Научная статья на тему 'ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / INTRAPERSONAL CONFLICT / SOCIAL-PHYCOLOGICAL COMPETENCY / PERSON'S SELF-DETERMINATION / INNER ANXIETY / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Ксения Андреевна

Рассмотрены вопросы современного состояния изучения проблемы внутриличностного конфликта как фактора социально-психологической компетенции. Определено, что влияние внутриличностного конфликта на формирование социально-психологической компетенции зависит от самоопределения личности в условиях сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Отмечено, что психологическое содержание внутриличностных конфликтных переживаний имеют высокую степень индивидуальной дифференциации и тем самым определяют уровень тревожности конкретного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Бирюкова Ксения Андреевна

Аннотация. Рассмотрены вопросы современного состояния изучения проблемы внутриличностного конфликта как фактора социально-психологической компетенции. Определено, что влияние внутриличностного конфликта на формирование социально-психологической компетенции зависит от самоопределения личности в условиях сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Отмечено, что психологическое содержание внутриличностных конфликтных переживаний имеют высокую степень индивидуальной дифференциации и тем самым определяют уровень тревожности конкретного человека.

Abstract. There were considered the problems with modern state of the issue's exploring about intrapersonal conflict as a factor of social-phycological competency and were defined that intrapersonal conflict's influence at social-phycological competency depends on person's self-determination in a external and internal factors' complex interaction. Also it was noted that phycological essence of intrapersonal conflict's experience contain individualization and differentiation's high degree which defines the level of particular man's anxiety.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, социально-психологическая компетенция, самоопределение личности, внутренняя тревожность, юношеский возраст.

Keywords: intrapersonal conflict, social-phycological competency, person's self-determination, inner anxiety, youthful age.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути, поскольку формируется и реализуется в обществе. В целом поведение личности отражает объективные закономерности окружающей среды. Современные психологические исследования ситуации развития личности в юношеском возрасте указывают на повышенную внутреннюю тревожность, подчеркивают неизбежную обусловленность ее решения моментами переживания внутренней конфликтности, психологической дезориентированное™, эмоционального дискомфорта. Именно социальная среда, в первую очередь, влияет на формирование тех или иных качеств личности и именно этот необходимый набор качеств и характеристик способствует формированию социально-психологических компетенций, необходимых для полноценной адаптации индивида в обществе.

Одной из главных задач современного общества является формирование именно такой социально-психологической компетентности лиц юношеского возраста, которая смогла бы обеспечить актуальную и будущую реализацию их профессионального и личностного потенциала. Актуальность проблемы выявления и прогнозирования характера влияния внутриличностных конфликтов на формирование социально-психологической компетентности у студентов обусловлена тем, что требует решения вопросов, связанных не только с поиском путей устранения или предотвращения кризисных форм тревожности, но и с выделением условий эффективного использования индивидом положительного потенциала переживаний внутриличностного конфликта.

Проблема внутриличностного конфликта в контексте социально-психологической компетентности студентов приобретает особое значение из-за роста конфликтогенных факторов современной жизни. Источником их возникновения выступают не только закономерные глубинные трансформации социокультурных основ общества, но и специфические трудности перехода от подросткового периода развития к пероду юношеского «взросления», которые обусловлены формированием конкретных компонентов социально-психологической компетентности в период студенчества.

К вопросам внутриличностного конфликта как психического функционирования личности обращаются Ф. Тайсон и Р. Тайсон [4], указывая на то, что на протяжении всей жизни человеку постоянно бросают вызов диссонанс и несовместимость. Полноценная жизнь человека и его развитие, как утверждал В. Э. Франкл [6], непосредственно зависят от внутриличностных конфликтов, так как внутренняя борьба индивида и сама жизнь являются постоянным разрешением противоречий.

Первым, кто в русской психологии выдвинул проблему взаимосвязи тревожности и внутриличностного конфликта был В. Н. Мясищев [2]. Ученый определял внутриличностный конфликт, как особенное сочетание объективных и субъективных факторов, которое не соблюдает значимые отношения личности и то, что способствует устойчивому переживанию эмоционального напряжения. Долговременное собирание внутреннего конфликта содействует сохранению и ужесточению тревожности [1].

