ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО КОНТЕКСТА КАК ОСНОВА ПРЕДПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА
УДК 72.021.1 ББК 85.11в7
Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается комплексный подход к изучению архитектурной среды, основанный на графоаналитическом методе исследования сложившейся городской застройки. Работы выполняются студентами 2-го курса факультета архитектуры МГАХИ им. В.И. Сурикова в период летней учебной практики. Подход включает несколько последовательных этапов работы: выбор и изучение участка; изучение отдельных архитектурных объектов и архитектурных комплексов в городской среде; анализ полихромии архитектурных объектов и комплексов. Метод предполагает синтез многочисленных навыков, приобретенных студентами во время освоения различных дисциплин на 1 и 2 курсах. Результат учебной практики является хорошей базой для проведения в процессе дальнейшего образования предпроектного анализа, одного из основных этапов профессиональной деятельности архитектора.1
Ключевые слова: графоаналитический метод исследования, предпроектный анализ, историческая городская застройка, проектирование в сложившейся застройке
STUDYING OF ARCHITECTURAL CONTEXT AS THE BASIS OF PRE-DESIGN ANALYSIS
E. Tribelskaya, I. Sokovnina
Moscow State Academy Art Institute named after V. Surikov, Moscow, Russia Abstract
The article discusses an integrated approach to the studying of the architectural environment, based on the graphic-analytical method of studying the existing urban development. The works are performed by students of the 2nd grade of the Faculty of Architecture mGaHI named after V.I. Surikov in the period of summer educational practice. The approach includes several successive stages of work: the selection and study of the site; study of individual architectural objects and architectural complexes in the urban environment; polychrome analysis of individual objects and architectural complexes. The method involves the synthesis of numerous skills acquired by students during the study of various disciplines in the 1st and 2nd grades. The educational practice is a good basis for mastering in the process of further education the skill of pre-project analysis - one of the basic stages of the professional activity of an architect.2
Keywords: grapho-analytical research method, scoping analysis, historical urban space, constructional design
1 Для цитирования: Трибельская Е.Г. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 416-428 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/29 tribelskaja/index.php
2 For citation: Tribelskaya E., Sokovnina I. Studying of Architectural Context as the Basis of Pre-Design Analysis. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 416-428. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/4kvart18/29 tribelskaja/index.php
Исторически сложившиеся города Европы имеют неповторимый архитектурный облик. Их городская структура формировалась веками. Москва является одним из таких городов. Территория центра города в пределах Садового Кольца является охранной зоной. Здесь находится много зданий, которые имеют статус памятников архитектуры. Новое строительство на этой территории ограничено и строго регламентировано. Активный рельеф и доминанты церквей создают неповторимый живописный силуэт центра Москвы.
Проектирование в исторической среде является процессом сложным и деликатным. Охрана памятников архитектуры, сохранение силуэта города, характера и масштаба застройки представляются основными условиями, требующими учета в современном развитии города. Понимание этого особенно важно для формирования профессиональной позиции будущих архитекторов.
Традиционно в российских архитектурных школах читаются курсы лекций по истории отечественной и зарубежной архитектуры. Это, безусловно, дает будущим архитекторам общее представление как об отдельных объектах, так и о структуре городов. В процессе практик по рисунку и живописи, которые принято проводить в городах, богатых архитектурными памятниками, студенты, как правило, фиксируют архитектурные сооружения и комплексы, не анализируя их. Рисованию отдельных объектов и комплексов посвящено много исследований [9,10,13]. Однако при таком подходе у студентов не формируется понимание целостной городской среды. Это приводит к тому, что студенты воспринимают свой будущий объект проектирования как нечто отдельно стоящее и живущее самостоятельной жизнью. Поэтому в процессе работы на старших курсах и над выпускной квалификационной работой попытки вписать объект или комплекс в городскую среду часто оказываются формальными.
