Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ / ЛЕТНЯЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трибельская Е.Г., Соковнина И.В.

В статье рассматриваются приемы исследования исторически сложившейся городской застройки, используемые на первом этапе знакомства студентов-архитекторов с городской средой. Исследование проводится графоаналитическим методом, разработанным авторами данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING HISTORICAL URBAN DEVELOPMENT WITHIN GRAPHICS PRACTICE

This article focuses on methods to explore historical urban development as the initial stage introducing will-be architects to urban space. Research is conducted using graphical analitical method designed by the authors of present article.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 721.021.22

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В РАМКАХ УЧЕБНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина

Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва

Аннотация. Ключевые слова.

В статье рассматриваются приемы исследования исторически сложив- Графоаналитический метод ис-

шейся городской застройки, используемые на первом этапе знакомства следования, исторически сложив-

студентов-архитекторов с городской средой. Исследование проводится шаяся городская застройка, про-

графоаналитическим методом, разработанным авторами данной статьи. ектирование в городской среде,

летняя художественно-графиче-

ская практика.

История статьи:

Дата поступления в редакцию

05.08.21

Дата принятия к печати 06.08.21

Для архитекторов, проектирующих в городах, особенно важно учитывать сложившуюся городскую застройку, причем не только представляющую историческую ценность, но и современную. Для этого требуется умение анализировать архитектурную среду, в которой проектируется объект, необходимо знание и понимание законов построения городского пространства, учет стилевых и исторических характеристик места, видовых точек, вертикальных доминант и многое другое [1]. Одной из основных задач обучения студентов-архитекторов является формирование у них правильного представления о процессе проектирования как отдельных объектов, так и целых архитектурных комплексов, которые гармонично встраиваются в сложившуюся городскую среду.

Есть много приемов обучения этому студентов-архитекторов [2, 3, 4, 5]. По учебной программе факультета архитектуры МГАХИ им. В.И. Сурикова первое практическое знакомство студентов с городской архитектурной средой происходит на летней учебно-графической практике, которую студенты проходят в конце 2-го курса. Программа этой практики была разработана авторами данной статьи и реализуется на факультете с 2015 года. Методика проведения практики фрагментарно описана в нескольких статьях [7,8] и подробно в учебном пособии [6].

Основная графическая часть работы состоит из следующих заданий:

• Рисунки-наброски архитектурных объектов и видовых точек

• Генплан изучаемой территории

• Развертки фрагмента улицы

• Аксонометрия или перспектива фрагмента улицы

• Дополнительные задания варьируются каждый год в зависимости от поставленной задачи (фасады, детали, рисунки по представлению и т. д.).

В 2021 году практика проводилась под руководством доцента кафедры архитектуры Соковниной И.В. Перед студентами была поставлена задача по изучению улицы в целом, а не отдельных ее фрагментов, как это делалось в предыдущие годы. Было предложено провести графический анализ улицы, разделив ее на условно равные части между студентами, а в итоге собрать вместе полученный графоаналитический материал.

Практика проводилась в исторической части г. Москвы, в Таганском районе. В качестве объектов для изучения и анализа были выбраны улица Станиславского и улица Александра Солженицына. В качестве примера подробно рассмотрим, как работали студенты, изучающие улицу Станиславского.

Улица Станиславского была условно разделена на 3 части (рис. 1). Начало улицы не вошло в исследование, т.к. застройка в этой части невыразительная, сильно удалена от красной линии и закрыта от взгляда разросшейся растительностью. В каждую из трех частей вошли четная и нечетная стороны улицы. Таким образом, всю улицу изучали 6 студентов, разделенные на 2 группы по 3 человека.

Рис.1. План улицы Станиславского, разделенный на участки

Первая группа выстраивала развертку и аксонометрию четной стороны улицы, а вторая группа занималась нечетной стороной. Каждый студент должен был изучить свой фрагмент улицы, построив его развертку и аксонометрию. В результате выполнения всей работы необходимо было получить две развертки улицы (по четной и нечетной сторонам), а также план улицы, поднятый в аксонометрии. Выполнение задания в группах позволило пополнить результаты ежегодной летней учебно-графической практики еще одним очень ценным навыком: опытом коллективной работы, столь необходимым в профессиональной деятельности архитектора.

