Научная статья на тему 'Сталинградский тракторный завод - пространство индустриализации и конструктивизма'

Сталинградский тракторный завод - пространство индустриализации и конструктивизма Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1685
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-Х ГГ / КОНСТРУКТИВИЗМ / СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД / SOVIET ARCHITECTURE / CONSTRUCTIVISM / STALINGRAD TRACTOR PLANT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Токарев Артур Георгиевич

Статья посвящена Сталинградскому тракторному заводу одному из флагманов советской индустриализации. Для анализа автор использовал материалы Волгоградского краеведческого музея и результаты научных обследований Сталинградского тракторного завода, проведенных в 2017 г. Рассмотрена пространственная планировочная структура завода и его поселков, а также архитектура отдельных промышленных, общественных и жилых зданий. Отмечено, что один из крупнейших в мире заводов подобной функции введен в эксплуатацию в кратчайшие сроки, его строительство инициировало развитие города в северном направлении, а его застройка воплотила передовые идеи в области градостроительства и архитектуры тех лет. Показано, что планировочные решения кварталов жилых поселков (Верхнего и Нижнего) сочетали в себе как традиционные принципы периметральной застройки, так и инновационные принципы строчной застройки, характерной для периода конца 1920 начала 30-х гг. Отмечено также, что поселки тракторного завода формировались с развитой системой соцкультбыта. Делается вывод, что если жилые дома характеризуются рациональностью, простотой пластических решений и, как правило, невысоким качеством строительных работ (в начале 1930-х гг.), то общественные здания отличались выразительностью, разнообразием пластических решений и в них наиболее последовательно реализованы проектные принципы конструктивизма. Кроме того, в результате исследования уточнена атрибуция некоторых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Токарев Артур Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stalingrad Tractor Plant as a space for industrialization and constructivism

The paper is devoted to Stalingrad Tractor Plant, one of the main plants of the Soviet industrialization. The spatial planning pattern of the plant, its settlements, industrial architecture, public and residential buildings are considered herein. Notably, that one of the largest tractor plants in the world was put into operation within the shortest time. Its construction gave a start to the urban development in the north which embodied the advanced ideas in the city planning and architecture of that time. Leading foreign and Russian experts were involved in design and construction works. It is shown that design solutions of residential areas (Upper and Lower) combine both the traditional and innovative principles of the city-planning in the 1920-30s, including the tractor plant and its settlements. It is concluded that whereas residential buildings the early 1930s are characterized by rationality, simplicity, public buildings are expressive and diverse, and represent consistent design principles. The attribution of other objects is also clarified in this paper.

Текст научной работы на тему «Сталинградский тракторный завод - пространство индустриализации и конструктивизма»

УДК 72.03 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-1-85-100

А.Г. ТОКАРЕВ,

Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет

СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД -ПРОСТРАНСТВО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И КОНСТРУКТИВИЗМА

Статья посвящена Сталинградскому тракторному заводу - одному из флагманов советской индустриализации. Для анализа автор использовал материалы Волгоградского краеведческого музея и результаты научных обследований Сталинградского тракторного завода, проведенных в 2017 г. Рассмотрена пространственная планировочная структура завода и его поселков, а также архитектура отдельных промышленных, общественных и жилых зданий. Отмечено, что один из крупнейших в мире заводов подобной функции введен в эксплуатацию в кратчайшие сроки, его строительство инициировало развитие города в северном направлении, а его застройка воплотила передовые идеи в области градостроительства и архитектуры тех лет. Показано, что планировочные решения кварталов жилых поселков (Верхнего и Нижнего) сочетали в себе как традиционные принципы периметральной застройки, так и инновационные принципы строчной застройки, характерной для периода конца 1920 - начала 30-х гг. Отмечено также, что поселки тракторного завода формировались с развитой системой соцкультбыта. Делается вывод, что если жилые дома характеризуются рациональностью, простотой пластических решений и, как правило, невысоким качеством строительных работ (в начале 1930-х гг.), то общественные здания отличались выразительностью, разнообразием пластических решений и в них наиболее последовательно реализованы проектные принципы конструктивизма. Кроме того, в результате исследования уточнена атрибуция некоторых объектов.

Ключевые слова: советская архитектура 1920-х гг.; конструктивизм; Сталинградский тракторный завод.

Для цитирования: Токарев А.Г. Сталинградский тракторный завод - пространство индустриализации и конструктивизма // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 1. С. 85-100.

