Научная статья на тему 'Первая, возрожденная из послевоенных руин, улица Сталинграда'

Первая, возрожденная из послевоенных руин, улица Сталинграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1095
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИМЕТРАЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА / "СТАЛИНСКИЙ АМПИР" / КУРДОНЕРЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР / ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА / МИКРОРЕЛЬЕФ / МАЛЫЕ ФОРМЫ / МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ / СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалева Г.Н., Ералиев И.Н.

Представлен анализ архитектурного и стилистического образа, восстановленной после Великой Отечественной войны, улицы Мира в г. Сталинграде (Волгограде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая, возрожденная из послевоенных руин, улица Сталинграда»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 72.03:625.712.28 (470.45)

Г.Н. Ковалева, доцент И.Н. Ералиев, студент Институт Архитектуры и Градостроительного развития Волгоградский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Г. Волгоград, Российская Федерация

ПЕРВАЯ, ВОЗРОЖДЕННАЯ ИЗ ПОСЛЕВОЕННЫХ РУИН, УЛИЦА СТАЛИНГРАДА

Аннотация

Представлен анализ архитектурного и стилистического образа, восстановленной после Великой Отечественной войны, улицы Мира в г. Сталинграде (Волгограде).

Ключевые слова

Периметральная застройка, «сталинский ампир», курдонеры, комплексный подход, архитектурный

ордер, элементы декора, микрорельеф, малые формы, монументально-декоративное искусство,

вертикальное озеленение, символика.

Особое место в истории советского градостроительства занимают годы восстановления городов, разрушенных в период Великой Отечественной войны. Это были годы патриотического подъема, когда битва за освобождение Отчизны сменилась всенародным призывом восстановить разрушенные города и другие населенные пункты.

Город Сталинград был превращен в груду пепла и руин. В городе полностью были разрушены водопровод, канализация, энергетическое хозяйство, городской транспорт, дороги, уничтожены зеленые насаждения. Трудно было поверить в полное возрождение города. Но уже в августе 1943 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) вынесли постановление о неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Нужно было не только восстановить город Сталинград, но создать город на основе прогрессивных принципов современного градостроительства.

Решить эту задачу без помощи Академии архитектуры СССР было невозможно. Уже в августе 1943 года из тылового города Чимкента в Москву возвратилась Академия. Виднейшие зодчие с вдохновением работали над планами восстановления городов. В творческой мастерской академии, возглавляемой К. С. Алабяном, разрабатывался генеральный план Сталинграда [ 4, с. 34]. Уже к 1948 году были завершены проектно-планировочные работы по генеральному плану г. Сталинграда, концепция которого базировалась на подлинно научной основе. Это предопределило направление развития города на много лет вперед. По решению СНК СССР в Сталинграде был создан специализированный главк по восстановлению города -Главсталинградстрой.

Генеральным направлением послевоенных лет было массовое жилищное строительство, осуществляемое комплексно - кварталами, с полным инженерным благоустройством, озеленением, сетью учреждений культурно-бытового назначения [ 4, с. 36].

Одной из улиц, предусмотренной послевоенным генеральным планом города Сталинграда явилась улица Мира, которая уникальна по своей архитектурной застройке. Именно с этой жилой улицы начали восстанавливать из руин и пепелищ центр Сталинграда. Данная улица не имеет важного значения в транспортной системе города, но она является любопытнейшим архитектурным ансамблем ушедшей Советской эпохи нашей страны.

Эта улица обладает неповторимым художественным образом. Этим она обязана своей застройкой жилыми и общественными зданиями, такими как: Детский юношеский центр, Училище искусств, Главпочтамт, строительный банк, средняя школа №8, библиотека имени Горького, Волгоградский планетарий и другие.

Свое нынешнее название улице было присвоено по указу Городского Исполнительного комитета в 1951 году. Весь комплекс застройки улицы Мира был выполнен под общим руководством архитектора В.Н.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Симбирцева и других волгоградских и московских архитекторов. Ансамбль застройки этой улицы был признан градостроительным памятником регионального значения.

В конце XIX - начале XX века территория улицы Мира состояла из двух царицынских улиц -Ломоносовской (расположенной ближе к оврагу реки Царицын) и Саратовской (заканчивающейся у здания Волгоградского планетария), между ними в Царицыне существовала сетка небольших косых улочек, огибавших торговую площадь. Этот участок нынешней улицы Мира проходил по Преображенскому предместью старого Царицына. Первоначально застройка этих улиц представляла собой одноэтажные деревянные жилые и торговые здания, которые затем сменились трех-, четырехэтажными купеческими каменными домами. А на месте, где сегодня пересекаются улица Мира с улицей Комсомольской, стояла Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1771 году из дерева, а в 1885 году храм был возведен из камня. Во время войны это здание было сильно разрушено и снесено в 1945 году.

В послевоенных проектах были предусмотрены мероприятия по расширению, спрямлению и пробивке новых транспортных магистралей. Поэтому в новом генплане города Сталинграда было предложено соединить улицу Саратовскую и Ломоносовскую. Новая улица должна была стать не нагромождением отдельно стоящих домов, в ней должны были воплотиться принципы структурного и пространственного членения, глубинного развития композиции.

