Научная статья на тему 'К вопросу о цветочном оформлении территории монастырей'

К вопросу о цветочном оформлении территории монастырей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРСКИЙ САД / ТЕРРИТОРИЯ МОНАСТЫРЯ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА / КОМПОЗИЦИЯ ЦВЕТНИКОВ / ОРНАМЕНТ ЦВЕТНИКОВ / MONASTERY GARDEN / TERRITORY OF A MONASTERY / COLORS / COMPOSITION OF FLOWER BEDS / ORNAMENT OF FLOWER BEDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бобылева Ольга Николаевна, Бочкова Ирина Юрьевна

Рассмотрены вопросы цветочного оформления территорий русских православных монастырей. Описаны этапы становления русских монастырских садов с древних времен, особенности цветочного оформления каждого типа сада на примерах Соловецкого, Валаамского и Дивеевского монастырей. Показаны приемы планировки садов: аптекарского огорода, плодового сада, цветочных композиций. Приведены рекомендации по подбору ассортимента цветочно-декоративных растений для монастырских территорий: для рокария, миксбордеров, клумб. Даны варианты ассортимента цветочных культур в зависимости от стиля территории монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the flower design of monastery territory

The article deals with the issues of flower decoration of territories of Russian Orthodox monasteries. The stages of the formation of Russian monastic gardens from ancient times, the features of the floral decoration of each type of garden on the examples of the Solovetsky, Valaam and Diveevsky monasteries are described. The techniquesof planning gardens such as apothecary garden, fruit garden, flower compositions are considered. Recommendations are given on the selection of an assortment of floral and ornamental plants for monastic territories, i.e. for rockeries, mixborders, flower beds. The variants of the assortment of flower crops are considered depending on the style of the monastery territory.

Текст научной работы на тему «К вопросу о цветочном оформлении территории монастырей»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 1. С. 52-57. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018

Ландшафтная архитектура К вопросу о цветочном оформлении территории монастырей

УДК 635.9 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-1-52-57

К ВОПРОСУ О ЦВЕТОЧНОМ ОФОРМЛЕНИИ ТЕРРИТОРИИ МОНАСТЫРЕЙ

О.Н. Бобылева, И.Ю. Бочкова

МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 bochkova@mgul.ac.ru

Рассмотрены вопросы цветочного оформления территорий русских православных монастырей. Описаны этапы становления русских монастырских садов с древних времен, особенности цветочного оформления каждого типа сада на примерах Соловецкого, Валаамского и Дивеевского монастырей. Показаны приемы планировки садов: аптекарского огорода, плодового сада, цветочных композиций. Приведены рекомендации по подбору ассортимента цветочно-декоративных растений для монастырских территорий: для рока-рия, миксбордеров, клумб. Даны варианты ассортимента цветочных культур в зависимости от стиля территории монастыря.

Ключевые слова: монастырский сад, территория монастыря, цветовая гамма, композиция цветников, орнамент цветников

Ссылка для цитирования: Бобылева О.Н., Бочкова И.Ю. К вопросу о цветочном оформлении территории монастырей // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 1. С. 52-57. DOI: 10.18698/2542-1468-2017-5-52-57

С древних времен русские монастыри славились своими необыкновенными садами, даже в самых суровых и отдаленных местах. С появлением в XI в. в Киеве первых на Руси монастырей сады в них играли в основном утилитарную роль. Постепенно отношение к саду наполнялось духовным и эстетическим содержанием. Сады древних обителей неоднократно перестраивались, и теперь очень сложно судить об их облике в конкретную историческую эпоху. Сохранились немногочисленные архивные документы: планы, чертежи, описания в летописях, житиях святых, воспоминаниях паломников, а также старинные иконы, росписи стен монастырских храмов, рисунки, картины, позднее — литографии обителей, которые дают представления об историческом облике русских монастырей. В отдельных монастырях до сих пор частично сохранились архитектурные и инженерные сооружения (например, старинные искусственные пруды в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре, аллеи деревьев и каналы в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре и на Валааме, кедровые насаждения XVI в. в Свято-Введенском Толгском монастыре). Специалисты в области ландшафтной архитектуры по крупицам собирают сведения о старинных монастырских садах и цветниках.

