Научная статья на тему 'Архитектура общеобразовательных школ в Царицыне- Сталинграде - Волгограде'

Архитектура общеобразовательных школ в Царицыне- Сталинграде - Волгограде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ШКОЛ 19-20 ВЕКОВ / ЦАРИЦЫН СТАЛИНГРАДВОЛГОГРАД / TSARITSYN / ШКОЛА БУДУЩЕГО / SCHOOL OF THE FUTURE / SCHOOL / HISTORY / STALINGRAD / VOLGOGRAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.В., Мала Р.С., Булавкина Е.А.

В статье проведен мониторинг строительства и дальнейшей эксплуатации зданий общеобразовательных учреждений на примере Царицына Сталинграда. Представлен обзор научной литературы и практики современного строительства объектов зданий школ Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COLOR-COMPOSITE SOLUTIONS OF RESIDENTIAL HOUSES OF THE CITY OF VOLGOGRAD

The purpose of the article is a historical reference on Volgograd's educational institutions in the past (Tsaritsyn and Stalingrad) and the present (Volgograd). Overview of the architecture of schools of time of different generations, different concepts and views. Reasoning about the schools of the future. A look at new technologies used in new schools.

Текст научной работы на тему «Архитектура общеобразовательных школ в Царицыне- Сталинграде - Волгограде»

АРХИТЕКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЦАРИЦЫНЕ-СТАЛИНГРАДЕ - ВОЛГОГРАДЕ

Н.В. Иванова, канд. архитектуры, профессор Р.С. Мала, студент Е.А. Булавкина, студент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. В статье проведен мониторинг строительства и дальнейшей эксплуатации зданий общеобразовательных учреждений на примере Царицына - Сталинграда.

Представлен обзор научной литературы и практики современного строительства объектов зданий школ Волгограда.

Ключевые слова: архитектура школ 19-20 веков, Царицын - Сталинград- Волгоград, школа будущего.

Актуальность статьи заключается в цына-Сталинграда-Волгограда (19-20 проведении первого анализа архитекту- века). ры школьных зданий на примере Цари-

Рис. 1. План города Царицына,19 век

Царицынъ н/В. Мужская гимнаэт,

Рис. 2. Здание 1-ой Александровской мужской гимназии

Открыта гимназия была 13 сентября 1875 года и являлась самой первой гимназией города Царицына. С 1883 года стала с полным 8 летним обучением и подготовительным классом. Названа школа в честь будущего императора Александра III, посетившего город Царицын в 1870-х годах. Школа выполнена в «Царицынском» стиле или в стиле эклектики.

Рис. 3. 4-я женская гимназия

Известно, что до революции в Царицыне активно развивалось образование населения: в городе насчитывалось шесть гимназий (две мужские и четыре женские), реальное, ремесленное и

коммерческое училища, 31 начальное училище, школа для глухонемых и школа рукоделия. Среди них, 1 -я, Александровская мужская гимназия, имеется архивное фото 2-х этажного здания, рис.2.

Двухэтажное здание мужской гимназии удивляет своей выточенностью -множество деталей - профессионально уложенная каменная кладка, колонны, пилястры, «корона» на крыше здания.

Сегодня здание является главной администрацией Волгоградской области.

Поистине одним из самых интересных в декоре зданий Царицына является 4-я Женская гимназия, рис.3.

Считается, что дом построил купец Шлыков в память об утонувшей дочери-лицеистке - специально для женской гимназии №4, разместившейся здесь в 1910. На барельефе с изображением девушки в раковине-жемчужине, украшающий фасады здания - портрет дочери Шлыкова, а Посейдон на фронтоне - жестокий бог вод, отнявший дочь у отца.

В 1913 году за нехваткой помещений в гимназии было решено расширить постройку, тем самым, нарушилась прежняя композиция здания.

Жилым домом семьи Шлыковых являлся современный корпус «А» Института Архитектуры и Строительства. За свою столетнюю историю здание пере-

жило три эпохи. Изначально оно было намного меньше, чем сейчас и встроено в сплошной ряд домов, ориентировано окнами на Базарную площадь.

От последующих перестроек были потеряны многие архитектурные детали с фасадов гимназии: вазы, балкон, лю-карны (круглые окна сверху здания) другие декоративные элементы. После революции в здании расположился Педагогический институт.

После восстановления в конце 40-х гг. здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом - Казачьим театром.

Больше всего внимания привлекает к себе центральная композиция - два ангела, держащих Лиру на щите. Под Лирой - портрет женщины. Над Лирой -символическое изображение пчелы, устремленной вверх, символизируя вознесение в Царство Небесное.

К середине 1930-х гг. в городе Сталинграде было построено большое количество школ (в 2,3 и 4 этажа).

В целом, в народном образовании Сталинграда к 1940 г. имелось 124 шко-

лы (в них обучалось 67372 учащихся), 4 высших заведения и 21 техникум. Школы в основном строились по типовым проектам, но были и исключения. Весной 1936 года в поселке Сталинградского Тракторного завода началось строительство школы по проектам, разрабо-

танным 1-й мастерской Московского архитектурного института. Эти проекты отличались от типовых лучшим архитектурным оформлением, другой конфигурацией здания, хотя объем помещений оставался таким же.

