Научная статья на тему 'История отечественной авиации в архитектурном наследии Сталинграда'

История отечественной авиации в архитектурном наследии Сталинграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
763
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДОМ КРАСНОЙ АРМИИ / СТАЛИНГРАДСКАЯ АВИАШКОЛА / ARCHITECTURAL HERITAGE / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / RED ARMY HOME / STALINGRAD AVIATION SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейников Петр Петрович

Представлены результаты исследования архитектурного наследия довоенного Сталинграда на примере создания 7-й Сталинградской военно-авиационной школы им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Исследованы вопросы проектирования и строительства некоторых зданий для авиашколы в центре города и на территории авиагородка. Выявлен вклад архитекторов А. Дроздова, И. Иващенко в решение социокультурных проблем на территории авиагородка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олейников Петр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the research results regarding the architectural heritage of the pre-war Stalingrad by the example of creating the 7 th Stalingrad military and aviation school n.a. Stalingrad Red Banner proletariat. There are researched the issues of projecting and building for the aviation school in the city centre and at the territory of the aviation camp. There is determined the contribution of the architect A. Drozdov, I. Ivashchenko in solution of sociocultural issues at the territory of the aviation camp.

Текст научной работы на тему «История отечественной авиации в архитектурном наследии Сталинграда»

известия вгпу. исторические науки

5. Маркс К. Философско-экономические рукописи 1844 года //К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М.: Изд-во полит. лит., 1956.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Сочинения. Т. 23. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1960.

7. Мень А.В. Читая Апокалипсис. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2006.

9. Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви //Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 37. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956.

10. Трубецкой E.H. Смысл Жизни. М.: АСТ, 2004.

11. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. М.: Логос, 2002.

12. Философская энциклопедия в 5 т. Т.3 /под ред. Асмуса В.Ф. М.: Сов. энцикл., 1964.

13. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Собр. соч. в 10 т. Т.9. М.: СТД, 2008.

14. Фрейд З. Почему война? // Фрейд З. Собр. соч. в 10 т. Т.9. М.: СТД, 2008.

15. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998.

16. Шпенглер О. Политические решения // Шпенглер О. Политические произведения. М.: Ка-нон+, 2009.

17. Юнг К.Г. Вотан // Юнг К.Г. Душа и миф.

Шесть архетипов. М.: АСТ, 2005.

* * *

1. Berdjaev N.A. Sud'ba Rossii. M. : Filos. o-vo SSSR, 1990.

2. Gegel' G.V.F. Filosofija istorii. SPb.: Nauka, 2005.

3. Gibbon Je. Istorija upadka i krushenija Rimskoj imperii. M.: OLMA-PRESS, 2001.

4. Kant I. Konec vsego sushhego //Ego zhe. Sochinenija v 8 t. T. 8. M.: Choro, 1994.

5. Marks K. Filosofsko-jekonomicheskie rukopisi 1844 goda //K. Marks i F. Jengel's. Iz rannih proizvedenij. M.: Izd-vo polit. lit., 1956.

6. Marks K., Jengel's F. Kapital. Sochinenija. T. 23. M.: Gos. izd-vo polit. lit., 1960.

7. Men' A.V. Chitaja Apokalipsis. M.: Fond imeni Aleksandra Menja, 2000.

8. Tojnbi A. Dzh. Postizhenie istorii. M.: Ajris-press, 2006.

9. Tolstoj L.N. Zakon nasilija i zakon ljubvi // Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij v 90 t. T. 37. M.: Gos. izd-vo hudozh. lit., 1956.