Цель работы

Цель данной работы — анализ исторического материала по цветочному оформлению территории русских монастырей и разработка рекомендаций для специалистов в области ландшафтной архитектуры по подбору ассортимента цветочно-декоративных растений и приемам создания цветников при реконструкции и восстановлении монастырских садов.

Академик Д.С. Лихачев в своей работе по истории садов пишет, что в средние века «монастырские сады были трех типов: хозяйственные, которых мы здесь не касаемся, те, что помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая, и те, что помещались за монастырской оградой и связывались с представлениями о священных рощах» [1]. Сад внутри ограды («вертоград заключенный») должен был иметь атрибуты райской жизни: «райские деревья» — яблони, благоухающие цветы, птиц на ветвях деревьев, водные устройства. Еще одна черта, характерная для «райских садов», — ограда, необходимость которой подчеркивается в одном из названий сада («вертоград») [1]. Ограда ассоциировалась со спасением, защитой от мирских грехов высокими стенами монастыря — «оградой рая». В садах внутри монастырей выращивались плодовые деревья и кустарники, овощи, лекарственные травы и цветы. На устройство древних монастырей оказывали влияние и западноевропейские традиции. Это влияние отразилось на планировке территории монастырских садов, в частности, на форме пересечения дорожек (крестообразная форма).

Сады за пределами монастырских стен носили менее регулярный характер и имели в основном хозяйственное значение, но наряду с плодовыми и лекарственными растениями в них выращивались цветы и декоративные культуры, были предусмотрены и места отдыха для паломников (например, в Паисиевом саду Валаамского монастыря, Паф-нутиевом саду Троице-Сергиевой лавры).

К XIV-XV вв. монастырские сады становятся крупнее, усложняется их планировка, расширяется ассортимент растений.

Сохранились многочисленные описания и изображения садов Макарьевской пустыни Соловецкого монастыря. В суровых условиях Севера монахи выращивали яблони, вишню, черемуху, сирень, иргу, калину, жимолость, спирею, курильский чай. Вдоль дороги посадили шиповник (розу морщинистую), бадан толстолистный. Важной заботой монахов Соловецкого монастыря было выращивание лекарственных растений. На специально устроенных аптекарских огородах растили шалфей, полынь, чабрец, валериану, ромашку, мяту и др. На цветочных клумбах можно было увидеть астры, маки, табак, львиный зев, ромашку садовую, в оранжереях — резеду, душистый горошек, настурцию [2]. В качестве орнаментов для клумб использовали элементы религиозной символики — например, крест, вписанный в круг [3].

«Оранжереи с цветами прелестны. В распределении клумб обнаруживается вкус и знание дела. Я долго был тут, внимательно рассматривая все подробности этого уголка. Это — полярная Италия, как ее метко назвал высокий посетитель», — писал В.И. Немирович-Данченко. По воспоминаниям писателя, помимо разнообразных цветов и овощей в теплицах с подземным подогревом выращивались арбузы, дыни, персики, «разная нежная ягода» [4].

«Северным Афоном» называют Свято-Преоб-раженский Валаамский монастырь, сады которого создавались на суровом скалистом архипелаге, где толщина естественного почвенного слоя всего 10 см. Одних только яблонь в валаамских садах было к началу XIX в. 60 сортов. Кроме яблонь, монахи выращивали груши, вишню, сливу, крыжовник (его именовали «берсень»), малину. В Верхнем саду, возникшем из Аптекарского огорода, по-прежнему растут разные виды и сорта шиповника, валериана, мята, можжевельник, аптечная ромашка. Нижний сад прославился виноградом [5].

