ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ В РУССКИХ РЕГУЛЯРНЫХ ПАРКАХ
М.Ф. МАКСИМЕНКО, соискатель каф. ландшафтной архитектуры и садово-паркового
строительства МГУЛ
В течение ряда лет в нашей стране ведутся работы по восстановлению объектов садово-паркового искусства. Это царские резиденции, усадьбы крупнейшей знати и дворянские усадьбы, а также частновладельческие сады второй половины XIX - начала XX вв.
Восстановление исторических парков проводится на основе изучения архивных, литературных и иконографических материалов, а также натурного обследования территории. В результате определяется историческая планировка объекта, структура его пейзажей, состав и композиция насаждений. При этом наибольшую проблему представляет решение вопроса цветочного оформления, поскольку информация об ассортименте и приемах использования цветников недостаточно изучена либо отсутствует и часто носит случайный характер. Поэтому первостепенной задачей в решении вопроса цветочного оформления исторических парков является определение ассортимента цветочных и травянистых растений.
Анализ исторических источников в контексте истории садово-паркового искусства России позволил выявить этот ассортимент в хронологической последовательности.
Садоводство на Руси, как необходимая принадлежность хозяйства, известно с глубокой древности, при этом сад и огород обычно составляли одно целое. Наиболее ранним памятником древней письменности, в котором отведено место вопросам садоводства и огородничества в старинном русском быту, явился «Домострой», где приводятся рекомендации по выращиванию только садовых и огородных культур.
Обширные и богатые сады Москвы, принадлежавшие царской фамилии, также имели чисто хозяйственное значение.
Впервые информация о появлении лекарственных и декоративных растений относится к монастырским и митрополичьим садам. В последующем цветочные культуры вводятся в великокняжеские, боярские сады, а также сады
состоятельной части населения. В них использовались наиболее распространенные неприхотливые цветы: васильки, маки, колокольчики, фиалки, незабудки, ноготки, шиповник.
Царь Михаил Федорович первым стал украшать свой сад дорогими травами и растениями, и при нем же герцог Голштинский прислал с гамбургским купцом Петром Марцели-усом «бархатную» (махровую) розу. Розы эти хорошо принялись в царских садах, а затем появились там же различного рода иностранные растения, до сих пор неизвестные в Москве.
При Алексее Михайловиче сады, оставаясь преимущественно плодовыми, начинают приобретать характер увеселительных, в которых все больше места отводится цветам и чисто декоративным растениям.
Особенно славились Кремлевские сады, в том числе и верховые, которые он привел в цветущее состояние. Согласно переписи, произведенной в 1701 году, в них произрастали следующие цветочные растения: пионы красные, гвоздика, тюльпаны цветные, кроны (рябчики), нарциссы, лилеи желтые, шалфей, рута, зоря (любисток), рожица белая и красная, барбарис, сереборинник (шиповник) красный и белый.
В ассортименте других московских садов упоминаются: божье дерево (полынь благоуханная), венцы, лилеи белые, рожи алые, мымрис, орлик, гвоздика душистая, репейча-тая, филорожи, мята, касатик, калуфер (пижма бальзамическая), девичья красота, фиялки махровые и желтые, пижма, иссоп (не все названия растений, встречающиеся в исторических документах, идентифицированы) [1].
Кроме того, по описи кремлевских садов 1702 г., в набережных садах находилось 100 горшков с разными деревьями и цветами, которые выставлялись из «ранжерей» [2].
Таким образом, постройку первых в России «ранжерейных палат» надо отнести ко второй половине XVII столетия.
Богатством и разнообразием цветочного ассортимента славились и Кремлевские
22
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
патриаршие сады. Так, в 1676-1679 гг. для них были закуплены цветочные растения: тюльпаны, мак, бархаты красные и алые, гвоздика турецкая, шалфей, калуфер, пижма, рожи красные мороховатые, божье дерево, коруна рудожелтая, иссоп, мята немецкая, чабер, кроны, тимьян, бобы большие красные и т.д.
