АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 711:378
С.Ю. Калашников, П.П. Олейников, Е.П. Олейникова
ФГБОУ ВПО «ВолгГАСУ»
ВОЛГГАСУ — 60 ЛЕТ. ИСТОРИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ
Рассмотрены исторические аспекты, связанные с местоположением Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, особенности архитектурно-планировочного решения окружающей территории, градостроительные решения первого плана г. Царицына, утвержденного в 1820 г. российским императором. Показана атрибутика зданий и сооружений, прилегающих к корпусам будущего университета в период формирования окружающей его застройки по ул. Елецкая, Каширская, Дубовская, Коломенская. Приведены данные о размещавшихся в бывшем доме купца Шлыкова (корп. «А» ВолгГАСУ) учреждениях и организациях за время от его постройки до 1952 г. — года организации Сталинградского института инженеров городского хозяйства. Это были реальное училище, учительская семинария, Сталинградский образцовый педагогический техникум и училище коммунальников. Представлены фотографии зданий и сооружений, спроектированных и построенных рядом с будущим архитектурно-строительным университетом. Отмечены проблемы, связанные с утратой многих зданий Ворошиловского района в период Сталинградской битвы. Названы архитекторы, авторы проектов реконструкции и нового строительства корпусов Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета в 1940—1990 гг.
Ключевые слова: губерния, генеральный план, планировка, А.М. Шлыков, архитектура, Сталинградская битва, реконструкция, институт.
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет расположен в Ворошиловском районе Волгограда. С градостроительной точки зрения территория района начала формироваться еще в начале XVIII в. В работе начала XX в. [1, с. 518] приводится такое описание: «Верстах в 15 ниже Мечетной, в возвышенной степной местности правого берега Волги, прорезанной речкой Царицей, расположен уездный город Царицын. С Волги прежде всего виднеются грандиозные здания сталелитейного завода французской компании, за ними выступает Нобелевский нефтяной городок. А там и самый город. Речка Царица разделяет его на две части: на Старый и Новый город; этот последний получил начало с 1728 г., после пожара в Старом городе. Нынешний город далеко раскинулся за пределы прежней Царицынской крепостцы и образует форштаты Зацарицынский (или Новый город), Преображенский и Бутырский» (рис. 1).
Рис. 1. Царицын конца XIX в. [2, с. 519]
Именно в Новом городе (или Зацарицынском форштате — сейчас Ворошиловский район) за рекой Царицей погорельцам была выделена бесплатно и в вечное пользование
Л1ГСУ
земля для постройки новых домов. В 1820 г. «уездному городу Саратовской губернии Царицыну» был преподан план, «высочайше» утвержденный Александром I. По этому плану городу придавалась форма правильного, вытянутого вдоль Волги, четырехугольника, простиравшегося от теперешней 13-й Гвардейской улицы в Центральном районе до Баррикадной улицы в Ворошиловском районе. Регулярная уличная сеть состояла из улиц, параллельных Волге и ей перпендикулярных. Места, неудобные для застройки, были оставлены белыми. По периметру новая планировка Царицына имела бульварное полукольцо. Для церквей, рынка и складов выделялись кварталы в прямой сетке улиц. Характерным для этой планировки приемом является трассировка продольных улиц с игнорированием каньона р. Царицы, через которую улицы как бы «перепрыгивали», продолжаясь на противоположном берегу. Следует признать этот прием планировки хотя и элементарным, но практически очень плодотворным. Строительство в Зацарицынской части велось по последнему слову градостроительной техники того времени (рис. 2).
Рис. 2. План городу Царицыну. 1820 г. [2]
Планировалось создать 5 улиц, идущих параллельно Волге, и 6 перпендикулярных им. Направления этих улиц сохранились и сегодня: Липецкая, Академическая (бывшая Дубовская), Козловская, Рабоче-Крестьянская (бывшая Княгининская), Циолковского (бывшая Каширская, затем им. Минина). План 1820 г. был осуществлен в наиболее полной форме в центральной части Ворошиловского района. Четкая планировка его осталась и в окончательных проектах планировки, в которых лишь укрупнены некоторые кварталы. До начала XX в. территория района входила просто в Зацарицынскую часть города Царицына.
