Научная статья на тему 'Аптечный рынок: инфляция как единственный драйвер. Предварительные итоги 2015 года'

Аптечный рынок: инфляция как единственный драйвер. Предварительные итоги 2015 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАВЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК / RETAIL MARKET / АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ / PHARMACY SEGMENT / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ / HOSPITAL SEGMENT / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PRICE REGULATION / PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ливанский Станислав

Прежде всего это касается наиболее крупной его части, которая финансируется за счет средств населения, коммерческой розницы. Если в течение последних 15 лет ключевым драйвером в рознице был переход на более дорогие/современные препараты, то теперь, как и в кризисный 2009-й, основной и единственной точкой роста является цена. В этой статье мы постараемся более детально рассмотреть ситуацию на фармацевтическом рынке в 2015 г. через анализ инфляционных процессов и, что еще более важно, оценить потенциальные риски на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmacy market: inflation as a single driver/ preliminary results of 2015

The total 2015 sales figures for the Russian pharmaceutical market are not available yet, though preliminary results can be summarized for the first 9 months of the expiring year. One of the main and most obvious impacts of the current crisis is a shift in the «quality» of the pharmaceutical market growth in 2015.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок: инфляция как единственный драйвер. Предварительные итоги 2015 года»

PEMEOUUM

Станислав ЛИВАНСКИЙ, IMS Health, ведущий менеджер по анализу рынка и прогнозированию, Россия/СНГ

Аптечный рынок: инфляция как единственный драйвер

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА

Данные о продажах на фармацевтическом рынке России за весь 2015 г. еще отсутствуют, однако имеющиеся сведения за 9 мес. уходящего года позволяют подвести предварительные итоги. Одним из главных и наиболее очевидных последствий нынешнего кризиса является изменение «качества» роста фармрынка в 2015 г.

Прежде всего это касается наиболее крупной его части, которая финансируется за счет средств населения, — коммерческой розницы. Если в течение последних 15 лет ключевым драйвером в рознице был переход на более дорогие/современные препараты, то теперь, как и в кризисный 2009-й, основной и единственной точкой роста является цена. В этой статье мы постараемся более детально рассмотреть ситуацию на фармацевтическом рынке в 2015 г. через анализ инфляционных процессов и, что еще более важно, оценить потенциальные риски на ближайшую перспективу.

• динамику фармрынка определяет коммерческая розница

По итогам 9 мес. 2015 г. объем российского фармацевтического рынка вырос на 10% и превысил отметку в 600 млрд руб.1 (рис. 1). Почти 2/ прироста в рублевом выражении приходится на лекарственные препараты, приобретаемые населением в розничной аптечной сети за собственные средства. На фоне роста в денежном эквиваленте объем реализации в натуральном выражении продолжает сокращаться. Падение продаж в упаковках наблюдается почти во всех сегментах рынка2, и оно наиболее существенно именно в коммерческой рознице. Сокращение натуральных объемов отчасти компенсируется ростом цен. При этом для розницы это носит ярко выраженный характер (рис. 2). Так, если в госпитальном сег-

Ключевые слова:

фармавцевтический рынок, розничный рынок, аптечный сегмент, госпитальный сегмент, ценовое регулирование

менте цены выросли всего на 5,1%, а в ДЛО практически не изменились, то в розничном сегменте за 9 мес. 2015 г. выросли почти на 18%. Такая разница между сегментами рынка (при одинаковых причинах инфляционных процессов) объясняется несколькими факторами. В частности, свое влияние ока-

Keywords: pharmaceutical market, retail market, pharmacy segment, hospital segment, price regulation

The total 2015 sales figures for the Russian pharmaceutical market are not available yet, though preliminary results can be summarized for the first 9 months of the expiring year. One of the main and most obvious impacts of the current crisis is a shift in the «quality» of the pharmaceutical market growth in 2015.

Stanislav LIVANSKIY, IMS Health, leading manager of market research and forecasting, Russia/CIS. PHARMACY MARKET: INFLATION AS A SINGLE DRIVER/ PRELIMINARY RESULTS OF 2015.

1 Здесь и далее в оптовых ценах.

2 За исключением сегмента региональной льготы. Предварительный данные, IMS Health.

