Научная статья на тему 'Молитва на Святой богородичной Канавке'

Молитва на Святой богородичной Канавке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2357
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святая Канавка / преподобный Серафим Саровский / Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской епархии / чудо / исцеление хромого. / Holy moat of the Virgin / St. Seraphim of Sarov / Holy Trinity Sera- phim-Divevsky female Convent of the Nizhny Novgorod Diocese / miracle / heal- ing of the lame.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернышев Сергей Николаевич

По Святой Богородичной Канавке в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии ежедневно во главе с игуменией проходят с молитвой насельницы монастыря и сотни, а по праздникам до 10000 тысяч паломников. К общей молитве они добавляют свои личные благодарения и прошения. В статье приведены сведения о молитвенном правиле и чудесной помощи по молитвам на Святой Канавке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE PRAYER RULE ON THE HOLY MOAT OF THE VIRGIN

In the Holy Trinity Seraphim-Diveevsky female Convent of the Nizhny Novgorod Diocese there is a path along the shaft above the moat of the Virgin Mary. The nuns of the monastery walk along this path with the prayer rule every day, and on holiday days there are even up to 10,000 of pilgrims there. The article provides information about the prayer rule and the miraculous divine help due to this prayer, in particular about the recovery of the lame.

Текст научной работы на тему «Молитва на Святой богородичной Канавке»

УДК 243:281.93

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10110

Чернышев Сергей Николаевич,

доктор геолого-минералогических наук, профессор, преподаватель Костромской духовной семинарии, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации, E-mail: [email protected]

МОЛИТВА НА СВЯТОЙ БОГОРОДИЧНОЙ КАНАВКЕ

По Святой Богородичной Канавке в Свято-Троицком Серафимо-Ди-веевском женском монастыре Нижегородской епархии ежедневно во главе с игуменией проходят с молитвой насельницы монастыря и сотни, а по праздникам до 10000 тысяч паломников. К общей молитве они добавляют свои личные благодарения и прошения. В статье приведены сведения о молитвенном правиле и чудесной помощи по молитвам на Святой Канавке. Ключевые слова: Святая Канавка, преподобный Серафим Саровский, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской епархии, чудо, исцеление хромого.

Цитирование: Чернышев С.Н. Молитва на Святой Богородичной Канавки в XIX веке // Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. - С. 115-127.

Молитвенная жизнь на Святой Богородичной Канавке не прекращалась на протяжении всех 190 лет её существования, несмотря на периоды видимого физического запустения и небрежения к святому месту от власть имущих. Молитвы отсюда достигали Царицы Небесной, и в годы гонения на серафи-мовых послушниц в середине XIX века, и в середине ХХ века при большевистском гонении на Церковь в целом.

Молитва на Святой Канавке, как и везде, как всякая молитва, есть беседа с Богом и Богородицей, и с почившими святыми, и с ангелами. Она совершается от сердца, по чувству любви нашей к Богу и близким нам святым мужам и женам, к ангельским силам, и возбуждается ощущением нашей немощи в деле грядущего спасения и в делах текущей земной жизни. Чем сильнее сознаём мы невозможность без Божией помощи обрести спасение или совершить предстоящее дело, тем искреннее мы просим помощи от Бога и молитвенного содействия нам Богородицы, преподобного Серафима, ангела хранителя и близких нам святых. В тяжких болезнях и неразрешимых жизненных обстоятельствах мы особенно искренне обращаемся к Богу, мы проявляем веру в Его всемогущество и надеемся на помощь свыше. В это время главное - не слова, а вера, соединенная с горьким осознанием своего недо-

Молитвенный ход по Святой Канавке насельниц монастыря.

стоинства быть услышанным. Слова же помогают нам удержать веру и понимание того, что можем быть услышаны, если произносим слова. Молящийся человек для ангелов подобен фонарику во тьме ночи, как писал святитель Феофан Затворник Вышенский. Ангелы видят такого человека, прислушиваются к нему, усиливают его молитву и доносят её по адресу Богородице, святым или самому Богу. Ангелов, наверное, много на Святой Канавке, потому и молитва здесь бывает услышана. В Великую пятницу, 25 апреля 2003 года, ввиду большой спешки с проектированием сооружений Святой Канавки, мне пришлось описывать шурфы на последней прямой части Святой Канавки. Тогда ещё пленочный мой фотоаппарат заснял невидимый глазу свет, наискось перечеркнувший кадр цветного негатива. Можно думать, что это «пламень огненный» (Пс. 103:4), след пролетавшего ангела. В наше время такая фотофиксация невидимого - небольшая редкость. Молитва на Святой Канавке, как и везде, может быть бессловесным воздыханием, либо воздыханием со словами «Господи, прости!», «Господи, помилуй!». Такая молитва может достигнуть Всевышнего, и примеры того есть. Она для верующих в Бога, в его всемогущество и милосердие, но еще не знающих слов молитв, и для тех, кто познав многие молитвы, может произнести только эти простые слова, скованный чувством глубокого покаяния и великого сокрушения.