В начале 1930-х гг. городские поселки были переименованы в районы. Один из них, Мининский, позже был назван Ворошиловским, затем Советским районом города (с 1948 г.). 2 апреля 1935 г. постановлениями бюро Сталинградского горкома ВКП (б) и президиума Сталинградского горсовета в городе было создано 4 районных совета: Ерманский, Ворошиловский, Кировский, Дзержинский. 6 ноября 1975 г. в результате разукрупнения Советского района был вновь образован Ворошиловский район.
Здание, в котором начал функционировать с 1952 г. Сталинградский институт инженеров городского хозяйства, было построено в начале XX в. царицынским купцом-лесоторговцем Александром Михайловичем Шлыковым1. Это был жилой дом купца
Шлыков Александр Михайлович — Царицынский купец 2-й гильдии, его тщанием в 1903 г. в г. Царицыне была построена каменная Крестовоздвиженская церковь; владелец недвижимого имущества в г. Царицыне (на 1 сентября 1914 г. — оценивается в 6856 р.), имеет право на участие в городских выборах.
ItlAJib
Городу ЦДРИЦЫНУ.
вестник 9/2012
Шлыкова и механические мастерские. На плане Царицына начала XX в. эти постройки располагались в границах ул. Елецкой (сейчас Огарева), Каширской (Циолковского), Дубовской (Академическая), Коломенской (Красносвободская), что соответствовало кварталу № 30. Рядом располагались некоторые здания, сохранившиеся и до наших дней: в квартале № 26, на северо-западе, был построен еще один дом купца Шлыкова, позже, с 1910 г., в нем располагалась 4-я женская гимназия (кинотеатр «Гвардеец», сейчас «Казачий театр»), напротив, по улице Княгининской (Рабоче-Крестьянской) (рис. 3) был еще один дом Шлыкова 2-й мужской гимназии, в котором перед войной, после перестройки, размещался исторический факультет педагогического института. По улице Коломенской в квартале № 25 в конце XIX в. была построена школа (сейчас институт усовершенствования учителей). На северо-востоке по улице Дубовской, формировалась Зацарицынская площадь, здесь в конце XIX в. были построены торговые лавки, а в 1930 г. был запроектирован один из крупнейших рынков города. По улице Каширской на северо-востоке в конце XIX в. было построено здание, в котором до войны размещалась школа им. С. Перовской (сейчас Росторгреклама) (рис. 4).
Рис. 3. Улица Княгининская (Рабочее-Крестьянская) в 1913 г.
Рис. 4. План Ворошиловского района в начале 1930-х гг.: А — квартал № 30
Архитектура Зацарицынского района в первую очередь характеризовалась зданиями, построенными в «кирпичном» стиле в конце XIX — начале XX вв. К ним можно отнести культовые здания — церковь Вознесения Господня (1864 г.) на Зацарицынской площади (район торгового центра), Крестовоздвиженская церковь на улице Козловской (построена в 1903 г.), татарскую мечеть Зацарицынской части (конец XIX в.), а также градостроительный комплекс по ул. Царевской (Пугачевской) в границах улиц Калинина — Иркутская.
В 1913 г. в Царицыне произошло важное событие — открылся трамвай, один из первых в России. Трамвай ходил и в Зацарицынскую часть города, поэтому можно считать, что транспортная доступность этого района с центром была решена хорошо.
Известно, что перед революцией в здании будущего горхоза2 по ул. Дубовская, 1 (Академическая, 1) размещались реальное училище и учительская семинария.
В 1918 г. по этому адресу открывается Сталинградский образцовый педагогический техникум. Он находился в системе Наркомпроса РСФСР и подчинялся непосредственно КрайОНО. Организованный в первые годы революции, техникум получает в свое распоряжение оборудование кабинетов и библиотеки бывшего реального училища и учительской семинарии.