В петровскую эпоху во многих русских монастырях, особенно расположенных близко к крупным городам, появляются признаки обмирщения (секуляризации) ландшафта: мощеные дорожки, гроты, фонтаны, стриженые формы деревьев и кустарников. [6]. В первой половине ХУШ в. в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре и Смольном монастыре, применяли регулярную планировку, включая кустарниковые боскеты, стриженые шпалеры, цветочные партеры, фонтаны и т. д. [7]

В конце ХУШ в. в русских монастырских садах начали высаживать садовые розы.

К концу XIX в. — началу XX в. многие монастыри России представляли собой города-сады с широкими аллеями, рощами, видовыми площадками, крупными цветниками, набережными, рассчитаные на большое количество паломников.

В годы советской власти вместе с монастырями были уничтожены и монастырские сады. Частично они сохранились лишь при немногих действовавших в те годы монастырях.

В настоящее время, в эпоху возрождения храмов и монастырей, восстанавливаются и монастырские сады, и цветники в них.

Один из крупнейших монастырей — Диве-евский (полное название — Серафимов Дивеев-ский во имя Святой Троицы женский монастырь), расположенный в с. Дивеево Нижегородской области. Почитается православной церковью как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы. История Серафимо-Дивеевского монастыря начинается с середины XVI в., когда в с. Дивеево пришла Агафия Семеновна Мельгунова, ставшая основательницей и первоначальницей женской общины при Казанской церкви. Только на двенадцатой начальнице, как и предсказывал преподобный Серафим, устроился здесь монастырь. В 1927 г. монастырь был закрыт и разорен. Через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 г. в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе.

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. По преданию, 25 ноября 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Сегодня Святая Канавка полностью восстановлена. Внутри ее территории созданы ландшафтные композиции из декоративных кустарников, деревьев, травянистых растений. Много высажено роз, флоксов, пионов, лилий (рис. 1). По самой Канавке высажен крыжовник [8].

Выводы

Анализ исторических материалов по вопросам цветочного оформления монастырских территорий позволяет сделать вывод, что нет единых канонов и правил создания цветников в монастырях, но, безусловно, есть благочестивые традиции цветочного оформления, связанные с определенным укладом монастырской жизни. Предлагаем следующие рекомендации, которыми могут руководствоваться специалисты при создании цветников на монастырских территориях.

1. Необходимо учитывать индивидуальные исторические, местные природно-климатические, архитектурно-планировочные, ландшафтные особенности каждой обители, а также их утилитарные и социальные функции.

2. Выбор ассортимента растений и приемов цветочного оформления в значительной мере

рии монастыря разнообразные стабильно-декоративные цветочные культуры с привлекательными цветками, соцветиями, листьями, часто с ароматом, такие как пионы, ирисы, георгины, астры, хризантемы, примулы, золотарник, нивяник, ландыш, хоста, астильба, лилейник, гейхера, гравилат, бадан и др. (рис. 2.), в том числе двулетники (маргаритки, виола Витрокка) и в небольшом количестве — летники.

Рис. 1. Святая Канавка (Дивеево) Fig. 1. The Holy Path (Diveevo)

Рис. 2. Цветник из многолетников (Оптина Пустынь) Fig. 2. A flower garden of perennials (OptinaPustyn)

зависит от мнения и личных предпочтений настоятеля обители, которые обязательно надо учитывать при воссоздании монастырских садов и цветников.

3. Не стоит забывать, что русские монастыри всегда сочетали в себе полезное и идеальное, утилитарное и сакральное; в них, в отличие от западноевропейских монастырей, отсутствовали показная роскошь, театральность, избыток символизма.