3 Коммерческая розница на рубеже 2014-2015: ценовые тенденции. Ремедиум, 2015, 3.

зывает уровень конкуренции, способ закупки и доля препаратов со свободным ценообразованием (не из списка ЖНВЛП). Так, например, в розничном сегменте доля препаратов, не относящихся к ЖНВЛП, в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении составляет около 64%.

• рост цен — ключевой (и единственный) драйвер

За 9 мес. 2015 г. розничный коммерческий рынок вырос на 11% в рублевом выражении (рис. 3). За тот же период цены на лекарственные препараты в рознице выросли почти на 18%, что, собственно, и позволило по-прежнему характеризовать рынок как растущий. Стоит отметить, что данные показатели были ожидаемы и в целом укладываются в рамки прогноза, который был подготовлен в начале 2014 г.3 Хотя более сильное, чем ожидалось, падение натуральных объемов продаж фактически стало дополнительным сдерживающим фактором. Отрицательная динамика продаж в упаковках характерна как для препаратов, входящих в список ЖНВЛП, так и для продуктов, на которые ценовое регулирование не распространяется. Да и в целом анализ структуры роста в этих двух группах (рис. 4) с очевидностью демонстрирует одинаковый характер роста. Разница лишь в степени инфляционных процессов. Так, в условиях жесткого регулирования цен инфляция в основном сконцентрирована в сегменте препаратов, не относящихся к ЖНВЛП. С учетом того, что на этот сегмент приходится почти 2/3 всех продаж ЛС, реализуемых через аптечную сеть, он оказывает определяющее влияние на динамику и структуру всего розничного рынка. Максимальный рост цен на препараты, не относящиеся к ЖНВЛП, отмечен в I квартале 2015 г. В феврале-марте он достигал 27%.

ДЕКАБРЬ

П

ДЕКАБРЬ 2 0 15

рисунок Динамика фармрынка в январе — сентябре 2015 г.

:>Г,ЪП1.Ч и у-1ЛК

К ы-v рыщ*в лс-ч^зк

|—

RD7

Мб

105

ИЗ 1

5.7

м

3,1 23

G.5 D 05

9 hi 9 ш), 2{Ш

■ РКЙННМНЬЙ Гоагмгапчий

Ум.-ч нч tv* ВЦИ^НС

в м«. зон в kw гон

ДПО Радк^вльнан rvora

^Г" 43 E4ta Si

Источник: IMS Health

рисуно^2 Ценовые тенденции в различных сегментах рынка

|Щ /

Е

ё

"i" г н м г». - км ЛЯП -1, IVn-m-hii

Источник: IMS Health

рисуноЛз Динамика розничного рынка в январе — сентябре 2015 г.

1Ы11Ц-

Iа 14 IVя 14 In 19 Is 19 Н иЫЬ ■*■ ИнВПП ^itttm -»-httpuK*

й

л

iKl^ Я ми I-J.I IJH i'KIVIm (ffil

■ L-4I ЬиЧют вдг. рЬклн uh itt mil

Источник: IMS Health

Для сравнения: тот же показатель для сегмента ЖНВЛП за аналогичный период составлял 12%. Со II квартала наметилась тенденция к замедлению инфляции. И уже в сентябре рост цен на ЖНВЛП замедлился до 5,5%, на препараты, не относящиеся к перечню ЖНВЛП, — до 18,8%, а в целом по аптечному сектору составил 14%. Скорее всего, IV квартал вряд ли переломит существующий тренд. Напротив, эффект «высокой базы» прошлого года приведет к тому, что влияние фактора цены на общий рост еще несколько снизится и общегодовая динамика розничного рынка, вероятно, станет ближе к отметке 9%.