Техникум имел два отделения: школьное, которое готовило учителей начальных школ и заведующих школами, и дошкольное отделение, которое готовило воспитательниц и методистов детских садов и заведующих детсадами. Для поступления, кроме общих дисциплин, требовалось пройти испытания по географии. Примечательный факт — в Сталинградском образцовом педагогическом техникуме в 1932—1936 гг. обучалась А.М. Струничева — мать В.Ф. Сидоренко, доктора технических наук, профессора, почетного академика РААСН, заведующего кафедрой экологического строительства и городского хозяйства, а также Н. А. Горина — мать С.Н. Трофимова, доцента, почетного работника высшей школы РФ, заместителя декана архитектурного факультета нашего университета.
Сталинград среди городов Советского Союза в предвоенные годы занимал особое место. Получив имя вождя и, как следствие, соответствующее отношение центральных властей, город начал интенсивно развиваться. Выиграв «тендер» на строительство тракторного завода у Ростова-на-Дону, Воронежа, Таганрога, Сталино, Запорожье, Харькова, Сталинград ворвался в эпоху индустриализации семимильными шагами. В 1932 г. из Саратова в Сталинград был переведен центр Нижневолжского края, это сказалось в дальнейшем и на развитии всех отраслей городского хозяйства, в том числе на архитектуре, строительстве и проектном деле. Изменения коснулись и Ворошиловского района. Началось благоустройство улиц, в частности, Рабоче-Крестьянская была заасфальтирована в 1936 г., в 1938 г. начато строительство крупного мелькомбината на этой же улице.
В 1937 г. выполнен проект реконструкции рынка Ворошиловского района. Проект разработан архитектурно-планировочной мастерской горсовета. К середине 1930-х гг. это был крупнейший рынок города, он возник стихийно: возле церкви приезжающие из близлежащих окрестных деревень крестьяне выстраивали сотни своих подвод с сельскохозяйственными продуктами. Проектом реконструкции предусматривалось построить не только новый базар, но и хорошо организовать его. С этой целью базарная площадь разбивалась на несколько крупных участков, где сосредотачивался определенный вид торговли. Центр базара, на месте разрушенной церкви Вознесения Господня, занимал огромный крытый рынок, в котором предусматривалось устройство холодильника для длительного хранения продуктов. Вся площадь базара асфальтировалась, в центре предусматривалось устройство фонтана, газонов, цветников, электро-
2 Так в обиходе именовали институт студенты, преподаватели и горожане.
освещения, в общем, этому месту придавался вполне цивилизованный вид. За два года предполагалось освоить полтора миллиона рублей.
В Ворошиловском районе проектировались и строились жилые здания, поликлиники, общежития. Сейчас в Волгограде сохранилось несколько зданий, построенных в 1930 гг. и восстановленных после войны. Это дом грузчиков (рис. 5), который возводился на ул. Рабоче-Крестьянской хозяйственным способом на средства порта и был введен в эксплуатацию в 1937 г. Автором проекта стал известный Сталинградский проектировщик, инженер И. Летюшов. Дом консервщиков, спроектированный архитектором облпроекта М. Цубиковой (автор проекта знаменитого Сталинградского универмага), также построен на ул. Рабоче-Крестьянской, через дорогу от дома грузчиков. Здание больницы водников на ул. Ким спроектировано в стиле конструктивизма московским архитектором Б. Коршуновым.
Рис. 5. Дом грузчиков на ул. Рабоче-Крестьянской. Архитектор И. Летюшов. 1940 г.
Сталинградский строительный институт функционировал в городе в 1930—1933 гг. и был закрыт из-за экономических трудностей в стране, но уже через несколько лет стало понятно, что нехватка строительных кадров сильно тормозит развитие многих отраслей народного хозяйства. В прессе стали появляться публикации об организации в краевом центре строительного института, одна из которых представлена ниже.
