Научная статья на тему 'Аптечный сегмент'

Аптечный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ / IMS HEALTH / ЖНВЛП / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

После негативной динамики, которой характеризовался 2009 г., в 2010 г. аптечный коммерческий сегмент российского фармацевтического рынка на фоне оживления экономики и увеличения доходов населения, согласно данным IMS Health, продемонстрировал как минимум сохранение своих натуральных объемов (рис. 1). В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 9,1% (до 316,06 млрд. руб.), в розничных на 6,3% (до 408,93 млрд. руб.). В долларах в силу укрепления рубля, которое произошло в 2010 г., динамика оказалась еще выше: в оптовых ценах рынок вырос на 13,6% (до 10,41 млрд. долл.), в розничных на 10,7% (до 13,47 млрд. долл.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный сегмент»

58 20Т0 РЕМШииМ

анализ российского фармрынка

Аптечный сегмент

После негативной динамики, которой характеризовался 2009 г., в 2010 г. аптечный коммерческий сегмент российского фармацевтического рынка на фоне оживления экономики и увеличения доходов населения, согласно данным IMS Health, продемонстрировал как минимум сохранение своих натуральных объемов (рис. 1). В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 9,1% (до 316,06 млрд. руб.), в розничных — на 6,3% (до 408,93 млрд. руб.). В долларах в силу укрепления рубля, которое произошло в 2010 г., динамика оказалась еще выше: в оптовых ценах рынок вырос на 13,6% (до 10,41 млрд. долл.), в розничных — на 10,7% (до 13,47 млрд. долл.).

В1 квартале 2010 г. продажи в натуральном выражении были на 2,4% ниже (рис. 2), чем в I квартале 2009 г. Однако уже во II и III кварталах по отношению к аналогичным периодам предыдущего года наблюдалось значительное увеличение продаж. В последнем квартале динамика продаж в натуральном выражении вновь приобрела отрицательное значение (-4,5%), и уровень позитивной стоимостной динамики оказался значительно скромнее, чем во II и III кварталах. Это объясняется снижением темпов роста реальных располагаемых доходов населения, которое было зафиксировано в IV квартале 2010 г., а также более высокой базой сравнения. В 2010 г., после наблюдаемого годом ранее значительного роста цен, ценовая

динамика резко снизилась, что было вызвано и введением нового порядка регулирования цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, и надзорными действиями в аптечной сети. В целом на всем коммерческом аптечном рынке оптовые цены выросли на 4,5%, а розничные — только на 1,7% (рис. 3,4). Разница в динамике оптовых и розничных цен была обусловлена снижением средней розничной наценки с 32,8% в 2009 г. до 29,4% в 2010 г., что явилось результатом, с одной стороны, регуляторного закрепления торговых надбавок на более низком уровне, а с другой — установления жесткого контроля над конечными ценами. Следует отметить, что тенденция сокращения наценки наблюдалась уже со II квартала 2009 г., после того как были

I ПЧ С I [N rELLCGENC 1э арме;,

КОМПАНИЯ IMS HEALTH осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах. В компании трудится более 7,5 тыс. сотрудников по всему миру. IMS Health предлагает своим клиентам продукты и услуги на основе новейших интеллектуальных разработок, обладая более чем 50-летним опытом работы на мировом фармацевтическом рынке. В основе всего значительные массивы данных: компания аккумулирует и обрабатывает информацию более чем от 29 000 поставщиков и 225 000 их подразделений по всему миру, работая с аптеками, больницами, врачами. В общей сложности ежедневно компания IMS Health пересылает своим клиентам более 100 террабайт информации о фармацевтическом рынке. Информационная система IMS Health постоянно обновляется и объединяет данные по продажам более миллиона торговых наименований и анонимные данные более чем по 260 млн. пациентов по всему миру. Высокоточные измерительные системы и постоянный контроль экспертных групп обеспечивает IMS Health статус «золотого стандарта» в предоставлении данных о предпочтениях в выборе лекарственной терапии специалистов здравоохранения и фактическом потреблении лекарственных средств.

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж ЛС, 2009—2010

15

12

О

+9,1% (руб.) +13,6% (долл.)

+6,3% (руб.) +10,7%(долл.)

Оптовые цены, долл.

Розничные цены, долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

Средняя розничная наценка 2009 — 32,8%, 2010 — 29,4%

□ — 2009 □— 2010

рисунок 2 Квартальная динамика коммерческих аптечных продаж, 2010

аптечный сегмент

РЕМШииМ ИТОГИ 59

предприняты надзорные меры по сдерживанию роста цен.