A.G. TOKAREV,

The National Research Moscow State University of Civil Engineering

STALINGRAD TRACTOR PLANT AS A SPACE FOR INDUSTRIALIZATION AND CONSTRUCTIVISM

The paper is devoted to Stalingrad Tractor Plant, one of the main plants of the Soviet industrialization. The spatial planning pattern of the plant, its settlements, industrial architecture, public and residential buildings are considered herein.

Notably, that one of the largest tractor plants in the world was put into operation within the shortest time. Its construction gave a start to the urban development in the north which embodied the advanced ideas in the city planning and architecture of that time. Leading foreign and Russian experts were involved in design and construction works.

It is shown that design solutions of residential areas (Upper and Lower) combine both the traditional and innovative principles of the city-planning in the 1920-30s, including the tractor plant and its settlements.

It is concluded that whereas residential buildings the early 1930s are characterized by rationality, simplicity, public buildings are expressive and diverse, and represent consistent design principles. The attribution of other objects is also clarified in this paper.

© Токарев А.Г., 2019

Keywords: Soviet architecture; constructivism; Stalingrad Tractor Plant.

For citation: Tokarev A.G. Stalingradskii traktornyi zavod - prostranstvo indus-trializatsii i konstruktivizma [Stalingrad Tractor Plant as a space for industrialization and constructivism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroi-tel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 1. Pp. 85-100.

Сталинградский тракторный завод - один из крупнейших заводов-гигантов советской индустриализации, строительство которого привело к появлению нового района на севере Сталинграда, воплотившего передовые градостроительные и архитектурные идеи тех лет. Несмотря на то, что последние годы отмечены публикациями, посвященными архитектуре и градостроительству Сталинграда 1920-30-х гг. и в них рассматривались в том числе тракторный завод и его жилые поселки [5, 6, 14], тема эта далеко не является исчерпанной. Исследование имело цель на основе исторических документов и архивных материалов Волгоградского краеведческого музея, а также натурных обследований, проведенных автором статьи в 2017 г., значительно расширить знания об этом знаковом объекте советской индустриализации. Выявлены особенности градостроительных решений, архитектуры промышленных, жилых и общественных зданий.

В 1925 г. коллегией Главметалла Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) принимается решение о строительстве нового тракторного завода в Сталинграде. На постройку завода претендовал ряд крупнейших городов СССР, но предпочтение было отдано Сталинграду - город располагался на Волге на перекрестке водных и железнодорожных путей, чем обеспечивался подвоз сырья и материалов с Урала и из Донбасса. Были также учтены другие факторы, в том числе наличие в Сталинграде металлургического завода, способного обеспечить тракторный завод качественным металлом [1; 2, с. 10; 3, с. 19, 20].

Место строительства завода было выбрано на волжском берегу, в 14 км к северу от центра Сталинграда (рис. 1). Первые работы по сооружению завода и его инфраструктуры (вспомогательные цехи и здания в жилых поселках) были начаты еще в 1927 и 1928 гг. Однако с момента закладки завода, вплоть до конца 1928 г., на участке строительства велись лишь подготовительные работы. Только с конца 1928 г. начинается постройка сначала вспомогательных цехов будущего завода, затем, с началом 1929 г., развертываются в полном объеме работы по жилищному строительству, подготовительные работы к возведению основных цехов и, наконец, осуществляется постройка основных цехов [4, с. 35; 2, с. 12].

Выбор типа трактора для производства на СТЗ занял длительное время, и только в 1927 г. было принято окончательное решение остановиться на американском тракторе «Интернационал».

Проектирование завода также заняло несколько лет - неудивительно, ведь только проектное задание менялось неоднократно, с повышением плана выпуска тракторов с 10 до 40 тыс. в год.

Что касается авторства проекта, то тут, на наш взгляд, необходимо говорить о равноценном участии советских и американских специалистов.

С американской стороны строительство завода отмечается такой знаковой фигурой для советской индустриализации, как Альберт Кан. Договор с фирмой А. Кана на проектирование СТЗ заключили 8 мая 1929 г. Он предусматривал разработку генерального плана завода, планировку отдельных зданий, разработку системы подъездных путей, системы электроснабжения, отопления и других взаимосвязанных составляющих огромного промышленного комплекса, вероятно, самого мощного на тот период в мире. Помимо изготовления чертежей, фирма А. Кана координировала действия более чем 100 американских фирм, обеспечивающих изготовление и поставку строительных конструкций, станков, оборудования. Все необходимые для сборки заводских цехов строительные конструкции закупались или изготавливались в США, а затем отправлялись в Сталинград [5].

