Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКИ ВО ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО'

ИСТОРИЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКИ ВО ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святая Богородичная Канавка / преподобный Серафим Саровский / Свято-Троицкий Серафимо-Дивевский женский монастырь Нижегородской епархии / Богородица / восстание декабристов / антихрист. / Holy moat of the Virgin / St. Seraphim of Sarov / Holy Trinity Sera- phim-Diveevsky Nunnery of the Nizhny Novgorod Diocese / Mother of God / the revolt of the Decembrists / antichrist.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышев Сергей Николаевич

Святая Канавка славится во всем православном мире как благодатное и чудотворное место. Она устроена по благословению Богородицы, данному преподобному Серафиму Саровскому в конце 1825 года. В статье изложена история получения им благословения и история получения земельного участка, указанного Пресвятой Девой. По данным раскопок описан облик святого сооружения в 1829-1832 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE CREATION OF THE HOLY MOAT OF THE VIRGIN DURING THE EARTHLY LIFE OF SAINT SERAPHIM OF SAROV

The holy Ditch is known as the gracious and miraculous place in the whole Orthodox world. It was made according to direct instructions of the HolyVirgin, which had been given to St. Seraphim of Sarov at the end of 1825. The article describes the history of communication of St. Seraphim with the Holy Virgin and the history of acquisition of the land, pointed by Her. the construction progress in 1829-1832. According to the excavations there was given a description of the form of the holy moat in 1829-1832 years.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКИ ВО ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО»

АРХЕОЛОГИЯ СВЯТЫНИ

Цикл статей преподавателя Костромской духовной семинарии, доктора геолого-минералогических наук, профессора, почетного работника высшей школы, почетного работника науки и техники, Чернышева Сергея Николаевича

УДК 271.2 - 27-522

БОТ: 10.24411/2309-5164-2020-10108

Чернышев Сергей Николаевич,

доктор геолого-минералогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,

почетный работник науки и техники Российской Федерации, г. Кострома, преподаватель Костромской духовной семинарии, E-mail: 9581148@list.ru

ИСТОРИЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКИ ВО ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Святая Канавка славится во всем православном мире как благодатное и чудотворное место. Она устроена по благословению Богородицы, данному преподобному Серафиму Саровскому в конце 1825 года. В статье изложена история получения им благословения и история получения земельного участка, указанного Пресвятой Девой. По данным раскопок описан облик святого сооружения в 1829-1832 годах.

Ключевые слова: Святая Богородичная Канавка, преподобный Серафим Саровский, Свято-Троицкий Серафимо-Дивевский женский монастырь Нижегородской епархии, Богородица, восстание декабристов, антихрист. Цитирование: Чернышев С.Н. История и предыстория создания Святой Богородичной Канавки во дни земной жизни преподобного Серафима Саровского// Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. -С. 89-102.

Святая Богородичная Канавка находится в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской митрополии на юге Нижегородской области. Место её изначально освящено посещением Пресвятой Девы. Оно постоянно по-

Чернышев Сергей Николаевич

Рис. 1.

Современный вид святой Канавки.

сещается Ею и в наши дни, о чем свидетельствуют люди, удостоившиеся зрети Её. Так 2 (14) февраля 1927 года священномученик епископ Серафим (Звездинский)1 из своей келии видел шествие Божией Матери по тропе Святой Канавки. Келейница Владыки Анна свидетельствует, что после вечерней службы Владыка, будучи в келии, вдруг кинулся к окну с молитвой, потом перебежал к другому с восклицанием: «Пречистая Бого-//\ родица идёт по Канавке! Не могу зрети пречудной Её

/ \ красоты!».

/ \ Что же представляет собой Святая Канавка?

/ \ Это земляное сооружение, состоящее из канавы-

у/ \ рва и насыпи-вала (Рис. 1). Сооружение огра-

ничивает территорию, примерно 4,4 га, точно - 3 десятины. Оно состоит из 6 прямолинейных отрезков (Рис. 2). Вал насыпан с внутренней стороны. Так строили города-крепости наши предки из славянских и угро-финских племен, жившие на территории современной европейской России. Для усиления защиты они заливали ров водой, а на валу ставили

1 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. [Электронный ресурс]. - URL: https:// days.pravoslavie.ru/Life/life4898.htm

Рис. 2. Схематический план святой Канавки с указанием участка полной глубины рва на 1833 год.

1 - участок с полной глубиной рва;

2 - участок с неполной глубиной рва;

3 - мельница Питательница; 4 - келии. Полная длина ломаной оси святой Канавки 777м.

тын из брёвен. Кое-где ещё сохранились такие рвы и валы. Есть он, например, в древнем селе Радонеже, древнем городе Костромской земли Лухе.