В последние годы подход к изучению городской среды активно разрабатывается на кафедре «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ. При этом большое внимание уделяется изучению архитектурной полихромии. Эти вопросы подробно рассмотрены в работах А.В. Ефимова [3,4,5].
На факультете архитектуры МГАХИ им. В.И. Сурикова разработан графоаналитический метод изучения архитектурного контекста [11,12]. Метод опирается на комплексный подход, включающий несколько этапов работы, выполняемых на одном и том же участке города. Метод реализуется во время летней учебной практики на втором курсе. В статье в качестве иллюстраций предлагаются графические материалы практик 2015-2017 годов.
Изучение архитектурного контекста можно разделить на несколько этапов:
- выбор и изучение участка;
- изучение отдельных архитектурных объектов;
- изучение архитектурных комплексов в городской среде;
- анализ полихромии отдельных объектов;
- анализ полихромии архитектурных комплексов.
Первый этап предполагает выбор участка в историческом районе Москвы (в рассматриваемых примерах это - Таганский район) и изучение ситуационного плана. Ситуационный план выбранного участка (это, как правило, улица или часть улицы) позволяет сформировать у студента целостный взгляд на фрагмент городской среды. Он составляется на базе доступных интернет ресурсов, таких как Google таре или Яндекс Карты. На ситуационном плане отмечаются объекты изучения, выбираются и обозначаются характерные видовые точки. При составлении и изучении ситуационного плана большое значение имеет осознание логических связей в расположении тех или иных объектов, в том числе - архитектурных доминант городской среды (рис. 1).
Рис. 1. Ситуационный план. Улица Солженицына (рисунок Н. Каночкиной)
Изучение отдельных архитектурных объектов начинается с фиксирования первых впечатлений. Для этого служит серия набросков и зарисовок, выполняемых студентами с натуры. В этих рисунках фиксируется первая информация, получаемая при визуальном контакте с объектом. В работе студент должен учитывать законы линейной перспективы, использовать линию горизонта и точки схода, внимательно следить за соответствием пропорций (рис. 2).
Рис. 2. Архитектурный объект. Наброски: а) дом в городской застройке; б) отдельно стоящий особняк (работы В. Курдюкова)
Следующее задание включает изучение фасадов и схематичных планов объектов (в статье на рисунках планы не приводятся). Это задание требует навыка перевода визуальных образов, воспринимаемых в перспективе, на язык ортогональных проекций. Позже, в процессе проектирования студент, работая в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез), должен представлять, как будет выглядеть проектируемое им сооружение в реальном пространстве (рис. 3).
Рис. 3. Фасады зданий по улице Сергия Радонежского. Рисунки Е. Макаровой
Далее выполняется рисунок архитектурного объекта, являющегося архитектурной доминантой данной части городской застройки. Объект изображается в перспективе с характерной точки обзора, выявляющей его объемно-пространственную структуру (рис. 4). При этом необходимо внимательное изучение его пропорций. Особое внимание следует уделить графическому моделированию объемов и деталей архитектурного сооружения. Принципы изображения архитектурных объектов изложены во многих исследованиях и методиках, которые по-прежнему актуальны при обучении студентов архитектурному рисунку [13,14].
Анализ архитектурной среды на первом этапе предполагает выполнение набросков и зарисовок архитектурных комплексов. В процессе рисования студент учится воспринимать отдельные объекты в пространстве и начинает осознавать принципы формирования архитектурной среды. Объектами изучения являются улицы, площади и дворы города (рис. 5). В отличие от первых набросков отдельных архитектурных объектов, в этом задании объектом представляется архитектурное пространство.
