Российский фармацевтический
20 |3|2017|ршШииМ
Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., ведущий менеджер QuintilesIMS 10.21518/1561-5936-2017-3-20-25
рынок ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА
Наша итоговая статья 2015 года заканчивалась фразой «...2015 год уже стал историей, а макросреда для фармрынка на 2016 год и последующие года не добавляет оптимизма. Следовательно, можно говорить о том, что неизбежно возрастут риски и/или появятся новые возможности»1. По мнению экспертов, 2016 год — это год стабилизации, который ознаменовался началом выхода российской экономики из рецессии.
• КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ
После падения рынка в натуральных показателях в кризисный 2015 г. в 2016 г. динамика фармрынка2 в натуральных объемах демонстрирует рост в упаковках (+2%) и в стандартных единицах3 (+5%), но в то же время эти значения еще не достигли докризисного уровня 2014 г. В целом показатели 2016 г. в стоимостном выражении4 превзошли ожидания экспертов: прирост продаж превысил прогнозируемые значения в 6—7% в стоимостном выражении и составил 9%, достигнув 982 млрд руб. (рис. 1). Наибольшая доля рынка лекарственных препаратов (ЛП) приходится на розничный сегмент, который занимает почти 70% в стоимостном и более 85% в натуральном выражении. Порядка 15% в рублях и 12% в упаковках приходится на госпитальный сектор, а оставшиеся доли составляют сегменты федеральной и региональной льготы (рис. 1). Все указанные сектора рынка по сравнению с 2015 г. показали положительный прирост на уровне 9—12% в рублях, за исключением госпитального сегмента с отрицательной динамикой -4% в стоимостном выражении (в 2015 г. госпитальный сегмент показал рост 3% в рублях по сравнению с 2014 г.). В целом структура фармацевтического рынка остается стабильной по сравнению с прошлым годом. Более половины рынка составляют подконтрольные и регулируемые препараты ЖНВЛП (доля 53% в руб.). ЛП само-
Ключевые слова:
фармацевтический рынок, аптечный сегмент, бюджетный сектор, импортозамещение
стоятельного выбора — ОТС-препара-ты — занимают около 35% рынка в стоимостном выражении. Сегмент инновационных и оригинальных препаратов, находящихся под патентной защитой, в 2016 г. составил менее 20% и был представлен 306 молекулами или порядка 1 000 SKU5. В прошедшем году этот список пополнился 137 новыми позициями, в то время как 58 позиций вышли из этой категории. Вполне закономерно, что доступ на-
ИПВвН
Keywords: pharmaceutical market, retail segment, the public sector, import substitution
Our final article in 2015 ended with the phrase: «...2015 has already become a history, and macro environment for the pharmaceutical market in 2016 and beyond offers little room for optimism. Therefore, it can be said that the risks will inevitably increase and/or new opportunities will emerge.» According to experts, 2016 is the year of stabilization which marked the beginning of the recovery of the Russian economy from recession.
Maria DENISOVA, D.Sc.(Pharm.), lead manager QuintilesIMS. RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN 2016.
селения к инновационным и оригинальным препаратам обеспечивается главным образом за счет государственных средств (доля патентованных ЛП в ДЛО составляет порядка 50%). Доля дженериков в общем объеме реализации ЛП через аптечную сеть стабильна и составляет 3% в стоимостном и 46% в натуральном выражении. В бюджетном (некоммерческом) сегменте в отличие от розничного сегмента доля дженериков в натуральном выражении несколько выше 50%, однако в стоимостном выражении она занимает не более 25%. Это свидетельствует о более низкой стоимости упаковки в бюджетном сегменте, что объясняется эффектом регулирования данного сегмента, которое осуществляется как за счет тендерной системы, так и за счет регулирования цен и наценок на препараты из перечня ЖНВЛП. Брендированные ЛП традиционно занимают большую часть розничного сегмента как в натуральном (65%), так и в стоимостном выражении (87%).
• ЛИДЕРЫ РЫНКА И ТОЧКИ РОСТА
По итогам 2016 г. ведущие позиции на рынке удерживают компании Sanofi и Bayer. Замыкает тройку лидеров компания Servier, поднявшаяся по сравнению с 2015 г. на одну позицию вверх (табл. 1). В целом десятка лидеров претерпела незначительные изменения, оставив за забой контроль над одной третью общего рынка (доля топ-10 корпораций составила около 27% в руб.).
