Научная статья на тему 'АПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

АПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна, Зимина Юлия Васильевна

Статья посвящена краткому обзору теоретических аспектов изучения проблемы адаптации личности в юношеском возрасте. Особое внимание обращено на ряд специфических особенностей в адаптации личности в юношеском возрасте. Сделан вывод, что из их числа самыми значительными, неизбежно влияющими на адаптационный процесс в социальной среде - положительно, приводя к более успешной адаптации либо отрицательно, приводя к дезадаптации - являются рефлексия и самоанализ, самооценка, формирование мировоззрения, а также профессиональное самоопределение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTIVE CAPACITY OF THE INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE (THEORETICAL ASPECT)

The article is devoted to a brief review of theoretical aspects of studying of a problem of adaptation of personality in adolescence. Special attention is given to a number of specific features in the adaptation of personality in adolescence. It is concluded that from among them the most significant, inevitably influencing the adaptation process in the social environment - a positive, leading to a more successful adaptation or negatively, leading to maladaptation are reflection and self-analysis, self-esteem, shaping attitudes and professional self-determination of personality.

Текст научной работы на тему «АПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

(ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Комлик Любовь Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, Елецкий Государственный Университет имени И.А.Бунина,

г.Елец

Зимина Юлия Васильевна

студентка группы П-31института психологии и педагогики, Елецкий Государственный Университет

имени И.А.Бунина, г.Елец

THE ADAPTIVE CAPACITY OF THE INDIVIDUAL IN ADOLESCENCE (THEORETICAL ASPECT)

Komlik Lyubov, the candidate of psychological Sciences, associate Professor of Yelets State University, Yelets

Zimino Julia, the student group P-31 institute of psychology and pedagogy of Yelets State University, Yelets

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена краткому обзору теоретических аспектов изучения проблемы адаптации личности в юношеском возрасте. Особое внимание обращено на ряд специфических особенностей в адаптации личности в юношеском возрасте. Сделан вывод, что из их числа самыми значительными, неизбежно влияющими на адаптационный процесс в социальной среде - положительно, приводя к более успешной адаптации либо отрицательно, приводя к дезадаптации - являются рефлексия и самоанализ, самооценка, формирование мировоззрения, а также профессиональное самоопределение личности.

ABSTRACT

The article is devoted to a brief review of theoretical aspects of studying of a problem of adaptation of personality in adolescence. Special attention is given to a number of specific features in the adaptation of personality in adolescence. It is concluded that from among them the most significant, inevitably influencing the adaptation process in the social environment - a positive, leading to a more successful adaptation or negatively, leading to maladaptation are reflection and self-analysis, self-esteem, shaping attitudes and professional self-determination of personality.

Ключевые слова: адаптация, адаптационные возможности личности, юношеский возраст.

Keywords: adaptation, adaptive capacity of the individual, youth age.

Проблема адаптации личности юношеского возраста очень актуальна в наши дни. Адаптация личности, особенно молодого человека, в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Очень важно изучать особенности человеческой психики, к которым относятся и индивидуальные адаптационные возможности, на ранних этапах онтогенеза. Это поможет лучшему пониманию специфических характеристик личности данного возраста, выработке оптимальных способов поведения как альтернативы деструктивных проявлений, а также даст возможность сформулировать методы усовершенствования лучших качеств личности и сглаживания нежелательных черт.

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла. Адаптация - это приспособление организма, личности и их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом [2, 3]. При исследовании любого адаптационного процесса всегда выделяют два основных аспекта: биологический и социальный (психологический).

Рассматривая адаптационный процесс на уровне «личность - социальная среда», большее внимание уделяется процессу социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий [1, 3].

Рассмотрим более подробно некоторые аспекты сложной структуры адаптационного процесса. Адаптация личности может протекать по-разному, в зависимости от условий среды. Условия среды различаются по степени выраженности таких двух параметров, как интенсивность изменений среды и их частота. В этом контексте различают адаптацию [2, 5]:

а) к экстремальным (неадекватным) условиям;

б) к изменившимся условиям;

в) к постоянным условиям;

г) к изменяющимся условиям.

Как и в любой деятельности, для формирования адаптационного процесса личности необходимо наличие и воздействие определенных регуляторов.

Регуляторами социально-психологической адаптации выступают [5, 6]:

- мотивы;

- навыки и умения;

- опыт;

- знания;

- воля;

- способности.

С точки зрения внешнего критерия результат адаптации понимается как соответствие требованиям среды.

Внутренний критерий чаще описывается через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворенность своим взаимодействием со средой.

Основная проблема процесса адаптации состоит в координации внутреннего и внешнего. Оптимальной

адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям двух критериев.

Рассмотрим некоторые научные точки зрения на процесс социальной адаптации личности.

А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая.

В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Согласно этому подходу, различают две разновидности психологической адаптации:

1. Аллопластическая адаптация - достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями.