Позитивная динамика розничных цен была достигнута исключительно за счет препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП, где розничные цены выросли на 4,8% (рис. 4). В сегменте ЖНВЛП, напротив, наблюдалось снижение цен на 3,4%, что согласуется с данными Росстата, которые в годовом исчислении также свидетельствуют о негативной ценовой динамике1.

По итогам 2010 г. на аптечном рынке наблюдался небольшой сдвиг в структуре продаж в сторону относительно более дорогостоящей продукции (индекс структурных сдвигов 1,031) (рис. 3). В предыдущем году структурные сдвиги в аптечном сегменте вообще не наблюдались, тогда как в докризисный период они вносили основной вклад в рост рынка. Следует отметить, что в 2010 г. структурные факторы меньше повлияли на динамику рынка в оптовых ценах, чем рост цен, но при этом они все же сыграли ведущую роль в динамике рынка в ценах розничных.

Продажи ЖНВЛП в 2010 г. в натуральном выражении выросли на 3,9%, в то время как в сегменте прочих препаратов изме-

1 Индекс цен на медикаменты в декабре 2010 г. к декабрю предыдущего года, согласно данным Росстата, составил 98,1.

рисунок Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах в руб., 2010/2009

| |— Индекс цен

| |— Индекс

структурных сдвигов

| |— Индекс

натурального объема

таблица ф^Топ-10 корпораций по объему коммерческих аптечных продаж, 2010

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, долл. опт

2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

1 2 Sanofi-aventis 5,8% 5,2% 26,0%

2 1 Pharmstandart 5,1% 5,4% 6,6%

3 3 Servier 4,0% 4,2% 8,9%

4 5 Menarini 4,0% 3,7% 20,8%

5 4 Bayer Healthcare 3,8% 3,8% 14,0%

6 8 Nycomed 3,4% 3,1% 24,8%

7 7 Sandoz group 3,3% 3,2% 18,4%

8 6 Gedeon Richter 3,2% 3,2% 15,4%

9 10 Teva 2,8% 2,8% 14,0%

10 9 Novartis* 2,7% 2,9% 4,7%

Итого 38,1% 37,5%

рисунок Динамика розничных цен (в руб.) на аптечном рынке, 2010/2009

1,05 |-

1,03

1,01

0,99

0,97

0,95

1,017

1,048

Все ЛС ЖНВЛП Не ЖНВЛП | |— Индекс розничных цен 2010/2009

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж ЖНВЛП и прочих препаратов, 2010/2009

ю

+8,4% (руб.) +12,9% (долл.)

+10,9% (руб.) +15,5% (долл.)

+6,3% (руб.) +10,6% (долл.)

+2,9% (руб.) +7,1%(долл.)

о1—L

Оптовые цены, долл.

Розничные цены,долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

Средняя розничная наценка: ЖНВЛП - 27,0% (2009 - 31,1% ), не ЖНВЛП - 30,8% (2009 - 33,9%)

И — ЖНВЛП

□ — Не ЖНВЛП

60 20Т0 ршшццм

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2010

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС, 2010/2009

+5,4% (руб.)

Оптовые цены, долл.

Розничные цены, долл.

Упаковки

Средняя розничная наценка: Rx — 28,0% (2009 — 32,0%), ОТС — 30,9% (2009 — 33,6%)

□ - Rx

□ - ОТС

V фТоп-10 торговых наименований по объему

таблица

коммерческих аптечных продаж, 2010

Место в рейтинге ТН Показатели продаж, долл. опт

2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

1 1 Arbidol 1,6% 1,9% -6,7%

2 2 EssentiaLe N 1,2% 0,9% 50,9%

3 3 Actovegin 0,9% 0,8% 23,0%

4 4 Viagra 0,9% 0,8% 24,9%

5 6 Linex 0,7% 0,7% 11,2%

6 7 Ocillococcinum 0,6% 0,7% 3,3%

7 11 Concor 0,6% 0,5% 33,4%

8 5 Anaferon 0,6% 0,7% -1,7%

9 8 Mezym forte 0,6% 0,6% 15,3%

10 19 Alflutop 0,6% 0,5% 41,2%

Итого 8,2% 8,0%

нений не наблюдалось (рис. 5')■ В то же время в стоимостном выражении динамика продаж препаратов, не входящих в ЖНВЛП, была значительно выше: в оптовых рублевых ценах продажи этих препаратов выросли на 10,9%, в розничных — на 8,4%, а ЖНВЛП продемонстрировали рост, соответственно, только на 6,3 и 2,9%. Средняя розничная наценка на ЖНВЛП по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 4,1 п.п. и составила 27,0%. Менее выраженное снижение наценки (на 3.1 п.п.) произошло и в остальной части рынка, при этом она установилась там на более высоком уровне (30,8%).