10. Trubeckoj E.N. Smysl Zhizni. M.: AST, 2004.

11. Turaev V.A. Global'nye vyzovy chelo-vechestvu. M.: Logos, 2002.

12. Filosofskaja jenciklopedija v 5 t. T.3 /pod red. Asmusa V.F. M.: Sov. jencikl., 1964.

13. Frejd Z. Nedovol'stvo kul'turoj // Frejd Z. Sobr. soch.v 10 t. T.9. M.: STD, 2008.

14. Frejd Z. Pochemu vojna? // Frejd Z. Sobr. soch.v 10 t. T.9. M.: STD, 2008.

15. Shpengler O. Zakat Evropy. M.: Mysl', 1998.

16. Shpengler O. Politicheskie reshenija // Shpengler O. Politicheskie proizvedenija. M.: Kanon+, 2009.

17. Jung K.G. Votan // Jung K.G. Dusha i mif. Shest' arhetipov. M.: AST, 2005.

Reasons for the civilization disaster in the philosophic and scientific thought of the modern history and in the early and mid XX century

There are represented the notions of the reasons for the civilization disaster defined as tragic end of the local and civilization or the global history in the German classic philosophy, Russian religious and ethic thought of the early XX century, psychoanalytic tradition of the early and mid XX century, as well as foreign historians and philosophers of culture of the modern history who turned to this set of problems.

Key words: civilization disaster, history of science, historiography of civilization disasters.

(Статья поступила в редакцию 19.01.2015)

п.п. олЕйников

(волгоград)

история отечественной авиации в архитектурном наследии Сталинграда

Представлены результаты исследования архитектурного наследия довоенного Сталинграда на примере создания 7-й Сталинградской военно-авиационной школы им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Исследованы вопросы проектирования и строительства некоторых зданий для авиашколы в центре города и на территории авиагородка. Выявлен вклад архитекторов А. Дроздова, И. Иващен-ко в решение социокультурных проблем на территории авиагородка.

Ключевые слова: архитектурное наследие, социокультурная среда, дом Красной Армии, Сталинградская авиашкола.

В международных документах ЮНЕСКО, ИКОМОС, Совета Европы, Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, разработанном с учетом междуна-

© Олейников П.П., 2015

родного опыта российском культурном праве архитектурное наследие охарактеризовано как важная составляющая часть культурного наследия, определены основные принципы и ориентиры мировой, европейской и отечественной политики защиты и сохранения архитектурных объектов [2; 3; 4].

Архитектурное наследие - важнейшая сфера материальной культуры общества, формирующая социокультурную и предметно-пространственную среду обитания и жизнедеятельности человека. В нем в неразрывном единстве соединены материальные и культурные достижения, воплотившие в себе исторически сложившиеся духовные ценности общества, его нравственные и эстетические идеалы, функциональные потребности.

В архитектурном наследии зримо предстают многовековая история культуры региона, ее самобытность и общеисторическая значимость. Архитектурное наследие не только является гарантом сохранения исторического облика региона, но и способствует процессу самоидентификации местного сообщества, формирует представления самых широких общественных слоев о культуре того или иного региона, открывает новый ракурс исследования исторического прошлого.

Между тем в сознании многих наших современников Волгоград - это город сравнительно новый, восставший из руин после Сталинградской битвы, не сохранивший ничего от крепости и уездного Царицына и предвоенного Сталинграда. Однако его более чем четы-рехвековая история продолжает жить в очертании его улиц, площадей; старых фундаментах и стенах зданий, которые по сей день при внимательном осмотре проступают сквозь современные архитектурные формы; сохранились отдельные строения и даже ансамбли старой застройки в Ворошиловском (по улицам Пугачевской, Баррикадной, Буханцева), Дзержинском (комплекс земской больницы (областная больница), Свято-духов монастырь, воинская часть «Красные казармы»), Краснооктябрь-ском (комплексы застройки металлургического и орудийного заводов и окружающих заводских поселков), Красноармейском (ансамбли застройки площади немецкой колонии Сареп-та и одноименной железнодорожной станции), Центральном (по улицам Пушкина, Ленина, Волгодонской, Невской, Новороссийской) районах и др. но главной достопримечательностью архитектурно-градостроительного наследия Волгограда, что сделало его градопла-

нировку объектом хрестоматийной демонстрации, является наследие социалистической эпохи.

Первый культурный пласт этого наследия был заложен в 1920-1930-е гг. Неуклонный рост социально-экономического потенциала Сталинграда в период индустриализации и его новый политико-идеологический статус - города, носящего имя вождя, города-символа победы в Гражданской войне на юге России - способствовали воплощению именно здесь авангардистских архитектурных проектов того времени, которые соответствовали устройству нового социалистического общества, объединяли в себе социальные и планировочные структуры. Именно тогда была выработана линейная градостроительная структура города как комплекса производственно-селитебных районов - эталона социалистического города 1930-х гг. В этом проекте было достигнуто уникальное единение идей «социализации» городского расселения и особенностей многовекового преемственного развития городских территорий типичного поволжского города, растянувшегося вдоль берега реки [1; 7; 13].