Исходя из актуальности исследования внутриличностных конфликтов как фактора социально-психологической компетентности студентов, нами было проведено исследование среди 110 студентов (53 юноши и 57 девушек) в возрасте от 17 до 22 лет Московского гуманитарного университета. Исследование проводилось в онлайн-групповом режиме на основе платформы ВК. Цель данного исследования была

направлена на выявления особенностей внутриличностных конфликтов в контексте социально-психологической компетентности среди молодежи и их влияния на проявление тревожности. Для исследования нами была выбрана методика диагностики самоотношения (МИС) В. В. Столина и С. Р. Пантелеева [5]. Данная методика позволяет выявить три уровня самоотношения испытуемых, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении своего «Я» [3]:

В результате исследования на несогласованном среднем уровне системообразующего компонента самоотношения установлено 27,32% исследуемых респондентов (второе место). Им свойственно осознание дифференциации положительных и отрицательных сторон самоотношения, однако неустойчивость самоотношения в других его составляющих вызывает их колебания и уменьшение интегрального «Я» (шкала S) между ними (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика глобального самоотношения у лиц юношеского возраста

17-22 года. Шкала S глобального Я

Уровни Юноши (53) Девушки (57)

Абс. % Абс. %

Высокий 26 49,2 31 55,1

Средний 15 27,9 14 24,6

Низкий 12 22,9 12 20,3

В результате исследования было выявлено, что индикатор глобального самоотношения свидетельствует об уменьшении этого показателя у девушек на среднем уровне (24,6%) по сравнению с юношами (27,9%), а также на низком уровне соответственно (20,3% и 22,9%). Однако, высокий уровень показателей у девушек практически на 6% выше, чем у юношей (55,1% и 49,2 соответственно).

Результаты диагностики внутренней конфликтности по данной методике показали ее значимые взаимосвязи со шкалами самовосприятия (г = -0,20; p = 0,003), самоценности (г = -0,38; p = 0,000 ) и самопривязанности (г = -0,23; p = 0,001) в исследуемых с низким уровнем социально-психологической компетентности.

Отрицательные корреляции между ними указывают на то, что при росте внутренней конфликтности уменьшается интерес личности к своему внутреннему миру, что приводит к снижению уверенности в себе, рост неудовлетворенности собой, уменьшение открытости, увеличение критичности в осознании себя. Обнаружена отрицательная корреляция между внутренней конфликтностью и самоуважением (г = -0,36; p = 0,000), что означает снижение у личности способности влиять на обстоятельства, низкую саморегуляцию, снижение активности в достижении поставленных целей при росте внутренней конфликтности.

Распределение испытуемых по уровню социально-психологической компетентности в соответствии со степенью проявления внутриличностных конфликтов, определенного по показателям внутреннего дискомфорта, эмоциональных состояний и внутренней конфликтности респондентов способствовало выявить, что среди респондентов преобладает невыраженная степень проявления внутриличностных конфликтов (51,3%) при высоком и среднем уровне социально-психологической компетентности. Деструктивная и выраженная степень проявления внутриличностных конфликтов находится практически на одном уровне (22,7% и 26,0% соответственно) и распределена между респондентами со средним и низким уровнями социально-психологической компетентности (табл. 2).

Таблица 2

Дифференциация выборки по уровню социально-психологической компетентности в соответствии

со степенью проявления внутриличностных конфликтов

Степень проявления внутриличностных конфликтов Уровни социально-психологической компетентности

высокий средний низкий всего

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Деструктивная - - 13 11,8 12 10,9 25 22,7

Выраженная 3 2,3 7 5,0 23 18,7 53 26,0

Невыраженная 27 24,5 25 26,8 - - 32 51,3

Всего 30 26,8 45 43,6 35 29,6 110 100

Следует отметить, что среди респондентов с высоким уровнем социально-психологической компетентности деструктивная степень проявления внутриличностных конфликтов не выявлена. Кроме того, невыраженная степень проявления внутриличностных конфликтов отсутствует у респондентов с низким уровнем социально-психологической компетентности.