В первые годы царствования Алексей Михайлович не проявлял большого интереса к устройству и украшениям своих садов. Его внимание привлекали тогда лишь наиболее красивые из старых отцовских садов в Покровском и Коломенском.
Но в дальнейшем, избрав для нового большого загородного хозяйства село Измайлово, царь Алексей в 1666 г заложил и ряд декоративных садов, которые составили славу русского садово-паркового искусства. Среди этих садов наиболее интересны Просянский, Виноградный и Круглый, а также сад у Потешных палат. Каждый из них имел свой регулярный планировочный рисунок, композиционно увязанный с ассортиментом. Здесь встречаются боскеты из плодовых деревьев и кустарников и узорчатые партеры с душистыми растениями, травами и цветами, в составе которых упоминаются тюльпаны, нарциссы белые и золотистые, тимьян, майоран, сереборинник и т.д.
При этом, следуя традиции хозяйственной значимости сада, в рисунках цветников Измайлова использовались сельскохозяйственные культуры: горох, греча, овес, которые имели и декоративный эффект. Эти сады явились нововведением в России и быстро перенимались близкими по двору боярами. В своих усадьбах они также заводили разные заморские новшества, придавая и своим садам все более «увеселительный» характер. Все это говорит о коренном изменении к концу XVII в. старинного хозяйственного садоводства дворцовых и богатых усадебных садов в сторону замены его садоводством «увеселительным». Появляются первые оранжереи в садах ближних бояр и придворной знати.
Наряду с «увеселительными» садами продолжали существовать и «аптекарские огороды», предназначенные для выращивания лекарственных, пряных и эфиромасличных растений. Многие из них использовались не только в лечебных целях, но и в качестве
приправ, а также для приготовления духов. В аптекарских огородах в дальнейшем стали выращивать декоративные цветы и «ботанические» растения, т.е. дикорастущие виды отечественной и зарубежной флоры. На базе этих «аптекарских огородов» впоследствии возникли ботанические сады Москвы и Петербурга, развитие которых в последующем не прекращалось. Эти сады сыграли важную роль в развитии русского цветоводства.
С приходом Петра I начинается новый этап в истории садово-паркового искусства. Создаются парадные дворцово-парковые ансамбли, в которых цветники приобретают характер красочных партеров, их рисунок усложняется и ассортимент расширяется, приспосабливаясь к характеру цветников.
Первые достоверные сведения об устройстве больших партеров и цветников в дворцовых садах и парках относятся к началу XVIII в., когда Петр I строил новую столицу на берегах Невы, и одновременно началось строительство парков Летнего сада, Петергофа, Стрельны, Екатерингофа, Ораниенбаума, Гатчины, Царского села и др., отмеченные в истории садово-паркового искусства как сады Петровской эпохи. Однако следует отметить, что садам в Петербурге предшествует создание Лефортовских и Головинских садов на Яузе в Москве. Они явились своеобразным полигоном для формирования и развития приемов европейского садово-паркового искусства, блистательно воплощенных в Петербургских садах. Петр, выросший в садах Измайлова, Коломенского, Преображенского, вынес любовь к цветочным растениям и особенно душистым.
В разработке проектов петербургских садов и парков Петр I принимал живое участие. Сохранился набросок цветочного партера в Летнем саду, сделанный рукой Петра, с простым и строгим рисунком. Еще в начале устройства Летнего сада, в марте 1704 года, Петр пишет в Москву Тихону Стрешневу: «Как вы письмо получите, изволь, не пропуская времени всяких цветов в Измайлове, не помалу, а больше тех, как пахнут, прислать с садовником в Петербург» [3].
Эта любовь к душистым цветам, к ароматным травам переносится из старинных русских садов в новую резиденцию как одна из
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008
23
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
традиционных черт. Есть сведения, что Летний сад в первые годы своего существования даже назывался «цветочным», благодаря четырем партерным цветникам, созданным голландским садовником Яном Розеном, на месте которых впоследствии были устроены четыре боскета.
