Научная статья на тему 'Архитектурная графика в профессии архитектора'

Архитектурная графика в профессии архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА / ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / АRCHITECTURAL EDUCATION / ARCHITECTURAL GRAPHICS / STUDY OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соковнина И.В., Трибельская Е.Г.

В работе рассматривается практика обучения основным приемам рисунка, архитектурной графики и графического моделирования студентов, разработанная и применяемая на факультете архитектуры в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств. В качестве иллюстраций, приведенных в тексте, использованы студенческие работы 2015-2017 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL DRAWING IN PROFESSION OF ARCHITECT

The developed and applied at the Faculty of Architecture at the Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts practice of the teaching of students basic techniques of drawing, architectural graphics and graphic modeling are discussed. As illustrations in the text, the students’ works of 2015-2017 years are used

Текст научной работы на тему «Архитектурная графика в профессии архитектора»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Трибельская Е.Г. Ревитализация промышленных предприятий в Китае. — Системные технологии. — 2018. — № 29. — С. 110—114.

REVITALIZATION OF INDUSTRIAL FACILITIES IN CHINA E.G. Tribelskaya

Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia

Abstract

Modern trends in revitalization of the industrial facilities in China are considered. Revitalization of the brewery in Guangzhou is discussed in detail as a typical example of this approach.

Keywords:

reconstruction of the industrial enterprises, renovation of industrial facilities in China, cultural and entertainment center in Guangzhou Date of receipt in edition: 26.11.18 Date of acceptance for printing: 29.11.18

УДК 378.147

АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА В ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА Трибельская Е.Г., Соковнина И.В.

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств (МГАХИ им. В.И. Сурикова), Москва

Аннотация

В работе рассматривается практика обучения основным приемам рисунка, архитектурной графики и графического моделирования студентов, разработанная и применяемая на факультете архитектуры в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств. В качестве иллюстраций, приведенных в тексте, использованы студенческие работы 2015-2017 годов.

Ключевые слова:

архитектурное образование; архитектурная графика; изучение архитектурной среды История статьи:

Дата поступления в редакцию 26.10.18

Дата принятия к печати 29.10.18

Рисунок и архитектурная графика - классический профессиональный язык архитекторов всех времен [1,2,3,4]. Мы хотим поделиться нашим опытом преподавания архитектурной графики на архитектурном факультете Московского государственного академического художественного института

им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств (МГАХИ им. В.И. Сурикова). С основами рисунка и графики абитуриенты архитектурных специальностей практически всех Российских ВУЗов знакомятся еще в период подготовки к вступительным испытаниям. На архитектурном факультете МГАХИ им. В.И. Сурикова одним из вступительных испытаний является рисунок композиции из простых геометрических фигур (Рис. 1). Рисунок выполняется по представлению. Геометрические фигуры задаются ортогональными проекциями. Задание предусматривает определенный ракурс изображения (линия горизонта и направление взгляда). Ракурс композиции обозначен в задании. Вступительное испытание по композиции проверяет умение абитуриента мыслить пространственно и переводить ортогональные проекции простых геометрических фигур в пространственное перспективное изображение.

Рис. 1. Композиция из геометрических фигур. Примеры работ абитуриенто

На первом и втором курсах одним из основных предметов, параллельно с основами архитектурного проектирования, является «Архитектурная графика». Осваивая этот предмет, студенты-архитекторы выполняют сложные графические работы: графическое моделирование архитектурных деталей и фасадов архитектурных сооружений, построение перспективы памятников архитектуры, графические листы с антуражем и стаффажем, шрифтовые композиции [5].

а) б)

Рис. 2. Архитектурная деталь. а) фрагмент фасада деревянного дома (работа П. Разжевайкиной. 2016 г.); б) капитель храма Ники Аптерос (работа М. Баландюка. 2015 г.)

Первой курсовой работой по архитектурной графике на первом курсе является «Отмывка архитектурной детали» (Рис.2). Эта работа закладывает основы графического моделирования сложной архитектурной формы. К качеству чертежной и тональной графики предъявляются высокие требования. Курсовая работа «Отмывка архитектурной детали» является одним из важных этапов развития пространственного мышления будущего архитектора. Как показывает практика, построение фасадной проекции сложной архитектурной формы с использованием плана, разреза, бокового фасада зачастую вызывает определенные трудности у студентов 1-го курса, у которых еще недостаточно сформировано обобщенное видение формы через ортогональные проекции. Такое видение развивается постепенно в процессе выполнения заданий, выстроенных по мере усложнения.

Следующим заданием, продолжающим эту образовательную линию, является «Отмывка фасада» (Рис.3). Выполняется это задание на втором курсе. На этом этапе поставленная задача усложняется тем, что теперь студент должен построить и «визуализировать» методом ортогонального построения сложную, архитектурную форму, которой является фасад памятника архитектуры. Для работы выбираются классические архитектурные объекты, вошедшие в золотой фонд архитектуры [6].