Святая Канавка - крепостная «стена» обители, созданная преподобным Серафимом для девушек, избранных Богородицей. Как же эта защита по внешнему виду слаба в сравнении с толстыми кирпичными стенами Троицкой Сергиевой Лавры, которые выдержали 1,5-годовую осаду поляков! Как же слаба она в сравнении со стенами Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, который выдержал артиллерийскую атаку английских военных судов в 1854 году! Тогда англичане обстреляли монастырь, забросали ядрами, но не причинили вреда, не убили и не ранили никого. Крестный ход по стене Соловецкого монастыря и два выстрела инвалидов, бывших военных моряков, из старинной пушки со стены монастыря вывели из строя один из линкоров, и они ушли восвояси. Вот и по Святой Канавке совершается молитвенный ход с просьбами о защите. Множество людей идут с молитвой за себя, за ближних и за всю Россию. Святой Канавке, по слову преподобного Серафима, предстоит борьба не с польской конницей и пехотой XVII и не с английским пароходами XIX века, а с куда более изощренным противником, с антихристом. По завету святого великого князя Александра Невского мы знаем: «Не в силе Бог, а в правде!». Каждый вечер, невзирая на погоду, монахини, инокини, послушницы, трудницы и трудники, паломницы и паломники современного Серафимо-Дивеевского монастыря проходят молитвенным ходом по валу, как по крепостной стене с богородичной иконой, несомой игумени-ей, с молитвами «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся...», «Милосердия двери отверзи нам.». Молящиеся на Святой Канавке верят, что с молитвами им не страшен любой враг. Не тщетно верят, как показывают чудеса Божии на Святой Канавке1.

Предыстория строительства Святой Канавки - благодатная, сверхъестественная. 25 ноября/7 декабря 1825 года преподобному Серафиму явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном2. Матерь Божия сказала старцу: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей - монахини Александры?» Надо заметить, что первоначальница дивеевская преподобная Александра (Мельгунова), умирая, завещала молодому иеродиакону Серафиму заботиться о собранных ею сестрах, духовно окормлять их. Но в тот момент он почувствовал себя освобождённым от этого послушания покойной матушке Александре, так как возглавлявшая тогда дивеевскую общину раба Божия Ксения Михайловна отказалась принять его наставление об облегчении монашеских правил для сестер. Старец решил: пусть живут, как хотят, и хотел устраниться от руководства дивеевской общиной. Матерь Божия, ударив жезлом по земле, отчего на поверхность вырвалась вода и образовался источник, воспрепятствовала отходу преподобного от руководства дивеевскими сестрами. Она сказала: «Ксению с сестрами её оставь, а заповеди сей рабы Моей

1 Чернышев С.Н. Святая Богородичная Канавка. -Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь, 2018 г. - С. 284-332

2 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 155-157.

не оставляй, но потщись вполне исполнить её: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в Дивееве: и на нём устрой эту обетованную Мною обитель Мою. А в память обетования ей данного Мною, возьми с места кончины её из общины Ксении 8 сестер». При этом, пишет Н.А. Мотовилов: «Обещалась Сама быть всегдашней игуменией сей обители Своей, изливая на неё все милости Свои».

Участок для новой общины был указан Ею к востоку от алтаря Казанской церкви, где теперь и находится Святая Канавка. Матерь Божия тогда же объяснила, как оградить территорию новой обители рвом и валом. С восьми сестер повелела Она начать новую обитель, Её четвертого жребия на земле. Она велела построить для них ветряную мельницу, на которой они могли бы трудиться для окрестных крестьян, зарабатывая тем себе на жизнь. Велела потом построить для сестер келии. Небольшие эти избы вытянулись в два ряда к югу от мельницы, образовав улицу. Келии пристраивали по мере роста девичьей общины. Матерь Божия благословила возвести для насельниц новой общины двухэтажную церковь с престолами во имя Рождества Сына Её Единородного и Её Рождества, Богородицы. Царица Небесная при том видении одобрила намерение облегчить монашеские правила для девушек. Новая община при мельнице среди дивеевских сельчан сразу получила наименование Мельничной. Позже, в 1842 году, она была соединена с первоначальной общиной матушки Александры.

9/22 декабря 1825 года преподобный Серафим молился перед Распятием в дальней пустыньке с двумя дивеевскими сестрами: Прасковьей Степановной и Марией Семеновной - о начале работ по созданию Мельничной обители. С этого времени преподобный Серафим стал заготавливать лес для мельницы и келий Мельничной обители. Сомолитвенниц себе он избрал особенных. Прасковья Степановна вскоре была назначена старшей сестрой Мельничной обители, а Мария Семеновна, постриженная в схиму с именем Марфа, скончалась в 19-летнем возрасте. Преподобный говорил, что она стала начальницей над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном. Мощи преподобной схимонахини Марфы, прославленной в наше время во святых, ныне почивают в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая была выстроена при преподобном Серафиме по завету Матери Божией.