Сегодня архитекторы, историки, краеведы, культурологи по крупицам собирают материал, позволяющий не только восстановить облик довоенного Сталинграда, но и увидеть преемственность и традиции в складывании современной городской среды, восполнить утраченные или неполно освещенные страницы истории края. одной из таких малоизвестных страниц является история Сталинградской авиашколы, новые ракурсы для рассмотрения которой предоставляет реконструкция связанного с ней архитектурного наследия города.

Начало истории сталинградской авиации было положено еще в годы Гражданской войны, когда в мае 1918 г. в Царицыне был сформирован авиаотряд из двух аэропланов красво-енлета А. Шаврова, пополнившийся через два месяца военными летчиками из московского авиаотряда В. Карпова и 1-го кубанского авиаотряда В. Кучинского. Только за август-ноябрь 1918 г. было совершено 169 боевых вылетов. В 1919 г. 5 авиаотрядов, действовавших на Царицынском фронте, были объединены под командованием летчика В. Хрипина. Авиаторы с воздуха, используя гидросамолеты, прикрывали действия Волжской военной флотилии и Красной Армии у дубовки [15].

опираясь на традиции Гражданской войны, учитывая индустриальный и строитель-

ный потенциал города, Сталинград уже в конце 1920-х гг. был определен как один из центров подготовки кадров военных летчиков. Выбор пал на Сталинград и в связи с идеальными условиями для обучения летного состава: много солнечных дней в году, стабильное направление ветров, относительно равнинная местность. 6 февраля 1929 г. последовал приказ революционного Военного Совета СССр о создании в Сталинграде 7-й военно-авиационной школы летчиков, а в феврале 1930 г. она уже начала свою работу. Распоряжением штаба РККА от 1 июля 1930 г. № 6/20522 школе было присвоено наименование: «7-я Сталинградская военно-авиационная школа им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». После годичного курса обучения авиашкола должна была выпустить профессиональных военных летчиков, специально подготовленных для разведывательной, легкобомбардировочной и истребительной авиации [8; 10].

Первым начальником и военкомом авиационной школы в июле 1929 г. стал Е.А. Гель-фер, а в сентябре 1930 г. на этом посту его сменил А.А. Левин. Судьба этих красных военкомов оказалась удивительно похожей. Для обоих руководство Сталинградской авиационной школой явилось первой ступенькой в головокружительной военной карьере. Евгений Абрамович Гельфер стал начальником авиации Осовиахима, в 1935 г. получил звание полковника. Александр Алексеевич Левин, назначенный впоследствии за успехи руководимой им школы начальником управления военно-учебных заведений ВВС Красной Армии, в июне 1940 г. вошел в число первых 16 высших командиров РККА, которым было присвоено генеральское звание, а уже в декабре состоялось его назначение на должность заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа. И полковник Е.А. Гельфер, и генерал-майор А.А. Левин были необоснованно репрессированы и расстреляны: Гельфер -в 1938 г., Левин - в 1942 г., реабилитированы посмертно.

Отбор курсантов в авиационную школу проводился очень строго, брали только рекомендованных ВКП (б) и комсомолом. К 1 января 1930 г. было набрано 239 первых курсантов. В 1932 г. школа провела первый выпуск летчиков в количестве 112 человек. Наборы и выпуски курсантов год от года возрастали. В начале 1937 г. школа перешла на выпуск только летчиков-истребителей. По приказу НКО СССР № 067 от 1 сентября 1938 г. школа была

преобразована в военно-авиационное училище, программа обучения в которой была уже рассчитана на три года. До начала Великой Отечественной войны в Сталинграде было подготовлено в общей сложности 3039 летчиков. О масштабах деятельности школы говорит тот факт, что перед войной в ней обучалось около 4 тыс. курсантов. Летное обучение проводилось на 14 аэродромах, в том числе на 5 стационарных. В 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны училище вновь было реорганизовано в школу с годовым сроком обучения.

