Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / КОНФЛИКТУЮЩИЕ ЭМОЦИИ / КОНФЛИКТУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / САМОСТЬ / ЛИЧНАЯ АКТИВНОСТЬ / INTRAPERSONAL CONFLICT / SOCIALIZATION / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / CONFLICTING EMOTIONS / CONFLICTING FACTORS / SOCIAL ADAPTATION / SELF / PERSONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна

В статье рассматривается современное состояние изучения проблемы межличностного конфликта как фактора адаптации, характеризующегося рассмотрением взаимосвязи этих категорий на двух уровнях: внутриличностный конфликт рассматривается как движущая сила, источник самости в процессе адаптации, и как ведущий показатель адаптации осложнений. Исследование проводилось с использованием методологии Г. Тейлора, кроме того, В.Г. Норакидзе. Установлено, что влияние межличностного конфликта в процессе адаптации зависит от самоидентификации в сложном взаимодействии внешних (социально детерминированных) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов. Это указывало на то, что психологическое содержание внутриличностных конфликтных переживаний имеет высокую степень индивидуальной дифференциации и тем самым определяет уникальность восприятия и интерпретации конкретного человека. Показателем перехода от одного уровня к другому внутриличностных трудностей выступает уязвимость к конфликтным отношениям между собой в контексте внутреннего опыта. Характер адаптации ученика определяется внутренней моделью и решается сложностями межличностного опыта, которые формируются в сознании и образуют основу индивидуального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article considers the current state of studying the problem of interpersonal conflict as a factor of adaptation, characterized by the consideration of the relationship of these categories at two levels: intrapersonal conflict is considered as a driving force, a source of self in the process of adaptation, and as a leading indicator of adaptation of complications. The study was conducted using the methodology of G. Taylor, in addition, V. G. Norakidze. It is established that the influence of interpersonal conflict in the process of adaptation depends on self-identification in a complex interaction of external (socially determined) and internal (individual-personal) factors. This indicated that the psychological content of intrapersonal conflict experiences has a high degree of individual differentiation and thus determines the uniqueness of the perception and interpretation of a particular person. An indicator of the transition from one level to another of intrapersonal difficulties is the vulnerability to conflicting relationships among themselves in the context of internal experience. The character of the student's adaptation is determined by the internal model and is solved by the complexities of interpersonal experience, which are formed in the mind and form the basis of individual experience.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

Semenova Elena Anatolyevna RESEARCH OF INTRAPERSONAL ..

psychological science

УДК 159.9.07

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0086

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2020

ORCID: 0000-0002-2774-6043

Семенова Елена Анатольевна, магистрант 2 курса Школы искусств и гуманитарных наук Департамента психологии и образования Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток о. Русский, нп Аякс, 10, кампус ДВФУ, e-mail: sem_elena_10@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние изучения проблемы межличностного конфликта как фактора адаптации, характеризующегося рассмотрением взаимосвязи этих категорий на двух уровнях: внутри-личностный конфликт рассматривается как движущая сила, источник самости в процессе адаптации, и как ведущий показатель адаптации осложнений. Исследование проводилось с использованием методологии Г. Тейлора, кроме того, В.Г. Норакидзе. Установлено, что влияние межличностного конфликта в процессе адаптации зависит от самоидентификации в сложном взаимодействии внешних (социально детерминированных) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов. Это указывало на то, что психологическое содержание внутриличностных конфликтных переживаний имеет высокую степень индивидуальной дифференциации и тем самым определяет уникальность восприятия и интерпретации конкретного человека. Показателем перехода от одного уровня к другому внутриличност-ных трудностей выступает уязвимость к конфликтным отношениям между собой в контексте внутреннего опыта. Характер адаптации ученика определяется внутренней моделью и решается сложностями межличностного опыта, которые формируются в сознании и образуют основу индивидуального опыта.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, социализация, социальная ситуация развития, конфликтующие эмоции, конфликтующие факторы, социальная адаптация, самость, личная активность.

