Научная статья на тему 'Противопростудные лекарственные средства'

Противопростудные лекарственные средства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / СЕГМЕНТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ПРОТИВОПРОСТУДНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария, Паутова Екатерина

Нельзя не отметить, что сегмент лекарственных препаратов, о котором пойдет речь в данной статье, прочно занимает свою нишу в аптечной рознице и динамично растет. В осенне-зимний период лекарства, снимающие симптомы простуды и кашля, пользуются повышенным спросом.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the first 9 months of 2008 the volume of the retail sales of anticold and cough medicines reached 7.1. billion rubles at final consumption price. The development of the anticold drugs segment is conditioned by the consumption changes influencing the whole market consumption transition to more expensive drugs. Maria DENISOVA, Doctor of Pharmacy, Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. ANTICOLD MEDICINES.

Текст научной работы на тему «Противопростудные лекарственные средства»

30

PEMEOUUM 2009 январь

Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., Екатерина ПАУТОВА, IMS Health

Противопростудные лекарственные средства1

Нельзя не отметить, что сегмент лекарственных препаратов, о котором пойдет речь в данной статье, прочно занимает свою нишу в аптечной рознице и динамично растет. В осенне-зимний период лекарства, снимающие симптомы простуды и кашля, пользуются повышенным спросом.

В последнее время ассортимент общеукрепляющих биологически активных добавок к пище, иммуностимулирующих и витаминосодержащих средств на полках аптек и фарммаркетов заметно расширился, при этом рынок ЛС от простуды и кашля продолжает расти в денежном выражении и привлекает новых игроков. Это связано не только с выходом на рынок новых торговых марок, но и с новым позиционированием уже имеющихся брэндов. Компании-производители ведут жесткую конкурентную борьбу на данном направлении. Такой подход является оправданным, поскольку современный покупатель активно реагирует на подобные «новинки».

Согласно данным международной исследовательской компании IMS Health (RMBC2), российский рынок лекарственных препаратов против простуды и кашля за первые 9 месяцев 2008 г. вырос на 38% в рублях по сравнению с 2007 г. и превысил 5,4 млрд. руб. (224,8 млн. долл.). На фоне высоких темпов роста в деньгах сегмент также увеличился на 6% и в натуральном выражении и составил 141,6 млн. упаковок. Как отмечают наши эксперты, факт роста в натуральном выражении является «новым» для российского рынка за последние 5 лет и характерен для рынка в целом.

Как видно из таблицы 1, рецептурные препараты, в среднем, составляют около 8% от общего объема вышеописанного сегмента, остальные продажи

In the first 9 months of 2008 the volume of the retail sales of anticold and cough medicines reached 7.1. billion rubles at final consumption price. The development of the anticold drugs segment is conditioned by the consumption changes influencing the whole market — consumption transition to more expensive drugs.

Maria DENISOVA, Doctor of Pharmacy, Ekaterina PAUTOVA, IMS Health. ANTICOLD MEDICINES.

приходятся на сегмент ЛС, отпускаемых без рецепта врача. При этом структурный анализ показал, что рецептурные препараты достаточно широко представлены в категории R05D3. На их долю по итогам первых 3-х кварталов в 2008 г. пришлось порядка 38% продаж в стоимостном выражении и около 67% — в натуральном.

Представленная ниже диаграмма отражает долевое распределение между ка-

1 Анализ проведен на основе данных аптечных продаж ГЛС, АТС_2 R05 [Препараты для устранения

симптомов простуды и кашля].

2 С 1 августа 2008 г. аналитическая компания RMBC вошла в состав международной исследовательской компании IMS Health.

АТС-классификация противопростудных ЛС

Аптечный отпуск 9 мес. 2008 г., долл. 9 мес. 2007 г., долл. 9 мес. 2008 г., упаковки 9 мес. 2007 г., упаковки

Вся Россия Без рецепта 92% 92% 93% 94%

Отпуск по рецепту 8% 8% 7% 6%

R05C [Отхаркивающие препараты] Без рецепта 93% 93% 96% 97%

Отпуск по рецепту 7% 7% 4% 3%

R05D [Противокашлевые препараты (исключая комбинацию с отхаркивающими препаратами)] Без рецепта 62% 56% 33% 27%

Отпуск по рецепту 38% 44% 67% 73%

R05F [Противокашлевые препараты в комбинации с отхаркивающими препаратами] Без рецепта 97% 97% 97% 97%

Отпуск по рецепту 3% 3% 3% 3%

R05X [Другие комбинации препаратов для устранения симптомов простуды] Без рецепта 91% 91% 84% 86%

Отпуск по рецепту 9% 9% 16% 14%

ТАБЛИЦА г| Рейтинг ведущих МНН по объему розничных продаж по итогам первых 9 месяцев 2008 г.