На современной карте города мы сегодня не найдем ни учебных корпусов Сталинградской школы военных летчиков, разрушенных в годы Сталинградской битвы, ни самого этого учебного заведения, расформированного в 1960 г. Но память как о самой школе, так и о ее выпускниках хранят жители города, памятники и памятные места Волгограда. В сквере напротив Волгоградского медицинского университета (на месте медуниверситета до войны располагался учебный корпус Сталинградской школы военных летчиков) установлен бюст воспитанника школы дважды Героя Советского Союза Василия Сергеевича Ефремова. На площади Павших Борцов у Вечного огня вместе с другими героями-защитниками Сталинграда - Героем Советского Союза, командиром пулеметной роты гвардии капитаном Р.Р. Ибаррури и кавалером ордена Ленина артиллерийским капитаном Ф.Т. Фаттахутди-новым похоронен однокурсник В.С. Ефремова, выпускник 1937 г., Герой Советского Союза майор Владимир Григорьевич Каменьщи-ков. За активное участие в обороне Сталинграда 201 летчик училища награжден медалью «за оборону Сталинграда». 120 его питомцев стали Героями Советского Союза, а семь летчиков удостоены этого звания дважды [5]. Слава училища получила свое продолжение в свершениях его знаменитых выпускников -маршалов авиации Е.Я. Савицкого, П.С. Кута-хова и А.П. Силантьева. В послевоенные годы его окончили летчики-космонавты Г.С. Титов и Б.В. Волынов.

Первые курсанты начали свое обучение в специально построенном по приказу РВС СССР № 321/59 от 8 августа 1929 г. корпусе. Первоначально здание авиашколы было размещено в центре Сталинграда. Здесь располагались несколько учебных зданий и жилой дом летчиков.

Основное здание авиашколы разместилось на ул. Первомайской рядом с драматическим

исторические науки

Рис. 1. Учебная часть летчиков на ул. Первомайской (до 1932 г.)

театром и представляло собой 3-4-этажное здание, очень простое по форме, но имевшее неплохую планировку с просторными, светлыми помещениями и широкими коридорами (рис. 1).

Свою историю имеет и жилой дом летчиков. Начало его проектирования относится к 1928 г., когда школы летчиков еще не существовало. Место под строительство жилого дома было отведено в самом центре города, где уже были 1-3-этажные здания царицынской архитектуры (см. рис. 2). Здание проектировалось как жилой дом Губко (губернский коммунальный отдел) на углу ул. Пушкинской и Октябрьской площади (площади Павших Борцов с 1928 г.). Вокруг проекта разгорелось настоящее сражение. Эскизный проект жилого дома, выполненный инженером путей сообщения Д. Венценосцевым, был передан на экспертизу техническому совещанию при Сталинградском управлении губернского инженера (УГИ) [9]. В ходе состоявшегося 15 марта 1928 г. обсуждения в проекте было выявлено большое количество недоработок, и он был отклонен.

Доработка проекта жилого дома Губ-ко была поручена инженеру-архитектору А. Дроздову. Перерабатывая проект, А. Дроздов в пояснительной записке указывал, что за основу была взята документация, разработанная Д. Венценосцевым, - планы, разрезы, некоторые конструктивные детали. Вместе с тем в проект были внесены и существенные коррективы.

Изменения коснулись прежде всего планировочного, конструктивного решения. Иначе были спроектированы фасады здания, которые по проекту Д. Венценосцева были излишне дробными. Решение фасадов архитектором А. Дроздовым было лаконичным, четким и изящным, с плавным поворотом в сторону Пушкинской улицы, чередованием вертикальных узких и широких окон. Последнее стало своеобразной визитной карточкой творческого стиля этого известного сталинградского архитектора. Хотя в целом здание решено в стиле провинциального конструктивизма, при проектировании его фасада архитектор, очевидно, учитывал соседство с еще существовавшим в те годы величественным зданием собора Александра Невского. Именно соседство с собором, который находился почти на оси ул. Пушкинской, продиктовало, вероятно, ориентацию оси проектируемого жилого дома под углом к площади Павших Борцов.

