УДК 712.25
ФОРМИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ МОСКВЫ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Трибельская Е.Г., кандидат архитектуры, профессор
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
Аннотация. В статье рассматривается опыт совместной работы студентов разных творческих специальностей (архитекторов и скульпторов) над проектом «Архитектурное пространство города. Формирование элементов» по благоустройству и развитию городской среды. Приведены примеры удачных проектных решений.
Ключевые слова: городская среда, благоустройство дворов, интеграция дисциплин в учебном процессе, скульптура в городе.
Внимательное отношение правительства Москвы к благоустройству города в целом и дворов в частности было закреплено Распоряжением Правительства Москвы № 387-РП от 04.08.2016 г., где был утвержден Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы [1]. «За последние годы в столице было реконструировано более 22 тысяч дворов», - сообщил Сергей Собянин на заседании Президиума Правительства Москвы [2]. Однако типовое благоустройство в новых районах делает их однообразными и безликими. В историческом центре все еще остается много запущенных дворов и небольших скверов, благоустройство которых не может быть типовым. Проблемам развития и благоустройства городской территории в Москве за последние годы было посвящено много исследований архитекторов, экологов, социологов и искусствоведов [3-9]. Однако проблема до сих пор остается актуальной. Особенно это касается исторически сложившихся районов, где, кроме решения утилитарных проблем, важными являются эстетическая и культурологическая составляющие.
В рамках решения этой задачи на факультете архитектуры в МГАХИ им. В.И. Сурикова студенты 4-го курса выполняют курсовой проект «Архитектурное пространство города. Формирование элементов» совместно со студентами-скульпторами. Обучение в одном вузе студентов разных творческих специальностей дает уникальную возможность осуществить такой проект. Архитекторы в этом проекте являются ведущими.
В качестве объектов проектирования студенты выбирают дворы, скверы, небольшие пешеходные площади, требующие развития и реновации. Перед началом работы студенты-архитекторы выезжают на место и изучают участок, используя графоаналитический метод исследования [10]: делают фотосъемку, проводят социальный опрос жителей, фиксируют маршруты движения
пешеходов, выделяя основные потоки. Далее архитекторы предлагают концепцию развития выбранного участка, включая скульптуру как элемент городской среды. Скульптура может быть фигуративной, декоративной, абстрактной, монументальной, игровой - в зависимости от средового контекста. На этом этапе начинается совместная работа со скульпторами. После презентации концепций и их обсуждения, работа развивается по двум сценариям:
1) скульпторы выбирают, в каком проекте они хотят участвовать;
2) авторы-архитекторы, ознакомившись с работами, сами приглашают скульптора, характер и манера работ которого кажутся им наиболее подходящими для проекта.
В качестве примеров приведем два проекта, выполненные в 2017 г.
«Сквер И.А. Бунина на Поварской улице» - проект выполнен студенткой 4-го курса факультета архитектуры С. Марковой и студентом факультета скульптуры М. Есиным (руководители - В.Н. Биндеман и Е.Г. Трибельская) (ил.1).
Ил. 1. Проект «Сквер И.А. Бунина на Поварской улице»
Сквер И.А. Бунина находится на пересечении Поварской улицы и Борисоглебского переулка. Пространство активно используется москвичами. Основные социальные группы: студенты, офисные работники, родители, гуляющие с детьми. На участке находится памятник И.А. Бунину (скульптор А. Бурганов, 2007 г.), поставленный слишком близко к жилому дому и не имеющий выгодных точек обзора.
Основная идея проекта - организовать общественное пространство, которое разовьет инфраструктуру района, обогатив его новой рекреационной зоной. Авторами было принято решение спроектировать пространство новой типологии, «третье место» между домом и работой. Обновленная планировка пешеходных дорожек поддержит пешеходные маршруты и улучшит связь с близлежащими улицами города. Небольшая площадь, которая воспринимается как двор, соединит два амфитеатра. Один из них рассчитан на сотрудников офисов и студентов, которые часто в перерывах проводят в сквере свободное время. Здесь создано рабочее пространство с Wi-Fi-зоной. Второй амфитеатр -многофункциональный, днем он служит зоной для тихого отдыха, чтения книг, а вечером и в выходные дни может быть превращен в площадку для публичных выступлений молодых поэтов и музыкантов.
Основная ось, куда перенесен памятник И.А. Бунину, пересекает пространство с севера на юг, осуществляет связь между Поварской улицей и внутренними амфитеатрами. Условные рамы-страницы, выполненные из полированной стали, и скульптуры читающих юноши и девушки - напоминание о «литературной принадлежности» сквера. Глухой торцевой фасад жилого дома, выходящий на сквер, имеет надломленную поверхность, похожую на лист бумаги с полустертыми надписями.
Проект «Развитие территории внутреннего двора на Гончарном проезде» выполнен студенткой 4-го курса факультета архитектуры А. Коваленко и студентами факультета скульптуры А. Махановым и М. Губинским (руководители: В.Н. Биндеман и Е.Г. Трибельская) (ил. 2).