В июне того же года, сообщая Стрешневу о взятии Нарвы, Петр пишет: «... цветы шесть кустов пионов привезли в целости» и высказывает сожаление, что «калуферу, мяты и многих душистых трав не прислано». А в 1706 году из Нарвы в Петербург отправляются красные и белые лилии и «душистый майоран». Также часто упоминаются иссоп, фенхель, портулак, шалфей, рута.
Душистые травы присутствуют во всех садах петровского времени. И для нового сада в Риге (Александершанц) требуются в первую очередь «4 куста пионов, 100 шт. белых и желтых нарциссов, 6 шт. махровой голландской гвоздики» и наряду с ними неуказанное количество мелисы, иссопа, шалфея, майорана, базилика. Этот ассортимент душистых трав
- русская традиция, он нехарактерен для европейских садов, где эти травы высаживались среди огородных растений, а не на парадных местах. Имеются также указания Петра сажать душистые растения вблизи дорожек и зданий, то есть они вводятся в число основных растений наряду с декоративными.
Летний сад, первый из петровских садов Петербурга, по существу, стал образцом применения новых достижений в области садово-паркового искусства, своеобразным эталоном, демонстрировавшим все лучшее, что было создано в Европе и считалось целесообразным в условиях России.
Большое впечатление на Петра I произвели голландские сады, и не случайно первыми главными садовниками Летнего сада и Петергофа были приглашены именно голландцы
- Ян Роозен и Леонард Ван Гарнихфельдт.
При Петре I сады приобретают регулярную планировку, соответствующую европейским садам конца XVII - начала XVIII вв. и особенно французским садам Версаля. Строгость геометрической планировки при разнообразной трактовке деталей, при обилии фонтанов, бассейнов и других водных устройств, обязательной скульптуре, крытых
аллеях, трельяжных беседках, высоких стриженых стенах была главным составляющим пышных регулярных садов барокко эпохи Людовика XIV. В этих садах важнейшая роль отводилась цветникам. Они представляли собой сложные композиции разнообразных рисунков из цветов, растущих в грунте, зеленого газона и инертного материала.
Четкость рисунка создавали бордюры из стриженого буксуса, обрамлявшие цветники или представляющие собой самостоятельный узор. Кроме цветов, а часто вместо них, вводились плоскости с зеленым газоном и инертным материалом (разноцветным песком, битым стеклом, углем и др.). Отдельные акценты этих цветочных композиций подчеркивались растениями в вазах и кадках. Появление кружевных партеров заставило обратить особое внимание на ассортимент цветочных растений.
В русских регулярных садах XVIII столетия в таких партерах цветам отводилась ведущая роль. Сохранился чертеж партера Монплезира, где рукой Петра I партер крестообразно разделен на четыре цветника с надписью «В сих четырех квадратах садить буксбо-мом (самшит) по приложенной фигуре и чтоб осажено было с краев, а в середине земля оставлена была бы на цветы» [3]. Это указание сразу определяет характер цветника.
Сохранилось и описание цветочного убранства партера Монплезира: «В Монплезирс-ком саду в цветниках, в четырех партерах обсажено около прямых и фигурных работ в две линии цветными луковицами нарцизами и простыми белыми яцентами (гиацинтами) длиною на три погонных сажени...» Дальше упоминается, что в цветниках находятся «пеонов двойных, красных 32, розину... белого - 44, штамового розину китайского и простого - 5, ирияс (ирисы) «шункиди» кустов 18, ирияс ангостифоли-ум - кустов 6, ирияс грине - кустов 4, кандра полуста - кустов 2, урыпкула (примула) урзи кустов 2. Около четырех работ обсажено буковыми малыми кустами с двух сторон...» [3].
Дополняют эти сведения недавно обнаруженные документы, где приведены данные о летниках и двулетниках, употребляющихся постоянно после весенних луковичных цветов. Это документы садовников, требовавших цветочные семена, и даже отдельные записи самого
24
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Петра I (все они рассыпаны среди документов о строительстве в «Книге о строениях»).
