В марте-апреле 2022 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств состоялась выставка, посвященная 20-летию создания факультета архитектуры в МГАХИ им. В. И. Сурикова.
На выставке экспонировались курсовые проекты студентов 1-5 курсов, макеты к курсовым проектам и примеры объемно-пространственных композиций, работы по живописи и архитектурной графике, материалы летних практик (обмеры, рисунки, акварели). Особый интерес представляли проекты студентов 3-го курса, выполненные совместно со студентами факультета скульптуры. Значительное место в экспозиции было отведено дипломным работам бакалавров и специалистов (к 2021 году было - 10 выпусков специалистов (191 человек) и 6 выпусков бакалавров (91 человек), лауреатам Международных смотров-конкурсов выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну 2015-2021 годов. Экспонировался огромный коллаж о жизни факультета со дня его основания до настоящего времени, составленный из нескольких сотен фотографий. На отдельном планшете были опубликованы списки выпускников архитектурного факультета с 2007 по 2021 год (15 выпусков) и представлены их фотографии.
Список цитируемой литературы:
1. Малинина, Т. Г. Молодая архитектура / Т. Г. Малинина // Academia. Архитектура и строительство. - 2010. - № 5. - С. 40-44.
2. Ржевский, В. Н. Архитектурный факультет / В. Н. Ржевский // Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова / Под общ. ред. проректора по научной работе А. И. Рожина - Москва : СКАНРУС, 2008. - С. 235-237.
3. Трибельская, Е. Г. Архитектурная графика в профессии архитектора / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Системные технологии. - 2018. - № 4 (29). - С. 114-120.
4. Трибельская, Е. Г. Графоаналитический метод изучения городской среды: учебное пособие / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина; МГАХИ им. В. И. Сурикова. - 2020. - 86 с. - ISBN 978-5-604 1764-4-3.
5. Трибельская, Е. Г. Изучение архитектурного контекста как основа предпроектного анализа / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Architecture and Modern Information Technologies. -2018. - № 4 (45). - С. 416-428.
6. Трибельская, Е. Г. Изучение исторически сложившейся городской застройки в рамках учебно-графической практики / Е. Г. Трибельская, И. В. Соковнина // Системные технологии. -2021. - № 3 (40). - С. 110-115.
7. Tribelskaia, E. Preservation of Traditions and New Forms of Architectural Education in Russia / E. Tribelskaia, I. Sokovnina, D. Popova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. SCTCMG. - Vol. LXXVI. - 2019. - Pp. 3169-3176. -DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.427
8. Tribelskaya, E. The phenomenon of architectural education in the Art Institute. Art history in the context of other sciences in modern world Parallels and Interactions // Proceedings of the International Academic Conference, April 21-26, 2019. - ISBN 978-5-9216-0264-9. - Pp. 121-137.
М. М. Дадашева 10.24412/cl-35672-2022-1-0091
M. M. Dadasheva
Сравнительный опыт проектирования в условиях искусственного и естественного освещения в рамках академического подхода кафедры ОАП МАРХИ To the competitive experiment of design according to artificial and natural lighting in terms of academic approach of the Department of Fundamentals of Architectural Planning MARKHI
Ключевые слова: архитектурная композиция, свойства композиции, средства композиции, естественное освещение, искусственное освещение, световой образ в архитектуре.
Keywords: architectural composition, composition properties, composition means, natural lighting, artificial lighting, light architecture.
Аннотация: В статье освещается опыт кафедры ОАП по проектированию объектов в условиях двух сред -естественного (небо и солнце) и искусственного (электрическое) освещения в рамках курсовых заданий с целью создания выразительной пластики и образа сооружения с учетом функциональных задач.
Abstract: The article is dedicated to the experience of the Department of fundamentals of architectural planning in the design of architecture in two environments - natural (sky and sun) and artificial (electrical sources) lighting as part of course topic projects in order to create expressive plastic and iconic image of a structure, taking into account functional properties too.