RESEARCH OF INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL

SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

© 2020

Semenova Elena Anatolyevna, 2-year undergraduate student of the School of Arts and Humanities

Department of Psychology and Education Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok Russian Island, NP Ajax, 10, FEFU campus, e-mail: sem_elena_10@mail.ru)

Abstract. The article considers the current state of studying the problem of interpersonal conflict as a factor of adaptation, characterized by the consideration of the relationship of these categories at two levels: intrapersonal conflict is considered as a driving force, a source of self in the process of adaptation, and as a leading indicator of adaptation of complications. The study was conducted using the methodology of G. Taylor, in addition, V. G. Norakidze. It is established that the influence of interpersonal conflict in the process of adaptation depends on self-identification in a complex interaction of external (socially determined) and internal (individual-personal) factors. This indicated that the psychological content of intrapersonal conflict experiences has a high degree of individual differentiation and thus determines the uniqueness of the perception and interpretation of a particular person. An indicator of the transition from one level to another of intrapersonal difficulties is the vulnerability to conflicting relationships among themselves in the context of internal experience. The character of the student's adaptation is determined by the internal model and is solved by the complexities of interpersonal experience, which are formed in the mind and form the basis of individual experience.

Keywords: intrapersonal conflict, socialization, social situation of development, conflicting emotions, conflicting factors, social adaptation, self, personal activity.

ВВЕДЕНИЕ

Правильный, осознанный выбор профессии является залогом успешности человека в профессиональном мире. В современном обществе рынок труда и работодатель требуют профессионала своего дела, эффективного работника. Чтобы соответствовать требованиям, человек должен владеть всеми навыками своей профессии, быть нужным и востребованным специалистом. Во время студенчества человек получает большую часть профессиональных знаний. Профессиональные навыки и умения приходят во время производственной практики. Начала профессионального самоопределения лежит в подростковом возрасте. В этом периоде ребенок задумывается - Кто я? Кем я буду? Какую профессию изберу? Что я могу? В наш век, когда у человека много выбора разных видов деятельности, найти подходящую для себя профессию трудно. Профессиональное самоопределение происходит только тогда, когда есть свобода выбора.

Проблема развития профессионального самоопределения было изучено многими отечественными авторами. Нами были выбраны формулировки Л.Е. Механтьева, М.В. Ретивых.

М.В. Ретивых дает определение: «Профессиональное самоопределение - это интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации

профессиональных намерений и стремлений» [1].

По В.А. Полякову: «Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно-полезного бытия и саморазвития» [2].

«Профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение это процесс, который, так или иначе, сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, самый волнительный и самый важный выбор выпадает именно на подростковый и юношеский возраст. В этот период, вместе с выбором профессии возникает задача определить свой жизненный путь и найти свое место в социальном мире» [3].

По мнению Э.Ф. Зеера: «Важнейшим критерием продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, также умение человека самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и место работы. Ряд этих проблем личность решает в течение всей жизни, так как личность постоянно развивается и меняется, и на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному»[4].

психологические науки

Семенова Елена Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ...

