Научная статья на тему 'Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения студентов'

Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
Внутриличностный конфликт / профориентация / профессиональное самоопределение / психологические особенности личности / молодежь. / Intrapersonal conflict / professional orientation / professional self-determination / psychological characteristics of the individual / yout.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Е. А.

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью, из-за всего этого современный человек испытывает внутриличностный конфликт при выборе пути своего профессионального самоопределения. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.. Целью статьи является исследование степени внутриличностного конфликта в структуре профессионального самоопределения студентов Вуза. Предпринята попытка определить, у каких групп студентов чаще наблюдался внутриличностный конфликт, насколько влияет внутриличностный конфликт на выбор профессии, и как они справились с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The Article is devoted to the problem of professional self-determination of young people. Since the professional future of a person in a post-industrial society is characterized by uncertainty and dynamism, individual career paths are highly variable and multidimensional, because of all this, a modern person experiences an intrapersonal conflict when choosing the path of their professional self-determination. In this regard, the study of the psychological features of these processes becomes very relevant. Based on the methods, the study of the degree of intrapersonal conflict in the structure of professional self-determination of students was conducted. An attempt is made to determine which groups of students were more likely to experience intrapersonal conflict, how much intrapersonal conflict affects the choice of profession, and how they coped with it.

Текст научной работы на тему «Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения студентов»

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

УДК 159.9.07 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10132 Семенова Е.А., магистрант II курса Школы искусств и гуманитарных наук Департамента психологии и образования ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток Semenova E.A. sem_elena_10@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью, из-за всего этого современный человек испытывает внутриличностный конфликт при выборе пути своего профессионального самоопределения. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.. Целью статьи является исследование степени внутриличностного конфликта в структуре профессионального самоопределения студентов Вуза. Предпринята попытка определить, у каких групп студентов чаще наблюдался внутриличностный конфликт, насколько влияет внутриличностный конфликт на выбор профессии, и как они справились с ним.

Summary

The Article is devoted to the problem of professional self-determination of young people. Since the professional future of a person in a post-industrial society is characterized by uncertainty and dynamism, individual career paths are highly variable and multidimensional, because of all this, a modern person experiences an intrapersonal conflict when choosing the path of their professional self-determination. In this regard, the study of the psychological features of these processes becomes very relevant. Based on the methods, the study of the degree of

intrapersonal conflict in the structure of professional self-determination of students was conducted. An attempt is made to determine which groups of students were more likely to experience intrapersonal conflict, how much intrapersonal conflict affects the choice of profession, and how they coped with it.

Ключевые слова: Внутриличностный конфликт, профориентация, профессиональное самоопределение, психологические особенности личности, молодежь.

Keywords: Intrapersonal conflict, professional orientation, professional self-determination, psychological characteristics of the individual, yout.

Введение

В качестве актуальности выбранной темы исследования можно обозначить огромную значимость выбора будущей профессии в жизни человека. Профессиональная деятельность дает возможность человека реализовать свой потенциал, жить в гармонии с социумом, расти как личность и профессионал, развивая свои способности. Профессиональное самоопределение происходит как правило в юношеском возрасте как часть процесса взросления и социализации личности. В этот период происходит фактическое принятие решения о будущей профессиональной деятельности. Однако вместе с тем личность выбирая свою будущую профессию испытывает и внутриличностный конфликт, обусловленный внутренними переживаниями. Это этап, при котором важно не просто выбрать направление будущей профессиональной подготовки, а сопоставить свой выбор с интересами, склонностями, мотивацией, ценностными ориентациями, способностями, темпераментом, состоянием здоровья, потребностями общества, рынка в той или иной профессии. Неверный первичный профессиональный выбор может затруднить процесс социализации, профессионализации личности, привести в дальнейшем к кризисам профессионального становления и не всегда конструктивным способам преодоления данных кризисов. Все эти факторы провоцируют определенный стресс при профессиональном самоопределении личности. Все эти тезисы подкрепляют актуальность изучения проблемы внутриличностного конфликта при профессиональном самоопределении[1].

Профессиональное самоопределение личности затронута в работах Абульхановой-Славской К.А., Божович Л.И., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Кудрявцева В.Т., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., и др. Сущностью профессионального самоопределения по мнению Н.С. Пряжникова является поиск и нахождение личностного смысла в трудовой деятельности.

Внутриличностным конфликтом принято считать - конфликт происходящий в внутреннем сознании личности, то есть носитель внутриличностного конфликта это отдельная личность. По мнению Болотовой А.К., внутриличностным конфликтом принято считать - конфликт происходящий в внутреннем сознании личности, то есть носитель внутриличностного конфликта это отдельная личность. Внутриличностный конфликт - выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения[2].

Одним из первых заговорил про внутриличностный конфликт З. Фрейд, который выделил три структуры личности - Оно, Я и Сверх Я, он считал что между аффективным, животным Оно и социальным, моральным Сверх Я всегда существую противоречия, которые либо уравновешиваются Я, либо переходят в невротические состоянии. Зеейер Он считал, что внутрилчнотсный конфликт это детерминантное психическое расстройство личности[3].

