Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания'

Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1498
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / INTRAPERSONAL CONFLICT / ПРОТИВОРЕЧИЕ / CONTRADICTION / ПСИХОСИНТЕЗ / PSYCHOSYNTHESIS / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печерский Юрий Иванович, Елисеев Владимир Константинович

В статье анализируются проблемы диагностики и коррекции внутриличностного конфликта студентов педагогических вузов. Представлен краткий обзор подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены ключевые вопросы проблемы внутриличностного конфликта студентов-педагогов, в частности природа, виды внутриличностного конфликта, условия его коррекции. Доказано, что сущность внутриличностного конфликта связана с борьбой мотивов, идей, целей, ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Печерский Юрий Иванович, Елисеев Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF INTRAPERSONAL CONFLICTS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES AS A WAY TO PREVENT THEIR PROFESSIONAL BURNUP

The article analyzes the problems of diagnostics and correction of intrapersonal conflict of students of pedagogical institutes. The author presents a brief review of approaches to the problem in the foreign and national psychology. The authors investigate the key issues of intrapersonal conflict of students-teachers, in particular the nature, types of intrapersonal conflict, and the conditions for its correction. It was proved that the essence of the intrapersonal conflict connected with the fight of motives, ideas, goals and personality values.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания»

УДК 159.923

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Ю.И. Печерский, В.К. Елисеев

Аннотация. В статье анализируются проблемы диагностики и коррекции внутриличностного конфликта студентов педагогических вузов. Представлен краткий обзор подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены ключевые вопросы проблемы внутриличностного конфликта студентов-педагогов, в частности - природа, виды внутриличностного конфликта, условия его коррекции. Доказано, что сущность внутриличностного конфликта связана с борьбой мотивов, идей, целей, ценностей личности.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, противоречие, психосинтез, коррекция, профессиональная адаптация.

THE DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF INTRAPERSONAL CONFLICTS

OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES AS A WAY

TO PREVENT THEIR PROFESSIONAL BURNUP

Y. Pechersky, V. Eliseev

Abstract. The article analyzes the problems of diagnostics and correction of intrapersonal conflict of students of pedagogical institutes. The author presents a brief review of approaches to the problem in the foreign and national psychology. The authors investigate the key issues of intrapersonal conflict of students-teachers, in particular the nature, types of intrapersonal conflict, and the conditions for its correction. It was proved that the essence of the intrapersonal conflict connected with the fight of motives, ideas, goals and personality values.

Keywords: intrapersonal conflict, contradiction, psychosynthesis, correction, professional adaptation.

Практическая значимость изучения диагностики и коррекции внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза сегодня не подвергается сомнению. Это определено тем, что в контексте будущей профессиональной деятельности студентов проблемы внутриличностных конфликтов являются наиболее значительными в связи с ростом конфликтогенности современной жизни. Источник их появления содержится не только в закономерных глубинных трансформациях ценностно-нормативных основ постоянно развивающегося общества, но и в специфических трудностях «взросления» и освоения профессии, обусловленных

конкретным периодом жизни молодых людей -студенчеством. Особенно важна эта проблема у студентов педагогических вузов, для которых от умения разрешать внутриличностные конфликты зависит практический успех будущей трудовой деятельности. Именно поэтому решение данной проблемы - одна из важнейших задач современной науки.

Анализ литературы, посвященной данной теме показал, что она раскрыта сегодня лишь частично.

Акцент на возрастном развитии в изучении внутриличностных конфликтов периода поздней юности - студенчества ставится в работах Н.Е. Герасимовой, Л.Е. Орбан-Лембрик, Г.М. Дубчак.

Проблемам профессионализации посвящены исследования Г.В. Ложкина, Е.Е. Симанюка, Н.В. Чепелевой и др.