Архитектура и свет неразделимы. Все профессиональные усилия архитекторов не работают при тотальном отсутствии видимости, т. е. без света. «Свет - это строительный материал зрительных и, в их числе, архитектурных образов», - отмечал проф. Н. И. Щепетков [3]. Развитие науки и техники предоставило светодизайне-рам в XXI веке новые возможности, которые наравне с геометрией и морфологией формируют архитектурные композиции, влияя на их восприятие человеком. На передний план выходят проблемы освоения этого
гуманитарного и технического опыта в научно-образовательной сфере уже на ранних этапах проектирования.
В этом отношении опыт кафедры Основ архитектурного проектирования видится новаторской инициативой, способной направить теоретический опыт све-тодизайна в практическое русло. Начиная с 2019 года в проектных группах под руководством автора данной статьи на 1-м и 2-м курсах очного отделения совместно с коллегами - доцентом МАРХИ Скитевой Н. Г. и преподавателем Дадашевой С. М. проводились
трехступенчатые эксперименты по внедрению содержания световой архитектуры в проектную практику по курсовым заданиям (на 1 курсе - «Отмывка фасада», на 2 курсе - «Выставочный павильон»). Эксперимент проводился при поддержке кафедры архитектурной физики МАРХИ совместно с доктором архитектуры, профессором Н. И. Щепетковым. Студентам представилась возможность углубиться в вопросы формообразования и светомоделирования объемно-пространственных композиций, сперва сделав их объемные решения в макете. Затем в лабораториях кафедры архитектурной физики модели подвергались аналитической работе и на финальном этапе уже студентам предлагалось заняться презентацией объекта в тушевой отмывке (на 1 курсе) и компьютерной графике (на 2 курсе).
В 2019 году на первом курсе в 5 группе студентам очного отделения было предложено парно выполнять курсовой проект «Отмывка фасада» в рамках изучения восприятия архитектурной композиции в различных световых условиях: днем при заливающем потоке солнечного света и света неба в более пасмурный день, а также в вечернее время суток при искусственном освещении. Первый этап данной методики внедрялся на примерах известных существующих объектов архитектуры. В качестве примера в статье приведен объект отеля Marqués de Riscal в Испании (арх. Фрэнк Гери).
Анализ студентов МАРХИ (Федяниной Виктории и Налимовой Марии) строился на предварительном изучении корпуса теоретических работ по художе-
ственному языку световой архитектуры (Н. М. Гусев, Н. И. Щепетков, В. Г. Макаревич, Н. В. Оболенский, М. М. Червяков, А. Г. Батова, В. Е. Карпенко, Н. В. Бы-стрянцева, Дитрих Нойманн, В. Келер и В. Лукхардт и др.) с последующим применением полученных теоретических знаний на практике.
Студентам удалось отследить, что при естественном освещении экстерьер объекта наполняется потоками заливающего солнечного света. И композиционное формообразование становится максимально информативным, обнажая при свете солнца объемные формы в полной мере. Конкретно на выбранном примере отеля в долине Рискаль в Испании (рис. 1) архитектора Фрэнка Гери за счет глянцевых материалов количество дневного света преумножается на поверхности криволинейных лент. Формы и элементы в композиционном решении, которые удалены от зрителя, теряют интенсивность при освещении, согласно законам воздушно-пространственной перспективы.
Днем архитектурные композиции погружены в «океан космического солнечного света и являются активным светопотребляющим организмом», а ночью, наоборот, за счет «микромасштабного рукотворного света» сами становятся источниками излучения, преумножая в городской среде свет из интерьерных пространств при помощи светотехнического оборудования [3].
При восприятии форм в ночное время суток существуют искажения за счет растворения телесной массы на фоне ночного небесного пространства. На передний
Рис. 1. Методика внедрения содержания световой архитектуры в проектную практику студентов уже на ранних этапах обучения на 1 курсе. Создание макетной модели и ее фотофиксация при дневном освещении (1 этап), светомоделирование макета в светотехнической лаборатории МАРХИ с последующей фотофиксацией (2 этап), презентация объекта средствами графики по фотофиксации (3 этап)
Рис. 2. Подача архитектурных композиций в рамках выполнения курсового задания по архитектурному проектированию на кафедре ОАП МАРХИ по теме «Выставочный павильон» на 2 курсе в 11 группе (2020 год) студенткой Кулешовой Д.