Рассматривая внутриличностный конфликт, можно прийти к выводу что у каждого автора своя точка зрения на это понятие.

Наш научный интерес захватывает область раскрытия специфики внутриличностного конфликта в структуре профессионального самоопределения. Конфликт не людей, и даже не одного человека, это конфликт его внутренних противоречий, его внутренних сомнений, всевозможные факторы внутреннего мира человека, кажущиеся или являющиеся несопоставимыми в его сознании с его точки зрения: это могут быть всевозможные противоречия в потребностях, мотивах, ценностях, чувства и т.п. Данный конфликт имеет два вида функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Конфликты по своей натуре являются во многом психологическими и вызываются противоречиями интересов, ценностей и самооценок личности, сопровождаются эмоциональным напряжением и неблагоприятными переживаниями сложившейся ситуации. В большинство случаев бывают тогда, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы[4].

Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения один из самых распространенных внутренних конфликтов

который испытывает человек. Находясь на перепутье любому человеку свойственно испытывать стресс. Особенно при выборе будущей профессии, ибо этот выбор определяет дальнейшую судьбу человека, выбор который определяет путь по которому сложится дальнейшая судьба человека. Все эти факторы, и главное ответственность и необходимость принятия решения, заставляют индивидуума испытывать внутриличностный конфликт. Чаще всего личность боится либо переоценить свои способности, либо наоборот недооценить их.

Студенты, как в любом государстве, так и в России, - это ресурс общества, который уже пять лет позволит поднять экономику, сохранить и развить личностный, интеллектуальный и профессиональный потенциал общества, а также обеспечить достойную жизнь своему народу. Но, в результате мирового кризиса, неэффективных рыночных реформ именно молодежь оказалась наименее защищенной частью населения.

Разрушение многих отраслей производства и неадекватная оплата труда в разных секторах экономики до предела ограничили сферы приложения сил молодых специалистов. Сегодняшнее социально-экономическое положение России, приведшее к падению уровня жизни значительной части населения, общему ухудшению условий труда и занятости, оказало самое негативное влияние на положение студентов в обществе

Наиболее соответствующая возрастным особенностям форма социализации студентов - это профессиональное самоопределение, являющееся основной и центральной составляющей целостного личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение - это активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержаниепрофессионального самоопределения студентов - осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка. [5].

Таким образом можно сделать вывод, что внутриличностный конфликт это конфликт происходящий в внутреннем сознании личности. Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения наверное один из самых распространенных внутренних конфликтов который испытывает человек в своей жизни. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности.

Методология и результаты исследования

Главной гипотезой исследования явилось представление о том, что с внутриличностный конфликт в структуре самоопределения студентов - это проблема с которой сталкивался каждый студент, и от решения этой проблемы, внутренней борьбы, зависит в будущем гармоничное развитие личности студента.

Для исследования были выбраны студенты старших курсов, которые уже прошли производственную практику в учреждениях различных форм собственности, ознакомились с будущей профессией и закрепили теоретические знания полученные в ходе обучения практическими навыками в ходе производственной практики. Выборка составила 20 человек, студенты очного отделения Северо-восточного федерального университета им. М.К.Аммосова в возрасте от 20 до 23 лет.

Были выбраны следующие методики: методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе), методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбеля).

Опросник содержит 60 утверждений и предназначен для оценки уровня тревожности как одного из показателей адаптированности работника профессиональной деятельности.

Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 1

Таблица 1 - Результаты исследования по методике измерения уровня тревожности

Шкала тревоги Количество студентов

40-50 очень высокий уровень тревоги 1

25-40 высокий уровень тревоги 2

15-25 средний уровень тревоги с тенденцией к высокому 3

5-15 средний уровень тревоги с тенденцией к низкому 8

0-5 низкий уровень тревоги 6

Как видно из таблицы, у большинства опрошенных уровень тревоги низкий или средний с тенденцией к низкому, это связано с тем что испытуемые студенты старших курсов у которых нет особых проблем с адаптацией и уровень их тревожности из-за самооценки крайне низок, если их сравнивать со студентами первых курсов. Данная методика будет важна для корреляции с другими методиками и сравнения уровня тревоги, уверенности в себе на профессиональное самоопределение.

Следующий метод, методика для диагностики учебной мотивации студентов. Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина.

Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 2

Таблица 2 - Результаты исследования по методике для диагностики учебной мотивации студентов

Шкала тревоги Количество студентов

Коммуникативные мотивы 2

Мотивы избегания 1

Мотивы престижа 5

Профессиональные мотивы 5

Мотивы творческой самореализации 2

Учебно-познавательные мотивы 3

Социальные мотивы 2

По результатам можно отметить что большинство студентов мотивированы тем что хотят быть лучшими, не только в учебе, но и потом будучи специалистом, об этом свидетельствуют высокие мотивы престижа и профессионального мотива.