1 Ливанский С. Аптечный рынок: инфляция как единственный драйвер. Предварительные итоги 2015 года. Ремвдиум. 2015. №12.
2 Фармацевтический рынок здесь и далее - общий рынок ГЛС (исключая группу Z, T02,T03 EphMRA).
3 Стандартные единицы SU, принятые в системе QuintilesIMS, - это мера измерения объема, представленная количеством «условных доз» в лекарственной форме.
4 В статье объемы рынка указаны в оптовых ценах.
5 SKU - Stock Keeping Unit - единица товарной позиции.
В структуре рынка по фармакотера-певтическим группам (EphMRA) также отмечается стабильность: топ-10 наиболее востребованных EphMRA-групп включает те же категории, что и годом ранее. Преимущественно это ЛП, применяемые в онкологии, противовирусные и антибактериальные препараты а также респираторные средства (табл. 2). Исключение составила группа иммунодепрессантов ^04), переместившаяся с 15-го на 9-е место и в результате этого вошедшая в топ-10 в 2016 г. Это связано с ростом закупок иммуномодулирующего препарата Ревлимид. В соответствии с вышеописанной структурой лидеров рынка рейтинг ведущих торговых наименований выглядит вполне закономерным (табл. 3). Однако по сравнению с 2015 г. он претерпел существенные изменения. Впервые топ-10 ЛП рынка возглавил препарат Ревлимид (леналидомид), который наряду с ЛП Лантус Солостар (инсулина гларгин) продемонстрировал максимальные темпы роста продаж среди лидеров фармрынка по МНН (рис. 2). И хотя объем продаж в натуральном выражении для этих препаратов не столь велик, как для более широко применяемых препаратов ксилометазолина и ибупрофена, социальная роль этих ЛП на рынке значительна. Леналидомид предназначен для лечения больных с множественной миеломой, а Лантус Солостар — один из современных препаратов инсулина пролонгированного действия.
таблиц^2 Топ-10 EphMRA-групп 2-го уровня по итогам 2016 г., руб.
Рейтинг 2015 Рейтинг 2016 EphMRA-группа 2-го уровня
1 1 L01 [Противоопухолевые препараты]
3 2 ¿05 [Противовирусные препараты для системного применения]
5 3 L03 [Иммуностимуляторы]
2 4 ¿101 [Антибактериальные препараты для системного применения]
4 5 R05 [Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях]
6 6 А10 [Препараты для лечения сахарного диабета]
7 7 С09 [Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему]
8 8 R01 [Назальные препараты]
15 9 L04 [Иммунодепрессанты]
9 10 В01 [Антитромботические средства]
Источник: QuintiLesIMS
рисуно^Г 1 Динамика фармацевтического рынка по итогам 2016 г.
Источник: QuintiLesIMS
таблица Ведущие фармацевтические производители на российском фармацевтическом рынке по итогам 2016 г., руб.
Рейтинг 2015 Рейтинг 2016 Корпорация
1 1 Sanofi-Aventis
2 2 Bayer Healthcare
4 3 Servier
6 4 Sandoz
5 5 Nycomed/Takeda
7 6 GLaxoSmithKLine
8 7 Pf'zer
10 8 Johnson & Johnson
16 9 Отисифарм
3 10 Teva*
* Объем продаж компании Teva без учета приобретенного портфеля компании Actavis (с учетом портфеля «Тева» занимает 5-ю позицию в рейтинге). Источник: QuintiLesIMS
• САМЫЙ
ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ
Наиболее влиятельным на российском фармацевтическом рынке остается сегмент розничных продаж. Российский рынок ЛП обеспечивается в большей степени за счет средств населения, и вследствие этого коммерческий сектор является самой значимой его составляющей. Как уже отмечалось выше, по итогам 2016 г. аптечный сегмент рынка продемонстрировал рост, который составил 11,8% в стоимостном выражении (рис. 1,3). Если в 2015 г. в качестве ведущего фактора роста рынка в рублях выступала инфляция, то в 2016 г. выделить один ключевой фактор роста розничного рынка не представляется возможным. Влияние фактора структурного сдвига в потреблении на общую динамику коммерческого рынка практически незаметно, инфляционная составляющая (5,9%) сопоставима с общей инфляцией в России и существенно снизилась по сравнению с прошлым годом (15,8%). При этом впервые за последние 3 года отмечается рост рынка в упаковках (+4,0% к 2015 г.). Таким образом, в текущем году под влиянием экономических факторов и адаптации бизнеса розничный сегмент демонстрирует умеренный рост, что обусловлено влиянием не одного, а целого ряда факторов (рис. 3).