Интересным в ней является то, что статью подписали работавший в то время главным инженером городского коммунального отдела П. Калиниченко, ставший в 1950-е гг. деканом строительного факультета нашего вуза. Он, кстати, спроектировал и построил немало зданий в довоенном Сталинграде. Статью подписали известные теперь инженеры и архитекторы: Е. Волошинов — руководитель управления губернского инженера, инженер-архитектор А. Старкмет, по проектам которого в довоенном Сталинграде построено более 50 зданий, директор Крайпрогора А. Сакс, руководивший также строительством набережной первой очереди, архитектор Артамошкин, инженер-архитектор А. Дроздов, автор многих зданий в довоенном и послевоенном городе, инженер Г. Д. Шнейдер, работавший главным инженером строительства гостиницы № 1 (Интурист) и главным инженером 2-го Стройтреста, он же был одним из авторов проекта здания НКВД на набережной Сталинграда (в 1938 г. репрессирован) (рис. 6).
Сталинградскому краю необходим строительный институт
Развернутое атромьшяешое п ком муналъное строительство в Сталинградском крае требует высококвалм-йцщлшандых кадров. А лежду Тем, мы не рас&тгием шо на стройках специалистами, которыо (юеглечива-ли бы хорошее качен-тво и быстрое шийеш себестоимости строи те^хь-ства. Те л юля, >;итор!Лв .рабош^т, &
подавляющей большинстве состоят т практиков л, в лучшем <\таб, техников* Они хотят полнить п пополнить теоретическое о&раЗова-аие, но очень часто сталкиваются с отсутствием такого учебного заведения, где можно быдб-бы это сделать.
Так как на территории нашего края (да я вообще ло Волге. от (шаш до Астрахашг) нет специаль-аых Учебных заведений/ возникает вогфос о мшании в Сталинграде строительного (института-
Институт должен готовить ,тпше-&егюв-лрора6ов, мженеров-конструк-тров и архитекторов* инженеров ло стройматериал аа л савитаряоа технике, , ,
Все хыщя ш.открытая строп-гемого .института шют. К Щ)Щ\>м в Сталшщще, хотя я
очень краткий; срок, подобный втз существовал. ¡Было начато даже cnxmmacTBO »елешшъного КшЬя которое уже на 6(1 лроц. готово-.'После закрытия института оно паре то & новому владельцу* который &го очевидно да освоит.
В долях ускорения дела* теперь Же надо создать шшщативнуто п>\и пу, состоящую из представителей
заттвт^рооошнш •• щешоявй 1С
организаций, которые должны только1 1трорабогать вопросу, но одновременно выявить целесообразность я возможность, повода в Сталип-град HOBOfepKaccKono кошгущиъно-строительного института
Инженер ЗУБКОВ, профессор ПОДГОРНЫЙ, инженер CTARK-МЕТ. инмекср ВОЛОШИНОВ, про фессор ИЛЬИНСКИЙ, пред се да. тель «райсовета «ЗОТ» ЮШКОВ, ПОЛОВ, МАТВЕЕВ, ди-ректср Крайпрогорз ОАКС, АЛЕКСЕЕВ, БЕЛЯКОВ. ДОБРИНСКИЙ, ХОМУ ТОВ, АРТАМОШКИН; ДОБРЫ НИН, главный инженер говКО ИАЛИНИЧЕНКО, инженер ДГОЗ-ДОВ, главный инженер Судов&р фи СЕРГЕЕВ, старший инженер ираиКУ ШНЕЙДЕР и ЩЕР6А-НОВ,
Рис. 6. Сталинградская правда, 21 мая 1935 г.
Таким образом перед войной территория, прилегающая к зданиям будущего «гор-хоза», была застроена как зданиями царицынской архитектуры, так и современными на тот период времени постройками.