Хочется отметить, что студент с высоким уровнем тревоги так же показал в данном тесте и высокий уровень мотива избегания, для него были характерны высокие баллы по этим утверждениям методики:

— Чтобы не отставать от друзей;

— Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке;

— Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу;

— Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

Все это может характеризовать его как очень требовательного к себе человека, или человека который постоянно находится под давлением родственников, однокурсников, и самого себя, с постоянным внутриличностным конфликтом.

Следующий метод изучения статусов профессиональной идентичности представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Метод изучения статусов профессиональной идентичности

Статусы ПИ Суммы баллов Степень выраженности статуса Ответы студентов

Неопределенное состояние профессиональной идентичности 0-3 Статус не выражен -

4-7 Выраженность ниже среднего 1

8-11 Средняя степень выраженности 1

12-15 Выраженность среднего уровня 1

16- баллов или выше Ярко выраженный статус -

0-4 Статус не выражен -

Навязанная 5-9 Выраженность ниже среднего 1

профессиональная 10-14 Средняя степень выраженности 2

идентичность 15-19 Выраженность среднего уровня 2

20 баллов и выше Ярко выраженный статус 1

0-4 Статус не выражен -

Мораторий (кризис выбора) 5-9 Выраженность ниже среднего -

10-14 Средняя степень выраженности -

15-19 Выраженность среднего уровня 1

20 баллов и выше Ярко выраженный статус -

0-2 Статус не выражен -

Сформированная 3-5 Выраженность ниже среднего -

профессиональная 6-8 Средняя степень выраженности 3

идентичность 9-11 Выраженность среднего уровня 4

12 баллов и выше Ярко выраженный статус 3

У 3-х студентов вышло неопределенное состояние профессиональной идентичности, у них он варьируется от ниже средне выраженного до выраженности среднего уровня. Такие результаты бывают у студентов, которые не имеют точных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Это показывает то, что при выборе профессии выпускник не осознавал важность выбора будущей профессии. В такой ситуации большую роль играют родители и школа.

6 студентов вышло навязанная профессиональная идентичность.

Такой результат показывает студент, который выбрал свою будущую профессию ориентируясь на мнение родителей, родственников и друзей. Большое влияние сделали родители или друзья. У таких студентов есть представление о своём профессиональном будущем, но будут ли после выпуска работать по профессии неизвестно. В будущем такой выбор может привести к плачевным результатам.

1 студент показал Мораторий (кризис выбора), у которого наблюдался высокий уровень тревоги и мотива избегания.

Такой результат говорит о том, что человек все еще не определился с выбором профессии. Такие студент думают о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные

профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения.

Сформированная профессиональная идентичность - 10 студентов. Такой статус характерен тем студентам, которые осознанно выбрали свою будущую профессию. У таких людей пристывает уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.

Заключение

В конце исследования можно сделать следующие выводы: Исследование подтвердило гипотезу с внутриличностным конфликтом сталкивался каждый, те кто преодолели в себе это, сейчас чувствуют себя комфортно и им легче с профессиональной самоидентификацией, это подтверждается тем, что студенты у которых низкий уровень тревоги и высокий уровень самооценки, а так же отсутствуют мотивы избегания, у них сформированная профессиональная идентичность.

Респонденты имеющие высокий уровень тревоги и высокий уровень мотива избегания, показывают кризис выбора, такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем.

Люди встречаются с внутриличностными конфликтами на протяжении всей своей жизни. Важно помнить, что такие конфликты нужны для развития и самосовершенстовавания. Если внутриличностная конфликтная ситуация протекает на фоновом уровне, внутриличностный конфликт необходим. Недовольство собой, критическое отношение к себе заставляют человека стремиться к самосовершенствованию, тем самым человек наполняет смыслом не только свою жизнь, но и улучшает окружающую действительность.

Ссылки на источники

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c

3. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. Санкт-Петербург: Питер, Питер пресс, 2018. - 574 с

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 5-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2015. 336 с.

5. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c

References to sources

1. Andreeva G. M. Social Psychology: Textbook for universities / G. M. Andre Eve. M.: Aspect Press, 2017 .-- 363 p.

2. Bolotova A.K. Developmental Psychology and Developmental Psychology: A Training Subject / A.K. Bolotova, O.N. Molchanova. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2017 .-- 526 c

3. Grishina, N. Psychology of conflict: a training manual / Natalia Grishina. St. Petersburg: Peter, Peter Press, 2018 .-- 574 s.

4. Zeer E.F. Psychology of professions: a textbook for university students. 5th ed., Revised., Ext. M .: Academic project; Peace Foundation, 2015.336 s.

5. Kotova IB General Psychology: Textbook / IB Kotova, O.S. Ka-narkevich. M.: Dashkov and K, Academic Center, 2016. - 480 c

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.