рисуно^2 Темпы роста топ-10 МНН по итогам 2016 г. в рублях и их объемы реализации в упаковках Рй£ТЮ1йЛО]5
»
30 ■
]0 ■ & "
]0 -
-30
.■■.ничп.и
-I Г.-ГГ.'" м пшнн
панкрсстлн
Лншпршшл
|кк4к1> л
• тмстуи^ав рнтуденЫ^Б
-т
Ш^лИ-Т^ШЛ
нБнЛрйМн
КМСН.1ЙН г."......
15
1 1С
15
Источник: Qu^nt^LesIMS
таблиц^ з Топ-10 торговых наименований по итогам 2016 г., руб.
Место Место Торговое
в рейтинге 2015 в рейтинге 2016 наименование
10 1 Ревлимид
7 2 Лантус Солостар
11 3 Солирис
2 4 Натрия хлорид
12 5 Кагоцел
23 6 Ингавирин
1 7 Эссенциале Н
9 8 Калетра
6 9 Ацеллбия
4 10 Актовегин
Источник: QuintiLesIMS
рисуно^з Вклад различных составляющих в структуру роста розничного рынка*, руб.
* Данные по оптовым ценам. Выбывшие продукты исключены из-за низких значений.
Источник: QuintiLesIMS
В 2016 г. российский покупатель потратил на покупку ЛП в аптеках в среднем около 5 730 руб. (в ценах конечного потребления), что на 10% больше, чем в предыдущем 2015 г. При этом в коммерческом сегменте отмечено увеличение потребления главным образом препаратов «средней» ценовой категории — 500—1 500 руб. за упаковку — и верхней ценовой категории, т. е. ЛП дороже 1 500 руб. (табл. 4). Уровень потребления ЛП на всем рынке (включая больничное потребление и сегмент льготного обеспечения) на душу населения составил 7 876 руб., превысив показатель предыдущего года на 8%. Рейтинг ведущих корпораций розничного фармрынка по итогам 2016 г.
таблиц^4 Розничный рынок: ценовая сегментация
Ценовой диапазон, руб. 2015, объем в упак. 2016, объем в упак. Рост
>1500 22 054 897 26 079 862 18%
от 500 до 1500 178 584 396 200 688 779 12%
От 50 до 500 2 068 043 906 2 242 350 157 8%
<50 2 101 383 708 2 082 857 589 -1%
Источник: розничный аудит QuintiLesIMS
таблиц^5 Топ-10 ведущих корпораций по объему аптечных продаж в 2016 г., руб.
Рейтинг Рейтинг Корпорация Прирост продаж
2015 2016 в 2016 г. к 2015 г.
2 1 Bayer Healthcare 17%
1 2 Sanofi-Aventis 3%
3 3 Servier 7%
10 4 Отисифарм 29%
4 5 Sandoz 6%
5 6 Nycomed/Takeda 2%
6 7 GlaxoSmithKline 10%
7 8 Menarini 8%
11 9 Abbott 16%
9 10 Teva 7%
Источник: розничный аудит QuintiLesIMS
таблиц^^ Топ-10 торговых наименований по объему аптечных продаж в 2016 г., руб.
Рейтинг 2015 Рейтинг 2016 Торговое наименование Прирост продаж в 2016 г. к 2015 г.