Нежелательно перегружать композиции монастырских цветников растениями — библейскими символами (которые считаются свидетелями библейских событий). Их должно быть не более двух-четырех видов [9]. Надо иметь в виду, что в православии садовые розы никогда не были символом Богоматери, как в каталицизме, и появились в монастырских садах России лишь с конца XVIII в. — в пору активного обмирщения церкви. До этого выращивались шиповники. Истинным символом Богородицы в православии всегда являлась белая лилия (крин), которую часто сажали рядом с небольшим водоемом (криница). В условиях благоприятного климата хорошо высаживать виноград — символ священного дерева — и такие библейские растения, как иссоп, фиалки, шафран, лаванда.

4. Одновременно с библейскими использовались и ныне достойны располагаться на террито-

В монастырях, расположенных рядом с крупными городами, нередко упор делается на летники — бегонию, петунию, сальвию, тагетес. Цветники из них резко контрастируют с архитектурой и окружающим природным ландшафтом монастырской территории. Такие композиции мало отличаются от городских цветников и часто не находят отклика в душах насельников и паломников монастыря.

5. Наряду с разными видами шиповника стоит использовать садовые розы: флорибунда, шрабы, плетистые — на опорах.

6. Очень гармонично воспринимаются на территории монастыря злаковые растения, такие как мискантус, фалярис, молиния, вейник и т. п., благодаря своей воздушности, интересной форме, стабильности декоративности.

7. Растения, которые традиционно не рекомендуется высаживать на территории храмов: ядовитые (аконит, белена, лютики, ясенец, дафна), колючие (например, агава). Непригодны для монастырского сада растения, за которыми с давних времен закрепился отрицательный сакральный смысл, так называемые колдовские травы: дербенник иволистный (плакун-трава), кошачья лапка (нечуй-ветер), кувшинка (одолень-трава), фуксия [10].

8. Дорожки в монастырских садах можно оформить бордюрами, рабатками или миксбор-дерами лесного или садового типа из стабиль-

но-декоративных неприхотливых растений, подобранных по принципу непрерывности цветения, сочетая их с традиционными для монастырей деревьями и кустарниками. Можно обеспечить наиболее пышное цветение садов летом и осенью во время таких православных праздников, как Вознесение, Троица, Петров день, Успение и Рождество Богоматери, церковное Новолетие, престольные праздники.

9. Цветовая гамма цветочных композиций должна согласовываться с цветом архитектурных строений. Так, у стен храма из красного кирпича хорошо воспринимаются растения с белой, серебристой, голубой окраской, у белых стен — с красной и бордовой, у желтых — с сиреневой, синей, фиолетовой, у голубых — с желтой, красной, пурпурной окраской [11].

10. В некоторых случаях в парадных местах монастырской территории можно применять и регулярные элементы цветочного оформления, например, цветники с растительными орнаментами, христианской символикой (крест, рыба, голубь) (рис. 3), надписями, клумбы с розами (рис. 4), подпорные стенки и контейнеры с цветочными растениями (рис. 5) и т. д. Форма, линии рисунка

Рис. 3. Регулярный цветник с изображением креста (Задонский Рождество-Богородицкий Монастырь) Fig. 3. Regular flower garden with the image of the cross (Zadonsky Christmas-Bogoroditsky Monastery)

Рис. 4. Посадки роз (Дивеево) Fig. 4. Rose plantations (Diveevo)

Рис. 5. Контейнеры с петуниями (Свято-Введенский Толг-

ский монастырь) Fig. 5. Containers with petunias (Holy-VvedenskyTolga Monastery)

и контуры регулярных цветников должны соответствовать стилю архитектурных сооружений. Так, рисунки рабаток и клумб могут включать отдельные элементы и украшения монастырских зданий, например, линии куполов, оконных наличников, а также элементы орнаментов росписи зданий.

11. Существует традиция устраивать на специально отведенных участках монастырских территорий аптекарские огороды или сады лекарственных растений, где можно выращивать и собирать коллекции редких и лекарственных растений. Например, на территории Свято-Николо-Берлю-ковского монастыря (Московская область, Ногинский район) в настоящее время воссоздан Аптекарский огород, на котором монахи выращивают и заготавливают более 50 видов лекарственных растений.