Двор на Гончарном проезде входит в состав Гончарной слободы исторического поселения на территории современной Москвы, находящегося на левом берегу реки Яузы на Таганском холме. Территория имеет значительный перепад высот. Двор - проходной, через него жители района проходят с Гончарной улицы во 2-й Гончарный переулок.
Автор предлагает сохранить существующий рельеф, растительность, техническое сооружение (тепловой пункт) и террасирование. В качестве декоративного элемента для террас использован прием «сухой реки», вдоль которой установлены стилизованные скульптуры «Купальщицы», выполненные из бронзы. Покрытие террас выполнено из щебня и необработанного камня, подпорные стенки облицованы клинкерным кирпичом. Крытый навес-беседка -место для отдыха и чтения. Поверхность стен теплового пункта выполнена в декоративном рельефе. В результате запущенный проходной двор становится активной рекреационной зоной, привлекающей горожан.
Ил. 2. Проект «Развитие территории внутреннего двора на Гончарном проезде»
Приведенные примеры еще раз показывают, что создание и развитие рекреационных зон в исторически сложившейся застройке не может иметь типовых решений, а требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Именно поэтому сотрудничество архитекторов со скульпторами и художниками-монументалистами особенно плодотворно, так как дает дополнительные возможности находить интересные и уникальные решения таких задач.
Библиографический список
1. Об утверждении Сводного стандарта благоустройства улиц Москвы: распоряжение Правительства Москвы от 04.08.2016 г.№ 387-РП [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/441801314.
2. В Москве продолжат благоустройство городских дворов [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэра Москвы. - URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/5299/3699050/.
3. Крашенинников А.В. Мезо-пространства городской среды // AMIT. -2015. - №4 (33).
4. Воскресенская А.И. Благоустройство московских дворов: предлагается комфорт / // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2008. - № 2.
5. Наназашвили И.Х., Литовченко Б.А., Бунькина И.А. Благоустройство и экология в городской среде на территории высокоуплотненной застройки // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. - 2005. - №1 (58).
6. Булдакова Е.А. Решение проблем экологии путем организации мобильных систем озеленения // Архитектон: известия вузов. - 2012. - № 38.
7. Курочкин В.А. Экологическая тематика в городском арт-дизайне // Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 42.
8. Кибардин В. Промышленный дизайн или арт-объекты [Электронный ресурс]. -URL: http://reklamist.com.ua/promyishlennyiy-dizayn-ili-art-obektyi-16140/.
9. Старкова О.Д. Приемы изобразительных искусств в создании архитектурных арт-объектов // Архитектон: известия вузов. - 2010. - № 30.
10. Трибельская Е.Г., Соковнина И.В. Приемы графоаналитического исследования исторически сложившейся городской застройки // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 т. / под ред. В.Н. Евсеева. -Тюмень: Тюменский индустриальный университет. - 2016. - С. 273-278.
DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT IN THE HISTORICAL
AREAS OF MOSCOW
Tribelskaya E.G., Ph.D., Professor
Moscow State Academic Art Institute named after V. Surikov
Abstract. The article examines the experience of joint work of students of different creative specialties (architects and sculptors) on the project "Architectural space of the city" focused on improvement and development of the urban environment. Examples of successful design solutions are given.
Keywords: urban environment, improvement of courtyards, integration of disciplines in the educational process, sculpture in a city.
УДК 72:378
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
XXI ВЕКА
Тугарская П.М., магистрантка
Государственный университет по землеустройству, Москва Метленков Н.Ф., кандидат архитектуры, профессор Московский архитектурный институт (государственная академия)
Аннотация. В статье рассматривается модель архитектурного образования в России как индустриального этапа развития, так и постиндустриального. Предпринята попытка детерминировать процесс формирования и становления современного архитектурного образования системой образования в стране и уровнем развития социума.
Ключевые слова: образование, архитектурное образование, модель образования, структура, архитектурная школа, образовательная программа, архитектура, общество.
Архитектурное образование - одна из древнейших сфер деятельности человека, история которого уходит корнями в древность, в начало становления профессии «архитектор» в Греции, Риме, Египте, Вавилоне, Индии, Китае и др.
[3].
В начале пути становления архитектурного образования она носила характер трудового обучения. Профессиональный опыт передавался молодому подмастерью по ходу трудовой деятельности, в процессе проектирования и строительства архитектурных объектов. Профессия архитектора была закрытой: знания и умения передавались «из уст в уста» чаще всего по родственным линиям. Академическое же образование, то есть оторванное от практики, в том числе и архитектурное, зародилось в основном в XVII в. и существует и в наше время.
Сегодня мы находимся в кризисе, обусловленным в основном глобальным социально-экономическим кризисом. Соответственно и наша «...страна пребывает в потоке качественных социально-экономических, политических и культурных преобразований.» [1], в том числе в архитектуре и архитектурном образовании. Возможно, подписание Болонской декларации в 2003 г. стало стартом к поиску новой, постакадемической системы образования.
На территории России сегодня функционирует более 60 архитектурных школ. Организация и структуры их различны. Существует три