Научная статья на тему 'Архитектурному факультету МГАХИ им. В.И. Сурикова – 20 лет'

Архитектурному факультету МГАХИ им. В.И. Сурикова – 20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное образование / МГАХИ им. В.И. Сурикова / архитектурный факультет / юбилей / architectural education / Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov / Architecture Department / anniversary

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трибельская Екатерина Георгиевна

В статье обсуждается история архитектурного факультета МГАХИ им. В. И. Сурикова с начала его создания в 2001 году. Отмечены основные периоды и специфика формирования факультета в среде художественного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

20th anniversary of Architecture Department of Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov

The history of creation of the Architecture Department of Moscow State Academic Art Institute, named after V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts, is discussed in the article. The main periods and the specifics of the formation of the department in the environment of an art university are highlighted.

Текст научной работы на тему «Архитектурному факультету МГАХИ им. В.И. Сурикова – 20 лет»

Е. Г. Трибельская 10.24412/cl-35672-2022-1-0090

E. G. Tribelskaya

Архитектурному факультету МГАХИ им. В. И. Сурикова - 20 лет

20th anniversary of Architecture Department of Moscow State Academic Art Institute

named after V. I. Surikov

Ключевые слова: архитектурное образование, МГАХИ им. В. И. Сурикова, архитектурный факультет, юбилей. Keywords: architectural education, Moscow State Academic Art Institute named after V. I. Surikov, Architecture Department, anniversary.

Аннотация: В статье обсуждается история архитектурного факультета МГАХИ им. В. И. Сурикова с начала его создания в 2001 году. Отмечены основные периоды и специфика формирования факультета в среде художественного вуза.

Abstract: The history of creation of the Architecture Department of Moscow State Academic Art Institute, named after V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts, is discussed in the article. The main periods and the specifics of the formation of the department in the environment of an art university are highlighted.

В октябре 2021 года исполнилось 20 лет со дня основания факультета архитектуры Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств (МГАХИ им. В. И. Сурикова).

Первую информацию об архитектурном факультете приводит В. Н. Ржевский в 2008 году, где упоминает о первом периоде работы факультета [2]. В 2010 году вышла статья Т. Г. Малининой о защите дипломных проектов 2010 года выпуска [1]. Автором данной публикации опубликован ряд статей в отечественных и зарубежных изданиях о деятельности факультета и методах работы кафедры архитектуры МГАХИ им. В. И. Сурикова [3, 5-8].

Факультет архитектуры в МГАХИ им. В. И. Сурикова был создан по инициативе Президента Российской академии художеств (РАХ) Зураба Константиновича Церетели. Ему принадлежала идея возродить традицию Императорской Академии художеств совместного обучения художников и архитекторов, которая сохранилась только в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Идею президента активно поддержал Е. Г. Розанов, который в 1988-2002 годах был академиком-секретарем отделения архитектуры РАХ. В апреле 2001 года было принято решение Президиума РАХ об открытии факультета архитектуры в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Становление нового факультета активно поддерживал и курировал А. В. Степанов, проректор МАРХИ.

В октябре 2001 года состоялся первый набор на факультет архитектуры. Заведующим кафедрой архитектуры стал В. С. Поплавский, профессор кафедры Теории и истории искусств МГАХИ им. В. И. Сурикова. Он руководил кафедрой архитектуры с 2002 по 2007 год и внес большой вклад в формирование нового факультета. В этот период на архитектурном факультете преподавали: архитектурное проектирование - В. Н. Быков, А. Л. Матюшин, А. Д. Аветисян; рисунок - З. В. Жил-кина, О. Д. Жилинская; живопись - Е. В. Ромашко, А. А. Голышев; начертательную геометрию - Ю. Г. Ви-нярский, Н. А. Сальков; конструкции - Ф. А. Бойтеми-

ров; историю искусств - И. Л. Арустамова, П. С. Павлинов.

Первый выпуск архитекторов состоялся в 2007 году. Государственную экзаменационную комиссию возглавил профессор А. В. Степанов (рис. 1). На защиту была представлена концепция сохранения и развития исторически сложившейся структуры квартала одного из городов Московской области, выполнены проекты многофункциональных высотных комплексов для Москвы и Сочи [2].

С 2007 по 2012 год кафедрой архитектуры руководил В. Н. Ржевский. В этот период значительно преобразовалась программа обучения на факультете и расширился спектр тем дипломных работ. Так, в 2008 году кафедра совместно с правительством Саратовской области предложила студентам разработать проект Нового города на месте приземления первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина. В состав кафедры с 2008 года вошли новые преподаватели-архитекторы: А. К. Аники-енко, Ю. С. Горинов, Е. Н. Кузнецова, Н. А. Мещерякова, В. Н. Ткачев, Е. Г. Трибельская, А. Н. Филимонов.