Вспомним, какое тревожное это было время в России. Император Александр I ушел 19 ноября/1 декабря 1825 года. Прямого наследника он не оставил. Старший из братьев его, Константин Павлович, находился в Варшаве и медлил с вступлением на престол. Он и ранее отказывался быть наследником бездетного императора. К тому же нелегитимный брак препятствовал восшествию его на престол. Однако, находившийся в Петербурге младший брат, Николай Павлович, не вправе был брать власть да и не хотел возлагать на себя тяжелейшие обязанности по управлению громадной империей. Его к этому не готовили. Он считал себя неспособным должным образом властвовать. Отсутствие прямого наследника у императора Александра I, неподготовленность братьев ушедшего императора к принятию венца, нахождение старшего из братьев Константина не в Петербурге, а в Варшаве, его

нелегитимный брак, наконец, отсутствие быстрых средств связи, к которым мы теперь привыкли, - сильно затруднили решение вопроса о престолонаследии. Временно возникло безвластие. В этих условиях оживились тайные антимонархические дворянские общества, намеревавшиеся захватить власть в России. Начиналась смута. Восставшие офицеры 14/26 декабря вывели свои полки на Сенатскую площадь в Петербурге, демонстрируя силу и волю к изменению порядка. Николай Павлович, уже облечённый к этому дню правами наследника престола, покорился воле Божией, принял власть и подавил восстание демократически настроенной части дворянской молодёжи. Этим он утвердил монархию ещё почти на 100 лет. Но выраженная на Сенатской площади революционная воля оставила в обществе опасную закваску, привела к брожению и революциям ХХ века.

В это-то смутное время Пресвятая Дева Мария повелела преподобному Серафиму создавать Её Мельничную общину для защиты Святой Руси в противовес тайным революционным антихристианским организациям. Сила Божия в немощных совершается. Дело создания молитвенного оплота для страны было поручено 75-летнему старцу, 7 крестьянским девушкам и девушке-дворянке. По свидетельству одной из них, Евдокии Ефремовны Алама-совской1, батюшка говорил: «Я просил барышень, но они отказались, что груба пища и бедна община! Я упросил Царицу Небесную, она и благословила меня брать простых девушек». Получилось так же, как было и две тысячи лет назад, когда Иисус Христос не нашел в столичном обществе учеников и собрал их в провинции среди некнижных людей. Начальницей над семью крестьянскими девушками преподобный Серафим поставил «словесную», по его выражению, Елену Васильевну Мантурову, образованную девушку из дворян. Но она по скромности отказалась принять на себя руководство Мельничной общиной. Несмотря на её отказ, преподобный Серафим считал Елену Васильевну начальницей и отправлял к ней сестер за благословением на те или иные работы. Очевидно, не он и тем более не она определили быть ей первой начальницей общины, создаваемой преподобным Серафимом по поручению Пресвятой Девы. Елена Васильевна трудилась при создании Святой Канавки наряду со всеми сестрами. Она рано скончалась. Ныне преподобная Елена Дивеевская, начальница на строительстве Святой Канавки в мощах почивает в церкви Рождества Богородицы рядом с преподобной Марфой и преподобной Александрой.

Место, предназначенное Царицей небесной для мельницы и Святой Канавки находилось на земле наследников Андрея Родионовича Баташева2, владевших поместьями и группой железоделательных заводов, управление которыми осуществлялось специальной конторой. Место будущей Святой Канавки Баташевы использовали для добычи железной руды. Здесь были дудки - шахты круглого сечения, из которых поднимали бурый железняк и тут

1 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 177.

2 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. [Электронный ресурс]. -URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4898.htm

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото XIX века.

же плавили его. Батюшка Серафим посылал Прасковью Степановну в Бата-шевскую контору за разрешением на постройку мельницы. Она вместе с Марией Семеновной (преп. схимонахиня Марфа) 15 раз ездила и 15 раз получала отказ.

Однако, с Божией помощью дело устроилось. К преподобному Серафиму среди тысяч посетителей приехала вдова-генеральша Вера Андреевна Постникова, урождённая Баташева. Преподобный Серафим просил её содействия. Она обещала взять требуемый для мельницы участок, одну десятину, в свою наследственную долю и пожертвовать преподобному Серафиму, но не довела до управляющих конторой своё решение, и сестрам по-прежнему был отказ. Когда же по просьбе Батюшки из конторы обратились к госпоже Постниковой, то она не отказала, и земля была получена сначала в размере одной десятины. Стало возможно строить Мельницу-Питательницу, как её назвали сестры, так как работа на ней кормила общину.