В сегменте ЖНВЛП роста оптовых цен не наблюдалось, при этом позитивная стоимостная динамика этого сегмента была связана, прежде всего, с увеличением натуральных объемов, а также отчасти со структурными сдвигами в пользу более дорогих препаратов (индекс структурных сдвигов 1,023) (рис. 3). В противовес этим тенденциям расширение стоимостных показателей сегмента препаратов, не относящихся к ЖНВЛП, было вызвано, прежде всего, существенным ростом цен (индекс цен 1,073) и более заметными структурными сдвигами (индекс структурных сдвигов 1,037), в то время как натуральные объемы никак на него не повлияли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом по результатам 2010 г. доля препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП, в структуре аптечного рынка в натуральном выражении выросла с 37,3 до 38,2%, в стоимостном сократилась, причем особенно ощутимо в розничных ценах — с 38,9 до 37,3% (рис. 6). Внутри самого сегмента ЖНВЛП Rx составили 46% в структуре продаж в натуральном выражении и 67% — в долларах. На долю ОТС пришлось, соответственно, 54 и 33%. Сравнение темпов роста всех коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС свидетельствует о том, что в первом случае ди-

намика была выше (рис. 7). Продажи Rx в рублях выросли в оптовых ценах на 10,6% (до 161,43 млрд. руб.), в розничных — на 7,2% (до 206,56 млрд. руб.). Сегмент ОТС увеличился, соответственно, на 7,6% (до 154,63 млрд. руб.) и 5,4% (до 202,38 млрд. руб.). Розничная наценка по сравнению с предшествующим годом сократилась в обоих сегментах, при этом у Rx она была по-прежнему меньше, чем у ОТС (28,0% против 30,9%). В 2010 г. доля Rx в структуре всего аптечного рынка выросла менее чем на 1 п.п. и составила в натуральных показателях 28,4%, в стои-

аптечный сегмент

РЕмшиим 20ОГИ 61

РИСУНОкф^ Динамика доли Rx/ОТС в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2010

%

100

80

60

40

20

28,4%

- оо 50,3% 51,1%

-

- 72,4% 71,6% ,6

- I 1 | 8,9 4

2009 2010 2009 2010

Упаковки Оптовые цены

■ -ОТС

□ - RX

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж отечественных/импортных препаратов, 2010/2009

+6,5% (руб.)

Оптовые цены, Розничные Упаковки

долл. цены, долл.

Средняя розничная наценка: отечественные — 30,1% (2009 — 33,4%), зарубежная — 28,9% (2009 — 31,9%)

| | — Отечественные Ц — Зарубежные

таблица ф^Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему коммерческих аптечных продаж, 2010

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Показатели продаж, долл. опт

2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

1 1 Arbidol 1,6% 1,9% -6,7%

2 7 Phospholipids 1,2% 0,9% 60,6%

3 3 Pancreatin 1,2% 1,1% 20,7%

4 2 Xylometazoline 1,0% 1,2% -8,8%

5 б Blood 1,0% 0,9% 24,2%

6 12 Bisoprolol 0,9% 0,7% 40,8%

7 8 Sildenafil 0,9% 0,8% 24,9%

8 4 Paracetamol + ascorbic acid + pheniramine 0,9% 0,9% 4,7%

9 15 Ketoprofen 0,8% 0,7% 30,7%

10 5 Enalapril 0,8% 0,9% -2,6%

Итого 10,2% 10,1%

мостных -51,1% (ОТС, соответственно, 71,6 и 48,9%) (рис. 8). Динамику ОТС-сегмента на фоне стабильности его натуральных объемов определил рост цен, причем прежде всего той части препаратов, которая не входит в Перечень ЖНВЛП (для ОТС ЖНВЛП индекс оптовых цен составил 1,035, для ОТС, не относящихся к ЖНВЛП, - 1,082). В то же время высокая динамика Rx была получена в первую очередь за счет роста натуральных объемов (на 4,3%) и структурных сдвигов, тогда как влияние роста цен было менее значимым (рис. 3). Это