а) б)
в) г)
Рис. 4. Архитектурный объект. Рисунки в разных техниках. а) тушь, перо, цветная бумага (рисунок А. Павловой); б) карандаш, бумага (рисунок А. Павловой); в) сангина, бумага (рисунок Г. Селиверстова); г) тушь, гуашь, цветная бумага (рисунок Г. Селиверстова)
Рис.5. Зарисовки улиц (работы А. Павловой)
Далее выполняются развертки - рисунок объектов выбранного участка в ортогональных проекциях (рис. 6). Изображение разверток улиц, площадей и дворов учит студентов видеть связь между архитектурными сооружениями, протяженностью и высотами зданий, особенностями стиля различных архитектурных сооружений, входящих в один пространственный комплекс. Важно отметить разнообразие архитектуры зданий, возведенных в различные временные периоды. Человек воспринимает историческую архитектурную среду как единое целое, что помогает лучше оценить возможность сочетания различных по стилю зданий и при будущем проектировании вписать новые сооружения в уже сложившуюся архитектурную среду.
а)
б)
Рис. 6. Развертки фрагментов улиц. а) Улица Добровольческая (работа П. Разжевайкиной); б) Улица Николоямская (работа С. Марковой)
Рисунок архитектурного комплекса - это рисунок фрагмента архитектурной среды, представляющего композиционный интерес и несущего информацию о характере данной части городской застройки. Это может быть перспектива улицы, площади, двора и др. Выбор точки зрения основывается на выявлении наиболее информативного ракурса выбранного пространственного объекта (рис. 7). Необходимо учитывать силуэтные характеристики, многоплановость глубинного построения городской среды, сомасштабность объектов, анализ архитектурных доминант, стилистические особенности различных зданий и др.
в)
Рис. 7. Архитектурный комплекс. а) ул. Солженицына (рисунок А. Павловой); б) Андроньевская площадь (рисунок П. Разжевайкиной); в) ул. Добровольческая (рисунок П. Разжевайкиной)
Проанализировав в предыдущих заданиях ортогональные проекции и перспективные виды архитектурного объекта, студент имеет возможность представить изучаемую улицу, площадь или двор с любой точки зрения, в том числе и недоступной для реального взгляда, и построить модель архитектурного пространства (рис. 8). Графическая модель может быть выполнена с использованием линейной перспективы или метода аксонометрического построения [1,6,7,14]. Выполняя это задание, студент собирает воедино всю накопленную ранее информацию об объекте изучения, моделирует архитектурное пространство, развивая пространственное воображение и абстрактное видение архитектуры. Чаще всего выбирается точка зрения с высоким горизонтом, так как именно такой взгляд позволяет комплексно рассмотреть городскую застройку, моделируя объекты архитектуры и пространство между ними.
в) г)
Рис. 8. Модель городского пространства: а) ул. Николоямская (рисунок И. Дружинина); б) двор театра Станиславского (рисунок И. Дружинина); в) Храм св. Мартина Исповедника (рисунок В. Коростелевой); г) Крапивенский переулок (рисунок В. Селиверстовой)
Следующим этапом изучения архитектурной среды является анализ его колористики. В процессе выполнения заданий этой части практики студенту предоставляется возможность осознать различные колористические составляющие архитектурной среды, познакомиться с понятиями монохромии и полихромии в применении к архитектурной среде, изучить приемы использования цвета в архитектуре [3,4,5].
а) б)
Рис. 9. Этюды улицы при разном освещении: а) при контрастном освещении в солнечный день; б) при рассеянном свете в пасмурный день (работы М. Баландюка)
а) б)
Рис. 10. Этюды архитектурного объекта: а) при дневном освещении; б) при вечернем освещении (работы С. Алиевой)
Первым заданием на этом этапе является написание живописных этюдов (рис. 9,10). Неотъемлемой частью колористики города становится природная полихромия. Образный строй архитектурной среды неразрывно связан с небом, облаками, зелеными насаждениями. Этюды пишутся акварелью, гуашью, акрилом и т.д. Основной задачей этой части работы является осознание колористического образа изучаемой архитектурной среды.
