбу, она удерживает её. Пруд у Ивана Тихонова не получился. Но он создал хорошую ловушку для ливневых вод. Ловушка заполнялась весной и опорожнялась путём просачивания воды вертикально вниз в грунтовые воды. Полезное сооружение.
Хотел ли строитель создать пруд или его замысел был защитить территорию от вешних и талых вод ловушкой, мы теперь вряд ли узнаем. В Ле-тописи1 написано, что пруд у него не получился. Постепенно дно ловушки было заилено, вода стала задерживаться и постепенно образовался постоянный водоём, который стали называть Монастырским прудом. В советское время два районных руководителя построили себе комфортабельное, по тем временам, жильё под лиственницей. В их доме, в 2003 году купленном монастырём и надстроенным в 2016 году, сейчас небольшая монастырская гостиница. Влиятельные советские начальники, хозяева дома, решили благоустроить пруд. Почистили его, сняв накопившийся за столетие ил, уложили на дно слой светлого песка. После этого вода не стала задерживаться в пруду, так как устранили водонепроницаемый слой ила. Чисткой восстановили ловушку для ливневых вод. Сейчас она стоит и ждёт, когда её подключат для защиты святой Канавки от воды, стекающей к ней по кюветам Садовой улицы и далее по уклону рельефа в обход ловушки. Пока ловушка получает воду только с частных владений, расположенных между улицами Арзамасской и Садовой. В советское время Святая Канавка в районе пруда была засыпана так, что и следа от неё в не осталось. Через святую Канавку была проложена асфальтированная дорога от Садовой улицы мимо пруда к Новому еще не освященному, а освященному теперь Преображенскому собору. Вешние воды с Садовой улицы по асфальту и кюветам пересекали бывшую Святую Канавку и территорию бывшей Мельничной обители. Дорога и кюветы по Садовой улице и сейчас перехватывают весь дождевой и снеговой сток. Но теперь нет транзита через территорию Мельничной обители. Вода направляется к рву Святой Канавки, затапливает территорию около монастырской богадельни. Для защиты Святой Канавки устроены поглощающие колодцы, но при дружном снеготаянии после снежной зимы они не справляются. Приходится в авральном режиме воду из них откачивать и вывозить автоцистернами.
В 1861 году решением Святейшего Синода община дивеевских сестер получила статус монастыря. В 1862 году верная исполнительница заповедей преподобного Серафима Елизавета Алексеевна Ушакова приняла монашество с именем Марии, была посвящена в сан игумении и поставлена управлять монастырём. Только к 1864 году она смогла как-то устроить быт сестер и обеспечить их пропитание. Для этого нужно было увеличить посевные площади, приобрести лес для отопления существующих помещений и строительства новых. Стояла задача строительства Троицкого собора, заложенного в 1849 году и вскоре заброшенного. Преподобный в беседах с дивеевскими
сестрами, о. Василием Садовским, Н.А. Мотовиловым, М.В. Мантуровым называл его «мой собор». Теперь в нём почивают мощи преподобного. Это его дом. Не потому ли он называл Троицкий своим собором? Крупных пожертвований не было, однако с 1865 года сестры начали понемногу поднимать стены собора. В течение десяти лет к 1875 году основные работы по его возведению были окончены. Он был освящён до внутренней отделки, которая продолжалась ещё долгие годы. Ввиду многих трудов сестер монастыря быстро восстановить Святую Канавку, тем более прокопать её на полную глубину, сестры игумении Марии не могли. Однако были сняты мосты и переходы через Святую Канавку, прокопан неглубокий ров и подсыпан вал. Ров и вал Святой Канавки были воссозданы первый раз в том виде, в котором они существовали при преподобном Серафиме. Так они просуществовали в течение нескольких десятилетий и были сравнены с землёй в советское богоборческое время. После восстановления монастыря, при третьей его игумении Сергии (Конковой) вновь, в третий раз пришлось рыть Святую Канавку.