Молитвенное правило, которое благословил читать на Святой Канавке Преподобный Серафим, очень просто. Он ничего не делал без Божьего благословения. Богородица много раз являлась ему сообщить волю Божию о нём, о пасомых им Дивеевских сестрах и о нас, православных его последователях.

Потому слова молитв на Святой Канавке Батюшке, несомненно, даны Самой Богородицей.

Батюшка Серафим в покаянии и скорби, в радости и благодарении Богу, в болезни и здравии благословил читать на Святой Канавке правило, идущее из первого христианского тысячелетия. Во-первых, читать молитву «Отче наш...». Во-вторых, после «Отче наш» читать десять раз «Богородице Дево, радуйся...». В-третьих, молитву «Милосердия двери отверзи нам.». Так повторить 15 раз, медленно проходя по валу святой Канавки. Получится 15 молитв «Отче наш», 150 молитв к Богородице и 15 молитв «Милосердия двери.», также обращенных к Царице Небесной, устроительнице Святой Богородичной Канавки. Можно повторить эти молитвы и более 15 раз, если, идя по валу, Вы уже исполнили данное преподобным Серафимом число молитв, но ещё не пришли к концу рва и вала. Спустившись с вала к мраморному кресту, читают молитву «Достойно есть ...».

К этим четырём молитвам сестры один раз добавляют пятую: «Ангелъ вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку, радуйся! Твой Сынъ воскресе тридневенъ от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие ве-селитеся! Светися, святися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе воссия: ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего» (Задостойник Пасхи, глас 1). Её во время монастырского молитвенного хода по святой Канавке поет монашеский хор, остановившись лицом на восток, у большого мраморного креста, что стоит на валу в самой восточной точке Святой Канавки, у второго её поворота.

«Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» - говорил преподобный Серафим.

В четвертой молитве «Достойно есть.» мы утверждаем свою веру в исключительность и всесовершенство Девы Богородицы, Пренепорочной и прославляемой на небесах и на земле более, чем славятся ангельские чины, прославляемой за то, что она в юности сохранила себя достойной стать Божией Матерью, за то, что в момент Благовещения, при посещении архангела Гавриила, находясь во страхе Божием, хотя и не сразу, но согласилась принять на себя подвиг родить нашего Спасителя. Подвиг потому, что надо было принять в семье святого Иосифа Обручника подозрения после непорочного зачатия и уйти «в горняя со тщанием» к родственнице Елизавете, в глубоком одиночестве нести Зачатого тропами среди пустынных гор, чтобы в конце пути встретить понимание от ещё не рожденного Иоанна Крестителя и его матери. Затем бежать от казни Ирода, скитаться с Богомладенцем, старцем Иосифом и отроком Иаковом по Египту в страшной бедности, три дня, терзаясь, искать потерянного своего Божественного Сына до обретения его в храме, жить с пророчеством святого старца Симеона Богоприимца «И тебе самой оружие пройдет сердце», стоять у Креста и потом неусыпно пребывать у гроба Господня до второго ангельского Благовещения: «Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый», исполнить апостольское послушание в преклонных годах и, наконец, вечное послушание Царицы Небес-

ной, неся груз попечения о бесчисленном количестве нас грешных, которые, хотя и обращаются с молитвой «Богородице Дево, радуйся», но в повседневной жизни грешат и огорчают матерь Божию. А Ей нас усыновил и удочерил Спаситель со Креста через Иоанна Богослова.

С этими молитвами сестры монастыря ежедневно после вечерней трапезы проходят по валу Святой Канавки (Рис. 1), независимо от погоды. Впереди идёт игумения, либо кто-то из старших сестер с небольшой иконой Матери Божией «Умиление» Серафимо-Дивеевской, либо с праздничной иконой. За ней идут парами монахини, за монахинями инокини, за инокинями послушницы и кандидатки в монашескую семью, за ними, одетыми в чёрное, идут в своих пестрых одеждах миряне: паломники и трудники монастыря, жители Дивеева и окрестных сёл. Если в молитвенном ходе по Святой Канавке участвует епископ, он возглавляет шествие, идя рядом с иконой Богородицы, несомой игуменией. Редко молитвенный ход по Святой Канавке объединяет только несколько десятков, чаще в нем участвуют сотни человек. По праздникам молящиеся не умещаются на тропе по валу, длина которой 775 м, а ширина 2,13 метра. В этом случае, когда голова молитвенного хода спускается с вала и останавливается у креста, тогда последние участники только поднимаются на вал к началу Святой Канавки.

Каждая и каждый, проходя по валу от начала рва Святой Канавки, обозначенного двумя голубыми елями, неслышно читают названное правило.