Таким образом, данные теоретического и эмпирического исследования позволили выявить, что формирование социально-психологической компетенции студентов является сложным социально обусловленным явлением, для которого характерно диалектически противоречивое единство трех уровней

поведения: биологического, психологического и социального при ведущей определяющей роли последнего. Социально-психологическая компетентность вызывается изменениями взаимодействия индивида с окружающей средой и определяет структурные составляющие модели внутриличностного конфликта как следствия тревожности личности.

Полученные данные не исчерпывают всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективу дальнейших исследований по данной проблеме составляют вопросы определения факторов и условий профилактики тревожности на фоне внутриличностных конфликтов студентов, разработка программ психологического сопровождения лиц юношеского возраста в процессе формирования у них социально-психологической компетентности и конструктивных способов решения этих конфликтов.

Список литературы

1.Кузнецова В. А. Г. Зиммель и З. Фрейд об истоках зарождения конфликта // Juvenis scientia. - 2016. - №2. - С. 90-93.

2.Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 158 с.

3.Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. - М.: АСТ ; Хранитель ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.

4.Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. - М.: Когито-Центр, 2006. - 407 с.

5.Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Бахрах-М, 2001. -128 с.

6.Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ

Шкляева Д. С.

Московский гуманитарный университет

Аннотация. В статье рассматриваются теории, подходы к исследованию психологической границы личности.

Ключевые слова: психологическая граница личности, интериоризация, и экстериоризация.

Проблемой психологической границы занимались представители философской, психологической и психотерапевтической практики. Как правило, в литературе встречается разная терминология, характеризующая данное понятие, например, «граница жизни и граница Я- чувства», «контактная граница», «энергетическая граница», «граница Я»», «внутренняя граница», «внешняя граница» и т.д.

В отечественной психологии термин «психологической границы личности» стал использоваться относительно недавно. Феномен психологические границы личности в последние десятилетия стал прямым предметом исследований российских психологов (А.Ш. Тхостов, С.К. Нартова- Бочавер, Ю.М. Плюснин, Т.В. Пивненко, Е.О. Шамшикова, Т.С. Леви (методику которой мы рассмотрим наиболее подробно) и др.).

Ю.М. Плюснин также исследует территориальные границы, взаимосвязь особенностей пространственного ежедневного поведения детей и структуру их социального взаимодействия (Леви, 2007).

Е.О. Шамшикова подвергает рассмотрению границы Я в ключе функции личности, которые направлены на отграничение «своего собственного» (того, что принадлежит «Я» и может контролироваться) от «иного» (того, что не принадлежит «Я».

С.К. Нартова - Бочавер исследует понятие личностной суверенности, автономии.

Психологические границы рассматриваются ею в рамках концепции психологического пространства личности, что является более широким понятием. Автор выделяет 6 измерений суверенности психологического пространства личности: суверенность физического тела, суверенность территории, суверенность личных вещей, суверенность привычек, суверенность социальных связей и суверенность вкусов (ценностей).

А.Ш. Тхостов и Д.А. Бескова развивают идеи психологии телесности и связывают развитие человеческого самосознания с физической изоляцией себя от внешнего мира, стимулируя его пространственную границу (поверхность тела). Телесность в этом случае-это то, что воспринимается человеком, связанным с его личностью, в отличие от внешнего пространства (Бескова, Тхостов, 2006).

Понятие «ego-boundaries» было введено В. Тауском в 1912 г. для описания изменений в ощущении себя у больных шизофренией (Нартова-Бочавер, 2003). По его мнению, в формировании границ Я решающую роль играет ранний телесный опыт. Позже взгляды В. Тауска развивал П. Федерн, который понимал границы личности как своего рода орган чувств, который отличает то, что является частью личности в этот момент, от всех других психических элементов, в то время как границы личности могут расширяться и сжиматься (Маргарет, Пайн, Бергман, 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.