Святая Канавка, воссозданная при первой игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Марии (Ушаковой), в отличие от первичной, характеризуется, как «круглая». В углах поворота оси Святой Канавки имелись дуговые закругления или сопряжения, как говорят инженеры. О закругленной форме предреволюционной Святой Канавки говорили все немногочисленные к концу ХХ века очевидцы, видевшие Святую Канавку в первой половине XX века. Под влиянием этой информации мы в наших проектах третьего рва давали закругления с малыми радиусами поворотов. Радиусы эти еще уменьшались в процессе строительных работ при проходке по фактической оси рва. При ремонтных работах 2013-2016 годов углы были закруглены. А.В. Платонов, проводивший ремонт своей фирмой «Галеон», сказал: «Так красивее». С этим можно согласиться. Но думаю, не следовало уходить от образа Святой Канавки, созданной при преподобном Серафиме. В профиле ров второй Святой Канавки на большей части её длины также отличается округлым дном. Тогда как ров первичной Святой Канавки имеет острое окончание (Рис. 1). На рисунке жирной линией показан проектный профиль Святой Канавки реализованный в 2003-2004 годах. Под грунтом 6, заштрихованным в клетку, находится закругленный профиль Святой Канавки начала ХХ века, которая создана при игумении Марии (Ушаковой). Ниже острым углом врезан в грунты 2 и 3 первичный ров заполненный грунтом 5.
Почему же при игумении Марии сделали ров без острых углов? Ответ может быть таким. При ней Святая Канавка находилась уже внутри монастырских владений. Она утеряла функцию границы и стала только молитвенной тропой, которая естественно скруглялась на поворотах, как всякая тропа. Это отчетливо видно на плане монастыря начала ХХ века. Напротив, на плане 1846 года углы не имеют сопряжений. Округлым было и дно рва второй Святой Канавки.
Искусство XX века приучило нас понимать символику угла и овала. Отчасти это связано с тем, что в начале века были раскрыты древние иконы и фрески. Тогда были поняты художественные приемы древних иконопис-
цев, к которым ранее относились с некоторым пренебрежением, находясь в рамках эстетики реалистической живописи и восхищаясь умением художников ХУШ-Х1Х веков точно воспроизводить натуру. Язык древней иконы использует овал и угол как средство передачи настроения и содержания иконы. Передо мной икона Георгия Победоносца, поражающего змия. Острые углы башен и стен града, угловатые вершины гор и сам змий, такой «колючий», состоящий из множества острых углов-зубов, когтей, оперения, крыльев, - всё создает тревожный фон и рассказывает нам о скорбной ситуации, в которой явился Великомученик Георгий. Он же сам с кругом нимба, плавными изгибами плаща, лебединой шеей лошади вносит умиротворение и твердую уверенность в победе добра над злом. Твердость выражена протяженной прямой линией карающего копья, в которой нет углов. Копьё на первом плане пересекает всю икону. Троица преподобного Андрея Рублева вся состоит из округлых линий, видимых и мыслимых, в Ней только единство и вечный покой, изображаемые округлой линией. Композиция страшного суда в древних соборах, например, Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, напротив, состоит из пересечения линий и углов.
Возвращаясь к Святой Канавке, скажем, что округлость второй Святой Канавки для нас выражает спокойствие времени правления матушки Марии (Ушаковой), когда монастырь возрастал в трудах. Тогда в руках святой блаженной Пелагеи вместо камней появились цветы. Это время оставило выполненные сестрами росписи алтаря и четверика Казанской церкви, которые сохранились в алтаре полностью, а в четверике - до уровня низа окон второго ряда. Сохранились и есть в монастыре иконы, написанные при игумении Марии, например, Казанская икона Божией Матери. Словами не передать красоту и умиротворяющее действие этих икон написанных мягкими линиями.
ряда.
* ¿-¿\/<'<; ¿? ¿¿у
раскоп //-е. ^
Ро-ё иАвх-о&ил уоЯЪД г» о "¿Ж''.
Ом у <э/ь>и /4 /? ¿3 ^ 4$>. £>'сй
ма у&асЖеГ '
Рис. Три профиля святой Канавки на геологическом разрезе грунтовой толщи.