Так, современные психологические исследования ситуации профессионального созревания молодых людей в студенческий период свидетельствуют о повышении социально-ролевой неоднозначности, сложности социально-психологических задач освоения профессии педагога, подчеркивают неминуемую обусловленность их решения факторами переживания внутренней конфликтности, психологической дезориентации,

эмоционального дискомфорта [2, с.28].

Внутриличностный конфликт в психологии определяется как феномен интрапсихической природы, имеющий разнокачественные и разноуровневые проявления [1].

В качестве теоретического конструкта, который объясняет психологические особенности процесса адаптации студента к будущей профессиональной деятельности (профессиональной социализации),

внутриличностный конфликт раскрывает специфику субъективного отображения неравномерности личностного развития [5, с.45].

Влияние внутриличностных конфликтов на профессиональную социализацию зависит от самоопределения личности в условиях сложного взаимодействия внешних (социально

детерминированных) и внутренних

(личностных) факторов [6;8]. Вопросы четкого выделения роли внутренних и внешних факторов возникновения внутриличностного конфликта, перехода его в негативную критическую фазу остаются

малоисследованными. Перспективным для исследования внутриличностного конфликта как фактора профессиональной социализации является ситуационный подход (А. Анцупов, Л.Ф. Бурлачук, Н. Эндлер, ЕЮ. Коржова, Д. Магнуссон, А. Шипилов), предусматривающий рассмотрение системы «человек-социум» с точки зрения ситуационного взаимодействия. Основу понимания сущности ситуационного взаимодействия составляет идея о решающем значении именно субъективного отношения к ситуации, которое специфично определяет ее содержание и позволяет классифицировать жизненную ситуацию как сложную, проблемную, конфликтную, кризисную [3;4].

В структуре конфликтогенного поля профессиональной социализации студентов-педагогов существуют два взаимосвязанных блока проблем: внешнедетерминированные внутриличностные осложнения, связанные с профессионализацией (обучение, отношения с преподавателями) и

внутридетерминнированные, связанные с сохранением внутренней гармоничности: «внутреннее Я», «Я-Коммуникативное», «отношения с лицами противоположного пола» [7]. Сравнительный анализ структуры корреляционных взаимосвязей конфликтных переживаний на осознанном и неосознанном уровне иллюстрирует тот факт, что роль структурообразующего конфликтогенного

фактора, независимо от уровня осознания, играют переживание слабости «внутреннего Я» и «^-Коммуникативного» [10].

Главный смысловой контекст проблем в отношениях с однокурсниками представляет переживание неудовлетворенности статусом в группе («однокурсники недооценивают меня», «...прохладно относятся ко мне»). Конфликтные переживания относительно отношений с противоположным полом также связаны с коммуникативными привычками («тяжело понять мотивы современных девушек (юношей)», «неуверенность при общении, скованность»).

Содержание проблемы «обучение» определяется тремя взаимосвязанными контекстами, отображающими проблемы самодисциплины («не хватает настойчивости», «лень и незаинтересованность в получении знаний»); сложностью университетского

обучения («обучение дается тяжело, предметы слишком сложные», «подготовка занимает много времени») и отсутствием перспективности и творческого самовыражения в обучении («большинство предметов не нужны в будущем», «обучение не предусматривает творческого подхода»).

Существенную роль в определении характера переживания внутриличностного конфликта играют индивидуально-

психологичные ресурсы личности студента-педагога. Достоверность критического типа переживания внутриличностного конфликта у студентов младших курсов возрастает с понижением показателей таких индивидуально-психологичных качеств как эмоциональная уравновешенность, широта, смелость и непринужденность межличностных контактов, повышенная тревожность, эмоциональная чувствительность, романтичность и

нормативность поведения. У студентов-старшекурсников критический тип переживания внутриличностных конфликтов связан с интеллектуальной активностью,

проникновенностью и тактическим мастерством общения на фоне высокой коммуникативной активности и мотивационной напряженности. Независимо от курса обучения, критический тип внутриличностного конфликта характеризуется высоким показателем переживания старшего «психологического возраста» и низким показателем самореализованности в жизни, указывающей на переживание студентами кризиса бесперспективности [9].