Сестры монастыря и паломники молятся на Святой Канавке не только в общем молитвенном ходе, но идут с молитвой самостоятельно, единолично. Идут приехавшие вместе с батюшкой прихожане какого-либо храма, идут родители и родственники вместе с удалившейся из семьи в монастырь единокровной черницей. Идут родители с малыми детьми. Многие к названным молитвам добавляют свои прошения и свои молитвы, усложняя Богородичное правило в меру своих духовных сил.

Священномученик архиепископ Серафим (Звездинский), живя в Дивее-ве в пору большевистских гонений на Церковь в 1920-х годах, на Святой Канавке молился за весь мир. Он ежедневно исполнял Богородичное правило, в тропарях воспевая все главнейшие события земной жизни Богородицы. К правилу преподобного Серафима он сделал многочисленные добавления с прошениями о здравии близких и упокоении усопших, об исцелении больных, соединении разлученных, которых в пору гражданского противостояния и массовых преследований неповинных людей было очень много, о становлении на путь христианской жизни, о своей безболезненной кончине и благоприятном ответе на Страшном Суде.

По большим праздникам по Святой Канавке совершаются многолюдные высокоторжественные крестные ходы. На Пасху крестный ход бывает после вечерней службы в первый день, ежедневно после литургии в течение первой седмицы и потом в каждое воскресение до отдания. Идут с хоругвиями, иконами, артосом. Возглавляют крестный ход священнослужители в ярких красных облачениях. Сестры несут иконы и артос на ярких белых с вышивкой больших полотенцах. Матушка игумения идёт со свечой. За ней церковный

хор, насельнцы монастыря: в начале монахини, за ними инокини, послушницы, кандидатки на поступление в монастырь. Они идут попарно, выдерживая строй, как воины христовы. Миряне, следующие за насельницами монастыря, несут зажженные свечи и маленькие иконки. Церковный хор поёт тропарь Пасхи «Христосъ воскресе из мертвыхъ, смертию смерть поправ и сущим во гробехъ живот даровав!» и пасхальные стихиры. Крестный ход многолюдный. Плотно идут молящиеся, но в пестрой по-праздничному толпе мирян за удалённостью от хора не слышно его пение. Здесь и там возникают группы поющих «Христос воскресе», к запевалам подстраиваются новые голоса, пение разливается по крестному ходу, теряет стройность и на минуту смолкает, чтобы начаться снова. Где-то в толпе идёт приезжий церковный хор и красиво, не смолкая, поёт тропарь Пасхи. Крестный ход завершается в храме, из которого он вышел, где служили литургию по пасхальному чину. Там священники дают целовать крест по завершении службы.

Крестный ход с чином погребения Божией Матери на второй день Успения отличается необыкновенной красотой. Он совершается вечером. Впереди священники несут плащаницу Божией Матери. Ступают по ковру из цветов, который готовят перед всенощной во второй половине дня. Чтобы устелить дорожку по валу со сходами длиной почти 800 метров, привлекаются паломницы с детьми и без детей, приехавшие на праздник. В первой половине дня трудники монастыря заготавливают два воза свежескошенной травы, люцерны и разнообразные цветы, которые к моменту работ по украшению Святой Канавки сосредоточены на складах у подъема на вал и схода с вала. Трава в одном месте, цветы раздельно по сортам в других местах. У каждой «лавки» с цветами монахиня, которая будет их выдавать участникам украшения.

К назначенному часу собираются паломники, стремящиеся принять участие в украшении Святой Канавки. Празднично одетые женщины с детьми школьного возраста и мужчины стоят толпой, ожидая, что их пригласят на работу. Они пришли с цветами, которые передают на общие склады. Сестры, отвечающие за украшение дорожки, выбирают из толпы себе помощников. Надо охапками таскать траву и укладывать её тонким ровным слоем, расстилая зелёный ковёр площадью около 2 тысяч квадратных метров. Первыми с большими охапками люцерны на вал уходят мужчины. За ними своё задание получают женщины и дети. Торопясь, обгоняя друг друга в праздничной суете, как в красивой игре, они несут цветы разных сортов, подобранные по окраске. Каждая девочка и мальчик превращаются как бы в краску - желтую, красную, голубую. Женщины по указанию монахинь вдоль оград дорожки, с внешней и внутренней стороны выкладывают в ровный ряд желтые головки золотых шаров, перемежая их изредка для разнообразия с головками белых и розовых астр. По середине дорожки тщательно собирают розетки из различных осенних цветов. Особый восторг это действо, по украшению Святой Канавки, вызывает у детей. Они со всей серьёзностью рядом со взрослыми выполняют настоящую нужную работу, которая так похожа на игру, так необыкновенно красива и так хорошо пахнет. Вечером весь многолюдный крестный ход пройдёт по ковру из цветов. После всенощной уже темно. Люди

идут со свечами, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный! Помилуй нас». Проходя по валу наклоняются, чтобы взять на память цветок из зелёного ковра. В 2015 году в крестном ходе участвовало полторы-две тысячи человек. Когда голова крестного хода с Плащаницей спускалась с вала, последние крестоходцы медленно втягивались на вал.

