SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
АРАЛЬСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ Т.Г.ШЕВЧЕНКО
Торежанова Раушан Узакбаевна
кандидат педагогических наук (Ph.D)
Ташкентский химико-технологический институт, Узбекистан.
E-mail: raushan.torezhanova@bk.ru
ORCID 0000-0002-0081-2354
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена творчеству украинского поэта, художника, мыслителя Тараса Григорьевича Шевченко, в частности Аральскому периоду творчества (период ссылки).
Данный период считается самым плодотворным в творчестве художника и поэта.
Ключевые слова: творчество, художник, поэт, период ссылки, Аральское море.
The article is devoted to the work of the Ukrainian poet, artist, thinker Taras Grigorievich Shevchenko, in particular the Aral period of creativity (period of exile).
This period is considered the most fruitful in the work of the artist and poet.
Key words: creativity, artist, poet, period of exile, Aral Sea.
ВВЕДЕНИЕ
Тарас Григорьевич Шевченко является национальным поэтом Украины, основоположником литературного украинского языка, автором первого украинского букваря, изданного в 1861 году под названием «Букварь южнорусский».
Т.Г.Шевченко родился 9 марта (25 февраля по старому календарю) 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии (ныне Черкесская область, Украина) в семье крепостного крестьянина. За свою короткую 47-летнюю жизнь Т.Г.Шевченко смог стать символом украинского народа, выразителем его национального характера, певцом его судьбы и свободы. Жизнь Т.Г.Шевченко была полна глубокого драматизма. Этапы его трагической биографии -24 года крепостной неволи, 10 лет солдатчины, 13 лет каторжного труда с постоянной угрозой ареста.
Будучи подростком Т.Шевченко попадает в услужение в дом помещика П.Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно (современный Вильнюс), а с 1831 года, когда поэту было 17 лет - в Санкт -
ABSTRACT
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Петербурге. В 1832 году помещик Энгельгардт отдаёт Шевченко на обучение к художнику В.Ширяеву, с целью сделать из Шевченко домашнего живописца.
В 1836 году, рисуя в Летнем саду в Санкт-Петербурге, Шевченко знакомится со своим земляком, художником И.М.Сошенко, который познакомил его с А.К.Мокрицким, учеником К.П.Брюллова. В свою очередь, А.К.Мокрицкий знакомит Шевченко с Карлом Брюлловым, который внёс решающий вклад в дело его выкупа из крепостной неволи. В своей автобиографии Т.Шевченко так писал об этом: « сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года».[1 ]
Получив свободу, Шевченко стал студентом Петербургской Академии художеств. Кроме живописи Шевченко увлекался и поэзией. В своём «Дневнике» Шевченко писал: «Я хорошо знал, что живопись моя будущая профессия и мой насущный хлеб, и вместо того, чтобы изучать её глубокие таинства, и ещё под руководством такого учителя, каков был бессмертный Брюллов, я сочинял стихи, за которые мне никто ни гроша не заплатил и которые, несмотря на всемогущее бесчеловечное запрещение, я всё-таки втихомолку кропаю. Право, странное это неугомонное призвание».[2]
Первый сборник стихов Шевченко «Кобзарь» был опубликован в 1840 году в Санкт-Петербурге. В сборник «Кобзарь» вошли поэма «Катерина», посвящённая В.А.Жуковскому в память о 22 апреля 1838 года, когда Шевченко получил вольную от крепостного рабства. Также в этот сборник вошли семь стихотворений («Тополя», «Теребендя», «К Основьяненко» и др.).
В 1844 году Шевченко окончил Академию художеств, получив звание «неклассного (свободного) художника». После окончания Академии, Шевченко отправился на Украину, где устроился рисовальщиком во «Временную комиссию для рассмотрения древних актов» в Киеве. В 1846 году Шевченко стал членом тайной политической организации - Кирилло - Мефодиевского братства. Его целью была отмена крепостного права и создание славянских демократических республик. Эта идея дружбы славянских народов нашла отражение в поэме «Гайдамаки», в которой поэт осуждает кровавые войны и призывает славянские народы жить в мире и согласии, так как они - «одних отцов дети». В марте 1847 года за участие в деятельности Кирилло-
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Мефодиевского общества и за антиправительственные стихи Шевченко был арестован и сослан в Орскую крепость Оренбурга с запретом писать и рисовать.
Орская крепость, куда попал Шевченко, представляла собой пустынное захолустье и однообразную местность с серыми горами и бесконечной степью.
В своих письмах к княжне В.Н.Репниной, Шевченко жаловался на свою горькую участь, на царский запрет писать и рисовать: «...Прежние мои страдания в сравнении с настоящими были детские слёзы; горько, невыносимо горько! И при всём этом горе мне строжайше запрещено рисовать что бы то ни было и писать (окромя писем). [3]
ОБСУЖДЕНИЕ
Исследователи творчества Т.Г.Шевченко выделяют в нём три основных периода: до ареста и ссылки, время ссылки, после ссылки. В свою очередь, творчество поэта периода ссылки также подразделяется на четыре периода:
- июнь 1847г - май 1848г.- время пребывания в Орской крепости;
- май 1848 - октябрь 1849 г. - период, связанный с участием поэта в работе экспедиции А.И. Бутакова по обследованию Аральского моря;
- ноябрь 1849 - апрель 1850 г. - перевод в административную и культурную столицу Южного Урала - Оренбург;
- октябрь 1850 - июль 1857 г. - повторная (в связи с обнаружившимся нарушением запрета писать и рисовать) ссылка в Новопетровское укрепление, находящееся на северо - восточном побережье Каспия. [4,с.139-229]
В нашей статье мы хотели бы охарактеризовать Аральский период ссылки в творчестве поэта.