2. Аутопластическая адаптация - обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.

Среди работ психоаналитического направления следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона, выдвинувшего положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречие -тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоническое равновесие или конфликт.

Процесс адаптации личности в юношеском возрасте имеет ряд особенностей. Юношеский возраст -(англ. juvenile age) — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек [4].

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Важным аспектом при интерпретации особенностей, присущих определенному возрастному периоду, является определение ведущей деятельности человека в этом возрасте. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Поэтому большое значение для юношей и девушек имеет профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [7]. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

Содержание психологической готовности к самоопределению (по И. В. Дубровиной):

- сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

- развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

- становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

В норме процесс профессионального самоопределения ведет к формированию зрелой личности, имеющей свою ценностно-ориентационную позицию, деятельност-ные предпочтения, основанные на адекватной оценке собственных способностей либо социально ориентированные (нужность какой-либо профессии обществу). В противном случае, когда профессиональное самоопределение не связано с индивидуальными предпочтениями личности и не зависит от ее способностей и талантов, данный процесс может негативно повлиять на социальную адаптацию человека.

Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии личности. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет суть задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность, агрессивность и т.п.) [4]. Данные особенности эмоциональной сферы часто негативно сказываются на процессе социальной адаптации юношей и девушек, приводя к конфликтам с окружающими.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста [4,7]. В этот период складывается система представлений о самом себе, которая независимо от того, истинна она или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. Формирование адекватной самооценки личности в юности - фактор, неизбежно влияющий на процесс социальной адаптации. Излишне низкая, или наоборот неоправданно высокая самооценка приводят к нарушению адаптивных процессов, вызывая дезадаптацию.

Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональ-

ность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств [4, 7].

Юность - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смыс-ложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Главное приобретение юности - открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя [7]. Формирование внутреннего локуса контроля, направленности мышления на себя также является аспектом, определяющим установление специфических отношений человека с окружающими людьми. Данная особенность может как положительно, так и отрицательно сказаться на процессе социальной адаптации, но ее влияние очевидно.

Таким образом, адаптация личности в юношеском возрасте имеет ряд своих специфических особенностей. Из их числа самыми значительными, неизбежно влияющими на адаптационный процесс в социальной среде -положительно, приводя к более успешной адаптации либо отрицательно, приводя к дезадаптации - являются

рефлексия и самоанализ, самооценка, формирование мировоззрения, а также профессиональное самоопределение личности. Изучение особенностей процесса социальной адаптации личности является важной задачей, так как понимание этих особенностей является залогом более успешной социализации самого индивида, а также помогает более эффективному взаимодействию с ним других людей.

Список литературы

1. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. - №1. - С. 92-100.

3. Кинелев С.В. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. Дисс. Канд. Филос. Наук, Л., 1978.

4. Кон И.С. Пихология ранней юности. М.,2009. 255 с.

5. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. Дисс.канд.филос.наук, Л.,1974.

6. Началджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван: ЭПО, 1988. - 262 с.

7. Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности), М: «Просвещение», 1990.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПОРТСМЕНОВ

Кузнецов Андрей Владимирович

Новосибирский военный институт внутренних войск им.генерала армии И.К. Яковлева МВД России

г. Новосибирск

RESEARCH ANALYSIS OF LEVEL EMOTIONAL AND VOLITIONAL INTRAPERSONAL RESOURCES COMPONENT MILITARY ATHLETES Kuznetsov Andrey, Novosibirsk Military Institute of Internal Army troops im.generala IK Yakovlev the Russian Interior Ministry Novosibirsk

АНОТАЦИЯ

В статье автор приводит данные анализа психологического исследования уровня развития эмоционально -волевого компонента внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов, проведенного на базе военного вуза, на основании которого, можно сказать, что в целом эмоционально-волевой компонент сформирован на хорошем содержательном уровне, что должно являться одним из направлений разрабатываемой методики по развитию внутриличностных ресурсов в условиях подготовки к соревнованиям.

ANNOTATION

The author cites the analysis of psychological research level of emotional-volitional component of intrapersonal resources, military athletes, conducted on the basis of military high school on the basis of which we can say that in general, emotional and volitional component is formed on a good content level, which should be one of the directions developed techniques for the development of intrapersonal resources in preparation for a competition

Ключевые слова: эмоционально-волевой компонент; внутриличностные ресурсы; локус контроля; военнослужащий

Keywords: emotional-volitional component; intrapersonal resources; locus of control; soldier

В рамках исследовательской программы изучались особенности внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов [2, с. 348], был исследован компонент внутриличностного ресурса и его содержательные показатели [1, с. 279]. В исследовании приняло участие 250 военнослужащих спортсменов.

Методическое обеспечение исследования эмоционально-волевого компонента внутриличностных ресурсов военнослужащих спортсменов:

Эмоционально-волевой компонент (уровень самооценки и самоотношения; локус контроля; саморегуляция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.