Огненный смерч Сталинградской битвы пронесся и по Ворошиловскому району. Защитники города оборудовали свои позиции в каждом доме, в каждой квартире. Не оказалась в стороне и территория Ворошиловского района. На улице Академической были устроены укрепления, оборудованы позиции зенитчиков и т.д. (рис. 7). Особенно жестокие бои проходили за элеватор, который защищали моряки-североморцы. В 1974 г. здесь возведен памятник героям-североморцам, где авторами проекта стали наши преподаватели скульптор П. Малков и архитектор Г. Коваленко. Разрушения, полученные Ворошиловским районом, хорошо видны на аэрофотосъемке марта 1943 г., практически не осталось ни одного здания, не пострадавшего в той или иной степени. Были разрушены и корпуса будущего горхоза, кинотеатр «Гвардеец», торговые лавки рынка, здание средней школы им. С. Перовской, институт усовершенствования учителей, жилые дома грузчиков и консервщиков (рис. 8).
а б
Рис. 7. Дот на углу ул. Академической и Рабоче-Крестьянской (а). Зенитчики оборудуют позиции на ул. Академической (б)
Рис. 8. Разрушения в Ворошиловском районе: 1 — корпуса будущего горхоза; 2 — институт усовершенствования учителей; 3 — кинотеатр «Гвардеец»; 4 — торговые лавки; 5 — рынок; 6 — исторический факультет педагогического института; 7 — дом грузчиков; 8 — дом консервщиков
Первые послевоенные годы были трудными, отстраивать пришлось практически весь город, на сохранившихся фундаментах зданий возводились новые, а по возможности восстанавливались старые постройки. В 1946 г. здание Сталинградского образцового педагогического техникума (бывший дом Шлыкова) восстанавливалось по проекту архитекторов В. Кубикова и Л. Флорианского, но уже как ремесленное училище коммунальников. Это был проект реконструкции существующих зданий по ул. Академической и проект нового строительства по ул. Циолковского, который был реализован строительством в начале 1954 г. [3] (рис. 9).
Пройдет несколько лет, и в декабре 1951 г. министр коммунального хозяйства РСФСР П. Сурин подпишет документ о создании в 1952 г. Сталинградского института инженеров городского хозяйства, который и будет размещен по адресу: Академическая, 1, т. е. в корпусах бывшего ремесленного училища коммунальников, а изначально в зданиях царицынской архитектуры — жилом доме и механических мастерских купца А.М. Шлыкова.
После открытия Сталинградского института инженеров городского хозяйства принимается решение о проектировании и строительстве второй очереди, четырехэ-
тажного корпуса «Б». Авторами проекта стали архитекторы Л. Рубин и В. Кубиков, впрочем, последний в 1952 г. уезжает на работу в Москву и реализация проекта второй очереди осуществлялась уже без него. Авторы нового корпуса вначале представили свой проект, по стилистике полностью идентичный зданиям первой очереди, применяя излюбленный прием старых царицынских мастеров — двойные белые колонки, разнообразную «узорчатую» кладку наружных стен, ребристые пилястры, многочисленные арочные проемы окон, контраст белого и красного цветов [3]. Однако принятое правительственное постановление об излишествах в архитектуре не позволило реализовать задуманное, проект был переработан и реализован строительством в 1958—1963 гг. уже с применением индустриальных конструкций (рис. 10).
Рис. 9. Ремесленное училище коммунальников по ул. Академической (сейчас корпус «А» ВолгГАСУ). Новое строительство и реконструкция существующих зданий. 1946. Архитекторы В. Кубиков, Л. Флорианский
Рис. 10. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Через десять лет начато строительство третьей очереди вуза, корпуса «В», а затем и четвертой очереди, корпуса «Г». Его спроектировали известные Волгоградские зод-
ВЕСТНИК 9/2012
чие: заслуженный архитектор РФ К. Дынкин и Л. Демихова. Реализацией этих проектов был завершен нынешний архитектурный ансамбль Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, придав комплексу функциональную завершенность, удобную пешеходную доступность всех подразделений вуза с внутренними двориками, фонтаном, зелеными насаждениями и местами отдыха.
Библиографический список
1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье / под ред. В.П. Семенова и общ. руководством акад. В.И. Лиманского. Составили П.А. Ососков, Н.А. Коростелев, Н.Г. Гаврилов и др. 1901 г
2. Вязьмин А.М., Олейников П.П. Архитекторы Волгограда. Волгоград : Издатель, 2003. С. 234.