По первоначальному плану дом был спроектирован на 40 квартир: на втором, третьем и четвертом этажах - 34 квартиры и на пятом -6. Площади жилых комнат были вполне приемлемыми: в 2-комнатных квартирах - 18 и 34 м2, в 3-комнатных - 24,9 и 10,9 м2, в угловых 3-комнатных - 25,6, 15,2 и 31,6 м2. Отмечалось, что площади комнат запроектированы в соответствии с протоколом № 2 техсовеща-ния при Губкоммунотделе от 05.01.1928 г., на котором было решено, что самые удобные размеры при современных жилищных условиях в

Рис. 2. Открытие памятника В.И. Ленину. 1925 г. (на месте этих царицынских зданий, перед гостиницей «Сталинградской», будут построены жилой дом и школа летчиков)

Рис. 3. Учебный корпус школы и жилой дом летчиков (архитектор - А. Дроздов)

Рис. 4. Управление Сталинградского военно-авиационного училища летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Главный вход

Сталинграде следующие: 10, 18, 24 и 30 м2. А. Дроздов изменил планы 2-комнатных квартир, одна из комнат ориентирована на юг, кладовые перенесены с улицы в здание, въезды во двор организованы со всех трех улиц. В правом крыле дома вместо магазинов на первом этаже спроектированы еще 4 квартиры и предусмотрено полуподвальное помещение под общественную столовую. Учтено было и замечание губернского инженера Е. Волошинова: теперь угловые квартиры, площадь которых составляла 70 м2, стали иметь отдельный вход и при необходимости их можно было приспособить для общественных нужд - под читальню, красный уголок, домовую контору. Это и было, вероятно, вскоре реализовано, когда здание стало называться домом летчиков (оно имело еще одно название - 2-й дом Советов).

Жилой дом летчиков ввели в эксплуатацию в 1930 г. По всей видимости, почти одновременно, вплотную и слева от него, возводился и учебный корпус школы летчиков (см. рис. 3). В некоторых источниках указывается, что в его строительстве принимали участие курсанты, которые помогали разгружать доски, носить на этажи кирпичи и т.д. [6]. Анализируя дату съемки панорамы на рис. 3, можно утверждать, что снимок был сделан в 1930 - 1931 гг., т.к. справа виден еще Собор Александра Невского, который был взорван в марте 1932 г. Но и на этом архитектурная история учебного корпуса школы летчиков не заканчивается. Известно, что в 1932 г., когда центр Нижневолжского края был перенесен из Саратова в Сталинград, остро ставились вопросы обеспечения краевых учреждений но-

выми площадями. Осуществлялось это либо переселением организаций из центра города в другие места, либо надстройкой существующих зданий одним-двумя новыми этажами. Все это напрямую затронуло и Сталинградскую школу летчиков: здание учебной части летчиков на ул. Первомайской полезной площадью 3533 м2 освобождалось, его передавали краевым властям - крайкому ВКП (б) и крайисполкому, а учебные корпуса на углу ул. Октябрьской и площади Павших Борцов были надстроены 3-м этажом.

Оба здания значительно пострадали во время Сталинградской битвы. разрушения оказались такими серьезными, что в дальнейшем их не восстанавливали, и к 1952 г. на этом месте возвели совершенно новое здание - областную партийную школу (архитекторы И. Левитан, В. Симбирцев). В настоящее время здесь размещается Волгоградский государственный медицинский университет.

В предвоенные годы продолжает укрепляться материально-техническая база Сталинградской авиашколы. Основные строительные работы были перенесены в район аэродрома, где началось строительство авиагородка. К сожалению, осталось мало документов, которые позволили бы пролить свет на проектирование и строительство здесь отдельных зданий. Тем не менее, по сообщению газеты «Сталинградская правда» от 1936 г., известно, что «23 января в авиагородке был открыт второй Дом Красной Армии. По своему оборудованию и красоте он является одним из лучших в Советском Союзе. Дом имеет десятки прекрасных кабинетов и лабораторий для кружковых