Рис. 1. Аэрофотосъемка периода Великой Отечественной войны. 23 августа 1942 г. В центре - Сталинградский тракторный завод. Справа, между заводом и р. Волгой - Нижний поселок. Слева - Верхний поселок (https://fishki.net/2219261-stalmgradfotos-vysoty.h1ml/gallery-4262673/)

Согласно советским историческим данным, основные работы по проектированию СТЗ, как на ранних этапах (коллектив Сталинградского филиала Ги-промеза), так и на завершающей стадии, были выполнены отечественными специалистами. Они составляли проектное задание, делали эскизный проект и большую часть технологического проекта. И только строительный проект трех главных цехов принадлежит фирме «Альберт Кан инкорпорейтед» [3, с. 24-27].

Оборудование основных цехов, как и их металлические конструкции, были закуплены в США у лучших машиностроительных фирм. Возведение основных цехов, а также и монтаж оборудования, которое, как отмечали в то

время, состояло из станков, являющихся последним словом мировых технических достижений, произведен под руководством американских специалистов в сотрудничестве с советскими специалистами. Постройка вспомогательных корпусов выполнена силами отечественных специалистов, а их оборудование состояло из станков отечественного производства и приобретенных в США, Германии, других странах [4, с. 39].

Основные цехи завода были построены в кратчайшие сроки - строительные работы начались весной 1929 г., в основном закончены к 1 мая 1930 г., и после монтажа оборудования 17 июня 1930 г. Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского был официально введен в эксплуатацию [3, с. 32-47; 2, с. 12-20].

Выстроенный завод состоял из 12 цехов, часть которых (9 цехов) имели производственное назначение, а часть - управленческо-подсобное. Производственные цехи, в свою очередь, распределялись на основные производственные и вспомогательные. К числу первых относились: литейный, кузнечный, меха-ническо-сборный цехи и силовая станция; к последним - ремонтно-механи-ческий, ремонтно-строительный, инструментальный цехи, главный магазин и заводская лаборатория. К управленческо-подсобным цехам относились: главное заводоуправление, школа ФЗУ и пожарное депо с гаражом [4, с. 38].

Территориально заводские цехи располагались таким образом, чтобы обеспечить быстрое и экономичное передвижение выпускаемых ими изделий; бесперебойный точно рассчитанный процесс всего производства, определяемый движением сборочного конвейера.

Архитектура всех зданий завода была лишена каких-либо реминисценций. Производственные здания были исключительно рациональны, управлен-ческо-подсобные более свободны в пластических решениях - с явным влиянием конструктивизма (рис. 2, 3).

Рис. 2. Вид на основные цехи завода. Начало 1930-х гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

Рис. 3. Силовая станция завода. Начало 1930-х гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

Одновременно с производством началось строительство двух жилых поселков тракторного завода - Верхнего и Нижнего. Северо-западнее от завода расположился Верхний поселок, к юго-востоку, между самим заводом и Волгой - Нижний. Планировочная структура этого гигантского градостроительного образования (завода и поселков) основана на двух осях, пересекающихся на предзаводской площади им. Дзержинского (такое название получила в 1935 г.). Первая ось совпадает с нынешним пр. им. В.И. Ленина, проложенным вдоль северо-западной границы завода. Вторая ось совпадает с нынешней ул. Дзержинского, проходит через площадь, проходную, территорию завода и выходит к Нижнему поселку.

В Нижнем поселке первыми были выстроены 2-этажные квартирные жилые дома для иностранных специалистов, расположенные по нынешней ул. Тракторостроителей. В завершенном виде и уже с благоустройством прилегающей территории дома для иностранных специалистов видны на фото начала 1930-х гг. (рис. 4). Выглядят они достаточно традиционно - с балконами-террасами на 2-м этаже, но без исторических форм. В последующие 2-3 года был отстроен весь поселок 3- и 4-этажными домами - всего 6 рядов по 4 здания, разместившихся на участке в 15 га (230x650 м). Четкая, конвейерная монотонность строчной застройки. Нижний поселок вплотную примыкает к заводской территории и на аэрофотосъемке напоминает один из цехов завода.

В отличие от Нижнего Верхний поселок был отделен от заводской территории защитной полосой-бульваром, в предвоенные годы хорошо озелененной (рис. 5). Верхний поселок значительно больше по площади и разнообразен по планировочным решениям как всей территории, так и отдельных кварталов. Каркас поселка образуется тремя основными улицами-лучами, сходящимися на

площади им. Дзержинского перед главной проходной завода. Параллельно заводской территории проложен нынешний пр. им. В.И. Ленина, перпендикулярно ему - ул. Дзержинского и между ними - нынешняя ул. Ополченская.