Для изучения полихромии отдельных архитектурных сооружений предлагается выполнить в цвете наиболее характерные фасады изучаемой архитектурной среды (рис. 11). Работа выполняется графическими материалами, такими как акварель, гуашь, акрил и т.д. Основным требованием является максимальное соответствия используемых в рисунке цветов колерам, примененным в реальном объекте.
а) б)
Рис. 11. Фасады по ул. Петровка: а) усадебный комплекс; б) доходный дом (рисунки Я. Лебедевой)
Следующее задание «Колористика архитектурного комплекса» направлено на изучение колористики группы зданий. На примере уже сложившейся городской среды студент анализирует связь полихромии отдельных сооружений, формирующих архитектурную среду. Стоит отметить особый интерес проведения практики в исторической части города. Именно здесь можно наблюдать взаимодействие полихромии исторической и современной архитектуры (Рис. 12).
и эдгасн» «!5гзлг л? WHfa mm •л л ff <-л о
tnm.Jri f-a
б)
Рис. 12. Цветные развертки улиц: а) улица Солженицына (работа Н. Каночкиной); б) улица Школьная (работа Т. Ивлевой)
На архитектурном факультете в МГАХИ им. В.И. Сурикова, начиная с III курса, все курсовые проекты выполняются с привязкой к конкретной градостроительной ситуации. В начале работы над проектом студенты исследуют участок проектируемого объекта. Проводится фотофиксация улиц, дворов, площадей, окружающих будущий объект. Затем из отдельных фотографий собирается развертка улиц. Собирая развертку в цифровом виде, автору необходимо исправлять перспективные искажения, масштабировать снимки, убирать лишние детали и несущественные объекты: провода, столбы, автомобили и т.п. Опыт, приобретенный в процессе описанной выше практики, значительно облегчает выполнение этой задачи. При выполнении выпускной квалификационной работы, проектирование отдельного здания или комплекса в конкретной градостроительной ситуации является обязательным условием.
Приведенные примеры использования графоаналитического метода исследования архитектурной среды показывают, что ее комплексное и поэтапное изучение является базой последующего архитектурного проектирования.
Литература
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.
2. Ермолаев А.П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учебник / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.О. Соколова. - М.: Архитектура-С, 2016. - 416 с.
3. Ефимов А.В. Архитектурная колористика: учебное пособие / А.В. Ефимов, Н.Г. Пановаю - М.: БуксМАрт, 2016. - 136 с.
4. Ефимов А.В. Влияние полихромии на формообразование / А.В. Ефимов, Н.Г. Панова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2014. - 4(29) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2014/4kvart14/efimov/abstract.php
5. Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат,1990. - 272 с.
6. Лапин Ю.В. Теоретические основы рисования по представлению: учебное пособие. -М.: МАРХИ, 1981. -136 с.
7. Лапин Ю.В. Практический курс рисования по представлению: учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1985. - 125 с.
8. Максимов О.Г. Рисунок в архитектурном творчестве: Изображение, выражение, созидание: учебное пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2002. - 461 с.
9. Маркитанова Т.О. Особенности методики обучения рисунку студентов архитектурно-строительного вуза: дис. канд. архитектуры.: 13.00.02. - СПб., 2009. - 165 с.
10. Рисунок. Летняя практика: пособие / под ред. И.В. Топчий, Э.М. Климова. - М.: МАРХИ, 2012. - 96 с.
11. Трибельская Е.Г. Графоаналитический метод исследования как основа для проектирования в исторически сложившейся городской застройке / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина // Современные технологии и методики в архитектурно-художественном образовании: материалы Международной научно-методической конференции. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2016. - 388 с.
12. Трибельская Е.Г. Приемы графоаналитического исследования исторически сложившейся городской застройки / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии, 2016. сборник материалов международной научно-практической конференции: в 3-х т. -Тюмень: ТИУ, 2016. - 308 с.
13. Тюрин Н.П. Рисование Архитектурного сооружения: учебное пособие. - М.: МАРХИ, 1980. - 31 с.