В ассортименте летников календула (ноготки), дигелла (нигелла), бальзамин, мальва, анитрум, астер (астра), настурциен индика (настурция), левкоен (левкои), шкаби-оза (скабиоза), конвольвульвус (вьюнок), флос перпетуа, амарант. Также использовались двулетники и многолетники: питармика (ахиллея птармика), белис арбореон (маргаритки), фио-лис патернали (гесперис), кампандуля (кампа-нула), сопонария, аконит, аквилегия, люнария, лихнис хальцедоника, коронария, зулидагу (солидаго), енциана (горечавка) [3].
Кроме вышеперечисленных в заказах для Петергофа и Стрельны, направляемых европейским садовникам, упоминаются такие растения, как шпикандр (лаванда), сиринга испаника, розы, клематис флоре плену, роза центифолия флора лета (т.е. желтыми цветами), желтые фиоли (лакфиоль), розмарин, фейль (левкой), пеоны, тульпаны, тоберозы, кампанула, мартагон, примула верис, рабарбас (ревень), крокусы [4]. Главенствующее положение в ассортименте цветов занимали розы и луковичные растения.
Использование буксуса для обсадки цветочного рисунка в цветниках «бродери» не дало положительного результата в климатических условиях России. В качестве замены использовались можжевельник, сереборин-ник, барбарис, а также, по указанию Петра, брусника. Тем не менее самшит продолжали выписывать в огромных количествах.
Древесная растительность в партерных частях сада была представлена обычно только небольшим количеством растущих в грунте деревьев с фигурно подстриженными кронами. Большую же часть деревьев, украшавших сады в летние месяцы, составляли иноземные растения, такие как померанцевые, миртовые, лавровые и т.п., которые в климатических условиях средней и северной Европы зимой должны были содержаться в отапливаемых помещениях, оранжереях и только с наступлением теплого времени выносились в сад в кадках, фаянсовых или чугунных вазах и расставлялись вокруг партеров и цветочных клумб.
Регулярные сады характерны для России I половины XVIII в. Это пышные двор-
цово-парковые ансамбли Петербурга, такие как Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Ека-териногоф, и подмосковные усадьбы Кусково, Архангельское, Анненгоф. Именно для них и поставлялся привезенный выше ассортимент. И если вначале он характеризуется некоторой ограниченностью культур, то со временем происходит расширение ассортимента, главным образом за счет новых сортов, а также путем использования новых видов летников и многолетников. Так, в составе растений, приобретенных для Головинского сада в 1730 г, встречаются следующие новые культуры: адонис, аурикула, антирринум, гесперис, душистый горошек, люпин, хризантема, мальва, мак, скабиоза, тагетес, маргаритки, настурция [5].
Во всех садах этого времени преобладают летники, способные держать цветочный рисунок партера. Объемы закупок возрастают и измеряются не единицами, а сотнями и тысячами.
Сложившийся ассортимент декоративных растений стал одновременно и источником их размножения. Это укрепило необходимость формирования своих оранжерейных хозяйств, в которых содержались не только редкие коллекционные виды, но и выращивалась рассада для открытого грунта.
Таким образом, в России за сравнительно короткое время сложилось отечественное цветоводство.
Библиографический список
1. Забелин, И.Е. Московские сады в XVII столетии / И.Е. Забелин // Журнал садоводства. - Т.2. - М., 1856. - С. 116-122.
2. Кожин, А.Е. Исторический очерк оранжерейного и тепличного разведения растений в России в XVII-XIX столетиях / А.Е. Кожин // Тр. Ботанического института им. В.Л. Комарова АН СССР. Вып.4. - Л., 1955. - С. 30.
3. Тихомирова, М.А. О восстановлении русских регулярных садов петровского времени/ М.А. Тихомирова // Восстановление памятников культуры (Проблемы реставрации). - М., 1981. - С. 133.
4. Базилевская, Н.А. Из истории декоративного садоводства и цветоводства в России / Н.А. Базилевская // Тр. Института истории естествознания и техники. - Т. 24. - М., 1958. - С. 116.
5. Сведения о московских и подмосковных садах в XVIII и XIX ст. / И.Е. Забелин // Опыты изучения русских древностей и истории: исследования, описания и критические статьи. - Ч. II. - М., 1873. -С. 321-324.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008
25