а) б) в)

Рис. 3. Фасад. а) Преображенский собор на о. Кижи (работа Е. Латыевой. 2015 г.); б) Храм Ники Аптерос (работа О. Игнашкиной. 2017 г.); в) Собор в Шартре

(работа Т. Прокопец. 2015 г.).

И наконец, еще более сложная и трудоемкая работа в курсе архитектурной графики - «Отмывка перспективы» (Рис.4). Эта работа представляет собой смоделированное по законам линейной перспективы графическое изображение архитектурного объекта или его внутреннего пространства, дополненное тональным решением. Умение моделировать перспективное изображение помогает понять, как влияют перспективные искажения на восприятие архитектуры в реальном пространстве. Это понимание позволяет учитывать их в процессе проектирования в дальнейшем.

В конце второго курса студенты МГАХИ им. В.И. Сурикова проходят учебную практику, основой которой является графоаналитический метод исследования городской среды, разработанный на кафедре архитектуры и подробно описанный в наших публикациях [7,8,9,10]. Мы рассмотрим основные задания, которые студенты выполняют в процессе практики.

Одно из заданий - городские зарисовки. Выполняя зарисовки, студенты строят перспективу, обобщая основные объемы, выделяют главное, отбрасывая второстепенные детали - анализируют увиденное (Рис.5). В процессе работы они учатся понимать пространство городской улицы, творчески осмысливают

а) б)

Рис. 4. Перспектива. а) павильон Нерастанкино (работа Я. Лебедевой. 2016 г.); б) мавзолей Тадж-Махал (работа Д. Проплеткиной. 2016 г.)

городскую среду. При сравнении рисунков и фотографий, сделанных с тех же точек, видно, что фотографии только механически воспроизводят все, что попадает в объектив, не выбирая и не фильтруя информацию. Эта часть практики базируется на знании академического и архитектурного рисунка [11,12,13].

а) б)

Рис. 5. Архитектурные зарисовки. Видовые точки на Храм Преподобного Сергия Радонежского (работа А. Павловой. 2017 г.): а) вид с ул. Николоямская; б) вид с ул. Добровольческая

Практика призвана закрепить ранее полученные знания по рисунку и архитектурной графике, а также сделать еще один шаг в развитии правильного видения и профессионального восприятия объектов архитектуры и архитектурной среды. Работа идет как в линейной перспективе (зарисовки, объекты, перспективы (Рис. 6), рисунок по представлению), так и в ортогональных проекциях (детали, фасады, развертки).

Рисуя развертки по улицам и фасады в ортогональных проекциях, студенты решают задачу перевода перспективных изображений в ортогональные (реконструкция ортогональных изображений), понимают реальные пропорции зданий и их деталей (рис 7). Ни один, даже самый лучший профессиональный фотообъектив не дает возможности воспроизводить объект без перспективных искажений, особенно в затесненной застройке. Конечно, при дальнейшей работе студенты, а позже профессиональные архитекторы, используют для работы фотофиксацию, корректируя и подгоняя ее, используя различные компьютерные программы. Именно при этой работе им чрезвычайно помогают навыки, полученные ранее при рисовании.

Рис. 6. Перспектива. а) храм св. Алексия Митрополита московского (рисунок И. Дружинина. 2015 г.); б) храм Преподобного Сергия Радонежского (рисунок Ф.Поспелова. 2015 г.).

Рис. 7. Развертка по улице Николоямская (работа И. Дружинина. 2015 г.)

Постепенно разрыв между профессиональным использованием ортогональных проекций и реальным перспективным видением сводится к минимуму, и студент свободно оперирует и тем и другим способом моделирования формы и пространства. Ярким примером тому является рисунок по представлению, то есть рисунок с не доступной для реального присутствия зрителя точки (Рис.8). Этот рисунок базируется на представлении об ортогональных составляющих архитектурного объекта и создания его перспективного изображения методом графического моделирования.

Рисунок по представлению является одной из составляющих архитектурного рисунка [14]. Умение изображать простые и сложные формы по представлению, не имея перед глазами реальных объектов, неразрывно связано с развитием воображения и пространственного мышления, столь необходимых в процессе образования архитектора и в процессе его профессиональной деятельности. Представление об основных законах геометрии, линейной перспективе, пространственной конструкции трехмерных геометрических тел является необходимым уже на начальных этапах архитектурного образования. Рисунок по представлению - база для последующих сложных визуализаций, выполненных в компьютерной графике.

В процессе проектирования происходит обратный процесс: все основные элементы проекта, планы, фасады, разрезы - это ортогональные проекции изображений. При этом автор сначала представляет, а уже потом «изображает» объект в разных ракурсах, с наиболее выгодных и информативных точек.

Важно отметить, что дальнейшая успешная работа студента в компьютерных программах во многом зависит от его успешного прохождения курса рисунка и архитектурной графики. Во время рисования, графического моделирования, построения и графической доработки чертежей вручную развивается осознание формы, объема, пространства. Именно это осознание является базой для успешного проектирования с использованием компьютерных программ для построения и оформления чертежей, создания качественных визуализаций.