14. Федулеева О.Ю. Рисунок русской архитектуры / О.Ю. Федулеева, М.Г. Романова. -М.: МАРХИ, 2015. - 192 с.
References
1. Avsiyan O.A. Natura i risovanie po predstavleniiu: uchebnoe posobie [Nature and drawing on presentation: a tutorial]. Moscow, 1985,152 p.
2. Ermolaev A.P. Osnovy plasticheskoi kul'tury arhitektora-dizainera: uchebnik [Basics of plastic culture of the architect-designer: textbook]. Moscow, 2016, 416 p.
3. Efimov A.V. Arhitekturnaya koloristika: uchebnoe posobie [Architectural colors: tutorial]. Moscow, 2016, 136 p.
4. Efimov A., Panova N. Influence on Forming Polychrome. Architecture and Modern Information Technologies, 2014, no. 4(29). Available at: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2014/4kvart14/efimov/abstract.php
5. Efimov A.V. Koloristika goroda [Colonistics of the city]. Moscow, 1990, 272 p.
6. Lapin Yu.V. Teoreticheskie osnovy risovaniya po predstavleniyu: uchebnoe posobie [Theoretical bases of drawing by representation: tutorial]. Moscow, 1981, 136 p.
7. Lapin Yu.V. Prakticheskii kurs risovaniya po predstavleniiu: uchebnoe posobie [Practical drawing course on presentation: tutorial]. Moscow, 1985, 125 p.
8. Maksimov O.G. Risunok v arhitekturnom tvorchestve: Izobrazhenie, vy'razhenie, sozidanie: uchebnoe posobie dlia vuzov [Drawing in architectural creativity: Image, expression, creation: textbook for high schools]. Moscow, 2002, 461 p.
9. Markitanova T.O. Osobennosti metodiki obucheniia risunku studentov arhitekturno-stroitel'nogo vuza: dis. kand. Arhitektury [Peculiarities of the method of teaching the drawing of students of architectural and building universities: PhD thesis]. St. Petersburg, 2009, 165 p.
10. Risunok. Letnyaya praktika: posobie. pod red. I.V. Topchii, E.M. Klimova [Drawing. Summer practice: allowance. Ed. I.V. Topchy, E.M. Klimova]. Moscow, 2012, 96 p.
11. Tribel'skaya E.G., Sokovnina I.V. Grafoanaliticheskii metodissledovaniia kak osnova dlia proektirovaniia v istoricheski slozhivsheisya gorodskoi zastroike [Graphoanalytical method of research as a basis for designing in historically developed urban development. Modern technologies and techniques in architectural and artistic education: materials of the International Scientific and Methodological Conference / Scientific. Ed. N.V. Bagrova] Novosibirsk, 2016, 388 p.
12. Tribel'skaya E.G., Sokovnina I.V. Priemy grafoanaliticheskogo issledovaniia istoricheski slozhivsheisia gorodskoi zastroiki [Methods of graphoanalytical research of historically developed urban development. Actual problems of architecture, construction, energy efficiency and ecology - 2016. Ed. Prof. V.N. Evseev]. Tyumen, 2016, 308 p.
13. Tyurin N.P. Risovanie Arhitekturnogo sooruzheniia: uchebnoe posobie [Drawing of an architectural structure: tutorial]. Moscow, 1980, 31 p.
14. Feduleeva O.Yu. Risunok russkoi arhitektury [Drawing of Russian architecture]. Moscow, 2015, 192 p.
ОБ АВТОРАХ
Трибельская Екатерина Георгиевна
Кандидат архитектуры, заведующая кафедрой архитектуры Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия e-mail: [email protected]
Соковнина Ирина Валентиновна
Доцент кафедры Архитектуры Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS Tribelskaya Ekaterina
PhD, Professor; Heard of Architecture Department, Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Sokovnina Irina
Associate Professor, Moscow Architecture Department, Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia e-mail: [email protected]