Перед началом совместной работы студенты индивидуально выполнили серию набросков и зарисовок изучаемого фрагмента улицы (Рис. 2). Работа над этими рисунками помогла им погрузиться в изучаемое архитектурное пространство, проанализировать пропорциональный строй улицы, стилистические особенности сооружений, рассмотреть характерные черты отдельных зданий, выявить архитектурные доминанты пространства.

Ш

ОС о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

и т

а о н

и

и

го

го

и

> ^

т ш < *

т Я

^ а £

са (о

О «ч

* >5

О о и *

2 а

Ч о

§ й 5«

с 3 £ *

н 13

ч л

ш и

Рис. 2. Улица Станиславского. Зарисовки видовых точек. Выполнили: 1, 3 — Наумова О., 2 — Липатникова О., 4, 6 — Мальчикова В., 5 — Поляков Л.

Живые рисунки, выполненные с натуры, всегда были, есть и будут наилучшим способом изучения и понимания архитектурной среды, осознания ее гармоничности и целостности. Ручная графика непосредственно связана с сознанием рисующего. Необходимость увидеть, осознать и изобразить геометрический, пропорциональный, конструктивный и образный строй архитектурных объектов и архитектурного пространства приводит к естественному развитию не только пространственного, но и образного мышления будущего архитектора. И то и другое является очевидной профессиональной необходимостью. Первые рисунки, которые выполняются в начале практики, несут функцию знакомства с архитектурной средой, которая в дальнейшем будет изучена и проанализирована при помощи других профессиональных средств. Такими средствами являются ортогональные проекции (планы, развертки) и аксонометрические модели, построенные по законам начертательной геометрии.

Рис. 3. Студенты за работой в аудитории

Для выполнения этой задачи, начиная с первого курса, студенты изучают начертательную геометрию, рисунок, архитектурную графику. На обмерной практике после 1 курса студенты знакомятся с методикой архитектурных обмеров, выполняют кроки и ортогональные обмерные чертежи, впервые учатся работать группами от двух до шести человек. Прохождение практики на 2 курсе закрепляет эти навыки и использует их для решения поставленных задач по изучению городской архитектурной среды.

Следующим этапом после натурных зарисовок является этап сбора материалов для выполнения ортогональных проекций сооружений и плана улицы. Материалы по планам были взяты из Интернет источников, таких как Google Maps и Яндекс карты. Изучение генплана выбранной территории позволило сформировать у студентов целостный взгляд на пространственные объекты городской застройки. При изучении генплана большое значение имеет осознание логических связей в расположении тех или иных объектов архитектуры, понимание организации структуры городской застройки, формирование понятия об архитектурных доминантах городского пространства.

По полученным материалам был составлен единый план улицы, рассчитан его масштаб, исходя из размера окончательной работы (3 подрамника 55х75 на каждую сторону улицы), и определены части, на которые план был разделен. Каждый студент получил свою часть плана улицы и начал самостоятельную работу над этим фрагментом._

Фасады зданий для составления разверток изучались при помощи обмеров и по материалам фотофиксации. Некоторые материалы по фасадам были получены из Интернет ресурсов. Нужно отметить, что изображение архитектурных фасадов требует навыка перевода визуальных образов, воспринимаемых в перспективе, на язык ортогональных проекций [3], что является непростой задачей для студентов второго курса.

Рисуя фасады в ортогональных проекциях и развертки улиц (Рис. 4), студенты творчески осмысливают увиденное, анализируют, обобщают, делают акцент на важном, игнорируя второстепенные детали. В будущем проектировании это поможет лучше оценить возможность сочетания различных по стилю зданий, вписать новые сооружения в уже сложившийся архитектурный ансамбль.

Рис. 4. Улица Станиславского. Развертка по нечетной стороне.

Выполнили: Башкова А., Наумова О., Поляков Л.

При создании целостной модели улицы было принято решение построить аксонометрическую модель и совместить ее с планом улицы. Для получения наиболее наглядного изображения отдельно выстраивали четную и нечетную стороны улицы, как будто зритель сначала проходит всю улицу по четной стороне, а затем разворачивается и просматривает последовательно всю противоположную сторону.