Рейі инг Доля в общем объеме МНН/группировочное наименование розничных продаж

9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г.

1 1 Амброксол 20,1% 21,5%

2 2 Кодеин+Натрия гидрокарбонат+Терпингидрат 18,1% 15,6%

3 3 Ацетилцистеин 11,1% % ,9 8

4 4 Кодеин+Натрия гидрокарбонат+Солодки корни+Термопсиса трава 6,7% 6,6%

5 5 Парацетамол+Хлорфенамин+Аскорбиновая кислота 6,5% 6,1%

6 6 Бромгексин 4,2% 5,1%

7 9 Бромгексин+Гвайфенезин+Сальбутамол 3,7% 3,5%

8 7 Имбиря корневищ экстракт+Ментол+Солодки голой корней экстракт+ Эмблики лекарственной экстракт 3,0% 3,7%

9 8 Плюща листьев экстракт 2,9% 3,6%

10 11 Бутамират 2,0% 1,5%

Итого 78,3% 75,9%

Источник: IMS Health (RMBC)

тегориями противопростудного сегмента (рис. 1). Следует отметить, что доминирующее положение среди них занимает группа R05C [Отхаркивающие препараты], несмотря на некоторое (по итогам анализируемого периода) сокращение доли данного участника. В то же время другой участник списка R05F [Противокашлевые препараты в комбинации с отхаркивающими препаратами] увеличил розничные продажи в 1,6 раза, что явилось отражением высоких объемов реализации препарата Тер-пинкод.

Дети чаще болеют простудными заболеваниями, поэтому многие корпорации

РИСУНОК 1

Структура сегмента противопростудных ЛС

% 100 80 60 40 20

9 мес. 2008 г.

9 мес. 2007 г.

9 мес. 2008 г.

9 мес. 2007 г.

В стоимостном выражении

В натуральном выражении

■ — R05C [Отхаркивающие препараты]

□ — R05D [Противокашлевые препараты (исключая комбинацию с отхаркивающими препаратами)]

□ — R05F[Противокашлевые препараты в комбинации с отхаркивающими препаратами]

□ — R05X [Другие комбинации препаратов для устранения симптомов простуды]

Источник: IMS Health (RMBC)

ТАБЛИЦА в| Рейтинг ведущих торговых наименований по объему розничных продаж по итогам первых 9 месяцев 2008 г.

Рейт инг Торговое наименование І Объем реализации, млн. долл. І Доля в общем объеме розничных продаж

9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г.

1 1 Терпинкод 40,6 23,6 18,1% 15,6%

2 2 Лазолван 27,8 17,2 12,4% 11,4%

3 3 АЦЦ 21,7 11,8 9,7% 7,8%

4 6 Коделак 13,5 8,9 6,0% 5,9%

5 4 Доктор Мом 11,2 9,4 5,0% 6,2%

6 5 Амбробене 9,7 9,1 4,3% 6,0%

7 8 Антигриппин Natur Product 9,1 5,3 4,0% 3,5%

8 9 Аскорил экспекторант 8,3 5,3 3,7% 3,5%

9 10 Бромгексин 6,7 4,9 3,0% 3,3%

10 7 Геделикс 6,5 5,4 2,9% 3,6%

Итого 155,1 101,1 69,1% 66,7%

Источник: IMS Health (RMBC)

32

ПРОТИВОПРОСТУДНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

ТАБЛИЦА 4| Рейтинг ведущих корпораций по объему розничных продаж по итогам первых 3-х кварталов 2008 г.

Рейтинг Торговое наименование Объем реализации, млн. долл. Доля в общем объеме розничных продаж

9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г.

9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2007 г.

1 1 Фармстандарт 56,8 34,0 25,3% 22,4%

2 2 Novartis (incLSandoz-Lek) 31,1 17,9 13,8% 11,8%

3 3 Boehringer Ingelheim 27,8 17,2 12,4% 11,4%

4 5 Unique Pharmaceutical Laboratories 11,8 9,8 5,3% 6,5%

5 4 ratiopharm 11,4 10,5 5,1% 7,0%

6 6 Natur Produkt 10,0 6,0 4,5% 3,9%

7 9 Glenmark Pharmaceuticals 8,7 5,5 3,9% 3,7%

8 7 Антивирал 7,6 5,7 3,4% 3,8%

9 10 Berlin-Chemie/Menarini Pharma GmbH 6,7 4,9 3,0% 3,3%

10 8 Krewel Meuselbach GmbH 6,6 5,6 2,9% 3,7%

Итого 178,5 117,2 79,6% 77,3%

Источник: IMS Health (RMBC)

таблица б| Рынок противопростудных ЛС в региональном разрезе

Регион Доля региона 9 мес. 2008 г. Условный показатель средней стоимости 1-й упаковки препарата, розн. цены, руб.