Деканами факультета архитектуры в разные годы были: 2008-2017 - А. Л. Матюшин. 2017-2021 -М. С. Томская. С 2021 года по настоящее время декан -Е. Н. Кузнецова.

Стоит отметить, что в МГАХИ им. В. И. Сурикова существует практика проведения ректорских просмотров в конце каждого семестра. В просмотре участвуют члены Ученого совета института и представители РАХ во главе с З. К. Церетели (рис. 2 а, б). Все мастерские института (а на архитектурном факультете все курсы) устраивают выставку-отчет всех работ и проектов, выполненных в семестре. Заслуженные мастера российского искусства и архитектуры обсуждают работы, делают замечания и дают рекомендации. Такие обсуждения является очень продуктивными и стимулируют работу как преподавателей, так и студентов.

С 2013 года кафедрой руководит автор данной статьи. Кафедра продолжает поиск и реализацию новых современных форм обучения, разрабатывает актуальные методики архитектурного образования, сохраняя академические традиции архитектурной школы.

Кафедра архитектуры является выпускающей. В ее состав входят как архитекторы, так и преподаватели инженерных дисциплин. В настоящее время из 22 преподавателей 11 человек имеют ученые степени кандидатов архитектуры, кандидатов технических наук, кандидатов искусствоведения и кандидатов исторических наук. Большинство преподавателей-архитекторов являются членами Союза архитекторов России, Союза Дизайнеров Москвы и Союза художников. Ведущие преподаватели кафедры В. Н. Биндеман и Н. Н. Голованов являются руководителями персональных архитектурных мастерских. Сейчас на кафедре работает выпускница архитектурного факультета Д. Д. Попова. Совместное преподавание архитекторов и инженеров на одной кафедре позволяет согласованно работать и гибко менять процесс обучения, быстро реагируя на изменения актуальных задач в архитектуре.

Фактически факультет архитектуры представляет из себя модель архитектурного вуза, заключенную в среду академического художественного института. Это создает уникальные условия для формирования будущих архитекторов. Небольшие академические группы студентов, традиционные для Суриковского института, делают обучение практически индивидуальным. Это способствует формированию высокого профессионального уровня выпускников. Художественные дисциплины: живопись, рисунок, скульптуру, студенты-архитекторы осваивают под руководством выдающихся художников и скульпторов, педагогов с соответствующих кафедр МГАХИ им. В. И. Сурикова, что позволяет сохранять академические традиции в художественном образовании архитекторов. Историю и теорию архитектуры и искусства преподают высококвалифицированные педагоги-искусствоведы и архитекторы-теоретики, такие как Т. Г. Малинина, Д. Е. Фесенко, Н. Ю. Васильев.

Рис. 1.2007 год. После защиты дипломов на архитектурном факультете в МГАХИ им. В. И. Сурикова. 1 ряд (слева направо): Дубынин В. Н., Савостюк О. М., Степанов А. В., Поплавский В. С.,

Рожин А. И., Матюшин А. Л. 2 ряд: Боде С. Б., Винярский Ю. Г., Старостина Л. В, Кузнецова Е. В., Ржевский В. Н., Филиппова О. Ю., Борисенко А. М., Ставничий Ю. А, Копина Л. Д., Анциферова Н. А., Бой-темиров Ф. А. Фото из личного архива Копиной Л. Д Публикуется впервые

a) б)

Рис. 2. Ректорские просмотры с участием З. К. Церетели: а - 2008 год; б - 2014 год. Фото из архива РАХ. Публикуется впервые

Руководство кафедры придает большое значение сочетанию традиционных методик архитектурного образования с самыми современными [3]. Так, начиная с первого курса, архитектурная графика, архитектурный рисунок, композиционное моделирование преподаются в сочетании с обучением студентов компьютерному моделированию. Важно отметить, что освоение и применение новых компьютерных технологий является эффективным, но чисто техническим приемом, который не может заменить базовые знания, составляющие основу архитектурного образования: понимание композиционных и объемно-пространственных принципов архитектурного проектирования, знание конструкций и законов архитектурной физики и др.

С методической точки зрения существенным является то, что педагоги, преподающие архитектурное проектирование на 1-2 курсах, параллельно работают на 3, 4, 5 курсах и руководят выпускными квалификационными работами. Эта структура образовательного процесса позволяет преподавателям участвовать во всем процессе обучения с первых шагов до диплома, прослеживать связи между первыми и последними проектами, активно влиять на эффективность процесса обучения в целом [7]. Важно отметить, что преподаватели меняются на курсах в зависимости от темы проекта.