3 1 Кагоцел 23%
8 2 Ингавирин 78%
1 3 Эссенциале Н -9%
2 4 Актовегин -8%
4 5 Кардиомагнил 6%
9 6 Детралекс 33%
6 7 Мексидол 11%
15 8 Мирамистин 34%
30 9 Ксарелто 65%
27 10 Эргоферон 54%
Источник: розничный аудит QuintiLesIMS
практически не изменился по сравнению с прошлым годом: 9 из 10 компаний остались в рейтинге и только компания Gedeon Richter, занимавшая 8-е место в рейтинге 2015 г., выбыла из первой десятки игроков. Самый высокий положительный прирост продаж продемонстрировала отечественная компания «Отисифарм», что позволило ей переместиться с 10-го на 4-е место. Прирост продаж этой компании составил почти 30%, что обусловлено ростом объемов реализации таких брендов, как Магнелис, Коделак Нео и Арбидол. Стабильным положением в составе 10 первых компаний ритейла отмечена тройка лидеров: Bayer Healthcare, Sanofi-Aventis, Servier (табл. 5).
По итогам анализируемого периода рейтинг ведущих торговых марок на фоне постоянства десятки корпораций претерпел более заметные изменения (табл. 6). Ротация составила
30%. В 2016 г. в десятку лидеров вошли ЛП Мирамистин, Ксарелто и Эргофе-рон. Ингаверин с наибольшим приростом 78% переместился с 8-го на 2-е место. Возглавил рейтинг препарат
Кагоцел. В целом за 2016 г. суммарная доля десяти первых препаратов не изменилась и осталась на уровне 6%, при этом список покинули бренды Конкор, Алфлутоп и Линекс. Таким образом, в 2016 г. розничный сегмент показал восстановление потребления ЛП в натуральном выражении на фоне снижения инфляционных процессов. При этом был отмечен рост безрецептурного сегмента.
В то же время, несмотря на положительные сдвиги, ситуация остается не простой, причем не только для потребителей, но и для аптек. По мнению участников рынка и экспертов QuintilesIMS, новые реалии, которые диктует рынок, привели к следующим ключевым изменениям в товаропроводящей цепочке:
ф снижению финансовой дисциплины (несвоевременные платежи в товаропроводящей цепи); ф развитию новых моделей бизнеса — «виртуальные» сети/ассоциаций;
ф активному стимулированию закупок большего объема товаров сетями со стороны производителей; ф продолжающейся оптимизации ассортимента — например, ограничения количества однотипных препаратов (в рамках одного МНН или группы), пересмотр нелекарственного ассортимента (с целью повышения маржинального дохода от реали-
зации сопутствующих аптечных товаров);
i усилению конкуренции среди розничных игроков.
• ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ
Бюджетный сектор российского фармацевтического рынка6 по итогам 2016 г. показал, как и рынок в целом, стабильность по стоимостным показателям, достигнув объема 315 млрд руб. в ценах закупки (+3% к 2015 г.). Однако в упаковках данный сегмент продемонстрировал отрицательную динамику: по сравнению с предыдущим аналогичным периодом объем закупок ЛП в натуральном выражении снизился на 6,3%, составив 744 млн упаковок. Наибольший вклад в негативный тренд бюджетного сектора рынка внес госпитальный сегмент, сокращение объема закупок в котором по сравнению с 2015 г. достигло 11% в натуральном выражении (рис. 1). В рейтинге ведущих игроков (табл. 7) также наблюдается стабильность — только одна компания («Ф-Синтез») выбыла из первой десятки лидеров, а компания Се^епе, напротив, поднялась с 16-го на 8-е место, продемонстрировав почти двукратный рост объемов реализации. Такой прорыв обусловлен ростом объемов закупок уже упомянутого выше препарата Ревлемид, который возглавил общий рейтинг как брендов фармрынка, так и сегмента бюджетных закупок. По мнению экспертов, политика им-портозамещения, многими изначально воспринятая скептически, уже приносит свои плоды. Стратегия «Фарма-2020» если и не стала локомотивом роста, то, как показывает время, позволила получить определенный эффект, который наиболее заметен в бюджетном секторе рынка. Так, например, в 2016 г. отечественная компания «Биокад» (прирост 68% в рублях к 2015 г.) заняла вторую строчку в рейтинге корпораций бюджетного сегмента, предложив рынку взамен оригинальным ЛП Мабтера, Герцептин и Авастин биосимиляры
6 Бюджетный сегмент включает в себя рынок лекарственных препаратов, закупаемых за счет средств федерального и регионального бюджета (госпитальный, амбулаторный, льготный рынок).