3. Головкин Г.М. Время и люди. Очерки истории ВолгГАСУ. Ч. 1. Волгоград, 2007. С. 68.
Поступила в редакцию в июне 2012 г.
Об авторах: Калашников Сергей Юрьевич — доктор технических наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 400074, г Волгоград, ул. Академическая, д. 1, [email protected];
Олейников Петр Петрович — кандидат технических наук, доцент, декан архитектурного факультета, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, д. 1, [email protected];
Олейникова Елена Петровна — студентка 5 курса, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, д. 1, [email protected].
Для цитирования: Калашников С.Ю., Олейников П.П., Олейникова Е.П. ВолгГАСУ — 60 лет. История местоположения // Вестник МГСУ 2012. № 9. С. 8—17.
S.Yu. Kalashnikov, P.P. Oleynikov, E.P. Oleynikova
THE SIXTIETH ANNIVERSARY OF VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING. HISTORY OF THE LANDMARK
Historic events associated with the location of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, peculiarities of its architectural and planning solutions, urban planning solutions implemented in the initial plan of the town of Tsaritsyn, approved by the Russian Emperor in 1820, are considered in the article. Attributes of buildings and structures adjacent to the buildings of the future University in the period of formation of Eletskaya, Kashirskaya, Dubovskaya, and Kolomenskaya streets are demonstrated by the authors.
The authors provide information concerning the institutions and organizations accommodated in the building formerly owned by merchant Shlykov (Building A of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering) in the period between the completion of its construction and 1952, when the Institute of Engineers of Municipal Economy was founded. They included a non-classical secondary school, a teacher training seminary, Stalingrad Exemplary Teacher Training College and College of Utility Providers.
Photographs of buildings and structures constructed next to the building of the future University of Architecture and Civil Engineering are provided. The authors also cover the problem of destruction of multiple buildings in the Voroshilov district during the battle of Stalingrad. Architects and authors of projects designated for the restructuring of existing and construction of new buildings of the University in 1940—1990 are enlisted in the article.
Key words: province, master plan, planning, A.M. Shlykov, architecture, the Battle of Stalingrad, reconstruction, institution.
References
1. Semenov V.P., editor. Ososkov P.A., Korostelev N.A., Gavrilov N.G., Syirnev N.N. Limanskiy V.I., general manager. Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego Otechestva. Nastol'naya i dorozhnaya kniga dlya russkikh lyudey [Russia. Complete Geographical Description of Our Homeland.
Desktop and Road Book for the Russian People], vol. 6. Srednee i Nizhnee Povolzh'e i Zavolzh'e [Middle and Lower Volga and Trans-Volga Regions], 1901.
2. Vyaz'min A.M., Oleynikov P.P. Arkhitektory Volgograda [Architects of Volgograd]. Volgograd, Izdatel' Publ., 2003, p. 234.
3. Golovkin G.M. Vremya i lyudi. Ocherki istorii VolgGASU. [Time and People. Essays about the History of VSUACE]. Volgograd, 2007, ch. 1, p. 68.
About the authors: Kalashnikov Sergey Yur'evich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Rector, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering (VSUACE), 1 Akademicheskaya St., Volgograd, 400074, Russian Federation; [email protected];
Oleynikov Petr Petrovich — Candidate of Technical Sciences, Associated Professor, Dean, Department of Architecture, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering (VSUACE), 1 Akademicheskaya St., Volgograd, 400074, Russian Federation; [email protected];
Oleynikova Elena Petrovna — student, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering (VSUACE), 1 Akademicheskaya St., Volgograd, 400074, Russian Federation; [email protected].
For citation: Kalashnikov S.Yu., Oleynikov P.P., Oleynikova E.P. VOLGGASU — 60 let. Istoriya mestopolozheniya [The Sixtieth Anniversary of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. History of the Landmark]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 8—17.