2 - покровный суглинок,
3 - почвенный слой начала XIX века,
4 - насыпной грунт вала,
5 - насыпной грунт-суглинок, заполняющий
первичный ров,
6 - разного состава насыпные грунты ХХ века,
заполнившие ров в советское время.
Углы же первой Святой Канавки, которая имела заострённое вниз дно рва и резкие повороты тропы, доносят настроение того трудного времени, когда немногочисленные сестры старца Серафима, бедные труженицы мельницы, в поте лица рубили мерзлую землю, высекая искры, видимые в тёмное время суток, поскольку дня не хватало для выполнения всех послушаний. Преподобный Серафим торопил их. Сгущалась тьма, ощущалось приближение грозы, которая для Мельничной обители грянула вскоре по блаженной кончине Батюшки. В следующие за кончиной Батюшки грозные годы Сера-фимова девичья община перестала существовать, будучи слита с Церковно-Казанской. Одновременно была замыта дождями и засыпана людьми Святая Канавка так, что через нее ездили на телегах1.
Устройства вторых по времени рва и вала приходится, видимо, на 70-е годы XIX века. Профиль рва Святой Канавки не повторяет первого. Тоже и план её не вполне соответствует плану первой Святой Канавки. В период воссоздания Святой Канавки в наше время не стояла задача исследования второй Святой Канавки, поскольку матушка игумения Сергия в начале работ благословила восстанавливать первую, при преподобном Серафиме прорытую Святую Канавку. Однако, при исследовании первой Святой Канавки попутно накопились сведения и о второй. Она начиналась не там, где начинается нынешняя. На это нам указывали очевидцы. Одним из них был Алексей Петрович Арцибушев (в конце жизни монах Серафим), который родился в 1919 году в Дивееве. Провёл тут детские годы, в стихарике ходил ребенком с архиепископом священномучеником Серафимом Звездинским по Святой Канавке, написал несколько книг-воспоминаний о времени гонений на Церковь. В книгах его много места уделено родному для него Дивееву, дорогим ему людям, хранившим Православие в жестоких условиях советского времени. Однажды А.П. Арцибушев пригласил к себе автора статьи, тогда работавшего над проектом Святой Канавки. При встрече А.П. Арцибушев, с которым мы были давно знакомы по храму святого пророка Илии Обыденного, что в центре Москвы, строго сказал: «Вы делаете не ту Канавку, по которой я ходил в 20-х годах». Ответ мой был прям и резковат для больничной палаты, где лежал Алексей Петрович: «Мы и не собираемся восстанавливать то, что Вы видели». Я запасся томом с исследованиями, показал какой была первая Святая Канавка, сказал о благословении от игумении Сергии копать по размерам преподобного Серафима. При технических средствах закрепления откосов, сложившихся к концу ХХ века, выполнить завет преподобного Серафима и благословение игумении Сергии было возможно. Такой возможности не было у сестер Мельничной обители при преподобном Серафиме. Потому преподобный Серафим разрешил копать не в полный профиль. Такой технической возможности не было и у сестер матушки Марии (Ушаковой). Алексей Петрович согласился, что третью Святую Канавку надо делать по завету преподобного.
На плане 1925 года начало Святой Канавки показано за Преображенским собором, к востоку от его южной апсиды. В то время у начала стоял
крест также, как и сейчас. Начало видно также на фотографии, сделанной с колокольни до закладки Преображенского собора. Сейчас это место с колокольни не видно. Оно закрыто южной частью Преображенского собора. Начало второй Святой Канавки по плану 1925 года и по свидетельствам старожилов было за южной апсидой Преображенского собора, отстояло в 15-20 м от начала современного рва. Такое положение начала второго рва подтверждают и наши разрезы №№ 5 и 6, на которых читается неглубокий и округлый желоб второго рва и нет глубокого первого рва. Глубокий ров первой Святой Канавки начинался там, где начинается и сейчас. Конец Святой Канавки конца XIX века также не совпадает с концом первичной Святой Канавки. На плане он четко показан рядом с часовней, где хранились жернова. Конец этот был обозначен на местности большим старым тополем, который весной 2004 г. еще стоял у дороги, идущей от Преображенского собора к Хлебному корпусу. Дорога, видимо, проложенная в середине XIX века, пересекла святую Канавку. При восстановлении Святой Канавки дорога не была перенесена. Просто ров остановили перед дорогой, не дойдя нескольких метров до конца. Эта дорога долгое время была непреодолимым препятствием и при современных восстановительных работах. Третий ров дошел до упомянутой дороги в 2003 году, а пересек ее только в июне 2004 г. Современное окончание Святой Канавки на 5 м дальше, показанного на плане 1925 г. Ввиду несовпадений начала и конца вторая Святой Канавка была на несколько метров длиннее первой.