Рис. 4. Нижний поселок СТЗ. Жилые дома иностранных специалистов. 1930-е гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

Рис. 5. Верхний поселок тракторного завода (Волгоградский областной краеведческий музей)

Верхний поселок разнообразен и конфигурацией кварталов, и принципами их освоения - тут и периметральная застройка, и строчная, и их сочета-

ние. И хотя периметральная застройка близка к классической традиции, однако в Верхнем поселке совершенно об этом не напоминает. Дело в том, что сами по себе жилые дома чрезвычайно скупы на архитектурный язык, их фасады абсолютно равнозначны вне зависимости от того, куда ориентированы - во двор или на улицу (а если нет иерархии, то нет и классики), да еще и размеры кварталов, и разрывы между домами слишком велики, чтобы восприниматься целостным образованием.

Строительство жилых домов, в прилегающих к заводу поселках, начинается одновременно с возведением заводских цехов. Утверждается, что первые 8 домов были заложены весной 1928 г. и в этом же году - здания ФЗУ и пожарного депо, расположенные также на территории Верхнего поселка [2, с. 12]. С началом 1929 г. в полном объеме развертываются работы по жилищному строительству, затем подготовительные работы и возведение основных цехов завода [4, с. 35]. Одновременно со строительством завода и многоквартирных жилых домов возводились фабрика-кухня, диспансер, Механический институт (открытие которого состоялось 31 мая 1930 г.) и другие здания инфраструктуры. В жилищном строительстве сроки устанавливались столь же жесткие, как и в промышленном, - стены 4-этажных домов возводились в течение месяца [2, с. 15].

При полностью развернутом производстве потребность завода в рабочей силе составляла 10 500 чел., и такое значительное количество людей необходимо было обеспечить жильем. В поселках в основном велось строительство 2-4-этажных многоквартирных домов, и к моменту пуска завода (июнь 1930 г.) таковых было построено 39. Но всех рабочих, служащих и инженерно-технический персонал разместить в них было невозможно. Поэтому планировалось на первое время дополнительно использовать деревянные бараки с последующей заменой их каменными строениями. В 1929 г. поднимался вопрос о постройке при заводе соцгорода с жилыми комбинатами на 2000-2500 человек с обобществленными коммунальными процессами. Ставились цели обеспечить всех работников жильем в поселках у завода, однако сразу осуществить это было невозможно, и большая часть рабочих добиралась из близлежащих районов, а также из города до производства линией трамвая, летом - пароходным сообщением [4, с. 42]. Однако, несмотря на вроде бы насущную необходимость, судя по всему, в 1930-е гг., в прилегающих к заводу поселках жилищное строительство велось эпизодически.

К 1 января 1934 г., согласно источнику [6, с. 27], жилищный фонд тракторного завода состоял из 77 каменных 4-этажных домов, 156 деревянных 2-этажных и 40 одноэтажных. Если же судить по довоенным фотографиям, а также аэрофотосъемке 1942 г., в Нижнем и Верхнем поселках СТЗ действительно было построено более 80 каменных 2-4-этажных жилых домов (включая общежития), строительство которых относится к 1928-1931 гг., и подавляющее большинство из них сохранились до сих пор практически в неизмененном виде. Все они выдержаны в «конструктивистском стиле» - правильнее же говорить о рационализированной до предела архитектуре. Это явление характерно и для многих городов Юга России - активная пластика и высокое качество строительных работ 1927-1928 гг. сменяются упрощением (обедне-

нием) языка архитектуры до крайней степени на рубеже десятилетий и вместе с тем ухудшением качества стройки. Основная причина здесь в провозглашенной линии на рационализацию и удешевление жилищного строительства в связи с развернутой индустриализацией. Эта тенденция наглядно проявилась в поселках СТЗ - первые здания, прилегающие к заводской территории, заметно отличаются от тех, что были построены позже, хотя речь идет о строительном периоде в 3-4 года (рис. 6, 7).

Рис. 6. Жилые дома Верхнего поселка завода. Современное состояние (Фото А.Г. Токарева)

Рис. 7. Жилые дома Верхнего поселка завода. Современное состояние (Фото Е.А. Денисюка)

Как уже упоминалось выше, одновременно со строительством производственных и жилых зданий в Верхнем и Нижнем поселках возводилась необходимая для жизнеобеспечения инфраструктура - фабрика-кухня, пожарное депо, диспансер, магазины, клуб, кинотеатр, цирк, а также учебные заведения - школа-семилетка, школа фабрично-заводского ученичества, Механический институт. Именно в этих зданиях наиболее ярко проявились проектные принципы конструктивизма.