Плоды молитвы на Святой Канавке многочисленны и разнообразны, но в большинстве нам неведомы. Лишь иногда помощь Божия бывает явлена зримо в исцелениях или переменах в человеке, в его отношении к Богу, себе и ближним. Когда после молитвы всё складывается одно к одному и мы быстро достигаем вымоленной цели, помощь Божия очевидна верующему, но он чаще всего не делится с окружающими успехом молитвы по христианской скромности. В Евангелии написано, как часто Господь не благословлял рассказывать о чудесных случаях помощи от него, но не всегда. Так исцеленному у Овечьей купели, бывшему расслабленному, Он сказал взять постель свою и идти домой, но хранить в тайне, кто освободил его от болезни. Напротив, бесноватого, исцеленного на Гадаринском берегу Тивериадского озера, он отправил домой, напутствуя сказать там о милости Божией к нему. Потому даже явные случаи помощи Божией часто не становятся широко известны. Но есть множество неявных случаев помощи Божией, когда просимое не осуществляется не потому, что Бог не слышит сердечной молитвы, а потому, что это просимое вредно для человека в этой жизни или будущей. Известные случаи помощи Божией по молитвам на Святой Канавке, как бело-голубая вершина плавучей горы-айсберга, видимая над поверхностью океана. Громадное количество чудесных случаев не свидетельствуется и остаётся скрытым в волнах повседневной жизни.

Случай исцеления инвалида Сергия из Красноярска широко известен в Дивееве. Замечательное это событие, случившееся 10 августа 2005 года, уже после воссоздания Святой Богородичной Канавки, изображено иконописцами Максимом и Ириной Мироновыми на стене в храме при монастырской больнице «Надежда», находящейся на территории Мельничной обители. В детстве Сергий с родителями попал в тяжёлую автокатастрофу. Родители погибли. Его врачи выходили, но он остался калекой. Ни ногами, ни руками правильно владеть он не мог, едва передвигался на костылях. После гибели родителей прошло много лет. Как-то по радио он услышал о Святой Канавке. Это был рассказ одного из активных участников её восстановления, записанный на радио Радонеж м. Нонной (Москвичёвой) в июне 2003 года, в период разгара строительных работ. Сергий поверил в возможность исцелиться на Святой Канавке, затеплилась и стала разгораться надежда. Как ни трудно было ему одинокому безденежному калеке добраться из Красноярска до Дивеева, он осилил путь, и к концу дня 10 августа, когда прославляется Пресвятая Богородица ради чудотворной её иконы «Умиление» Сера-фимо-Дивеевской, на попутной машине из Арзамаса добрался до монастыря. На территорию монастыря уже не пускали. Однако, дежурная смена охраны монастыря, видя немощь его, веру и неотступное, горячее желание скорее попасть на Святую Богородичную Канавку взялась ему помочь. Надо сказать,

что работники охраны, все крепкие мужчины, несомненно, могут при необходимости применить силу для защиты святого места, но они постоянно действуют словом. Сам вид этих здоровых благочестивых православных людей, одетых в специальную форму, их спокойное поведение, а так же краткое тихое слово вразумляют нарушителей монастырских правил.

Дежурный сотрудник службы охраны, проводивший Сергия на вал, Николай Николаевич Абрамов, по нашей просьбе в письме от 13 ноября 2016 года свидетельствует о чудесном событии так: «Июльской ночью в 2005 году я дежурил на посту, что рядом с началом и концом Святой Канавки. По рации мне сообщили, что с «Юга» (это другой пост) пропущен на Святую Канавку инвалид на двух костылях. Мне нужно было показать ему начало Святой Канавки. Я ждал его перед началом Святой Канавки и видел, как он очень медленно двигался. На голове у него была бейсболка красного цвета козырьком назад. Я подумал, что идя так, ему долго придётся обходить всю Святую Канавку. Больная нога его была в подвешенном состоянии. Ночь была тихая, спокойная, ясная. Проводив его на вал, я прохаживался на месте моего дежурства. К моему удивлению, пропущенный мной инвалид вскоре показался на спуске с вала Святой Канавки. Прошло минут двадцать с того момента, как мы расстались. Он шел уже на двух ногах, хотя костыли по-прежнему держал подмышками. Он подошел к кресту с изображением Божией Матери, что у конца Святой Канавки и, целуя его, вытирал слёзы. Я подумал, что здесь что-то не то, и подошел к инвалиду, его звали Сергий. Приехал он из Красноярска и жил там в микрорайоне Зеленая роща на улице Воронова. Меня это удивило потому, что я тоже из Красноярска и тоже жил в Зеленой роще, только на другой улице. Сергий сказал, что родители его погибли в аварии, а он стал инвалидом. Врачи сказали, что ходить больше он не сможет. Узнал он про Дивеево, про Святую Канавку и стал добираться сюда. Спросил я его, как он молился. Он ответил, что молиться не умеет, а зайдя на святую Канавку стал повторять: «Отец Небесный, помоги! Иисус Христос, исцели!» Нога у него сама опустилась на Святую Канавку. Так он своими ногами, но с костылями обошел всю Святую Канавку.