В плане, по ходу Св. Канавки, ось первичного рва и второго рва обычно совпадают, местами расходятся на 10-50 см. Сомнение может вызывать совпадение двух рвов на четвертой прямой, у современной нам монастырской поликлиники, помещенной в дореволюционном одноэтажном доме. Показанная на плане 1925 г. Святая Канавка на 8-12 м отстоит к югу от первичной оси, обнаруженной нашими шурфами. В этих шурфах, обнаружены следы как первой, так и второй Св. Канавки. Поэтому ясно, что на плане 1925 года допущена ошибка. О том же свидетельствует и сообщение А.К. Ермакова. Александр Константинович Ермаков жил ребенком в здании богадельни во время Великой Отечественной войны н вспоминал, как они, мальчишки, с вала прыгали на турник, перекладина которого была укреплена на тополях, росших по краю вала. Тополя эти сохранялись в период исследований. По его же воспоминанию, у богадельни с запада была уличная лестница на второй этаж. Между началом лестницы и рвом было узко. Лошадь с дровнями легко проходила, сани-розвальни проходили с трудом. На старом плане это сближение лестницы и рва показано верно.
Вал Святой Канавки обнаружен нами лишь в 12 шурфах-разрезах. Он плохо сохранился в сравнении со следами рва, так как при выравнивании местности был срыт, а также размыт дождями. Характерные следы размыва, эрозии видны на старой фотографии. На снимке поверхность вала неровная, кочковатая. Трава растет пучками, между которыми идет смыв грунта. С такой эрозией современные строители Святой Канавки столкнулись через 2-3 года после начала работ, когда ещё не применяли энкамат, современную
синтетическую сетку для укрепления грунтовых откосов. Она была постелена в 2003-2004 годах.
Сохранилась замечательная старая фотография вала. Видна широкая тропа по валу и покрытый травой ров. Это лишнее доказательство того, что ход с молитвой по Святой Канавке был по валу, а не по рву. Некоторые паломники сейчас благословение «идти по Святой Канавке» понимают буквально и дивятся, что нет хода по дну рва. Такого хода не было никогда. Воины Христовы идут по валу, как ходили царские воины в прошлые века.
Вал по его основанию, на фотографии, в 2 раза шире верха рва Святой Канавки. Ширина дорожки составляла примерно треть ширины вала. Ширина старого вала 4,5 м, из них ширина дорожки 120-140 см. Это достаточно, чтобы пройти, согласно уставу, двум сестрам рядом. Но недостаточно, чтобы пронести мощи или большие иконы в крестном ходе. Потому в дореволюционное время крестные ходы с хоругвями и иконами шли не по валу, а рядом со рвом, справа от него, по внешней территории по отношению к Святой Канавке. В наше время ширина тропы на снегу, оставляемая крестным ходом сестер по Святой Канавке, до сооружения современного хода по валу была стабильно 1,4 м.