В 1828 году Мельница уже год и более молола зерно, которое окрестные крестьяне везли со всех сторон. Михаил Васильевич Мантуров строил из кирпича Церковь Рождества Христова, рубили келии. Они заполнялись направляемыми от преподобного Серафима девушками. Четвертый удел Пресвятой Богородицы под духовным руководством и хозяйственным попечительством преподобного Серафима расцветал в русской глуши. Однако, Святую Канавку, место которой точно было указано Богородицей, копать было нельзя. Только на третий год, после благословения Матери Божией батюшке Серафиму с дивеевскими сестрами, удалось получить полный землеотвод территории, указанной Пресвятой Богородицей. Вот так Господь не нарушает волю людей, в данном случае землевладельцев Баташевых. Признаёт Господь право владения землёй.

«В посту 1829 года наконец пришло официальное распоряжение Бата-шевской конторы о жертве трёх десятин земли по просьбе батюшки Серафи-

ма и обещанию генеральши Постниковой Дивеевской обители. Отец Василий свидетельствует, что о. Серафим был в таком восхищении и в такой радости, что сказать нельзя. Михаилу Васильевичу Мантурову, бывшему тогда в Са-рове, он дал кадочку мёда и приказал, чтобы все сестры собрались, и когда обойдут ту землю, то скушали бы мёд с мягким хлебом. Когда же начнут обходить эту землю, то ввиду глубокого снега запастись камешками и класть их между колышками, расставляемыми землемером. Отец Серафим говорил, что, когда растает снег, колышки упадут и некоторые затеряются или на другое место вода снесет. А камешки останутся на своём месте. Приказание его, разумеется, исполнено было в точности. На торжестве присутствовали начальница церковно-Казанской обители Ксения Михайловна, М.В. Мантуров, о. Василий и саровский послушник Иван Тихонов»1. Последний позже выдавал себя за ученика преподобного Серафима, хотя таковым не был, присвоил себе право руководить Мельничной обителью и многое изменил из установленного преподобным Серафимом, изменил к худшему: перенёс мельницу, запустил Святую Канавку. О его пагубном влиянии на дела Дивеевских женских общин, ещё не монастыря, много написано в Летописи митрополита Серафима (Чичагова).

После получения земли «о. Серафим приказал сестре обители Елене Васильевне Матуровой от имени его и Дивеевской общины написать письмо генеральше Постниковой и поблагодарить. Батюшка послал ей от себя в благословение сухариков. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохой, по одной борозде три раза, причём должны были присутствовать Михаил Васильевич (Мантуров - С.Ч.), о. Василий (Садовский - С.Ч.) и старшие сестры. Землю опахивали по положенным камешкам, так как многие колышки действительно затерялись или оказались на других местах. Когда же земля высохла совершенно, то о. Серафим приказал обрыть её канавкой в три аршина глубины и вынимаемую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Для укрепления вала он велел на нем насадить крыжовник. «Когда так сделаете, - говорил батюшка, - никто через канавку эту не перескочит»»2.

Далее о. Василий Садовский говорит в своих записках: «Много чудного говорил о. Серафим об этой канавке. Так, что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придёт, везде пройдёт и канавки этой не перескочит! Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимой рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел. Когда дело не шло на лад, то приказал хоть на один аршин или хотя бы на пол-аршина рыть, только бы почин сде-

1 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 207.

2 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 207.

лали, а там после дороют!»1. Как выяснилось, «дорыли» только теперь, около Троицына дня 2004 года, ровно к 175 годовщине со дня начала работ. К этой дате были вырыты 769 из 775 метров рва, на всем протяжении устроен вал с мощеной дорожкой, кованая ограда по валу, на всем протяжении 775 метров устроены системы освещения и водоотведения, сделаны подъем и спуск с вала, пригодные для инвалидов. Если быть очень строгим, то последние метры Св. Канавки были прорыты в 2006 году, когда ликвидировали проход под валом к сельской средней школе в связи с переездом школы в новое здание, построенное государством и жертвователями в связи с передачей монастырю школьного здания находящегося внутри Святой Канавки. Оно переоборудовано в больницу для насельниц монастыря, а в спортзале удалось устроить храм в традиционных формах.