Увидев, что он может идти без костылей, я забрал у него костыли и взяв его за руку, повел его. Потом отпустил его руку. Он пошел сам и стал кричать:

- Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Я всем расскажу в Красноярске и все приедут исцеляться сюда.

Я стал его успокаивать, чтобы он не кричал: уже ночь на улице. Забрав костыли, он ушел, а я по рации сообщил товарищам по смене, что, если кто хочет посмотреть на чудо, пусть подходит к «Югу». Днём я его ещё раз увидел и спросил, как он? Он ответил, что нога устаёт и время от времени нужен отдых. Я его подбодрил, что всё будет хорошо, и мы расстались».

Через непродолжительное время в Дивееве появился ещё один паломник из Красноярска. Ему, как жителю того же города, рассказали о случае исцеления Сергия. Он ответил: «Я тот самый доктор, который лечил Сергия и сказал ему, что он ходить не будет никогда». Так Господь, завершив дело врачевания, известил своего земного сотрудника об окончательном результате лечения.

Еще один случай исцеления Сергия мне, пишущему эти строки Сергию, Господь открыл как бы случайно, при посещении мастерской, где меня знали по прежним заказам. Я пришел получить очередной исполненный заказ. Работу по договору надо было завершать при мне. Это заняло минут 20. Мы с мастером разговорились о Дивееве, дорогом для нас обоих. Тёзка рассказал мне, как он был в поездке в Дивееве примерно в 2006 году. В то время он по просьбе матери начал ездить в паломнические поездки. Хотел оставить два порока - курение и пьянство, но не мог преодолеть себя. Пороки эти измотали его до крайности, разрушили здоровье и поставили перед последней чертой. Мать молилась за него, и он согласился поездить по святым местам. В Дивееве были два дня. Ночевали. В первый день прошли по Святой Канавке с положенной молитвой, обошли монастырь, видели медведя на березе. Вечером, уже в гостинице, у моего собеседника сильно разболелся живот. Он хотел принять таблетку, но «бабульки», которые были с ним в этой поездке, отговорили. Советовали причаститься. Он последовал совету и утром причастился. Сразу после этого выбросил за ненадобностью полпачки сигарет, которые лежали в кармане. С момента причастия желания курить или выпить спиртное не возникало. Переход к новому состоянию произошел как бы без всякого самопринуждения. Сергий проявил волю только в том, что послушался матери и стал ездить паломником, и еще раз, когда послушался пожилых спутниц и причастился в Дивееве. Прошло10 лет. Он не страдает прежними пороками, не пьёт и не курит, бодр и трудолюбив, работает аккуратно, проявляя мастерство в своём деле и доброжелательность к людям.

Был и такой вразумляющий случай. Однажды, в сентябре 2016 года автор этих строк пошел на Святую Канавку с целью прочесть, как всегда, положенное правило и одновременно снять 3 кадра, недостающих для иллюстрации выполняемой тогда работы. Прочтя 40 раз молитву Богородице и 4 раза «Отче Нашъ» я остановился, чтобы сделать нужный снимок. Стал выбирать место. Щелкнул затвором. Но тут в кадре оказалась лишняя фигура в красной одежде. Начал молитву. Женщина прошла, и я снял следующий кадр с того же места. Начал молитву, но через несколько шагов увидел и понял, что снимать нужно не с того места, где я был, а с того куда пришел. Снова прервал молитву и сделал ещё серию снимков. И так прерывая молитву, а за молитвой выбирая позиции для съёмки, я дошел до мраморного креста. Фотографирование меня увлекло. Выбор композиции, подбор освещения при переменной облачности, весь творческий процесс не давал сосредоточиться на молитве, но я из чувства долга её не бросал. Уже сразу при первой остановке где-то внутри прозвучал тихий голос: не благословляется. Я понимал, что нужно оставить фотографирование и сосредоточиться на молитве или отложить молитву до второго прохода по Святой Канавке и потом заняться съёмкой. Но мысли этой я не дал развиться и решения не принял, а продолжал ломать молитву. А слова: «не благословляется» вновь и вновь звучали во мне. Это ангел хранитель наставлял на путь истинный. Но я не внимал ему, увлекшись необходимой мне съёмкой. Наконец, у лиственницы, которую я хотел снять, испортился фотоаппарат: пе-

рестал нормально выдвигаться объектив, нерегулярно срабатывал затвор. Но и тогда страстное увлечение съёмкой я не оставил, в чём пришлось каяться, а фотоаппарат выбросить. Да послужит нам этот случай к вразумлению и к пониманию великой святости места, по которому проходим с молитвой.

Но были на Святой Канавке и явления другого рода. Протоиерей Стефан Ляшевский, вспоминая события 1920-х годов, пишет: «Наш дорогой братчик однажды встретил на Канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал»1.

