Таким образом, Из выше изложенного следует, что строительство малоэтажных городских моделей с открытыми наружу жилыми пространственными ячейками, не соответствует пустынному климату. Защита жилых домов не достигает необходимого уровня для благоприятного проживания населения.
Ориентированная во внутренний двор модель малоэтажного жилого дома с открытыми пространственными ячейками создает условия совместимости и адаптации к жаркому климату. Открытые внутренние дворы позволяют обеспечить вентиляцию жилых помещений, защиту от суховеев и песчаных бурь, такое архитектурное решение соответствует социальным факторам, предоставляя неприкосновенность частной жизни, укрепление социальных связей между членами семьи и среди населения. Эта модель также согласуется с экономическими факторами. [9]. Список использованной литературы:
1. Ахмед Мухаммед Хиляль - модель оптимизирована для пустыни архитектуры, аналитическая публикация-университет Кафедра Amarh - Асьют-Египет, 2005. - 24 с.
2. Хусейн Али Абуль - Фатх-арабская среда пустыня - Санауниверситет, 2009. - 48 с.
3. Лейла Рефат Исмаил - «Окружающая среда истратегииразвития городов варабских регионах» , 2004. - 1630 с.
4. Хатем Абдель МонеймАтаиваль «Городской дизайн и пути пешеходных зондвижения в пустыне» (Архитектурный колледж университета г.Бейрут), 1999. - 40 с.
5. Нимер Хаммад, доктор Али Амаира (опубликованное исследование) «Стили строений, подходящие для условияй пустыни», 2008. - 50-56 с.
6. «Внутренний двор в качестве регулятора дневного света» -статья Университета науки и техники Аджмана, 1993. - 26-35 с.
7. Перькова М.В., Трибунцева К.М., Особенности взаимосвязи социальных и пространственных факторов при формировании принципов градостроительного развития территорий//: эл. сб. докл. Региональнойнаучно-практ. конф./ Белгор. гос. технол. ун-т. (Белгород, 9-10апреля 2015 г.). Белгород: Изд-во БГТУ, 2015.
8. Артебякина А.В., Перькова М.В. Экологическая архитектура как решение глобальных экологических проблем //
В сб.: Итоги научно-исследовательской деятельности 2015 г.: изобретения, методики, инновации Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. Научный центр "Олимп" . 2015. С. 65-70.
9. Перькова М.В. Социальная устойчивость как принцип развития территорий города / VII Международная научно-практическая конференция. Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2015 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 95-100.
© Абасс Х. С., 2016
УДК 72.036 (470.45)
Ковалева Галина Николаевна
доцент ВолгГАСУ г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
О КЛАССИКЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА
Аннотация
Статья посвящена анализу творчества архитектора послевоенного периода Е. И. Левитана
Ключевые слова
Парадный ансамбль города-победителя, архитектурный облик застройки, мемориальная тема, классические формы, «сталинский ампир», крупные геометрические формы, пантеон.
Рисунок 1 - Коллаж, посвященный 100-летию со дня рождения Е.И. Левитана. Вып. ст-ты ВолгГАСУ
Гагарин В., Иванов А.
Ефим Иосифович Левитан начал свою творческую деятельность в один из самых сложных, но очень оптимистичных периодов истории города - период восстановления Сталинграда после Великой Сталинградской битвы, в период становления характера образной организации городского пространства с установками на идеологические основы. В восстановленной архитектуре должна была звучать монументально-мемориальная тема - тема с героическим масштабом. Поэтому в архитектурных произведениях этого периода используются принципы классической архитектуры, известной как «Сталинский ампир». Левитану удалось поработать с самыми выдающимися архитекторами страны, одним из которых был главный архитектор Сталинграда В.Н. Симбирцев, оказавший большое влияние на становление и развитие талантливого молодого зодчего.