Как начинали рыть Святую Канавку, рассказывает старица Анна Алексеевна: «Шесть лет я жила на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил жить нас тут, была я самовидицею следующего чуда. Самое это место, где теперь канавка, ровное и хорошее было место, и на нём то и приказал батюшка вырыть канавку, дабы незабвенна была во веки веков для всех тропа, коею прошла Матерь Божия, Царица Небесная, в удел свой взяв Дивеево! Слушать-то сестры всё это слушали, да всё и откладывали исполнить приказание батюшкино и не зарывали (не начинали копать - С.Ч.) канавку. Раз одна из нас, чередная, по имени Мария. Родная сестра покойной Акулины Ивановны Малышевой, ночью, убираясь, вышла за чем-то из келии и видит: батюшка Серафим в белом своём бала-хончике сам начал копать канавку. В испуге, а вместе и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чём только был, в неописанной радости бросились на то место и, увидав батюшку, прямо упали ему в ноги, но, поднявшись не нашли уже его: лишь лопата и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле. С аршин была уже она на том самом месте вырыта; поэтому-то самому и называется это началом канавки, так как сам батюшка, видя нерадение и небрежение наше к исполнению заповеди его, начал и закопал её. Тут уж все приложили старание, и так как очень торопил этим делом батюшка, то даже и лютой зимой, рубя землю топорами, всю своими руками, как приказывал он, выкопали сестры эту святую заповедную нам канавку; и лишь только окончили скончался тут же и родимый наш батюшка, точно только будто и ждал он этого»2. Этот образный и содержательный рассказ даёт современным зиждителям Святой Канавки два принципиальных положения, использованные в годы с строительства современной Святой Канавки. Во-первых, указано, что сестры должны были сами, своими руками выполнить все тяжелые работы по копанию Святой Канавки, несмотря на то, что им позволено было использовать мужской труд не только на строительстве мельницы и жилья, но и при помоле муки ежедневно. Во-вторых, Анна Алексеевна сообща-

1 Там же. - С. 207-208.

2 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 208-209.

ет, что Святая (по её выражению) Канавка ими «окончена». Но мы видим, что она не замкнута! Ограждение территории обители неполное. Можно было бы понимать сказанные позже слова старца «потом дороют», как указание - впоследствии соединить начало и конец рва. Но рассказ старицы, как её называет священномученик митрополит Серафим (Чичагов), даёт основание понимать, что «дороют» - значит углубят до требуемой глубины и расширят до требуемой ширины. Эти два положения матушка игумения Сергия включила в задание в 1997 году, когда благословила начать земляные работы на Святой Канавке.

Но как же быть с незамкнутостью рва? По преданию, идущему от преподобного Серафима, между началом и концом Св. Канавки в последние времена будет построен прекрасный большой собор для иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеской. Предание это знал священномученик митрополит Серафим (Чичагов) в пору закладки нынешнего Преображенского собора, который строился, как собор во имя Серафимо-Дивеской иконы Бо-жией Матери «Умиление». Митрополит рекомендовал игумении Александре (Тарковской) поставить собор на месте церкви Тихвинской иконы Божией Матери, не одобряя закладки его в стороне от основных осей генерального плана монастыря. Не одобряла выбор места и святая блаженная Параскева (Паша Саровская), по сведениям от младшей современницы тех событий монахини Серафимы (Булгаковой)1. Однако, игумения Александра (Тарковская) из практических соображений, для сохранения теплого Тихвинского храма, отказалась от строительства Нового собора между началом и концом Св. Канавки. В начале XXI века вновь возникла идея строить собор на Святой Канавке. Архитекторы запроектировали его в соответствии с упомянутым преданием в промежутке между началом и концом рва Святой Канавки. Широкой лестницей, ведущей к собору, они намеревались перекрыть ров Св. Канавки, которым в своём проекте предполагали соединить её начало и конец. Но матушка игумения Сергия перед обсуждением проекта, на котором автору этих строк довелось присутствовать, не благословила соединять рвом начало и конец. При обсуждении проекта владыка Георгий также не благословил прокапывать седьмую прямую святой Канавки.

О защите Святой Канавкой от антихриста многим говорил преподобный Серафим. «Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее: «Страдая падучей болезнью, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Ступай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что и когда антихрист-то придёт, то канавка эта не пустит его туда!» «Батюшка, - говорю я ему, - я ведь больна, вот так-то и так-то!» Выслушав, взял он меня за плечи и, нагнув голову мою, прочитал молитву. Тут же почувствовав себя совершенно здоровой, я поступила в обитель и болезнь не возвращалась ко мне уже более никогда»2.

1 Серафимо-Дивеевские предания. Сборник статей. Составитель Н.А. Стрижов// М.: Палом-никъ, 2001. - С. 91-92.

2 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - С. 209.