Рис.4. Школа им.Орджоникидзе

Первой школой, построенной по индивидуальному проекту архитектурной мастерской и оформленной художниками, стала школа им. Орджоникидзе, рис.4. После возведения школы её фронтон был расписан фресками с изображением сцен из жизни школьников, взятых из древней истории. Фрески были выполнены по эскизу художника

Л.Бруни. Вход имел парадную лестницу, перед которой был устроен фонтан, в фойе школы установлены скульптуры Сталина и Орджоникидзе. Школа после войны была восстановлена в числе первых, но уже без росписей. В настоящее время в этом здании расположена средняя школа №12 Тракторозаводского района Волгограда.

Рис. 5. Школа им. И. В. Сталина

В начале августа 1936 года была построена школа им. И. В. Сталина, рис.5. в Верхнем поселке Сталинградского тракторного завода. Здание вошло в ансамбль Предзаводской площади и имело более величественный монументальный вид по сравнению с другими школьными зданиями. Автором проекта стал заместитель руководителя мастерской Московского архитектурного ин-

ститута М. Сергеев. Росписи выполнили художники В. Эльконин и С. Соколов.

В период Сталинградской битвы здание школы им. Сталина сильно пострадало, но было восстановлено, и сейчас это одно из немногих зданий Волгограда, в архитектуре которого можно увидеть стилевую направленность построек 1930-х годов.

Школа им. И.В. Сталина вошла в список памятников истории и культуры

Волгоградской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения. Сейчас бывшая школа - лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда.

В нашем современном городе Волгограде и Волгоградской области имеется более 468 общеобразовательных школ (в их числе и частные), гимназий и лицеев. Темпы застройки города неуклонно растут.

Рис.6. Проект общеобразовательной школы на 1000 мест района Волгограда

Рассмотрим новые проекты школ, которые совсем скоро будут радовать глаз жителям и давать знания детям.

Школа на 1000 мест строится в Советском районе Волгограда, рис.6.

По плану учреждение рассчитано на 40 классов. Там будет спортивный зал, деловой центр, актовый зал на 336 мест, библиотеки, web-мастерские, лингафонные кабинеты и др. Более того, здание строят таким образом, что оно бу-

дет доступно для детей с ограниченными возможностями. Подъемники, широкие дверные проемы, пандусы - все это предусмотрено в плане. Обучение будет проходить на современных компьютерах, а уроки физкультуры - в спортивном зале, оборудованном качественным инвентарем. Кроме того, в учреждении появится собственный интерактивный музей.

Рис. 7. Проект школы на 550 мест в Котельниково

Разработана проектная документация школы на 550 мест, рис.7, строительство которой планируется в жилом районе «Дубовая роща».

Школа будет просторной, светлой и удобной для детей и преподавателей.

Внутренняя структура здания будет разделена на две группы помещений — учебную и общешкольную. В отдельный блок войдут помещения начальной школы (классы, игровая комната, помещение для групп продленного дня,

спальни для мальчиков и девочек, лингафонный кабинет иностранного языка, кабинет пения).

В учебной части также разместятся классы-кабинеты основной и средней школы (II и III ступени обучения), лаборатории по физике, химии, биологии, лаборантские-практикумы, специализированные кабинеты иностранного языка, информатики и вычислительной техники, компьютерные классы, кабинет технического черчения и рисования. Школа будет располагать двумя спортивными и актовым залами, медицин-

Старый тип школ уступает новому архитектурному направлению. В замену классике приходит новые концепции, дизайн. Классы снабжаются различными современными технологиями: интерактивные обучающие пространства, полная замена книг компьютерными гаджетами, возможность самостоятельного выбора нужных ученику знаний, свобода для собственных реализаций своих мыслей, желаний, но всё же классическая школа навсегда останется «фундаментом» современных концепций и идей.

ским блоком, столовой, мастерскими.

Библиографический список

1. Архитектурное наследие Сталинграда: монография / П. П. Олейников. — Волгоград: Издатель, 2012. - 563с.

2. Олейников, П.П. Из прошлого - в будущее. Архитектура Царицына, Сталинграда, Волгограда: монография / П. П. Олейников; ВолгГТУ. - Волгоград: Панорама, 2017. - 184 с.

3. Сталинград (Архитектура городов СССР), Пожарский А.Е., Издательство Академии Архитектуры СССР. Москва. 1948, 66 с.

FORMATION OF COLOR-COMPOSITE SOLUTIONS OF RESIDENTIAL HOUSES OF THE CITY OF VOLGOGRAD

N.V. Ivanova, candidate of architecture, professor R.S. Malay, student E.A. Bulavkina, student Volgograd state technical university (Russia, Volgograd)

Abstract. The purpose of the article is a historical reference on Volgograd's educational institutions in the past (Tsaritsyn and Stalingrad) and the present (Volgograd). Overview of the architecture of schools of time of different generations, different concepts and views.

Reasoning about the schools of the future. A look at new technologies used in new schools.

Keywords: school, history, Tsaritsyn, Stalingrad, Volgograd, the school of the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.