известия вгпу. исторические науки

Рис. 5. Аэрофотоснимок авиагородка в Сталинграде: А - Сталинградское военно-авиационное училище летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата; Б - второй Дом Красной Армии; дома № 5 и 7 сохранились до наших дней

Рис. 6. Аэрофотоснимок части территории авиагородка в Сталинграде: разрушенные здания Управления и второго Дома Красной Армии (в центре), здание школы (в центре слева)

занятий и военной учебы. По лучшим западным образцам построен зрительный зал, вмещавший 1500 человек» [14]. В Доме были оборудованы большой спортивный зал, радиоузел, столовая с буфетом, тир и военные кабинеты, библиотека. Кроме Дома Красной Армии, на территории авиагородка в предвоенные годы были возведены Управление Сталинградского военно-авиационного училища летчиков (см. рис. 4), учебные корпуса, жилые здания, спортивные сооружения, а в 1935 г. - школа.

Недавно обнаружены фотоснимки территории авиагородка, сделанные немецкими летчиками до и после массированных бомбардировок (см. рис. 5-6). Данные этой аэрофотосъемки позволяют прийти к заключению, что территория авиагородка имела продуманную компактную планировку и включала около двадцати капитальных зданий. Почти все они были разрушены, до настоящего времени сохранились только два четырехэтажных кирпичных жилых дома, стоящих вдоль нынешней ул. Московской (рис. 7), бывший детский садик, а также остатки стен авиаучилища. По сохранившимся двум жилым домам сейчас можно судить об архитектуре авиагородка. Входной узел и центральная ось зданий архитектором выделены рустованным декоративным ложным арочным порталом в два этажа, продолженным выше почти трехэтажным пилястровым членением с неполным арочным фронтоном. Композиция входа завершается треугольным фронтоном с двух-пилястровым членением. По всей длине фасад расчленен карнизами между 2-м и 3-м и 3-м и 4-м этажами и по всему периметру здание венчает глубокий рустованный карниз. Автором проекта многих зданий в авиагородке был И.П. Иващенко, работавший в это время в Сталинграде (школа младшего авиационного состава училища, жилые дома и столовая командного состава (в соавторстве)). Все проекты были воплощены в жизнь в 1937-1938 гг. Иван Павлович Иващенко после окончания Ленинградского института инженеров коммунального строительства в 1934 г. работал архитектором в Сталинграде. В 1935-1938 гг. он возглавлял Архитектурно-планировочную мастерскую № 1 при горсовете, которая осуществляла проектирование в непромышленном строительстве. Среди возможных соавторов проектов зданий авиагородка можно назвать архитекторов, работавших в Архитектурно-планировочной мастерской: М.П. Цубикова, А.Н. Батура, И.Д. Софинский, Г.И. Стоянов, А.В. Кроленко, Р.В. Щеглов, А.Н. Чекулаев,

Рис. 7. Жилой дом по ул. Московской

А.В. Дроздов, А.И. Когтев. Каждый из этих архитекторов принимал участие в проектировании и строительстве многих известных зданий в Сталинграде. В частности, М.П. Цубикова была автором проекта центрального универмага, А.В. Кроленко спроектировал и построил жилой дом № 25 стройтреста на углу ул. Советской и Киевской (в настоящее время - ул. Гагарина), а Чекулаев А.Н. - сквер на площади Павших Борцов и т.д.

На настоящий момент нам удалось выявить следующие постройки на территории авиагородка в довоенном Сталинграде:

- здание Управления Сталинградского военно-авиационного училища летчиков (СВАУЛ) им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата;

- 3-этажное здание штаба СВАУЛ;

- здание второго Дома Красной Армии;

- здание Сталинградского военно-авиационного училища летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата;

- жилые дома;

- столовая командного состава;

- школа;

- детский садик;

- здание кочегарки автопарка;

- здание главной котельной городка.

Очевидно, что строительство в авиагородке этими объектами не ограничивалось, но основные здания нам удалось установить, и есть вероятность того, что где-то до сих пор, возможно, в личных коллекциях, хранятся фотографии довоенных построек, которые позволят дополнить представленный нами список.