12. На территории монастырей уместны рока-рии, особенно на участках с выраженным рельефом — склонах, террасах. Для них подбирают такой ассортимент кустарников и цветочных растений, который обеспечивает непрерывность цветения и прежде всего — цветение к праздникам. Это традиционные для рокария неприхотливые культуры: ирисы, хризантемы, хосты, гвоздики, очитки, молодило, луковичные и мелколуковичные культуры и др.

13. Безусловно, надо категорически отказаться от разнообразных растительных лабиринтов, характерных для католических садов, ограничить применение стриженых форм деревьев и кустарников [11].

14. С древних времен на территории обителей размещаются монастырские кладбища, на которых похоронены православные христиане — настоятели, монахи, благотворители монастыря. По благочестивой традиции, на могилах можно

высаживать барвинок малый (народное название «гроб-трава»), который живым ковром будет стелиться по могильным холмам, а весной и в начале лета покроется голубыми цветками. Места упокоения можно оформить такими растениями, как незабудка, маргаритка, виола Витрокка, хоста, а также мелколуковичными культурами.

Создавать цветники в русских монастырях нужно не только осмысленно, но и с любовью и особым тщанием. Ведь, по образному выражению св. праведного Иоанна Кронштадского, цветы — это остатки рая на земле.

Список литературы

[1] Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. М.: Наука, 1982. 344 с.

[2] Богуславский Г. Острова Соловецкие. Архангельск: Севеверо-Западное книжное изд-во, 1966. 163 с.

[3] Паршин А.Ю. Соловецкий сад. Ботанический сад — Макарьевская пустынь Соловецкого государственного

историко-архитектурного и природного музея-заповедника. М., 2005. 56 с.

[4] Немирович-Данченко В.И. Соловки // От Соловков до Святой Земли: паломнические очерки русских писателей. М.: Артос-Медиа, 2012. 768 с.

[5] Православные монастыри. № 2. Путешествия по святым местам / под ред. А. Жарковой. М.: DeAgostini, 2008. 32 с.

[6] Вергунов А.П., Горохов В.А. Монастыри. Природа и люди. М.: Изд-во ж. «Москва», 2006. 624 с.

[7] Вергунов А.П., Горохов В.А. Монастыри земли русской. М.: Изд-во ж. «Москва», 2009. 800 с.

[8] Канавка Царицы Небесной. Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 2009. 80 с.

[9] Михальчик А.С. Ландшафт территорий христианских храмов и монастырские сады // Питомник, частный сад, 2011. № 5 (11). С. 61

[10] Стрижев А.А. Русское разнотравье. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2007. 568 с.

[11] Бобылева О.Н., Бочкова И.Ю. Цветочное оформление территорий храмовых комплексов // Объекты культурного наследия — проблемы сохранения, восстановления и развития: Сб. ст. / под ред. О.Н. Бобылевой, И.Ю. Бочковой. М.: МГУЛ, 2016. С. 66-69.

Сведения об авторах

Бобылева Ольга Николаевна — старший преподаватель кафедры декоративного растениеводства и физиологии растений МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), bobyleva@mgul.ac.ru, agava0105@yandex.ru

Бочкова Ирина Юрьевна — канд. с.-х. наук, доцент кафедры декоративного растениеводства и физиологии растений МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), bochkova@mgul.ac.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2017.

ON THE QUESTION OF THE FLOWER DESIGN OF MONASTERY TERRITORY

O.N. Bobyleva, I.Yu. Bochkova

BMSTU (Mytishchi branch), 1 st. Institutskaya, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia bobyleva@mgul.ac.ru

The article deals with the issues of flower decoration of territories of Russian Orthodox monasteries. The stages of the formation of Russian monastic gardens from ancient times, the features of the floral decoration of each type of garden on the examples of the Solovetsky, Valaam and Diveevsky monasteries are described. The techniquesof planning gardens such as apothecary garden, fruit garden, flower compositions are considered. Recommendations are given on the selection of an assortment of floral and ornamental plants for monastic territories, i.e. for rockeries, mixborders, flower beds. The variants of the assortment of flower crops are considered depending on the style of the monastery territory.