Отбор средств и разработку программы коррекции внутриличностных конфликтов следует проводить с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи, специфики социальной ситуации развития, особенностей процессов социально-

психологической адаптации в зависимости от этапа обучения в высшем учебном заведении. Согласно выделенным типичным

внутриличностным осложнениям в

студенческом возрасте, а также с учетом особенностей их перехода в критические формы во внутриличностной конфликтности, стоит определять психологические механизмы, которые помогли бы студентам преодолеть негативные эффекты внутренней

конфликтности, блокирующие успех в будущей профессиональной деятельности, расширили личностные возможности модификации внутриличностных конфликтных как площадки для продуктивного саморазвития и самореализации. Так, оптимизация внутренних ресурсов положительного самоотношения

предусматривает активизацию у студентов-педагогов направленности на самопознание, формирование чувства внутренней уверенности, доверия к себе путем анализа сильных и слабых сторон собственной личности, овладение психотехническими приемами создания положительного образа «Я». Повышение стрессоустойчивости предусматривает

расширение знаний студентов о чувственной и эмоциональной сфере, формирование привычек эмоциональной саморегуляции. Приоритетным в развитии коммуникативной культуры студентов является формирование привычек

коммуникативной самопрезентации,

конструктивного общения.

Таким образом, внутриличностный конфликт как сложный и многофункциональный психологический механизм трансформации индивидуального опыта существенно определяет характер профессиональной адаптации будущего педагога в студенческом возрасте. Внутриличностный конфликт является

Литература

1. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: ПИТЕР, 2007. -288 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика / Р. Ассаджиоли. - М.: Refl-book, 1994. - 314 с.

3. Зайцев А.Г. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа / А.Г. Зайцев, В.А. Ткачук, А.А. Ткачук // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 915916.

4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. -335 с.

5. Конфликтология / А.Я. Кибанов и др. - М.: Инфра-М, 2005. - 302 с.

6. Никитина Е.В. Внутриличностный конфликт

как важным, необходимым психологическим механизмом трансформации личности в социальной ситуации овладения профессией и выступает как специфическая субъективная форма отображения противоречий между запросами и ситуациями социально-культурной действительности и личностными нуждами и ресурсами студентов-педагогов.

Рассмотренные вопросы не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективу дальнейших исследований по указанной проблеме составляют вопросы определения факторов и условий профилактики внутриличностных конфликтов студентов-педагогов, обусловленных дефицитом партнерских отношений с преподавателями и ровесниками, дефицитом личностного и профессионального самоопределения,

разработка программ психологической адаптации студентов младших и старших курсов.

в период студенчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/artide/2102

7. Никуленкова О.Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Никуленкова Ольга Евгеньевна. - Пятигорск. - 2009. - 22 с.

8. Педагогическая психология. - Челябинск: ЮУрГУ, 1999. - 120 с.

9. Ткачук В.А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза / В.А. Ткачук, А.А. Ткачук // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 1036-1038.

10. Хасан Б.И. Психология конфликта / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

Сведения об авторах:

Печерский Юрий Иванович (г. Липецк, Россия), соискатель кафедры психологии Липецкого государственного педагогического университета, полицейский, ОБ ШЮП УMBД России по городу Липецку, e-mail: [email protected]

Елисеев Владимир Константинович (г. Липецк, Россия), доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Института психологии и образования, ФГБОУ BПO «Липецкий государственный педагогический университет».

Data about the authors:

Y. Pechersky (Lipetsk, Russia), doctoral candidate at the Department of Psychology of Lipetsk State Pedagogical University, policeman of Separate Battalion of Patrol-Guard Service of the Police of the Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Lipetsk, e-mail: [email protected]

V. Eliseev (Lipetsk, Russia), doctor of education, candidate of psychological sciences, full professor, head of the Department of Psychology, Psychology and Education Institute, Lipetsk State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.