Даже в таком неполном виде список построек сталинградского авиагородка позволя-

Рис. 8. Здание штаба Сталинградского военно-авиационного училища летчиков (из архива Т. Герасимовой)

ет заключить, что, решая проблемы, связанные со строительством стратегического объекта - авиационной школы, командование СВАУЛ, городские власти среди приоритетных решали и социокультурные проблемы небольшого поселка. Строительство крупнейшего в СССР Дома Красной Армии, школы, детского сада, объектов инженерной инфраструктуры, жилых благоустроенных домов современного типа способствовало осознанию авиаторами особой ценности и важности их работы, неустанной заботы о себе коммунистической партии, армии и правительства.

Сохранение архитектурного наследия, связанного с историей зарождения и развития сталинградской авиации, способствует сохранению славных исторических традиций волгоградского авиаотряда - военных и гражданских летчиков. Однако в этом деле есть немало проблем. Одна из них - отсутствие общей позиции Волгоградской областной администрации и архитекторов по вопросу о том, какое архитектурное наследие в современном Волгограде следует сохранять и ревитализировать. Так, областная администрация настаивает на том, чтобы продолжать превращать Волгоград в военный мемориал, город-памятник великой Победе советского народа в Сталинградской битве и Второй мировой войне. Наиболее одиозным проявлением такой позиции является проект создания в Волгоградской области национального центра «Победа» и превращения города-героя Волгограда во всероссийский центр патриотического воспитания, что

влечет за собой, прежде всего, сохранение памятников Великой Отечественной войны.

Другую позицию наиболее ярко представил руководитель Российской ассоциации реставраторов по ЮФО, директор ООО «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна», обладатель главной российской архитектурной премии «Прометей» в номинации «Реставрация памятников истории и культуры» волгоградский архитектор-реставратор С.Л. Сена: «...в Волгограде слава города-героя создала особую мемориальную среду, но жить в городе, окруженном только памятниками военной эпохи, не слишком уютно» [11]. В связи с этим С.Л. Сена выразил мнение, что «в городе должны быть представлены все времена, все эпохи, все архитектурные стили», предлагая в первую очередь восстанавливать царицынскую застройку. Он призвал «сохранить и реставрировать здания, выстоявшие в Сталинградскую битву» [12], причем и те здания, которые были восстановлены благодаря широко развернувшемуся «черкасовскому движению» с нарушением научных методов реставрации. Это «и дома Грузчика и Консервщиков в Ворошиловском районе на углу улиц Огарева и Рабоче-Крестьянской, и бывший кинотеатр "Гвардеец" - в нем сейчас Донской казачий театр, и старое здание горхоза, и 83-я школа на улице Ленина» [Там же].

Сегодня город развивается в соответствии с генеральным планом Волгограда, утвержденным городской Думой в июне 2007 г. на период до 2025 г., который включает в качестве главных положений сохранение историко-культурного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исторические науки

наследия Царицына - Сталинграда - Волгограда, преемственность в формировании планировочной структуры. Однако выполнить это на практике оказалось не так просто хотя бы потому, что ни городская и областная администрации, ни архитекторы не выработали единых подходов к решению этих проблем.

список литературы

1. Административно-территориальное деление города в ХХ веке: док. и материалы. Волгоград,

2010. С. 8-15.

2. Галкова О.В. Российские традиции охраны отечественного культурного наследия. Волгоград,

2011. С. 7 - 132.

3. Галкова О.В., Петров А.В. Международное право об охране архитектурного культурного на-следия//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 174 - 178.

4. Галкова О.В., Комиссарова Е.В., Петрова И.А., Савицкая О.Н. Культурное наследие Волгоградской области. Волгоград, 2013. С. 67 - 106.

5. Глухенькая Л. Летать, так летать//Аргумен-ты недели. Нижнее Поволжье. 2010. 18 февр.

6. Государственный архив Волгоградской области. Ф. 278. Оп. 1. № 119. Л. 20.

7. Жорова Е.П. Процесс застройки города и его планировочная структура. Формирование градостроительной структуры города //Свод историко-архитектурного наследия Царицына - Сталинграда - Волгограда (1589-2004 гг.). Волгоград, 2004. С. 19-30.

8. Манцуров Ю.А. Сталинградские соколы. Волгоград, 2008. С. 24.