объясняется тем, что рост цен наблюдался только на Их, не входящие в состав ЖНВЛП (индекс оптовых цен 1,059), в то время как в случае Их ЖНВЛП наблюдалась отрицательная ценовая динамика (индекс оптовых цен 0,981), а распределение этих препаратов в составе всего сегмента Их примерно одинаковое. На фоне роста реальных располагаемых денежных доходов населения вполне логичным выглядит то, что продажи импортных лекарств по сравнению с отечественными росли несколько быстрее: в натуральном выражении +4,6% против

+2,5%, в оптовых рублевых ценах +9,3% против +8,7% (рис. 9). Следует отметить, что более низкая динамика натуральных объемов продаж отечественных лекарств в значительной степени была компенсирована более высоким, чем в сегменте импортных препаратов, уровнем роста цен (рис. 3)- Однако в целом все это мало повлияло на структуру рынка: импортные препараты составили 75,3% всех продаж в стоимостном выражении и 37,2% - в натуральном (отечественные, соответственно, 24,7 и 62,8%), что несущественно отличается от показателей предыдущего года (рис. 10). Наиболее значительный рост средневзвешенной цены в 2010 г. был отмечен в сегменте препаратов, не относящихся к приоритетному перечню (+8,7% в руб., +13,2% в долл.) (рис. 11). В то же время в отношении ЖНВЛП наблюдалось небольшое сокращение средней цены в рублевом эквиваленте (на 1%). В этом сегменте снижение цен как таковых было еще более выраженным (рис. 4), однако за счет позитивных структурных сдвигов уровень средних цен оказался выше (рис. 3). В результате произошедших изменений средний уровень цен в 2010 г. на препараты, не относящиеся к ЖНВЛП, установился на более высоком уровне, чем на ЖНВЛП (92,3 против 88,7 руб.), в то время как годом ранее средняя цена на

62 ИТОГИР€МШииМ

анализ российского фармрынка

рисунок 10 Динамика доли отечественных/импортных препаратов в структуре коммерческих аптечных продаж, 2009—2010

препараты, входящие в перечень, была выше.

Средневзвешенные розничные цены на отечественные препараты в 2010 г. выросли больше, чем на зарубежные (рис. 11). Однако уровень средних цен для этих групп по-прежнему отличается в разы (192 против 37,5 руб.). Аналогичная картина наблюдается и в разрезе Rx/ОТС. По результатам 2010 г. состав лидирующих компаний-производителей не изменился, хотя наблюдались определенные перестановки внутри Топ-10 (табл. 1). Наиболее высокая динамика была продемонстрирована Sanofi-aventis (+26% в оптовых долл. ценах), что позволило этой компании переместиться со 2-го на 1-е место в рейтинге и опередить «Фармстан-дарт» (+6,6%), темпы роста продаж которого были ниже, чем всего аптечного сегмента (+13,6%). Более высокую динамику показал также еще ряд препаратов, однако улучшение рейтинга при этом произошло только у Menarini (+20,8%), Nyco-med (+24,8%) и Teva (+14%). Компания Servier сохранила за собой 3-е место, хотя ее продажи выросли только на 8,9%. Всего на долю первой десятки пришлось 38,1% всех продаж, что несколько больше, чем в предыдущем году. Несмотря на падение продаж (-6,7%), Ар-бидол («Фармстандарт») сохранил свою лидирующую позицию среди брендов, однако разрыв с Эссенциале Н (Sanofi-aventis), занимающим 2-е место и показавшим увеличение продаж в 1,5 раза, в 2010 г. у него существенно сократился (табл. 2). Сохранили за собой занятые

ранее 3-е и 4-е места Актовегин (Nycomed) и Виагра (Pfizer), продажи которых выросли, соответственно, на 23 и 25%. Еще выше оказалась динамика у таких препаратов, как Конкор (Nycomed) (+33°%) и Алфлутоп (Biotechnos) (+41°%), что позволило им переместиться, соответственно, с 11-го на 7-е и с 19-го на 10-е места в рейтинге. Отрицательную динамику или небольшой рост, помимо Арби-дола, продемонстрировали и другие препараты (Анаферон «Материа Медика», Оциллококцинум Boiron), продажи которых в прошлом году стимулировал ажиотажный спрос, возникший в связи с угрозой свиного гриппа. Однако основная часть брендов, представленных в Топ-10, усилила свои позиции, что привело к некоторому увеличению и общей доли первой десятки (с 8,0 до 8,2%).