Когда Святая Канавка была почти готова, преподобный Серафим всем говорил: «"Потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! Стопочки Царицы небесной, матушка!" - так, бывало, и за дрожит весь, как это говорит-то. "Она, Матерь Божия, всё это место обошла, матушка! Вы землю-то когда роете, не кидайте так и никому не давайте, а к себе в обитель, в канавку-то и складывайте! И скажу тебе, матушка: кто канавку с молитвой пройдёт да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут - и Афон, и Иерусалим и Киев!"»1.

Какая получилась Св. Канавка у сестер Мельничной обители, мы увидели при раскопках 1997-2004 годов.

Святая Канавка при жизни преподобного Серафима и под его наблюдением была прорыта по границам Мельничной обители. Три десятины земли, дар Веры Андреевны Постниковой, на плане имеют сложную форму семиугольника (Рис. 2). Форма эта, как и место, строго определены Пресвятой Богородицей. Суммарная длина границ участка 777 м. В современном исполнении их длина 775м, на 0,26 % менее заданной. Эта небольшая погрешность получилась за счёт закругления рва на поворотах. Она внесена при ремонтных работах 2013-2016 годов выполненных нижегородской фирмой «Галеон».

Преподобный Серафим просил сестер Мельничной обители скорее наметить на участке план Святой Богородичной Канавки. Это было сделано три раза. Первый раз постом 1829 года, который был в тот год с 24 февраля по 14 апреля по Юлианскому календарю; землемер отметил границы отвода колышками, и сестры закрепили их камешками. Второй раз по границе пропахали борозду сохой трижды по одному следу. В третий раз форма Святой Канавки в плане прочно закреплена осью прокопанного рва Святой Канавки. Сестры вырыли, как смогли, за три с половиной года, с лета 1829 года по декабрь1832 года. Заметим, что здесь почти каждый раз счёт идёт на три, как бы во имя Святой Троицы: три десятины земли, получены в третий год со дня благословения Матерью Божией. Три раза помечена на земле Святая Канавка разными способами. Трижды пропаханы сохой по одному следу. Кроме числа три в деле Святой Канавки ещё употребляются числа один, шесть, семь и двенадцать. Числа также освященные Церковью. Один - Един Бог в трёх Лицах. Часто один в деле Святой Канавки превращается в три и наоборот. Иногда один оказывается равен трём при переходе от одной размерности к другой. Так мера Святой Канавки, указанная преподобным Серафимом, три аршина равна одной сажени. Мера эта указана только три раза: ширина рва, глубина рва и высота вала. Раба Божия Вера пожертвовала сначала одну десятину, а потом оформила жертву трех десятин. Семь сестер и одну начальницу назначила Пресвятая Дева в обитель, потом число насельниц сразу Она довела до двенадцати. Семь сторон у территории обители. Из них по шести прокопана Святая Канавка. Шесть это число «дней» (периодов) творения. Шесть дней творил Господь «и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2.2). Шесть сторон прорыли сестры под окормлением преподобно-

1 Там же. - С. 210.

Рис. 3.

Восстановленный ров святой Канавки Мельничной обители на расстоянии 1-3 м от его начала, каким он был в 1829 году. Август 1998 года. Глубина рва 2,15 м.

го Серафима, и он отошел на вечный покой. Тогда прекратилось создание рва и вала Святой Канавки.

Раскопками, с Божией помощью, удалось точно установить профиль первичной Святой Канавки в 52 поперечных разрезах. В начале их ров Святой Канавки имел по верху ширину три аршина (2,15 м), такую же глубину, ширину дна около 1,5 аршина. Откосы рва при этом получались почти отвесные, с наклоном к горизонту порядка 80° или с уклоном 5:1 (Рис. 3). Такие крутые откосы в глине можно прокопать при глубине выемки до 2-3 метров, но они не могут быть длительно устойчивы. Ров вскоре оказался заполнен обвалившимися с бортов и смытыми с вала песчано-глинистыми грунтами с линзами почвы и комьями тех же грунтов, которые хорошо видны в торце рва Святой Канавки. Неоднородность состава и пестрая окраска отличают заполнение рва от грунтов природного сложения. У самого дна рва хорошо видны относительно светлые (в натуре желтые) природные пески, в которые врезано дно рва Св. Канавки. Первичное дно на снимке - это граница между одноцветным песком (узкая полоска) и неоднородным заполнением рва, которое представлено в разрезе черным, серым бурым глинистым грунтом. Черное - куски чернозема, свалившиеся сверху, серое - комья глины, которая в естественном залегании находится над песками и обвалилась в ров. В средней части торца на высоте около 0,5 м над дном видна крутая дугообразная линия вогнутая вниз. Это вторичное дно, которое сестры Мельничной обители прокопали, ремонтируя ров. Он снова заполнился неоднородным обвальным грунтом. В обвалившемся грунте была прорыта еще одна канавка, теперь с отлогими бортами. Такие борта не обрушались. Над этой дугообразной границей лежат линзы относительно однородных серых на снимке, а в натуре серо-желтых грунтов. Они заполнили третий на этом месте ров. Здесь есть включения обломков кирпича. Это насыпные грунты ХХ века во рву, восстановленном около 1870 года, когда в Дивееве был создан монастырь. Глубина последнего рва в этом месте не превышала 1 метра.