Приведу случаи, описанные в письмах, присланных в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

«У нас с женой не было детей 7 лет. Батюшка посоветовал нам посетить Богородичную канавку в Дивеево. Путь неблизкий, но мы решились. И через некоторое время после того, как мы приобрели билеты, жена сказала, что она беременна. Но мы все равно отправились в монастырь и с Божьей помощью побывали в этом благодатной месте. Это было в 2006 году. Теперь у нас трое детей. Самому маленькому 7 месяцев. Мы еще нескольким семьям советовали последовать нашему примеру, и у всех после посещения Канавки и монастыря рождались дети. Слава Богу! Батюшка Серафим, моли Бога о нас и о всех, кто ищет помощи Божьей!»

А. Ю. А-ва, г. Чита.

«Добрый день. Я живу в Украине, город Макеевка, Донецкой области.

Хочу поделиться ЧУДОМ, которое произошло почти пять лет назад. Я встречалась с молодым человеком более года. Очень хотела, чтоб он сделал мне предложение, потому что почувствовала что полюбила его по-настоящему. И вот в апреле 2012 года он предлагает мне поехать в Дивеево. Честно скажу, что до этого не была особо посвящена в такие святые дела. Даже в храм не ходила. Но согласилась провести отпуск в святом месте. В Ди-вееве с первой секунды меня поглотило необъяснимое чувство легкости. Мир внутри меня перевернулся. Я порхала!

Молодой человек рассказал мне про Канавку и еще добавил, что если я попрошу Царицу Небесную о том, что меня беспокоит, то она обязательно поможет. Прошло несколько дней. Я ходила по Канавке, просила за родных, близких... и потом, со слезами осмелилась попросить Богородицу: "Богородице, я прошу тебя, пусть Ваня осмелится и, наконец, решится на что-то. Я не хочу его терять, и если нам надо быть вместе, пусть он уже, наконец, сделает мне предложение"

На следующий день,23 апреля 2012 года мы пошли на источник матушки Александры, и после того, как мы окунулись в источнике, он подошел ко мне, разжал свою ладонь со словами: "Яхочу быть с тобой всегда, а ты?"

В ладони было кольцо...

1 См.: Ляшевский Стефан, протоиерей. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая 1903-1927 годы. Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Без указания места и времени издания. - 121 с.

Летом мы поженились и очень счастливы в браке уже почти 5 лет. Стараемся каждый год приезжать в Дивеево к Батюшке Серафиму и Царице Небесной.

Суважением, Т. С.»

«Хочу рассказать о том, какое чудо случилось в нашей семье после того, как побывали мы с мужем у батюшки Серафима, в Дивееве. Заранее прошу прощения за стиль и слог, пишу на эмоциях, от сердца. Сначала предыстория. В конце 2015 года нашему 22-летнему сыну поставили страшный диагноз - лейкоз (рак крови), как гром среди ясного неба. Вся жизнь перевернулась, кто пережил это, знает. Слава Богу! попали в хорошую клинику, но изнурительное лечение в течение полугода не помогло, понадобилась пересадка костного мозга. Все это время вся наша семья, друзья, знакомые молились, просили Господа Бога и Пресвятую Богородицу об исцелении. Ездили по монастырям, к матушке Матронушке Московской. И помощь действительно была: донора нашли очень быстро, к операции по пересадке сын был готов по состоянию здоровья, перенес эту тяжелейшую процедуру, Слава Богу! (а ведь многие погибают на этом этапе). Мы мечтали уже через месяц выписаться домой... И тут новая беда - донорский костный мозг не приживается, клетки крови не растут. Через два месяца назначили вторую!!! пересадку... Некоторые одну не выдерживают. Но Бог нас не оставлял! Не могу даже описать всю тяжесть этого времени, было это в октябре 2016г. Перед новой пересадкой позвали батюшку в больницу, в стерильный бокс (сыну ничего нельзя было есть, пить - все через капельницу) и батюшка соборовал его и причастил. Сделали пересадку. Врачи сказали, что шансов мало, но мы верили и молились... Через 3 недели врачи вынесли окончательный вердикт: костный мозг не прижился - клеток ноль, что нашему сыну осталось жить максимум 2 недели, что они больше ничем не могут помочь. Что было со мной и с мужем - словами не скажешь... Год тяжелой борьбы за сына - и вот такой результат. Начали звонить по европейским клиникам, везде разводят руками, ничего не могут сделать, везде отказ. Я поняла, что спасет только чудо. Наша близкая знакомая Марина сказала, что надо ехать в Дивеево! А как оставить сына в тяжелейшем состоянии на целый день?! Решилась. В эту же ночь мы выехали в Дивеевский монастырь. Еду и думаю, что еду к Батюшке Серафиму за ЧУДОМ! А самой стыдно! Я ведь до этого случая никогда в храме не подходила к его иконе, знала, что есть такой Святой, что он очень почитаемый, почему не подходила -не знаю... Приехали, упали к мощам Преподобного и просили-просили, по Канавке Богородицы ходили читали молитвы, отстояли молебен, все со слезами... Было это 20 октября 2016 года. Вернулись домой, вернее в больницу, уже поздно вечером, сына застали в еще более тяжелом состоянии, всю ночь около него молилась, давала обеты... А утром взяли кровь на анализ, часа через три доктор лечащий прибегает, смотрит на меня и шепотом говорит: «клетки 100». Мы не сразу поверили, может ошибка, три месяца мы выживали с нулевыми лейкоцитами, круглосуточно на антибиотиках! А тут сразу 100! На следующий день 300! Костный мозг донора заработал! Рыдали