Святая Канавка в начале XX века промыслительно была обсажена тополями и липами. Деревья в два ряда окаймляли её. Один ряд шел по внешнему краю рва, второй - по внутреннему краю вала. К концу века ряды их были весьма редкими. Однако в советское время они помогали тайным паломникам найти место, где проходила Святой Канавка. Многие из деревьев были спилены в 2003 году для устройства тропы по валу. У конца Святой Канавки тополя и липы было спилены летом 2004 г. Возраст деревьев по годичным кольцам оказался около 90 лет. Они были посажены при игумении Александре (Тарковской) в период строительства Преображенского собора. Расстояние от тополей до внутреннего края рва, обнаруженного в шурфах, было до 5 м. Это ширина вала по основанию на начало XIX века. На последней прямой Святой Канавки, где сохранялись два дерева, - это расстояние 4 метра и 4,5 метра. Здесь послушницы преподобного Серафима торопились и сделали ров мелким и узким, а вал низким и узким. Так его и восстановили в конце XIX века.
Данные раскопок и фотографии совпадают. Превышение дорожки над дном рва было около 1,5 м. Следов крепления откосов или ограждения по верху вала ни на фотографиях, ни в натуре по раскопкам мы не наблюдали. Были устные рассказы, что дорожку по валу посыпали светлым песком. Песок при изысканиях Святой Канавки находили на дне рва. Видимо, он смывался туда дождями.
Таков был облик второй Святой Канавки, которую проходили священно-мученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Серафим (Звездин-ский), преподобноисповедница Матрона Дивеевская и многие священному-ченики и исповедники. Эту Святую Канавку в 1903 г. посетили Царственные страстотерпцы Император Николай и Императрица Александра. Такую Святую Канавку запомнили старожилы.
Священномученики митрополит Серафим (Чичагов), устроитель прославления преподобного Серафима, по завету батюшки и по поручению императора Николая II был давно и тесно связан с Дивеевым. Ещё будучи белым священником, овдовев, он похоронил жену Наталью Николаевну на кладбище внутри Святой Канавки в склепе, в котором и сам надеялся со временем лечь. Место уничтоженного склепа находится где-то между восточной стеной Риги и западной стеной здания, в котором - больничная церковь. Владыка митрополит носил при себе распоряжение страстотерпца императора Николая II, согласно которому, где бы он ни умер, его должны были похоронить в Дивееве в фамильном склепе. Долгая его жизнь была прервана расстрелом на полигоне НКВД в Бутове под Москвой. Мощи его лежат в братской могиле-рву на месте расстрела. Он не похоронен в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, но здесь память его чтут и в молитве прибегают к нему, обращаясь на литии каждой полиелейной службы. Ему посвящен предел из числа пристроенных к Казанской церкви.
По валу Святой Канавки все сестры монастыря ходили ежедневно вечером. Кто не мог пройти со всеми из-за занятости на послушании, те ходили самостоятельно в своё время. По ходу читали Богородичное правило преподобного Серафима и поминали живых и умерших. Так шли по святой Канавке сотни и тысячи паломников, количество которых сильно возросло после 1903 года, после прославления преподобного Серафима. Хотя мощи его почивали в Сарове, многие приезжали и в Дивеево. Всё резко переменилось в революционный 1917 год. Поток паломников стал сокращаться, но не иссяк совсем. О паломничестве в 20-х годах прошлого века в ряде мест своей книги пишет протоиерей Стефан Ляшевский1, а так же Е.А. Чернышева-Са-марина2. Автор данной статьи описал свое паломничество в 80-х годах прошлого века3. В это время уже трудно было обнаружить след Святой Канавки в рельефе земли.
Священномученик архиепископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был сослан в Дивеево в середине лета 1926 года. Тогда это было глухое труднодосягаемое место, куда от станции Арзамас по грунтовой дороге пешком или на лошади нужно было добираться 50 верст, что обычно занимало 2 дня. Владыку матушка игумения Александра (Тарковская) поселила внутри Святой Канавки недалеко от Тихвинской церкви, которая стояла там, где сейчас подъём к Благовещенскому собору. Церковь была двухэтажная.
1 Ляшевский Стефан, протоиерей. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая 1903-1927 годы. Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Без указания места и времени издания. 121 с. «Подвигом добрым подвизался...» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932)/ Авторы-составители С.Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. - Кострома: Издательство Костромской митрополии, 2017.