Вал сестры отсыпали, как благословил батюшка Серафим, слева от рва по ходу вдоль Святой Канавки. Вал почти нигде не сохранился.

На расстоянии 85 м от начала, на первом повороте, профиль Святой Канавки уже другой, более устойчивый. Выдержаны глубина и ширина по верху 3 аршина, но ширина по дну вдвое уже, чем в начале. Наклон откоса к горизонту около 60°. Такой профиль прослеживается до 165 м от начала Святой Канавки. На 230-ом метре профиль рва Святой Канавки совершенно другой. О нем скажем позже. Итак, на первых 160-200 м Святой Канавки сестры Мельничной обители выполнили завет преподобного Серафима и отрыли ров по ширине и глубине ровно 3 аршина. Раскопки подтвердили письменное свидетельство о размерах рва. По мере накопления опыта земляных работ сестры уменьшали ширину по дну, добиваясь более устойчивого профиля рва и одновременно сокращая объём земляных работ, на что их настраивал Батюшка.

Сестры Мельничной обители на участке 120-140 м от начала Св. Канавки столкнулись с большой неприятностью. С левого борта рва сошел оползень, захвативший часть вала. Оползший грунт заполнил ров. Бороться с этим явлением было трудно, не имея современных технических средств. При современных работах подобный оползень сошел осенью 1998 г. на первой прямой. Обрушилось в ров около 100 м3 грунта, порядка 170 тонн вязкой глины. Наши современницы, сестры при участи паломников подняли и закрепили этот грунт. Возможно, оползень 1829 или 1830 года стал поводом для перехода при первичном устройстве Святой Канавки на неполный профиль рва с отлогими откосами.

Форма первичного рва на участке от 230 м до конца Святой Канавки разная. Но везде не достигнута полная глубина рва. Чаще всего ров по верху имел ширину 2,15 м, или немного более, и плоские откосы, которые сходятся книзу. Вероятно, расширение рва местами произошло уже после его создания. Дожди и снеговые воды размывали кромку откоса, и ров расширялся, одновременно становясь мельче из-за наносов. Плоского дна совсем нет. Угол откоса бортов рва около 45°. Угол уменьшен, по сравнению с начальным участком, для повышения устойчивости бортов, а также с целью уменьшить объем выемки. Местами первичный ров имеет форму неглубокого желоба с округлым дном. Однако, почти везде дно рва остроугольное. Глубина рва от поверхности земли во время преподобного Серафима составляла преимущественно 1-2 аршина, то есть от 70 до 140 см, не менее 60 см. Преподобный Серафим разрешил копать на глубину пол-аршина, но сестры Мельничной обители постарались и везде выкопали глубже, что имело большое значение для обнаружения рва в разведочных раскопах. Ров глубиной около 36 сантиметров обнаружить было бы нелегко, так как не везде сохранилась первичная поверхность земли.

В плане для первичной Святой Канавки характерны углы поворота без дуговых сопряжений прямых отрезков. При воссоздании её в 1997-2004 годах многими шурфами весьма тщательно, по настоянию сестер, копавших ров, отслеживалось положение первичного рва на первом, втором, пятом поворотах. Здесь никаких закруглений не обнаружено. Такой же ха-

рактер соединения прямых показан на топографическом плане 1846 года. Святая Канавка обозначала в то время границы владений, которые пересекаются Т-образно или крестообразно. Поэтому закруглений не было и быть не могло.

Завершая статью, отметим самое главное, что сделано на первом этапе строительства в 1829-1832 годах. Сестры Мельничной обители обозначили на земле план Святой Канавки, которую на последующих этапах строительства можно было углубить. План Святой Канавки и место строго определены Пресвятой Богородицей и закреплены навсегда сестрами Мельничной обители. За контуром плана несомненно скрывается большое содержание, заложенное Матерью Божией. Сестры Мельничной обители оставили в земле сообщение о рациональном профиле рва и крутизне откосов вала. Их опыт позволил назначить минимальную ширину дна рва, поскольку при преподобном Серафиме и по его благословению они отказались от широкого дна. Сейчас по узкому дну могут пройти только по одиночке люди, обслуживающие Святую Канавку, а с молитвой можно идти только по верху вала. Ход по верху вала подобен ходу защитников крепости при нападении врагов, потому ход по верху вала молитва не только за себя, но и за страну, за Россию. Сестры Мельничной обители для будущих поколений строителей Святой Канавки, указали способ производства работ, описанный в статье. Этот способ благословила игумения Сергия в 1997 году. Вручную рыли Святую Канавку и сестры современного монастыря, приезжие монахини и послушницы из других монастырей, а также монахи, священники, в подобие преподобному Серафиму, который начал копать Святую Канавку.