Вся Россия 50,2

Москва 13,0% 80,5

С.-Петербург 5,4% 67,1

Самара 1,6% 64,7

Екатеринбург 1,4% 66,7

Новосибирск 1,2% 55,0

Челябинск 1,0% 48,2

Нижний Новгород 0,9% 49,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пермь 0,8% 56,1

Тюмень 0,7% 43,6

Омск 0,6% 42,9

Иркутск 0,5% 66,4

Владивосток 0,5% 50,1

Источник: IMS Health (RMBC)

акцентируют внимание на детских лекарственных формах. И чаще других пополняют его новинками. Маркетинговым рычагом в данном случае становится новое позиционирование «старых» форм: гелей, сиропов, жевательных таблеток. Что касается соотношения твердых и жидких лекарственных форм в рознице, то по итогам анализируемого периода оно осталось стабильным. Не менее эффективным подходом является пополнение ассортиментной линейки путем использования вкусовых добавок. Так, например, большим разнообразием вкусов отличается линейка препаратов ТМ Доктор МОМ (представлено 7 вкусов). Брэнд Доктор МОМ все еще является лидером сегмента жевательных пастилок, несмотря на невысокие темпы роста (+10% по итогам первых 9 месяцев 2008 г). Вышеописанный прием применяется в сегменте лекарств для взрослых. Например, расширение линейки ТМ Антигриппин-Максимум порошков для приготовления раствора для приема внутрь (ЗАО «Антивирал») (медово-лимонный, черносмородиновый, малиновый).

По итогам анализируемого периода сегмент противопростудных ЛС насчитывает 41 МНН, 110 торговых наименований и 133 корпорации. Рассмотрим далее ведущих игроков исследуемого рынка.

Рейтинг ведущих МНН/группировоч-ных наименований по итогам анализируемого периода не претерпел сущест-

венных изменений (табл. 2). Так, в списке первых 10 участников оказалось МНН бутамират, что обусловлено высоким приростом аптечных продаж препарата Синекод. Положение 6 первых участников осталось стабильным, при этом нельзя не отметить значительный прирост объемов реализации коде-ин+натрия гидрокарбонат+терпингид-рат (Терпинкод; +60% в рублях) и аце-тилцистеин (АЦЦ; +40% в рублях). Увеличение доли рынка на 0,2 п.п. отмечено для комбинации бромгексин+ гвай-фенезин+сальбутамол (Аскорил экспек-торант), что привело к перемещению данного участника на 9-го на 7-е место.

В то же время другие участники списка продемонстрировали замедление объемов аптечных продаж (такие как имбиря корневищ экстракт+ментол+солод-ки голой корней экстракт+эмблики лекарственной экстракт — Доктор МОМ и Фитолор) и плюща листьев экстракт (Геделикс), опустившись на одну позицию. В целом по итогам анализируемого периода доля первых 10 МНН выросла более чем на 2 п.п. и превысила 78%. По итогам первых 3-х кварталов состав «десятки» ведущих торговых наименований остался неизменным, однако произошли заметные перестановки (табл. 3). Так, Антигриппин Natur Produkt (+58%),

Коделак (+40%) и Аскорил экспекто-рант (+45%) улучшили свое рейтинговое положение, демонстрируя значительный рост аптечных продаж. Торговые марки Доктор МОМ, Геделикс, Бромгексин и Амбробене показали сокращение своей доли в группе и, соответственно, ослабили свое положение в рейтинге. Тройка лидеров осталась стабильной, при этом для всех ее участников отмечен ощутимый прирост в денежном выражении. В целом по итогам анализируемого периода объем продаж, приходящийся на первые 10 игроков, вырос приблизительно на 50 млн. долл. в оптовых ценах.