Проанализировав формулировки отечественных исследователей можно сказать, что профессиональное самоопределение имеет большое значение в жизни молодого человека в выборе будущей профессии. С дошкольного возраста начинает закладываться путь к самоопределению ребенка в выборе различных видов деятельности. Играя, в сюжетно-ролевые игры ребенок подсознательно ищет подходящую будущую профессию. Для этого со стороны взрослого должны быть созданы условия для выбора разнообразных видов деятельности. Необходимо взрослым не только организовать деятельность детей, важно предоставить им самостоятельный выбор игры, распределение ролей. В младшем школьном возрасте ребенок начинает знакомиться с миром профессий. Знакомство с профессиями происходит через художественную литературу, экскурсии по производственным местам, встречи с людьми различных профессий. В подростковом возрасте ребенок ищет себя. Подростковый период сам по себе, является сложным переходным возрастом, в этот период важна поддержка со стороны взрослых. В этом возрасте под влиянием различных факторов часто меняется интерес к различным видам деятельности и профессии. Поэтому очень важно провести профориентационные работы в образовательных учреждениях. Профориентационные работы должны произвестись в виде бесед, тестов, знакомств с учебными заведениями и так далее. Еще одну важную роль играет знакомство с рынком труда, в том или ином регионе. Так как некоторые профессии могут быть не-востребованы и недостаточное знание мира профессий усложняет определиться в выборе профессии. После выпуска из школы ребенок должен выйти со сформировавшимся профессиональным самоопределением [5-8]. Чем раньше начинаются работы по ознакомлению с миром профессий, тем меньше можно избегать трудностей и ошибок в выборе профессии. Исходя, из этого можно сказать, что на сформирование профессионального самоопределения важную роль играют образовательные учреждения. Если выбранная профессия не удовлетворяет внутреннее состояние выпускника, то может произойти внутриличностный конфликт.

«Внутриличностный конфликт - конфликт, который личность постоянно производит внутри себя, т.е. носитель внутриличностного конфликта - отдельная личность. В данном типе конфликта участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Конфликты по своей природе являются во многом психологическими и вызываются противоречиями интересов, ценностей и самооценок личности, сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Чаще всего бывают тогда, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы» [9].

Внутриличностный конфликт является одним из глубоких психологических конфликтов, который происходит во внутреннем состоянии человека. По утверждению Волкова Б.С: «Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них» [10].

Проанализировав научную литературу по профессиональному самоопределению и внутриличностному конфликту можно сделать вывод, если человек осознанно выбрал свою будущую профессию, то можно избегнуть это состояние. По статистическим данным, человек 75 % в своей жизни проводит на работе. Если у чело-

века внутриличностный конфликт, связанный с неудовлетворенностью своей работы, то это может привести к конфликтным ситуациям внутри семьи и в обществе. Но внутриличностный конфликт можно разрешить, получив другое образование, другую профессию, сменив место работы, но для этого потребуется время и усилие. Поэтому к выбору профессии нужно относиться ответственно. Но, нельзя сказать, что внутриличнотс-ный конфликт плохо влияет на человека, есть и плюсы. Ошибка в выборе профессии может закалить внутреннее состояние человека, дать мотивацию для изучения новых возможностей, подтолкнуть в новым свершениям. Внутриличностный конфликт не всегда связан с профессиональным самоопределением, он может произойти, когда угодно и в любых обстоятельствах, каждый внутриличностный конфликт дает жизненный опыт.

«Правильный выбор профессии - залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать внутриличностный конфликт и облегчить его разрешение» [11].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования являлось изучение внутрилич-ностных конфликтов в структуре профессионального самоопределения студентов ВУЗа.

Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Базой исследования был Дальневосточный федеральный университет в Приморском крае, города Владивосток. В исследовательской работе приняли участие 51 студентов, из них 22 студенты первого курса, 29 студенты 4 курса из разных школ.

Нами изучались «Динамика ценностных ориентаций методика М.Рокича»[12], методика «Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)»[13].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы исследовали уровень тревожности с помощью методики диагностики «Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор)

Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде гистограммы на рисунке 1 и 2.

9% ■ очень высокий уровень

тревожности

27% ■ высокий уровень

23% тревожности

■ средний (с тенденцией к

высокомо)

■ средний (с тенденцией к

низкому)

18%

23% ■ низкий уровень

тревожности

Рисунок 1 - Диаграмма, результаты методики «Личностная шкала проявлений тревоги» 1 курс

По данной диаграмме видно, что у студентов преобладает очень высокий уровень тревожности 6 (27%). Большинство процентов приходится на средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности 5 (23%) и на средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности 5 (23%). На втором месте идет высокий уровень тревожности 4 (18%). Низкий уровень тревожности в группе также присутствует 2 (9%).