• правило и исключения

Как показывает анализ, рост цен в уходящем году выражался двузначными числами практически во всех ведущих группах препаратов (рис. 5). Наиболее заметно — на 23% — подорожали противо-диарейные, кишечные противовоспалительные препараты (Л07). В этой группе также зафиксировано наиболее существенное падение натуральных объемов реализации. Более 80% продаж препаратов данной группы приходится на средства, не относящиеся к ЖНВЛП. При этом почти 90% — это препараты безрецептурного отпуска. Таким образом, в данном случае имеет место «классическая» реакция конечного потребителя на изменение цены. Еще одним показательным примером может служить лидер рейтинга — обширная группа противопростудных и противокашлевых препаратов (Я05). Здесь, как и в предыдущем случае, потребитель голосует кошельком. Но при этом на фоне относительно небольшого сокращения объема продаж очевиден сдвиг потребления в сторону более дешевых позиций. Однако у некоторых групп препаратов рост цен не обязательно сопровождается серьезным сокращением потребления в упаковках. Примером могут служить ЛС кардиологического профиля, в частности препараты, влияющие на ренин-ангиотен-зин-альдостероновую систему (С09). В данном случае внешние условия реализации существенно отличаются от вышеприведенных примеров. Так, доля

PEMEOUUM

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

препаратов со свободным ценообразованием в группе С09 составляет немногим более половины продаж. А рецептурный статус препаратов является естественным ограничителем для самостоятельного выбора (отказаться от лечения вообще в данном случае проблематично).

В целом динамика продаж на уровне ATC (EphMRA 2) имеет ярко выраженный ценовой характер. Логично, что c ростом детализации картина будет становиться более фрагментарной и могут появляться и иные, нежели цена, точки роста. На уровне наиболее продаваемых препаратов таким примером стал Кагоцел (рис. 6). Это один из двух «быстрорастущих» препаратов в топ-10 и единственный, показавший рост продаж в натуральном выражении. В свою очередь, Кардиомагнил, лидирующий по темпам роста, «прирос» не только за счет цены, но и за счет смещения спроса в сторону более дорогой упаковки (от №30 к №100). При этом большая упаковка подорожала меньше в относительном выражении, что сделало ее экономически привлекательной.

Несмотря на то что рейтинг производителей, лидирующих по объему розничных продаж, практически не изменился, динамические показатели свидетельствуют о том, что компании адаптируются к новым условиям с разной степенью эффективности (рис. 7). С одной стороны, пример Gedeon Richter показывает, что и в период падения реальных доходов населения можно увеличивать объемы продаж на 15% в год. С другой стороны, большинство ведущих игроков потеряли свою долю рынка. Доля первой «десятки» в общем объеме розничных продаж в денежном выражении сократилась с 36 до 34%, а среди компаний отсутствуют игроки, которые смогли нарастить натуральные объемы продаж. Правда, открывающие вторую десятку рейтинга Stada и Abbott смогли показать положительную динамику натуральных объемов на уровне 2%, но это скорее исключение, подтверждающее правило. Таким образом, можно констатировать, что успех по-прежнему возможен, но уж точно не гарантирован, даже для лидеров рынка.

рисуноя 4 Структура розничного рынка в январе — сентябре 2015 г.

ЖНВЛП

Не-ЖНВЛП

к

I

i.IS

II пч

и™ ш

ИЛн

Lfe-i ¿-рот!* ilflbHi I rjw-t-

I KM! Ctpvo-,(=i Ij.i C(<M

-ttLT'v ДОГ

Млн Tflqni -w-V и*^

Источник: IMS Health

рисунок Q Десять ATC-групп (EphMRA 2) по объему розничных продаж ЛС за 9 мес. 2015 г.

рисунок Десять ведущих торговых наименований по объему розничных продаж ЛС за 9 мес. 2015 г.

Р-С™n J 1 ■ иипл

о в

о о о

1> с

I ' ™

■ L «4

■ БАК

| <j м.

I ' -1» I ' ■'I -7 ЕЧ

иг-

I *

| г\

| мч

I .1.1-1

E1I4KTF»

Источник: IMS Health

• послезавтра зис во многом похож на ситуацию

2008—2009 гг., говорилось уже неодно-Каковы перспективы розничного рын- кратно. Однако, заглядывая в 2016 г., ка на ближайшую и среднесрочную целесообразно сосредоточиться на перспективу? О том, что текущий кри- отличиях. Главным из них является то,