Период ссылки стал самым плодотворным в творчестве Т.Г.Шевченко. За этот период он создал более двадцати поэм, сотни стихотворений, графических рисунков и картин.
В 1848 - 1849 годах Шевченко участвовал в экспедиции по изучению Аральского моря, где благодаря генералу Н.Обручеву и лейтенанту А.Бутакову ему было поручено рисовать виды Аральского побережья и местные народные типы.
Аральская экспедиция в составе которой находился Шевченко, зимовала на острове Кос-Арал с октября 1848 г. по май 1849 г. С мая экспедиция продолжила исследование Аральского моря, в конце сентября вернулась к Раиму, а оттуда в Оренбург.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Тесное общение Шевченко с местным населением дало богатейший материал для его картин, таких как «Казашка Катя», «Казашка над ступой», «Байгуши», «Пастух», «Казахи в юрте», «Лунная ночь на Кос-Арале» и другие.
В стихотворении, посвящённому Кос-Аралу, поэт говорит, что остров в течении двух лет развлекал его тоску проклятую.
За период зимовки на Кос- Арале Шевченко написал более семидесяти стихотворений. Главное достояние его творчества данного периода - это лирика, в которой главное место занимают стихи в народном духе.
В поэтических произведениях Аральского периода можно выделить три основные жанрово - тематические группы:
- лирические сочинения, стилизованные под украинский народно-песенный репертуар («Якби мени черевики», «Ой сяду я шд хатою», «По улице ветер вiе и др.);
- баллады и поэмы («Швачка», «Заступила чорна хмара», «Марина», «Сотник» и другие, написанные по мотивам украинского эпоса;
- лирические произведения авторефлективного характера («Добро, у кого е господа», «Мов за подушне, отступили...», «Готово! Парус розпустили» и другие. [5, с.27-28]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особо хотим отметить поэму Т.Г.Шевченко «У бога за дверми лежала сокира» («Топор был за дверью у Господа бога»), написанную в 1848 году и посвящённую жизни казахского народа. В основу сюжета положена легенда о «святом дереве» казахов «джангис-агач» (что означает «одинокое дерево»).
Об этом дереве Шевченко рассказывал в своей повести «Близнецы»: «. верстах в двух от дороги, в ложбине, зеленело тополевое старое дерево. Я застал уже вокруг него порядочную толпу, с удивлением и с благоговением смотревшую на зелёную гостью пустыни. Вокруг дерева и на ветках его навешано набожными киргизами [кайсаками] кусочки разноцветных материй, ленточки, пасма крашеных лошадиных волос и самая богатая жертва - это шкура дикой кошки, крепко привязанная к ветке.». [6]
Конечно, нельзя утверждать о том, что поэма посвящена только образу одинокого дерева и древнему обычаю кочевых народов вешать на дерево разноцветные ленточки с пожеланиями.
В поэме рассказывается о том, что за дверью у Господа Бога лежал топор и одному кайсаку вздумалось похитить топор, чтобы заготовить дров. Но кайсак не знал, что похищенный топор может навлечь беду. Только он хотел срубить дерево, но топор выпал из руки пошла косовица валить деревья молодые и
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
старые. Пошло пламя и стала тьма от Урала до Арала. Семь лет бушевала господня косьба и лишь в воскресенье восьмого лета взошло святое солнышко. И лишь одно дерево осталось нетронутым. В этой поэме топор являлся символом восстания, а косовица - символом смерти, беды. Вероятно, Шевченко посвятил эту поэму Кенесары - последнему хану всех трёх казахских жузов, который погиб в 1847 году. Кенесары -хан был лидером национально-освободительного движения казахов в 1837- 1847 годах за независимость от Российской империи.
Т.Шевченко в этом поэтическом произведении в образе святого дерева воспевает силу народа, говорит о его бессмертии.
Анализируя произведения Шевченко периода ссылки можно сделать следующие выводы:
- творчество поэта характеризуется созданием новых образов, появляются произведения из жизни казахского народа;
- усиливается призыв к славянскому единению;
- развивает вопрос о роли народа в истории, о роли религии и церкви (католической) в угнетении украинского народа польской шляхтой;
- создание произведений народно-песенного характера.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Кирилюк Е.П. «Шевченко Т.Г.» //Краткая литературная энциклопедия. М., 1975 г.
2. Т.Г.Шевченко. Дневник. Изд-во : «Молодь», 1963 г.
3. Письма Т.Г.Шевченко к княгине В.Н.Реплиной //Киевская старина, Киев, 1893 г.
4. Кирилюк Е.П. «Тарас Шевченко. Критико-биографический очерк». М., 1988 г.
5. Ларкович Д.В. «К вопросу о природе модальности в лирике Т.Г.Шевченко периода оренбургской ссылки» //Вестник Оренбургского госуниверситета 2017 г. №3 с.27-28.
6. Шевченко Т.Г. Повести. Киев, 1964 г.
7. Шевченко Т. Вибрана поезiя. Живопис. Графжа. = Shevchenko T. Selected poems. Paintings. Graphic works.: пер. Вiри Рiч. - К. : Вид-во "Мистецтво", 2007. - 608 c.