После выполнения разверток, выстраивались аксонометрические модели каждого отдельного сооружения, выходящего на красную линию улицы, которые потом совмещались в нужной последовательности.

Ш

ОС о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

и т

S

а о н и s и

ГО

ГО

(U

> *

т ш s s <t *

s а

to (Q О «ч * >s О о и *

2 ä Ч о

§ S

с 3

Ш g £ *

н 15 Ч I

ш и

Рис. 5. Улица Станиславского. План, развертка и аксонометрия по нечетной стороне улицы.

Выполнили: Башкова А., Наумова О., Поляков Л. Развертка и аксонометрия по четной стороне улицы.

Выполнили: Липатникова О., Марцинковская А., Мальчикова В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате были построены две развертки по четной и нечетной сторонам улицы, каждая из которых представлена в объемной аксонометрической модели (Рис.5). Построение аксонометрической модели улицы наглядно показало характер исторически сложившейся застройки, сочетание сооружений, построенных в разные периоды. Модель дала возможность наглядно сравнить объемы архитектурных сооружений, формирующих улицу Станиславского, оценить их «массы» и значимость в общей структуре пространства.

Весь комплекс поставленных и выполненных задач позволил добиться основной цели практики: сформировать у студентов навык целостного восприятия архитектурной среды. Натурные зарисовки, развертки, генплан, аксонометрия, все эти фрагментарные компоненты, в результате проделанной работы слились в сознании студентов в единый городской ансамбль — улицу.

Разработанный авторами графоаналитический метод исследования городской застройки является основой предпроектного анализа городской среды. В последствие, во время проектирования на старших курсах, студенты собирают развертки улиц в цифровом виде из фотофиксакции и строят объемные модели в различных компьютерных программах. Но именно опыт ручной графики является базой для дальнейшей учебной и профессиональной работы в архитектурном пространстве города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудряшов, К. В. Архитектурная графика: учеб. пособие для вузов / К. В. Кудряшов. — М.: Стройиздат, 1990.

2. Рисунок. Летняя практика: пособие / под редакцией И.В. Топчий, Э.М. Климова. — М.: МАРХИ, 2012.

3. Федулеева, О. Ю. Рисунок русской архитектуры / О. Ю. Федулеева, М. Г. Романова. — М.: МАРХИ, 2015.

4. Тюрин, Н. П. Рисование Архитектурного сооружения: учебное пособие / Н. П. Тюрин. — М.: МАРХИ, 1980.

5. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. — М. : Искусство, 1970.

6. Трибельская, Е. Г. Графоаналитический метод изучения городской среды: учебное пособие / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина. — внутривузовское издание МГАХИ им. В.И. Сурикова, 2020; ISBN 978-5-604 1764-4-3.

7. Трибельская, Е. Г. / Архитектурная графика в профессии архитектора / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина // Системные технологии. — 2018. — № 4 (29) — С. 114-120.

8. Трибельская, Е. Г. / Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа. / Е.Г. Трибельская, И.В. Соковнина // Архитектура и современные информационные технологии. — 2018. — № 4 (45). — С. 416-428.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина. Изучение исторически сложившейся городской застройки в рамках учебно-графической практики. — Системные технологии. — 2021. — № 40. — С. 110—115.

STUDYING HISTORICAL URBAN DEVELOPMENT WITHIN GRAPHICS PRACTICE

Tribelskaya, E.G., Sokovnina, I.V

Moscow State University of Academic Arts after V.I. Surikov under Russian Academy of Arts

Abstract.

This article focuses on methods to explore historical urban development as the initial stage introducing will-be architects to urban space. Research is conducted using graphical analitical method designed by the authors of present article.

Key words.

Graphical analitical research method, historical urban development, urban space design, summer art and graphics internship.

Date of receipt in edition: 05.08.21 Date o f acceptance for printing: 06.08.21

Ш

oc

Э I-

u

Ш

I-м

X

и

ОС <

I

<u

T

s a о

I-

и s

<u

re

re

<u

> *

m и

s s < *

s a

£ 13

to (Q О «ч * >s О о u *

2 s

Ч о

§ S

с 3

Ш g £ *

н 5 Ч i

ш и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.