Родился Е.И. Левитан 31 декабря 1915 г. в Елизаветграде (Кировоград) УССР. Не доучившись в средней школе 1 год, он в 16 лет начал трудиться на Кожевенной фабрике, там же работал и его отец. В один из отпусков он навестил свою сестру Софью, которая проживала в Москве и к тому времени была уже известным архитектором (погибла в 1942 году во время бомбежки в Москве). Именно она посоветовала брату обрести новую творческую профессию. Ефим экстерном оканчивает среднюю школу и поступает в Московский Архитектурный институт. В студенческие годы проявился его талант и высокая трудоспособность, довольно часто он привлекался к выполнению проектных работ. В 1941 году он заканчивает вуз, работает архитектором, женится на Нине Михайловне, художнику по текстилю. В 1943 году Е.И. Левитан направляется в Сталинград для восстановления города из пепла из руин. В 1945 году у них рождается дочь Алиса.
До 1946 года Левитан работал строй-мастером строительного треста «Сталинскпромстрой» на восстановлении завода «Красный Октябрь» и жилья в районе Малой и Большой Франции, в 1946 году назначается прорабом, затем заместителем начальника технического отдела спецстройтреста №1 НКГМ. Главный архитектор г. Сталинграда В.Н. Симбирцев рекомендует назначить его руководителем мастерской №4, потом начальником мастерской №2 проектного института «Волгоградгражданпроект».
Творческая деятельность Е.И. Левитана продолжалась в течение нескольких десятилетий (46 лет): он создавал жилые, общественные здания и другие архитектурные объекты, в различных стилях, в зависимости от времени их проектирования, участвовал в ряде конкурсных проектов на мемориальную тему.
После войны в творчестве сталинградских архитекторов преобладала мемориально-триумфальная
тема.
В 1946 году состоялся «Конкурс проектов памятника чекистам - защитникам Сталинграда», в котором Левитан принял участие. В его замысле присутствует дорическая ротонда, центр которой выражен невысоким могильным курганом, в центре которого расположена урна. Мемориальная тема выражается как формой кургана, так и пластическим решением аркады. Проект Е. И. Левитана получил вторую премию.
Рисунок 2 - Конкурсный проектов памятника чекистам - защитникам Сталинграда, арх. Е.И. Левитан
Зодчий работал как в авторском коллективе с представителями старшего поколения Сталинграда, такими как главный архитектор города В.Н. Симбирцев, А.С. Кулев, так и с талантливой молодежью А.С. Леушкановым, В.Б. Калиниченко и другими. Осуществились и творческие замыслы Левитана в совместной работе с ленинградским скульптором И.И. Петиным, итогом которой явилось создание памятника - стелы героям Советского Союза ст. лейтенанту Р.Р. Ибаррури, капитану Х. .Ф. Фаттяхутдинову, майору В.Г. Каменщикову в мемориальном сквере на Площади Павших борцов. Архитектор Е.И. Левитан также является автором планировки территории Мемориального сквера.
Сквер разбит по строгим канонам паркового стиля с широкой главной аллеей с цветником посередине и завершается памятником - обелиском героям Гражданской и Великой Отечественной войны. На уютных боковых диагональных дорожках сквера организованы места тихого отдыха жителей и гостей города.
Проектирование застройки центральной части города велось как в Москве, так и в Сталинграде. Фактически застройка центра города началась в конце 40-х - начале 50-х годов. Одним из первых общественных зданий, возведенных после войны, был кинотеатр «Победа» на улице Коммунистической, сданный в эксплуатацию 7 ноября 1948 года, его авторы Е.И. Левитан и Г.Ф. Борисенко были отмечены 3-ей премией на Всесоюзном конкурсе лучших зданий, построенных в 1948 году. В здании присутствуют элементы, свойственные стилю «Сталинский ампир» - колонны коринфского ордера, портики, пилястры, ниши и другие декоративные элементы.
Здание располагается рядом с парком и своей классической архитектурой обогащает городской пейзаж.
В том же году Е.И. Левитан выполняет конкурсный проект на Мамаевом кургане (1948 г.). На квадратном основании он возводит грандиозную двухъярусную пирамиду и, рассекая ее на четыре части, вынимает из нее сердцевину. Каменное тело пирамиды приобретает внутреннее пространство, ограниченное Г-образными ступенчатым пилонами [4 с. 3]. В центре Е. И. Левитан помещает скульптуру советского воина с обнаженным мечом.