Пожарное депо с гаражом (судя по документам, было заложено в 1928 г., в период подготовки к строительству основных производственных цехов [2, с. 12]) территориально располагалось на отдалении от завода, на противоположной стороне призаводской площади (что функционально объяснимо), но структурно относилось к заводу, к управленческо-подсобным цехам СТЗ. Пожарные депо - особый жанр в творчестве архитекторов 1920-х гг. Подобных зданий, и тем более проектов, было создано множество, и отличались они большим разнообразием. Сама функция этого здания предполагала выразительную объемно-пространственную композицию.

Здание пожарного депо СТЗ находилось на остром углу, своеобразной стрелке квартала, между нынешними ул. Дзержинского и Ополченской. Выразительное по архитектуре, с уступчатой композицией, здание было лишь фрагментарно декорировано, да и то элементами из арсенала современной архитектуры. Касаясь градостроительного значения, отметим, что выделяющаяся в объемной композиции здания башня могла претендовать лишь на роль локального пространственного акцента, но явно не справлялась с ролью доминанты в обширном пространстве призаводской площади.

«Дом для приезжих» Сталинградского тракторного завода построен на территории Верхнего поселка в конце 1920-х гг. Здание расположено на нынешнем пр. им. В.И. Ленина, ориентировано в сторону площади им. Дзержинского. В довоенный период слева располагались первые многоквартирные жилые дома завода, а справа - выстроенный несколькими годами позже клуб им. М. Горького. Судя по историческим фотографиям, это одно из первых зданий инфраструктуры СТЗ. В нем активно развита не только объемная пластика, но и пластика поверхностей фасадов. Есть конструктивистские геомет-ризированные объемы и даже эксплуатируемая кровля, но в облике здания определенно присутствует дух промышленной архитектуры рубежа веков (рис. 8). Качество строительных работ и выразительность самой архитектуры значительно выше, чем в жилых домах заводского поселка, выстроенных позже. Скорее всего, причиной тому нерядовая функция, а более того, ранняя датировка объекта - на рубеже десятилетий экономия средств на нужды индустриализации становится одним из приоритетных направлений, и пластический язык упрощается до предела.

После войны здание было восстановлено без видимых изменений архитектуры, и в настоящее время, сменив функцию (музыкальная школа), пребывает практически в первозданном виде.

Одновременно с возведением тракторного завода в районе предзавод-ской площади начинается строительство учебных заведений, в которых обучаемые могли пройти все ступени образовательного процесса - от начальной школы до высшего технического профессионального образования.

Рис. 8. «Дом для приезжих» Сталинградского тракторного завода. Современное состояние (Фото Е.А. Денисюка)

По четной стороне нынешней ул. Дзержинского (второе здание от угла) была выстроена фабрично-заводская семилетка (ФЗС) - общеобразовательная школа в городах, рабочих поселках и промышленных районах СССР (1926-1934 гг.), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехническую подготовку, а также ознакомить с производством. ФЗС рассматривалась как база для дальнейшего профессионального обучения в системе фабрично-заводского ученичества. В 1934 г. ФЗС преобразованы в неполные средние школы [7, с. 305; 8, с. 174].

Правее от ФЗС, на углу нынешних ул. Дзержинского и пр. им. В.И. Ленина, была выстроена школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), или иначе - школа фабзавуча. Школы ФЗУ были включены в систему народного образования РСФСР в 1922 г. как разновидность общеобразовательной школы, дающей одновременно профессиональную подготовку и позволяющей продолжать обучение в школах II ступени, техникумах или на рабфаках [9, с. 320]. По сведениям сотрудников музея СТЗ, в предвоенный период в этом здании располагалось 1 -е ремесленное училище завода. Ремесленные училища пришли на смену ФЗУ в 1940 г.

Севернее от предзаводской площади был выстроен (открыт в 1930 г.) корпус Сталинградского механического института (первоначально тракторный институт) (рис. 9). На 1 сентября 1935 г. в институте обучалось 1300 сту-

дентов. В институте функционировали лаборатории и кабинеты металлографии и рентгенографии, испытания материалов, станков и резания металлов, теплотехники и двигателей, электротехники, физики, химии, математики и механики, машиностроительного черчения, теории машин и механизмов, проектирования, социально-экономических наук. В библиотеке института находилось около 58 тыс. томов [8, с. 173-175]. В этом же здании, выстроенном специально для института, располагался Сталинградский тракторостроительный техникум [Там же, с. 177-179].

Рис. 9. Здание Механического института. Начало 1930-х гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

Все учебные заведения СТЗ реализованы в конструктивистских формах.