По данной диаграмме видно, что у студентов преобладает очень высокий уровень тревожности 7 (27%) и средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности 7 (27%). Большинство процентов приходится на средний и на средний (с тенденцией к низкому) уровень

Semenova Elena Anatolyevna RESEARCH OF INTRAPERSONAL ..

psychological science

тревожности 6 (17%). Высокий уровень тревожности 4 (14%). Низкий уровень тревожности в группе также присутствует 5 (17%).

Рисунок 2 - Диаграмма, результаты методики

«Личностная шкала проявлений тревоги» 4 курс

По тесту Милтона Рокича нами были получены следующие результаты: 87% студентов ДВФУ 1 курса и 69% студентов 4 курса не было выявлено стремление реализовать свои умения и навыки на практике, у них не присутствовал показатель самостоятельности, уровень реализации опыта на практической деятельности низкий.

Необходимо отметить тот факт, что важным условием является способность обладать автономностью и самостоятельностью, когда человек берет на себя ответственность решение своих проблем и поступков, умение самостоятельно разрешать возникшие проблемы. Данные критерии оценивались по шкале «принятие решения» и составили рост на 27% (37%) соответственно для каждой выборки респондентов.

Были выделены небольшое изменения по шкале «планирования», в конце учебного года у студентов 4 курса выработались умения анализировать и прогнозировать определенные моменты, образовывать взгляды о прошлом, нынешнем и будущем.

Изучив шкалу «эмоциональное отношение», которая показывает общий эмоциональный и жизненный настрой, преодоление отрицательных эмоций, были выявлены средние показатели 52% (56%) - для первокурсников, и студентов 4 курса, которые имели незначительные положительные сдвиги за учебный год 0=3,84, р< 0,04). В то же время, можем отметить положительную тенденцию роста, соответствующее увеличение умений по предотвращении трудных жизненных ситуаций, снижение степени фрустрации в отношении будущего у студентов 1 курса 64% против студентов 4 курса (79%) 0=4,32, р< 0,05) .

При составлении анализа, было сделано сравнение средних значений (в конце 1 и в конце 4 курсов) по каждой шкале в отдельности с помощью Т-критерия Стьюдента (для зависимых выборок). Каждая шкала показало отдельные статистически значимые положительные изменения. Разбор анкеты жизненного и профессионального самоопределения учащихся и методики М. Рокича, разрешил утвердить выводы изменении вышесказанных уровней. Выросло количество студентов, осведомлённых на освоение будущей профессии в соответствии желаниями, интересами и интеллектуальными, практическими способностями, к концу учебного года составил 15 %, а у 4 курсов 21 %.

Среди приоритетных ценностей студенты на первый план выдвинули продуктивность жизни (максимально достаточное применение своих способностей, возможностей, желаний и сил). За период чуть меньше года область интересов студентов из обеих курсов ДВФУ расширилась и была представлена, в основном в аспектах юриспруденции, экономики, медицине. Нами прослеживается тенденция в том, что в своем профессиональном планировании, обучаясь в ВУЗе, ориентируются на те учреждения, которые есть в ДВФУ. Но, тем не менее,

по окончании ВУЗа они стараются выехать за пределы ДВФУ, в центральные города.

В юности, как правило, материальный фактор развития не является ведущим, а возможность саморазвития и самосовершенствования является более значимой в иерархии ценностей студентов. В нашем исследовании более 70% респондентов в обеих курсах на одном из первых мест указали фактор социальной значимости будущей профессии и материальный фактор вместе.

В ходе анализа жизненных ценностей (методика М. Рокича) среди учащихся 1 курсов и 4 курсов (по 80 респондентов в обеих группах) нами подчеркнуты следующие терминальные ценности - крепкое здоровье, социализация, крепкая семейная жизнь, друзья, высокая самооценка.