а) б) в)

Рис. 8. Рисунки по представлению (работа А.Павловой. 2017г.). а) угловая перспектива со стороны северного фасада; б) фронтальная перспектива со стороны южного фасада; в) угловая перспектива со стороны южного фасада

В заключении необходимо отметить, что именно ручная графика в значительной степени выражает профессиональный почерк и лицо архитектора. Именно поэтому, несмотря на современный уровень компьютерной графики и моделирования, умение профессионально рисовать совершенно необходимо архитектору для выражения своих идей на стадии первых размышлений, эскизирования и формирования концепции.

ЛИТЕРАТУРА

1. СоковнинаИ.В. Рисунок в творчестве М.Ф. Казакова. - Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции 2-6 апреля 2018 г. Сборник статей - М.: МАРХИ, 2018. С.191

2. Соковнина И.В. Зодчий Матвей Федорович Казаков - мастер и педагог рисунка. - Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т.1. - М.: МАРХИ, 2016. С. 79

3. Соковнина И.В. Архитектурные зарисовки А.Н. Бакарева, выпускника и педагога Кремлевского архитектурного училища. - Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т.1. - М.: МАРХИ, 2018. С.114

4. Зайцев К. Современная архитектурная графика / К. Зайцев. - М.: Издательство литературы по строительству, 1970. - 201 с.

5. Кудряшов К.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов / К. В. Кудряшов. - М.: Стройиздат, 1990. - 312 с.

6. Киселева Т. Ю., Н. Г. Стасюк Н. Г. Отмывка фасада: Учебное пособие для вузов / Московский архитектурный институт, Кафедра «Основы архитектурного проектирования». — М.: «Архитектура-С», 2010. — 96 с.

7. Трибельская Е. Г., Соковнина И. В. Приемы графоаналитического исследования исторически сложившейся городской застройки // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии - 2016: сборник материалов международной научно-практической конференции: в 3-х т. / под ред. Проф. В.Н. Евсеева. - Тюмень: ТИУ, 2016. С. 308

8. Трибельская Е. Г., Соковнина И. В. Графоаналитический метод исследования как основа для проектирования в исторически сложившейся городской застройке // Современные технологии и методики в архитектурно-художественном образовании: материалы Международной научно-методической конференции /науч. ред. Н.В. Багрова; Новосибирский гос. университет архитектуры, дизайна и искусств, 2016. С. 362-365

9. Трибельская Е.Г., Соковнина И.В. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 4 (45). С. 416-428..

10. Ekaterina G. Tribelskaya, Methods and techniques of studying architectural monuments and historically developed environment of megalopolises by students of architectural specialties. International conference Life Beyond Tourism: Heritage for Planet Earth, March 11-13, 2017; Florence, Italy, Abstract Book, p. 66.

11. Тихонов С. В. и др. Рисунок: Учебное пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков. - М.: Стройиздат, 1983. - 296 с.

12. Тюрин Н. П. Рисование Архитектурного сооружения: учебное пособие / Н. П. Тюрин. - М.: МАРХИ, 1980. - 31 с.

13. Федулеева О. Ю. Рисунок русской архитектуры / О. Ю. Федулеева, М. Г. Романова. - М.: МАРХИ, 2015. - 192 с.

14. Осмоловская О.В., Мусатов А.А. Рисунок по представлению. В теории и упражнениях. От геометрии к архитектуре /Учебное пособие для вузов. — М.: «Архитектура-С», 2008. - 392 с.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина. Архитектурная графика в профессии архитектора. — Системные технологии. — 2018. — № 29. — С. 114—120.

ARCHITECTURAL DRAWING IN PROFESSION OF ARCHITECT

E.G. Tribelskaya, I. V. Sokovnina

Moscow State Academy Art Institute named after V. Surikov, Moscow, Russia

Abstract

The developed and applied at the Faculty of Architecture at the Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov at the Russian Academy of Arts practice of the teaching of students basic techniques of drawing, architectural graphics and graphic modeling are discussed. As illustrations in the text, the students' works of 2015-2017 years are used

Keywords:

аrchitectural education; Architectural graphics; Study of the architectural environment

Date of receipt in edition: 26.10.18 Date of acceptance for printing: 29.10.18

УДК 628

ЗАТОПЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Орлов Е.В., Калинина М.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с затоплением урбанизированной территории. Приводятся исторические сведения о затоплении по причине изменения климата на планете. Рассматриваются различные варианты по борьбе с затоплением с помощью проведения работ по вертикальной планировке, включающей строительство дамб, дренажей, а также организации сплошной подсыпки. Приводятся данные по организации перекачки поверхностного стока насосными станциями.

Ключевые слова:

поверхностный сток, дамба, насосная станция, дренажная система, половодье, паводок, затопление История статьи: Дата поступления в редакцию 11.11.18

Дата принятия к печати 13.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.