2 «Подвигом добрым подвизался.». Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932)/ Авторы-составители С.Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов.-Ко-строма: Издательство Костромской митрополии, 2017. - С.74
3 Чернышев С.Н. Святая Богородичная канавка. - Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеев-ский монастырь, 2018 г. - С. 71.
Нижний этаж кирпичный, верхний - деревянный. В нижнем полуподвальном храме во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» владыка совершал ежедневно раннюю Литургию. Окончив Литургию, он шел по Святой Канавке с молитвой. Читал не только 150 раз «Богородице Дево, радуйся. » и «Отче наш», но и тропари. После каждых 10 Богородичных молитв он читал различные молитвы, обращенные к Божией Матери. В тропарях последовательно вспоминал главнейшие события Её земной жизни: Рождество её от Богоотец Иоакима и Анны, Введение во храм, Благовещение, путешествие в «Горнее» к праведной Елизавете, Рождество Христово, Сретение, Бегство в Египет, обретение Отрока Иисуса в храме среди учителей иудейских, брак в Канне галилейской, Крестные муки Её, когда, по слову святого праведного Симеона, оружие прошло ей сердце, Воскресение Сына и Бога, присутствие на горе Элеонской, когда Он вознёсся на Небо, Сошествие Святого Духа на Неё и апостолов, Успение и, наконец, вечное царствование с Сыном и Богом на небесах. По любви к людям и состраданию Царица Небесная часто сходит на землю. В дни, когда в Дивееве пишутся эти строки, мироточат две Богородичные иконы в древнейшей Казанской церкви: Казанская, написанная сестрами монастыря около 1900 года, и маленькая новая Владимирская, висящая на северо-восточном столпе-опоре колокольни. Некоторые люди удостаиваются видеть в Дивееве Божию Матерь телесными очами, кто для вразумления, кто для укрепления перед земными страданиями. 2 февраля 1927 года священномученик Серафим (Звездинский) из своей келии видел шествие Божией Матери по тропе Святой Канавки. Келейница Владыки Анна свидетельствует, что после вечерней службы Владыка, будучи в келии, вдруг кинулся к окну с молитвой, потом перебежал к другому с восклицанием: «Пречистая Богородица идёт по Канавке! Не могу зрети пречудной Её красоты!».
Итак, при игумении Марии, предположительно в 70-х годах XIX века была воссоздана Святая Богородичная Канавка в том виде, который она имела к моменту блаженной кончины преподобного Серафима. Технических средств для закрепления откосов, заданных преподобным Серафимом, тогда не было. Сестры не могли выполнить устойчивый ров глубиной 3 аршина при ширине по верху также 3 аршина (2,13 м). Они восстановили ров и вал по воспоминаниям участниц первых работ, которые в то время, через примерно 40 лет после первых земляных работ ещё жили в монастыре. При этом на несколько метров ошиблись с положением начала и конца Святой Канавки, но прошли по её длине без отклонений от первичной оси. Воссозданная при игумении Марии Святая Канавка рубежа XIX и ХХ веков не соответствовала размерам, которые преподобному Серафиму указала Пресвятая Богородица. Строительство святого сооружения не было завершено. Только в XXI веке при наличии современных материалов было точно исполнено то, на что изначально имелось небесное благословение Верховной Игумении Дивеевского Свято-Троицкого монастыря - Её четвертого удела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Житие святой блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой. / Изд. Св.-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, 2001 г. - 36 с.
2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - 640 с.
3. Ляшевский Стефан, протоиерей. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая 1903-1927 годы. / Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Без указания места и времени издания. 121 с. «Подвигом добрым подвизался.» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932) / Авторы-составители: С.Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. - Кострома: Издательство Костромской митрополии, 2017. - 312 с.
4. «Подвигом добрым подвизался.». Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932)/ Авторы-составители С.Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. - Кострома: Издательство Костромской митрополии, 2017. - 312 с.
5. Чернышев С.Н., Щербина Е.В. Святая Богородичная Канавка: природные условия и технические решения// Сборник трудов 2-го Международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Троице-Сергиева Лавра. - Сергиев Посад, 2005. - С. 247-254.