В конце учебного года студенты 4 курса научились соответствующе рассматривать социальные и психологические факторы профессионального выбора. Соответствие профессиональных требований, развитие задатков личности играют важную роль и востребованы на современном рынке труда.

Высокий уровень тревожности и ощущение социальной слабости большей части опрошенной нами студентов 1 курса (73%) проявляется при оценивании разных направлений общественных отношений и условий труда, студенты большое внимание обращают на субъективные факторы, как дружелюбный коллектив и компетентный преподаватель. Хотя, с другой стороны, такие ответы являются подтверждением того факта, что одной из основных социальных потребностей студентов, движущим фактором ее развития является переживание чувства принадлежности к тому или иному сообществу или референтной группе, создающей условия для ее личностного и профессионального самоутверждения.

В нашем исследовании в вопросе выбора профессии на мнение родителей и родственников ориентируются все 100% опрошенных в обеих группах, порядка 30% опрошенных склонны связывать профессиональный выбор со своими способностями, никто из опрошенных не связывает свой профессиональный выбор с научными основами и закономерностями профориентации в подростковом и юношеском возрасте. Около 5% (2%) соответственно в 1 курсе и 2 курсе не ответили на вопрос о том, в какой фирме или учреждении они бы хотели работать

ВЫВОДЫ

Изучив и проанализировав научную литературу, мы пришли к такому выводу, что лучше всего профессиональное самоопределение происходит в подростковом и юношеском возрастах. Большую роль в выборе профессии играют ближайшее окружение и образовательные учреждения. Внутриличностный конфликт не всегда негативно влияет на человека, может закалить характер, поменять мировоззрение.

Результаты исследовательской работы показали, что большинство студентов имеют средний уровень профессионального самоопределения, но низкий уровень тоже присутствует. После выпуска большинство студентов с низким уровнем профессионального самоопределения не пойдут работать по специальности. Это будет огромным минусом для выпускающего учреждения. Поэтому следует заранее выявить уровень сформированности профессионального самоопределения студентов и провести психолого - педагогическую работу с такими студентами.

Высокий уровень рефлексивных процессов, стремление к самостоятельному разрешению психологических противоречий позволяет студенту преодолевать пережитые столкновения, качественно изменяя свою профессиональную деятельность. В целом мы провели качественный анализ результатов, который позволяет сделать вывод о том, что высокий внутриличностный конфликт является определяющим фактором профессионального становления и развития студентов._

психологические науки

Семенова Елена Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хорева С.А., Онуфриева В.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников //Глобальный научный потенциал. 2018. № 7 (88). С. 37-40.

2. Механтьева Л.Е. Актуальность работы по мотивированию студентов на формирование профессиональной компетентности // Медицина катастроф: обучение, наука и практика сборник материалов Научно-практической конференции. 2015. С. 104-105.

3. Семенова Е.А. Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения // Colloquium-journal. 2020. №2(64). С. 159-160.

4. Негрий В.А. Психолого-педагогическая поддержка научно-профессионального самоопределения студентов (на материале работы со студентами-физиками) // Гуманизация образования. 2019. № 5. С. 124-138.

5. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

6. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 86-88.

7. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156/

8. Бекоева М.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-8.

9. Лесина О.В. Аксиологический подход в исследовании профессионального самоопределения студентов - будущих специалистов атомной отрасли // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. № 8. С. 335-343.

10. Вагина В.О., Кочетов Р.Г. Внутриличностный конфликт. конфликт по Зигмунду Фрейду // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 40-42.

11. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы»//Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387-399.

12. Рокич, М.Методика «Ценностные ориентации» /М. Рокич. — Москва // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. — Москва : Эксмо, 2009. — С. 26-28.

13. Тейлор Д. Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, адаптация В.Г.Норакидзе) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С.126-129.

Статья поступила в редакцию 29.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.