В 1953 году Е.И. Левитан в соавторстве с В.Е. Масляевым и Б.Г. Гольдманом выполняет следующий конкурсный проект «Пантеон вечной славы великих людей Советской страны» в Москве. В проекте пантеона используются крупные геометрические формы. На ступенчатом квадратном стилобате располагается амфитеатр, перекрытый куполом с четырьмя ориентированными по сторонам света портиками - входами в арочных проемах. По внутреннему периметру основания купола за колоннадой устраиваются глубокие ниши для урн с прахом. Пантеон сталинградцев - символ эпохи, осознающей себя венцом истории и пределом человеческих стремлений [4 с. 5]
Одним из самых красивых зданий, находящихся на площади Павших борцов, является главный корпус Медицинского университета (бывшее здание областной партийной школы), построенный в 1951 году и выходящий главным фасадом на Аллею Героев, ведущую к площади Павших борцов..
Рисунок 3 - Проект некрополя на Мамаевом кургане, арх. Е.И. Левитан
Рисунок 4 - Пантеон вечной славы великих людей Советской страны, арх. Е.И. Левитан, В.Е. Масляев, Б.Г. Гольдман
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Этот проект Е.И. Левитан разрабатывал под руководством главного архитектора Сталинграда - В.Н. Симбирцева. Здание было отмечено Государственной премией как лучшее, выстроенное в 1951 году в нашей стране. По образу и подобию несколько позже был застроен центр города крупными зданиями в стиле советского классицизма.
Фасады здания Медицинского университета имеют спокойный выразительный характер, свойственный зданиям Итальянского Возрождения. Нижние два этажа - грубо рустованная стена с крупными аркообразными окнами. Верхние два этажа - гладкая плоскость стены с метроритмическими пилястрами коринфского ордера, чередующимися с небольшими по размеру и простыми по форме прямоугольными окнами. Мощный карниз обработан классическими элементами. Верх здания венчает парапет с балюстрадой. Главный вход в здание университета со стороны мемориального сквера выполнен в виде полуциркульной арки.
Архитектурный облик застройки центра Сталинграда признанно считается образцом советской архитектуры конца 40-50-х годов. Господствующим стилем в тот исторический период в СССР был так называемый «Советский классицизм», который иногда называют «Сталинградским (Сталинским)». Этот стиль наследовал лучшие архитектурные традиции эпохи Ренессанса.
Большинство зданий имеют трехчастное членение по фасадам с утяжеленным, грубо рустованным нижним ярусом, облегченной верхней частью здания и мощным, сильно вынесенным карнизом. Фасады декорированы прямоугольными пилястрами, полуколоннами и колоннами, обычно коринфского ордера, реже дорического. Все остальные архитектурно-строительные элементы, такие как входы в здание, конные проемы, балконы и лоджии, балюстрады, кронштейны, ниши и т.д. подчинены общему архитектурно-художественному решению.
На северо-восточной стороне площади Павших борцов находится здание Главпочтамта (Дом Связи). Это крупное сооружение со специфическим функциональным назначением. Здание оригинально по своему архитектурному решению, т.к. оно сочетает черты готической и классической архитектуры. Главный протяженный фасад Главпочтамта обращен к площади Демонстраций (Павших борцов), его поверхность ритмически расчленена пилястрами сложного абриса, которые вертикально расчленяют фасад, а угловые мощные квадратные башни завершают здание с двух сторон. Крупные детали трех входов и портальное решение окон первого этажа придают зданию
монументальность.
В объеме жилого дома №12 по ул. Мира, расположенного в непосредственной близости от Главпочтамта, Левитан использует акцент вертикальных членений, роль которых здесь выполняют эркеры.
Поэтический характер мастера отразился в решении камерного архитектурного объекта - здания ресторана «Маяк», расположенного на Центральной набережной. Ресторан построен в 1955 году в легких, изящных классических формах. Здание имеет архитектурный объем ротонды, стройные колонны ионического ордера окружают цилиндр в три вертикальных яруса. Вытянутый шпиль с венчающим его парусником хорошо просматривается с террас Набережной и Волги.