6. Чернышев С.Н. Святая Богородичная канавка. - Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 2018 г. - 344 с.
Chernyshev Sergey Nikolaevich, Doctor of geological and mineralogical sciences, professor, honorary worker of higher school and honorary worker of sciences and technology, c. Kostroma, Teacher of Orthodox Theological Seminary of Kostroma, E-mail: 9581148@list.ru
THE STORY OF RECREATING THE HOLY MOAT OF THE VIRGIN IN THE XIX-th CENTURY BY ABBES MARIA (USHAKOVA)
The holy moat was being built for 175 years in three stages. The article focuses on the second stage. At that time it failed to fulfill the blessing of the most reverend Seraphim to dig the holy moat to a predetermined depth. The article describes the causes of inaccuracy while reconstructing the moat at the second stage. The article names the errors in the structure of the holy moat, which were admitted by the abbes Maria.
Keywords: Holy moat of the Virgin, St. Seraphim of Sarov, Holy Trinity Sera-phim-Diveevsky Nunnery of the Nizhny Novgorod Diocese, Mother of God, Nunnery pond, the profile of the Holy ditch.
Citation: Chernyshev S.N. The story of recreating the Holy Moat of the Virgin
in the XIX-th century by abbess of Maria (Ushakova) // Ipatievsky vestnik. -2020. - №. 1. - Р. 103-114.
REFERENCES
1. Zhitiye svyatoy blazhennoy Pelagei Ivanovny Serebrennikovoy[The Life of Saint Blessed Pelageya Ivanovna Serebrennikova]. /Izd. Sv.-Troitskogo Serafimo- Di-veyevskogo monastyrya, 2001 g. - 36 p.
2. Letopis' Serafimo-Diveyevskogo monastyrya. Sostavitel' svyashchenno-muchenik Serafim (Chichagov) [Chronicle of the Seraphim-Diveevo monastery. Compiled by the Holy Martyr Seraphim (Chichagov)]. - M.: Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveyevskiy m-r', "Kovcheg", 2011. - 640 p.
3. Lyashevskiy Stefan, protoiyerey. Letopis' Serafimo-Diveyevskogo monas-tyrya. Chast' vtoraya 1903-1927 gody [hronicle of the Seraphim-Diveevo monastery. Part Two 1903-1927.]. /Izdatel'skaya gruppa Svyato-Troitskogo Serafimo-Diveyevsk-ogo zhenskogo monastyrya. Bez ukazaniy amesta i vremeni izdaniya. 121 s. «Pod-vigom dobrym podvizalsya.» Materialy k zhizneopisaniyu Aleksandra Dmitriyevi-cha Samarina (1868-1932) / Avtory-sostaviteli: S.N. Chernyshev i prot. Dimitriy Sazonov. - Kostroma: Izdatel'stvo Kostromskoy mitropolii, 2017. - 312 p.
4. «Podvigom dobrym podvizalsya.». Materialy k zhizneopisaniyu Aleksandra Dmitriyevicha Samarina (1868-1932) [He exploited the good deed ...". Materials for the biography of Alexander Dmitrievich Samarin (1868-1932)] / Avtory-sos-taviteli S.N. Chernyshev i prot. Dimitriy Sazonov.-Kostroma: Izdatel'stvo Kostromskoy mitropolii, 2017. - 312 p.
5. Chernyshev S.N., ShcherbinaYe.V. Svyataya Bogorodichnaya Kanavka: prirodniye usloviya i tekhnicheskiye resheniya [Holy Mother of God Groove: natural conditions and technical solutions] // Sbornik trudov 2-go Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo simpoziuma «Prirodniye usloviya stroitel'stva i sokhraneniya khramov Pravoslavnoy Rusi». Troitse-Sergiyeva Lavra. - Sergiyev Posad, 2005. - P. 247-254.
6. Chernyshev S.N. Svyataya Bogorodichnaya kanavka [Holy Mother of God groove]. -Diveyevo: Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveyevskiy monastyr', 2018 g. -344 p.