от счастья все вместе с недоумевающими докторами. Они еще долго потом говорили нам, что это чудо! Дальше все было тоже непросто: масса осложнений, лечение бесконечное. Но уже в декабре этого года мы с сыном отмечали его 24-летие дома! И Новый год и в Рождество были дома, а не в больничном боксе. Сейчас еще очень много проблем со здоровьем, но сын дома, даже начал работать в домашнем режиме! Мы очень верим, что все будет хорошо, что он исцелится и будет здоров! Теперь икона преподобного Серафима Саровского стоит у меня. В каждом храме бегу к нему с благодарностью и, конечно, с просьбами. Ведь помог мне грешной с первой моей просьбы к нему! На следующий же день! На прошлой неделе 24 января приезжали мы в Дивеево, так захотелось! Собрались в один день и поехали! Уже спокойно посетили Храмы, Канавку, приложились к Святым мощам с бесконечной благодарностью... Так хотелось всем рассказать о чуде нашем, подошла к сестрам в храме, начала говорить и расплакалась, так толком и не рассказала, а матушка смотрит на меня и кивает: да-да мы знаем, Батюшка Серафим помогает, просит за нас Пресвятую Богородицу! Дивеево - удивительное место, я как будто кусочек сердца там оставила, теперь так и тянет туда поехать, поклониться и поблагодарить! А еще, сын мой очень долго был неверующим человеком, он молодой ученый физик-математик, сложно было нам с мужем достучаться до него в этом вопросе, да и сами мы виноваты - вовремя не привили. А сейчас смотрю, маленькие иконочки стоят у него, и даже молитву читает иногда. Это тоже чудо! Слава Богу! Всего самого доброго и светлого вам, людям из этого чудесного монастыря! Спаси Господи всех!

Юлия П., г. Мытищи Московской области».

К тому, что сказано здесь и касается помощи Божией отдельным людям, необходимо добавить, что чудом было само быстрое создание Святой Канавки в 2003 году. Закончить надо было до 1 августа, ко дню первого обретения мощей преподобного Серафима. В апреле еще не было проекта Святой Канавки. Его утвердили в июне1. В начале июля недоделки по некоторым видам трудоемких работ составляли до 100% от полного объема. Так, не было выполнено мощение брусчаткой на всем протяжении тропы по валу. Это более 1,6 тыс. кв. м. В вал еще не было уложено с трамбованием вручную 900 куб.м. грунта. Только 22 июля епископом Нижегородским Георгием - на уровне полномочного представителя Президента С.В. Кириенко, было получено решение пересечь автомобильные дороги рвом Святой Канавки. Сестры в но-

1 Проект: обследование и проектирование земляных сооружений Св. Богородичной Канавки Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии. Утверждён проректором В.И. Теличенко. Составили: С.Н. Чернышев (ГИП), В.П. Волковский (геодезия), Е.В. Щербина (проектирование сооружений), М.И. Афонина (озеленение), О.В. Ли-стопадова (архитектура), Б.В. Смутчук (генплан и др. компьютерная графика), Н.С. Чернышев (архитектура), Т. А. Алешина (оформление проекта), А.А. Алексеев (проектирование сооружений). Пояснительная записка и чертежи. Том 1. Новое строительство. Том 2. Реконструкция. Шифр договора № 320/03 от 28 апреля 2003 г. Арх.№ 1219/320/1-03. МГСУ. Москва. 05 июня 2003 г. - 23 с.

чью на 23 июля стали разбивать асфальт и копать ров в переуплотненном под дорогами грунте... А в пятницу 25 июля на святой Канавке все работы оказались окончены. В субботу 26 июля производилась уборка и подготовка к приему гостей. Работы были выполнены неожиданно для всех досрочно. Строители, которые трудились с полнейшей отдачей сил и не верили, что успеют в срок, восприняли досрочное завершение работ как чудо Божие. Только трава на сделанных вчера откосах не зазеленела, как чудесный лук или малина в углу келии преподобного Серафима1.