Левитан успешно занимался и реконструкцией царицынских зданий. В 1951 году по его проекту было полностью восстановлено разрушенное во время боев за центр города здание купцов, братьев Рысиных на бывшей Царицынской улице (ныне Краснознаменской), здание было дополнено пристройкой, выдержанной в стиле купеческого узорочья. Сейчас в этом историческом и необычным по своей архитектуре здании размещается «Дом архитектора», который является клубом, местом встреч и творческого общения зодчих Волгограда.
Рисунок 5 - Главпочтамт (Дом Связи), арх. Е.И. Левитан
Рисунок 6 - Ресторан «Маяк», арх. Е.И. Левитан
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
В более поздний период, будучи зрелым мастером, Ефим Иосифович в соавторстве с молодыми архитекторами запроектировал ряд общественных зданий различного назначения. Среди них пристройка к Центральному Универмагу (совместно с Б.Г. Гольдманом) на площади Павших борцов, Дом Политпросвещения в Центральном районе, ДЮЦ Центрального района (с А.С. Леушкановым).
Крупное цельное лаконичное здание Дома Политпросвещения находится на территории Замытого Долгого оврага, в месте его пересечения с проспектом Ленина. Это общественное здание решено в стиле архитектуры 70-80-х годов с крупными метрическими членениями ленточного остекления, с мощным, опоясывающим объем здания бетонным балконом на уровне второго этажа и еще более мощным, рельефно выполненным завершением - крышей. К зданию подводит широкая лестница, одновременно являющаяся постаментом всего сооружения.
Комплекс Дворца Пионеров (ныне ГДЮЦ) запроектирован в соавторстве с А.С. Леушкановым, общественное здание построено на склоне поймы реки Царицы. Это одно из немногих сооружений террасного типа в городе Волгограде состоит из нескольких объемов распластанных в три яруса над поверхностью склона левого берега впадающей в Волгу реки Царицы. Крупные плоскости остекления главных фасадов контрастируют с глухими поверхностями боковых стен. Горизонтальная статичная композиция всего комплекса занимает довольно большую и трудную для строительного освоения наклонную территорию, что в настоящее время привело к появлению трещин в некоторых конструкциях комплекса, который требует реконструкции.
Наследие заслуженного сталинградского архитектора Е.И. Левитана является символом зодчества г. Сталинграда (Волгограда). Его произведения сформировали парадный ансамбль города-победителя, который по праву считается одним из самых профессионально совершенных произведений середины XX века.
В конце 2015 года общественность г. Волгограда отметила 100-летний юбилей заслуженного архитектора СССР, кавалера ордена Знак Почета Е.И. Левитана. К данной дате в Краеведческом музее была организована экспозиция, посвященная жизненному пути архитектора, была открыта художественная выставка-конкурс студенческих работ, посвященных творчеству зодчего в Волгоградском Государственном Архитектурно-Строительном университете, на фасаде дома по ул. Мира, 13, в котором проживал с семьей Ефим Иосифович, была открыта мемориальная доска в честь юбиляра, отпечатана почтовая открытка с портретом зодчего и основными его произведениями. Список использованной литературы:
1. Атопов В.И., Масляев В.Е., Липявкин А.Ф. Волгоград. - Стройиздат, 1985 г.
2. Вязьмин А.Н., Олейников П.П. Архитекторы Волгограда. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2003 г.
3. Чемякин Е.А. Памятники и памятные места Волгоградской области: историко-краеведческий обзор. -Волгоград: Принт, 2010 г.
4. Янушкина Ю. В. Архитектурные образы послевоенного Сталинграда // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 1(25). URL: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Yanushkina-2013_1(25).pdf
© Ковалева ГН., 2016
УДК 711.4
Сардаева Марина Евгеньевна
магистрант 2 курс УрГАХУ, бакалавр архитектуры,
г. Екатеринбург, РФ Е-шай: [email protected]
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ МОНОПРОФИЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ ГО РЕВДА
Аннотация
В статье рассмотрено - градостроительное преобразование монопрофильной системы расселения,