Рейтинг ведущих МНН/группировоч-ных наименований возглавляют группы, соответствующие двум первым лидирующим брендам, в то время как 3-е место занимает МНН рапсгеайп, представленный помимо Мезима форте (Мепапш) (9-е место в рейтинге брендов) целым рядом других продуктов (табл. 3). В целом Топ-10 МНН претерпела в 2010 г. более значительные изменения, чем Топ-10 ведущих брендов. В рейтинге произошли многочисленные перестановки, кроме того, впервые в лидирующую десятку попали такие МНН, как bisoprolol (+40,8%) и ketoprofen (+30,7%), представленные не только оригинальными препаратами, но и широким перечнем дженериков.

Состав Топ-10 АТС-групп второго уровня классификации по сравнению с про-

рисунок Динамика средневзвешенных розничных цен, 2010/2009

ОТС Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП Не ОТС Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП Не

венные бежные ЖНВЛП венные бежные ЖНВЛП

Щ— 2009 2010 Q — Динамика цен

аптечный сегмент

Р£мшиим ИТОГИ 63

таблицаф^Топ-10 АТС2 групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2010

Место в рейтинге АТС2 Торговое Показатели продаж, долл. опт (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых

2010 2009 наименование наименований от АТС-группы)

2010 2009 Прирост 2010 к 2009

1 1 N02 [Analgesics] / N02 [Анальгетики] 5,3% 5,4% 11,8%

1 1 Theraflu 10,0% 10,4% 8,2%

2 2 Pentalgin N 8,4% 8,1% 16,7%

3 3 Nurofen plus 6,5% 4,3% 67,8%

4 5 SedalM 4,1% 2,6% 75,7%

5 4 Pentalgin Icn 3,9% 3,8% 12,9%

J01 [Antibacterials for syst use] /

2 2 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 4,5% 4,7% 9,1%

1 1 Sumamed 8,9% 9,6% 0,7%

2 2 Amoksiklav 7,6% 7,8% 5,4%

3 3 Flemoxin Solutab 6,7% 6,3% 16,2%

4 5 Wilprafen 3,9% 3,7% 13,3%

5 4 Amoxicillin 3,8% 4,0% 5,4%

M01 [Antiinflam & antirheum prod] /

3 3 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,4% 4,1% 22,7%

1 1 Movalis 11,8% 11,9% 21,4%

2 2 Nise 9,3% 8,6% 32,6%

3 3 Theraflex 6,9% 6,4% 32,1%

4 4 Ketorol 5,8% 6,1% 16,8%

5 5 Nurofen for childr 5,2% 5,5% 16,7%

R05 [Cough and cold preparations] /

4 4 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,9% 3,8% 13,8%

1 1 Lasolvan 11,7% 12,4% 7,3%

2 2 ACC 9,3% 9,5% 11,3%

3 3 Terpincod 5,8% 6,4% 3,2%

4 5 Antigrippin Maximu 5,0% 2,4% 140,3%

5 4 Ascoril Expectoran 4,7% 4,7% 13,6%

C09 [Ag act renin-angiotens syst] /

5 6 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,6% 3,6% 13,5%

1 1 Diroton 12,2% 13,3% 3,7%

2 2 Prestarium A 10,0% 10,7% 6,5%

3 3 Enap 8,1% 9,6% -3,2%

4 4 Enalapril 5,8% 6,7% -2,5%

5 5 Lozap Plus 5,6% 3,8% 67,7%

6 5 A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 3,5% 3,8% 3,3%

1 1 Magne B6 9,9% 8,8% 16,0%

2 2 Milgamma 7,4% 7,7% 0,1%

3 3 Complivit 5,9% 6,0% 3,2%

4 4 Supradyn 4,6% 4,6% 3,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 5 Elevit Pronatal 4,1% 3,6% 16,5%

7 7 G03 [Sex horm&modulat genital sys] /

G03 [Половые гормоны] 3,3% 3,5% 8,6%

1 2 Duphaston 13,1% 11,6% 23,1%

2 1 Yarina 11,9% 13,4% -3,1%

3 3 Jeanine 5,9% 6,1% 5,3%

64 ИОИ PtMrnuuM

анализ российского фармрынка

таблица (продлолжение) Топ-10 АТС2 групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2010