В программу архитектурного проектирования входят междисциплинарные проекты. Так, курсовой проект «Архитектурное пространство города. Формирование элементов» [8] студенты архитектурного факультета выполняют совместно со студентами-скульпторами (рис. 3 а, б). Такой опыт в России является уникальным для студентов, обучающихся по специальности «Архитектура», что неоднократно отмечалось в архитектурном сообществе.

Большую роль в обучении студентов играют летние практики. Традиционными для студентов архитектурных специальностей обмерными практиками руководят доценты А. К. Аникиенко и Е. Н. Кузнецова. Итоговые работы выполняются в традиционной академической технике: чертежи обводятся тушью, фрагменты и детали фасадов - отмывка китайской тушью с добавлением цвета. Изучение городской среды в процессе летней практики после 2-го курса проводится по авторской методике, разработанной на кафедре доцентом И. В. Со-ковниной и профессором Е. Г. Трибельской, основанной на графоаналитическом методе изучения городской среды [4-6]. Студенты факультета архитектуры после 3 и 4 курсов проходят проектно-технологическую практику в ведущих архитектурных бюро и строительных компаниях. После завершения обучения многие выпускники приходят работать в эти организации.

Самое пристальное внимание уделяется на факультете выполнению выпускных квалификационных работ. За последние годы определилась специфика выпускных квалификационных работ: широкая география участков проектирования, работа в плотной городской застройке, сохранение исторического контекста, ревитализация объектов культурного наследия. В 2019 году в рамках программы социально-культурного развития Северных

территорий студенты архитектурного факультета выполняли дипломные проекты для Архангельска, Мурманска и Будё (Норвегия). В 2020 году был выполнен проект ревитализации замка Ла-Тур-д'Эг c разработкой прилегающей территории в рамках международного конкурса Prix W. В 2021 были разработаны проекты восстановления и развития Морозовского городка в Твери, концепция по развитию территории, прилегающей к бывшему Симонову монастырю в Москве. За последние годы выполнены дипломные работы в Астане, Волгограде, Казани, Керчи, Норильске, Севастополе, Хабаровске, Ярославле и др. Студенты регулярно участвуют и получают самые высокие награды на всероссийских и международных конкурсах.

а)

Рис. 3. Примеры междисциплинарных курсовых проектов: а - «Развитие набережной в г. Керчь. Крым» (автор Е. Латыева, скульптор Е. Тетерин); б - «Развитие территории хлопкопрядильной фабрики № 1 в г. Балашиха» (автор А. Серегина, скульптор Е. Комзолкина). Руководители: проф. Трибельская Е. Г., доц. Биндеман В. Н.

Одним из важных аспектов вузовского образования является обучение студентов основам исследовательской работы. Факультет архитектуры МГАХИ им. В. И. Сурикова ежегодно проводит научные конференции (с 2014 года), с 2016 года они имеют статус международных с привлечением молодых архитекторов из разных стран - «Международные научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых ученых архитектурных специальностей». Каждая конференция посвящена конкретной теме, которая включает широкий спектр вопросов, начиная от исторического обзора и заканчивая рассмотрением перспективных и футуристических проектов. Обычно конференции проходят 2 дня. На конференции обязательно присутствуют все студенты с 1 по 5 курс, которые практически прослушивают интенсивный курс по заявленной теме. Стало традицией приглашать на конференции с докладами экспертов в обсуждаемых областях. Так, например, на конференции «Театрально-зрелищные комплексы и пространства» в 2018 году выступали А. В. Аниси-мов, автор проекта реконструкции Театра на Таганке, Н. Г. Шангин, главный архитектор проекта реконструкции Большого театра, А. Н. Проничев, заместитель генерального директора Большого театра России. По результатам конференций издаются сборники материалов конференций, индексируемые в РИНЦ.

Большое значение руководство кафедры архитектуры придает международному сотрудничеству. Факультет архитектуры сотрудничает с Миланским Политехническим институтом: вузы обменялись визитами ведущих преподавателей, студенты из Милана приняли участие в научно-практических конференциях МГАХИ им. В. И. Сурикова. Ректор Высшей школы архитектуры и дизайна Осло и Северной Академии архитектуры, сети всех северных и балтийских школ архитектуры Уле Густавсен (Ole Gustavsen) дважды посетил МГАХИ имени В. И. Сурикова, выступал с лекциями для российских студентов. В 2018 году визит автора этих строк в Академию изящных искусств в Гуанчжоу (GAFA) положил начало сотрудничеству российских и китайских преподавателей и студентов. Намечена большая долгосрочная программа сотрудничества. Контакты с зарубежными коллегами показывают нам иные методы преподавания и архитектурного проектирования и позволяют взять из этих методов всё самое лучшее.

Рис. 4. 2022 год. Выставка в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств, Москва, ул. Пречистенка, д. 19, посвященная 20-летию факультета архитектуры МГАХИ им. В. И. Сурикова. Фото автора

В марте-апреле 2022 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств состоялась выставка, посвященная 20-летию создания факультета архитектуры в МГАХИ им. В. И. Сурикова.