Руководители - Дадашева М. М., Дадашева С. М.
край выходит силуэт, а логика конструктивного строения композиции теряется. Композиционная категория «тектоника» работает в приоритете при распознавании целостного облика объекта.
На наш взгляд, методически целесообразно выполнять упражнения парно. Такой подход позволяет увеличивать эффективность усвоения теоретических знаний по светодизайну и переносить этот опыт на поле практики. При сравнительном анализе и сопоставлении итоговых результатов, где одна презентация объекта в графике выполняется студентом при дневном освещении, а другая у второго студента в партнёрстве - при ночном (при этом оба работают над одним и тем же памятником архитектуры), у студента формируется более четкая система приемов к формированию архитектурных образов средствами светового моделирования.
В 2020 году данный эксперимент получил продолжение, и методика от макетного моделирования к «световому дизайну» была внедрена уже в проектную группу также под руководством автора статьи совместно с Да-дашевой С.М. (2 курс 11 группа 2020 г.). Здесь студенты работали уже с архитектурными композициями, которые были разработаны ими лично в рамках выполнения курсового проекта «Выставочный павильон» на втором курсе на кафедре Основ архитектурного проектирования. Авторы работ также на ранних стадиях выполняли свои проекты в макетах, затем моделировали ночной образ светопластикой, где старались не дублировать дневной облик. Это желание являлось определяющим в выборе сценария освещения и расстановки осветительного оборудования. Студенты в некоторых проектах старались добиться рампового эффекта и использовали для этого источники локального освещения с потоком света, строго направленным вверх, образо-
вывая рисунок обратных теней, столь не свойственный для восприятия форм в дневное время суток. При сравнении с дневным образом, студентам удавалось привлечь активное внимание к деталям и членениям формы, которые оставались без внимания при освещении солнцем и небом, отходя на более дальние планы. При помощи разных вариантов натурного светомоделирова-ния уже на ранней стадии разработки композиционных решений авторам удалось добиться разной глубинности восприятия архитектуры в ночное время. На рисунке 2 можно отследить, как свет качественно по-разному работает в дневное и ночное время суток в стеклянных пространствах. При свете солнца стеклянные поверхности не позволяют просматривать интерьерные членения и смотрятся монотонными пятнами более массивно, нежели в контексте вечернего освещения. Ночью, наоборот, свет заливает пространство интерьера и работает по принципу источника света для окружающего городского пространства, вырываясь за пределы интерьера наружу. На рисунках 2 и 3 видно, как свет меняет на визуальном уровне восприятие членений форм. Световые градиенты формируют метроритмические ряды от источников света, которые идут в контрасте с действительной морфологией и геометрией композиции.
Многие художественные эффекты были достигнуты в проектах за счет использования разных типов освещения: направленных световых потоков, градиентной заливки и декоративного света (подчеркивающего определенные контуры), а также разных типов осветительного оборудования: заливных прожекторов (которые позволили студентам привлекать внимание к различным частям фасада), лучевых прожекторов (с целью подчеркнуть декор на фасаде или выделить основные врезки и небольшие формы), линейных залив-
Рис. 3. Подача архитектурных композиций в рамках выполнения курсового задания по архитектурному проектированию на кафедре ОАП МАРХИ по теме «Выставочный павильон» на 2 курсе в 11 группе (2020 год) студентами Сергеевой Д. (верхний ряд) и Швецовой А. (нижний ряд). Руководители - Дадашева М. М., Дадашева С. М.
ных источников освещения и светодиодных труб (которые подчеркивают контур там, где это необходимо, как в проекте Швецовой А.).