Фабрика-кухня Сталинградского тракторного завода выстроена в непосредственной близости от призаводской площади, по нечетной стороне нынешней ул. Дзержинского, ориентированной осью на проходную завода (рис. 10). Это одно из крупнейших зданий заводской инфраструктуры. Среднесуточный выпуск продукции на 1935-1936 гг. составил 30 тыс. блюд в сутки при производственной мощности в 100 тыс. блюд. Фабрика наряду с кухонной продукцией вырабатывала прохладительные напитки, кондитерские и колбасные изделия. При ней имелось 5 обеденных залов, в одном из которых размещался ресторан, работавший до 2 часов ночи, в другом - диетическая столовая. Наряду с отпуском продукции через обеденные залы фабрика отпускала обеды на дом. При полной нагрузке на фабрике работало 1175 чел. производственного персонала [Там же, с. 120]. Есть все основания полагать, что фабрика-кухня СТЗ была самой большой на территории современного Юга России.

В период первых пятилеток по стране было выстроено множество зданий подобной функции, характеризующихся большим разнообразием архитектурных решений. Фабрика-кухня СТЗ отличалась тем, что имела облик действительно производственного здания, будто один из цехов завода был вынесен в пространство жилого поселка. Площадь остекления уличного фаса-

да значительно превышала площадь глухих поверхностей стен. После войны здание было реконструировано, но в целом сохранило и первоначальное объемное решение, и конфигурацию плана.

Рис. 10. Фабрика-кухня тракторного завода. Начало 1930-х гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

С 1930 по 1931 г. в Саратове было выстроено здание цирка на 3 тыс. мест (в 1928-1932 гг. Саратов являлся административным центром НижнеВолжского края, с 1932 по 1934 г. - Сталинград). Уникальная для советской практики конструкция перекрытия здания - дугообразные деревянные фермы опираются на железобетонный каркас и скрепляются кольцом на верхушке купола (пролет около 48 м). При таком решении в цирке отсутствовали привычные, мешающие зрителю опоры. Разрозненные сведения об авторстве саратовского цирка требуют проверки и уточнений. Согласно одному источнику, автором является архитектор Б. Виленский [10, с. 599]. В другом источнике авторами называются: К.Г. Диваков, А.М. Старкмет, Р.Я. Лихтентуль, Н.В. Степной [11, с. 134].

Годом позже в Сталинграде заканчивается строительство цирка аналогичной саратовскому конструкции и формы (рис. 11). Не только визуальное подобие, но также относительно близкое местоположение и единая на тот момент территориальная принадлежность позволяют предположить, что к проектам цирков двух городов имели отношение одни и те же архитекторы. Но отсутствие на данный момент архивной документации по цирку СТЗ оставляет этот вопрос открытым.

Цирк располагался в Верхнем поселке тракторного завода. Во время войны разрушен, однако остатки стен здания были сохранены, и в настоящее время здесь функционирует рынок.

/срян'3075. СтДПННГРйД. Цирк. тошо. н боклеш» /235.

Рис. 11. Сталинградский цирк. 1930-е гг. (Волгоградский областной краеведческий музей)

Утраченный цирк СТЗ - единственный пример крупного здания данной функции, выстроенного на территории Юга России в предвоенное десятилетие, отвечающего всем требованиям современной архитектуры, без заметного влияния традиции.

Клуб им. М. Горького Сталинградского тракторного завода был выстроен на предзаводской площади в 1932 г. (рис. 12). Располагалось клубное здание на восточной стороне нынешнего пр. им. В.И. Ленина, между домом приезжих и школой им. Сталина, которые в отличие от клуба, разрушенного в войну, сохранились до сих пор.

Здание Сталинградского клуба построено на основе типового проекта Я.А. Корнфельда. Проект описывался самим Корнфельдом в 1933 г. в статье «Рабочие клубы, дворцы культуры» [12]. Соавтором называется М.П. Синявский (в тексте опечатка - имеется в виду Моисей Исаакович Синявский). В статье этот типовой проект именуется как клуб Коломенского завода. Корн-фельд упоминает также, что по этому проекту с 1930 по 1931 г. начинается строительство клубов при восьми крупнейших заводах страны, в том числе Сталинградском тракторном. Самый же известный пример воплощения этого проекта - Дворец культуры им. С.П. Горбунова в Москве (1930-1938 гг.), который был реализован в полной мере, т. е. состоял из 3 основных частей - корпуса клуба, театра и соединительного корпуса, в котором размещались буфет и читальный зал [13].