ДЕКАБРЬ

24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕКАБРЬ 2 0 15

что, согласно официальным макроэкономическим прогнозам, фармацевтический рынок в целом и розница в частности будут функционировать в гораздо более жестких условиях, нежели 5 лет назад. Так, после провального 2009 г. уже в следующем году российская экономика совершила «отскок» (ЬоипсеЬаск), почти достигнув докризисных показателей. В 2010 г. ВВП вырос на 4,5%, а доходы населения в реальном выражении почти на 6%. За тот же период розничные про-

вый». Но, как известно, именно наличие различных сценариев повышает эффективность работы в ситуации неопределенности. Тем более что похожий сценарий, возможно, уже реализуется в Казахстане. Так, по итогам 9 мес. 2015 г. розничные продажи ЛС в Казахстане практически «встали». Компания IMS Health фиксирует всего лишь номинальный рост в 1% в национальной валюте, который сопровождается переходом потребителей на более доступные по цене препараты.

рисуно^7 Десять ведущих производителей по объему розничных продаж ЛС за 9 мес. 2015 г.

ЗУ I Н FTC-' «-^»IT

дажи ЛС увеличились на 9,5% в рублевом выражении. Очевидно, что на достижение сопоставимых результатов в экономике в ближайшее время рассчитывать не приходится. Согласно своему базовому сценарию (не самый худший вариант) Минэкономразвития прогнозирует символический рост ВВП — всего 0,7%, при этом рост доходов населения не предусматривается. Таким образом, на макроуровне нет предпосылок для роста за счет перехода на более дорогие препараты, который двигал рынок вверх на протяжении многих лет. С другой стороны, способен ли рынок и дальше расти за счет цены или эта модель себя исчерпала? Возможно, 10%-ный рост рынка уже становится частью истории и новый status-quo ближе к отметке 5%? Пока это всего лишь один из возможных сценариев, при этом, в терминологии Минэкономразвития, скорее «консервативный», нежели «базо-

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что значимость ценообразования как фактора конкуренции существенно выросла за прошедший год. Как это часто бывает, одни игроки сумели воспользоваться новыми возможностями, другие испытывают очевидные трудности с адаптацией к изменившимся условиям. Кто-то в результате роста цен столкнулся со снижением потока покупателей и, соответственно, товарооборота, а кому-то удалось сохранить маржинальность благодаря эффективному управлению издержками. В любом случае 2015 г. уже стал историей, а макросреда для фармрынка на 2016 г. и последующие года не добавляет оптимизма. Следовательно, можно говорить о том, что неизбежно возрастут риски и/или появятся новые возможности. Все относительно, как и всегда.

?

кроме того...

Sanofi и «Фармстандарт» договорились о локализации производства Клексана

Международная фармацевтическая компания Sanofi и российский фарм-производитель «Фармстандарт» заключили соглашение о переносе в Россию производства препарата Клексан (эноксапарин). Предполагается, что выпуск лекарственного средства будет организован на площадке ОАО «Фармстандарт-Уфимский витаминный завод» в течение 2016—2018 гг. Вторичная упаковка произведенного во Франции препарата будет запущена в Уфе уже в 2015 г. Клексан — низкомолекулярный гепарин, применяемый для профилактики и лечения венозных тромбоэмболических осложнений, в терапии всех форм острого коронарного синдрома, а также при проведении гемодиализа. Это единственный низкомолекулярный гепарин, включенный в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В России завершены клинические исследования корейского антигипертен-зивного препарата

Компания «Р-Фарм» завершила клинические исследования препарата фимасартан, предназначенного для лечения артериальной гипертензии, сообщается в пресс-релизе российского фармпроизводителя. В исследовании приняли участие 178 пациентов с первичной артериальной ги-пертензией I—II степени. Согласно полученным результатам, фимасар-тан обеспечивает снижение артериального давления, сопоставимое с препаратом сравнения. Полный отчет об исследовании будет представлен на 25-м Европейском конгрессе по артериальной гипертензии и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в Милане в июне следующего года. Фимасартан разрешен к применению в Корее с 2010 г. Права на препарат принадлежат южнокорейской компании Boryung. В начале 2013 г. «Р-Фарм» заключила с Boryung договор, предусматривающий передачу российской компании прав на коммерциализацию фима-сартана на территории РФ, а также организацию полного цикла производства ЛС в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.