Место в рейтинге Показатели продаж, долл. опт (доли

АТС2 Торговое АТС-групп от всего рынка, доли торговых

2010 2009 наименование наименований от АТС-группы)

2010 2009 Прирост 2010 к 2009

4 5 Regulon 4,8% 4,9% б,4%

5 4 Diane 35 4,4% 4,9% -2,7%

8 8 R01 [NasaL preparations] I B,B% B,2% 15,5%

R01 [Назальные препараты]

1 B Nasivin 9,8% 7,8% 4б,7%

2 1 Aqua Maris 8,9% 8,7% 17,9%

B 4 Tyzine Xylo 7,9% 4,1% 121,5%

4 2 Xymelin 5,1% 8,2% -28,4%

5 5 Vibrocil 4,8% B,5% 58,7%

9 9 N06 [PsychoanaLeptics] | 2,8% 2,9% 10,8%

N06 [Психоаналептики]

1 1 Cerebrolysin 1B,4% 1B,0% 14,7%

2 4 Cortexin 8,2% 7,0% 29,б%

B 2 Cavinton 8,1% 10,1% -11,2%

4 B Tanakan б,4% 7,1% -0,1%

5 5 Glycin 5,7% 4,б% B8,60/o

10 12 A07 [IntestinaL antiinfectives] | 2,8% 2,7% 18,1%

A07 [Противодиарейные препараты]

1 1 Linex 25,0% 25,2% 17,1%

2 5 Hylak Forte 7,2% б,4% BB,8%

B B Smecta 7,0% б,9% 19,8%

4 2 Carbo Activatus б,8% 7,B% 10,б%

5 4 Bifiform б,5% б,б% 1б,0%

шлым годом претерпел определенные изменения. Переместившись с 12-го на 10-е место в рейтинге, в число лидеров попала группа А7 [Антидиарейные и противоинфекционные препараты] (+18,1%) (табл. 4). Группа L03 [Иммуностимуляторы] в связи с отрицательной динамикой продаж (-1,9%) покинула Топ-10. Большинство групп сохранили свои места в рейтинге, при этом в темпах, равных или превышающих темпы роста всего аптечного рынка, увеличились продажи М01 [Противовоспалительные и противоревматические] (+22,7%), R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] (+13,8%), С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] (+13,5%), R01 [Назальные препараты] (+15,5%). Во всех остальных случаях рост был менее динамичным, и доли групп в общей структуре аптечного сегмента уменьшились. Однако ухудшение рейтинга коснулось только группы А11 [Витамины] (+3,3%), которая спустилась с 5-го на 6-е место, пропустив вперед группу С09

[Препараты, влияющие на систему ре-нин-ангиотензин].

Таким образом, введение в 2010 г. нового порядка регулирования цен, а также ужесточение контроля над деятельностью аптечного сектора привели к снижению цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, и также значительному сдерживанию роста цен в целом по аптечному рынку. Особенно сильное давление было оказано на розничные цены, динамика которых уступала росту оптовых цен. Характерно, что сокращение розничной наценки коснулось не только ЖНВЛП, но и всех прочих групп препаратов. В результате валовой доход (торговые наложения) аптечной сети в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом сократился на 2,3%, при том что объем аптечных продаж в оптовых ценах вырос на 9,1%.

Введение регулирования цен на ЖНВЛП сопровождалось увеличением объема продаж этих препаратов в упаковках и сдвигами в структуре продаж в пользу относительно более дорогих препара-

тов. Натуральные объемы продаж препаратов, не входящих в ЖНВЛП, не изменились, однако, несмотря на наблюдаемый в этом сегменте рост цен, структурные сдвиги здесь также имели место, что можно объяснить ростом реальных располагаемых доходов населения, которым характеризовался 2010 г. В то же время, поскольку темпы роста доходов населения носили умеренный характер, а ценовое регулирование негативно сказалось на стоимостных показателях, уровень динамики аптечного рынка в 2010 г. оказался достаточно скромным. Сдерживающим фактором, по-видимому, послужило также то, что в 2010 г. эпидемия гриппа проходила в штатном порядке, и ажиотажного спроса, как в прошлом году, не наблюдалось. Не способствовали наращиванию объемов рынка и многочисленные регуляторные новации, связанные с вступлением в силу ФЗ «Об обращении ЛС», которые создали во второй половине года целый ряд кризисных ситуаций.

<$>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.