В Сталинграде была реализована только клубная часть - без театра и, соответственно, без переходного корпуса, но практически в точном соответствии с московским и подмосковным аналогами (за исключением некоторых деталей).

Поскольку на данный момент не были найдены проектные материалы Сталинградского клуба, то судить о его пространственно-планировочной

структуре возможно по проектам упомянутых выше аналогов и по их достаточно подробным описаниям в статьях тех лет [12, 13].

Рис. 12. Клуб им. М. Горького Сталинградского тракторного завода. Начало 1930-х гг.

(Волгоградский областной краеведческий музей)

Из имеющегося описания (1932 г.) современником Сталинградского клуба следует, что состав и расположение помещений полностью соответствовали типовому проекту. Первый этаж занимался помещениями для «тихой» работы (кабинеты, читальня и др.). Второй этаж отводился для работы художественных кружков, агитпропбригад, массовиков-затейников, ТРАМа. Здесь же размещался зрительный зал на 340 мест. Третий этаж отводился для более шумной работы: духовой, струнный оркестры, хор, пионерская библиотека, музыкальные кружки, балкон зрительного зала и т. д. В клубе имелись помещения тира, парикмахерской, кегельбана, фото- и киномастерских, большой физкультурный зал, зал тяжелой атлетики, врачебный кабинет, терраса с солярием и душем и др. В той же публикации 1932 г. упоминается большой театральный зал, однако он выстроен не был, а на его месте, во второй половине 1930-х гг., появилась школа в откровенно неоклассических формах [6, с. 185].

В Сталинградском клубе протяженная 4-этажная (включая цокольный этаж) часть здания развивалась вдоль нынешнего пр. им. В.И. Ленина, объем зрительного зала с входной группой был обращен в сторону завода, а 2-этажный объем спортзала - в противоположную сторону. Плоская кровля с солярием была устроена над средней, клубной, частью здания.

Архитектура Сталинградского клуба - зрелый, «высокий» конструктивизм на пике своего развития. Описывать в деталях внешний вид здания не имеет смысла, поскольку сохранилось достаточно наглядных фотоматериалов 1930-х гг. и, кроме того, существует его знаменитый московский аналог. Отметим лишь, что это пример конструктивизма, в котором решение функциональной программы нисколько не противоречит выразительности архитектуры.

Что касается дальнейшего развития Верхнего и Нижнего поселков во второй половине 1930-х гг., то жилищное строительство здесь велось эпизодически. А вот объекты соцкультбыта продолжали возводиться - в предвоенное десятилетие появляются новые школы, клубные здания по проектам ведущих советских архитекторов (Я.А. Корнфельда, И.С. Николаева и др.) [14, с. 310]. Однако стилистически это уже была совершенно иная эпоха.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:

- Сталинградский тракторный завод, несмотря на исключительные размеры, был построен в кратчайшие сроки. К работе над проектированием и строительством привлекались ведущие зарубежные и отечественные специалисты. Образованный заводом новый район дал толчок развитию города в северном направлении;

- планировочные решения кварталов жилых поселков (Верхнего и Нижнего) отмечаются сочетанием периметральной и строчной застройки, с преобладанием строчной застройки, характерной для периода конца 1920 -начала 1930-х гг.;

- жилые дома характеризуются рациональностью, простотой пластических решений и, как правило, невысоким качеством строительных работ (в начале 1930-х гг.);

- поселки тракторного завода формировались с развитой системой соц-культбыта. Общественные здания отличались выразительностью, разнообразием пластических решений, и в них наиболее последовательно реализованы проектные принципы конструктивизма;

- большинство жилых и общественных зданий поселков Сталинградского тракторного завода периода конструктивизма сохранились до сих пор и по-прежнему определяют своеобразие этого грандиозного памятника советской индустриализации.

Библиографический список

1. К вопросу о постройке тракторостроительного завода в Сталинграде. Сталинград: Сталинградск. губ. план. комис., 1925. 41 с.

2. Ветлугин А.П., Грозный Ю.Б. Сталинградскому тракторному заводу 20 лет (хроника важнейших событий). Сталинград: Обл. книгоизд-во, 1950. 72 с.

3. Трушин И.А. и др. Первенец советского тракторостроения. Волгоград: Н-Волж. кн. изд-во, 1980. 366 с.

4. Сталинградский промышленный район: справочник. Сталинград: Горплан и газ. Борьба, 1931. 120 с.

5. Меерович М. Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Ч. I. Условия доступа: https://archi.ru/lib/e_publication_for_print.html? 1а=1850570046.

6. Олейников П.П. Архитектурное наследие Сталинграда. Волгоград: Издатель, 2012. 560 с.