Высокие продажи торговых наименований в составе первой «десятки» нашли отражение в рейтинге корпораций по объему продаж противопростудных ЛС (табл. 4). В портфеле отечественной компании «Фармстандарт» (+55%) присутствует 12 препаратов анализируемого сегмента, при этом Терпинкод и Ко-делак аккумулируют 71 и 24% продаж компании, соответственно. Благодаря их высокой динамике «Фармстандарт» наращивает объемы продаж и является абсолютным лидером на рынке проти-вопростудных ГЛС. Не менее существенными темпами роста отличились Novartis (+61%, АЦЦ), Boehringer Ingelheim (+50%, Лазолван), Natur Produkt (+56%, Антигриппин) и Glenmark Pharmaceuticals (+45%, Аско-рил экспекторант). На фоне незначительного отставания по темпам роста других участников сегмента продажи компании ratiopharm стагнировали. Анализ сегмента противопростудных и противокашлевых средств на макроуровне показал нам стабильность, с одной стороны (структура производителей, ТН, МНН), и динамическое развитие — с другой (темпы роста, расширение брэндов и т.д.)

В региональном разрезе на долю субрынков Москвы и С.-Петербурга приходится 13 и 5% от общего объема проти-вокашлевого сегмента, соответственно. Необходимо добавить, что аптечные продажи ЛС при простуде и кашле в обоих центрах по итогам анализируемого периода опережали по темпам роста среднероссийский показатель (+56% и +41% в рублях, соответствен-

но). По итогам анализируемого периода стоимость одной упаковки противопро-студного препарата в аптеке для российского покупателя в среднем составила около 50 руб. Темп роста этого показателя достиг 30% в оптовых ценах, что при относительно невысокой динамике всего исследуемого рынка может быть связано как с общим инфляционным импульсом на фармрынке, так и с изменением структуры потребления (переход на более дорогие лекарства). Согласно анализу полученных данных условный показатель средней стоимости одной условной упаковки значительно варьирует в регионах РФ (табл. 5). Отметим, что в Москве отмечена самая высокая цена за условную упаковку противопростудного лекарства. Превысили среднероссийскую стоимость более чем на 20% Самара, Екатеринбург и Иркутск, С-Петербург. Ниже среднероссийской более чем на 10% — Омск и Тюмень.

По данным аналитиков IMS Health (RMBC), темпы инфляции на ЛС в аптечном секторе фармрынка РФ в ценах конечного потребления за первые 9 месяцев 2008 г. составили 7,1%. Что является отражением сегодняшнего состояния нашей экономики и требует более детального осмысления, о чем вы сможете прочитать в других статьях журнала «Ремедиум».

Таким образом, по итогам первых 9 месяцев 2008 г. объем аптечных продаж препаратов от простуды и кашля составил 7,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Отмечен рост в натуральном выражении. На полках российских аптек расширяется ассортимент (новые вкусы). Состав «тройки» лидеров не претерпел существенных изменений, лидерство стабильно удерживают препараты Лазолван (Boehringer Ingelheim), АЦЦ производства Novartis (включая Sandoz-Lek) и Терпинкод («Фармстандарт»). Однако внутри первой «десятки» наблюдается ротация. В заключение необходимо отметить, что развитие про-тивопростудного сегмента фармрынка обусловлено характерными изменениями (для всего рынка) в структуре потребления — переходом на более дорогие препараты.

<$>

К 2010 г. БУДЕТ ВВЕДЕН ТЕХРЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЛС

Как отметил зам. руководителя Департамента развития фармрынка и рынка медицинской техники Минз-дравсоцразвития России Марат Са-каев, сейчас в министерстве готовится проект техрегламента о безопасности ЛС. «Мы рассчитываем, что к 2010 г. стандарты GMP будут являться непременным требованием при получении лицензии на производство лекарств», — добавил он.

По словам Марата Сакаева, в техрег-ламенте будут закреплены правила организации контроля качества ЛС.

В Минздравсоцразвития пояснили, что по данным Росздравнадзора в настоящее время объем выявляемых недоброкачественных препаратов на рынке составляет 1%, из них 0,1% — фальсифицированные препараты. При этом на уровне предварительного контроля бракуется 3,5% ЛС, а на уровне выборочного контроля — до 2% препаратов и субстанций.

СФ ВНЕС ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ

Совет Федерации внес сегодня изменения в ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Изменения разработаны в целях наделения Правительства РФ полномочиями по установлению порядка ввоза и вывоза изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, отметила глава Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.

Принятие данных поправок позволит восполнить правовой пробел в части создания условий для выполнения принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, связанных с осуществлением обмена компетентными органами РФ и иностранных государств образцами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в оперативно-розыскной и экспертной деятельности. Закон получил единогласную поддержку в Совете Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.