В целом, в заключение следует отметить, что предложенные студентами световые решения носили полярный характер и развивались от традиционно тектоничных образов до атектоничных, искажая и трансформируя форму на уровне восприятия кардинально. К результатам проведенного эксперимента следует отнести необходимость пересмотра средств ОПК с коррекцией на систему визуального восприятия человека в условиях искусственного освещения в вечернее и ночное время суток. Основные категории композиции подвергаются трансформациям под действием моделирования архитектурных композиций искусственным светом. Методически целесообразно проводить упражнения параллельно, моделируя архитектурные формы сразу и в дневном, и в вечернем варианте освещения. Приведенная методика со сравнительным анализом объекта архитектуры днем и ночью позволила
студентам эмпирически усвоить коренные отличия
в системе визуального восприятия, достигнутые свето-
пластикой как средством архитектурной композиции.
Список цитируемой литературы:
1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; пер. с англ. Т. М. Сокольской. - Москва : Пресс, 1988. - 464 с.
2. Щепетков, Н. И. Светодизайн города и интерьера: Учебное пособие для высших учебных заведений / Н. И. Щепетков. -Москва, 2021. - 456 с.
3. Щепетков, Н. И. Физика света в архитектуре будущего / Н. И. Щепетков // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №1(54). - С. 248-261. - URL: https://marhi.ru/ AMIT/2021/1kvart21/PDF/16_shchepetkov.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
4. Kahn, L. I. Between Silence and Light: Spirit in the Architecture of Louis I. Kahn / J. Lobell, L. Kahn. - Colorado : Shambhala, 1979. - 128 p.
5. Kahn, L. I. Silence and Light: The Lecture at ETH Zurich / L. Kahn. - Zurich : Park Books, 1969. -160 p.
6. Neumann, D. Architecture of the Night: The Illuminated Building / Dietrich Neumann, Kermit Swiler Champa. - Munick : New York : Prestel, 2002. - 240 p.
В. И. Орлов, Н. А. Зайцева, Е. В. Мирошникова 10.24412/cl-35672-2022-1-0092
V. I. Orlov, N. A. Zaitseva. E. V. Miroshnikova
К вопросу о контрастных пространствах в рамках одного объема To the question of contrusting spaces within one volume
Ключевые слова: начальное архитектурное проектирование, композиционный курс, контрастные интерьерные пространства, варианты взаимосвязи в одном объеме.
Keywords: initial architectural design, compositional course, contrasting interior spaces, relationship options in one volume. Аннотация: В статье рассматриваются варианты взаимосвязи контрастных интерьерных пространств в одном объеме.
Abstract: The article discusses options for the relationship of contrasting interior spaces within the same volume.
Вопросы, связанные с проектированием пространства, являются ключевыми в композиционном курсе высшей архитектурной школы. Неслучайно этот курс в момент своего возникновения во ВХУТЕМАСе, в лоне созданного и руководимого Н. Ладовским рационального подхода к архитектурной композиции, назывался «Пространство» [5]. Затем, в ходе теперь уже векового развития, он превратился в самостоятельную дисциплину и значительно обогатился многочисленными теоретическими и методическими разработками [1, 2]. На протяжении всего процесса развития связь курса с истоками была весьма тесной, и особенно это проявилось в Московской архитектурной школе на кафедре «Основы архитектурного проектирования», получившей этот курс непосредственно из рук соратников и учеников Ладовского. Одним из таких проявлений на нынешнем этапе развития курса стала осознанная и последовательная реализация метода Ладовского «от абстрактного к конкретному», направленная на усиление взаимосвязи композиционной и проектной дисциплин за счет непосредственного использования студентами
результатов абстрактного композиционного задания при проектировании конкретного объекта [3].
Очень важным условием самой возможности и успешности такого использования является совпадение объектов композиционного и проектного заданий в отношении масштабности. Применительно к предпоследней паре композиционных и проектных заданий в программе кафедры («Взаимосвязь закрытых контрастных пространств» и «Проект небольшого здания с зальным помещением») это совпадение часто означает необходимость решения композиционной задачи в рамках одного объема, так как размер проектируемого здания в общем случае не предполагает его объемно-планировочного решения в виде нескольких объемов. Это в значительной степени усложняет решение композиционной задачи, особенно на фоне того, что до появления осознанной необходимости непосредственного превращения композиции в проект, она, как правило, решалась с помощью двух, а иногда даже трех объемов, в одном из которых размещалось связующее пространство. В результате, такая практика привела