7. Фабрично-заводская семилетка // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. С. 305.

8. Сталинград: справочная книга. Сталинград: Краев. кн. изд-во, 1936. 269 с.

9. Школа фабрично-заводского ученичества // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. С. 320.

10. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 2. Социальные проблемы. М.: Стройиздат, 2001. 712 с.

11. Осятинский А.И. Строительство городов на Волге / под ред. В.И. Пилявского; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Сарат. политехн. ин-т. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965. 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Корнфельд Я. Рабочие клубы, дворцы культуры (Обзор архитектуры за 15 лет) // Советская архитектура. 1933. № 2. С. 28-44.

13. Афанасьев К. Дворец культуры в Филях // Архитектура СССР. 1939. № 5. С. 39-43.

14. Птичникова Г.А. Градостроительные концепции 1920-1930-х гг.: воплощение идей Соцгорода в планировке рабочего поселка при Сталинградском тракторном заводе // Архитектурное наследство. 2009. Вып. 51. С. 302-310.

References

1. K voprosu o postroike traktorostroitel'nogo zavoda v Stalingrade [Construction of tractor plant in Stalingrad]. Stalingrad: Stalingradsk. gub. plan. komis., 1925. 41 p. (rus)

2. Vetlugin A.P., Groznyi Yu.B. Stalingradskomu traktornomu zavodu 20 let (khronika va-zhneishikh sobytii) [The 20th anniversary of Stalingrad tractor plant (chronicles of landmark events)]. Stalingrad: Obl. knigoizd-vo, 1950. 72 p. (rus)

3. Trushin I.A., et al. Pervenets sovetskogo traktorostroeniya [The first-born of the Soviet tractor industry]. Volgograd: N-Volzh. kn. izd-tvo, 1980. 366 p. (rus)

4. Stalingradskii promyshlennyi raion (spravochnik) [Stalingrad industrial area (reference book)]. Stalingrad: Gorplan i gaz. Bor'ba, 1931. 120 p. (rus)

5. Meerovich M. Al'bert Kan i Ernst Mai: Amerika i Germaniya v bor'be za sovetskuyu industri-alizatsiyu [America and Germany struggling for the Soviet industrialization]. Available: https://archi.ru/lib/e_publication_for_print.html?id= 1850570046

6. Oleinikov P.P. Arkhitekturnoe nasledie Stalingrada. [Architectural heritage of Stalingrad]. Volgograd: Izdatel', 2012. 560 p. (rus)

7. Bim-Bad B.M. (Ed.) Fabrichno-zavodskaya semiletka [Factory seven-year school]. Pedagog-icheskii entsiklopedicheskii slovar' [Teacher training encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002. P. 305. (rus)

8. Stalingrad (spravochnaya kniga) [Stalingrad (reference book)]. Stalingrad: Obl. knigoizd-vo, 1936. 269 p. (rus)

9. Bim-Bad B.M. (Ed.) Shkola fabrichno-zavodskogo uchenichestva [Factory apprenticeship school]. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Teacher training encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002. P. 320. (rus)

10. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda [Architecture of Soviet avantgarde], in 2 vol. Sotsial'nye problem, Moscow: Stroyizdat, 2001. V. 2. 712 p. (rus)

11. OsyatinskiiA.I. Stroitel'stvo gorodov na Volge [Construction of cities on the Volga]. V.I. Pi-lyavskii, Ed. Saratov: Saratov State University, 1965. 191 p. (rus)

12. Kornfel'd Ya. Rabochie kluby, dvortsy kul'tury (Obzor arkhitektury za 15 let) [Workmen's clubs, palaces of culture (Architectural 15-year survey)]. Sovetskaya arkhitektura. 1933. No. 2. Pp. 28-44. (rus)

13. Afanas'ev K. Dvorets kul'tury v Filyakh [Palace of Culture in Fili]. Arkhitektura SSSR. 1939. No. 5. Pp. 39-43. (rus)

14. Ptichnikova G.A. Gradostroitel'nye kontseptsii 1920-1930-kh gg.: voploshchenie idei Sots-goroda v planirovke rabochego poselka pri Stalingradskom traktornom zavode [Town-planning concepts of the 1920-30s: Sotsgorod ideas in worker's settlement planning at Stalingrad Tractor Plant]. Arkhitekturnoe nasledstvo. 2009. No. 51. Pp. 302-310. (rus)

Сведения об авторе

Токарев Артур Георгиевич, канд. архитектуры, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26, [email protected]

Author Details

Arthur G. Tokarev, PhD, A/Professor, The National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoe Road, 129337, Moscow, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.