Да и само возрождение крупнейшего Дивеевского монастыря является чудом на фоне медленного преодоления страной разрухи, возникшей после падения богоборческой власти. Чудом является и праздник 100-летия прославления преподобного Серафима с участием первоиерархов или их ближайших заместителей от всех Православных Церквей и Президента России. Праздник проходил, как церковно-государственный, так как был организован при деятельном участии государственных органов и финансировании с их стороны ремонта и реконструкции дорог на подъезде к Дивееву и Саро-ву от Арзамаса и Мурома, перекладки инженерных сетей села, строительства новых современных зданий средней школы и автовокзала, разработке проекта реконструкции и благоустройства территории монастыря.

Итак, созданная трудами многих поколений православных верующих за 175 лет Святая Богородичная Канавка во истину является чудотворным сооружением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священному-ченик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - 640 с.

2. Ляшевский Стефан, протоиерей. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая 1903-1927 годы. Издательская группа Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Без указания места и времени издания. - 121 с.

3. Проект: обследование и проектирование земляных сооружений Св. Богородичной Канавки Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии. Утверждён проректором В.И. Теличенко. Составили: С.Н. Чернышев (ГИП), В.П. Волковский (геодезия), Е.В. Щербина (проектирование сооружений), М.И. Афонина (озеленение), О.В. Листопадо-ва (архитектура), Б.В. Смутчук (генплан и др. компьютерная графика), Н.С. Чернышев (архитектура), Т.А. Алешина (оформление проекта), А.А. Алексеев (проектирование сооружений). Пояснительная записка и чертежи. Том 1. Новое строительство. Том 2. Реконструкция. Шифр договора № 320/03 от 28 апреля 2003 г. Арх. № 1219/320/1-03. МГСУ. Москва. 05 июня 2003 г. - 23 с.

1 См: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составитель священномученик Серафим (Чичагов). - М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский м-рь, "Ковчег", 2011. - 640 с.

Chernyshev Sergey Nikolaevich, Doctor of geological and mineralogical sciences, professor, honorary worker of higher school and honorary worker of sciences and technology, c. Kostroma, Teacher of Orthodox Theological Seminary of Kostroma, E-mail: [email protected]

TOE PRAYER RULE ON THE HOLY MOAT OF THE VIRGIN

In the Holy Trinity Seraphim-Diveevsky female Convent of the Nizhny Novgorod Diocese there is a path along the shaft above the moat of the Virgin Mary. The nuns of the monastery walk along this path with the prayer rule every day, and on holiday days there are even up to 10,000 of pilgrims there. The article provides information about the prayer rule and the miraculous divine help due to this prayer, in particular about the recovery of the lame.

Keywords: Holy moat of the Virgin, St. Seraphim of Sarov, Holy Trinity Sera-phim-Divevsky female Convent of the Nizhny Novgorod Diocese, miracle, healing of the lame.

Citation: Chernyshev S.N. The prayer rule on the Holy Moat of the Virdgin// Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 1. - P. 115-127.

REFERENCES

1. Letopis' Serafimo-Diveeyevsko gomonastyrya. Sostavitel' svyashchenno-muchenik Serafim (Chichagov) [Chronicle of the Seraphim-Diveevo monastery. Compiled by the Holy Martyr Seraphim (Chichagov)]. - M.: Svyato-Troitskiy Serafimo-Diveevskiy m-r', "Kovcheg", 2011. - 640 p.

2. Lyashevskiy Stefan, protoiyerey. Letopis' Serafimo-Diveyevskogo monas-tyrya. Chast' vtoraya 1903-1927 gody [Chronicle of the Seraphim-Diveevo monastery. Part Two 1903-1927]. Izdatel'skaya gruppa Svyato-Troitskogo Serafimo-Diveevskogo zhenskogo monastyrya. Bez ukazaniya mesta i vremeni izdaniya. - 121 p.

3. Proyekt: obsledovaniye i proyektirovaniye zemlyanykh sooruzheniy Sv. Bogorodichnoy Kanavki Svyato-Troitskogo Serafimo-Diveevskogo zhenskogo monas-tyrya Nizhegorodskoy eparkhii [Project: survey and design of earthworks of the Holy Mother of God Groove of the Holy Trinity Seraphim-Diveevo convent of the Nizhny Novgorod diocese]. Utverzhdon prorektorom V.I. Telichenko. Sostavili: S.N. Chernyshev (GIP), V.P. Volkovskiy (geodeziya), Ye.V. Shcherbina (proyektirovaniye sooruzheniy), M.I. Afonina (ozeleneniye), O.V. Listopadova (arkhitektura), B.V. Smutchuk (genplan i dr. komp'yuternaya grafika), N.S. Chernyshev (arkhitektura), T.A. Aleshina (oformleniye proyekta), A.A. Alekseyev (proyektirovaniye sooruzheniy). Poyasnitel'naya zapiska i chertezhi. Tom 1. Novoye stroitel'stvo. Tom 2. Rekon-struktsiya. Shifrdogovora № 320/03 ot 28 aprelya 2003 g. Arkh.№ 1219/320/1-03. MGSU. Moskva. 05 iyunya 2003 g. - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.