Торжественное открытие новой застройки улицы Мира (улица получила новое название) состоялось 7 ноября 1950 года. К этому времени были построены два жилых здания: дом №13 (1947-1950 гг., архитектор К.Н. Афанасьев) и дом №20 (1950 г., архитекторы Н.И. Синявский и Н.А. Наумова), реконструировано здание театра (бывший Дом науки и техники). Остальные дома были выстроены и восстановлены позднее, уже в 50-х годах.

В названии и расположении улицы Мира много символичного. Начинается она с Детского юношеского центра (с которым связана надежда на новое лучшее, развивающееся начало), заканчивается зданием Планетария (который олицетворяет мир и порядок во Вселенском масштабе). Кроме того, улица Мира стала первой восстановленной после войны.

Общая протяженность улицы Мира составляет примерно 1500 м. На этой улице кроме уютного жилья и ряда зданий различного общественного назначения в настоящее время размещены здания Библиотеки им. Горького (архитектор В.С. Макаренко), здания Волгоградского планетария (архитекторы В.Н. Симбирцев, и А.С. Хомутов), здание Главпочтампта (архитектор Е.И. Левитан), здание Волгоградского муниципального института им. П.А. Серебрякова (архитектор Е. И. Левитан), а также ряды магазинов и кафе, встроенных в первые этажи жилых зданий. Почти все здания на этой улице, и общественные, и жилые, выстроены в стиле «Сталинский ампир» с украшениями на фасадах в виде картушей, венков, гирлянд, гербов и т.д. Часто в эти традиционные украшения зданий вплетены советские символы: пятиконечные звезды, лавровые дубовые венки и т.д. Здесь, в сталинском ампире, удачно нашлось сочетание помпезности, роскоши, монументальности и спокойствия, уюта.

Архитекторам и строителям удалось создать тихую жилую улицу с гармоничным соотношением ее ширины и высоты зданий, обычно трех- или четырехэтажных. При строительстве была использована периметральная застройка, с жилыми кварталами небольшого размера, замкнутыми дворовыми пространствами, организованы курдонеры, открытые в сторону улицы. Это разнообразит ее облик и делает улицу уютной и комфортной.

Пластика фасадов каждого здания на улице Мира индивидуальна, используются эркеры разных форм на всю высоту здания или частично по высоте, оконные проемы имеют прямоугольную, арочную форму и в виде окружности. Окна оформлены фронтонами, пилястрами, арками. Наряду с вертикальным членением здания, по фасадам пролегли горизонтальные рельефные пояски. Здания венчают массивные карнизы и аттики.

Элементы декора зданий на улице Мира применяются в виде стендов, панно и других художественных символов. Часто фасады украшены оконными витражами, фигурными решетками на окнах, воротах, ограждениях балконов, в которых используется советская символика. Почти на всех зданиях присутствуют элементы монументально-декоративного искусства: декоративные вазы, пилястры, гирлянды, скульптурные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

барельефы и т.д.

1) 2) 3)

Рисунок: 1) - Фрагмент углового оформления 2) - Оформление входа в жилой дом; 3) - Фрагмент курдонера на ул. Мира фасада на ул. Мира со стороны дворового фасада

Во многих жилых домах на этой улице проживали выдающиеся люди нашего города: политики, артисты, музыканты, художники, архитекторы и другие. Об этом сейчас свидетельствуют многочисленные мемориальные доски на фасадах зданий.

В благоустройстве дворовых пространств улицы Мира удачно использован микрорельеф, который подчеркивается удобными лестницами, дорожками. Замкнутые дворы соединяются с улицами через арочные проемы в домах. Камерная атмосфера создается малыми архитектурными формами: фонтанами, вазонами, скамьями, фонарями и т.д.

Важную роль играют элементы озеленения как самой улицы, так и дворовых пространств. Только для улицы Мира свойственно вертикальное озеленение, где по окнам и балконам вьется плющ и дикий виноград. В мае на улице Мира распускаются кусты сирени, пышная зелень невысоких деревьев создают приятную тень. Элементы благоустройства наряду с восхитительной архитектурой приобретают важнейшее значение и создают облик южного города.

В настоящее время улица Мира является композиционно построенным ансамблем, в котором воплотился индивидуальный подход московских и местных архитекторов к образу Сталинграда. Творческая мысль зодчих была проникнута любовью к Родине и к людям, защищавших ее. На улице Мира присутствует дух восстановительного пафоса и романтики. Она послужила отправным пунктом к возрождению города и дальнейшему развитию Сталинграда, который стал символом Победы советского народа. Список использованной литературы:

1. Агасцева С.А. и др. Свод историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда (15892004 гг.). - Волгоград: Панорама, 2004 г.

2. Атопов В.И., Масляев В.Е., Липявкин А.Ф. Волгоград. - Стройиздат, 1985 г.

3. Вязьмин А.Н., Олейников П.П. Архитекторы Волгограда. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2003 г.

4. Кулага Л. Восстановление городов / Л. Кулага // Архитектура, строительство, дизайн. - 2005. - №3. - С. 34 - 41.

5. Чемякин Е.А. Памятники и памятные места Волгоградской области: историко-краеведческий обзор. -Волгоград: Принт, 2010 г.

© Ковалева Г.Н., И.Н. Ералиев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.