9. Манцуров Ю. Кача: история и судьбы. Волгоград, 2007. С. 170-171.

10. Никто не забыт / ГКУ Волгогр. области «Центр патриотической и поисковой работы» [Электронный ресурс]//МИАЦ: [сайт]: [2010 - 2014]. URL: http://miatz.ru/stalingrad/not_ fogotten/44726/ (дата обращения: 12. 12.2014).

11. Российская газета. 2010. 20 янв. № 5088 (9).

12. Сена С.Л. Сталинград уничтожили после войны [Электронный ресурс] // V1.ru: [сайт]: [2001 - 2011]. URL: http://v1.ru/person/64453.html (дата обращения: 29. 11. 2011).

13. Сизов Ю.И., Антюфеев А.В. Историко-градостроительная партитура великого города // Городская черта «Царицын - Сталинград - Волгоград». Волгоград: Издатель, 2010.

14. Сталинградская правда. 1936. Янв.

15. Энциклопедия Волгоградской области.

Волгоград, 2007. С. 7-8.

* * *

1. Administrativno-territorial'noe delenie goroda v HH veke: dok. i materialy. Volgograd, 2010. S. 8-15.

2. Galkova O.V. Rossijskie tradicii ohrany otechestvennogo kul'turnogo nasledija. Volgograd, 2011. S.7 - 132.

3. Galkova O.V., Petrov A.V. Mezhdunarodnoe pravo ob ohrane arhitekturnogo kul'turnogo nasledija// Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2012. № 11 (75). S. 174 - 178.

4. Galkova O.V., Komissarova E.V., Petro-va I.A., Savickaja O.N. Kul'turnoe nasledie Volgo-gradskoj oblasti. Volgograd, 2013. S. 67 - 106.

5. Gluhen'kaja L. Letat', tak letat'//Argumenty nedeli. Nizhnee Povolzh'e. 2010. 18 fevr.

6. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti. F. 278. Op. 1. № 119. L. 20.

7. Zhorova E.P. Process zastrojki goroda i ego planirovochnaja struktura. Formirovanie gradostroitel'noj struktury goroda //Svod istoriko-arhitekturnogo nasledija Caricyna - Stalingrada -Volgograda (1589-2004 gg.). Volgograd, 2004. S. 19-30.

8. Mancurov Ju.A. Stalingradskie sokoly. Volgograd, 2008. S. 24.

9. Mancurov Ju. Kacha: istorija i sud'by. Volgograd, 2007. S. 170-171.

10. Nikto ne zabyt / GKU Volgogr. oblasti «Centr patrioticheskoj i poiskovoj raboty» [Jelektronnyj resurs]//MIAC: [sajt]: [2010 - 2014]. URL: http://miatz.ru/stalingrad/not_ fogotten/44726/ (data obrashhenija: 12. 12.2014).

11. Rossijskaja gazeta. 2010. 20 janv. №2 5088 (9).

12. Sena S.L. Stalingrad unichtozhili posle vojny [Jelektronnyj resurs] // V1.ru: [sajt]: [2001 -2011]. URL: http://v1.ru/person/64453.html (data obrashhenija: 29. 11. 2011).

13. Sizov Ju.I., Antjufeev A.V. Istoriko-gradostroitel'naja partitura velikogo goroda // Gorodskaja cherta «Caricyn - Stalingrad - Volgograd».

14. Stalingradskaja pravda. 1936. Janv.

15. Jenciklopedija Volgogradskoj oblasti. Volgograd, 2007. S. 7-8.

History of domestic aviation in the architectural heritage of Stalingrad

There are described the research results regarding the architectural heritage of the pre-war Stalingrad by the example of creating the 7th Stalingrad military and aviation school n.a. Stalingrad Red Banner proletariat. There are researched the issues of projecting and building for the aviation school in the city centre and at the territory of the aviation camp. There is determined the contribution of the architect A. Drozdov, I. Ivashchenko in solution of sociocultural issues at the territory of the aviation camp.

Key words: architectural heritage, sociocultural environment, Red Army home, Stalingrad aviation school.

(Статья поступила в редакцию 16.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.