Научная статья на тему 'ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
580
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
внутриличностный конфликт / профориентация / профессиональное самоопределение / психологические особенности личности / молодежь. / intrapersonal conflict / career guidance / professional self-determination / psychological charac- teristics of personality / young people.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью, из-за всего этого современный человек испытывает внутриличностный конфликт при выборе пути своего профессионального самоопределения. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF- DETERMINATION

The article is devoted to the problem of professional self-determination of youth. Since the professional future of a person in a post-industrial society is characterized by uncertainty and dynamism, individual career paths are very varied and multidimensional, because of all this, a modern person experiences an intrapersonal conflict when choosing the path of his professional self-determination. In this regard, the study of the psychological characteristics of these processes is becoming very relevant.

Текст научной работы на тему «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

<<шушетим~дау©мак>>#2(1!4)),2©2© / PSYCHOLOGICAL sciences

159

Семенова Елена Анатольевна

Магистр,

Департамент психологии и образования, школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г.Владивосток DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11254 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Semenova Elena

Master,

Department of Psychology and Education, School of Arts and Humanities,

Far Eastern Federal University, Vladivostok

INTRAPERSONAL CONFLICT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-

DETERMINATION

Аннотация.

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью, из-за всего этого современный человек испытывает внутриличностный конфликт при выборе пути своего профессионального самоопределения. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.

Abstract.

The article is devoted to the problem ofprofessional self-determination of youth. Since the professional future of a person in a post-industrial society is characterized by uncertainty and dynamism, individual career paths are very varied and multidimensional, because of all this, a modern person experiences an intrapersonal conflict when choosing the path of his professional self-determination. In this regard, the study of the psychological characteristics of these processes is becoming very relevant.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт; профориентация; профессиональное самоопределение; психологические особенности личности; молодежь.

Keywords: intrapersonal conflict; career guidance; professional self-determination; psychological characteristics of personality; young people.

В качестве актуальности выбранной темы исследования можно обозначить огромную значимость выбора будущей профессии в жизни человека. Профессиональная деятельность дает возможность человека реализовать свой потенциал, жить в гармонии с социумом, расти как личность и профессионал, развивая свои способности. Профессиональное самоопределение происходит как правило в юношеском возрасте как часть процесса взросления и социализации личности. В этот период происходит фактическое принятие решения о будущей профессиональной деятельности. Однако вместе с тем личность выбирая свою будущую профессию испытывает и внутриличностный конфликт, обусловленный внутренними переживаниями. Это этап, при котором важно не просто выбрать направление будущей профессиональной подготовки, а сопоставить этот выбор с интересами, склонностями, мотивацией, ценностными ориентациями, способностями, темпераментом, состоянием здоровья, потребностями общества, рынка в той или иной профессии. Неверный первичный профессиональный выбор может затруднить процесс социализации, профессионализации личности, привести в дальнейшем к кризисам профессионального становления и не всегда конструктивным способам преодоления данных кризисов. Все эти факторы

провоцируют определенный стресс при профессиональном самоопределении личности. Все эти тезисы подкрепляют актуальность изучения проблемы внутриличностного конфликта при профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение личности затронута в работах Абульхановой-Славской К. А., Божович Л.И., Зеера Э.Ф., Климова Е.А., Кудрявцева В.Т., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., и др. Сущностью профессионального самоопределения по мнению Н.С. Пряжникова является поиск и нахождение личностного смысла в трудовой деятельности [3].

Климов считает что, существует два уровня профессионального самоопределения: гностический уровень в виде изменения сознания и самосознания личности и практический уровень в виде конкретных изменений социального статуса личности [3].

Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа - выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Однако когда два или больше мотивов сталкиваются и не могут быть удовлетворены одновременно, мо-

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>>#2(1!4)),2©2©

160

жет возникнуть внутриличностный конфликт. Поэтому для нас важно знать, каким мотивами руководствуется оптант, чтобы прогнозировать и диагностировать конфликтную ситуацию.

Существует несколько групп мотивов, которые выстраиваются в иерархию в зависимости от социальных и экономических изменений в жизни общества, культуры и поведения. Даниличева и Балакирева выстраивают следующую иерархию мотивов выбора профессии: материальные, социальные, моральные, престижные, профессиональные и познавательные, утилитарные, творческие, эстетические [3]:

Материальные - стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы.

Социальные - такие, как, например, желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями.

Моральные - приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться.

Утилитарные - возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, лёгкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры родных, друзей, знакомых.

Творческие - возможность быть оригинальным, творческим, неповторимым.

Престижные - стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых».

Эстетические - стремление к красоте, гармонии, желании работать по специальности, связанной созданием красивого, возвышенного.

Что касается конфликта то это - столкновение сторон, мнений, сил. Большое количество учёных пытались дополнить первоначальное определение конфликта. Л. Козер полагает, что конфликт есть один из видов социального взаимодействия, борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которых оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. А. Здравомыслов считает, что конфликт - «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. По мнению Д. Майерса конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий и целей.

А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский выделяют следующие признаки конфликта и отмечают, что это:

— предельный случай обострения социальных противоречий;

— форма отношений между субъектами социального действия по поводу разрешения острых противоречий;

— поведенческий антагонизм;

— открытая борьба социальных субъектов, способ взаимодействия;

— воспринимаемая несовместимость действий и целей.

Одним из первых заговорил про внутрилич-ностный конфликт З. Фрейд, который выделил три структуры личности - Оно, Я и СверхЯ, он считал что между аффективным, животным Оно и социальным, моральным СверхЯ всегда существую противоречия, которые либо уравновешиваются Я, либо переходят в невротические состояния.

Рассматривая внутриличностный конфликт, можно прийти к выводу что у каждого автора своя точка зрения на это понятие.

Таким образом, внутриличностный конфликт - это выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее её противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. По итогам исследования можно сделать вывод, что внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения практически неизбежен, так как личность выбирая свою будущую профессию испытывает внутрилич-ностный конфликт, обусловленный внутренними переживаниями.

Список литературы

1. Вяткин А. П. Модификация «Я-концеп-ции» у студентов в процессе обучения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. №3. С. 133-139.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2015. 336 с.

3. Трушников Д.Ю. Актуальные вопросы современного образования: монография / под. ред. Д.Ю. Трушникова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С.179-194.

4. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1. С. 118120

5. Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 1. С. 105-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.