На выставке экспонировались курсовые проекты студентов 1-5 курсов, макеты к курсовым проектам и примеры объемно-пространственных композиций, работы по живописи и архитектурной графике, материалы летних практик (обмеры, рисунки, акварели). Особый интерес представляли проекты студентов 3-го курса, выполненные совместно со студентами факультета скульптуры. Значительное место в экспозиции было отведено дипломным работам бакалавров и специалистов (к 2021 году было - 10 выпусков специалистов (191 человек) и 6 выпусков бакалавров (91 человек), лауреатам Международных смотров-конкурсов выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну 2015-2021 годов. Экспонировался огромный коллаж о жизни факультета со дня его основания до настоящего времени, составленный из нескольких сотен фотографий. На отдельном планшете были опубликованы списки выпускников архитектурного факультета с 2007 по 2021 год (15 выпусков) и представлены их фотографии.

Список цитируемой литературы:

1. Малинина, Т. Г. Молодая архитектура / Т. Г. Малинина // Academia. Архитектура и строительство. - 2010. - № 5. - С. 40-44.

2. Ржевский, В. Н. Архитектурный факультет / В. Н. Ржевский // Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова / Под общ. ред. проректора по научной работе А. И. Рожина - Москва : СКАНРУС, 2008. - С. 235-237.

3. Трибельская, Е. Г. Архитектурная графика в профессии архитектора / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Системные технологии. - 2018. - № 4 (29). - С. 114-120.

4. Трибельская, Е. Г. Графоаналитический метод изучения городской среды: учебное пособие / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина; МГАХИ им. В. И. Сурикова. - 2020. - 86 с. - ISBN 978-5-604 1764-4-3.

5. Трибельская, Е. Г. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Architecture and Modern Information Technologies. -2018. - № 4 (45). - С. 416-428.

6. Трибельская, Е. Г. Изучение исторически сложившейся городской застройки в рамках учебно-графической практики / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Системные технологии. -2021. - № 3 (40). - С. 110-115.

7. Tribelskaia, E. Preservation of Traditions and New Forms of Architectural Education in Russia / E. Tribelskaia, I. Sokovnina, D. Popova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. SCTCMG. - Vol. LXXVI. - 2019. - Pp. 3169-3176. -DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.427

8. Tribelskaya, E. The phenomenon of architectural education in the Art Institute. Art history in the context of other sciences in modern world Parallels and Interactions // Proceedings of the International Academic Conference, April 21-26, 2019. - ISBN 978-5-9216-0264-9. - Pp. 121-137.

М. М. Дадашева 10.24412/cl-35672-2022-1-0091

M. M. Dadasheva

Сравнительный опыт проектирования в условиях искусственного и естественного освещения в рамках академического подхода кафедры ОАП МАРХИ To the competitive experiment of design according to artificial and natural lighting in terms of academic approach of the Department of Fundamentals of Architectural Planning MARKHI

Ключевые слова: архитектурная композиция, свойства композиции, средства композиции, естественное освещение, искусственное освещение, световой образ в архитектуре.

Keywords: architectural composition, composition properties, composition means, natural lighting, artificial lighting, light architecture.

Аннотация: В статье освещается опыт кафедры ОАП по проектированию объектов в условиях двух сред -естественного (небо и солнце) и искусственного (электрическое) освещения в рамках курсовых заданий с целью создания выразительной пластики и образа сооружения с учетом функциональных задач.

Abstract: The article is dedicated to the experience of the Department of fundamentals of architectural planning in the design of architecture in two environments - natural (sky and sun) and artificial (electrical sources) lighting as part of course topic projects in order to create expressive plastic and iconic image of a structure, taking into account functional properties too.

Архитектура и свет неразделимы. Все профессиональные усилия архитекторов не работают при тотальном отсутствии видимости, т. е. без света. «Свет - это строительный материал зрительных и, в их числе, архитектурных образов», - отмечал проф. Н. И. Щепетков [3]. Развитие науки и техники предоставило светодизайне-рам в XXI веке новые возможности, которые наравне с геометрией и морфологией формируют архитектурные композиции, влияя на их восприятие человеком. На передний план выходят проблемы освоения этого

гуманитарного и технического опыта в научно-образовательной сфере уже на ранних этапах проектирования.

В этом отношении опыт кафедры Основ архитектурного проектирования видится новаторской инициативой, способной направить теоретический опыт све-тодизайна в практическое русло. Начиная с 2019 года в проектных группах под руководством автора данной статьи на 1-м и 2-м курсах очного отделения совместно с коллегами - доцентом МАРХИ Скитевой Н. Г. и преподавателем Дадашевой С. М. проводились

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.