Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РИСУНОК» (АВТОРЫ: А.И. КИЯЙКИН, Н.В. ЧЕРУШОВА)'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РИСУНОК» (АВТОРЫ: А.И. КИЯЙКИН, Н.В. ЧЕРУШОВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РИСУНОК» (АВТОРЫ: А.И. КИЯЙКИН, Н.В. ЧЕРУШОВА)»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 72 DOI 10.51608/26867818_2021_5_70

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «РИСУНОК» (АВТОРЫ: А.И. КИЯЙКИН, Н.В. ЧЕРУШОВА)

А

А. И. Кпяйкин Н. В. Черушом

A. I. Kiyaykin N. V. Cherushova

РИСУНОК

DRAWING

Учебное пособие «Рисунок» предназначено для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 - «Архитектура», объемом 216 страниц. Учебное пособие содержит учебно- методический материал по дисциплине «Рисунок», собранный в ходе осуществления образовательной деятельности подготовки студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» в ФГБОУ ВО Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева, за 15-летний опыт преподавания академического рисунка.

В учебном процессе рисунок вошел в

© 2021 Е.Г. Трибельская *

число дисциплин, определяющих профессиональную подготовку будущих архитекторов, как в рамках специалитета (с 2004 г.), так и в рамках бакалавриата (с 2010 г.). Подготовка высококвалифицированных кадров в области архитектуры представляет собой сложный и многоаспектный процесс и одним из средств достижения этой цели является освоение дисциплины «Рисунок».

Преподавание дисциплины «Рисунок» на архитектурно-строительном факультете ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарева основывается на лучших достижениях отечественной педагогической школы, что и отражено в представленных работах из методического фонда кафедры проектирования интерьеров разных лет. В основе методики преподавания дисциплины лежат лучшие традиции в области художественного образования, в первую очередь опыт работы ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (Государственная академия)», ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств» и ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова».

История традиций преподавания и исследования дисциплины «Рисунок» описывается во вступительной статье учебного пособия и отмечено, что рисунок является структурной основой изображения, средством познания и изучения действительности и позволяет передать форму, как с

* Трибельская Екатерина Георгиевна (egtrib@gmail.com) - член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры, МГАХИ им. В.И. Сурикова (Москва, РФ). 70 © INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2021. № 5 (14)

натуры, так и по памяти. В ходе подготовки архитектора освоение рисунка способствует развитию объемно-пространственного мышления необходимого зодчему в работе. Решая задачи проектирования, архитектор неизбежно обращается к рисунку, который позволяет ему разрабатывать архитектурно-художественные, научные и технические идеи, лежащие в основе проекта. Академический рисунок предполагает длительную многочасовую работу, результатом которой является постижение конструкции и светотеневой моделировки объектов изображения, т. е. умение выполнять как линейно-конструктивный, так и тоновой рисунок.

Поскольку архитектор фиксирует свой первоначальный замысел с помощью рисунка в эскизе, важным элементом обучения рисунку являются задания по выполнению набросков и зарисовок с натуры, так называемый короткий или быстрый рисунок. В этой связи правильно представлены разделы учебного пособия: учебный тональный рисунок, учебный линейно-конструктивный рисунок, наброски, зарисовки. Из чего видно, что процесс обучения рисунку протекает от простого к сложному и

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

включает разнообразные задания по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментальных мотивов, гипсовых слепков с классических произведений искусства, элементов архитектуры, интерьера и экстерьера зданий.

Хотелось бы пожелать авторам дальнейшей работы в этом направлении, а в последующих редакциях уделить больше внимания подробному описанию этапов обучения.

Учебное пособие «Рисунок» авторы: А.И. Кияйкин, Н.В. Черушова, участвовало в XXVIII Международном конкурсе научной и учебно-методической литературы, проводимого ежегодно Международной общественной организацией содействия архитектурному образования (МООСАО), в 2019 г., г. Нижний Новгород, Присужден Диплом первой степени (протокол №7 от 09.10.2019г.).

На основании вышеизложенного считаю, что учебное пособие «Рисунок» авторы: А.И. Кияйкин, Н.В. Черушова является прекрасным примером выполнения академического рисунка и отражает логику, цель, задачи и результаты учебного процесса подготовки кадров высшей квалификации.

Поступила в редакцию 16.09.2021 г.

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021

71

Рецензии

Ф

REVIEW OF THE TRAINING MANUAL "DRAWING" (AUTHORS: A.I. KIYAKIN, N.V. CHERUSHOVA)

© 2021 E.G. Tribelskaya*

The training manual "Drawing" is intended for students of higher educational establishments with specialty 07.03.01 - "Architecture", 216 pages. The training manual contains teaching and methodological material on the discipline "Drawing" that was collected during the implementation of educational activity for students with specialty "Architecture" at the National Research University in Mordovia during 15 years of teaching academic drawing experience.

The authors describe the history of teaching tradition and research of the discipline "Drawing" in the introductory article of the textbook. It is noted that the drawing is the structural basis of the image, a tool for discovery and studying the reality that allows transferring the form both from nature and from memory. In the course of the architect's preparation, mastery of the drawing contributes to the development of volumetric thinking necessary for the work. Solving the design issues, the architect inevitably turns to the drawing, which allows him to develop architectural, artistic, scientific, and technical ideas underlying the project. The academic drawing involves long hours of work, which results in the comprehension of the structure and the light-shadow modeling of the objects, i.e. the ability to execute both a linear and a tone drawing.

Since an architect captures his original design in a sketch, an important part of his drawing training is sketching, a so-called short or fast drawing. In this regard, the sections of the training manual are correctly represented: a tonal drawing, a linear-constructional training drawing, sketches. The process of learning the drawing goes from simple to complex and includes various drawing assignments, such as geometric bodies, plaster ornamental motifs, plaster casts from classical artworks, elements of architecture, interior and exterior of buildings.

Let me wish the authors further work in this direction and recommend giving more attention to the detailed description of the stages of training in subsequent editions.

Training manual "Drawing" by A.I. Kiyakin, N.V. Cherushova participated in 2019 in the XXVIII International Competition of Scientific and Educational Literature, conducted annually by the International Public Organization for Facilitating of Architectural Education in Nizhny Novgorod, and got first-degree diploma (protocol №7 of 09.10.2019).

Based on the above, I consider that the teaching manual "Drawing" by A.I. Kiyakin and N.V. Cherushova is an excellent example of an academic drawing implementation. It reflects the logic, purpose, tasks, and results of the training process of the highest qualification.

Received for publication on 16.09.2021

* Tribelskaya Ekaterina Georgievna (egtrib@gmail.com) - Corresponding Member of the Russian Academy of Arts, Candidate of Architecture, Professor, Head of the Department of Architecture, Moscow State Academic Art Institute Named After V.I. Surikov of Russian Academy of Arts (Moscow, RF). 72 © INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.