Сестры Мельничной обители не смогли из-за технических трудностей, задержки с отводом земли и своей малочисленности выполнить благословение преподобного Серафима в полном объеме. Потому он в непродолжительном времени после начала работ благословил их копать на неполную глубину и сыпать невысокий вал, сказав: «Потом дороют». В эти словах содержится его благословение сестрам современного монастыря - завершить работы начатые в 1829 году. Они эту работу выполнили к 175-летию начала строительства Святой Канавки. Современные работы на Святой Канавке не были реставрацией или воссозданием утраченного объекта, поскольку профиль сооружения был сделан совсем другим, по сравнению с теми профилями, которые существовали в XIX и XX веках. Проект нижегородских архитекторов в начале 1990-х годов предполагал воссоздать неглубокий ров и невысокий вал, как было при разгоне монастыря в 1927 году. Но это предложение даже не обсуждалось. Московские проектировщики в своем первом отчете об исследовании Святой Канавки предложили два варианта: реставрация точно по профилю старого сооружения, либо создание на месте старого сооружения новых рва и вала, которые не будут повторять то, что при преподобном Серафиме сделали чтимые первые насельницы монастыря. Игумения монастыря Сергия выбрала второй вариант, в котором реализованы размеры, заданные преподобным Серафимом и не осуществленные при его жизни. Он сказал: «Потом дороют». Наше время стало этим «потом».

ЛИТЕРАТУРА

1. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномуче-ник Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - 640 с.

2. Серафимо-Дивеевские предания. Сборник статей. Составитель Н.А. Стри-жов// М.: Паломникъ. 2001. - С. 91-92

3. Чернышев С.Н. Святая Богородичная Канавка. - Дивеево: Свято-Троицкий Се-рафимо-Дивеевский женский монастырь, 2018 г. - 344с.

4. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4898.htm

Chernyshev Sergey Nikolaevich, Doctor of geological and mineralogical sciences, professor, honorary worker of higher school and honorary worker of sciences and technology, с. Kostroma, Teacher of Orthodox Theological Seminary of Kostroma, E-mail: 9581148@list.ru

HISTORY OF THE CREATION OF THE HOLY MOAT OF THE VIRGIN DURING THE EARTHLY LIFE OF SAINT SERAPHIM OF SAROV

The holy Ditch is known as the gracious and miraculous place in the whole Orthodox world. It was made according to direct instructions of the HolyVirgin, which had been given to St. Seraphim of Sarov at the end of 1825. The article describes the history of communication of St. Seraphim with the Holy Virgin and the history of acquisition of the land, pointed by Her. the construction progress in 1829-1832. According to the excavations there was given a description of the form of the holy moat in 1829-1832 years.

Keywords: Holy moat of the Virgin, St. Seraphim of Sarov, Holy Trinity Sera-phim-Diveevsky Nunnery of the Nizhny Novgorod Diocese, Mother of God, the revolt of the Decembrists, antichrist.

Citation: Chernyshev S.N. History of the creation of the Holy Moat of the Virgin during the earthly life of saint Seraphim of Sarov // Ipatievsky vestnik. -2020. - №. 1. - P. 89-102.

REFERENCES

1. Letopis' Serafimo-Diveevskogo monastyrya. Sostavitel' svyashchennomuchenik Serafim (Chichagov) [Chronicle of the Seraphim-Diveevo monastery. Compiled by the Holy Martyr Seraphim (Chichagov)]. - M.: Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveyevskiy m-r', "Kovcheg", 2011. - 640 p.

2. Serafimo-Diveyevskiye predaniya. Sbornik statey. Sostavitel' N.A. Strizhov [Sera-phim-Diveevsky traditions. Digest of articles. Compiled by N.A. Strizhov]/ // M.: Palomnik". 2001. - P. 91-92

3. Chernyshev S.N. Svyataya Bogorodichnaya Kanavka [Holy Mother of God Groove]. -Diveevo: Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveyevskiy zhenskiy monastyr', 2018 g. - 344 p.

4. Svyashchennomuchenik Serafim (Zvezdinskiy), yepiskop Dmitrovskiy [The Holy Martyr Seraphim (Zvezdinsky), Bishop of Dmitrov]. [Elektronnyyresurs]. - Rezhim dostupa: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4898.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.