Keywords: monastery garden, territory of a monastery, colors, composition of flower beds, ornament of flower beds

Suggested citation: Bobyleva O.N., Bochkova I.Yu. K voprosu tsvetochnogo oformleniya territorii monastyrey [On the question of the flower design of the monastery territory]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 1, pp. 52-57. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-1-52-57

References

[1] Likhachev D.S. Poeziya sadov. Ksemantike sadovo-parkovykh stiley [Poetry of gardens. To the semantics of garden and park styles]. Moscow: Nauka Publ. [Science], 1982, 344 p.

[2] Boguslavskiy G. OstrovaSolovetskie [The Solovetsky Islands]. Arhangel'sk: Severo-Zapadnoe knizhnoe Izdatel'stvo [NorthEast book Publ.], 1966, 163 p.

[3] Parshin A.Yu. Solovetskiy sad. Botanicheskiy sad — Makar'evskaya pustyn' Solovetskogo gosudarstvennogo istoriko-arkhitekturnogo i prirodnogo muzeya-zapovednika [The Solovetsky garden. Botanical Garden — Makarevskaya desert of the Solovetsky State Historical, Architectural and Natural Museum-Reserve]. Moscow, 2005, 56 p.

[4] Nemirovich-Danchenko V.I. Solovki: v kn. «Ot Solovkov do Svyatoy Zemli: palomnicheskie ocherki russkikh pisateley» [Solovki, in book «Collection From Solovki to the Holy Land: pilgrim essays of Russian writers»]. Moscow: Artos-Media Publ., 2012, 768 p.

[5] Pravoslavnye monastyri. № 2. Puteshestviyapo svyatym mestam [Orthodox monasteries. Traveling to holy places]. Moscow: DeAgostini Publ., 2008, 32 p.

[6] Vergunov A.P., Gorokhov V.A. Monastyri. Priroda i lyudi [Monasteries. Nature and people]. Moscow: Publishing House of the magazine «Moscow», 2006, 624 p.

[7] Vergunov A.P., Gorokhov V.A. Monastyri zemli russkoy [Monasteries of the Russian land]. Moscow: Publishing House of the magazine «Moscow», 2009, 800 p.

[8] Kanavka Tsaritsy Nebesnoy [The groove of the Queen of Heaven]. Diveevo: Holy Trinity Seraphim-Diveevsky Monastery Publ., 2009, 80 p.

[9] Mikhal'chik A.S. Landshaft territoriy khristianskikh khramov i monastyrskie sady [The landscape of the territories of Christian churches and monastery gardens]. Pitomnik, chastnyj sad [Kennel, private garden], 2011, no. 5 (11), p. 61.

[10] Strizhev A.A. Russkoe raznotrav'e [Russian herbage]. Moscow: Society for the Preservation of Literary Heritage Publ., 2007, 568 p.

[11] Bobyleva O.N., Bochkova I.Yu. Tsvetochnoe oformlenie territoriykhramovykh kompleksov [Flower decoration of the territories of temple complexes]. Ob'ekty kul'turnogo naslediya — problemy sokhraneniya, vosstanovleniya i razvitiya [Objects of cultural heritage — the problems of preservation, restoration and development]. Moscow: MGUL Publ., 2016, pp. 66-69.

Authors' information

Bobyleva Ol'ga Nikolaevna — Senior Lecturer of BMSTU (Mytishchi branch), bobyleva@mgul.ac.ru, agava0105@yandex.ru

Bochkova Irina Yur'evna — Cand. Sci. (Agriculture), Associate Professor of BMSTU (Mytishchi

branch), bochkova@mgul.ac.ru

Received 01.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.