таблиц^? Топ-10 ведущих корпораций по объему бюджетных закупок в 2016 г., руб.
Рейтинг 2015 Рейтинг 2016 Корпорация Прирост продаж в 2016 г. к 2015 г.
2 1 Sanofi-Aventis -5%
9 2 Биокад 68%
1 3 Roche -30%
7 4 Abbvie 29%
4 5 Novartis 6%
5 6 Pfizer 8%
3 7 Johnson & Johnson 3%
16 8 Celgene 92%
8 9 AstraZeneca -1%
6 10 Merck Sharp Dohme -8%
Источник: Qu^nt^LesIMS
таблица Топ-10 торговых наименований бюджетного сегмента по итогам 2016 г., руб.
Рейтинг 2015 Рейтинг 2016 Торговое наименование Корпорация
8 1 Ревлимид Celgene
9 2 Солирис Alexion Pharma SW
5 3 Лантус Солостар Sanofi-Aventis
7 4 Калетра Abbvie
3 5 Ацеллбия «Биокад»
4 6 Натрия хлорид Разные производители
10 7 Превенар 13 Pfizer
1 8 Герцептин Roche
2 9 Борамилан ФС «Ф-Синтез»
12 10 Ремикейд Merck Sharp Dohme
Источник: QuintiLesIMS
рисуно^4 Динамика долей продаж отечественных и импортных препаратов в бюджетном секторе рынка по итогам 2016 г.
lH,':-v¥- LT- rti
ЙН5 SO
ЗЯ5 Л16
3515 BIS
Источник: QuintilesIMS
Ацеллбия, Гертикад и Авегра. Из всех представленных в топ-10 лидеров 7 зарубежных компаний локализовали свое производство в России. Еще более показательная ситуация сложилась в рейтинге торговых наименований (табл. 8). Девять из десяти препаратов — лидеров бюджетного сегмента производятся на территории России (в разной степени лока-лизации7), и только один инновационный препарат Солирис выпускается за рубежом.
Объем закупки препаратов российского производства (без учета локализованной продукции) в бюджетном сегменте рынка в 2016 г. увеличился на 16% в стоимостном выражении по сравнению с 2015-м. Как результат, отечественные ЛП заняли почти треть сегмента. Важно отметить, что на фоне снижения объемов реализации российских препаратов в упаковках (на 6% в 2016 г. к 2015 г.) объем их закупки в стандартных дозах демонстрирует рост (+7%). Этот факт
7 Включая стадию вторичной/третичной упаковки.
показывает, что потребление российских препаратов в целом в некоммерческом сегменте выросло. Отметим, что объем закупок ЛП зарубежных компаний сократился как в стоимостном (-1,3%), так и в натуральном выражении, составив почти -8% в упаковках и -15% в стандартных единицах (рис. 4).
В целом по некоммерческому сегменту рост средневзвешенной цены за упаковку достиг 10% (423 руб.). При этом средневзвешенная цена за стандартную единицу продукции снизилась с 20 до 10 руб. Таким образом, в 2016 г. на российском фармацевтическом рынке наблюдалась стабилизация бюджетных закупок, что было обусловлено, с одной стороны, общими экономическими факторами (умеренный рост и восстановление экономики и, как следствие, оптимизация бюджетов), с другой — развитием локального производства, внедрением механизмов защиты отечественного производителя, реформированием (усилением
контроля и регулированием) госзакупок. В результате этого отечественные производители, которые до недавнего времени были частью «второго эшелона», заняли лидирующие позиции на бюджетном рынке России. Для фармацевтического рынка 2016 г. стал годом без потрясений, годом стабилизации. Фармацевтическая отрасль начала адаптироваться к новым реалиям. Коммерческий сегмент на фоне падения реальных доходов населения и снижения темпов роста инфляции показал рост как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Некоммерческий сегмент в условиях бюджетных ограничений, напротив, продемонстрировал отрицательную динамику, но в то же время позволил отечественным производителям укрепить свои позиции. По мнению экспертов, 2017 г. будет нейтральным. Фармацевтический рынок будет расти умеренными темпами: ожидаемый прирост продаж в стоимостном выражении составит порядка 10%.